Складка - иллюстрации

Аватар пользователя Adso
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Вводные замечания: Мне пришлось отвлечься от темы складки. Но теперь я смог вернуться к ней. У меня появилось первое ощущение, что я начал понимать некоторые смыслы этого концепта. Поскольку концепт складки применим в огромном количестве ситуаций, в разных аспектах этих ситуаций и с различных точек зрения, я далек от того, чтобы дать ему полноценное определение. Нет - лишь небольшие иллюстрации. И затем - несколько вопросов для тех, кому интересна эта тема.

Основные моменты: Чтобы немного представить себе сложность понятия, посмотрите на то, как В.Подорога делает небольшую (и далеко не полную) классификацию возможных видов складок, которую я еще предельно укоротил (лучше смотрите оригинал - список литературы в конце):

  1. Пассивные складки материи.
  2. Активные сгибы души, отражающие её пластичные силы.
  3. "Линия inflexion - это вид складки/сгиба, но высшей... она - идеальная Складка".

Отношения: Делез рассматривает концепт складки в связи с другими концептами:

  • Событие
  • Внешнее-внутреннее
  • Непрерывность-разрыв
  • Точка зрения
  • Различие, которое различает
  • Вариация и перспективизм
  • Мировая линия
  • Перцепция, перцепт
  • Пластичные силы и воля (сгиб души)

Ниже я попробую проиллюстрировать инфлексию на упрощенном примере. Видимо, правильным будет считать что, если этот пример достаточно хорошо описывает связь с перечисленными концептами, то он действительно имеет отношение к концепту складки.

Пример 1: встреча

Многие, возможно, сталкивались с такой весьма типичной ситуацией. Идет человек по улице. Навстречу идет другой человек. Он ещё далеко и освещение не самое лучшее. Пока можно разглядеть только силуэт и незначительное количество деталей. Но в некоторый момент происходит "узнавание". Деталей становится достаточно, чтобы определить во встречном хорошо знакомого человека. В этот момент ситуация кардинально изменяется. Поскольку к встречному наш герой испытывает симпатию, он начинает улыбаться. Он слегка задумывается в ожидании встречи - появляются варианты для начала беседы. Но, задумавшись, он часто бросает взгляды на знакомого. Возможно, уже создать все более детальное представление о встречном. И вдруг опять наступает момент, когда совершенно очевидно - обознался. Замешательство и прочие чувства героя можете описать дальше сами по собственному усмотрению.

Комментарии: Важно прояснить детали ситуации в отношении некоторых моментов:

  • Точка зрения - в примере она плавно изменяется.
  • Непрерывность. В процессе движения точка зрения изменяется, и различаемые детали проясняются достаточно равномерно.
  • Событие - разрыв непрерывности. Есть точка, где плавное и непрерывное изменение приводит к радикальному переворачиванию-изменению ситуации. Состояния до и после во многом несоизмеримы. Хотя изменение точки зрения даже в этот момент достаточно плавное.
  • Внутреннее-внешнее - реальная встреча и общение с хорошим знакомым человеком создает некоторый мир, внутри которого мы находимся во время контакта. Поэтому событие узнавания - это точка на Мировой линии, в которой эта линия плавно, по касательной пересекает границу раздела на внешнее и внутреннее.

Это очень простая ситуация и у меня всё ещё есть сомнения, является ли она полноценным примером складки. Но, кажется, важные моменты она проясняет. В дальнейшем, я попробую описать более сложный пример, а пока хотелось бы вынести на суд этот упрощенный.

Вопросы к примеру 1:

  • Имеет ли эта ситуация отношению к тому, что Делез называл складкой?
  • В частности, мне пока не ясно как здесь иллюстрируется различающее различие?
  • Насколько полно, по-вашему, этот пример иллюстрирует концепт складки?
  • Связана ли эта ситуация с пластичными силами души и волей? Если связана, то как?
  • Возможно, скоро вернусь к вопросу о диалектическом синтезе

Пока дописывал пример и коннотации, кажется, понял почему сразу не увидел различающего различия. Пример слишком упрощен. Смысл вот в чем: если бы иллюстрация содержала больше деталей, легче было бы увидеть, как главное различие на внешнее-внутреннее задает возможность для дальнейших различий. Если мы еще с внешней стороны, то мы можем различать только специфические внешние различия, которые рассеиваются, когда мы переходим главную границу разделения. Обратное верно для внутреннего и так далее. Каждая граница-различие создает новые возможности, но также многие возможности и закрываются.

Литература и ссылки

  • Ж.Делез. Складка. Лейбниц и барокко.
  • В.Подорога. Ж.Делез и линия Внешнего. Послесловие к "Складка. Лейбниц и барокко".
  • А.Бадью. Делез "Шум бытия".
  • И.Карцев, Жиль Делез. Введение в постмодернизм.
  • А.Грицанов. Складка. Энциклопедия "Постмодернизм".
  • http://gaspariann.livejournal.com/18153.html