Владимир Ильич Мердеев. Триальные основы мира

Информация
Год написания: 
2017
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Ссылка на персону, которой посвящена статья: 
Гегель

1. Циклическая система основных триальных категорий. Мир, человечество и человек познаваемы лишь в определенных - лимитчественных - пределах, так как возможности и способности каждого человека в познании ограничены, а не безграничны, не безмерны. Познанное человеком подразделяется на философские, научные и опытные знания, изучающиеся философией, наукой и практикой. Общепринято, что в роли исходных разделов философии выступают онтология, гносеология, методология и логика. Онтология - это учение о бытие, основе бытия, мире и сущем. То есть, она является разделом философии, изучающим фундаментальные принципы бытия и наиболее общие основы сущности, состава и свойства его, обозначающиеся определенными категориями. Основной вопрос онтологии: «Что существует?». Гносеология - это философская дисциплина, занимающаяся проблемами исследования, критики и теорий познания. Обычно слово гносеология рассматривается как синоним слова эпистемология. Эпистемология - философско-методологическая дисциплина, исследующая знание и его строение, структуру и состояние. Методология - это философско-научно-прикладная дисциплина. Она как философская и научно-теоретическая дисциплина выступает разделом философской науки гносеология, а как прикладная, практическая дисциплина ориентирована на решение практических проблем и на частных проблем преобразования окружающего мира. То есть, теоретическая методология - это сфера идеального знания, а практическая методология - это уже сфера программы и набора конкретных приёмов, навыков и способов достижения желаемой практической цели использованием истинного знания. Логика - это раздел философии, выступающий как нормативная наука о формах, методах и законах познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Она определяется также как прикладная наука о формах и законах правильного мышления и способах рассуждений, доказательств и опровержений. Философия оперирует категориями, а поскольку общепризнанная система категорий у нее отсутствует, постольку каждый философ, мыслитель и философствующий обыватель вынужден строить свою систему категорий. Так, мной также построено уже множество различных вариантов общей и частных систем категорий и наглядные таблицы или схемы их. Но каждый вариант оказывался и всегда, возможно, будет оказываться окончательно не завершенным и нуждающимся в дальнейшем обновлении и совершенствовании. Например. Недавно мной был построен очередной новый вариант таблицы Циклической системы категорий. Появилась было уверенность, что на этой простой и красивой таблице наконец-то наглядно изображена сложная, громоздкая и объемная система иерархии масштабирования категорий по циклам и ступеням ее. Появилась было уверенность, что она может выступать даже в роли ядра и каркаса современной философии и вполне может соответствовать стандарту курса и программы Онтологии и Метафизики философии. Однако, этот вариант таблицы также оказался достаточно трудным для понимания и, поэтому, нуждающимся в дальнейшем совершенствовании. Поэтому мне пришлось обратиться к созданию очередных новейших вариантов таблицы системы категорий, которые отличаются от предыдущих вариантов простотой, полученной употреблением в них лишь русских слов. Так, новейший вариант таблицы и схемы системы триальных категорий получился пусть окончательно не завершенным и нуждающимся в дальнейшем обновлении и совершенствовании, но уже вполне доступным для понимания и усвоения не только учеными, а даже школьниками.

0---1---2---3---4 ступени

БЫТИЕ

---МИР

-----СОСТАВ МИРА

-------Космосфера

-----------довещество, вещество и надвещество

-------Биосфера

-----------особь, популяция и ценоз

-------Социосфера

-----------индивид, семья и общество

-----СВОЙСТВО МИРА

-------Мера

-----------количество, качество и лимитчество

------Форма

-----------пространство, время и структура

------Состояние

-----------движение, сохранение и отношение

-----СООТРАЖЕНИЕ МИРА

------Отображение

-----------знак, язык и знание

------Сознание

-----------чувство, разум и воля

------Жизнь

-----------причина, цель и труд

Рис. 1. Классификационная таблица "Циклическая система триальных категорий". /17.05.2017. В. И. Мердеев/.

На 0-й ступени данного новейшего варианта таблицы расположена категория Бытие, с изучения которой начинается изучение Философии. А на 1-й ступени таблицы расположена триальная категория Мир, обозначающая собою окружающую нас действительность в целом. На 2-й ступени таблицы расположены три Всеобщие триальные категории, обозначающие трех Всеобщих триалей бытия /сущих, основ, субстанций/ Мира. На 3-й ступени таблицы расположены 9 Особенные триальные категории, обозначающие 9 Особенных триалей бытия Мира. На 4-й ступени таблицы расположены 27 Единичных триальных категорий, обозначающих 27 Единичных триалей бытия Мира. Эта таблица наглядно изображается также и в виде различных схем и фигур. Однако, если дпанный вариант таблицы оказался не замеченным, не обсужденным и не признанным философией и наукой, то это еще не значит, что они никудышны и не способны отражать устройство окружающей нас действительности. Они просто настолько неожиданные и сумасшедшие, что их никто не готов еще понять, осознать и признать.

2. Новые методы и законы классификации категорий. Общеизвестный основной метод классификации категорий - это способ расположения категорий в линейный ряд по логическому преемственному смыслу их, в результате которого получается система категорий, где категории располагаются в линейный ряд из последовательных циклов троичных или полярно противоположных категорий. Этот основной метод был создан Гегелем и обозначается также как диалектический метод . При этом методе каждый размкнутый цикл триады развития из трех категорий понимается как "триада Гегеля", где три категории каждого разомкнутого цикла развития обозначаются терминами "тезис", "антитезис" и "синтез" или "эволюция", "инволюция" и "коэволюция", а две соседние категории каждого цикла развития могут рассматриваться как пара из дух полярных противоположностей. Новые основные методы не могли появиться в принципе раньше появления новых категорий "триаль", "триаль бытия" и "триальное сущее". Как только появились они, сразу появились и созданные мной новые основные методы классификации - триальный и атриальный методы /подходы/. Триальный метод - это способ расположения категорий по замкнутым циклам ступеней иерархии, где анализ, синтез и масштабирование категорий в систему производится рассматриванием их через призму логики "триальности" и где как определенная триада , так и каждая подсистема этой триады обозначаются общим словом "триаль" /образованного от слов "три", "триада" и от слов "-альтернативность", "-альтернатива"/. Атриальный метод - это способ расположения категорий по разамкнутым циклам ступеней иерархии, где анализ, синтез и масштабирование категорий в систему производится рассматриванием их через призму логики "атриальности" и где как определенная триада , так и каждая подсистема этой триады обозначаются общим словом "атриаль" /от слов "атрибут" и "триаль"/. Триада "триаль" из трех триальных категорий обозначает собою определенную троичную систему из трех таких триальных сущих, которые существуют лишь постоянно, совместно и взаимообусловлено. Такие замкнутые циклы триад "триаль" образуют уровень циклической системы триальных категорий. Разомкнутый цикл из трех атриальных категорий обозначает триаду "атриаль"из трех таких атрибутивных сущих триального сущего, которые существуют лишь преходяще, раздельно и преемственно. Триада развития "атриаль" из трех атриальных категорий - это определенная триада, известная как "триада Гегеля". Такие периодические разомкнутые циклы триад развития "атриаль" из атриальных категорий образуют уровень циклической системы атриальных категорий. Общая Циклическая система триальных и атриальных категорий - это каркас картины Мира как картины системы единства вечных и преходящих сущих. Мир в целом один, един и неисчерпаемо многообразен. Чтобы не блуждать слепо в этом многообразии мира мне пришлось выбрать самый простой, но, в то же время, самый сложный подход – обратиться к понятиям триада, триаль, атриаль и к законам троичности, триальности и атриальности. То есть, среди всего многообразия объектов познания мира мне пришлось выявить, в первую очередь, таких, которые соотносятся как предельно альтернативные, а затем среди предельно альтернативных выявить предельное количество таких, которые существуют лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно или, наоборот, лишь последовательно, преемственно и преходяще. То есть. Сначала обратился к понятию альтернативность, затем к триаде триаль из трех альтернативных подсистем триаль, а потом к триаде атриаль из трех атрибутивных подсистем атриаль. При этом мной выявлен новый закон триадной /троичной/ альтернативности, заключающийся в том, что предельная величина меры количества, качества и ограничества /лимитчества/ сосуществования крайне, предельно альтернативных подсистем системы выражается числом 3 /три/. Затем мне пришлось обратиться к закону триальности /трехинарности, триинарности/, открытого и определенного мной в виде следующей формулы: Открыто закономерное свойство природы, заключающееся в том, что величина самого /крайне, предельно, максимально/ большого количества самого /крайне, предельно, максимально/ альтернативного /иного, инарного/ качества подсистем системы, существующих лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно, - есть константа, постоянная величина, определяющая меру количества, качества и ограничества предельной альтернативности и выражающаяся числом 3 /три/. Обозначается это свойство природы мной понятиями закон трехинарности и триинарности /от русских слов трех и инарность или три и инарность/ и закон триальности /от русского слова три и иностранного слова альтернативность/.

Более краткое определение закона триальности /триинарности/: "ПРЕДЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЕЛЬНО АЛЬТЕРНАТИВНОГО КАЧЕСТВА ПОДСИСТЕМ СИСТЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИХ ЛИШЬ СОВМЕСТНО, ПОСТОЯННО И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕНО, - ЕСТЬ ПОСТОЯННАЯ ВЕЛИЧИНА, ЕСТЬ КОНСТАНТА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ МЕРУ ОГРАНИЧЕСТВА ПРЕДЕЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ /ИНАРНОСТИ/ И ВЫРАЖАЮЩАЯСЯ ЧИСЛОМ 3 /ТРИ/". В результате, получаем закон меры ограничества алтернативности: "КОЛИЧЕСТВО КРАЙНИХ АЛЬТЕРНАТИВ ОГРАНИЧЕНО ЧИСЛОМ 3 /ТРИ/".

Согласно закону триальности /триинарности/ у природы не бывает более или менее трех предельных альтернативностей /инарностей/, существующих лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно. При этом, как сама триада из трех существующих совместно, постоянно и взаимообусловлено подсистем, так и каждая подсистема ее, обозначаются одним и тем же общим понятием "триаль" /от слов три и альтернатива/. Вначале мной триада "триаль" обозначалась понятием "триалида" /от слов триаль и Лида/. Однако, поскольку система триалида может стать подсистемой триаль более высшего уровня системы триалида, а подсистема триаль - системой триалида для более низшего уровня подсистем триаль, постольку обозначать систему триалида и подсистему триаль оказалось удобнее одним общим понятием триаль. После обращения к закону определенной триадности - к закону триальности, мне пришлось обратиться к другому закону триадности - к закону атриальности /альтернативности атрибутов триали/, определенного мной в виде формулы: Открыто и изобретено новое, неизвестное ранее, закономерное свойство природы, заключающееся в том, что система из трех крайне, предельно альтернативных подсистем, существующих лишь преемственно, последовательно и преходяще, представляет собою триаду разомкнутого цикла из трех подсистем. То есть. Согласно этому закону атриальности в природе наряду с триадой триаль бывает также и триада атриаль /альтернатива триады триаль/ из трех таких альтернативных атрибутов триали, которые существуют лишь последовательно, преемственно и преходяще. При этом как триада из трех альтернативных подсистем, представляющих собой трех альтернативных атрибутов триали, так и каждая подсистема ее, обозначаются одним и тем же общим понятием "атриаль" /от слов "атрибут", "альтернатива" и "триаль"/. Итак. Три альтернативные сущие, существующие лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно, образуют собою триаду "триаль". А три альтернативные сущие, существующие последовательно, преемственно и преходяще, образуют триаду "атрибут триали" или, сокращенно, "атриаль". При этом система из двух подсистем понимается как несовершенная система - то есть, как система, в которой одна из трех подсистем ее не учитывается или две подсистемы из трех в ней рассматриваются как одна обобщенная подсистема.

3. Выводы.

Итак, мой первый шаг в создании системы категорий - это выявление среди бесчисленного множества сущих лишь множества альтернативных сущих. Второй шаг - это выявление среди множества альтернативных сущих множества триад из трех таких предельно альтернативных сущих, которые существуют лишь совместно, постоянно и взаимообусловлено. Третий шаг - это выявление среди множества альтернативных сущих множества триад из трех таких предельно альтернативных сущих, которые существуют лишь последовательно, раздельно, преемственно и преходяще. А четвертый шаг - это уже обобщение этих различных типов триад сущих в общую систему их и получение варианта таблицы или схемы общей системы триад категорий, обозначающих триад предельно альтернативных сущих. Таким образом, создание системы категорий мной начинается с обращения к триальному методу системного анализа категорий триалогии и продолжается обращением к атриальному методу системного анализа категорий метафизики. Триалогия /от слов триаль и логика/ - это понятие для обозначения созданной мной новой философской науки, изучающей систему соотношения категорий исходя из триального подхода. Триальный метод /подход/ - это способ рассматривания объекта познания как систему из трех таких крайне альтернативных подсистем, которые существуют лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно. Атриальный метод /подход/ - это способ рассматривания объекта познания как систему из трех таких крайне альтернативных подсистем, которые существуют лишь последовательно, преемственно и преходяще. Философы, физики и лирики не признают Циклическую систему категорий, триального и атриального методов классификации категорий и значимость их. Так, многие из них не согласны с тем, что состав, свойство и соотражение бытия мира в целом могут сосуществовать лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно, а не первично-вторично или независимо друг от друга. Что не бывает состава без свойства и соотражения, как не бывает свойства и соотражения без состава. Что состав, свойство и соотражение Мира в целом не первично-вторичны, а существуют лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно. А вот бывает, что состав, свойство и соотражение атриальных основ /атриальных сущих/ Мира уже вполне могут быть первично-вторичными и существовать в определенной последовательности, преемственности и преходящности. То есть, согласно привычным представлениям мыслителей, первично лишь Материя или лишь Дух, Соотражение /где Особенные основы Соотражения - Отображение, Сознание и Творчество - это Особенные формы Отражения/. Однако, согласно моим представлениям и убеждениям, Материя, Свойство и Соотражение могут существовать и сосуществуют в мире целостном лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно, а не первично-вторично. Новый раздел философии, занимающийся проблемами совместного, взаимообусловленного и постоянного сосуществования и соотношения основных - Всеобщих, Особенных и Единичных - триальных сущих /триалей бытия/ Мира и обозначающих их триальных категорий, называется мной новой категорией Триалогия /от слов триаль и -логика/. А раздел философии, занимающийся проблемами последовательного, преемственного и преходящего существования и соотношения основных атриальных сущих и обозначающих их атриальных категорий, называется мной общеизвестной категорией Метафизика /от слов мета и -физика/. При этом получается, что изучение основных метафизических и теоретических наук ныне должно начинаться с изучения новой философской науки Триалогия и, соответственно, Циклической системы триальных категорий ее. Но, уже с конца и начала двух веков и тысячелетий, научная общественность России игнорирует появление Триалогии и отказывается признать ее новой философской наукой раньше признания ее научной общественностью Запада. Ибо она убеждена, что ныне невозможно появление в России новой философской науки и новых философских категорий, что в России давно пора бы уже отказаться от изучения даже самой над науки Философия.