Евгений Александрович Пушкарев. Это вредоносное слово «любовь»

Информация
Систематизация и связи
Психология

«Определяйте значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений».

                                                             Рене Декарт

 

«… любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений».

                                                              Б. Марстейн

 

Любовь это широкий класс психических явлений, любовь: к родине, жареной картошке, родителям, как вершина нравственного отношения к человеку, к животным, музыке и так далее, которые имеют как некоторое сходства, так и существенные различия. Поэтому надо сразу уточнить, что здесь речь пойдет о межполовой индивидуальной любви, и какой вред для нее заключен в слове «любовь».

Для этого потребуется хотя бы кратко рассмотреть любовь как атрибут - естественное, природное явление, и уже потом подробнее как артефакт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) - понятие, культурная норма, сценарий, то, что заключено в семантическом поле слова «любовь». Потому, что любовь как явление, в одноименном семантическом поле занимает малое, периферийное место, и находится там, на правах Золушки. А на первых ролях, правят бал в этом поле, псевдолюбовные чувства и состояния, патология, не имеющие к ней прямого отношения, но внешне похожие.

Давайте отделим от любви то, что в нее внесли, люди от того что создала природа.

Самый прорывной вклад в раскрытие, загадки «любви – явления» сделал Эрих Фромм, работы которого, несомненно, повлияли на последующие исследования этой темы.

Определение любви по Э. Фромму: «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». И еще один уточняющий признак: «Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"».

В качестве примера любви как естественного, природного явления подходит рассказ рок музыканта Игоря Сукачева:  "У меня такое ощущение, что я родился женатым. Я женат с 1983 г. сами посчитайте как много лет, причем настолько удачно, что проблемы любовниц, поклонниц для меня просто не существет. Когда я познакомился с Ольгой, ей было 14 лет мне 16. 8 лет мы дружили до тех пор, пока родственники ни подсказали: "А, ни пора ли вам жениться", мы и поженились. Для меня жена это как солнце, воздух, вода, хлеб явление естественное и необходимое. Вот вы, когда-нибудь думали, взойдет завтра солнце или нет? Я никогда не думаю о любви, это также как сытый человек никогда не думает о пище. У меня есть любимая песня об Ольге, когда я ее пою, у меня всегда проступает слеза".

Э. Фромм ввел и дал объяснения целому ряду новых понятий: «подлинная любовь», «плодотворная любовь», «зрелая любовь». Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это «братская любовь». Также: «псевдолюбовь», «существует много индивидуальных форм патологии любви», «неплодотворная, или иррациональная любовь», «любовь-поклонение», «фальшивая любовь», «сентиментальная любовь», «невротическая любовь», «незрелая форма любви» или «симбиотический союз», «влюбленность это одна из форм псевдолюбви», «эротическая любовь это самая обманчивая форма любви…», «часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви…». «Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу».

В конце прошлого века к исследованию «любви – явления» подключились антропологи, нейропсихологи, нейрохимики, нейроэндокринологи, нейробиологи, нейрогистологи, для исследования любовных чувств стали применять новейшие биохимические методы с использованием: магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного и позитронно-эмиссионного томографирования было получено достаточное для понимания количество объективной информации о природе любви и всего спектра около любовных чувств.

Самая большая путаница, проблема и вредоносность «любви – артефакта» заключается в том, что за любовь принимается влюбленность. Это яркое, нерядовое состояние, которое характеризуется гиперактивностью всех шести сфер психики: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, сомато-вегетативной, сексуальной, бессознательной, а также гипермобилизацией физической активности. Это приводит к возникновению целого ряда психических эффектов, которые возникают только во время влюбленности, например «аберрация зрения», телепатия. Влюбленность возникла в ходе эволюции задолго до появления Homo sapiens для обеспечения временного скрепления пары с целью зачатия потомства и их кормления первые несколько месяцев или лет жизни, после чего происходит ее аннигиляция (у человека среднестатистическая продолжительность полгода, максимальная по Х.Фишер 30 месяцев).

Есть уже достаточное количество научных исследований устанавливающих, что влюбленность не имеет никакого отношения к любви.

Еще одна вредоносная путаница заключается в том, что на пьедестал настоящей любви возносят страсть,

 

«… влюбленность, любовь и страсть, являющимся элементами одного синонимического ряда».

 

«Страсть - сильная любовь с преобладанием чувственного влечения» [Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М., 1999], то есть «крайняя степень проявления чувств в сфере любви между мужчиной и женщиной. Страсть относится к сильным, абсолютно доминирующим эмоциональным переживаниям, что определяет специфику средств ее репрезентации в языке – особую значимость образной группы признаков, позволяющих метафорически передать неповторимость данного явления».

 

«…семантическое пространство семемы страсть в сфере любви … семема страсть определяется как крайнее проявление чувств, составляющих любовь, то есть сферы любви между мужчиной и женщиной».

 

«Язык является основным способом закрепления картины мира, то есть он способен представлять и хранить всю совокупность знаний о мире. Языковая картина мира представляет собой зафиксированную в языке схему восприятия индивидом действительности».

                                                                           К.филол.н С.В. Валиулина

 

она же недоброкачественная влюбленность - мания. По медицинской классификации это «любовная аддикция» в МКБ-10 отнесена к психическим отклонениям, в разделе «Расстройства привычек и влечений» (F63) в подраздел F 63.9 – «Расстройства привычек и влечений». Общие симптомы для нее определены следующие: навязчивые мысли о другом, резкие перепады настроения, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, бессонница, прерывистый сон, необдуманные, импульсивные поступки, перепады артериального давления, головные боли.

Для работы с любовными аддиктами готовят как врачей психотерапевтов, так и клинических психологов. Любовная аддикция это излечимое расстройство но, как и в алкоголизме, процент излечимости низкий, так как желание или готовность к избавлению редкость. На начальной стадии любовные аддикты не подозревают о серьезности своего расстройства, а в запущенной, компульсивной стадии страдалец настолько вживается в это расстройство, что в нем ему уже спокойнее, чем в здоровой жизни. Эту тяжелую стадию любовной аддикции можно назвать, «когда уже невозможно избавиться от любви». Наиболее известным примером такого расстройства является страсть Ф. Киркорова к А. Пугачевой. Если проанализировать все его многочисленные рассказы, высказывания, песни, поступки можно сделать вывод, что он страдает не просто любовной аддикцией, а что она уже в компульсивной стадии.

Один из ярких писателей превозносивших любовную аддикцию в качестве любви высшей пробы был А.И. Куприн. В «Гранатовом браслете» он объясняет, что такая любовь, точнее болезненное влечение Желткова к Вере Николаевне, бывает раз в 1000 лет. Это расстройство, к сожалению, встречается гораздо чаще.

 

Один из ярких философов разделявших эту же точку зрения:

«Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения».

                                                                                            Н. Бердяев

 

И вожделение, секс тоже к любви не имеют никакого отношения. Эта связка задумана не природой, а является культурной конструкцией. Их пристегнули одно к другому всего чуть более двух тысяч лет тому назад.

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш): "Такое впечатление, что человечество слишком подавлено. Поэтому люди изобрели слова-заменители. В западном мире не говорят: "Мы занимаемся сексом", там говорят: "Мы занимаемся любовью". Это слово-заменитель. И это фальшь, потому что любовь принадлежит совершенно другому измерению. Заниматься сексом значит заниматься сексом, это не занятие любовью. Любовь может включать в себя секс, но, всё же, она обладает другим качеством".

 

«Понятие любви заменяется другими понятиями, и в целом многие представители постмодернизма говорят уже не столько о чувстве любви, рассматривая этот феномен в контексте подлинного и неподлинного состоянии, сколько о подмене дискурса любви дискурсом сексуальности».                                                                Д.филос.н. О.И. Николина

 

Руководитель исследования антрополог, профессор Хелен Фишер из Университета Ратджерс в Нью-Брансвике: «Добровольцам показывали фотографии любимых и одновременно сканировали мозг: механизм активизации и зоны определенных участков мозга при этом сильно отличались от того, что происходит во время сексуального возбуждения. Любовь и секс – это совершенно разные явления, иногда даже не связанные друг с другом».

Х. Фишер: «Вожделение - страстное стремление к сексуальному удовлетворению связано в основном с гормоном тестостероном: как у мужчин, так и у женщин. Романтическая любовь — с природным стимулятором дофамином и, возможно, с норадреналином и серотонином. А чувство привязанности между мужчиной и женщиной порождается главным образом гормонами окситоцином и вазопрессином… Каждое из этих базовых влечений распространяется в мозгу по различным путям. Каждое порождает различное поведение, надежды и мечты. И каждое связано с различной нейрохимией».

 

«Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому». Д.филос.н. В.М. Розин. «К различению любви и сексуальности»

 

Итак, «любовь-явление» это исключительно созидательное, позитивное, положительное состояние.

Определение межполовой индивидуальной любви по Е. Пушкареву (автор этого статьи):

Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей совместимости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее.

 

Это же философ ХI века Ибн Хазм выразил так:

«… тяготение сходных душ, беспричинная и потому вечная любовь»

 

А не имеющие к ней никакого отношения влюбленность, страсть, точнее любовная аддикция и вожделение имеют лишь некоторое внешнее сходство с любовью.

На другом амурно - эротическом, литературно – культурном и пока ведущем фронте события развивались и продолжают развиваться в других направлениях.

 

«Каждый день говорят о любви тысячу правдивых истин, самых искренних, но которые противоречат одна другой; и каждый вечер прибавлялась к утренним истинам тысяча ложных, которых опровергнуть невозможно».                                                                           П. Ж. Сталь

 

Ф. Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" отмечает, что «…половая любовь в течение последних 8 столетий стала обязательной осью, вокруг которой, вращается вся поэзия». За эти столетия были написаны огромные горы амурно – эротической литературы.

И уже к концу XIX века философ М. О. Меньшиков пишет: «Но особенно огромную роль литература сыграла в любовном культе».

«Действуя в течение веков на неустойчивые мозги средних людей, любовный роман развращает половое чувство более, чем какое-нибудь другое влияние».

«Мы все теперь упиваемся любовными романами, но, повторяю я, будет время, когда самый чистый рассказ об ощущениях влюбленного, даже такой изящный, как "Вертер", будет казаться столь же неуместным, как рассказ о пищеварении и расстройстве его. Любовные романы будут описываться в клинических журналах, как теперь описываются болезни, потому что любовь половая - типическая "болезнь роста", где вместо острой физической боли в пароксизмах - острое наслаждение. Я не сомневаюсь, что ученый медик мог бы, тщательно изучив влюбленность, собрать достаточно материала для интересной диссертации».

А. И. Герцен сосредотачивается на том, как романтическая литература влияет на женщин: «Да, женщину в этом вопросе мне всего больше жаль: ее безвозвратное точит и губит всепожирающий Молох любви. Она больше верует в него, больше страдает. Она больше сосредоточена на одном половом отношении, больше загнана в любовь... Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него».

Точность выводов сделанных А. И. Герценым можно подтвердить цитатами:

М. Цветаева:

«Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами»

«Любовный крест тяжел – и мы его не тронем»

«Узнаю тебя, смерть, / Как тебя ни зови:/ В сыне – рост, в сливе – червь: / Вечный третий в любви»

А. Ахматова:

«Должен на этой земле испытать / Каждый любовную пытку»

«Он предал тебя тоске и удушью / Отравительницы любви»

Эмансипированные женщины, не выдержав губительного воздействия «Молоха любви» выбрали другой путь:

В. Токарева:

«Любовь иномирна, в её реальности можно сомневаться...»

«... любовь это самый выдуманный мир. Самая большая выдумка человечества».

А. Майская: «Настоящей любви нет - в этом вот уже много лет убеждает меня моя лучшая подруга Наташка. И еще больше меня убеждает в этом моя собственная жизнь. Да, любовь подчас случается меж людьми - вот только подлинная и взаимная очень редко».

К. Стриж (Волынцева): «Любовь-это провокация, человек достоин большего, чем любовь».

А точнее, человек достоин большего, чем этот самый молох, амурная химера, которую наша культура навязывает вместо того, чтобы объяснить, что такое естественная любовь.

К тому же «Молох любви» после А. И. Герцена только наращивал свои обороты, усиливая свое деструктивное воздействие.

К концу ХХ века: «…любовная лирика учит чему угодно, только не трезвому размышлению. Это дурман, грезы». Д.филос.н. В.М. Розин. "Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи".

В другой своей работе «Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание» В.М. Розин задается вопросом: «Эти и другие высказывания Н. Бердяева заставляют нас поставить вопрос: о какой любви он говорит?»

Не только применительно Н. Бердяева, но и в любом предметном разговоре мы вынуждены задаваться этим вопросом. О какой любви говорит автор?

И любая попытка разобраться и ответить на этот вопрос становится бессмысленной потому, что: «Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова». Н. Бердяев.

«Любовью мы называем самые разные вещи, начиная с любви-блага, которую нужно пронести через всю жизнь, и кончая любовью на одну ночь. Самые жесткие модели можно найти в поп-культуре — но только там есть и популярные ремейки «Ромео и Джульетты». В интеллектуальной литературе господствует ирония. Современные романы никогда не заканчиваются свадьбой. Всегда встает вопрос: а что было потом? А потом — быт, разочарование…»  Профессор, д.филос.н. Е. Н.  Шапинская.

Естественная любовь уже лишена самостоятельности, она возникает не из отношений людей, своей природной самости, а из ориентации на перегретые драматизмом шаблоны, навязанные культурой. Они порождаются массовой культурой, проникают в потребителя и зрителя, захватывая его сознание, управляя мотивацией и направляя переживания.

Если воспользоваться утверждением французского драматурга Жана Кокто: «Любви нет, есть только доказательства любви», то горы этих доказательств сначала исказили понятие любви, затем извратили и превратили в нечто невозможное и опасное для использования в реальной жизни человека. Так как это амурное давление доказательств любви происходит на протяжении многих веков, оно уже передается в следующие поколения на генетическом уровне.

За последнее тысячелетие слово "любовь" с одной стороны перегрузили смыслами, значимостями:

Концепт любви, безусловно, принадлежит к числу настолько высоких духовных абстракций, выше которых, по выражению Р. Рождественского, «в человеческой душе начинается мертвое, безвоздушное пространство» Д.филол.н. С.Г. Воркачев.

«Любовь, что движет солнце и светила» Данте;

«Любовь чудо цивилизации» Стендаль;

«Любовь — апофеоз жизни». А. И. Герцен;

«Высшая ценность на этой Земле — Любовь». А. А. Блок;

«Любовь печать образа Божия в человеке» М.А. Булгаков;

«…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа…» С. Л. Франк;

С другой стороны:

Д. филол. н. С.Г. Воркачёв: «Действительно, большая часть семантических признаков, вербализуемых в русской поэзии, связана с «оборотной стороной» этого высокого чувства: физическими и духовными страданиями, душевным расстройством, обманом и разочарованием, эфемерностью и иллюзорностью – воистину «из всех доводов против любви … особенно близок призыв: "Осторожно! Будешь страдать" ( Льюис 1989)».

А.С. Пушкин:

«Но узнаю по всем приметам / Болезнь любви в душе моей»;

«А сердце все болит и любит / От того, что не любить оно не может»;

«Мрачится разум; дикий пламень / И яд отчаянной любви / Уже текут в его крови»;

«В душе несчастные таят / Любви и ненависти яд»;

«Любовь мутит мое воображенье»

М.Ю. Лермонтов:

«Бывало, я любовию страдал»;

«И чаши осушайте, / Любви в безумном сне»

Е.А. Евтушенко:

«Я понимаю – этот страх и есть любовь»;

«Любовь – чудовище, / что пожирает даже собственных детей»

«Любовь — наказание, а может награда/ А может быть, вместе и то и другое» Р. И. Рождественский

«Любовь ужасна, беспощадна, она чудовищна. Любовь нежна. Любовь воздушна. Любовь неизреченна и необъяснима…» К. Д. Бальмонт

«Любовь… создание возвышенное наравне с подлейшим…» П. Мантегацца

Даже японка к.филол.н. Аракава Есико подметила:

«В русском романсе счастье любить обязательно грустное, так как сопровождается, как правило, страданиями, слезами. Любить - это непременно страдать, быть готовым умереть во имя любви. Любовь, страдание, печаль, муки, слезы, смерть неразрывно связаны и выдвигаются на первый план в вербальном выражении концепта «любовь» в русских романсах».

В качестве итога этого набора высказываний можно подвести опять-таки высказываниями:

«Ничто не вызывает более противоречивых оценок, чем любовь; либо это столь глупая вещь, что она не способна познать самое себя, либо столь отвратительная, что она должна скрывать себя под гримом» Ф. Бэкон

«Любовь — единственное чувство, в котором все истинно и все лживо, скажи о ней любую нелепость — и она окажется правдой» Н.-С.де Шамфор

«Истинная любовь подобна привидению: все о ней говорят, но никто ее не видел» Ф. Ларошфуко;

«Любовь — это торжество воображения над интеллектом» Г. Менкен

То, что происходит с любовью в русском языковом сознании можно проиллюстрировать такой картинкой. «Если на клетке слона написано «буйвол» – не верь глазам своим!» Козьма Прутков

А если на клетке слона написано буйвол, а в клетке находятся слон, буйвол, крокодил, кошка, ворона, голубь, гремучая змея и другие твари, которые по-разному относятся и друг к другу, и к человеку?

Вот и в слово «любовь» понасадили такое количество чувств, переживаний, страстей, болезненных расстройств, влечений враждующих между собой, по-разному влияющих на качество жизни человека. А потом чтобы как-то самих себя успокоить от такой несуразности филологи назвали весь этот зверинец умными словами: концепт, амбивалентность, антиномия.

 

«А все потому, что «Любовь полна антиномий: она амбивалентна  – включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением приносит и страдание, она – результат свободного выбора объекта и крайней от него зависимости».

                                                                         Д.филол.н. С.Г. Воркачев

 

«Противоречивость концепта любовь заключается не только в чувственных переживаниях, а и в нацеленностях на действия. Этимологический анализ дефиниции любви, осуществленный филологами И. Левовой, Л. Пашниной, привел авторов к заключению о противоречивости его контекста, т.к. с одной стороны, понятие базируется на подталкивании к активным действиям другого человека, с другой - состоит в беспокойном ожидании чего-либо и ощущении обмана».

 

«В научной литературе зафиксирована связь любви со многими положительными и отрицательными эмоциями, такими как благоговение, благодарность, благорасположение, гнев, жестокость, зависть, любезность, месть, надежда, негодование, ненависть, неудовольствие, печаль, подавленность, порицание, похвала, преданность, признательность, приниженность, пьянство, радость, разврат, ревность, самолюбие, самоудовлетворенность, скупость, сострадание, страх, уверенность, удовольствие, честолюбие и чревоугодие».

                                                                   К.филол.н. М.В. Смоленцева

 

«Теоретические истолкования любви часто парадоксальны, противоречивы, взаимно несовместимы (любовь разумна - любовь безумна; любовь возвышает - любовь унижает; любовь дарует наслаждение - любовь приносит мучения; любовь обогащает - любовь опустошает). Принято считать, что в этих контрастных оценках каждый тезис может быть доказан одинаково убедительно». Болгарский философ К. Василев

Над темой антиномий и амбивалентностей любви работают не только филологи, но и отдельно взятые энтузиасты психологи, но их голос, к сожалению, заглушает могучий хор певцов любовной страсти.

К. псх. н. Федосова: «К сожалению, та любовь, которая воспевается в литературных источниках и является образцом для подражания, является именно любовной зависимостью. Истории Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Хозе и Кармен, Анны Карениной и Вронского и другие прекрасные описания подобных взаимоотношений показывают людям, каким именно должна быть настоящая любовь. Полная страданий и тревоги, препятствий и унижений, скорее всего не имеющая перспектив и протекающая, как песок. Подавляющее большинство песен о любви посвящено именно зависимым отношениям. Сериалы, в которых герои преодолевают почти невозможные преграды, страдают от издевательств и измен, а в конце концов получают желаемое, воспевают именно любовную зависимость. Людей с детства воспитывают на подобных примерах, формируя стереотип, что настоящая любовь может и должна быть несчастной и полной страданий».

 

"Ромео и Джульетта" это самое вредное произведение…

Д.филос.н. В.В. Жириновский

 

Результатом бесконечного потока амурно – эротического воздействия: литературы, телевизора, эстрады, интернета:

«С целью выявления чувственно-образной составляющей ядра концепта мы попросили испытуемых описать наиболее яркий образ, который возникает у них при слове "любовь". Одна треть (самая большая группа) русских информантов указывала на трудность описания любви словами, определяя последнюю как некое абстрактное умозрительное понятие: "что-то светлое и чистое; всё прекрасное, непостижимое и высокое; нечто неописуемое, возвышенное, неземное, святое; что-то, что невозможно передать словами; что-то внутри человека, что всегда трудно выразить; что-либо воздушное, тёплое, необыкновенное". Обращают на себя внимание языковые средства, используемые испытуемыми при описании образа любви, а именно неопределённые местоимения: нечто, что-то, что-либо, употребляемые в больших количествах и выражающие неуверенность и затруднения информантов при ыполнении»                                                                        К.филол.н Е.Ю. Балашова

По статистике "по любви" вступают в брак около 80%.

«Сейчас (1999г. тренд нарастающий) половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»

Д.филос.н. В.М. Розин «Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи»

«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга.

Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких оказалось пять, где есть взаимный выбор»

Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак.

Более 40% всех самоубийств совершается из-за невозможности разрешить любовные проблемы, по этой причине в России уходят из жизни более 24 тысяч человек в год (68 в день).

Из-за непереносимых взаимоотношений мужья в 2 раза чаще убивают жен - примерно 14 тысяч в год, чем жены мужей, около 7 тысяч. А сколько тысяч детей от этого страдает? Один убил другого, идет в тюрьму, а дети в детдом.

«…первое место среди всех человечьих невзгод (войны, болезни, эпидемии, природные и др. катастрофы) уверенно держат неурядицы любовные и семейные. Жизнь показывает уже не первое тысячелетие, что эта область нашего бытия - самая неуправляемая, самая непредсказуемая и коварная, самая жестокая и чреватая травмами и трагедиями».

                                                                              Психотерапевт В. Леви

«Человечество будет погибать от дисгармонии между мужчинами и женщинами». 

Д.филос.н. В.В. Жириновский

По результатам этой статистики можно вывести формулу характеризующую ситуацию с межполовой, индивидуальной любовью, где в числителе горы любовной литературы, кино, телевизор, интернет пропитаны ею, в знаменателе подавляющее число людей (в том числе и состоящих в браке) находятся в напряженном поиске любви, в состоянии фрустрации "неосуществленной любовной готовности", а в итоге – сухом остатке, в любви живут и наслаждаются ею около 0.5% счастливчиков.

Все, что выше это подводка для того, чтобы задать вопрос философам: «А сколько в слове должно накопиться антиномий и амбивалентностей, чтобы его признать непригодным и вредоносным? С учетом тех бед и несчастий, которое оно уже принесло». Ведь есть же прецеденты. Полезный продукт картофель. Кулинары его долго перерабатывают с добавками не менее полезных продуктов, в результате получаются чипсы, которые диетологи назвали мусорной пищей, и запретили продавать в школе.

Несколько вариантов правильных ответов:

«Любовь следует изобрести заново…» Артюр Рембо

«Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова» Н. Бердяев