Аркадий Гуртовцев. Человек, бактерии, вирусы. Борьба царств

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев
Систематизация и связи
Эволюционизм
Диалектика
Философия науки и техники
Наука и техника
Другое

 

        Для тех, кто любит бактерий и вирусов, а также других больших и малых творений природы (некоторые упорно называют их "божьими тварями", но я, как материалист и атеист, предпочитаю их называть "природными тварями": кстати в книге есть большой раздел о том, каковы религиозные взгляды на природу эпидемий и методв борьбы с ними - с ними будет полезно ознакомиться не только ученым, но и верующим), но не хочет стать их жертвой, имеется прекрасная возможность значительно расширить свой кругозор и подискутировать на эту тему. Я добросовестно и глубоко занимался этой темой на протяжении 10 месяцев 2020 г. (проанплизировал сотни первоисточников, хотя прямо в тексте и не давал на них прямых ссылок, чтобы не обременять читателя).

        Надеюсь, найдутся люди, которым мой труд принесет определенную пользу, а то и поможет защить их здоровье в эпоху пандемии. У меня не было возможности представить мою новую книгу на сайте "Философский штурм" в полном объеме (с илюстрациями, ибо редактор сайта этого не позволяет сделать - игнорирует мои картинки), но текст я все-таки разместил в отделе "книги". Можете там почитать, а, если захотите, то и покритиковать меня (на Философском штурме это любят делать - каждый мнит себя "знатоком", даже называя себя дилетантои, диванным философом или диалектиком). На здравомыслящие комментарии я всегда отвечаю, а на бессмысленные, глупые, невежественные или агрессивные - увольте (не всегда их удаляю - пусть здравомыслящая публика оценит "разум" самого комментатора в сравнении с мыслями автора, ведь не все комментаторы понимают, что они чаще всего оценивают не авторское произведение, а самих себы раздевают догола перед публикой). Ниже даю аннотацию к книге.Желающие прочесть хорошо структурированный текст вместе с иллюстрациями и подрисуночными текстами могут легко найти эту мою работу в интернете в форматах DOC, PDF. Желаю серьезного чтения!

 

Аннотация

Гуртовцев Аркадий Лазаревич. Человек, бактерии, вирусы. Борьба царств/ Разум и наука в борьбе с бактериальными и вирусными эпидемиями и пандемиями. – Минск, Интернет-издание, 2020. - 65 стр. с илл. (формат А4, 222 тыс. знаков)

 

        Эволюция жизни на Земле привела за последние 4 млрд лет к образованию многочисленных типов и видов живых организмов, начиная с одноклеточных прокариотов (бактерий) размером в сотые или тысячные доли миллиметра, и завершая наиболее сложно организованными многоклеточными организмами-эукариотами класса млекопитающих отряда приматов семейства гоминидов, к которому  биологическая систематика относит род Homo, т.е. Человека, в частности его ныне живущий вид Гомо сапиенс (Человек разумный).

         Все живые индивиды на планете (организмы биосферы) существуют и развиваются  не отдельно, не изолированно друг от друга, а во всеобщей взаимосвязи, образуя по сходству своей биологической структуры и  функциям царства природы, а по местам своего обитания в биосфере – биотопы и биоценозы. Одни организмы берут для своей жизнедеятельности питание и энергию непосредственно из окружающей их неорганической среды (автотрофы), а другие (гетеротрофы) питаются первыми и сами являются органической пищей для своих соседей по биоценозу. При этом между разными или даже родственными организмами постоянно ведется жестокая борьба за выживание, в ходе которой одни становятся хищниками, а другие их жертвами. Вместе с тем, существуют и формы длительного мирного сожительства различных организмов в виде одностороннего (паразитизм) или двустороннего взаимовыгодного симбиоза.

         Современная человеческая цивилизация, выделившаяся из природы 13-15 тыс. лет назад, сохранила свои фундаментальные связи с растительным (сельское хозяйство, лесозаготовки, сбор дикорастущих растений, плодов, ягод, кореньев) и животным (животноводство, охота, рыбная ловля) царствами природы. Более того, она существует благодаря этим связям, а также связям с царствами  древнейших микроорганизмов -бактерий и вирусов. Одна часть этих микроорганизмов полезна для высокоорганизованной жизни, но другая часть патогенна, т.е. вызывает у растений, животных и человека ряд опасных, высокозаразных инфекционных заболеваний. Бактериальные и вирусные эпидемии и пандемии на протяжении всей истории человечества периодически и многократно приводили и по-прежнему приводят к бесчисленным людским жертвам, превышающим потери от всех региональных и мировых войн.

         Данная книга представляет собою сжатое, общедоступное, биолого-медико-философское исследование проблем познания и борьбы человечества с бактериальными и вирусными инфекциями на примере эпидемий чумы, гриппа “испанки” и современного коронавируса. В книге приводится краткое описание царств природы (прежде всего бактерий и вирусов), а также история их изучения и открытия. Анализируются факты, особенности и уроки эпидемий и пандемий прошлого, рассматривается  современная пандемия COVID-19 и делаются обобщающие выводы по борьбе человечества с подобными природными, нерукотворными, катастрофическими явлениями. Особое внимание уделено тяжелым инфекциям дыхательной системы человека, нетипичной пневмонии и методам борьбы с ними (при легочной чуме, испанке и ковид-19 в первую очередь страдают именно легкие, что ведет к недостаточности дыхания и тяжелым, нередко летальным исходам). Дополнительно рассмотрены вопросы устройства и работы иммунной системы человека и повышения  его иммунитета в борьбе с инфекциями.

        Книга предназначена для широкого круга читателей с различным уровнем подготовки, интересующихся проблемами взаимодействия природы и общества, эволюции человечества, борьбы с бактериально-вирусными эпидемиями и сохранения собственного здоровья в условиях подобных катаклизмов.

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

      Подзаголовок   моей новой книги "Человек,бактерии, вирусы. Борьба царств"  звучит так - "Разум и наука в борьбе с бактериальными и вирусными эпидеями и пандемиями".   Однако, в современном обществе, включая Россию, имеют широкое распространение   и иные. по сути антинаучные, мифологические и религиозные взгляды на причины эпидемий и методы борьбы с ними. Читателям будет интересно подробнее ознакомиться с подобными взглядами. Помещаю ниже раздел из книги (понимаю, что далеко не всем захочется читать книгу объемом в 220 тыс. знаков, или 120 страниц формата А5).                         

 

                                    Религиозные взгляды

                   на причины эпидемий и  методы борьбы с ними

 

              Тысячи лет люди, переживая различные природные катастрофы, начиная с пожаров, засух, наводнений, ураганов, землетрясений, извержений вулканов и заканчивая массовыми вымираниями по неизвестным причинам своих ближайших родичей, полагали, что за всеми этими страшными событиями стоят какие-то особые, невидимые и могущественные силы. Эти таинственные силы люди способны были представить и понять в своем еще слаборазвитом мышлении лишь путем их одухотворения, одушевления и олицетворения, т.е. наделив их по своему образу и подобию качествами, близкими к человеческим (всегда легче и проще понять близкое и знакомое, чем далекое и чужое). Тем самым в своем сознании человек “оживил” действия природы, превратив их в желания и поступки неких незримых, но грозных и всесильных зоо- или антропоморфных живых существ.

Такие умозрительные метаморфозы дали людям призрачную возможность “вступать в общение” с этими фантастическими силами-существами, а по-человечески, путем поклонения, просьб, молитв и принесения даров или жертв этим невидимкам, “ублажать” их, надеясь получить взамен благоволение, помощь и защиту от различных жизненных невзгод (в этом отношении характерен, например, фрагмент ригведовского гимна 2-го тыс. до н.э., обращенного жрецом к Индре – одному из богов древнеиндийского ведического пантеона: “Индру воспойте...Первого из многих, Владыку самых достойных благ...Да поможет он нам в походе, в богатстве, в изобилии! Да придет он к нам с наградами...). Так в человеческом сознании постепенно сложились, закрепились и развились представления о могущественных духах и богах (в первобытных верованиях и политеизме), а позже и о едином Боге (в монотеизме).

Любопытно, что если очень долго жрецы и верующие, несмотря на все свои старания, просьбы и жертвы,  не получали заметной поддержки  от своих богов (а “поддержка” могла просто совпасть с восстановлением благоприятных естественных условий и прекращением “буйств” природы), то они их сбрасывали с общественного пьедестала, заменяя другими, более подходящими кандидатами на “божественный престол”. Слабые боги никому и никогда не были нужны. “Бессилие” или несоответствие традиционных богов новым реалиям общества или желаниям правителей неоднократно приводило в истории человечества к смене религий (например, язычества на христианство в Римской империи 3-4 вв. или ведической религии на буддизм в странах Азии в 3-2 вв. до н.э.). Примечательно, что  еще в Древнем Египте при фараоне XVIII династии Аменхотепе IV (Эхнатон, XIV в. до н.э.) культ антропоморфных египетских богов во главе с Амоном (сокрытый бог небес – черное, ночное небо), покровителем Фив, был заменен культом безличного верховного бога Атона (солнечный диск с лучами-руками), но после смерти фараона жрецы реставрировали культы древних богов во главе с модернизированным богом Солнца Амоном-Ра. Этот неудавшуюся смену религий можно рассматривать в качестве первой попытки перехода от политеизма к монотеизму.

Многочисленные эпидемии и пандемии натуральной оспы, чумы, холеры и других инфекционных заболеваний издревле во многих странах рассматривались жрецами и верующими как божественные наказания за те или иные неблаговидные действия, прегрешения или преступления людей (так, например, в Древнем Египте эпидемию чумы в конце 2-го тыс. до н.э. египтяне связали с иноземцами, в частности с евреями, якобы оскорбившими местных богов, которые в отместку наслали на страну чумную напасть, прекратившуюся лишь с изгнанием богохульников за пределы страны, - замечательный пример того, как удобно именем богов разделываться со своими идеологическими и политическими противниками). Боги (а точнее,  интерпретация “божественных указов” правителями и подвластными им жрецами) всегда рассматривались в религиозной идеологии как непререкаемые авторитеты, повелители и вершители человеческих судеб. Считалось, что они могут как наслать заразу, так и остановить ее распространение (для последнего требовалось лишь умилостивить их путем соответствующих религиозных обрядов и приношений).

Христианство принцип изначальной греховности человеческого рода возвело в абсолют (вспомним райский сад, Адама, Еву, змея-искусителя и запретный плод - яблоко с древа познания, которое попробовали прародители людского рода; “отец” католической церкви Августин Блаженный уверенно заявлял о греховности любого человека с самого рождения, т.е. появления на свет из материнского лона). С установлением мирового господства христианства над людским сознанием стало совсем просто объяснять людям причины их любых бед, несчастий и трагедий - “Так угодно Богу. Бог наказал за грехи”. Выше уже приводились примеры религиозного психоза во времена различных эпидемий. Ниже укажем лишь отдельные факты из прошлой и современной российской действительности.

В России, как и во всем остальном религиозном мире, священники и духовно подвластный им народ во времена эпидемий единственный путь спасения от морового поветрия и гибели видели в вере и в обращении к Богу. Подавляющее большинство населения в период эпидемий принимало массовое участие в коллективных формах выражения своей религиозности и преданности Богу, что выражалось в крестных ходах с чтимыми и чудотворными иконами, в бесчисленных коллективных молебнах, в паломничестве в святые места, в строительстве досрочно или по обету для утоления гнева Божьего и прекращения мора новых церквей – деревянных обыденных храмов. Так, например, антиохийский патриарх Макарий III (1600-1672), впервые посетивший Россию в 1654-56 гг. во время крупнейшей для страны эпидемии чумы XVII в., писал о набожности русского народа в это бедственное время следующее (“Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву”): “ Подлинно, этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен, ибо, как только кто-нибудь, мужчина или женщина, заболеет, то посвящает себя Богу: приглашает священников, исповедуется, приобщается и принимает монашество, [что делали] не только старцы, но и юноши и молодые женщины; все же свое богатство в имущество отказывает на монастыри, церкви и бедных. Хуже всего и величайшим гневом Божиим была смерть большинства священников и оттого недостаток их, вследствие чего многие умирали без исповеди и принятия св. Таин”.

Русские церковные источники традиционно приписывают защиту и избавление от морового поветрия различным святым реликвиям и иконам. Так, например,  в период чумы XVIII в. церковь связывала прекращение эпидемии в ряде российских городов, включая Рыбинск, Казань, Углич, Ярославль и др., вмешательством чудотворной иконы Богоматери. В Москве, по преданию, многие люди выздоровели якобы благодаря заступничеству от иконы Грузинской Божией Матери, а спасение Твери в 1655 г. приписывалось мощам князя Михаила Ярославича. Известны случаи, когда общины в своих челобитных царю упрашивали его прислать чудотворные реликвии (например, крест, мощи святых, иконы). Историки же медицины (любопытно, что в медицинских актах того времени нет ни одного упоминания об эпидемии как о божественной каре) отмечают, что массовые скопления людей во время свершения религиозных обрядов, включая целование икон и крестов, лишь способствовали распространению заразы. Более того, многие верующие из-за своего невежества считали бессмысленными и греховными любые, за исключением религиозных, попытки противодействовать распространению болезни.

С рассмотренной крупнейшей российской эпидемии чумы прошло 365 лет, но и сегодня в российском обществе постсоветского периода в среде Русской Православной Церкви (РПЦ) и ее многочисленных прихожан доминируют те же архаичные, примитивные взгляды, что и в средние века, но уже на новые эпидемии и пандемии, включая COVID-19. Вот как трактует пандемию коронавируса  глава РПЦ патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди от 8 октября 2020 г., размещенной на официальном сайте РПЦ: “Быть может, род человеческий дошел до некой точки и, чтобы она не оказалась точкой невозврата, Господь погружает нас в такую ситуацию, чтобы мы могли увидеть тщетность того, чему отдаются лучшие годы жизни, все силы, все напряжение ума и воли. Поэтому главный вывод, который мы должны сделать из напасти, обрушившейся на весь род человеческий, - это то, что такие события не могут происходить вне Божественного промысла. Это очень сильный и, может быть, даже последний звонок для всех нас. Звонок, сигнал Самого Господа и Спасителя нашего, от Творца мира и Промыслителя, с тем, чтобы мы действительно научились иначе мыслить, иначе относиться к каждодневным своим обязанностям, научились преодолевать суету жизни и больше думать о главном – о спасении души. И да поможет нам Господь усвоить этот удивительный урок, который одномоментно предается всему человеческому роду. Аминь”.

Что мы, современные, образованные и мыслящие люди, слышим в этой проповеди патриарха? Все те же религиозные штампы о вечном недовольстве Бога людьми (читай: недовольстве жрецов и священников, говорящих от имени вымышленного ими же Бога, но лицемерно имеющих в виду свои собственные материальные потребности и блага, которые должны именем Бога приноситься им на алтарь верующими людьми – очень эффективная форма эксплуатации чужого труда), их мыслями, делами, увлечением своей текущей жизненной суетой (семьей, воспитанием и образованием детей,  работой, отдыхом, развлечениями, путешествиями и т.п.) и уклонением их от главного “божественного” направления – спасения души (на божественном суде в загробном, потустороннем мире). Бог опять выступает, по словам его жрецов, в качестве судьи и палача человечества, насылая на людей, причем включая как священников и верующих, так и атеистов, новую вирусную напасть и угрожая, в случае нарушения его “божественных” требований (быть людям рабами господа и церкви) гибелью. Грубо и глупо!

На начальной стадии пандемии, в марте 2020 г., когда российские власти стали вводить карантинные меры, требовавшие закрытия многих публичных, общественных зданий, РПЦ отказалась закрыть храмы, объясняя это тем, что, мол, “священники являются духовными врачами”. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ писал в своем  Telegram-канале: “В безответственных тележных каналах постятся странные версии, что РПЦ не закрывает храмы и монастыри будто бы потому, что не хочет отказаться от доходов. И храмы сравниваются с ресторанами, которые были вынуждены “мужественно и ответственно” закрыться”. По словам церковного чиновника, “ если человек верит, что Бога нет, то может твердить, что храмы - пункты обмена денег на свечки. Однако тот, кто хоть раз был в церкви, понимает, что это неправда”. И далее он уверяет: “Священник – это духовный врач, который, подобно врачу физическому, обязан принимать приходящих к нему, как бы ему ни хотелось самоизолироваться”.

 Несомненно, что православные храмы и их прихожане,  целовавшие иконы и кресты, внесли свою немалую лепту в распространение эпидемии, а священники, называвшие себя духовными врачами, так никого и не исцелили, ибо бактерии и вирусы не знают человеческих богов, не имеют ушей и не слышат церковных молебен о спасении жизни верующих (священники всех уровней умирали и продолжают умирать от болезней, включая инфекционные, не реже, чем простые люди, в том числе сомневающиеся, неверующие или атеисты). Микроорганизмы и вирусы “понимают” лишь действия природы и истинных врачей-медиков, которые имеют научные, медицинские знания и эффективные средства для борьбы с инфекционной заразой и спасения жизни своих пациентов, независимо от их веры в бога или безверия в него. Именно они и есть истинные спасители тел и душ многих людей

Нельзя не сравнит, насколько тоньше (с учетом многовекового опыта общения и противостояния католичества науке) проводит свою религиозную политику в условиях пандемии глава католической церкви, римский понтифик, папа Франциск. Он уже не кивает на Бога как на организатора пандемии и Бича человечества, а умно подчеркивает, что причиной вспышки болезни стало безответственное отношение людей к природе (следует добавить: и к себе самим – Г.А.Л.). В беседе с журналистами CNN 8 апреля 2020 г. папа сказал: “Я не знаю, было ли это местью природы, но это, безусловно, является ответом природы [подчеркнем: природы, а не Бога – Г.А.Л.] ”. Понтифик призвал человечество замедлить темпы производства и потребления материальных благ, а также научиться понимать мир природы. Хорошие, хотя и трудновыполнимые призывы!

Завершая этот раздел, следует четко понять, что никакие мифологические, религиозные, “духовные” способы борьбы с эпидемиями и пандемиями, включая крестные ходы, молебны, жертвоприношения и тому подобные мистические ритуалы,  не являются действенными. Они в лучшем случае могут лишь на краткое время психологически успокоить обезумевших людей, но не защитить и тем более не спасти их от бактериальной или вирусной опасности. В этих случаях эффективным средством борьбы с разбушевавшимися царствами микроорганизмом является человеческий разум и его высшая форма познания реального мира – наука (научный метод познания и система научных знаний). Биология, микробиология, медицина  и другие отрасли естественных наук, а также созданные на их основе медицинские препараты, приборы и установки, являются главным средством победы человека над патогенными микроорганизмами и инфекциями.

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев

               Методы сохранения и повышения иммунитета философа

                                   в кризисных ситуациях

    (глава из книги "Человек, бактерии, вирусы. Борьба царств")

 

                Известно, что залогом хорошего иммунитета является многолетний, правильный, здоровый образ жизни человека, включающий умеренное, но разнообразное питание (отсутствие переедания, минимум жирной и сладкой еды, обилие овощей и фруктов, чистая вода), достаточно высокую умственную и физическую активность, а также грамотную самозащиту от длительных, хронических стрессов (эта защита во многом зависит от личного выбора человека, его разума, мышления, склада характера и планируемых действий). Ясно, что в условиях эпидемий изменить коренным образом свой привычный, устоявшийся, а подчас нездоровый, образ жизни (алкоголь, курение, наркотики, гиподинамия, переедание, переработка, ночная жизнь, излишества в развлечениях, наслаждениях и т.п.) крайне сложно. Но к этому следует стремиться. Используйте эпидемиологический кризис в обществе для наведения порядка в своей собственной жизни или жизни своей семьи, усильте в ней разумное, здоровое и доброе начало.

         Введите в своем ближайшем окружении строгие меры защиты и профилактики от инфекционной опасности, включая дистанцирование от других людей (потенциальных вирусоносителей), ношение маски, карантин (снижение до возможного минимума тесного, контактного общения с друзьями, знакомыми и посторонними лицами, отказ от посещения публичных мероприятий и поездок в общественном транспорте), тщательную личную, семейную и домовую гигиену и санитарию (регулярная уборка и чистка жилья, антисептическая протирка ручек входной двери, еженедельная смена постельного и личного белья, частое и тщательное мытье рук, лица, полоскание рта и т.п.). Опыт показывает, что все эти меры достаточно эффективны и снижают в разы вероятность попадания инфекционных агентов во внутреннюю среду вашего организма. Помните, что практически все патогены перемещаются в окружающем пространстве не сами по себе, а посредством движения воздуха, пыли, капель жидкости и загрязненных лицами-вирусоносителями предметов личного и общественного пользования.

        Тотальная гигиена и санитария помогут вам избежать встречи с опасными микроорганизмами и частицами (вспомним, что многие эпидемии прошлого были следствием именно низкой личной и общественной гигиены и санитарии). Ученые-гигиенисты, наблюдающие современную ковидную пандемию, приходят к выводу, что она, возможно, наконец-то приучит нынешнее и будущие поколения людей к новым, более правильным и здоровым привычкам – чаще мыть руки и не касаться  немытыми руками еды и своего лица (более половины всех случаев  ковидных заражений проходят именно через грязные руки и лицо). Не помыв предварительно и  тщательно, с мылом и горячей водой руки, лицо и не прополоскав рот, никогда и нигде (дома ли, в гостях ли, на улице ли, в ларьках ли, в заведениях ли общественного питания) не употребляйте напитки и не поглощайте еду. Кроме того, антропологи полагают, что люди должны пересмотреть и традиционную практику своих телесных контактов, включая рукопожатия, объятия и поцелуи в щеку или губы при встречах, т.е. приветствия должны стать более отстраненными и прохладными (они могут ограничиться кивком головы, взмахом ладошки или легким поклоном, как это, например, принято у японцев).

         Последний защитный барьер – это ваша иммунная система. Каким образом ее можно укрепить в относительно короткий отрезок времени? ИС – это неотъемлемая часть вашего единого, целого организма. Поэтому в период эпидемии не перегружайте его, но и не лишайте свой организм разумной, тренирующей умственной и физической работы. Обеспечьте себе рациональный режим труда и отдыха, включая, прежде всего, достаточный по длительности, спокойный и крепкий ночной сон, и откажитесь от дополнительных, внеурочных и тем более ночных работ или подработок (в этом плане в самом тяжелом положении во время эпидемий оказываются медики-инфекционисты, вынужденные сутками работать без нормального отдыха в красных зонах больниц, переполненных заразными пациентами, что подрывает здоровье самих врачей). В период эпидемий и сопровождающих их спадов экономики очень важно “удержаться на плаву” и не лишиться хорошей работы, но не бросайтесь и в другую крайность – работа ценой здоровья. Хорошо тем людям, которые зная, что в жизни могут быть неожиданные сложные периоды, заранее к ним готовятся путем накопления  запасов жизненных ресурсов (продуктов питания, одежды, обуви и т.п.) и сбережений на “черный день”. Следуйте их примеру.

        Каким же образом можно оздоровить себя и повысить защитные силы своей ИС, а, если быть точнее, сохранить их и не разрушить?

           Во-первых, необходимо продолжить или начать регулярно заниматься физкультурой (заметьте, не спортом, а физкультурой, т.е. для себя, для своего физического развития, для нормализации функционирования всех органов тела, включая легкие, сердце, почки и т.д.). Малоподвижный образ жизни губит организм, а движение его лечит (Гиппократ:“Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь...гимнастика очищает организм”). В рамках физкультуры повышенное внимание следует уделить дыхательным упражнениям, включая нижнее, диафрагменное дыхание, развивающее дыхательные мышцы и диафрагму, а также упражнениям на гибкость для всех суставов (голеностопные, коленные, тазобедренные, плечевые, локтевые, кистевые, шейные позвонки), которые активируют и нормализуют общее кровоснабжение организма. Ежедневно достаточно заниматься поддерживающей физкультурой в течение 30-40 мин. Желательны дополнительно ежедневные неторопливые, спокойные прогулки на свежем воздухе в зеленой зоне длительностью не менее 1 часа.

          Во-вторых, необходимо сбалансировать свое питание по качественному составу (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы) и калорийности (Гиппократ: “Пусть ваша еда станет лекарством”). Если у вас избыточный вес, то стоит немедленно приступить к программе его постепенного и возможно длительного понижения до нормы путем ограничения калорийности пищи, снижения потребления жиров (в первую очередь насыщенных животных жиров) и легкоусвояемых углеводов (сахар, пирожные, мороженное, шоколад, конфеты, печенье, булочки и т.п.). Исключите сладкие напитки, алкоголь и фастфуд. Больше потребляйте фруктов, овощей, овощных соков.

         В-третьих, избегайте стрессов на работе, дома и в общественных местах. Для этого в общении с другими людьми настраивайте себя не на конфликты, а на сотрудничество, не на агрессию, а на доброжелательность и взаимопомощь. Начните жить не столько эмоциями, сколько разумом (Гиппократ:Когда мозг здоров и находится в спокойном состоянии, человек здраво мыслит”). Поймите, что все люди, несмотря на то, что они принадлежат к одному биологическому виду, разные по своему воспитанию, образованию, мышлению, идеологии, вере, характеру и многим другим качествам. В общении с людьми делайте упор не на различия, а на общие, объединяющие качества. Доверяйте людям, но и проверяйте их, не полагаясь на первое, часто обманчивое впечатление. Все подвергайте сомнению и анализу разумом. Будьте в жизни философом, который стремится понять и охватить своим умом все существенные связи в своем окружении, оставаясь при этом как бы сторонним, объективным наблюдателем. Такая отстраненная позиция поможет вам избежать многих конфликтов и стрессов.

         В-четвертых, откажитесь от курения и потребления алкоголя (не говоря уже о наркотиках). Они медленно, но верно разрушают здоровый организм, включая его дыхательную, сердечнососудистую и иммунную системы. Здесь нет смысла вдаваться в медицинские детали, которые уже хорошо известны на примерах хронических болезней курильщиков и алкоголиков (Гиппократ; “Пьянство отцов и матерей – причина слабости и болезненности детей”).

         В-пятых, ограничьте временно, если это возможно по медицинским показаниям,  объем и номенклатуру принимаемых лекарств, в первую очередь антибиотиков (их бесконтрольный прием, в частности якобы для профилактики пневмонии при ковиде, увеличивает антибиотикорезистивность бактерий и вероятность последующих бактериальных осложнений – вплоть до того, что окажется невозможно лечить обычные, типовые пневмонии) и противовирусных препаратов (имеют тяжелые побочные эффекты). Лекарства дают большую нагрузку на ИС и если эту нагрузку можно снизить, то это следует делать. Старайтесь в период эпидемий не проводить над собою новых медицинских операций, лечений и процедур, если это может подождать до лучших, более спокойных времен. Не занимайтесь самолечением без консультаций с врачом (Гиппократ: “Болезни лечит врач, но излечивает природа”).

          В-шестых, избегайте длительного переохлаждения организма и простудных заболеваний, создающих большую дополнительную нагрузку на ИС организма, а также приводящих часто к осложнениям, включая бактериальную пневмонию (Гиппократ: “Часть болезней происходит только от образа жизни). Берегите свою ИС для борьбы с главной, вирусной опасностью. Одевайтесь всегда не столько по моде, сколько по погоде. Всегда имейте при себе защитные средства от сильного ветра, дождя или холода. В случае переохлаждения немедленно принимайте профилактические меры (горячее питье, витамин С, теплая одежда и постель, прием отхаркивающих, противокашлевых и муколитических средств). Аналогично, ради достижения вышеуказанной цели сбережения ресурсов ИС, необходимо предусмотреть меры защиты организма от аллергии (например, цветочной пыльцы, некоторых пищевых продуктов-аллергенов), травм (ран, порезов), бытовых и других мелких инфекций (пищевых отравлений, фурункулеза, болезней зубов и десен).

         В-седьмых, укреплению общего иммунитета, особенно в периоды сезонных осенне-зимнего и зимне-весеннего гиповитаминоза, способствую витамины А, Е, С, D, К, В5, В6, В9, В12 и другие (так, например, витамины А и Е  активирую работу клеток тимуса и селезенки, а витамин В12, поступающий с пищей и откладывающийся в печени, переходит затем в красный костный мозг ККМ, где абсолютно необходим для  продуцирования зрелых эритроцитов - его недостаток  ведет к накоплению в ККМ молодых незрелых эритроцитов и тем самым к злокачественному малокровию) и микроэлементы (кальций, магний, кобальт, молибден, медь, цинк, селен, железо). Указанные ингредиенты имеются в соответствующих фруктах, овощах, овощных соках, растительных маслах и других продуктах питания (мясных, молочных). В зимний период, когда плодов недостаточно, они дороги, а их качество снижено, полезно использовать соответствующие витамины и микроминералы, входящие в состав  аптечных витаминно-минеральных комплексов.

         В-восьмых, известны лекарственные иммуномодуляторы на основе интерферонов, усиливающие иммунный обмен в организме (дополнительная выработка лейкоцитов), но их бесконтрольный прием недопустим, так как способен нарушить саморегуляцию ИС, привести к ее истощению или даже полной утрате иммунных функций. Прием подобных препаратов возможен только строго по врачебным показаниям (например, при вторичном иммуннодефиците). Для повышения тонуса ИС лучше использовать, хотя также в меру, такие природные адаптогены, как женьшэнь, китайский лимонник, элеутерококк и др. (они усиливают синтез РНК и белков, активируют работу вегетативной и эндокринной систем). Вместе с тем, следует понимать, что далеко не всегда усиление ИС является благом для организма. Чрезмерное реагирование ИС на те или иные инфекционные агенты может быть так же опасно, как и ее ослабление (в этом случае ИС начинает работать против клеток самого организма, вызывая даже такие аутоиммунные заболевания, как ревматоидный артрит, рассеянный склероз, гипертериоз и другие, в том числе и психические, расстройства).

          В-девятых, укреплению специфического иммунитета помогает вакцинация, направленная на нейтрализацию конкретных видов патогенных агентов. Длительность сохранения приобретенного, специфического иммунитета различна (от месяцев до лет и даже пожизненно) и зависит от вида патогена.

            Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что иммунитет человека имеет сложную структуру, зависит в целом от физиологического состояния организма и устоявшегося образа жизни человека.  Разумно управляйте собой и своим образом жизни ради сохранения собственного здоровья и своей устойчивости к инфекционным и другим заболеваниям. 

        Будьте здоровы и счастливы!