Владимир Иванович Карюкин. Христианская идея с позиции понимания природных систем. 6. Первородный грех

Информация
Год написания: 
2020
Систематизация и связи
Натурфилософия
Философия религии

Чем живая материя отличается от неживой материи? Лучше всего это показать, сравнив неживое тело, как систему, с живым телом, как системой. Рассмотрим в качестве систем атом и одноклеточный организм, например, инфузорию-туфельку.

Уже из определения системы, -

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

- следует, что в отражении внешних воздействий система функционирует с определённой направленностью, а именно, с направленостью на сохранение своей целостности. Но в отличие от неживого тела, живое тело, как система, имеет еще одну направленность - направленность на получение из внешней среды энергии для своего функционирования, в частности, самовоспроизведения. 

Эта последняя направленность, например, в Биологическом энциклопедическом словаре (гл. ред. М.С.Гиляров) отмечаеся как определяющая саму жизнь:

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

И вот схема отличия живого тела от неживого во взаимодействии с внешней средой.

 

То есть, живое тело, как система, отличается еще одной направленностью функционирования во взаимодействии с внешней средой.

При двух направленностях функционирования живого тела во взаимодействии с внешней средой одна направленность должна быть главной. Очевидно, главной направленностью функционирования должна быть направленность на сохранение своей целостности, посредством отражения внешних воздействий. А направленность на получение энергии из внешней среды для функционирования будет подчинённой направленностью. 

При двух других вариантах,- подчинённости наоборот и при равных значимостях, - живое тело обречено на прекращение своего существования. Это очевидно. Это совершенно очевидно, потому, что система не будет соответствовать охватывающей её системе, в данном случае, остальной Вселенной, как системе.

В самом деле, если направленность на получение энергии для функционирования будет главной направленностью или она будет равной по значимости с направленностью функционирования на сохранение целостности, то полноценно взаимодействовать с остальной Вселенной живое тело уже не сможет, - не сможет полноценно отражать внешние воздействия, - а потому начнётся разрушение структуры живого тела, ведущее к прекращению существования живого тела.

Эти две направленности объединяются понятием "гемеостаз", чаще всего применяемом в биологии, выражающем собственные свойства живого тела, как системы, то есть эмерджентность:

Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὅμοιος «одинаковый, подобный» + στάσις «стояние; неподвижность») — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

В живом организме эти две направленности тоже не выражаются явным физическим разделением. Но сомневаться не приходится, что одна направленность, - направленность на сохранение своей целостности, - доминирует над другой направленностью, - направленностью на получение энергии из внешней среды для функционирования.
 

У всех живых тел эту подчинённость изменить невозможно. За исключением человека. Человек может изменить эту подчинённость, но не в полной мере. У человека есть сознание и подсознание. В своём сознании человек может изменить эту подчинённость, в подсознании - не может. 

На уровне сознания эти направленности выражаются как направленность на духовное и направленность на материальное. Эти две направленности можно понимать ещё как духовные потребности и материальные потребности. Дальше по тексту я буду употреблять ещё такие названия.

В интернете я нашёл в сведение:

Современные психологи считают, что в человеке материальные и духовные потребности должны находиться примерно на равных. Иными словами, как можно рассуждать о высшем благе, если у человека элементарно нечего есть? 

Применительно к живым телам это означает, что направленность функционирования системы на сохранение своей целостности во взаимодействии с остальной Вселенной ставится на один уровень с направленностью системы на получение энергии из внешней среды для её функционирования. Такое уравнивание приведёт живое тело к гибели. А для человека это еще вопрос. Поскольку у человека это возможно только в сознании. Но у человека есть еще подсознание, для которого такое уравнивание направленностей невозможно.

Однако и для человека обратная подчинённость направленностей  или уравнивание их значимости в сознании это ненормальность. И эта ненормальность, как я понимаю, есть первородный грех. Мнение "современных психологов", получается, находится в рамках первородного греха.

Можно схематично сравнить нормальное состояние психики с ненормальным состоянием, то есть, состояние до первородного греха с состоянием после первородного греха. Главный вид направленности в сознании и подсознании я выделил жёлтым цветом. Еще остался вариант равенства значимости видов потребностей, но этот вариант ничего не меняет для ненормального состояния сознания и психики в целом.

 

 

Еще первородный грех можно выразить перекрученной "ленточкой сознания", местом перекручивания.

 

То есть, у человека первородного греха материальные потребности главенствуют над духовными потребностями или находятся с ними на одном уровне значимости.

Теперь можно приступить к рассмотрению мифа о первородном грехе. Замечу, концепция первородного греха есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет. Для начала процитирую сам этот миф:

Глава 2
...
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 Но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Глава 3

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт.).

Как появился человек из "праха земного", я изложил в предыдущих разделах, поэтому начальные стихи пропускаю.

Описание рая:

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

Это описание рая в изображении посредством схемы имеет вид человека.

 

 

То, что описанием рая выражается тело человека, подтверждается тем, что в названиях двух особенных деревьев есть дихотомия добра и зла, но нет дихотомии жизнь - смерть, вместо неё только жизнь. Для живой материи, находящийся в непримиримом противоречии с неживой материей, есть только жизнь, есть только борьба за жизнь. 

Для жизни главным является взаимодействие материи тела человека с материей остальной Вселенной с целью сохранения своей целостности. Поэтому деревом жизни выражается это главное.

Употребление в языке дихотомии добра и зла может выходить за границы материального благополучия, благополучия тела, но, в целом, охватывает материальные потребности. Это так по толковому словарю:

ДОБРО... Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло).
БЛАГО... Благополучие, счастье, добро.
БЛАГОПОЛУЧИЕ... Спокойное и счастливое состояние, существование; жизнь в достатке.

Поэтому деревом познания добра и зла выражаются материальные потребности человека. 

Можно еще так рассуждать. Очевидно, описанием рая выражается человек. Человек это живое тело. У живого тела, как системы, две направленности функционирования во взаимодействии с внешней средой, направленность на сохранение своей целостности и направленность на получение энергии из внешней среды. Очевидно, двумя особенными деревьями в раю выражаются эти две направленности. Деревом жизни - направленность на сохранение своей целостности, а деревом познания добра и зла - направленность на получение энергии из внешней среды. Что соответствует духовным потребностям и материальным потребностям.

Всем рекам, вытекающим из рая, придаётся своё значение, но одна река, Фисон, особенно выделяется, "она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото...". Эта река, вероятно, выражает правую руку. Правой руке и во всей Библии придаётся большая значимость, чем левой руке или ногам:

Правая рука, десница. Для подчеркивания значения правой стороны (евр. yamin греч. dexios) используются разные связанные с рукой образы. Они подпадают под две категории. В первой выражается мысль о видном или привилегированном положении...
...Вторая категория образов «правой руки» связана с представлением о большой власти и силе... (Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. "Словарь библейских образов")

Далее Господь Бог поселяет человека в раю и делает ему наказ:

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Состоявшееся изменение психики человека осмысливал уже первогреховный человек, поэтому в мифе к дереву познания добра и зла выражается резко отрицательное отношение, выражается тем, что Господь Бог запрещает человеку кушать плоды с этого дерева.

А я в этих стихах понимаю то, что изложил выше. При разделении психики у обезьяны на сознание и подсознание, и появлении человека, подчинённость одной направленности другой в обоих частях психики должна была остаться незыблемой, для их нормального взаимодействия.

Что произойдёт при переворачивании в сознании подчинённости направленностей или их уравнивании?

В этом случае нарушится паритет сознания и подсознания. Подсознание, у которого сохранилась природная подчинённость направленностей, станет господствующим, а сознание - ему подчинённым. Сознание станет обращённым к подсознанию. Произойдёт некоторый возврат к животному состоянию. Подсознание, содержащее память, выражает собой прошлое. Поэтому сознание станет обращённым к прошлому. А прошлое это то, что было, но погибло. Поэтому человек станет обращённым к смерти. И будет так жить и умирать . И Господь Бог говорит: "...смертью умрёшь".

Затем Господь Бог сотворяет женщину:

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

При появлении человека, сознание сначала пробудилось у самцов обезьян, а затем у самок. По причине большей жизненной активности самцов. Поэтому самцы в пробуждении сознания могли оказать влияние на самок. Больше я ничего предположить не могу.

Далее:

Глава 3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Представление о людях, которые как боги, даёт естественная наука. В естественной науке природа познаётся в объективной реальности. Вот её формулировка:

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта и его сознания. Представление о мире, как о внешней реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

Вот еще значение слова "субъект":

Большой толковый словарь

СУБЪЕКТ, -а; м. [лат. subjectum] 1. Филос. Существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. С. и объект познания. С. есть мыслящее существо (человек).

То есть, всё-таки, в таком понимании объективной реальности противопоставлен миру человек, хоть и говорится о субъекте. Но если мир существует в таком представлении независимо от человека, то и человек в таком представлении существует независимо от мира. И речь не может идти только об одном независимом мышлении. Ведь независимое мышление человека не представить без независимого движения материи тела человека. В результате, человек соразмерен миру. И чем тогда человек, соразмерный миру, не бог? Это риторический вопрос.

Сейчас много людей, которые считают себя атеистами. И хоть в науках они весьма некомпетентны, мировоззренчески они ориентируются на науку, утверждают, что у них научное мировоззрение, стало быть, мир для них предстаёт в объективной реальности. Разве они не подобны богам, о которых говорил змей? Но это так для всех атеистов, утверждающих, что у них научное мировоззрение.

Учёные могут сколько угодно говорить, что занимаясь наукой они реализует свою духовную потребность. Но сама наука это деятельность, направленная на улучшение материального благополучия человека, его тела. В результате, духовная потребность учёных находится в подчинённом положении у материальной потребности человека. Другое дело, что учёные еще и люди. И как для людей, для них материальная потребность может не быть главной потребностью.

Но факт тот, что люди, для которых внешний мир только объективная реальность, мыслят себя, по сути, соразмерными Богу, а потому самих себя, по сути, мыслят богами.

Далее:

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Поскольку забота о детях это в большей мере забота женщины, то материальная потребность в большей мере выражена у женщины, чем у мужчины. Стимулировать женщину сделать материальную потребность главной потребностью мог переход человека от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Поскольку материальная потребность приобрела зримые формы, в виде земельного надела и домашнего скота, постоянной заботе о них. Что могло побудить женщину, а затем мужчину сделать её главной потребностью.

Принятие материальной потребности в качестве главной потребности, в ущерб духовной, или их уравнивание, это по-большому счёту неверное отношение к своему телу, его существованию во Вселенной. И коль отношение к своему телу изменилось  у Адама и его жены с лучшего на худшее, то их тело стало выражать молчаливый укор. Поэтому перед своими телами, органами полового размножения (это касается эволюции), они могли почувствовать стыд, и в стремлении от стыда избавиться, они свои тела покрыли.

Далее:

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Как я предположил, побуждением к перевороту в сознании подчинённости направленностей была материальная потребность, получившая подкрепление во внешнем мире, в виде земельного надела и домашнего скота, при отходе человека от собирательства и охоты. Произошло преобразование психики. И этим фрагментом, вероятно, выражается характер последующего функционирование психики. Для понимания этого фрагмента требуется уже углублённое понимание психики, где-то на уровне психоанализа, "ориентированного на изучение и объяснение бессознательных психических явлений и процессов" (Новейший философский словарь, гл. ред. А.АГрицанов). Не будучи специалистом в психоанализе, за толкование этого фрагмента я не берусь. Моё исследование в рамках натурфилософии.

В психоанализе различают сознательное, предсознательное и бессознательное. Термин "подсознание" в психоанализе применялся только в самом начале:

Подсознание... Психологический термин, обозначающий то, что слабо осознаётся, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недоступен. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.
(Ж.Лапланш, "Словарь по психоанализу".) 

 А для моего философского осмысления психики я этот термин, подсознание, в таком его значении, нахожу подходящим, поэтому применяю.

Поскольку сознание стало обращённым к подсознанию, с господствующим положением последнего, то вся духовная деятельность людей приобрела что-то вроде психоанализа - познание чего бы то ни было через познание подсознания. Поэтому Ветхий завет я отношу к виду психоанализа и тоже, исследовать его весь, давать своё толкование не берусь. Ограничюсь только несколькими мифами. Для моего исследования этого достаточно.

Хотя, всё-таки, могу сделать предположение. Сознанием охватывается мозг и скелетно-мышечный аппарат, а подсознанием охватывается это и еще внутренние органы. Между сознанием и подсознанием возникло противоречие. Подсознание как бы говорит сознанию: я тебя убью, если не восстановишь должную подчинённость. А сознание как бы знает, что не убьёт. И на этом спекулирует. Поскольку инстинкт самосохранения, деторождение это сфера подсознания, то убийством сознания подсознание пойдёт против себя, своей основы. В результате, противоречие не имеет разрешения. Получается постоянная вражда с разными направлениями агрессии: "...оно [подсознание] будет поражать тебя в голову, а ты [сознание] будешь жалить его в пяту".

Далее:

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Моё понимание. Человек, имеющий такой изъян психики, обречён на смерть. Гибель многих цивилизаций в истории это подтверждает. В самом деле, оказалось, будущего у этих цивилизаций не было. 

Далее:

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Это было не просто, перевернуть в сознании природную подчинённость направленностей, с главной на духовное на главную на материальное. Для этого нужно было развить большую духовную силу. Первой! Вторым уже развивать такую духовную силу не требовалось. Была какая-то конкретная женщина, которая это смогла осуществить. В мифе ей имя Ева. И поскольку она приложила наивысшую духовную силу, её духовность стала доминировать над духовностью всех людей первородного греха. Она стала матерью всех живущих. 

Чтобы потом преодолеть первородный грех, Иисусу Христу нужно было превзойти её духовную силу своей духовной силой.

Далее:

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Я так понимаю. Господствующее положение подсознания обусловило некоторый откат психики к дочеловеческому, животному состоянию. Поэтому намек на животных. А Иисус Христос, осуществивший обратное, родится не где-нибудь, а в хлеву:

8. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2).

Ясли  это кормушка для домашних животных.

Получается, куда человек "ушёл", оттуда "пришёл".

Далее:

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Я так понимаю. В словах "один из Нас" вторым может пониматься Отец Небесный. Собственные свойства живой материи, как системы, на каждый данный момент эволюционного времени имеют уже достигнутое определенное отражение собственных свойств остальной Вселенной, как системы. У человека это принадлежность подсознания. Это можно понимать как уже осуществившееся постижение Бога, которое выражается Отцом Небесным. Нарушив наказ Господа Бога, Адам стал самостоятельным, а потому как Бог и как Отец Небесный - "как один из Нас".

"...взял также от дерева жизни,  и не вкусил, и не стал жить вечно", очевидно, означает возврат в нормальное состояние, преодоление первородного греха (в последнем разделе я объясню, как Иисус Христос это осуществил). Но закрепление нового состояния психики (состояния первородного греха) произошло по всему кругу человеческой активности, к чему человек прикасается, что он мыслит и чувствует. Поэтому пламенный меч обращающийся.

 

Есть книга Люсьена Леви-Брюля (1857 - 1939) "Первобытный менталитет". В этой книге автор называет нецивилизованных людей первобытными людьми. Но это не первобытные люди, поскольку занимаются земледелием и скотоводством. В другой своей книге автор сам делает такую оговорку. Отрывок из этой книги свидетельствует о том, что материальные потребности у этих людей в отношении к своим предкам (подсознанию) стоят на первом месте:

   Характер постоянных отношений между племенем и его предками прекрасно объяснил Жюно. Эти отношения основаны на принципе do ut des (даю, чтобы и ты дал), к которому присоединяется сознание высшей силы, присущей предкам. Их можно умолить, побудить, привлечь, но никогда их по-настоящему нельзя заставить.
   «Ставшие благодаря этому подношению благожелательными, боги (предки) пошлют своим потомкам богатый урожай (поскольку именно они вызывают рост и созревание продуктов природы), разрешат им рубить деревья, и тогда огромные стволы, падая, никого не раздавят… (В противном случае, если бы люди отправились рубить деревья без разрешения божеств, то непременно случились бы несчастья.) Таким образом, эти приношения носят, по существу, предупредительный характер. Принося пищу манам, задаривая их, живые добиваются от них того, что все идет своим чередом, что никакая беда не нарушает нынешнего процветания… Существуют также искупительные жертвы для смягчения гнева манов…, жертвы с целью положить конец распрям путем умиротворения духов и т. п….»
   Обращенные к предкам просьбы часто перемежаются упреками. Им дают то, что они, как считается, требуют. Одновременно им дают почувствовать, что они неблагодарны и что живые, как говорится, получили не по затраченным деньгам. Вот, к примеру, молитва о больном ребенке. «Вы, наши божества (предки вообще), и ты, такой-то (определенный покойник), вот наша инхамба (приношение). Благословите этого ребенка, сделайте так, чтобы он жил и рос, сделайте его богатым, чтобы он смог заколоть для вас быка, когда мы отправимся навестить его… Вы, боги, ни на что не годитесь, вы доставляете нам лишь одни неприятности. Мы зря приносили вам жертвы, вы не слушаете нас. Нам всего не хватает! Ты, такой-то (называется имя покойника, которому должно быть совершено приношение по указанию гадальных костей, то есть, того покойника, который разгневался и настроил других предков причинить зло деревне и наслать на ребенка болезнь), ты полон ненависти! Ты не даешь нам богатства! А ведь все те, кто преуспел, обязаны помощи предков! Мы сейчас даем тебе вот этот подарок. Позови своих предков и позови предков отца этого больного ребенка: ведь семья его отца не украла его матери, люди его клана пришли за ней ясным днем (то есть они честно уплатили за женщину всю цену). Так придите же к жертвеннику! Ешьте и делите нашего быка! (Чаще всего этим «быком» бывает просто курица.)».

P.S. Тема на форуме по обсуждению этой статьи: ссылка