Виталий Иванов. Методология зла и добра

Философский трактат
Информация
Год написания: 
1989
Систематизация и связи
Этика
Философское творчество

Все говорят: добро, зло…

Тысячи лет люди указывают друг другу: это - зло, это - добро!.. И никто не может объяснить, почему так, не иначе; и вот, многие принимают сказанное на веру… Но это слепая вера! Да, она идет сквозь века, суммируя опыт. Но отчего же тогда до сих пор нет ясной методологии?..

Говорят: надо жить в добре, творить добро и не жить в зле, не творить зло. Но, без конца повторяя одно и то же друг другу, никто не спрашивает: зачем, отчего?.. И что же каждый - может быть, все-таки сам, - хочет считать добром, а что злом? Слишком многие боятся спросить об этом себя, говорят, что верят в одно, делают же - другое. Не заглядывая в себя, только смутно догадываясь, что истинные понятия далеко не выявлены еще. И вот получается: люди - все на Земле люди! - совсем не определились еще в самых первых вопросах.

Но если не выяснены понятия, и, тем не менее, каждый реально по добру живет так, как он его внутренне понимает, не от этого ли наш мир так часто является обителью ужаса? Каждый творит добро для себя, считая добром для себя - зло для другого. И вот: мир полон зла, почти не видно добра…

Человечеству надо определиться, найти цели свои, выработать методологию зла и добра. Мы меряем зло и добро относительно лично себя, в крайнем случае, всех людей, а не относительно Целого; стараемся делать добро для себя и делаем миру зло… И вот - мир отвечает нам тем же!

 

Сделай миру добро

Есть нисходящее и восходящее течения зла и добра. Целое вряд ли предполагает последствия своих действий по отношению ко всем частям, его составляющим. Так же и малые части редко задумываются, какое зло или добро они совершают своими непрерывными действиями по отношению к Целому.

Индивидуальное зло суммируется в зло мировое. Существует закон адекватной реакции: противодействие соответствует действию, ответ - посылу. В результате творимого людьми индивидуального зла Целое осредненно отвечает тем же каждому человеку. Так зло, которое мы творим, возвращается к нам.

Сделай миру добро, и он ответит тем же тебе. По крайней мере, ответит добром с большею вероятностью.

Глубинные, врожденные понятия зла и добра не могут быть у человека принципиально отличными от истинной, всеобщей мировой идеи добра, ведь в основе своей, материально, человек состоит из того же, что и весь мир, - из тех же самых частиц, атомов и молекул. Мир един, то, что добро для Целого, не может не быть добром и для лучших, здоровых, любящих мир частей Его.

Может быть, главная причина творимого людьми зла в том, что Разум еще слишком молод, не ощущает себя как что-то естественное, глубоко присущее миру; наоборот, иногда представляется сам себе чем-то искусственным, и даже излишним, не нужным. Разум не осознал, не нашел еще место свое в природе и во вселенной. От этого и творит - сам не знает чего. Но место Разуму есть! Оно предусмотрено. Человечество призвано в мир не случайно, мы - строители новой Вселенной!

Вселенную нашу, которая может расширяться и совершенствоваться бесконечно и вечно, строить надо, начиная с себя. Это и будет - добро!

 

Оправдание метода

Итак, что есть зло меж людьми? Среди людей нет зла абсолютного, как нет абсолютного зла нигде во вселенной. Любое зло ограничено в пространстве, времени и в числе субъектов, по отношению к которым оно является таковым.

Внимательно присмотритесь к тем, которые будут твердить вам, что это неправда; что они знают, что есть добро, а что - зло, едино для всех. Они желают вас обмануть. Зачем это им надо? - Им нужны вы, послушные, чтобы вашими руками делать свои ошибки. Такие заслуживают того, чтобы их побили камнями или посадили на кол. Уверяю вас, от этого будет больше добра, нежели зла, для всех.

Лучше сделать свою глупость, чем исполнить чужую. Кто тот, кто исполняет волю чужую всю свою жизнь? Разве, он - не мертвяк?

 

И… тем не менее! Не смотря на только что сказанное, я рискую излагать свою точку зрения по самым общим вопросам. Это моя личная точка зрения, которую я никому не навязываю… Мне бы только хотелось, чтобы она стала известна.

 

Сформированные за тысячелетия на базе общего опыта человеческие представления о зле и добре, до сих пор "научно необоснованные", необъясненные какою-либо теорией, прекрасно вкладываются в выводы, следующие из "Философии развития" мира и "Религии Разума". Эмпирическое понимание зла и добра, выработанное за миллионы лет природой и развитое затем человечеством, ныне признаваемое большинством, и гипотетическая методология зла и добра, представленная в сей книге, полностью совпадают.

Зло - все, что ведет к разрушению высших форм материального и идеального, а также высших форм "я". Т.е. зло - разрушение жизни, природы, цивилизации. Добро, соответственно, - все то, что служит сохранению, развитию, распространению, приумножению высших форм материи или духа, а следовательно, - природы, человека, цивилизации. Добро - строительство нашей Вселенной, зло - разрушение.

 

Человек создан Богом, Вселенной на определенном этапе саморазвития мира, чтобы творить его далее. Он появился тогда, когда бессознательное созидание мира, возникновение еще более сложных, совершенных, прекрасных форм без участия Разума стало уже невозможным. Исполняя назначенную нам Миссию позитивного творчества, мы совершаем добро; используя наши исключительные возможности во вред миру, - зло.

Подарим же миру добро! Не себе, а именно миру. Разве бескорыстное наше добро может быть чем-то другим, кроме как максимально возможным, долговременным добром и по отношению к человечеству? И, наоборот, творя миру зло, самое большое зло мы причиняем себе.

Бог, сотворив нас, совершил добро по отношению к нам. Ответим тем же Ему!..

 

Добро и зло в мировой иерархии

Очевидно, что для всех элементов материи (ИИС - индивидуальных информационных систем) и любых общностей (ОИС – объединенных ИС, ГИС – глобальной ИС) понятие "развитие" едино - это накопление исчерпывающей информации. Точно так же едино для всех (для каждой ИС на своем уровне) и понятие "разрушение", "смерть". Совершенно естественно отождествить "развитие" с понятием "добра", а "разрушение" - "зла". Тогда получается, что понятия зла и добра едины на всех уровнях развития мира: от элементарных объектов, типа частиц или атомов, - вплоть до Вселенной. Т.е. понятия зла и добра относительно любого, взятого отдельно объекта, будь то: молекула, растение, человек, государство, планета Земля, Солнечная система - абсолютно ясны. Развитие объекта - добро, разрушение - зло.

 

В одноуровневых относительных системах отсчета все просто. Каждый объект для себя определяет зло и добро. Но как быть в отношениях междууровневых? Например, если что-то для одного человека добро, для другого же - зло, то что это, зло или добро, по отношению к человеческой общности, Земле, Вселенной? Или, если за счет разрушения каких-то одних элементарных частиц возникают другие, - что это для мира, добро или зло?

Ответ напрашивается сам собою. Абсолютные зло и добро мы можем рассматривать только лишь в абсолютной системе отсчета, относительно таких категорий, как субстанция, вечность, вселенная. Но как мы можем что-либо мерить относительно вечности, бесконечности, не существующей в мире реально субстанции? Потому нам приходится сделать шаг ниже и принять за точку отсчета не вселенную, которая бесконечна, а нашу Вселенную, конечную. Ее развитие мы будем считать добром абсолютным, разрушение - злом. И далее, спускаясь по ступеням иерархии, каждый раз при сомнении мы должны оборачивать взор свой на ступеньку, которая выше.

 

Если спор в семье, благо и добро то, что несет пользу семье, даже если это и зло по отношению к одному из членов семьи. Если спор в обществе, между какими-то его группами, добро то, что приносит максимальную пользу обществу. В споре между государствами право на той стороне, которая лучше служит развитию человечества, дает миру большие перспективы. И, действительно, так в истории, в жизни чаще всего получалось и получается.

Это общий принцип, единая методология, единый критерий оценки результатов происходящей в мире борьбы и соревнования между ИС одного уровня.

 

Таким же образом можно утверждать, что и многие другие этические понятия в мире едины. Как, например, понятие "справедливости". Еще по Платону, оно едино для общества и отдельного человека. Я это полностью подтверждаю и говорю, идя дальше: оно едино для атома и для Вселенной! Так же - и с понятием "воздаяния", и с другими этическими понятиями и ценностями.

 

Да, в этику можно включать отношения не только между людьми, но и к целому миру, даже и к атомам. Этика, экология… Разве же важно как называть нашу любовь? Нужно ли ее разделять?!..

Мировое благо едино. И этика строителей новой Вселенной - едина, проста и понятна.

Если возникает сомнение, надо проверять правомерность действия инстанции данного уровня по результату, пользе или вреду, который она наносит инстанциям и структурам к ней высшим. Конечный критерий правомерности деятельности индивида или же общества, принципа движения и взаимодействия на любом уровне иерархии развития, - польза для Целого, всего мира, Вселенной. Польза эта выражается в накоплении миром исчерпывающей информации, т.е. в развитии - во все большем разнообразии, множественности единого Целого.

 

Добро и зло вечны

Разрушение каких-то структур - зло по отношению к этим структурам. Но это не обязательно зло по отношению к чему-то более высшему, включающему в себя эти части. По отношению к высшему разрушение или же изменение частей его составляющих не зло тогда, когда в следствии сего разрушения происходит общее развитие Целого. Более того, тогда это не зло, но добро.

 

Может ли вообще что-либо развиваться без изменения своих составляющих и мира вокруг? Всякое изменение - какое-то разрушение, а значит, и чья-то смерть.

Мир постоянно меняется. Движение, изменение – единственно возможный способ бытия всего сущего. Нельзя ли сказать таким образом, что зло как изменение и, соответственно, разрушение - вечный атрибут мира, вселенной, вечный и повсеместный? Да, это так! Но точно так же вечный атрибут сущего и добро. Соотношения между изменениями, ведущими ко все большему разрушению мира и изменениями, ведущими к созиданию все более и более сложных, высокоорганизованных структур говорит нам о том: побеждает в мире абсолютное зло - разрушение Вселенной или, наоборот, добро - Вселенная строится, развивается.

 

Нельзя полностью устранить из мира все зло или же все добро относительные. Однако силою Разума можно достичь максимально низкого уровня абсолютного зла и максимально возможного абсолюта добра.

 

Отчего же так часто, даже себе, мы приносим явное зло? Будто, совсем уже никому не желаем добра! Ведь, творя добро для себя, мы делаем благо и миру. И, может быть, - даже наибольшее благо. То, что благо для одной из самых развитых частей мира, - не может не быть благом для Целого. При одном, конечно, условии: малая часть сия осознает себя таковою и исполняет предназначенную ей в мире функцию. Т.е. считает главной жизненной целью своей - благо Целого.

 

Добро и зло в государстве

Там, где все изменяется, ничто не может быть неизменным. Потому, в принципе невозможно "идеальное государство" Платона. Платон хотел, чтобы его государство было бы так совершенно в своей динамической неизменности, как, скажем, атом. Однако, структуры высших иерархий развития не способны посредством циклического изменения сохранять свое совершенство, но могут, постоянно меняясь, либо непрерывно повышать его, либо же - разрушаться.

 

В более сложном мире возможно и высшее, более полное счастье. Но в этом же мире возможно и худшее зло. Разве может быть большее зло, нежели разрушение совершеннейшего из миров? Следовательно, для любого ограниченного, так или иначе связанного количества материи (участка мира) высота возможного счастья отвечает глубине возможного зла. Под злом же мы понимаем частичное или полное (максимум зла) разрушение высших структур, снижение общего количества располагаемой исчерпывающей информации, потерю высших уровней идеального, материального и активного.

 

Где же проходит "нейтральная линия", граница между злом и добром? В бездеятельности высших сфер иерархии? В статус-кво? В обывательском, сером существовании при поддержании "существующего порядка", неизменности государства, экономики, религии, морали, культуры, науки, и проч.?.. Но разве такое зацикливание - не то же самое зло? Разве не приведет оно, и причем очень быстро, к полному отупению человечества и, соответственно, к невозможности поддержания даже уже существующего порядка, а следовательно, к разложению, гибели? Потому, надо идти все время вперед, и только вперед! И, видимо, нет сколько-нибудь широкой нейтральной полосы между злом и добром. Переход этот почти что неуловим. Но в предлагаемых здесь критериях (определениях?) зла и добра всегда можно сказать где первое, где второе. Зло - статус-кво и регресс; добро - развитие государства.

 

Однако надо не забывать, что добро и зло по отношению к миру, Вселенной, как к ИС более высокого ранга, приоритетно к добру и злу в отношении одного, конкретного государства.

 

Государство и человек

Но можно ли сказать: благо и, соответственно, право у государства выше блага и права одного отдельного человека?

Если исходить из того, что при рассмотрении зла и добра по отношению к информационным системам различных уровней иерархии, приоритет всегда отдается ступеням более высшим, то получается именно так. Право и благо семьи всегда выше права и блага одного человека. И, тем более, государство стоит здесь выше каждого человека, всякой семьи, любых общественных групп.

 

На первый взгляд, верно. Но это слишком примитивное построение. В мире все много сложнее, взаимосвязаннее. Возможны - и, действительно, часто случаются - ситуации, когда мнение одного человека или какой-либо общности, группы много ближе к глобальным потребностям мира, к оптимальному направлению развития для Вселенной, нежели общее направление движения государства.

Это происходит, когда государственная идея перестает развиваться, выходит за рамки разумного, становится догмой, идеей в себе, препятствующей дальнейшему развитию мира или дающей ему неверное направление. Динамическую коррекцию государственной идеи всегда осуществляют отдельные, конкретные люди через малые общности, вложенные в ОИС государства.

 

Потому, если возникают противоречия в отношениях информационных систем различного уровня иерархии и, в частности, в отношениях государства и даже и одного человека, высшим критерием зла и добра может быть только польза для Целого. А именно - добро и зло для Вселенной.

 

Кто же конкретно здесь может быть судией, определять истину? Наверное, только жизнь, весь накопленный мировым сообществом опыт, время… И зрелый разум, чистое сердце, добрая воля каждого искреннего человека!

 

Государство ограничивает пространство волений сограждан исторически складывающимися рамками из выстраданного многими поколениями опыта бытия. Активный, творческий человек пытается их корректировать, раздвинуть, сделать более оптимальными.

 

Добро и зло в идеальном и материальном

Люди таковы, каковы есть. Добро и зло в их природе, и в природе всего живого. Пределы зла и добра - крайние проявления активности у материи, то же, что абсолютная полнота бытия и смерть. Нет ничего за пределами зла и добра. Жизнь течет между их берегами, которые, как у реки, с течением, в данном случае, времени друг от друга все удаляются. А когда-то они начались из одной общей точки.

 

Искусство управления обществом (самым совершенным инструментом активной мировой ипостаси) состоит в том, чтобы границы зла в мире реальном подальше отодвинуть от теоретической грани абсолютного зла, полного разрушения, а границы добра реального расширить до возможных в данный момент времени теоретических пределов добра и тем самым создать условия для максимальных темпов развития.

 

В идеальном мире добро и зло должны присутствовать в полной мере, ясно очерчивая динамические границы возможностей мира реального.

 

Государю

"При необходимости не чураться и зла…" Макиавелли.

Иногда через некое, в общепринятых мерах, зло, объективно государь совершает необходимое - то, что люди только потом когда-нибудь, бывает, через сотни и тысячи лет признают величайшим добром. Надо делать то, что считаешь правильным, необходимым в каждой конкретной возникающей ситуации. Только желание человека должно быть разумным (т.е. осознанным) и искренним (т.е. свободным), и результат действий будет добром. Как можно в разнообразнейшей жизни ориентироваться на какое-то отвлеченное, осредненное, общепринятое "добро"? Это прокрустово "добро" - зло для всех в случаях сколько-нибудь необычных.

 

Меры добра и зла разработаны человечеством на базе опыта всей истории, для неких абстрактных типовых ситуаций. Это ориентиры сознания. Но мир не состоит из одних лишь ориентиров, и есть они не везде. В море бакены и маяки расставлены только у берегов. Так же и в жизни. Только вблизи берегов - стандартных ситуаций спокойной, размеренной жизни - ясно различимы маяки зла и добра, выставленные человечеством. Тот, кто идет в открытое море, полагается в равной мере на себя и карту, приборы.

Чем далее от известных путей на Земле или в космосе, тем больше человек полагается на себя. Чем неожиданнее, необычайнее ситуация, тем более расплывчаты критерии зла и добра. В совершенно новых для человека условиях их нет вовсе, потому как нет опыта. Наше понимание зла и добра относительно человечества; как и любые структуры идеального мира, оно - выжимки опыта только лишь человечества.

 

Но и в жизни обыкновенной встречаются ситуации неординарные. И, прежде всего, они встают перед теми, кто обладает более полною информацией и глубже других проникает в суть бытия.

Поэтому, я говорю государю - каждому, у кого есть "царство свое", "от мира" или "не от мира сего": делай то, что сам ты считаешь разумным и правильным. Ты хозяин в "царстве" своем. Плохой ли, хороший, но ты - хозяин. Именно ты! Исполни же Миссию! Делай дело свое, доверенное тебе людьми и судьбою, Богом, Вселенной… И будет это - добро!

Когда сомневаешься, - подожди, обратись за советом, выслушай всех… Но, если уверен, принимай решение сам!

 

Мысли о зле и добре

Понятие зла нужно постоянно носить в себе, чтобы не потерять понятия о добре.

Общайся с каждым на его уровне понимания зла и добра.

Раз зло в мире все равно неизбежно, надо, по возможности, определять ему заранее место, пространство, направлять его в наиболее безболезненное, безопасное русло, руководить злом.

Добру же надо давать максимально возможную естественную свободу. И будет это - самораскрывающееся добро!

 

Добро и зло вечны. Вранья не должно быть - вот к чему надо стремиться!

Все страдания и все зло на земле от лжи. Человек делает добро миру и сам добивается счастья, только будучи искренним.

 

Побеждает Разум

Не столько ли вокруг нас "бесовского", сколько "божественного"? "Силы добра и зла" уравновешивают друг друга повсюду, может быть, только вместе и сохраняя наш мир в некоем подобии статус-кво.

И только там, где в результате последовательного длинного ряда случайностей, "побеждает" добро или зло, соответственно, происходит развитие или разрушение мира. Если идет развитие, постепенно может возникнуть жизнь и, если ее не разрушит однажды некое чрезвычайное зло, появится Разум. Только он способен направлять случайные течения зла и добра, сознательно руководить процессом мировой эволюции, оберегая лучшее от катастрофы. Сами по себе "силы добра и зла" бессознательны и бессмысленны.

 

Если и побеждает кто в мире, то это не зло, не добро - побеждает Разум, осознающий себя и свое назначение. Он не должен стремиться уничтожить зло вообще, но бороться с крайними неуправляемыми его проявлениями. "Полная победа над злом" в реальности обернулась бы коллапсом или первотолчком, мгновенным, необратимым прыжком в хаос всей нашей Вселенной!

Исчезновение "зла" относительно нас адекватно исчезновению относительно нас и "добра". Т.е. исчезновение "зла" для любого субъекта или объекта и, в пределе, для всей Вселенной означает не что иное, как исчезновение, распад этого субъекта или объекта, в пределе - Вселенной. Можно направлять изменения, подменять одно конкретное зло на другое, а это, в любом случае, означает - жизни и смерти. Но вообще, тотально зло уничтожить нельзя! Абсолютное уничтожение зла - абсолютное зло.

 

Потому, "добро" не может "победить", уничтожив "зло"; а "зло", если и "победит добро", то разрушит само себя. "Борьба сил зла и добра" сама по себе бессмысленна. Зло и добро, как абсолютные результаты мировых изменений, несут смысл под собою только, если движением руководит Разум. Во все более сложных сущностях и явлениях они существуют и будут существовать всегда только вместе друг с другом, направляемые мировым Разумом, явленным в человечестве.