Ломазов А.В. Воля к смыслу как движущая сила общества

Информация
Год написания: 
2022
Систематизация и связи
Социальная философия

1. Постановка проблем

1.1. В современной социологии и социальной философии существуют проблемы, не решённые вплоть до настоящего времени. Эти проблемы носят как теоретический характер (проблема соотношения между свободой человеческой личности и закономерным характером социальной реальности, проблема социальных законов и их особенностей), так и практический (проблемы насилия, девиантного поведения, социальных конфликтов, социального неравенства и др.). В рамках различных социологических парадигм и типов парадигм эти проблемы решаются по-разному (к примеру, объективная социология считает социальную реальность подчинённой специфическим законам и независимой от отдельных индивидов, в то время как субъективная социология предполагает, что социальная реальность формируется людьми в соответствии со свободой их воли).
1.2. На наш взгляд, для решения указанных проблем следует обратиться к наследию известного австрийского психолога, врача и философа Виктора Франкла (1905-1997). В. Франкл оказал значительное влияние на психологическую науку, и, в частности, на теорию личности. Экзистенциальный анализ и созданный на его базе метод логотерапии широко известен в психологии. Но в социологической науке влияние Франкла очень мало. Если взгляды Зигмунда Фрейда были во многом развиты представителями фрейдомарксизма (следует особо отметить Герберта Маркузе, создавшего на основе теории Фрейда теорию исторического процесса, в соответствии с которой история рассматривается как история подавления влечений), взгляды Альфреда Адлера не нуждались в какой-либо популяризации (идея стремления к власти как базового мотива человеческой деятельности и соответствующие выводы из этого для социальной реальности высказывались ещё Ницше), то взгляды В. Франкла практически не приобрели популярность в других гуманитарных и социальных науках, кроме психологии.
Во многом соглашаясь с В. Франклом относительно его психологических, философско-антропологических и социологических взглядов, мы считаем нужной разработку специфической социологической парадигмы, представляющей собой творческое социетальное обобщение взглядов Франкла на человеческую личность и человеческое общение. Указанной парадигме было дано название «экзистенциальный интеракционизм» или «логоинтеракционизм» (от слов «логотерапия» и «интеракционизм»).
Помимо логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла, разработанная парадигма частично включает в себя положения следующих научных теорий:
1) феноменологическая социология А. Шюца;
2) теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса;
3) символический интеракционизм Чикагской школы;
4) теория систем и системный анализ;
5) кибернетика;
6) информатика;
7) теория организационных систем Д.А. Новикова (ИПУ РАН).
Предполагается, что указанная социологическая парадигма способна:
1) в значительной степени объяснить противоречие между упорядоченностью социальной реальности и индивидуальной свободой человеческой личности;
2) раскрыть природу социологических законов;
3) расширить возможности социологической науки в исследовании девиантного поведения и девиантной экзистенции социальных общностей;
4) расширить возможности социологической науки в исследовании социального действия в целом;
5) предложить удовлетворительное объяснение некоторым социальным проблемам.
1.3. Базовые положения логоинтеракционизма
В качестве базовых положений логоинтеракционизма были приняты следующие положения:
1.3.1 Три фундаментальных допущения: свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни, а также 10 тезисов о личности В. Франкла.
1.3.2. Стремление наполнить свою жизнь смыслом («воля к смыслу») является главной мотивирующей силой и, следовательно, базовым мотивом социального поведения человека.
1.3.3. Движущей силой всякого социального процесса и исторического процесса в целом является стремление людей наполнить свою жизнь смыслом.
1.3.4. Базовой рациональностью, задающей всякое социальное действие людей, является «смысловая» (экзистенциальная, духовная) рациональность, т.е. всякое социальное действие рационально в той степени, в которой личность удовлетворяет свои экзистенциальные и духовные потребности.
1.3.5. В отличие от существующей экзистенциальной парадигмы социологии, общество не противопоставляется индивиду: в обществе кристаллизован духовный и экзистенциальный опыт других людей и существуют смысложизненные концепции, предполагаемые как релевантные для всякого члена общества (или для большинства) помогающие человеку решать свои духовные и экзистенциальные проблемы.
1.3.6. Базовыми сферами жизни общества являются духовная сфера и социальная сфера, экономическая и политическая сфера являются «надстройкой» по отношению к «базису» – духовной и социальной сфере; следовательно, экономические, политические и социальные проблемы общества или отдельной социальной группы рассматриваются как симптом некоей духовной проблемы общества; патологические социальные практики рассматриваются как результат распространённых среди членов общества экзистенциальных и духовных проблем.
1.3.7. Личность уникальна и неповторима, и, следовательно, социальное поведение личности уникально и неповторимо; разные люди, занимающие разные социальные статусы и играющие различные социальные роли, делают это своим, уникальным и неповторимым, образом.
1.3.8. Социологические (социальные) законы: люди конституируют социальную реальность самостоятельно в соответствии со свободой их воли и своими смысложизненными ориентирами, но в их сознании и во внешнем мире существуют законы, ограничивающие возможности конституирования социальной реальности по некоторым аспектам и детерминирующие конструирование социальной реальности по некоторым другим аспектам; это приводит к тому, что социальные явления принципиально являются не в полной мере прогнозируемыми явлениями; имеют место быть общие (базовые) законы, не зависящие от места, времени, конкретных людей и ситуации, нарушение которых либо принципиально невозможно либо всегда приводит к определённым последствиям; и частные законы, зависящие от места, времени, людей и ситуации.
1.3.9. Каждая социальная общность является уникальной и неповторимой индивидуальностью, т.к. состоит из уникальных и неповторимых личностей.
1.3.10. Большинство социальных проблем укоренены в экзистенциальных проблемах членов общества (или социальной общности).

2. «Воля к смыслу» как главная мотивационная сила и базовый мотив социального поведения человека

2.1. В своей книге «Воля к смыслу» Виктор Франкл утверждал, что стремление к смыслу является главной мотивационной силой человека. Он противопоставлял эту концепцию т.н. «принципу удовольствия» и «воли к власти». Духовный аспект человеческого бытия Франкл считал первичным, хотя признавал, что в некоторых ситуациях тело человека и его психика способны задавать ограничения на проявления духа (личности). Однако это не исключает духовного характера мотивации. Одностороннее стремление к удовольствию или к власти В. Франкл рассматривал как проявления экзистенциальной фрустрации.
2.2. В рамках разрабатываемой теории на основании рассмотренных утверждений Франкла был сделан следующий вывод: человек не способен осознанно стремиться к обессмысливанию своей жизни. Всё, что человек делает, имеет экзистенциальную направленность, даже если человек сам не отдаёт себе отчёт в этом. Переживание бессмысленности своего существования тягостно для всякого человека, в отличие от переживания недостатка телесных удовольствий, власти, престижа или материальной обеспеченности.
2.3. Базовой рациональностью, детерминирующей человеческое поведение, является экзистенциальная («смысловая», духовная) рациональность. Человек способен совершить действие, нерациональное с позиций экономической, политической и иных рациональностей, но рациональное с экзистенциальной позиции (отшельничество, самопожертвование, добровольное нищенствование, целибат, религиозное юродство и др.). Все остальные рациональности занимают подчинённое положение по отношению к экзистенциальной рациональности: ни одна рациональность не противоречит экзистенциальной рациональности, выбор всякой рациональности является экзистенциальным актом, обусловленным действием совести человека, его разума и чувств (факторы, обуславливающие выбор рациональности и действия, могут совместно действовать различным образом). Иными словами, человек самостоятельно определяет, какой рациональностью руководствоваться, в чём полагать смысл его жизни. Другие содержательные мотивационные теории (фрейдизм, марксизм, индивидуальная психология, «пирамида Маслоу», драматургическая социология) представляют собой ad hoc-теории. Они верны в определённых ситуациях и применительно к отдельным людям и социальным общностям, однако возможны ситуации, когда указанные теории не имеют объяснительной силы по причине не предусмотренных указанными теориями рациональностей людей.
Частность целого ряда социальных теорий доказывает существование в человеческом обществе некоторых явлений (отшельничество, самопожертвование, принятие смерти за убеждения, добровольное нищенствование, целибат и др.), которые не являются рациональными с точки зрения по меньшей мере одной из указанных теорий. К примеру, добровольное нищенствование не является рациональным с точки зрения «пирамиды Маслоу», а также марксизма (поскольку добровольно нищенствующий по религиозным мотивам человек, как правило, отказывается от участия в классовой борьбе).
Обоснованием указанного вывода является то, что осознанное поведение, не имеющее направляющих целей и ценностей, невозможно; нередко люди, поступая определённым образом, не могут самостоятельно осознать побуждения собственных действий; сама по себе свобода от ценностей невозможна, т.к. сама является ценностью, пусть и не базовой, а вспомогательной (К. Поппер).
В доказательство тезиса о том, что базовой мотивацией человека является воля к смыслу, можно привести следующие социальные явления:
1) самопожертвование ради жизни близких людей;
2) героизм;
3) религиозное мученичество и исповедничество: принятие смерти, физических мучений либо поражения в правах ради сохранения религиозных убеждений;
4) половое воздержание, отказ от сексуальности, аскетизм в целом (как правило, религиозно мотивированный); характерен для христианских и буддийских монахов, индийских йогов;
5) юродство;
6) иные типы человеческой деятельности, обусловленные специфическими убеждениями людей и не имеющие отношения к удовлетворению необходимых потребностей, стремления к власти, престижу и удовольствию (исторические примеры: поведение философов кинической школы, в особенности Диогена Синопского; философ Диодор Кронос, который дал зарок не принимать пищу до тех пор, пока у него не получится разрешить парадокс лжеца: разрешить указанный парадокс он так и не смог; не принимая пищу, он умер от голода; святой Антоний Великий, который, услышав чтение Евангелия в храме, раздал нищим всё своё имущество и стал отшельником; святая Ксения Петербургская, принявшая подвиг юродства после смерти мужа; и многие другие примеры);
6) наличие специфических социальных явлений (философия, религия, искусство, оккультизм) и социальных институтов (отшельничество, общежительное монашество) возникновение и существование которых необъяснимо в полной мере с точки зрения существующих социологических теорий.
Люди, руководствующиеся близкими рациональностями, образуют специфические социальные общности, направленные на поддержку ценностей, вокруг которых структурированы их рациональности. Различия рациональностей обуславливают многие конфликты между людьми и социальными общностями.

3. Человек в обществе

3.1. Общество не противодействует человеческому индивиду в его духовном поиске, а, напротив, преимущественно помогает ему в большинстве случаев (исключение составляют ситуации, когда требования общества противоречат требованиям совести человека). Опыт человечества помогает отдельному человеку в решении личных экзистенциальных проблем.
3.2. Согласно В. Франклу, человек ищет смысл своей жизни, и в поисках смысла его направляет совесть ("орган смысла"). Хотя Франкл считал, что человеческая совесть имеет способность к заблуждению, однако он делает следующий вывод: человек должен жить по совести, сознавая возможность заблуждения, «чтобы не противоречить своей человечности». Другие люди, а также социальные структуры, способны как помешать человеку в поиске и реализации найденного им смысла, так и помочь ему в этом, в зависимости от того, согласна ли совесть отдельного человека с требованиями общества или нет.
3.3. Зачастую смысложизненные ориентиры людей имеют социальный характер (помощь другим людям, общение, определённые способы социального взаимодействия, определённые социальные статусы и роли). Это помогает и самому человеку в поиске смысла жизни. Возможны смысложизненные ориентиры (смысложизненный ориентир - то, что человек считает смыслом своей жизни), не являющиеся в строгом смысле социальными (как правило, религиозного характера), но, поскольку человек не может стать личностью вне общества (а уже ставший личностью человек способен существовать вне общества, в том числе и как личность; под личностью мы понимаем субъекта, обладающего самоосознанием и свободой воли), его знакомство с объектом, ставшим позже для него смысложизненным ориентиром, всегда происходит с помощью общества, либо на основе приобретённых в обществе знаний. Религиозный отшельник живёт вне общества и является личностью, но, если бы он не столкнулся с религией в обществе (потому, что его научили), или, если он научился сам, если бы его не научили языку и иным способам общения с людьми или чтению книг; а также по той причине, что все навыки самообслуживания, необходимые для своей жизни, человек приобретает в процессе первичной социализации; он не смог бы стать отшельником, если бы не жил в человеческом обществе.
3.4. Повторяющиеся множественные социальные взаимодействия людей, имеющих определённые ценностные ориентиры, формируют специфические релевантности. Ценности, на которые направлены сформированные релевантности, позиционируются как необходимые для признания всеми (либо большинством) членов общества (или социальной общности) в качестве релевантных; что, в свою очередь, требует от члена общества действий, направленных на актуализацию социально релевантных ценностей (актуализация ценностей – совокупность мероприятий, направленных на поддержание благополучия ценности). Социальные отношения, сформированные на основе указанных взаимодействий, обусловлены релевантностями и направлены на актуализацию релевантных ценностей.
3.5. Некоторые ценности позиционируются в обществе как релевантные. В результате формируются специфические релевантности, в соответствии с которыми человек может выстраивать свою жизнь.
3.6. Человек, отрицающий принятые в обществе релевантности, как правило, считается чужим, «вредоносным», «особо опасным». Поведение, отрицающие подобные релевантности, рассматривается как девиантное. Социальные группы зачастую конфликтуют между собой именно по причине различия таких релевантностей.
3.7. Согласно Франклу, ценностные и смысложизненные ориентиры неравноценны. Существуют более и менее конструктивные ценности и смысложизненные ориентиры. Социальные общности, смысложизненные ориентиры членов которых более конструктивны, более устойчивы к различного рода кризисам, а также менее конфликтогенны (реже происходят как конфликты членов социальной общности между собой, так и конфликты рассматриваемой социальной общности с другими социальными общностями и отдельными людьми, не являющимися её членами).
3.8. Конструктивность смысложизненного ориентира определяется долговечностью существования объекта, избранного человеком в качестве смысложизненного ориентира; получаемым человеком ощущением счастья при актуализации выбранного смысложизненного ориентира; и соответствием смысложизненного ориентира нравственному закону.

4. Духовная и социальная сфера как базисные сферы общественной жизни

4.1. Поскольку базовым мотивом человека является «воля к смыслу», и базовой рациональностью человеческого поведения является духовная (экзистенциальная) рациональность (т.е. рациональность действия определяется тем, в какой степени человек, совершая это действие, наполняет свою жизнь смыслом), базисной сферой общественной жизни являются духовная и социальная сфера («базисом» по К. Марксу). Экономическая и политическая сферы являются «надстройкой» (термин К. Маркса).
4.2. Экономические и политические отношения в обществе конституируются в зависимости от популярных среди членов общества смысложизненных ориентиров, позиционируемых в обществе как релевантные. Экономические и политические практики вторичны по отношению к практикам жизненного мира, а последние, в свою очередь, вторичны по отношению к смысложизненным ориентирам людей. Поскольку общество существует в материальном мире, то законы материального мира оказывают влияние на функционирование общества. Стремление людей удовлетворить свои естественные потребности (пища, одежда и др.) побуждает их формировать специфические отношения. Указанные обстоятельства являются причиной необходимости во всяком обществе экономической сферы. Но по причине того, что человек имеет свободу выбора, духовный аспект жизни людей выступает как движущая сила (энтелехия) исторического процесса в целом и социальных процессов в частности. Экономическая же сфера, как и законы материального мира, выступает в качестве ограничения набора возможных вариантов конституирования людьми социальной реальности.
4.3. Политическая сфера в меньшей степени связана с материальным миром, нежели экономическая. Она в существенно большей степени определяется иными сферами жизни общества.

5. Социологические (социальные) законы

5.1. В рамках настоящей работы понятия социологического и социального закона равнозначны. Социологический (социальный) закон – закон, которому подчиняется социальная реальность.
5.2. По большей части имеют место быть две полярные точки зрения на проблему законов истории и общества. Первая точка зрения состоит в том, что общество и история имеют законы, аналогичные законам естественного мира, конкретная личность в полной мере подчинена им, и её поведение полностью детерминировано; свобода воли человека отрицается (натурализм, социологизм). Вторая точка зрения состоит в том, что каких-либо социальных и исторических законов нет; общество и история являются результатом произвольного человеческого творения.
5.3. Наша точка зрения на этот вопрос состоит в том, что общество является результатом человеческого творения, но вместе с тем существуют специфические социологические законы, ограничивающие возможности конституирования социальной реальности человеческими индивидами.
5.4. Социологические законы имеют следующие источники:
1) законы человеческого сознания (в первую очередь, духа);
2) информационные законы;
3) системные законы;
4) законы материального мира.
5.5. Социологические законы имеют принципиальное отличие от естественных законов. В отличие от законов естественного мира, законы истории и общества в большинстве своём имеют другую форму. Они, в отличие от законов мира естественного, представляют собой указания не на обязательные, а на невозможные следствия из некоторых причин, а также на обязательные свойства всякого вытекающего из некоторой причины следствия, хотя в полной мере следствие из причины не выводится. На их основе нельзя указать точное следствие либо набор возможных следствий из некоторых причин, но можно указать набор следствий заведомо невозможных, а также некие общие свойства для любого возникшего следствия.
Если вербальная форма большинства законов естественных наук выглядит так:

Причина А даёт следствие B

То вербальные формы многих социологических законов предположительно могут выглядеть и так:

Причина А даёт всякое следствие, кроме следствия В (набора следствий β).
Всякое следствие B, проистекающее из причины А, будет иметь свойство b (набора свойств β).

Предположительно возможны и другие вербальные формы. Тем не менее, обший принцип, предположительно характерный для социологических законов, таков: указывать не сколько на будущие следствия, сколько на набор следствий, которые не могут выйти из некоторой причины, а также на некоторые общие свойства, характерные для этого следствия.
5.6. Социологические законы подразделяются на общие и частные. Общие законы неизменны, носят социетальный характер, и не зависят от действий отдельных людей или социальных общностей. Частные же законы не носят социетального характера, обусловлены конкретной социальной ситуацией, конкретным местом и временем, и могут быть изменены людьми.
5.7. Статистически выявленные тенденции относятся к частным законам.
5.8. Такая форма и иерархия социологических законов обусловлена, с одной стороны, свободой воли и творческой способностью человека; а с другой стороны, наличием специфических объективных детерминирующих факторов как в сознании самого человека, так и во внешнем мире.
5.9. Социальные процессы и явления формируются людьми в соответствии со свободой их воли, но, поскольку в сознании людей существуют законы мышления и ценностного мировосприятия, которые они не в состоянии нарушить, набор способов коммуникации и, следовательно, конституирования социальной реальности ограничен. Законы указывают на эти ограничения.
5.10. Одной из причин недостаточности бинарной оппозиции детерминизма и индетерминизма является различие возможных смысложизненных ориентиров, выбранных для себя отдельными человеческими индивидами; и в то же время существование общих законов человеческого сознания. Был сделан следующий вывод: человек обладает свободой воли, ограниченной специфическими законами.
5.11. Поскольку взаимодействия между людьми носят информационный характер, законы, задающие состояние информации и управляющие её процессами, также оказывают значительное влияние на социологические законы.
5.12. В настоящее время в социологии существуют два диаметрально противоположных подхода к изучению общества: объективная социология (общество объективно и независимо от воли отдельных индивидов) и субъективная социология (общество формируется людьми в соответствии с их стремлениями); в рамках логоинтеракционистской парадигмы было предложено решение указанной проблемы (общество формируется людьми в соответствии со свободой их воли, но в сознании людей и во внешнем мире существуют законы, ограничивающие возможные варианты конституирования общества людьми). Таким образом, предложен ответ на вопрос о том, каким образом «в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода» (Википедия).
5.13. Вследствие указанных причин при прогнозировании социальных явлений более точным будет не позитивное, а негативное прогнозирование. Целью позитивного прогнозирования является указание событий, которые должны произойти; указание следствий, проистекающих из некоторых причин; целью же негативного прогнозирования является указание событий, которые не произойдут; указание следствий, которые принципиально не могут произойти из некоторых причин.
Сказанное не подразумевает критического отношения к существующим методам прогнозирования и технологиям поддержки прогнозирования (математические модели, нейронные сети и др.). Они основаны на закономерностях, носящих частный характер, и по этой причине время от времени обновляются либо утилизируются по причине изменения ситуации. Напротив, знание общих закономерностей позволит осуществить поддержку частной прогнозной модели. Тем не менее, поскольку общие закономерности не носят строгого характера, необходимость в обновлении и утилизации прогнозных моделей не исчезнет, хотя, безусловно, потребность в них будет существовать. Точность прогнозов повысится, но абсолютной она не будет.
5.14. Законы человеческого сознания подразделяются на когнитивные законы (законы познавательной способности человека) и ценностные законы (законы желающей способности человека). Человеческая мысль и желание неспособны выйти за пределы, указанные этими законами. Эти законы изучаются философией и психологией.
5.15. Несмотря на всю силу человеческого воображения, законы материального мира делают невозможными некоторые варианты развития социальной ситуации. Речь идёт как о законах внешней по отношению к человеку природы, так и о законах человеческого тела. Некоторые возможности, имеющиеся у других живых организмов (способность летать, дышать под водой и пр.) у человека отсутствует. Это налагает свой отпечаток и на общество. Указанные законы изучаются естественными науками (физика, химия, биология и др.).
5.16. То же самое можно сказать и о законах информационных процессов и систем. Коммуникация между людьми является информационным процессом, и, как следствие, зависит от того, каким образом передаётся информация в обществе. Также закономерным процессом является процесс восприятия человеком информации. Законы информационных процессов и систем изучаются информатикой.
5.17. Системные законы задают организацию составных объектов (систем). Некоторые из них носят всеобщий характер, задавая базовые принципы организации как природных и технических, так и социальных систем. Системные законы изучаются теорией систем, системным анализом, кибернетикой и синергетикой.
5.17. В настоящее время требуются исследования, направленные на открытие социологических законов.
5.18. В качестве примера общих социологических законов можно привести: базовые положения логоинтеракционизма (стремление людей наполнить свою жизнь смыслом как движущая сила исторического процесса в целом и частных социальных процессов, экзистенциальная рациональность как базовая рациональность, задающая социальное действие; невозможность социального действия, не обусловленного никакой ценностью и др.); наличие во всяком обществе правил и социальной стратификации; невозможность совершенно безнравственного общества и т.д. На их основе невозможно в полной мере прогнозировать социальные явления, но можно указывать заведомо невозможные варианты развития событий, а также указывать некоторые общие черты ситуаций, которые точно произойдут.
В качестве примера частного закона можно привести идею классовой борьбы как движущей силы исторического процесса (К. Маркс). Этот закон не является общим, т.к. подразумевает специфическую рациональность социальных агентов (стремление к материальному обогащению, готовность к борьбе за улучшение своего материального положения), которая не всегда имеет место быть. Если для описания и анализа социальной, экономической и политической ситуации в Западной Европе XIX века такая теория пригодна, то для описания социальных отношений на Афоне того же периода времени она существенно менее пригодна, поскольку афонские монахи того времени, как правило, руководствовались принципиально иными императивами, вследствие чего возможность массовой и организованной классовой борьбы была исключена. Следовательно, указанный социологический закон является частным законом.

6. Исторический процесс

6.1. Движущей силой исторического процесса является стремление отдельных человеческих индивидов наполнить своё существование смыслом; это базовая мотивация деятельности акторов, поведение которых ретроспективно рассматривается в рамках исторического исследования.
6.2. Этнические, национальные, политические, экономические, культурные явления имеют экзистенциальное обоснование, их движущей силой является «воля к смыслу».
6.3. Материальное производство и технический прогресс являются способами натурализации смысложизненных и духовных ориентиров, популярных среди членов некоторого общества или сообщества, они определяются т.н. техноаксиологической парадигмой – совокупностью ценностей, задающих технологическое развитие общества; в зависимости от техноаксиологической парадигмы в обществе становятся популярными одни либо другие технические решения и различные способы использования технических решений. На основании этого делается следующий вывод относительно этичности технического прогресса: возникновение специфических, проблематичных с этической точки зрения, технических решений, является следствием не технического прогресса как такового; а неконструктивной ценностной парадигмы, мотивирующей направленность технического прогресса. Альфред Шюц утверждал, что технические изделия отсылают не только к своему автору, но и к некоторому предполагаемому идеально-типическому пользователю. И автор технического изделия, и его типичный пользователь имеют определённые ценностные ориентиры, которые автор воплощает в изделии; пользователь же надеется на то, что изделие окажется способным помочь ему в актуализации своих ценностей. Таким образом, формирование более конструктивных ценностных ориентиров в обществе (а и автор технического изделия, и его идеально-типический пользователь живут в обществе; и технический прогресс представляет собой социальный процесс, конституируемый людьми на основе своих смысложизненных ориениров) приводит к формированию более нравственно приемлемых технических решений и способов использования существующих технических решений. Зло не в техническом прогрессе как таковом, а в ложных ценностях, ведущих технический прогресс не в том направлении.
6.4. Научный прогресс является способом натурализации смысложизненных и духовных ориентиров, популярных среди членов некоторого общества или сообщества; он определяется специфической аксиологической парадигмой – совокупностью ценностей, задающих развитие и использование достижений научного прогресса. Этичность научных решений также определяется конструктивностью ценностной парадигмы, задающей развитие науки в обществе.
6.5. Помимо собственно экзистенциального фактора, а также законов мышления и ценностной сферы, имеют место быть следующие факторы, определяющие историческое развитие: законы социальных структур и процессов как системные законы, законы информационных процессов и технологий, законы естественного мира; но они выступают как ограничения, а не как движущая сила исторического процесса.

7. Социальные процессы, структуры и институты

7.1. Социальное действие имеет экзистенциальную направленность, имплицитную либо эксплицитную.
7.2. Социальные процессы принципиально имеют ограниченную предсказуемость и познаваемость.
7.3. По причине того, что человек имеет свободу воли и творческую способность, но вместе с тем имеет специфические законы сознания, а также ограничен законами внешнего по отношению к его сознанию мира, в социальных науках желательно более широко использовать методологию негативного прогнозирования или негативной предиктивной аналитики (прогнозирования, целью которого является указание заведомо невозможных событий).
7.4. Социальные процессы формируются свободной и творческой деятельностью отдельных человеческих индивидов, стремящихся наполнить свою жизнь смыслом, но не в состоянии выйти за некоторые пределы, установленные социологическими законами, источниками которых являются законы человеческого сознания, законы естественного мира, информационные законы и системные законы.
7.5. Социальные структуры и институты являются результатом взаимодействия человеческих индивидов, наделённых свободой воли и творческой способностью, но на эти взаимодействия наложены специфические ограничения.
7.6. Помимо общих социологических законов, социальные общности и процессы подчиняются частным законам, формирующим специфические движущие силы процессов, протекающих в конкретных социальных общностях; а также специфические ограничения возможные варианты развития таких процессов. Такие законы могут быть обусловлены:
1) ценностями составляющих социальную общность личностей;
2) находящимися в распоряжении членов общества средствами коммуникации;
3) способами взаимодействия между конкретной социальной общностью и внешним миром.
7.7. Социальные технологии являются способом натурализации смысложизненных и духовных ориентиров, популярных среди членов общества, и определяются специфической аксиологической парадигмой.

8.Социальная стратификация

8.1. Значительное место в социологической науке занимает проблематика социальной стратификации. Её разрабатывали многие классики социологии.
8.2. Общество без социальной стратификации невозможно. Проблематичной является не социальная стратификация как таковая, а недостаток восходящей мобильности в обществе, а также специфические взаимоотношения между различными слоями или классами общества, которые могут быть сопряжены с ненавистью, презрением и даже агрессией. Тотальная ликвидиация социальной стратификации невозможна, но возможна нормализация межстратных взаимоотношений, за счёт которой стратификация будет существенно ослаблена. Иными словами, совершенного равенства нет, но есть милосердие; и стремиться нужно не столько к построению эгалитарного общества (совершенно эгалитарное общество невозможно), сколько к построению милосердного общества, общества всеобщей взаимопомощи. Это также приведёт к существенному ослаблению (хотя и не полной ликвидации) социального неравенства, поскольку представители бедных слоёв населения таким образом получат доступ к большему числу различных благ.
8.4. Мы не согласны с идеями К. Маркса о классовой борьбе, поскольку люди способны действовать, руководствуясь специфическими смысложизненными и ценностными ориентирами более высокого порядка, нежели стремление к материальным благам. Противоречия между различными классами в обществе объективно существуют (хотя и в различной степени), но за счёт отказа от классовой рациональности в пользу рациональностей более высокого порядка (к примеру, религиозных или гуманистических) люди выстраивают свое поведение особым образом, предполагающим взаимную поддержку между представителями различных классов. Это приводит к тому, что объективные противоречия между социальными классами нивелируются и не влияют на поведение людей до степени возникновения в обществе классовой борьбы. Представители высших слоев общества, руководствуясь стремлением наполнить свою жизнь смыслом и рациональностями более высокого порядка, будут помогать представителям низших слоев подняться по социальной лестнице вверх, даже несмотря на то, что с классовой точки зрения они являются конкурентами. Вследствие этого социальная структура общества будет во многом перестроена, будет облегчена восходящая мобильность; тем не менее стратификация, хотя и в существенно более мягком виде, сохранится.
Возникнет ли в условиях объективных классовых противоречий собственно классовая борьба, зависит от того, насколько конструктивны смысложизненные ориентиры членов общества.
8.5. Проблема бедности: благодаря конструктивным смысложизненным ориентирам богатые люди начнут помогать людям бедным, на основе конструктивных смысложизненных ориентиров людей будут создаваться специфические формы социального взаимодействия, благодаря которым бедным людям в обществе будет оказываться поддержка. Бедные же люди, за счёт конструктивных смысложизненных и ценностных ориентиров не будут питать злобы к людям богатым. В целом значимость материальных ценностей как показателя успешности человека снизится.

9. Девиантное поведение

9.1. Идея девиантного поведения варьирует от социальной группы к социальной группе. То поведение, которое в одной социальной общности будет считаться девиантным, в другой общности будет считаться конформным. Тем не менее, поскольку любая социальная общность несёт в себе специфические ценности, существуют базовые принципы социального контроля, характерные для всех социальных общностей. Вследствие этого существуют общие положения относительно того, какое поведение является девиантным, а какое – конформным.
9.2. Каждая социальная общность имеет некоторые специфические ценности. Поведение, направленное против этих ценностей, будет расценено как девиантное.

10. Управление

10.1. Поскольку личность обладает свободой воли, процесс управления понимается не как односторонний процесс целенаправленного изменения управляющей подсистемой поведения и состояния управляемой подсистемы; но как интерактивная дискурсивная практика, в результате которой управляемая система самостоятельно принимает решение, каким образом действовать: в соответствии с управляющим воздействием либо каким-либо иным образом; различие между управляющей и управляемой подсистемой рассматривается как статусно-ролевое; «управляющая подсистема» и «управляемая подсистема» – социальные статусы некоторых общностей; управление осуществляется в соответствии с социальными ролями, позволяющей одной социальной общности осуществлять функции управления в отношении другой социальной общности; содержание статусов и ролей способно изменяться как в результате воздействий внешней по отношению к системе управления среды, так и в процессе управления. Поведение управляемой подсистемы в соответствии с управляющим воздействием считается результатом не управляющего воздействия как такового, а принятия самой управляемой подсистемой решения действовать согласно управляющему воздействию. При этом управляемая подсистема также способна оказывать управляющее воздействие на управляющую подсистему (реверсивное управляющее воздействие, РУВ); управляющая подсистема также свободна в выборе между функционированием соответственно либо не соответственно РУВ.
10.2. В целом во всяком процессе управления производятся следующие акты:
1) управляющая подсистема формирует управляющее воздействие в отношении управляемой подсистемы;
2) управляемая подсистема принимает решение о функционировании в соответствии либо не в соответствии с заданным управляющим воздействием;
3) в случае, если управляемая подсистема принимает решение отказаться действовать в соответствии с управляющим воздействием, она способна сформировать РУВ;
4) получив РУВ, управляющая подсистема принимает решение, изменять ли управляющее воздействие в соответствии с реверсивным управляющим воздействием управляемой подсистемы или нет.
10.3. Нормы, в соответствии с которыми осуществляются управленческие отношения, задаются т.н. нормативным дискурсом – совокупностью норм и правил, в соответствии с которыми осуществляется процесс управления. Нормативный дискурс может быть сформирован как внешней по отношению к системе управления средой, так и собственно управляющей и управляемой подсистемой. Изменения в нормативный дискурс могут вноситься управляющей подсистемой, управляемой подсистемой и агентами внешней среды.
10.4. Управление в социальных системах имеет кардинальные отличия от управления в природных и технических системах. Для описания управленческих отношений и управленческого процесса в социальных системах требуется несколько иная методология и аппарат; а также несколько иные принципы использования существующего аппарата. Имеют место быть специфические ограничения, налагаемые на применение кибернетики, информатики, математических методов, методов искусственного интеллекта и системного анализа, поскольку в рамках подобного применения нередко не учитываются характерные особенности человеческой личности (свобода воли, творческая способность и др.) и, следовательно, не учитывается специфический характер системы социальных законов, отличный от характера системы законов естественных. На наш взгляд, решение этой проблемы выгладит следующим образом: концепции и методы кибернетики, информатики, теории систем и системного анализа, искусственного интеллекта должны применяться при исследовании процессов управления в социальных системах, но необходима специфическая методология их применения, позволяющая учесть особенности такой предметной области; также требуется разработка гибридных подходов, сочетающих в себе методологические принципы как кибернетики и системного подхода, так и философско-гуманитарных подходов и парадигм (персонализм, экзистенциализм, аксиология и др.). Подобной точки зрения мы придерживаемся и касательно применения этих концепций и методов в социологической науке в целом.

11. Нравственность и религия в обществе

11.1. Нравственность конститутивна по отношению к социальности. Совершенно безнравственное общество невозможно. Само существование группы индивидов в качестве социальной общности требует соблюдения некоторых нравственных принципов (наличие общего для всех членов общества порядка, взаимопомощь, иерархия, способность противостоять угрозам (сила духа), несоблюдение которых приводит к тому, что социальная общность распадается.
11.2. Из этого следует наличие естественного нравственного закона. Возможны различия в конкретных нравственных нормах и представлениях, но есть базовые принципы нравственности, имеющие место быть во всяком обществе; и нарушение которых несовместимо с существованием группы людей как социальной общности.
11.3. В обществе много нравственных проблем. Многие нравственные нормы систематически нарушаются. Существуют даже специфические социальные практики организованного нарушения нравственных норм (патологические социальные практики). Тем не менее, существует некоторый пороговый уровень человеческой нравственности, падение ниже которого делает существование группы людей в качестве общества невозможным.
11.4. Человек по своей природе является нравственным существом. Это следует из наличия у него специфических чувств совести, жалости и стыда. Никакое чувство человека не может иметь социальное происхождение, следовательно, специфические нравственные чувства вложены в человеческую природу.
11.5. Значение религии в обществе велико. Многие социальные проблемы имеют религиозную основу. Некоторые социальные институты, даже не религиозные по сути своей, имеют религиозное происхождение (к примеру, моногамная семья в большинстве традиционных ветвей христианства либо многожёнство в исламе или у мормонов). Руководствуясь рациональностями религиозного характера, люди изменяют свои социальные взаимодействия, даже если они не являются рациональными с других позиций (материальная обеспеченность, власть, удовольствия (в т.ч. сексуального), престиж, эгоизм в целом). Это приводит к изменению социальных взаимодействий и, впоследствии, к изменению социальных структур и закономерностей, характеризующих это взаимодействие (что, в свою очередь, приводит к изменению социальной реальности в целом). Также это приводит к ослаблению различного рода конкуренции.
11.6. Чрезмерно высокий уровень влияния материальных ценностей (в особенности, денег) на общество является следствием не социальных законов как таковых, а того, что многие люди придают таким ценностям чрезмерно большое значение по причине отсутствия либо недостатка целостных и глубоких религиозных, а также иных нравственных убеждений. По мере духовного, нравственного и экзистенциального развития членов общества власть материальных ценностей будет постепенно ослабевать.
11.7. В целом духовное и экзистенциальное развитие членов общества также приводит к тому, что в обществе снижается уровень конфликтности. Конечно, возможны ценностные конфликты (конфликты между людьми, руководствующимися разными ценностями), но они есть и в настоящее время; в то время как конкурентных конфликтов (конфликтов, причиной которых является конкуренция) будет меньше, поскольку объективно существующие конкурентные ситуации не будут (либо будут реже) приводить к возникновению конфликтных отношений.

12. Патологические социальные практики

12.1. Патологическая социальная практика – социальная практика организованного нарушения нравственных норм.
12.2. В основе всех патологических социальных практик лежат массовые экзистенциальные проблемы членов общества (массовый экзистенциальный вакуум). Они могут носить, как постоянный, так и ситуативный характер.
12.3. Человек, не имеющий твёрдого понимания смысла своей жизни, скорее поступит безнравственно, нежели человек, твёрдо знающий, зачем он живёт. Склонность к самоутверждению путём насилия является проявлением экзистенциальной фрустрации и недостатка конструктивных смысложизненных ориентиров. В массовом порядке указанное обстоятельство отражается на обществе. Проблема аномии, поставленная Э. Дюркгеймом, в первую очередь носит экзистенциальный характер.
12.4. Разрешению патологических социальных практик в первую очередь способствует духовное и нравственное развитие членов общества, формирование ими конструктивных смысложизненных ориентиров. Правовые нормы несут в указанном процессе вспомогательные по отношению к духовному и нраственному развитию функции.
12.5. В качестве патологических социальных практик можно привести: пиратство, организованную преступность, мафию, издевательства в японских школах («идзимэ»), «блатной» закон в тюрьмах постсоветского пространства и др.

13. Заключение

13.1. В рамках работы были сделаны следующие выводы:
13.1.1. Проблема соотношения индивидуальной свободы и социального порядка: человеческая личность понимается как обладающая свободой воли, ограниченной некоторыми законами, источниками которых являются как сознание человека, так и его тело. Ограниченные определёнными законами собственного сознания и тела, а также законами внешнего мира, индивиды конституируют социальную реальность, стремясь наполнить свою жизнь смыслом, в соответствии со своими желаниями и представлениями.
13.1.2. Противоречие между объективной и субъективной социологией: вопрос о том, является ли социальная реальность подчинённой особым законам, не зависящим от деятельности отдельных индивидов либо результатом произвольного творения взаимодействующих между собой людей, рассматривается в социологии, чрезвычайно длительное время. Для рассматриваемой проблемы предложено следующее решение: человеческое общество формируется людьми, но в сознании людей и во внешнем мире существуют законы, которые налагают ограничения на способность конституирования людьми социальной реальности.
Законы внешнего мира, налагающие ограничения на конституирование социальной реальности, включают в себя:
­1) законы естественного мира (изучаются естественными науками);
­2) информационные законы (изучаются информатикой);
­3) системные законы (изучаются в рамках кибернетики, теории систем и системного анализа).
13.1.3. Социологические законы отличаются от естественных законов. Они имеют следующую иерархию:
­1) общие (базовые) законы;
­2) частные законы (тенденции).
Базовые законы неизменны во времени, не зависят от конкретной социальной ситуации и людей. Они носят социетальный характер. Человек может в той или иной степени усилить либо нивелировать действие базового закона, но полностью исключить его он не способен. Частные законы не носят социетального характера, могут изменяться с течением времени или в зависимости от ситуации, изменяться людьми или даже не выполняться в том или иной месте.
Это обстоятельство особо важно при изучении проблемы девиантного поведения: существуют законы, за пределы которых человеческое поведение в принципе не способно выйти, как бы оно не отклонялось.
На вопрос о том, «как в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода» (Википедия), предложен следующий ответ: люди, руководствуясь своими смысложизненными ориентирами, конституируют социальную реальность; но в их сознании и во внешнем мире есть ограничения на способы ее конституирования.
13.1.4. Различные патологические социальные практики порождаются в первую очередь духовными и экзистенциальными проблемами членов общества. Формирование более конструктивных ценностей приводит к снижению в обществе уровня насилия, агрессии и делинквентного поведения в целом.
13.1.5. Многие смысложизненные ориентиры людей носят социальный характер. В обществе также накоплен опыт работы с экзистенциальными проблемами. Общество помогает человеку в решении его личных экзистенциальных проблем.
13.1.6. Проблема социального неравенства: в обществе всегда есть разделение между людьми по некоторому стратификационному критерию. Проблема состоит во взаимоотношениях между людьми, принадлежащими к разным социальным слоям, сопряженных с ненавистью и презрением. Если среди членов общества господствуют конструктивные ценности и смысложизненные ориентиры, проблема социальной стратификации нивелируется, поскольку богатые люди начинают помогать людям бедным, руководствуясь конструктивными смысложизненными ориентирами (как правило, религиозными или гуманистическими). Это приводит к изменению социальных структур и, как следствие, к существенному смягчению социальной стратификации.
13.1.7. Чрезмерно высокий уровень влияния материальных ценностей на общество обусловлен не его природой, а недостатком у многих людей глубоких нравственных и религиозных убеждений. Формирование и распространение более конструктивных смысложизненных ориентиров приведет к нивелированию влияния таких ценностей. P.S. Мы решили добавить следующее пояснение, поскольку опасаемся, что на основе наших взглядов на управление кто-либо начнёт оправдывать различного рода неповиновения, бунты и другое. Первоначально планировалось добавить этот текст в главу 10 в качестве пункта 5.

Несмотря на то, что в рамках разрабатываемой нами теории предполагается, что в процессе управления управляемая подсистема также является субъектом, сама принимает решение относительно подчинения управляющему субъекту, а также способна вносить и различные другие изменения в процесс управления, мы не одобряем неподчинение и неповиновение само по себе. Социальный порядок, предполагающий управленческие взаимоотношения, необходим. Общество не может существовать без некоторого социального порядка, а поддержание социального порядка во многом связано с управленческими отношениями; следовательно, отсутствие управленческих отношений между людьми делает невозможным существование такой группы людей в качестве общества. Подавляющее большинство видов человеческой деятельности предполагают некоторую иерархию, нарушение которой приводит к затруднениям или невозможности выполнения такого вида деятельности. Мы рассматриваем проблематику неповиновения в рамках управленческих отношений как важную научную проблематику, поскольку этот феномен достаточно распространён в реальной жизни. Тем не менее, мы против того, чтобы на основе нашего теоретического взгляда на таковую делались выводы о благотворности неповиновения самого по себе. Мы против того, чтобы разрабатываемая нами социологическая теория и чтобы наши взгляды относительно управления рассматривались как оправдание и использовалась для восхваления различных бунтов и мятежей.

Впервые опубликовано мной на сайте newtheory.ru (ссылка: http://www.newtheory.ru/sociology/chelovecheskoe-obshchestvo-v-poiskah-smisla-t6407.html) под никнеймом Logo_vaz.