Владимир Семёнов. «Базовая модель» философского мышления

Философское мышление
Информация
Год написания: 
2020
Семёнов В.Е. «Базовая модель» философского мышления // Материалы симпозиума в рамках XV (XLVII) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под научной редакцией О.О. Шишкиной. 2020. С. 338-341.
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Психология
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

УДК 130.2                            

   Аннотация. В данной работе предпринимается попытка взглянуть на общую, чистую модель философского мышления в её базовом варианте с применением дескрипции, а так же с учётом экзистенциального психологизма. Работа разделена на две части. В первой даётся представление о философской модели мышления, во второй части добавляются его основоположения.

  1. Философское мышление, отделяясь от непосредственных данных опыта, способно схватить/охватить надпредметное содержание существующий вещей, или иными словами философское мышление интенционально направленно не на явленную данность вещи, а на «призрак онтики».

Призрак онтики – это вечно ускользающая, но в тоже время присутствующая универсальная целостность, в связи с чем сущее, фундаментальным образом относится к другим сущим в едином акте системы на макроуровне. Таким образом, «призрак онтики» в аспекте экстраполяции на всё сушее, есть околопредметная универсальность, поскольку здесь имеется тенденция «всё в сущем, и сущее во всём».  

 «Околопредметная универсальность» как отправная точка всякой метафизики, корреляционным образом связана с таким мыслительным явлением как понятийная интеграция. Однако, если мы говорим о мышлении философском, то оно может иметь дело (в отличии от науки) не просто с понятиями, а с предельными понятиями [1], то есть с такими, к которым не применима такая логическая операция как «род – вид», если конечно двигаться вверх, к более широкому понятию. Соответственно, для формирования объёма данных понятий необходима не просто интеграция сходных свойств, а синкретическая интеграция – околопредметная универсальность есть синкретическая интеграция. Только так возможно, в рамках философского мышления, околопредметную универсальность, путём индукций, преобразить в метафизику. Синкретическая интеграция применяется с использованием специфической когнитивной схемы, вмещающей в себя философский материал.

      И если мы видим, что в рамках когнитивной психологии «схема» представляет собой иерархическую структуру понятий, организованной вокруг какого-то одного понятия единой тематикой [2, с. 117 - 118], то здесь наша когнитивная схема имеет несколько иную структуру. Во-первых, в ней находится, в свёрнутом виде, информация касательно рассматриваемого околопредмета. Она структурируется в когнитивной схеме с помощью синкретической интеграции. Во-вторых, информация, для сохранения себя в состоянии подобного интегрированная, снова и снова прилагается к миру (онтике). Подобное «возвращение» к онтическому, есть правило строгого мышления, ибо видеть точку соприкосновения философских абстракций с реальным миром – вот правило подлинной философии.

      Когнитивная схема философии, приложенная к онтическому, на более широком уровне обобщения является экзистенциалом. Почему? Потому что мысль зарождается в уме «субъекта-существующего», мысль направленна на «объект-существующий». Субъект создаёт модель реальности, основные элементы которых, синкретически интегрированные, носят на себе груз веры философа в то, что всё так и есть, хотя и не осязаемо. Объект же в свою очередь предоставляет околопредметный материал для синкрета мысли, «уповая» при этом на наблюдательность субъекта, способного вычесть из совершенно различных (или просто различных) вещей некое единое основание как фон бытия. В связи с этим мы можем выделить следующие позиции синкретической мысли:

      Трансцендетальность – если предмет размышления относится к психологии и способам основополагающего познания;

      Имманенция – вскрытие природных, физических законов с позиции натурфилософии, а так же то что позволяет себя увидеть с помощью постановки эксперемента;

      Трансценденция – направленность внимания на: 1) социум, политику, экономику, то есть на эгрегориальность; 2) агностицизм, трансперсональность, эзотерика; 3) теология; космос.

      Следовательно, в рамках данной работы экзистенциал – это определённое правило, или фактор, благодаря которому происходит взаимодействие и взаимообмен между субъектом и объектом. Экзистенциал даёт не только философскому, но и всякому мышлению возможность состояться, ибо в противном случае без существования в мире, без заброшенности в него, без столкновения с ним мыслить было бы не о чём.

   Теперь-же необходимо указать на три вида общих задач философского мышления: усиление; противоборство; избегание.

    Например к усилению относится система Артура Шопенгауэра в работе «Мир как воля и представление». В ней усиливаются мировые страдания и безысходность за счёт введения в обиход такого понятия как воля – ноумен [1]; к усилению так же относится «Исповедь» Августина Аврелия, так как он в этой работе, путём самонаблюдения, усиливает некоторые области своего внутреннего мира, тем самым раскрывая их;

 Например к противоборству в общем смысле относятся идеи коммунизма и диалектического материализма;

   Например к избеганию относятся все те произведения, где основное содержание связано главным образом с модификаций первоначальных потребностей автора.

Далее. Помимо экзистенциала, на первых парах философского мышления необходима организация восприятия мира как целого – холистическое восприятие, ибо как рассуждать что либо о мире, скажем в рамках онтологии, если в данный момент нет представления об составных элементах этого самого мира. Разумеется, образ мира вообще есть результат холистического восприятия, однако, формула холизма в том что «целое всегда больше чем сумма его частей» является здесь немаловажным атрибутом мышления. Для лучшего понимания в качестве примера приведём музыку, которая хорошо знакома человеку. Услышав какую-то её часть он сразу воспроизведёт и само целое. С другой стороны, одна часть (нота) не есть музыка, известная ему. Да и совокупность из нескольких нот будет представлять из себя набор звуков, а не музыку. Только репродуктивное восприятие целого способно поставить все ноты в таком порядке чтобы в результате была музыка. А там уже не важно с какой части начинать её слушать, всё равно узнаётся. Соответственно, холистическое восприятие есть одномоментный пересказ частей целого – фабула предельных понятий, коими оперирует философия. При этом, не стоит забывать по какому выбранному принципу будет производится фабула.

      2. В первой части мы в общем виде привели модель философского мышления. Теперь, для более полной картины, необходимо взглянуть на его основоположения. Ведь мышление, какое бы оно не было, не ограничивается одними лишь понятиями, суждениями, категориями и умозаключениями. Нет, для этого нам необходимо ввести в обиход следующую формулу:

«S - стимул = (база будущего + смысл + неопределённость + ценности) / экзистенциальный страх = R - реакция (апперцепция)»

   Мы видим, что формула располагается между «стимулом» и «реакцией». В качестве стимула используется всё, что может поколебать интеллектуальный гомеостаз. Последнее как раз выдаст ту объёмную реакцию, где будет учтена модель философского мышления.

  «Стимул» в качестве жизненных условий содержит в себе набор факторов как коррелятов для определённой направленности философской активности в которой воссоздаётся индивидуальное реагирование (апперцепция), и это важно для нашего повествования, так как подобная реакция конкретно взятой личности указывает на предтечу индивидуального аккумулирования личных наблюдений за какими-либо частями реальности.

      «База будущего» говорит о том, что психика как ни крути, находится во времени, иными словами обусловлена движением времени [3, с. 265 - 267]. Соответственно, субъект познания в акте мышления априори осведомлён о том что его мыль не оборвётся здесь и сейчас, так как наитием ощущает, что линия мысли будет продолжаться, перетекая в будущее (скажем, ещё на пару минут), так как для этого всегда и постоянно производится база будущего. Иными словами, мы имеем здесь дело с феноменологической репродукцией временных ориентиров.

      «Смысл» олицетворяет собою масштаб стремления к абстрактной цели с точки зрения личной мотивации. Смысл энергетически насыщен, поэтому от него так трудно избавится. Субъект вынужден, в силу заряженности смысла, достигнуть удовлетворения потребности. Смыслообразование всегда способствует тому, чтобы удерживаться на плаву мысли, ибо без этого невозможно продолжительное время сохранить энтузиазм.

      «Неопределённость» говорит нам об уровне отсутствия контроля над жизненными обстоятельствами, так как, с другой стороны, контролировать значить предвосхищать и знать обстоятельства. Иными словами низводить хаотичность онтики до уровня контролируемой причинно-следственной связи.  В случае философии строиться модель реальности (на усмотрение), а это уже есть сублимация неопределённости в контроль.

       «Ценности» со своей позиции дают неопределённости дополнительную силу. Ценности как ядро, влияют на саму картину мира, в связи с чем будет выбран аспект реальности, наиболее предпочтительный для субъекта.  

      «Экзистенциальный страх» проявляется на уровне индивидной организации человека как отдельно взятого сущего, брошенного неизвестно почему, зачем и кем в этот мир [4]. В данном отношении экзистенциальный страх есть страх отсутствия точных ответов на фундаментальные вопросы, простых по составу, но непробиваемых для человеческого разума. Это страх-наитие, страх-ощущение, но только не понятие. Мы видим, что данный конструкт является делителем формулы. Иными словами, он является «растворителем» синтеза вышеназванных конструктов, так как без него база будущего, смысл, неопределённость и ценность не имеют никакого значения. Без экзистенциального страха все они становятся «диффузной массой», не имеющей точки опоры. Следовательно, экзистенциальный страх поддерживает их свойство, выражающееся не только на уровне жизни отдельно – взятого индивида, но (и это интересно) в культурном, общественном, религиозном аспекте, так как подобный страх – наитие заставляет «придумывать» себе высшее бытие. В акте такого «придумывания» кроется сущностная антропологическая неполноценность.

      «Апперцепция» есть реакция внутреннего опыта человека, сформированного путём, как было сказано выше, аккумулирования личных наблюдений за какими-либо частями реальности.

      Заключение. В результате рассмотренных аспектов философского мышления, мы приходим к выводу, что оно опирается на некий формообразующий базис, когнитивная модель которого является правилом для построения субъективно-организованной ментальной системы. Более того, при строгом разбирательстве в этом вопросе, гипотетически, можно прийти к построению философии как строгой науки, введя при этом строгость объекта, предмета и гипотезы философской мысли. С другой стороны, вторая часть «тезисов» показала нам, что под мыслью находится экзистенциальное подспорье, в нашем случае это психологизм восприятия реальности, совпадающий с экзистенциалом.

 

                                                               Литература

1. Вишневский, М. И.. Философия: учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск: Выш. шк. – 2015. 327 с.

2. Дружинин В.Н. Ушаков Д.В. Когнитивная психология. М.:ПЕР СЭ, 2012. С. 117 – 118.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, 2003. С. 265 – 267.

4. Михальский К. Логика и время. Хайдеггер и современная философия / Пер. с польск. Е. Твердилова. — М.:   Территория будущего: (Университетская библиотека Александра Погорельского), 2010. 422 с.