О вкладе Фридриха Ницше в формирование современной онтологии (размышления над текстом лекций М.Хайдеггера о Ф.Ницше)

Аватар пользователя Алексей Ивакин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

{62} Издавна вопрос «Что есть сущее?» - это весь вопрос философии [5, с.2]. Так лаконично и категорично определяет Мартин Хайдеггер предмет философии, и, тем не менее, с этим трудно не согласиться: действительно вопрос о бытии всего сущего является и исходным, и «сквозным» среди всех других вопросов философии. Но если это так, то при исследовании философского творчества того или иного мыслителя за любым кружевом его слов и символов всегда можно и нужно увидеть попытку ответить на этот один-единственный вопрос. И это требование в полной мере относится и к исследователю философского наследия Ф.Ницше, прячущего свои мучительные поиски ответа на данный вопрос за иносказаниями, эпатажем и показным цинизмом.

В самом начале своих лекций о Ницше Хайдеггер требует от своих слушателей, чтобы две центральные идеи Ницше - идею «воли к власти» и идею «вечного возвращения того же самого» - они понимали в самом тесном их единстве.

Однако для некоторых философов сама задача единения таких, на первый взгляд, взаимоисключающих идей кажется неразрешимой. Так, например, немецкий философ Альфред Боймлер, кстати – один из идеологов немецкого фашизма, был уверен, что эти две идеи Ницше совершенно несовместимы, поскольку учение о вечном возвращении означает прекращение становления [5, с.10].

Итак, всё сущее находится в постоянном изменении, и причиной и выражением этого у Ницше выступает «воля к власти», бытие же сущего остается при этом тем же самым – единым и неизменным, и это Ницше выражает в форме идеи «вечного возвращения того же самого». Как же, действительно, совместить эти два утверждения?

{63}Очевидно, что проблема эта сугубо диалектическая, но, к сожалению, далеко не всегда диалектическими были и являются попытки ее решения. Одна из форм попыток подобного рода – и А.Боймлер является типичным ее представителем - заключается в том, чтобы, вместо того, чтобы решать противоречие между единством, самотождественностью мира и его постоянным изменением, попробовать от этого противоречия просто взять и избавиться, то есть, оставив одну из его частей, умалить или полностью отбросить другую. В таких случаях и сама проблема начинает уже звучать как формально-логическая альтернатива: «либо - единство мира, либо - его развитие».

С искушением при решении данной проблемы игнорировать ее диалектическую суть столкнулись уже великие создатели европейской философии. Так Парменид, автор категории «бытие», пытался убедить всех в том, что внимание следует обращать только на единство мира, на его устойчивость и самотождественность. В этом случае движение становится всего лишь ничтожной подробностью бытия и даже более того – некоей чувственной иллюзией.

Возьмем на себя смелость проиллюстрировать парменидовское решение с помощью следующего простого примера. Зададим себе вопрос: вода в аквариуме, будь она слишком холодной или же – слишком горячей, она ведь всё равно остается той же самой водой, не правда ли? Правда-то правда, но… только с точки зрения физика или химика, но никак не с точки зрения живущих в этом аквариуме рыбок. Точно так же и точка зрения Парменида есть не что иное, как позиция мыслителя, озабоченного пониманием того, каков мир сам по себе, а не с точки зрения живущих в нем людей.

Впрочем, вряд ли Парменид мог полностью игнорировать позицию и интересы человека. Хочется думать, что, настаивая на единстве и единственности бытия, он тем самым и людей призывал жить не чем-то преходящим, ложным и мелким, а быть причастными к тому, что является настоящим, неизменным, правильным, вечным.

По крайней мере, именно такой, можно сказать, - этический, оттенок парменидовской глубинной неизменности бытия и лег в основу формирования платоновского миропонимания. Правда, в отличие от Парменида, Платон, разделил единый мир надвое. Единство, тождественность он поместил в один мир, а текучесть и изменение – в другой. Один мир он, как и Парменид, назвал бытием, а другой, чтобы его не отождествляли с абсолютным небытием, он предложил называть «иным бытия» [4, с. 382-385]. Свое принципиальное согласие с Парменидом Платон выразил так: первый мир, идеальный, это - настоящий, истинный, а второй, материальный, – ненастоящий, неистинный мир.

Эта схема строения бытия на многие века определила мировоззрение множества людей, и, в первую очередь, – христиан. И платоновское влияние в данном случае вряд ли можно назвать плодотворным: в логическом плане потому, что, как уже было сказано, Платон отказался

{64}от идеи единства мира, а в мировоззренческом плане - потому, что многие отцы христианской церкви использовали учение Платона для воспитания у верующих презрения к земному миру, призывая, вместо улучшения, преобразования его, возлюбить мир иной – мир небесный. Заметим, что сам Платон не был столь категоричен в абсолютном противопоставлении мира материального, чувственного - миру идеальному, сверхчувственному. В противном случае было бы непонятно то исключительное внимание, которое он уделял возможности идеального государства, которую он очень надеялся и пытался, хотя бы частично, превратить в действительность именно в этом материальном, «ненастоящем» мире.

Обратимся, однако, к тому из великих философов, кто сумел избежать искушения упростить рассматриваемую нами здесь проблему, - к Гераклиту. Правда, Гегель считал его всего лишь своеобразной «диалектической половинкой» Парменида, поскольку Гераклит, якобы, в качестве антитезиса противопоставил «бытию» Парменида – «становление», то есть вечное движение. Такое искусственное противопоставление Гегель сконструировал в угоду своей логике, причем даже вопреки тому, что Гераклит жил и мыслил исторически раньше, чем Парменид.

Опровержение данного гегелевского логического схематизма неоднократно звучало в истории философии. И, действительно, Гераклит на самом-то деле как раз и был тем первым философом, который интуитивно прочувствовал, а затем и сформулировал, единство самотождественности и вечного становления космоса. Существует немало различных трактовок гераклитовского понимания единства Логоса и Огня, и весьма знаменательно то, что большинству из своих комментаторов Гераклит не дал повода усомниться в том, что он, утверждая идею присущего миру вечного движения, пытается в то же время соединить её с идеей единства мира. Можно даже сказать, что Гераклит оставил нам столь гениальную в своей внутренней логичности схему соотношения устойчивости и изменчивости Мира, что она до сих пор не теряет актуальности, а наоборот, - постоянно порождает желание философов возвращаться к ней на каждом из новых витков развития человеческого знания и практики.

Если говорить более конкретно, то преимущество философского учения Гераклита над учениями Парменида и Платона состоит в том, что обозначенную выше онтологическую проблему он решает глубоко диалектично: Логос в его учении проявляет себя и как неизменно, вечно существующее Слово, образно говоря, - своеобразный План последовательности перевоплощения Огня в форму воды, воздуха, земли и снова огня, и как Деяние (именно так переводит Гёте слово «Логос» в Евангелии от Иоанна [1, с. 81-82]), то есть как сам закономерный процесс этого последовательного формообразования. Таким образом, Гераклиту, в отличие от других философов, удалось решить проблему систем-

{65}ного тождества неизменного бытия и вечно становящегося сущего. И это его решение стало заодно и началом создания диалектики как логики и методологии познания.

Вслед за Хайдеггером обратим внимание на то, что Ницше, считавший Гераклита самым близким себе по духу античным философом, его философию правильно понять так и не сумел, оставшись фактически под влиянием авторитета Гегеля. Но вот, если соединить две указанные идеи Ницше, утверждает Хайдеггер (идею того, что бытие есть воля к власти, и идею вечного возращения жизненных циклов всегда к одному и тому же), то мы получим принципиально иную логическую схему бытия, схожую со схемой подлинного, а не гегелевского, Гераклита.

Да, действительно, диалектическое решение данного вопроса оказывается очень сложным. И самое интересное то, что с необходимостью обдумывания его приходится сталкиваться любому мыслящему человеку. Так, в дневнике молодого В. И. Вернадского есть такая запись: «если есть Абсолют, то нет развития».

Наверно, Вернадскому не хотелось оказаться в одной компании с Парменидом и особенно – с Зеноном. Однако как знать, не хуже ли оказаться в одной компании с Кратилом, то есть со скептиками и релятивистами? Ведь, если мы отказываемся признать диалектическое тождество Абсолюта с вечным движением становления, то мы действительно можем оказаться либо перед необходимостью догматического отрицания движения (вопреки практической очевидности его наличия), либо - перед необходимостью абсолютизации факта движения, что не позволяет признать ни самотождественности мира, ни, соответственно, возможности его познания.

Из сказанного можно понять, почему Хайдеггер считает, что при понимании вышеуказанных идей Ницше нам так важно иметь в виду глубинную направленность его философии на переиначивание, переоценку всех традиционных ценностей. Ведь главная ценность, более всего вызывающая яростное возмущение Ницше, – это как раз платоновский потусторонний, праведный, настоящий мир. «Согласно Ницше основное положение морали, христианской религии и определяемой Платоном философии звучит так: этот мир ни на что не годен, должен существовать «лучший» мир, который лучше этого, погрязшего в чувственности, над этим миром должен быть «истинный мир», сверхчувственное. Чувственный мир – лишь кажущийся мир»[5, с. 36].

Поскольку же Платон называет этот идеальный мир истинным, то, с точки зрения Хайдеггера, понятна и причина парадоксального нападения Ницше на истину как таковую.

На первый взгляд, совершенно очевидно, что Ницше противоречит сам себе, когда записывает в своих черновиках такую фразу-установку: «Задача – видеть вещи, как они есть» [5, с. 15]. Как это так – истина отрицается, а вещи мы хотим видеть такими, какие они есть? Однако дело в том, что все разговоры об истине, с точки зрения Ницше,

{66}пусты, если наш единственный мир, в котором мы живем, мы отрицаем. И Ницше можно понять: отрицать мир, в котором мы живем, и стремиться в другой, истинный мир - это все равно, как призывать любить не свою родную, но обладающую определенными недостатками, мать, а некую идеальную мать, так сказать, - эталон матери.

Хайдеггер предупреждает нас о недопустимости прямолинейного и однозначного понимания таких, например, «странных» высказываний Ницше: «Невозможно жить с истиной, "воля к истине" уже есть симптом вырождения…». Если Ницше понять буквально, то вышесказанное звучит чудовищно, но если постараться Ницше понять правильно, то можно увидеть, что за выражением «воля к истине» кроется платоновская воля к «истинному миру» [5, с. 37].

В таком же ключе, считает Хайдеггер, следует понимать и известное выражение Ницше: «У нас есть искусство, дабы мы не погибли от истины».

Это выражение, в первую очередь, означает, что, по убеждению Ницше, чувственное выше и подлиннее сверхчувственного. И у этого мнения, как нам кажется, есть свое рациональное зерно: ведь действительно в любом процессе восхождения от абстрактного к конкретному нельзя останавливаться на этапе погружения к разумному, сверхчувственному, то есть к сущности исследуемой вещи. Чувственно-конкретное как тезис должно быть синтезировано со сверхчувственным, умопостигаемым, как с антитезисом. И синтез этот должен выразиться в теоретически-конкретном знании, являющемся высшей формой чувственного, ибо по завершении восхождения мы в непосредственно воспринимаемом нашими органами чувств предмете «видим» еще и его внутренний смысл, доступный сверхприродному чувству человека, которое мы называем продуктивным воображением или интуицией.

Однако, дело здесь не только в защите правильного понимания роли чувственного в познании (Платон, действительно, эту роль принижал). Важно, подчеркивает Хайдеггер, иметь в виду и то, что Ницше понимает под искусством нечто более широкое, чем это делает обыденное современное мышление. Вспомним, говорит он, что древние греки искусство, наряду с другими произведениями человеческой мысли и человеческих рук называли techne. Но «techne» - это не техника, а то, что противостоит по своему происхождению тому, что греки называли «physis», а именно - творческой силе природы и продуктам ее творения. Значит, «techne» – это творческая сила человека и продукты его творчества.

Отсюда, как нам представляется, буквально напрашивается следующий вывод: человек должен жить не упованием на чудеса, а - творчеством, активно изменяющим нашу, во многом еще убогую, жизнь. Не отказываться от земного мира, не презирать его, а активно изменять его в лучшую сторону. Натура (природа) должна стать культурой. Но это не есть вытеснение одного другим: культура посредством творчества человека формируется как разумная природа. И в конечном счете био-

{67}сфера должна усилиями человека перейти в ноосферу. Многих из названных здесь терминов, Ницше, конечно, не употребляет, но общая направленность его мышления ведет, как нам кажется, именно к этим практическим выводам.

Прежде, чем продолжить анализ онтологических идей Ницше, необходимо сделать еще одно важное добавление к сказанному выше. Соглашаясь с Хайдеггером в том, что мировоззренческое противостояние Ницше Платону способствовало его негативному отношению к категории «истина», мы, тем не менее, не можем согласиться с тем, что в этом состоит основная причина его скептицизма, который Ницше пытался обосновать как свою принципиальную гносеологическую позицию [3, с. 581-590], и который, подчеркнем это, приходит в явное противоречие с его же собственными категорическими утверждениями, в том числе и относительно универсальности феномена воли к власти.

Попробуем теперь вслед за Хайдеггером прояснить онтологический смысл этого самого феномена и понятия – «воля к власти». И способствовать этому намерению будет обращение к его же, Ницше, пониманию жизни. «Жизнь» - это настолько важная категория философии Ницше, что позже даже слилась с ней в ее названии - «философия жизни». Жизнь, уверяет нас Ницше, есть самая известная нам форма бытия. Разве может «быть» что-нибудь мертвое? – спрашивает он, забывая о своем скептицизме. Разве может оно быть, «если сокровеннейшая сущность бытия есть воля к власти»? [5, с. 34]. Таким образом, заметим, что вовсе не об одном лишь человеке, а тем более – не о человеке-политике, идет у Ницше речь, когда он произносит свое знаменитое «воля к власти».

Феномен жизни Ницше понимает очень широко и вовсе не биологически. Он даже так называемое неживое понимает как нечто имеющее силу и направленность. Поэтому есть основание полагать, что «философию жизни» Ницше вполне можно поместить в, казалось бы, чуждое ему русло размышлений Б.Спинозы, Г.Лейбница и Тейяра де Шардена об универсальных характеристиках всего сущего.

Действительно, что хочет сказать нам Ницше словами «перспективное – основное условие всякой жизни»? Вот каким образом излагает Хайдеггер заключенную в этой формуле мысль Ницше: «Ящерица… улавливает в траве еле слышный шорох, но не слышит тут же сделанного пистолетного выстрела. Следовательно, живое существо как бы «истолковывает» свое окружение и вместе с тем – всё происходящее, причем не мимоходом, а в качестве основного процесса самой жизни…» [5, с. 107].

То же самое Ницше считает возможным сказать и о так называемой «безжизненной природе»: и в ней «…соотношение сил и тем самым те или иные связи устанавливаются определенной перспективой».

И отсюда вывод: «Нет никакого неорганического мира» [5, с. 107].

И отсюда - многозначительное вопрошание Ницше в его наброс-

{68}ках, сделанных в 1886-1887 годах: «Основной вопрос: принадлежит ли перспективное к сущности? И, может быть, между различными сущностями существует только некая форма созерцания, некое отношение? Быть может, различные силы находятся в определенном отношении, так что это отношение связано с определенной оптикой восприятия?» И тут же ответ на это вопрошание: «Это было бы возможно, если бы все бытие было бы чем-то принципиально воспринимающим» [5, с. 107].

Бытие, во всех его проявлениях есть жизнь, есть творчество, и поэтому «techne», несмотря на то, что греки, в определенном смысле, противопоставляют его «physis», на самом-то деле есть продолжение творчества природы, его особенная, высшая, разумная форма.

Комментарии

Аватар пользователя Иной

Здравствуйте.
Сожалею. .... Но Платон ......
-----------------
Два замечания по терминологии, но которые разрушают всю понятийно-словесную структуру Вашего текста.
1. Утверждения о единстве (целостности, связи всего со всем) натурального мироздания - беспочвенны.
В натуре нет никаких оснований, из которых следовало бы это утверждение.
Тогда как целостность (связи всего со всем) мировоззрения (т.е. макет мироздания в представлении, и который мы "видим" с закрытыми глазами) и на любом уровне его общности - не вызывает сомнений. А наше "знание" о единстве самого мироздания - есть всего лишь проекция единства наших представлений, формирующих мировоззрение. Т.е., все представления сознания, как физические "объекты", имеют единую меру (т.е. единый физический носитель), иначе они не могли бы быть размещены в одном и том же мозге.
Тогда как единство натурального мира, по аналогии с предыдущим, может организовать некая сущность (первосущность) как единая мера мироздания.
Т.е. и эта "сущность" - есть та же рефлексия единой меры представлений.

2. Чувства и ощущения - разные вещи. Чувств у нас столько, сколько связей между нами (т.е. межчеловеческие связи), тогда как ощущений, как связей с натуральным миром, у нас всего пять.
А во всём Вашем тексте они употребляются как синонимы.
И даже ещё хуже - ощущения подменены чувствами. (Чувственный мир - это только духовный мир. (Добро-Зло, Справедливость, совесть, любовь, соучастие, сострадание и проч., и проч., и есть межчеловеческие связи, т.е. чувства).

Аватар пользователя Алексей Ивакин

И я тоже сожалею, что Ваше внимание привлекли такие пустяки. Выходит, что из-за них рушится весь смысл моей статьи? Ничего себе! Да, к тому же Вы и не правы. Единство мира проявляет себя и в научных исследованиях, и в универсальности философских категорий. Ну, а уж грех отождествления чувств и ощущений, который Вы мне приписываете, прямо-таки непрощённый, с Вашей точки зрения. А ведь "чувства" - это общее название их разновидностей - ощущений, восприятий и представлений, и если я не отождествляю между собой этих разновидностей, то уже все в порядке. Человек обладает разными видами чувственного познания мира: теми чувствами, которые даны ему от рождения, и теми, которые вырабатываются внутри социума (чувство прекрасного и чувство возвышенного). Если первыми обладает каждый индивид,то вторыми - далеко не каждый. Но разве этому посвещена моя статья?
Вообще-то, доложу Вам: я ждал Вашей и других читателей реакций на свою попытку внести свой вклад в решение "вечной" проблемы соотношения устойчивости бытия и изменчивости сущего.

Аватар пользователя Доген

д-аи. В своей последней фоазе вы определили не только "вечность" проблемы, но и ее решение! - "... решение "вечной" преблемы соотношение устойчивости бытия и изменчивости сущего" 1. Устойчивость бытия не зависит от изменчивости сущего. 2. Изменчивость сущего не зависит от устойчивости бытия 3. Устойчивость бытия и изменчивость сущего зависят от своих положений во времени--пространстве. 4. При изменении устойчивости (бытия) изменяется (изменчивость) сущего и наоборот.

  • Проводим эксперимент - ставим бутылку на горлышко, на дно, кладем на бок и достигаем 100% устойчивости бытия бытылки. Предположение: Все объекты Вселенной и сама Вселенная стремятся, посредством "вечного" движения, занять положение, гарантируещее им устойчивость бытия от влияния изменчивой сущности. Изменчивость сущности стремится достичь состояние устойчивости бытия путем своей изменчивости. Вывод: Изменчивость сущности и устойчивость бытия достигнут гармонии при 100% соединении друг с другом, став Единым устойчиво-изменяющимся бытием-сущностью. Что и требоволось доказать. Критика принимается с ув.д.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Но это опять не о статье. Понял лишь то, что для Вас всеобщая проблема соотношения самотождественности бытия и вечного становления сущего вовсе таковой и не является. Уютно же, наверно, живется в мире, в котором всё так просто, как в кувыркающейся бутылке?

Аватар пользователя Доген

Вы правы.Мне никогда не понять самотождественности бытия и вечного становления сущего, но я прекрасно понимаю как достигается физическая и психологическая устойчивость и это важнее для меня, чем заумные ничего не значимые для 7 миллиардов термины. Мир прост как полет бабочки, вы же пытаетесь и не без успеха, превратить его в кошмар. Что вы можете сказать не ссылаясь на те или иные Авторитеты? Что вы можете сказать простым русским языком? Мне ваас жаль.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Взаимно! Я уже написал в своей книге, что порой завидую тем людям, которые живут, не задумываясь над подлинным смыслом жизни. Обычно они живут-себе-поживают под зонтиком глубокомысленного девиза "Смысл жизни - сама жизнь". Меня не удивляет преобладание в мире обыденного сознания, меня беспокоит лишь то, что оно часто приобретает воинственный характер.

Аватар пользователя Доген

Алексей Ивакин пишет:

Взаимно! Я уже написал в своей книге, что порой завидую тем людям, которые живут, не задумываясь над подлинным смыслом жизни. Обычно они живут-себе-поживают под зонтиком глубокомысленного девиза "Смысл жизни - сама жизнь". Меня не удивляет преобладание в мире обыденного сознания, меня беспокоит лишь то, что оно часто приобретает воинственный характер.

 

д.-аи. И что для вас лично подлинный смысл жизни? Не хотите ли вы обязать всех следовать лично вашему единственно подлинному смыслу жизни? Ответьте коротко, без цитат, своим языком! Слабо?

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Подлинный смысл жизни всех людей, вытекающий из человеческой сущности, или, как говорил Платон, эйдоса, - развивать в себе разум и совесть, тем самым в меру своих сил приводя в гармонию собственную душу и доступное окружение. В русле этого общего дела у каждого человека имеется своё собственное призвание или, как говорил философ Григорий Сковорода, - "сродный труд", подчеркивая при этом, что нет большего несчастья, нежели не-сродный труд. Моё призвание - философия. Это довольно редкое призвание. Оно не означает знания того, что, где и когда сказал тот или иной философ. Оно означает постоянные (то радостные, то мучительные) поиски смысла бытия Мира и людей в нем. Без этих вечных поисков не может быть гармонии в моей душе. Что касается "внешней" гармонии, то я горжусь, когда мне говорят, что я хороший муж, отец, дед и прадед, и когда сотрудники кафедры, которой я руковожу, сообщают мне, что на нашей кафедре им работается радостно и плодотворно. Вот это всё в совокупности и есть счастье. Искренне желаю и Вам и всем другим людям обрести общечеловеческое, а внутри него - неповторимое личностное счастье!

Аватар пользователя Дарья

Здравствуйте! Не считаете ли Вы, что Ваши утверждения о смысле жизни человека и утверждение- смысл жизни в самой жизни, неразрывны? Человек не может реализовать свою сущность, развиваться и стремиться к гармонии вне жизни. Значит смысл жизни в самой жизни, а точнее в ее сущности.Само понятие жизни неотделимо от ее смысла. Следовательно жизнь не бывает бессмысленной. Следовательно жизнь ради жизни верное самодостаточное утверждение.
Потом если смысл жизни диктуется сущностью человека и проистекает из , значит его сущность и есть смысл. Опять получается,нет бессмысленной жизни и нет нужды искать смысл, так он это вы. И мы опять приходим к жизни ради жизни.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Здравствуйте, Дарья! Я очень благодарен Вам за комментарий и полностью согласен с Вами. Мне сразу следовало бы уточнить, чего именно я не принимаю в утверждении "Смысл жизни - в самой жизни". Мой опыт показывает, что многими данное утверждение понимается очень абстрактно, поскольку "жизнь" отождествляется ими с "проживанием" отведенного им судьбой времени. В общем, живи, радуйся тому, что живешь и не задавай лишних вопросов! "Мир прост как полет бабочки". Думаю, что ни одна бабочка не согласилась бы с этим утверждением. Поэтому, конкретизируя этот лозунг, или девиз, перефразирую его сейчас вот каким образом: "Смысл жизни - в благой жизни". А что такое благо - это в моем предыдущем ответе на комментарий моего читателя.

Аватар пользователя Сергей Александров

Предлагаю Смысл Жизни рассмотреть в трёх проекциях
А) Смысл жизни сохранить эту жизнь, обезопасить.( граница)
Б) Смысл жизни в преодолении всего и вся , в том числе себя.(поток)
В)Смысл жизни в дарении себя Другим . (простор)
Из такого понимания Жизни и Смысла естественным образом можно выйти на " развивать в себе разум и совесть, тем самым в меру своих сил приводя в гармонию собственную душу и доступное окружение."

Именно из такого понимания Жизни и Смысла можно понять что такое в принципе Разум, Совесть, Гармония. Иначе эти термины повисают в ...воздухе. Нет. В абсолюте? Или в едином? Или в субстанции? Но в общем сами выбирайте где они повисают .

Аватар пользователя Дилетант

Сергей Александров, 27 марта, 2013 - 20:46. http://www.philosophystorm.ru/aleksei_ivakin/3728#comment-43077

А) Смысл жизни сохранить эту жизнь, обезопасить.( граница)
Б) Смысл жизни в преодолении всего и вся , в том числе себя.(поток)

Цитирую сам себя ранее, кажется похоже.

http://www.philosophystorm.ru/diletant/3194 http://www.philosophystorm.ru/files/%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0... свобода живого распространяется 1) от Центра (усвоения) навстречу Необходимым Элементам и, 2) вынося произведённое живым тело за свои пределы, – в окружающее пространство. Во втором случае живое находится в постоянном преодолении своей границы, которую создает растущее тело и свобода распространяется навстречу свободному от элементов (предметов) пространству, где ещё нет координат этого тела, или ломая координаты прежних тел и устанавливая свои.

Аватар пользователя Сергей Александров

Согласен.
Живое это диалектика целостности и открытости.

Аватар пользователя Сергей Александров

Но если это так, то при исследовании философского творчества того или иного мыслителя за любым кружевом его слов и символов всегда можно и нужно увидеть попытку ответить на этот один-единственный вопрос.

Читающий за этим "кружевом слов" прежде всего увидит вопрошающего и "пытающегося ответить". В итоге это не Что, а Кто. "Кто" - вот ответ на основной вопрос. На самом он не метафизический , а антропологический: "Кто я есть?".
Не удивительно что Вы приходите к такому выводу:
"Это было бы возможно, если бы все бытие было бы чем-то принципиально воспринимающим»
А также:

Бытие, во всех его проявлениях есть жизнь, есть творчество, и поэтому «techne»....особенная, высшая, разумная форма.

Но не является констатация восприимчивости и разумности обеднением "Кто"?
Не является ли самозамкнутый на себе, пусть и высший разум, лишь жалкой проекцией "Кто"? Да и как можно воспринимать себя из себя для себя? И какой смысл творить себя? Быть и творцом и тварью?

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Разумеется, вопрос "кто я есть?" присутствует всегда и во всем, что человек делает в своей жизни. Однако подлинная глубина знания может прийти только к тому, кто уразумеет , что для правильного ответа на этот свой вопрос он должен выйти за пределы своего маленького "я" и отчетливо понять, что человек - это мир человека. Говоря об образе жизни пифагорейцев, Гегель с симпатией к ним резюмирует: "Истинная культура не заключается в тщеславном, очень пристальном направлении внимания на себя и в занятии собою как отдельным лицом; оно представляет собою, наоборот, самозабвение, углубление в предмет и во всеобщее; лишь это размышление о самом предмете необходимо, а размышление о себе это - опасная, бесполезная, лишающая нас свободы тревога" (Гегель. Лекции по истории философии. Кн. первая. СПб, 2001. с.228).

Аватар пользователя Сергей Александров

а размышление о себе это - опасная, бесполезная, лишающая нас свободы тревога"

Спасибо. Теперь я знаю, что всё гегелевское философствование это невротическое избегание взглянуть этой тревоге в глаза. Ну что же не у каждого хватает на это мужества. Поэтому больше нравиться Шопенгауэр с его пессимизмом, Ницше с его сумасбродством, Сартр с его отчаянием.
Познай себя!!!
"О как это опасно, бесполезно и тревожно"(Гегель)

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Весь вопрос, Сергей, состоит в мере и приоритете. В великом и уникальном философия ищет универсальное, всеобщее. Всё прочее - это предмет психологии и медицины.

Аватар пользователя Сергей Александров

В великом и уникальном философия ищет универсальное, всеобщее

Я не разу не видел ищущей философии, а Вы?
Ищущего философа , пожалуй отыскать ещё можно.

Весь вопрос, Сергей, состоит в мере и приоритете.

Мера? А не является ли мерой в таком случае сам философ? И что может служить для него приоритетом кроме его собственной жизни, которую он сам проживает, которую он сам выбирает?
Сократовское "я знаю только, то что ничего не знаю" имело чисто антропологический смысл, и выходило из сократовского девиза "познай самого себя". Особенно в этом контесте , кажется гениальным диогеновское "Ищу человека".
Вы задаётесь вопросом что есть всеобщее, универсальное и единое. Что же похвально.
Платон ученик Сократа, сделал роковую ошибку предположив, что всё же есть нечто трансцендентное всеобщее, универсальное,единое. Но правильный ли он сделал вывод из учения Сократа?
Есть ли альтернатива трансцендентности?
Есть.
Всеобщее, универсальное, единое находится не где-то , а между людьми, людьми и Богом, в Троице, между Божественными Личностями.
То есть альтернатива Между... и Там...
Если Между, то это диалог, если Там , то это трансцендентность.
Но альтернатива имеет и другие последствия. На самом деле это альтернатива между Кто и Что.
Кто это обязательно Между Кем-то и Кем-то, а Что это где-то Что-то Там

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Философия в лице философов, математика в лице математиков, поэзия в лице поэтов и т.д. Фигура речи, не более того.
Является ли философ мерой всех вещей? И в том числе мерой самоедства. Да,(по Гераклиту)является, если философ говорит и чувствует от имени Логоса. Таким образом, подлинная мера всех вещей заложена в основном Законе и Программе Бытия.
Очень хорошо, Сергей, сказано Вами: "Всеобщее, универсальное, единое находится не где-то , а между людьми, людьми и Богом, в Троице, между Божественными Личностями". Да, универсальное - всюду, Бытие - рядом с нами и в нас (Dasein). Выходя за свои пределы, человек не покидает себя, а превосходит себя-нынешнего, культивирует в себе Божественное, универсальное. Я не говорю, что познание самого себя, сопряженное зачастую с мучительными страданиями, это - плохо. Но это не самоцель, а всего лишь ухабистый путь к Цели. И ухабы эти и топкие болота нужно преодолеть. Спиноза называл их аффектами. Может быть, я не прав, но мне очень жаль и Кьеркегора и Шопенгауэра, превративших свою жизнь в ад и мазохистски наслаждающихся им. Всё же цель познания самого себя - это познание Мира, и не стоит принимать за Мир свои субъективистские конструкции.

Аватар пользователя Доген

Может быть, я не прав, но мне очень жаль и Кьеркегора и Шопенгауэра, превративших свою жизнь в ад и мазохистски наслаждающихся им. Всё же цель познания самого себя - это познание Мира, и не стоит принимать за Мир свои субъективистские конструкции.

 

д-ск. Философ Корякин! Вы безусловно не правы! уже потому, что "не суди и судим не будешь", ладно, смягчу - вы правы и не правы одновременно. "Все же цель познания самого себя - это познание Мира, и не стоит принимать за Мир свои субъективистские конструкции" - Чушь! если бы вы были действительно философом, а не книжным философом, вы обязательно продолжили бы ... как и свои субъективистские конструкции принимать за истину в последней инстанции. Вот тогда я вас зауважал ...д.

Аватар пользователя Сергей Александров

не стоит принимать за Мир свои субъективистские конструкции.

Полностью с Вами согласен. Но других нет и быть не может. То что предложили древние греки , а именно идею о том, что можно свести всё к единому, лишь удобный конструкт для субъективных конструкций. Я тоже с удовольствием им пользуюсь. Но эта идея как была лишь идеей в головах субъектов , так и останется в них. Идея дома может стать домом, а идею единого я могу только предать голове другого субъекта. И теперь он будет её обмусоливать на свой лад, теша себя, что если он знает, что всё едино, он царь и бог.
Вот и я говорю, что всё едино, и всё есть Диалог и средства диалога.

Аватар пользователя Дилетант

Сергей Александров, 28 марта, 2013 - 09:02 http://www.philosophystorm.ru/aleksei_ivakin/3728#comment-43122

Всеобщее, универсальное, единое находится не где-то , а между людьми, людьми и Богом,

Это "отношение", представленное током, потоком, связью, взаимодействием, которое тождественно самому себе, потому что между двумя (явлениями, сторонами отношения) есть только одно, соединяющее их и разъединяющее их.
Отношение, видимо, и выступает в качестве основания сравнения, результатом которого (сравнения) является нам разность сторон (форм) отношения. Если разность равна нулю, то наблюдается равенство (тождество) форм в пространстве, но поочерёдность, противопоставление в последовательности (смены состояний предмета). Предмет постоянен.
Если разность не равнв нулю, то предмет находится в динамике, изменении.

Аватар пользователя Сергей Александров

Если разность равна нулю, то наблюдается равенство (тождество) форм в пространстве, но поочерёдность, противопоставление в последовательности (смены состояний предмета). Предмет постоянен.

Зачем Вы смотритесь в зеркало? Ведь разность между Вами и Вашим отражением равна нулю. И тем не менее отношения возникают, и не только физические, но и психические.

Аватар пользователя Дилетант

смотритесь в зеркало? Ведь разность между Вами и Вашим отражением равна нулю. И тем не менее отношения возникают,

По какому основанию (отношению) Вы определили в ДАННОМ случае нулевую разность? По потоку света. Изменения в предмете "оригинал-отражение" нет. В противном случае (разность не равна нулю) получили бы непосредственное влияние отражения, скажем, на рост волос.

тем не менее отношения возникают, и не только физические, но и психические.

В каждом конкретном отношении надо отыскать именно его две стороны.
Например, я двигаю зеркало рукой: поток, движение связывает два явления - меня (оригинал, предмет, сторона отношения) и зеркало (предмет, сторона отношения). Разность в предмете "я-зеркало" не равна нулю, потому что зеркало меняет свои координаты относительно меня. Изменение в предмете "я-зеркало" есть.
Примерно так...

Аватар пользователя Доген

дилетанту а-ууу!!! куда зайчик сбежал?

Аватар пользователя Сергей Александров

В зеркало Вы смотритесь , чтобы понять кто Вы есть. И зеркало некоторые аспекты Вашей уникальности может осветить. Так и другим Вы отношение выстраиваете , чтобы понять кто Вы есть. Другие для Вас типа зеркала, если хотите и разности потенциалов, как Вам удобнее.

Аватар пользователя Дилетант

Сергей Александров, 28 марта, 2013 - 20:28

Так и другим Вы отношение выстраиваете

Возьмём предлагаемую Вами разность потенциалов, имеющуюся в известном элементе - батарейке. Потенциалов - два, а ток в цепи, соединяющей эти потенциалы - ОДИН, отношение ОДНО. И "выстроить" из этого отношения - одного - я ничего не могу, только использовать его для сравнения этих двух потенциалов (получения разности), которую могу использовать для совершения какой-либо работы в другом устройстве.
То есть, я могу "взять" этот ток из одного полюса (батарейки) и пропустить его через другой предмет (со своим током), но обязан вернуть на другой полюс одного предмета (батарейки).
По "дороге" этот ток может толкать атомы и заставлять их испускать фотоны, кванты электромагнитного излучения, которые связывают своим потоком другие атомы, создавая между первыми и вторыми также отношение, которое я могу использовать в качестве источника освещения.
То есть, я могу выстроить (использовать) последовательность отношений (множественное число), но никак не одно (выстроить).
Таким образом, когда говорим, что между "я" и зеркалом есть (одно) отношение, то это (предполагаемое) отношение знаков (названий, форм), которое опосредовано через длинную цепочку физических (может и неизвестных ещё) отношений и которое (предполагаемое отношение) ещё предстоит выстроить. А мы же, ничтоже сумняшеся, заявляем о нём, как уже понятном и очевидном отношении.
Ни в коем случае не на Ваш личный счёт. Спасибо.

Аватар пользователя Сергей Александров

Никак не пойму проблемы.

Аватар пользователя Stay

На самом деле это альтернатива между Кто и Что.

Супер.

Аватар пользователя bravoseven

Алексей Аркадьевич,

пифагорейцев, Гегель с симпатией к ним

Странный аргумент, типа - Хайдеггер симпатизировал Гитлеру. Но мы же их любим не за это, правда?

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Какой же это аргумент? Это просто констатация схожести взгляда на тот или иной философский вопрос. Симпатия философа к другим философам, впрочем, как и антипатия, - дело обычное. Хотя Вами, bravoseven, затрагивается и несколько иная форма симпатии, но и здесь в основе ее со стороны философа остается одобрение в том или ином, иногда даже - одиозном, политике некоторой философской нотки, которая позже может оказаться и фальшивой. Э.В.Ильенков симпатию к В.И.Ленину выражал не за его политику, а за его критику метафизики позитивизма с позиций диалектики.

Аватар пользователя bravoseven

Алексей Аркадьевич,

некоторой философской нотки

Мне показалось, что именем Гегеля Вы легитимируете "нотку" его пифагорейства. Я - против, потому что точно так же можно легитимировать "нотку" фашизма именем Хайдеггера. (За Ильенкова не скажу, не читал). Я к тому, что спорные "нотки" стоит как-то отделять от шедевра мастера. Нас же читают не только старики, но и женщины, и даже дети!

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Ну, а если бы этот Хайдеггер был не философ, а математик. Тогда читающий его математик все равно должен был бы обозвать его фашистом? Странные вещи какие-то Вас беспокоят. Философы должны заниматься философией. Хайдеггер - великий философ, и мне, читая его, следует отвлекаться от его политических пристрастий. К тому же, я считаю, что он не покривил своей совестью в той мере, в какой это делали многие советские философы. Недоброе это дело - поиски и преследование ведьм.

Аватар пользователя bravoseven

Алексей Аркадьевич,
Ну дык, и я о том же. Пифагорейство и фашизм - зло, несмотря на симпатии некоторых философов. Консенсус, типа.