Виталий Иванов. Мертвяки и творцы

Информация
Год написания: 
1990
Теория информационных систем. Свободный полет, том 3 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –294 с.
Систематизация и связи
Философская антропология
Философское творчество

Глава из книги "Теория информационных систем", Трактата "Определение человека".

Это самостоятельная относительно вещь, ина которую не обращалось внимания. Считаю, напрасно.

Имеет значение для мертвяков и творцов.

______________________________________________________________

 

Мертвяки и Творцы

 

1. Кто они, мертвяки и творцы?

Творческий человек – представитель Вселенной. Неведомы пределы его возможностей, как и вселенная, они могут быть бесконечны! Один взгляд, одно слово Творца дают миру и человечеству больше, чем всё бледное "существование" мертвяка.

Творец желает все объяснить сам, верит лишь в то, что узнает сам. Мертвякам достаточно чужих объяснений. Они знают лишь то, во что научили их верить и ничего больше знать не хотят.

Мертвяк - не средоточие зла, но несостоявшееся добро. Низло-нидобро может стать орудием зла или добра и становится таковым бездушным орудием, доводя какие-нибудь количественные результаты до чудовищного абсурда.

Мертвяки не принадлежат к творящей материи. Они толкаются в мире, как тела неодушевленные, направляемые мировою необходимостью, случаем или чужой волей. У них нет своих мыслей. Мозг их всасывает идеи живых, избирая одну, как правило, распространенную и примитивно простую, в качестве стержня, вокруг которого и собирается их схема-сознание.

Мертвяки - заготовки материи, самовыражающей себя через человека-творца. В них не осуществлена какая-то глубинная связь микро и мега миров с макромиром, не реализована главная задача, ради которой  возник человек. В производстве сложнейшего инструмента материи брак, конечно же, неизбежен. И мертвяки - это брак.

Конечно, они - тоже люди… Только вот высшая иерархия у материи не соединилась в них с высшей иерархией Духа.

Даже несовершенный не может не видеть разницы между собою и тем, кто выше его. И разницу видят все. Но мертвяки и творцы относятся к ней по-разному.

Мертвяки стараются возобладать надо всеми, упорно, силой и хитростью навязывая свои убогие "нормы и правила существования" - которые неожиданно складываются в какую-нибудь жутко заформализованную "общественную систему".

Грубо подавляя других, загоняя бесконечно разнообразные проявления жизни в запутанные и узкие коридоры "законов", они пытаются компенсировать или вовсе сокрыть собственную ущербность. И, своего добиваясь, что бывает, к несчастию, часто, они полной мерой своей бездарности издеваются над творцами!

Последним же ничего не нужно от мертвяков, кроме - свободы проявления воли, которая и так подарена творцам от рождения. Но ее-то, свободу, и жаждет отнять мертвяк. Отнять то, что ему не нужно, чему он завидует, но чем никогда не сможет воспользоваться. Какая свобода может быть у бездушного тела – неразумного камня, запрограммированного робота, обладающего мертвым сознанием мертвяка?..

Творцы! Не отдавайте мертвякам вашей свободы! Не обменивайте ее ни на что, что бы они вам не предлагали! В собственной воле, свободном разуме человека - отличие от мертвяка, жизнь, связь высшего с низшим, глубинных структур материи с мега миром Вселенной, сквозная неразрывность всех связей!..

Сочленение "Великой Иллюзии" - вот высший псевдотворческий акт мертвяков.

Творцы познают мир реальный и реально его созидают.

Самое страшное: когда "профессионалы" получают власть над талантами, т.е. мертвяки - над творцами.

 

2. Государство мертвяков и творцов

Только то государство прочно, где у власти преимущественно стоят либо одни мертвяки, либо живые. Компромиссы неудобны для всех, влекут смуты и беспорядки. Хотя переходные периоды неизбежны, потому как власть все равно переходит поочередно от творцов к мертвякам, и обратно. Таков уж, видимо, закон жизни. Главное, чтобы эти переходы протекали быстрее.

Творцы производят реформаторскую деятельность в государстве. И она всегда приносит положительные плоды, потому что творцы делают то, что надо для развития мира, а не то, что написано в каких-то бумажках. А мертвяки организовывают при "плодах" бюрократическую систему, быстро разрастающуюся до общегосударственной, подбирая под себя и сковывая бесчисленными "законами" всё.

Когда у власти стоят мертвяки, стирается грань между живым и мертвым, даже творцы низводят себя до мертвых, и человек становится вещью.

И лишь когда уже, кажется, все творческое под путами умерло, к власти допускаются ненадолго творцы, выпущенные из клеток, где их держали вместе с собой мертвяки. И тут же творцы проводят какую-нибудь, - конечно же, недостаточную по их мнению, но, на самом деле, необходимейшую реформу. Причем это дело живое обзывают "реформою" именно мертвяки.

А потом все повторяется, к власти опять пробираются мертвяки, "организовывают" бюрократическую систему и рассаживают всех снова по клеткам.

Революции делают мертвяки. Это – их попытки преобразования государства. Но мертвое не рождает живое, а только калечит и убивает его. Такие потуги, обыкновенно, кончаются кровавою баней. После чего оставшимся творцам долго приходится разбираться. Единственный положительный эффект революции - то, что после нее, рано ли, поздно, к власти приходят творцы на период более длительный, чем обычно. И меняют уже все действительно радикально и в лучшую сторону. А мертвяки – терпят, потому что альтернатива здесь – только полное разрушение государства, и это они понимают.

 

3. Человек – не реле с лампочками

О, сколь страшны мертвяки, желающие казаться живыми! Как чудовищны их потуги из мертвого прародиться в живое! Сколько жизней губят они, особенно, если власть в их руках! Желая преобразовывать сразу весь мир или, минимум, крупные его части, быстро и несмотря ни на что, они пытаются переиначивать, словно это какой-нибудь механизм, то, что призвано расти и рожать, подчиняясь естественному закону.

Они представляют себе общество чем-то вроде электрической схемы, которую, изучив несколько "физики", можно по-всякому переделывать. Но человек - не реле с лампочками, народ - не машина.

Мертвяк всегда охотится за чужим. По числу оригинальных мыслей можно отличать мертвяков - у них их нет вовсе. Мертвяку нужно сосать мысли живого. Он препарирует чужие творения, разбирает на части, комбинирует эти части в себе механически и пытается изображать из себя творца. Не верьте ему, это - мертвяк! Дохлый мертвяк! Его видно по стеклянным глазам, в которых нет жизни; по правильным, до тошноты скучным речам его; по манерам марионетки; по ничтожным или же страшным результатам дела его.

Творцы никогда не просят, но всегда предлагают свое - мысли, чувства, стихи. Мертвяки просят и требуют, грабят или отсуживают.

Кто за всю свою жизнь не оставил ничего своего, тот - полный мертвяк.

 

4. Откуда появляются мертвяки и творцы

Может ли творец родиться от мертвяков или, наоборот, мертвяк от творца? - Еще один вопрос, требующий своего рассмотрения!

Сплошь и рядом именно так и бывает. Люди свободно друг с другом сходятся, выходят замуж и женятся. Абсолютное большинство просто никогда не задумывается кто они и кто с ними рядом. Иногда чувствуют: что-то не так, но почему - догадаться не могут.

До свадьбы вообще люди не понимают, кого они выбрали в спутники жизни. Кто будет думать до свадьбы о страшном - столь страшном! - что, может быть, выбрал он себе на всю жизнь в спутники мертвяка… Творец, может, что-нибудь и замечает, но хочет жить лучшим, надеясь, что после свадьбы все образуется. Мертвяка же всегда тянет к живому, и он всячески обманывает и крутит, чтобы не выдать себя, хотя бы до времени.

И родиться в любой семье может, естественно, кто угодно - и творец, и мертвяк. Наследственность передается не только лишь от родителей, но от бабушек, дедушек и более дальних предков. Это - тайна природы. Даже если оба супруга абсолютные мертвяки, у них вполне может родиться творец; и наоборот - так же. Поэтому мертвяки и творцы круто перемешаны между собою и живут вместе повсюду.

Ясно, однако, что настоящее счастье или страдание испытывают лишь искренне любящие друг друга - не полумертвые, но живые, творческие - настоящие люди.

 

5. Создание великого Мертвого

Иисус Христос - символ явления в мир человека-творца, рождения Бога Сына. Смерть Его - символ гибели человечества, предостережение людям. Мертвяки убивают Творца!.. Он Сам позволяет убить Себя, потому что Ему слишком больно жить среди мертвяков, - вот смысл этой притчи.

Вся возможная история человечества в этом сюжете, ужасающая реальностью своею возможность!

А как потом мертвяки вспоминают о своей погубленной жертве!.. Чем выше Творец, тем большая в смерти Его одержана ими победа. Тем тщательнее они хранят память о ней, более ею хвалятся и ставят смерть Его в пример всем другим. И создают культ мертвого Творца, возвышая Его надо всеми живущими.

Так, сначала убивая Живого, а потом обожествляя Его, создают Великого Мертвого!..

 

6. Можно ли лечить мертвяков (из диалогов с самим собою)

- Мертвяки - люди, в которых отсутствует искра Божья. Кем же она не вложена, Господом?

Бог создал жизнь. Продолжает жизнь человек человеку. Откуда же мертвяки? Откуда?!.. О Боже, и камни мертвые воплощаешь Ты в человеков! - Зачем?

- Нельзя же так! Вас не поймут. Что это за "мертвяки", в самом деле?!.. Бред сумасшедшего!

- Этих надо верно назвать. И унизить их так, чтобы каждый мертвяк пуще смерти боялся кичиться своей мертвячиной. Чтоб у людей не было, кажется, неизбежной ныне необходимости и не возникало ни малейшего даже желания выставляться под мертвяков, дабы достичь в ряду их "достатка и положения". Чтобы никто не стыдился искры жизни своей - мыслей и чувств, идущих от сердца. Наоборот, были б мысли и чувства свои - самым для всех драгоценным!

Мертвяки они, мертвяки! Говорю громко об этом. Много их. И на каждого, коли он злостный мертвяк, надобно показать пальцем: вот он, не бойтесь его, смейтесь над ним, это - мертвяк!

- Вбейте в него осиновый кол, - добавьте еще. Вы опять делите людей, как делили во все времена: на "своих и чужих", на "классы", "белых и черных"… Опять, значит, война?

- Не к войне зову я, но к правде и к искренности, к человечности, в истинном - творческом и прекрасном - ее понимании.

- Расчленение единого на части - это кровь, а кровь - всегда кровь, за правду или за кривду.

- Зачем, зачем Вы твердите: война, кровь?!.. Надо просто быть человеком, честно отделяя творческое от мертворожденного. Растить живое можно, лишь не стыдясь его. Надо сделать жизнь предпочтительнее существования…

- Вы думаете, делить будут творцы? Очень скоро определять что "живое", что "мертвое" будут именно те, которых называете Вы "мертвяками". Творцу не нужно делить, для него весь мир - живой организм. Как же делить живое? Это делают как раз мертвяки. Думаю, Вы и сами не хуже меня это все понимаете.

- Не делить, а лечить… Если видишь больное, как же не пытаться лечить?.. О, Боже! Нет, нет, всё бесполезно!!!..

 

7. Еще мысли о мертвяках и творцах

Талантливые и умные, не отдавайте мир во власть хитрых! Творцы, не верьте ничтожествам, когда те уверяют, что мир вас не достоин; это - наглая ложь! Не отдавайте мертвякам прекрасный наш мир!

Достойнейшие, вашим гением и трудом мир продвигается в славное будущее, вбирая труды ваши в себя! Через ваши сердца и умы глаголет материя, прозревая пути свои. Вы уйдете, и никто ее не расслышит. С вашим уходом мир возвратится к небытию, бессмысленному существованию.

Есть ли разница между понятиями "профессионал" и "специалист"?

"Специалист" - совершенно чистое слово, а в "профессионале" кроется нечто исключительно неприятное. Отчего это? Разберемся.

Специалист использует свои знания ради дела, а профессионал - положения. Профессионал любит, когда от него зависят, и сам зависим всегда от другого, вышестоящего профессионала; специалист же любит решать поставленные задачи.

Специалист ради дела пренебрежет "борьбой интересов", пожертвует даже своим "положением"; дело для него - главное. Для профессионала главное - "интересы" и "мнения". "Что скажет такой-то?", "Как посмотрят такие-то?", "Что я с этого буду иметь?", "Зачем мне все это нужно?" - вот мотивации профессионала. И вот слова его: "наивно", "непрофессионально", "ничем не могу вам помочь"…

Надо отметить, что в других странах понятие "профессионал", может быть, и не несет в себе ничего отрицательного. Но я говорю о России, где живу и формирую личное мнение. В России "профессионал" - страшное слово!

"Профессионалы", "законники", "фарисеи", все это - одно и то же!

"Правовое общество", "профессионализм" - ключевые пункты идеологии превращения живого, само развивающегося общества в мертвый, по инерции продолжающий поступательное движение и постепенно разваливающийся в пути механизм.

В стране, где у власти стоят мертвяки, творцу для того, чтобы получить "официальное признание" "профессионалов", надобно умереть. Физически или духовно - умерить талант свой. Раньше умрешь - раньше "получишь признание".

На самом деле, творцу «признание» вовсе не нужно. Нужен - адекватный ответ таких же творцов. И он получает его. Но не в рамках массовой или ортодоксальной "культуры".

Те, кто считают, что люди пребывают "во зле и грехе", - ошибка материи, одержимы бесом и, без сомнения, являются мертвяками.

Ложная культура мертвяков наполовину состоит из пошленьких анекдотов, а на вторую - из другого вранья, уже совсем несмешного…

Нет страшней времени, нежели то, когда люди перестают интересоваться друг другом и проявляют весь интерес свой только лишь к идолам, созданным мнением. Тогда проходят мимо самого лучшего, исчезает время и пропадает смысл у всего; не остается ничего подлинного - как будто общаются между собой тени…

Вся жизнь тогда становится цепью несчастий… И даже то, что общепринято мыслится благом, тем, кто не теряет способности видеть, предстает только большею, в сравнении с прочим, мерзостью. В этой мерзости большинство существует, воображая иногда себя даже в раю… Но рай сей для имеющих разум - жижа навозная!

Люди так мало видят вокруг себя, будто, не хотят ничего видеть…

Как и любые животные, даже и одноклеточные, все мы имеем некую сферу ощущения мира. Лишь у немногих она чуть более остальных. Но как мало, увы, желающих раздвинуть свои горизонты!

С людьми надо играть и уговаривать их, как малых детей, чтобы они обратили хоть немного внимания на тебя. И над ними надо возобладать, чтобы они внимательно тебя выслушали.

Искренний, творческий человек самым естественным образом интересуется всеми людьми и всем миром. Интерес этот проистекает из сердца. Кто же те, у которых нет этого, те, кто с первого слова отвергает все, даже лучшее, если не видят перед собою выгоды или силы? Разве это не мертвяки?..

Все люди разные.

Кто-то посмеется вместе с тобою, может и погрустит… Но - не так, как ты. Не "так", а вот "этак"! Желающий получать от других только то, что он хочет, именно так, как он хочет, т.е. лишь то, что сам имеет уже в голове, допустим, добившись сего, вместо ожидаемого "полного единения" получит полное одиночество. Ведь ничто больше не удивит его, никто не подарит ничего нового… Никогда!

Так, отстраняясь от людей непохожих на нас, теряем мы, может быть, лучших потенциальных друзей.

Мертвяки не знают ни страданий, ни счастья. Эти высшие духовные состояния замещаются у них чисто физиологическими неудовольствиями и удовольствиями. А также сравнительными оценками собственного состояния в среде им подобных. "Живем, как люди", именно - "как", какое-то подобие жизни. Или - "хуже скота". Пожалуй, они, действительно, - хуже!

Напрасно те, кому не дано самостоятельно мыслить и ощущать, ищут "смысл" там, где воплощено великое Чувство!

Как часто, рядом с другими, пугался я и стеснялся самых восхитительных проявлений жизни вокруг, самых искренних ответов своих ей!.. Как глушил я их любой гадостью, что попадалась мне под руку!.. Искал умерить силы свои!..

Боже… О, Боже мой, неужели и я тайно желал стать мертвяком?!..