Роберт Алмазович Юсупов. Отповедь идеалистам по основному вопросу философии

Отповедь демагогам и идеалистам по основному вопросу философии
Информация
Год написания: 
2023
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Натурфилософия
Диалектика
Философия науки и техники
Философское творчество
Наука и техника

Отповедь идеалистам по основному вопросу философии

Юсупов Роберт

независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Владивосток (Россия)

21 апреля 2023 года

 

Отповедь демагогам и идеалистам по основному вопросу философии.

Некая философствующая особа под ником, маской «Лидия, неисправимый гуманитарий» на информационном ресурсе dzen.ru решила опровергнуть основной вопрос философии. И 14 августа 2021 выложила свою статью «Существует ли основной вопрос философии?».

 

Там она занимается не критикой а прямо-таки критиканством основного вопроса философии (ОВФ) и его авторов, основоположников марксистской теории К Маркса и Ф. Энгельса. Уж, как только не изгаляется в этой статье обозначенная дама по адресу марксистско-ленинской философии и её основоположникам. Особое внимание эта дамочка уделяет основному вопросу философии, вопросу о соотношении материального и идеального в природе, по вопросу, что первично материя (материальное) или идея (идеальное). И как ей самой кажется, она наносит сокрушительный аргументированный удар в самую сердцевину философии диалектического материализма и всей марксистско-ленинской философии (МЛФ). Она разоблачает этот основной вопрос философии, как неосновной, и предлагает заменить основной вопрос философии, сформулированный классиками марксизма-ленинизма, на свой собственный, который звучит так: «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?»

---------

Разоблачению этой лжи этой особливой дамочки и посвящена настоящая статья.  

 

Эта ложь разоблачается ещё Ф. Энгельсом в его сочинении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Эта же ложь разоблачается и в советских и марксистских учебниках по философии диалектического материализма, вышедших в период 1950-1989 гг. Но эта же ложь прекрасно разоблачается и в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», отпечатанной в 1909 году.

Эта же ложь открытого агента идеализма,  разоблачается и в моей книге «Теория Природы» (ТП), изданной в 2021 году. ТП – это новая диалектико-материалистическая физика и космогония (космология). ТП целиком и полностью базируется на единственно истинной и научной философии диалектического материализма. ТП – это Революция в  физике и космогонии (космологии).  Хотя книга по ТП была издана в 2021 году, но ещё ранее автором ТП опубликованы многочисленные статьи по вопросу основ мироздания, строения и эволюции Вселенной, основ природы, основ физики, основ космогонии (космологии). Эти статьи неизменно рассылались по адресам крупных и авторитетных физиков РФ (ну и Запада тоже). А годом революции в физике и космогонии (космологии), по моему мнению, следует считать 2014 год.  Так что революции в физике (космологии) уже 10 лет. В рамках ТП основной вопрос философии расширен на сферу физики и космогонии (космологии). В отношении к этим наукам основной вопрос звучит так «Как конкретно материя представлена в природе»? В первом приближении ответ звучит так: «Содержимое элементарных частиц есть «чистая», конкретная материя природы». Но ТП на этом не останавливается и представляет полную картину круговорота материи в природе. Здесь мы не будем углубляться в детали, а отошлём интересующихся читателей к содержимому книги «Теория Природы».

---------

 

Процитирую Ф. Энгельса:

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений 1), пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела. Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования – я чуть было не сказал: процесса дистилляции, – совершенно естественного в ходе умственного развития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий.

1) Еще и теперь у дикарей и варваров низшей ступени повсеместно распространено представление, что являющиеся им во сне человеческие образы суть души, на время покинувшие тело; при этом на действительного человека возлагается ответственность за те его поступки, которые снились видевшему сон. Это заметил, например, Тури в 1884 г. у индейцев Гвианы.

 

Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, – этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?

 

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, – а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

 

Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются. Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им придают какое-либо другое значение».

 

[Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282-283].

---------

 

Процитирую также В. И. Ленина. Ниже представлено несколько цитат.

«В своем «Людвиге Фейербахе» Энгельс объявляет основными философскими направлениями материализм и идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух – за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе – мышление. Идеализм поступает обратно. Это коренное различие «двух больших лагерей», на которые делятся философы «различных школ» идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в «путанице» тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм».

[Ленин В. И. Материализм и змпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 98].

 

«За кучей новых терминологических ухищрений, за сором гелертерской схоластики всегда, без исключения, мы находили две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир – и считать вторичным сознание, дух, ощущение (– опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря. Источник тысяч и тысяч ошибок и путаницы в этой области состоит именно в том, что за внешностью терминов, дефиниций, схоластических вывертов, словесных ухищрений просматривают эти две основные тенденции...»

[Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 356].

 

«Материализм в полном согласии с естествознанием берет за первичное данное материю, считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и «в фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Таково предположение, например, известного немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, английского биолога Ллойда Моргана и др., не говоря о догадке Дидро, приведенной нами выше. Махизм стоит на противоположной, идеалистической, точке зрения и сразу приводит к бессмыслице, ибо, во-1-х, за первичное берется ощущение вопреки тому, что оно связано лишь с определенными процессами в определенным образом организованной материи; а, во-2-х, основная посылка, что тела суть комплексы ощущений, нарушается предположением о существовании других живых существ и вообще других «комплексов», кроме данного великого Я».

[Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч.. т. 18, с. 39-40].

 

«...За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партии в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела, прикрываемой гелертерски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являются материализм и идеализм. Последний есть только утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской мысли. Объективная, классовая роль эмпириокритицизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности».

[Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т, 18, с. 380].

---------

 

Что касается вопроса философствующей особы «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА», то это важный вопрос.

Это и вопрос повседневно-обывательский и философский (спору нет) вопрос одновременно. Но это ни в коей мере не является основным вопросом любой философии и материалистической (диалектико-материалистической) философии  и идеалистической философии.

 

Природа существует всегда. Природа существовала и тогда, когда не было жизни и не было человеческого общества, человеческой цивилизации. А философия изучает ПРИРОДУ во всем её проявлении, на всём протяжении её эволюции, а не только тот небольшой промежуток времени, когда существует человеческое общество, и более узко, когда произошло становление человеческой цивилизации, когда сам человек осознал себя человеком. К Природе относится и Вселенная, как наибольший материальный объект, существующий в природе. 

Вселенная существует уже более 124 трлн. 666 млрд. лет. Общее время существования Вселенной и её эволюции составит примерно 2,8*10^{34} года. Вселенная когда-то в далеком будущем прекратит своё существование, ещё раньше прекратит своё существование человеческая цивилизация, но природа будет продолжать существовать и дальше. Природа будет существовать всегда. После завершения эволюции нашей Вселенной, начнётся эволюция новой вселенной. Что будет после завершения эволюции человеческой цивилизации, никто ничего сказать не сможет. Цивилизации не будет это понятно. Но Вселенная и  природа будут продолжать существовать.

Человек же появился на земле несколько миллионов лет назад, а человеческая цивилизация образовалась примерно 50 тысяч лет назад. С гибелью человеческой цивилизации Вселенная и природа не прекратят своё существование. Естественно до возникновения человеческой цивилизации не было никаких ремесел и наук, в том числе и философии. Но тот факт, что философия возникла уже в рамках развитой цивилизации, не отменяет основной вопрос философии. Ведь наше познание природы и её фундаментальных законов в рамках и наук о природе и в рамках философии не ограничивается временными рамками существования человеческой цивилизации. Природа (естественная природа) и в науке и в философии – это вся природа, во всё время её существования, эволюции. Естественные науки и философия изучают природу и её законы на всём временном интервале эволюции Вселенной. И значит, основной вопрос философии должен охватывать весь временной интервал существования и эволюции Вселенной и всё время существования и эволюции природы. И значит, основной вопрос философии не может ограничиваться только временными рамками существования человеческой цивилизации. Утверждение иного является ложью. Но именно это и имеет место в случае утверждения, что основным вопросом философии является вопрос «В чем смысл жизни человека?». Этот вопрос применим только к временным рамкам существования человеческой цивилизации. Это ложное понимание основного вопроса философии. Правильное понимание и правильную постановку основного вопроса философии нам дают классики марксизма-ленинизма, советские и марксистские философы. Они же дают нам правильный и верный ответ на этот вопрос. Материя – вот первооснова, первосущность, первоначало и первопричина всего и вся в природе. Материя – это уникальная и единственная субстанция в природе. Материя (материальное) первична в природе, а сознание (идеальное) вторично в природе. Сознание – это форма высокоорганизованной материи. Сознание возникает на определенной ступени развития материи. Орган сознания – это материальный мозг. Продуктами сознания являются нематериальные, идеальные образы. То есть идеальное, как порождение первичного материального, является вторичным, производным от материального в природе. Такова наша реальность.

Вторая сторона основного вопроса философии, это вопрос о познании окружающего нас материального мира, природы.  Ответ простой: природа, как объективная реальность, адекватно познаваема человеком! Эти ответы даются в рамках единственно истинной и научной философии диалектического материализма.

В рамках же различных школ и направлений идеализма, основной вопрос философии не ставится прямо и открыто. Но подспудно и по умолчанию и независимо от философов-идеалистов он всё же стоит перед идеалистической философией. И есть ответ (по умолчанию!) на него. Он объективно заложен в фундаменте, лежит в основании (в основе) любой идеалистической философии. И все эти ответы (различных идеалистических школ, учений, направлений) ложны в своей основе, базируются на лжи. Все ответы на основной вопрос философии в рамках всего спектра буржуазно-идеалистических философских теорий, учений, школ, направлений ложный, не соответствуют природе, противоречат природе, противопоставляются природе. На первое место философами идеалистами ставится идеальное фантастическое начало (наше сознание или некая абсолютная идея или демиург, бог, всевышний), а материя природы объявляется вторичной, производной от идеального основания (всевозможных фантазий нашего сознания). Это ложное решение основного вопроса философии философами идеалистами. Вот на этой лжи (главной идеалистической лжи), как на фундаменте, и основаны все буржуазно-идеалистические философские системы, учения, теории.

И сама буржуазно-идеалистическая философия (БИФ), имея в своём фундаменте, основании изначальную фундаментальную ложь о природе (идеальное первично, а материальное вторично), также является всецело ложной философией, ложной теорией, ложным учением. БИФ – это ложная в своей основе и глубоко антинаучная философия. И эта философия принята и признана в качестве государственной философии во всех буржуазных странах, включая РФ.

А  вот философия диалектического материализма является истинной и научной философией. И в её основе лежит фундаментальная истина о природе (материальное (материя) первично, а идеальное (сознание) вторично).

Вот эта истинная и научная философия диалектического материализма и в более широком смысле вся марксистско-ленинская философия (МЛФ) была государственной философией в СССР. И эту истинную философию преподавали в ВУЗах СССР. А на лекциях и семинарах по МЛФ затрагивались, в том числе, и вопросы по буржуазно–идеалистической философии, и объяснялась её ложь и вред. Но философская ложь БИФ действительно не преподавалась в советских ВУЗах и не насаждалась в головы, мозги, сознание студентов и молодёжи. Советской молодёжи давалась истинная, реальная картина мироздания, природы. Лжи на этом направлении был поставлен заслон на государственном уровне. Мозги нашей молодёжи и наших студентов не засерались идеалистической ложью.

А в современной буржуазной РФ, ложная и антинаучная буржуазно-идеалистическая философия (БИФ) стала фактически государственной философией. А её ложь обрела статус философской государственной лжи. Эта философия преподаётся вот уже более 30 лет в ВУЗах буржуазной России. И вот этой философской ложью напичкивают, фаршируют, оболванивают сознание нашей молодёжи и студентов на лекциях и семинарских занятиях в ВУЗах всей страны.

А истина в лице философии диалектического материализма (!!) сегодня изгнана из ВУЗовской и государственной философии. Она не в почёте. Истина является сегодня изгоем. А завтра ИСТИНА может быть объявлена врагом! Таковы современные реалии.

---------

 

Вопрос «В чем смысл жизни человека?» относится только к небольшому промежутку времени, ограниченному временем существования цивилизации». Конец цивилизации может наступить (1) или в результате термоядерной войны, (2) или в результате катастрофического изменения климата на Земле и условий существования человека, (3) в результате падения большого метеорита на Землю.

И в этом случае (и с этой стороны) он никак не может быть основным вопросом философии!

Ложь от автора этой статьи («Лидия, неисправимый гуманитарий») в отношении основного вопроса философии разоблачена. Эта ложь аргументировано разоблачается и во всех учебниках философии диалектического материализма (СССР, 1950-1989 гг.). Стоит заглядывать в эти учебники почаще.

Попытка особы «Лидия, неисправимый гуманитарий» навязать нам ложь через ресурс-канал dzen.ru обречена на провал. Мы не быдло! Истина и в этот раз оказывается сильнее лжи.

 

С уважением

Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

 

Литература

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии с. 269-317. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, М.: Госполитиздат, 1961. 745 с.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС т. 18. М.: Госполитиздат, 1968. 525 с.

Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. факультетов. М.: Мысль, 1973. 527 с.

Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. 496 с.

Статья (тема, запись) Юсупова Роберта «Реальная Вселенная»:

http://philosophystorm.org/realnaya-vselennaya

Книга Александра Ильина «ФИЛОСОФИЯ МАТЕРИАЛИЗМА»:

http://philosophystorm.org/books/ilin-aleksandr-filosofiya-materializma

Книга Юсупова Роберта «Теория Природы»:

http://philosophystorm.org/books/robert-almazovich-yusupov-teoriya-prirody

Существует ли основной вопрос философии?:

https://dzen.ru/a/YPqF_nZQRTdqewXL