Андрей Ханов. Новая геометрия смысла

Набросок истории вопроса
Информация
Год написания: 
1998
Book 1988
Систематизация и связи
Философское творчество

Вместо краткого вступления. 

История эта началась с прочтения фразы Михаила Михайловича Бахтина

Смерть, как смысловая неудача и неоправданность подводит смысловой итог и ставит задачу и дает методы немыслового эстетического оправдания

Источник: М.М. Бахтин "Эстетика словесного творчества", М, издательство "Искусство, второе издание, 1986.

Что же такое этот смысловой итог? Факт внутренней согласованности? Объяснение подразумеваемого? Идентифицикация скрытых фактов? Результат семантического анализа текста? Последний рассматривает не только непротиворечивость утверждения, но его соотношение с реальным миром, влияние на поведение человека?

Недавно я получил опыт умирания от переохлаждения, зимой в горах. Субъективное переживание реальности "взорвалось". Это сложно передать словами. Сначала поле зрения, которое возможно сопоставить с привычной реальностью расширилось и вышло за границы реальности, затем, наоборот - стало сужаться, лишая меня приобретенного опыта человеческого сознания, пока не превратилось в далекую точку и погасло, как гаснут ночью очень далекие огни, когда вы от них отдаляетесь.

Было ощущение существования в темном и незнакомом пространстве, и было понимание, что прежний понятный и освященный мир - удалился на такое большое расстояние, что его уже не видно. Не имея глаз, я стал "вглядываться" в темноту и даже не различил, но воображал себе структуру всевозможных миров, совсем не похожих ни на что. Когда я начал что-то понимать в этой структуре - внезапно зажглась далекая звезда и стремительно стала приближаться. Это возвращался прежний человеческий тип восприятия. Звезда бешено вибрировала и двоилась, издавала натужный шум, как буд-то это древний тяжелый грузовик взбираться в очередную гору. Это на самом деле и был грузовик, я очнулся.

С тех пор, стоило мне оказаться в одиночестве: в незнаком городе, заночевать в горах или просто долго ехать на машине - видения этой невидимой структуры возвращались. И, с каждым разом, сейчас я это очень четко понимаю, я придумывал все больше и больше подробностей. Это стало наваждением. Я понял, что скрываю что-то очень конкретное, в первую очередь, от самого себя. Это был страх признать самого себя сумасшедшим. Но, однажды я понял или придумал, что понял, это было одно и тоже, что я должен преодолеть страх и рассказать людям обо всем этом, что я вернулся только ради этого, другого смысла у моей нынешней жизни просто нет.

Вот в этот самый момент мне и попалась на глаза фраза Михаила Михайловича Бахтина о смерти, как смысловом итоге и эстетическом оправдании. Я увидел в ней что-то знакомое - попытку оправдания.

Да, смысл чего-либо - лишь оправдывает его существование, определяя необходимой частью целого. Смысл солдата - его воинское звание и штаная должность - место в армии. Смысл труда университетского (ненастоящего) ученого - индекс цитируемости, ученая степень. Смысл обывателя - его социальный статус, место в структуре общества. Смысл обезьяны - её место в стаде. Галлюцианирующие сапиенсы потеряли своем место в стаде и придумали вместо него картину мира, подлинное бытие, мир душ умерших предков. Эта структура не исчезнет. Нет этого целого - нет страха утратить с ним связь, нет и смысла. 

Смысловой итог - выбор из множества доступных смыслов. Та, далекая светящаяся точка - была просто смыслом, одиноким символом моего страха утрать связь со знакомой реальностью, с привычным полем зрения. Я шел по Пикадилли, поворачивал на Риждент-стрит, доходил до Марбл Арч и снова поворачивал на Парк Лайн. Не доходя до Дорчестра - срезал угол через Мейфейр. Круг за кругом, изо дня в день. Смысл только в этом "движении по кругу воображаемых авторитетов, не понимая, что светимся мы сами" - цитировал по памяти стихи Джулиуса Эволы. Взять маркер и нарисовать структуру на всех этих красивых черных лимузинах, затем - купить билет и просто улетел в Москву. Круг разорван, теперь я сам по себе, без Лондона.

Часть первая. Числа.

Другим важным моментом на пути к духовному открытию я считаю другую фразу, попавшуюся мне на глаза. 

Содержание без метода ведет к фантазерству, метод без содержания — к пустому умствованию; материя без формы — к обременительному знанию, Форма без материи — к пустым химерам. (И.В. фон Гете, Книга о цвете)

Вот что я увидел. Содержание — 1 (красный). Метод — 2 (желтый). Материя — 3 (голубой). Форма — 4 (синий). Как же объединить все эти четыре качества? Просто записав их символы вместе - 1234. Но ведь таких вариантов 24. А всех вариантов 256. Правильных - 9,375%

1111 1112 1113 1114 1121 1122 1123 1124 1131 1132 1133 1134 1141 1142 1143 1144

1211 1212 1213 1214 1221 1222 1223 1224 1231 1232 1233 1234 1241 1241 1243 1244

1311 1312 1313 1314 1321 1322 1323 1324 1331 1332 1333 1334 1341 1342 1343 1344

1411 1412 1413 1414 1421 1422 1423 1423 1431 1432 1433 1434 1441 1442 1443 1444

2111 2112 2113 2114 2121 2122 2123 2124 2131 2132 2133 2134 2141 2142 2143 2144

2211 2212 2213 2214 2221 2222 2223 2224 2231 2232 2233 2234 2241 2241 2243 2244

2311 2312 2313 2314 2321 2322 2323 2324 2331 2332 2333 2334 2341 2342 2343 2344

2411 2412 2413 2414 2421 2422 2423 2423 2431 2432 2433 2434 2441 2442 2443 2444

3111 3112 3113 3114 3121 3122 3123 3124 3131 3132 3133 3134 3141 3142 3143 3144

3211 3212 3213 3214 3221 3222 3223 3224 3231 3232 3233 3234 3241 3241 3243 3244

3311 3312 3313 3314 3321 3322 3323 1324 3331 3332 3333 3334 3341 3342 3343 3344

3411 4412 3413 3414 3421 3422 3423 4423 3431 3432 3433 3434 3441 3442 3443 3444

4111 4112 3113 4114 3121 4122 4123 4124 4131 4132 4133 4134 4141 4142 4143 4144

4211 4212 3213 4214 3221 4222 4223 4224 4231 4232 4233 4234 4241 4241 4243 4244

4311 4312 3313 4314 3321 4322 4323 4324 4331 4332 4333 4334 4341 4342 4343 4344

4411 4412 3413 4414 3421 4422 4423 4423 4431 4432 4433 4434 4441 4442 4443 4444

Почему Гёте в 1810 году взял четыре капли краски и соединил их кругом, вместо того, чтобы написать такую числовую таблицу? Я не знаю. Но, когда я всматриваюсь в эти числа - я вижу всё ту же знакомую структуру из облаков, величественно возвышавшуюся в лондонском небе. Посмотрите на нее сами. Обведите все числа, в которых содержатся сразу четыре цифры 1, 2, 3, 4. 

Что же это такое? Ответ мне дал Жак Лакан в 1970-м году. Но, для того, чтобы понять его - мне пришлось изменить правило означения:

  1. желание, обязательно непреодолимое, если желание преодолимо, это не желание
  2. символ этого желания,
  3. наслаждение,
  4. понимание причины своего наслаждения.

2143 - дискурс господина, но если его прочесть задом наперед - 3412 - дискурс аналитика, 4231 - дискурс университета, и если его опять прочесть задом наперед - 1324 - дискурс истерика. Ну и все остальные 44. Что же это такое? Матрица смыслов. Смысловой итог - выбор одного из таких значений.

Часть вторая. Геометрические фигуры.

 
Как однажды я перепачкался и наставил себе заноз.
 
Гимнастикой ума античных философов была геометрия Евклида. Поэтому, концепты их мышления были аксиомами и теоремами, а визуальными метафорами таких концептов были геометрические фигуры - платоновские тела.
 
Одно из таких тел, додекаэдр я собрал из шпажек для шашлыка, детской тетрадки и оконной замазки, которые купил в METRO.
 
Додекаэдр представлял собой поверхность, образованную двеннадцатью пятиугольниками. Если под пятиугольником понимать символ пяти стадий речи (или - пяти стихий мышления Конфуция, что тоже самое), то возможных комбинаций их расположения - 12. Додекаэдр иллюстрирует все различные взаимные комбинации пяти элементов. Каждая грань - фигура определенного сочетаия элементов. У этой фигуры 30 вершин и я поместил внутрь додекаэдра каркас, пять тетрадров (образующих эти 30 вершин), пересечения ребер которых, образовали новую фигуру, уже с 60-ю вершинами, каркасом которой, в свою очередь, стало пересечение пяти октаэдров. Чем глубже моё погружение в размышления о сущности собственного мышления, тем больше в нем открывалось деталей. Я дошел до пяти додекаэдров. Пока модель из палочек, листов бумаги и оконной замазки окончательно не превратилась в колючий и одновременно липкий комок смыслов. Смысловой итог которого - мусоропровод. И Вы говорите, что такой тонкий и сложный механизм, как жизнь не может найтись на городской свалке?

Часть третья. Смысловой итог речи - познание истины.

 
Однажды я поругался со своим приятелем Мишкой, после физфака и долгой сложной жизни он он стал священником. И анти-платоником. Именно он указал мне место, в седьмом письме, где философ определил пять стадий речи:
Каждый существующий объект имеет три вещи, которые являются необходимыми средствами, с помощью которых знание об этом объекте приобретается; и само знание - это четвертое; и как пятый должен постулировать сам объект, который познаваем и истину. Первое из них - имя; во-вторых, определение; в-третьих, изображение; в-четвертых, знание. (Plat. L. 7.342 (google перевод))
Далее я продолжил сам. Смысловой итог суждения человека - по Аристотелю - быть понятым Богу сферы неподвижных звёзд. Смысловой итог аналитики самого Аристотеля - совершенный силлогизм. Смысловой итог противоположного силлогизму, софизма - обман сильным мышлением слабого. Софист - антифилософ 4321.
 
 
Смысловой итог даосизма - Дао. Тождество чувства подлинного бытия и художественной композициии. Бахтиен говорил ровно о том же. Сейчас я разглядывал гексаграммы И Цзин. Та же самая структура смысла. Чувства подлинного бытия - они явно обозначали тремя триграмами (снизу вверх):
  1. Чувство ритма иного (подлинного) бытия в череде событий житейской обыденности;
  2. Изменчивость представлений об этом ином,  подлинном бытие;
  3. И понимание, что восприятие этого ритма иного и переживание постоянной смены представлений о нем, влияет на судьбу.

Если чувство присутствовало в мыслях, это обозначалось сильной (непрерывной) чертой, ян, свет. Различных сочетаний 3 элементов - 8. Это есть даоссие стихии (ветер, гром, гора. вода, небо, водоём, земля, огонь). Если чувство отсутствовало, оно обозначалось слабой, прерывистой чертой, инь, тьма. Композиционными воплощениями (смысловыми итогами) этих чувств были:

  1. баланс цвета или света-тени;
  2. равновесие форм;
  3. актуальность картины, соответствие духу времени, который древнекитайские художники понимали направленным в прошлое

Пересечением внутренних и внешних качеств - как раз и была эта таблица гексаграмм, 8 х 8 = 64 клетки. Каждая клетка обозначает какой-либо возможный смысл. Задача художника найти созвучие между внутренним и внешним, это просто, как найти гармоничное сочетание цветов, но только чувств и дел. Смысловой итог - в поиске тождественности искусства и жизни, в творчестве. Опять Бахтин.

Когда форма наполнена внутри и не теряет своего естества, тогда звучит подлинная музыка. (Чжуан Цзы (книга Чжуан Цзы, стр 25.))

Смысловой итог конфуцианства - гармония пяти стихий разума. На этот раз я разглядываю саму обычную пятиконечную звезду - принт майки с рогатой мордой и надписью названия музыкальной группы псевдо-готиким шрифтом, такая уж попалась. Конфуций реформировал даосизм, заменив сложную для непосвященного систему 64-ячеек -  понятными любому крестьянину - пятью стихиями разума. Первые три внутренние чувства подлинного бытия (

  1. ритм,
  2. переменчивость,
  3. метафора) - заимствованы из даосизма. А вместо моста над бездной между ними и их внешними проявлениями - Дао - Конфуций предложил новую концепцию двух краев этой бездны:
  4. естественное для человека желание высказаться о своих духовных открытиях и
  5. такое же естественное для человека нежелание ничего слушать, когда тебе об этом говорят другие. Всего пять элементов.

Задача художника - поиск гармоний четырех из пяти стихий собственного мышления по особому правилу золотого сечения. Это любопытно, что четырех из пяти! У Гёте четырех из пяти, у Лакана - четырех из пяти! Значит пропущен пятый элемент? Где он?

Очень просто, желание может быть желанием, а может быть идеей.

Так же, как и у греков - у Конфуция было понимание комбинаторики взаимного расположения пяти стихий, но в качестве иллюстрации, вместо додекаэдра он использовал, как бы мы сказали бы сейчас, цилиндрическую систему координат. Я разрезал палку колбасы на семь кусков, Это планеты, Затем повернул куски на бок и разрезал на 12 секторов - это знаки зодиака. А это жизнь, высыпал - на сковародку. Попробуй теперь, угадай правильное сочетание планеты и знака зодиака в этом хаосе?

Часть четвертая. Знаки.

 
Смысловой итог прагматизма - целевая аудитория (тип знака), определяемое сочетанием двух факторов:
  1. Смысла, как интерпретации мной самим выбранной мною формы посетившей меня идеи. Чарльз Пирс призывал к символизации терминов философии, чтобы избежать подмены терминов обыденными значениями. Я пронумерую всего его невыговариваемые термины - числами.
  2. Самооценки достоверности моего собственного означения идеи знаком. Самоирония - это просто неуверенность что это возможно. Переходящая в депрессию.
Реплики (части) целевой аудитории - знаки - они есть некоторое сочетание трех элементов, в этом сочетании проявляется вся наша индивидуальность, как тип мышления:
три типа формы идеи:
  1. иконическая-образная,
  2. индексальная-пример и
  3. символическая,

три типа смысла, как интерпретация формы идеи:

  1. вера-надежда на успех,
  2. как признание фактом или
  3. законом, что выбранная человеком форма для посетившей его идеи - достоверна,
три типа означения изначальной идеи найденной ей смысло-формой:
  1. ремма, то есть гипотетически. К варианту реммы (гипотезы) можно отнести "иронию" (самоиронию автора по поводу невозможности ничего утверждать точно).
  2. дицент, как непосредственно наблюдаемый образ бытия или эксперимент и
  3. как аргумент (доказательство тождественности идеи и ее смыслоформы).
Кроме того, для окончательной классификации смыслового результата - знака - так же как у греков, также как у Конфуция - важна очередность этапов мышления. Сам Чарльз Пирс использовал две разные очередности "форма-означение-смысл" или "означение-форма-смысл".
 
Прагматизм конца XIX века не закрыл вопрос о поиске смыслового итога мысли. Дискуссия продолжилась. Я ее и продолжил - прямо здесь и сейчас. Но не только,  можно вспомнить посмертную семиологию Де Соссюра и постструктурализм, как возврат к от нее к оригиналу, к семиотике. Другой пример, смысловой итог в одной из ранних версий постпрагматизма - шесть вариантов означения идеи смыслоформой, вместо двух в прагматизме.
 
Смысловой итог философии жизни Ричарда Рорти - утверждение, что "непозволительно оправдывать неравенство возможностей культурной традицией".
 
Концептуальная метафора (подтекст), ещё один смысловой итог речи - непрямое говорение - создание нового ментального пространства значений слов, через пересечение исходных значений и отражение одного на другое, а также, через обращение автора к концептуальным корням слов.
 
Часть пятая. Смысловой итог живописной композиции:
 
Дао
 
Теория живописной композиции Се Хэ (6 принципов китайской живописи), основанная на опыте Гу Кайджи, связывала "смысловой итог" творчества с "тождеством чувственного замысла (первые 3 принципа) и произведенным впечатлением (вторые три принципа)".
 
Гармония стихий
 
В конфуцианской традиции иероглифического письма, пять движений кисти означают пять стихий мышления и "смысловой итог" работы художника представлялся "поиском гармонии стихий по особому правилу (равновесие четырех стихий из пяти)".
 
Социальная структура VS протест против её изображения
 
В искусстве "кваттроченто", и ранее - смысловым итогом, для заказчика произведения - феодала или богослова являлось выражение художником смысла, как социальной структуры общества и места в ней самого заказчика. Для художников (например - для Джотто), смысловым итогом произведения, напротив, был протест против таких четко очерченных форм, как изображение бесформенных облаков.
 
Нарисованный театр VS доведение такого театра до абсурда
 
В искусстве XIIX века новым смысловым итогом стало усреднение метафоры живописи, до нарисованного театра. В искусстве модернизма смысловым итогом, напротив - было высмеивание этой метафоры нарисованного театра всеми, доступными художнику средствами.
 
Практическая польза VS иронии по её поводу
 
В концепции постмодерна ("сверхклассицизма") "смысловой итог" - конкретная практическая польза (художнику, инвестору-коллекционеру, куратору, галерейщику, зрителю, издателю постеров, кому угодно) от картины. В искусстве постмодернизма - смысловой итог - самоирония автора, по поводу невозможности выполнить ни один из четко очерченных ему принципов. Как вариант - просто стёб над ожиданиями публики. У меня был друг Тимур, он как-то пошутил надо мной, в ответ на мой "авангард на заборе" - выставил свой "детский кораблик, нарисованный фломастером по линейке - на заборе". Я в ответ предложил ему выставить в музее открытку с видом музея, купленную в сувенирном киоске этого музея. Он так и поступил.
 
Воодушевление видениями иного, как подлинный смысловой итог дизайна
 
В психоделическом искусстве - смысловой итог в воодушевлении зрителя, слушателя проповеди гуру, побуждение испытать те же самые ощущения, что и автор, непосредственно.
 
По мнению Теренса МакКены - это также и скрытый смысловой итог любого дизайна, вместо формального требования маркетолога - визуализировать признаки высокого спроса.
 
Памятник застывшим волнам разума
 
В новом концепте Жиля Делеза 1991, смысловым итогом художественного произведения является памятник застывшим на века чувствам художника, как успокоившимся волнам его разума.

Найти свой знак мышления (артист стейтмент художника)

Практика, получившая распространение ещё в конце XX века. Ответы на вопросы:
  1. Что я рисую (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
  2. Зачем я это рисую (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
  3. Что значит для меня то, что я рисую (конкретно, конкретней, еще конкретней)?
  4. Какие материалы и технологии наиболее точно позволяют мне добиться заявленного результата (конкретно, конкретней, еще конкретней)?

Зритель оценивает соответствие замысла художника и собственного впечатления от произведения, рождающегося в его собственном восприятии. И - всё!

Источники: