Владимир Семёнов. Предсознательное как область личностных когнитивных конструктов

Предсознательное и конструкт
Информация
Год написания: 
2021
Семёнов, В. Е. Предсознательное как область личностных когнитивных конструктов / В. Е. Семёнов // Актуальные вопросы истории, международных отношений, политических наук и туризма: материалы симпозиума в рамках XVI (XLVIII) Международной научно-практической конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса, Кемерово, 01–30 апреля 2021 года. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 243-247.
Систематизация и связи
Гносеология
Эпистемология
Психология
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Ссылка на персону, которой посвящена статья: 
Джордж Келли

УДК 130.2

    Данная работа является гипотезой, согласно которой такая область психики как «предсознательное» имеет собственную структуру, образованная онтогенетически сформированными личностными конструктами с присущим каждому из них фокусом и диапазоном применимости. Именно из предсознательного, как вместилища информационного объёма личностных конструктов, происходит репродукция когнитивных процессов. Репродукция когнитивных процессов заключается в самом свойстве предсознательного – выводить в фокус сознания то что ранее не было для него актуально.

   Дефиниция предсознательного. Среда общественной жизни даёт индивиду материал для точки приложения его внутренних процессов. Они, эти процессы, с необходимостью интегрированы в среду, и без её участия не в состоянии функционировать объективным образом. Подобное слияние со средой всегда и постоянно организует нашу внимательность, какое бы активное оно не было.

     Из топологической модели уровней сознания, введённые З. Фрейдом, мы выделим наиболее важный для данной работы уровень - предсознательное. Предсознательное является одной из трёх компонентов психики, на ряду с бессознательным и сознанием. Отличительным признаком предсознательного выступает определённая степень осознанности человека, при которой информация, раннее не принадлежавшая полю сознания, теперь входит в него путём комбинации определённых условий [1].

      Обозначение вещей есть отправной пункт для предсознательного, воспроизводящий, в процессе вынесения суждений, поток означающих слов, ещё секунду назад не находящиеся в фокусе сознания.

      На топологию и воспроизводящую функцию предсознательного обращали внимание и другие авторы.

     К. Г. Юнг выделяя всё более неосознаваемые человеком слои психики, говорил, что чтобы «пробиться» к коллективному бессознательному, необходимо пройти путь от полной осознанности минуя такой слой психики (один из оставшихся), где записана некоторая подпороговая информация - предсознательное [2]. Например, человек мог находится в каком-то месте, где он неосознанно подмечал некоторые особенности этого места, непроизвольно запоминая их. В данном случае подпороговость заключается в том, что через несколько лет, обнаружив себя в аналогичном или том же месте, человек, путём припоминания, сможет вспомнить, что он, когда то тут уже был, хотя и не старался ничего запоминать.

    К. Хорни обращая внимание на предсознательное, выделяла в нём тот аспект, что его воспроизводящая функция эффективна для выявления внутренних конфликтов личности. Данный подход стал важной частью её психотерапии. Так же это было обусловлено и тем, что К. Хорни обладала другим взглядом на предмет возникновения невроза, в связи с чем обращение к бессознательному в процессе психотерапии требовалось далеко не всегда [3]. Это ещё раз нам показывает, что предсознательное обладает неким информационным объёмом, проникающим в область осознанности через некоторую границу. И это не удивительно, так как психическая организация человека, с точки зрения современной психологии, имеет иерархически организованную пространственную структуру, каждая из которых, помимо взаимосвязи с другой структурой, имеет собственную функциональную динамику [4, с.59]. Представлять психику как дифференциальное пространство, значит иметь ещё один способ её описания.

       Теперь, рассмотрев основные атрибуты предсознательного, мы должны взглянуть на теорию личностных конструктов Дж. Келли.

      Теория личностных конструктов Дж. Келли. В эпистемологии конструктивизм ― это направление, заключающаяся в том что субъект познания конструирует реальность вокруг себя на основе ментальных конструкций, вне зависимости от того, идет ли речь о построении образа восприятия или выстраивании рассуждения.

    Джордж Александр Келли (1905-1967) - американский психолог, являлся одним из тех персонологов, кто придавал огромное значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В своей теории, получившей название «теория личностных конструктов», человек представляет собою учёного-исследователя, стремящегося налагать на объективный мир свои личные когнитивные конструкты для того чтобы эффективно взаимодействовать с ним [5]. Данная точка зрения на познавательную функцию человека лежит в основе теоретических построений Дж. Келли, а также и современной когнитивной ориентации в психологии личности.

      Дж. Келли постулировал то, что человек способен конструировать и организовывать свой жизненный опыт опираясь на собственную индивидуальную систему личностных конструктов. 

   Личностный конструкт – это оценочный эталон (парадигма), формируемый личностью на основе собственного онтогенетического опыта. Конструкт представляет собой устоявшееся познавательное средство логической интерпретации опыта. Элементы, из которых состоит конструкт, являются различные понятия о вещах, их свойств, связей между вещами, а так же с тем что связано с общественными отношениями. В соответствии с этим, ядром личности выступает система устоявшихся конструктов [5]. Она, эта система, влияет как на внимание так и на запоминание событий и. т. п.

   Примечание№1. Тематика обладает интегрирующей силой по отношению к входящим в конструкт понятиям. При расщеплении личности (шизофрении) данная тематика, как магнит удерживающий вокруг себя понятия, удаляется, из-за чего понятия начинают распадаться «в разные стороны».

    Следует отметить что конструкты имеют биполярную форму входящих в них понятий. Например плохой-хороший, чёрный-белый, опасный-безопасный, мизантроп-филантроп, умный-глупый, взволнованный-спокойный, религиозный-нерелигиозный – это лишь малое количество примеров из бесчисленных конструктов, используемые человеком для оценки значения явлений в повседневной жизни за счёт избирательной направленности. Избирательная направленность происходит за счёт вынесения суждений касательно того или иного аспекта реальности, предтечей чему служит значимость вещей и тем самым сознательное их выделение из общего конгломерата сущего.

     Итак. Мы вкратце прошлись по основным атрибутам предсознательного и личностных когнитивных конструктов. Теперь, когда это сделано, мы заметим, что репродукция предсознательного работает по принципу «словесного значения». Только благодаря «словесному значению»: 1) предсознательное и сознание взаимозависимы; 2) из предсознательного, как вместилища информационного объёма личностных конструктов, происходит репродукция когнитивных процессов.

   Так же «словесное значение» является зашитой от «распада» познавательных процессов, вращающихся вокруг «Я». Иными словами, вместе с присвоением языка преодолевается разрозненность психических механизмов в жизнедеятельности субъектного индивида, где «Я», от имени которого начинается внутренняя самоорганизация, проявляется действенностью самосознания [6, с.79]. С другой стороны «словесное значение» как таковое, вымещает покоящиеся в нём обозначение вещей только при условии имеющейся области предсознательного с его информационным объёмом личностных конструктов. Последние со своей стороны дополняют «словесное значение» тем что дают ему контекст.

   Факторы взаимодействия с общественной средой. Пространство общественной жизни предоставляет индивиду материал для точки приложения его психической организации. Психическая организация буквально заброшена в общество - она растворена в нём как среде обитания. На основе этого формируются индивидуальные, личностные потребности которые могут быть реализованы в самом этом обществе.

    Ориентация в общественном пространстве основывается на сформированных личностных конструктах с присущим каждому из них фокусом и диапазоном применимости, в данном случае к тому что связано с общественной жизнью. Почему мы берём именно общественную среду? Потому что конструкт – это продукт общества, социума. С другой стороны конструкт сам по себе внутри является организацией понятий.

   Напомним, что элементами, из которых состоит конструкт, являются различные понятия о вещах, их свойств, связей между вещами, а так же с тем что связано с общественными отношениями. Однако, и это важно, все они объединены некой единой тематикой, из-за которой конструкт не «разваливается» на части, а напротив, остаётся в рамках определённых входящих в него вещей, именно тех вещей с которыми он уже знаком. В контексте взаимодействия со средой это показывает нам то, что человек, сталкиваясь с миром, уже имеет при себе набор кристаллизованных личностных когнитивных конструктов для понимания и тем самым для раскрытия предметного поля. И тут мы подходим ко второй части гипотезы: «Для того чтобы конструкты смогли быть приложимы к объективному окружающему пространству, необходимо ввести такой термин как «трансцендентальный фактор».

   Трансцендентальный фактор – это такие априорные, формальные основоположения, посредством которых конструкты способны прилагаться к объективному пространству, или же, если говорить языком гештальт-психологии, воспринимать общую целостность (гештальт) входящих в общее пространство узнаваемых вещей. 

   А теперь обозначим основные «факторы» взаимодействия со средой вне обращения к какому-либо их содержанию. Следует понимать, что «фактор» - это выработанный фундамент взаимодействия психической организации с той средой в которую она включена. Иными словами «фактор» есть те трансцендентальные правила, по которым конструкты комбинируются соответствующим образом в контексте индивидуальности избирательного внимания субъекта.

   «Пропидептика» выражает собою введение в предстоящую ситуацию посредством применения прошлого опыта. «Пропидептика» включает в себя аккумулированный набор предполагаемых действий, могущие быть реализованы благодаря узнаванию ситуации. «Пропидептика» выражает собою введение в предстоящую ситуацию посредством применения прошлого опыта – своеобразная компетентность при соприкосновении со средой [7, с.1843]. «Пропидептика» включает в себя аккумулированный набор предполагаемых действий, могущие быть реализованы благодаря узнаванию ситуации.

   «Обобщённость» выступает как отражение информационно-аккумулирующего аспекта взаимодействия со средой путём единой тематической связи. Последнее заставляет человека видеть в частных событиях действительности отдельные проявления этой тематики, конструктивным образом входящая в общий объём информации. Благодаря «обобщённости» происходит избирательность в восприятии.

   «Категоричность» во взаимодействии со средой не приемлет никакого анализа и переработки в отношении единой тематической связи. Этот фактор только закрепляет и апробирует обобщённость. «Категоричность» выражает собою устоявшуюся аксиому в плане оценки вещей, показывая «что это так», но при этом умалчивая «почему это так» [7, с.1843]. «Категоричность» сама по себе есть экономия процесса мышления, предоставляя ему в качестве материала сохранённые стереотипы избирательного внимания.

     Примечание№2. В патологических случаях такое взаимодействие со средой формирует паранояльность при которой экономия процесса мышления трансформируется в избыток процесса мышления, когда к объективной действительности прибавляются надуманные субъективные элементы.

      «Бездоказательность» усугубляет эффект предыдущих факторов взаимодействия со средой.          

    «Импликация» со своей стороны отражает фиксированную каузальность из мнения о собственных способностях и приблизительном результате применения этих способностей. В широком варианте, импликативное взаимодействие со средой отражает прогноз выбора человека [7, с.1843]. Это означает что импликация, в логике имеющая формулу «если-то», становится выработанным подспорьем каузальности.

     Примечание№3. В патологических случаях такое взаимодействие со средой формирует невроз навязчивых состояний.

    Когнитивный конструкт и потребность. Потребность проходит красной нитью через весь когнитивный арсенал личности. Более того, потребность (в широком смысле) есть та сила, благодаря которой конструкты вообще существуют. Само понятие «потребность» в рамках наших рассуждений занимает одно из основополагающих мест, так как благодаря ей мы видим, во-первых, что психическая организация человека буквально вплетена в мир. Во-вторых, сам процесс репродукции предсознательного во введении в сознание подчинён потребности. И в-третьих, потребность есть то ради чего конструкты были вообще созданы, или, ещё точнее, ради какого предмета потребности они были вообще созданы. Ведь конструкты не создаются личностью просто так, а всегда на основании некоего недостатка, в чём чувствуется потребность. Соответственно, то в чём чувствуется потребность является сущностью конструкта – его тематической направленностью.

   Заключение. Такая область психики как «предсознательное» имеет собственную структуру, образованная онтогенетически сформированными личностными конструктам с присущим каждому из них фокусом и диапазоном применимости. Именно из предсознательного, как вместилища информационного объёма личностных конструктов, происходит репродукция когнитивных процессов. Репродукция когнитивных процессов заключается в самом свойстве предсознательного – выводить в фокус сознания то что ранее не было для него актуально.

 

                                              Литература и источники

1.Фрейд З. «Я» и «Оно». – М.: Антология мысли, 2006. - 1040 с.

2.Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика. М: АСТ, 2009.252 с.

3. Хорни К. Новые пути в психоанализе. М.: Академический проект, 2009. 240 с.

4.Мишанкина Н.А. Метафорическое моделирование структуры психики человека в научном психологическом дискурсе / Н.А. Мишанкина, А.Р. Рахимова // Вестник Томского государственного университета. – Филология. 2015. – № 3. – C. 57–72.

5. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000. 403 с.

6. Анисимов О.С. Сознание в контексте эффективной самоорганизации // Мир психологии. - 2016. - № 2. – С. 74–87.

7. Семёнов, В. Е. Обозначение экзистенциалов Dasein в психике человека посредством рефлексивной деятельности / В. Е. Семенов // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1836-1860.