Индивидуальное понимание и научная теория

Аватар пользователя boldachev
Систематизация и связи
Эпистемология
Философия науки и техники

(фрагмент "Интегральной эпистемологии" (2003), непосредственно предшествующий разделу "Истинность научных высказываний")

 

Фиксация индивидуального Понимания в теории

Индивидуальное Понимание предмета проявляет себя в виде множества элементарных высказываний относительно этого предмета. Это множество высказываний может само стать предметом понимания – в результате которого (понимания) могут появиться новые высказывания относительно связей элементарных высказываний. Однако новые высказывания будут в большей степени отражать уже не индивидуальное Понимание предмета, а однозначные соотношения исходных элементарных высказываний. Эту систему высказываний о высказываниях можно назвать теорией предмета.

Теория, как и индивидуальное Понимание может продуцировать частные высказывания о предмете. Но поскольку теория предмета имеет формальную структуру, то она однозначно ограниченна, но, благодаря этой же формальности, она имеет однозначный (объективный) характер. То есть если в элементарном высказывании Понимание реализует себя как единичное, субъективное, то в теории фиксируется некоторая всеобщность Понимания предмета, его объективность.

Ограниченность теории

Научная теория, как формальная система ограничена и конечна. Вследствие этой ограниченности продуцируемые теорией высказывания, в отличии от высказываний индивидуального Понимания, носят однозначный, повторяемый характер, что и делает ее научной. Но вследствие этой же ограниченности теория не может быть работоспособной без внешних себе оснований (высказываний), необходимых как для своего начала (аксиом постулатов), так и для проверки конечных высказываний (эмпирических данных). Кроме того, в отличии от индивидуального Понимания формальная теория не способна к самостоятельному развитию и в своей структуре фиксирует (отображает) лишь некоторый фрагмент индивидуального Понимания предмета.

Научность теории

Теорию, как систему высказываний с фиксированными связями между ними, из которой однозначно следуют некоторые новые высказывания, можно назвать научной только в том случае, если новые высказывания являются принципиально проверяемыми. Это условие не говорит ничего об истинности и других оценочных характеристиках теории, а лишь констатирует ее принадлежность к сфере научного познания.

Следовательно, научной можно назвать теорию из которой однозначно следуют принципиально проверяемые высказывания.

Понятийная или трансляционная функция научной теории

Помимо такой однозначно фиксируемой характеристики научной теории, как способности продуцировать новые принципиально проверяемые высказывания о предмете, можно говорить и о субъективной функции теории – понятийной: восприятие теории вызывает рост (расширение) индивидуального Понимания предмета людьми. И происходит это гораздо более эффективно и целенаправленно, чем при непосредственном наблюдении самого предмета.

Если же рассматривать научную теорию как промежуточный элемент, объективный носитель передачи индивидуального Понимания ученого, создавшего теорию, остальным людям, то понятийную функцию теории можно отождествить с трансляционной.

Теория как система знаний

Научную теорию можно определить и используя термин «знание»: теория – это система знаний (набор формальных высказываний), продуцирующая новые знания. В предельно минимальном варианте новым знанием является сама эта система. Например, если теория заключается в предложении некоторой классификации имеющихся знаний (явлений, предметов и т.д., скажем классификация животных), то сам принцип этой классификации является новым знанием (мы теперь знаем, что существуют не просто животные, а млекопитающие, рептилии и др.). Помимо этого в результате появления такой классификационной теории каждый элемент классификации приобретает новое ранее отсутствующее качество (раньше мы знали, что лягушка это просто лягушка, а теперь мы можем сказать «лягушка - это земноводное»). Некоторые классификационные теории, имеющие дополнительную структуру, могут в качестве нового знания выдвигать предсказания о существовании новых, еще не известных элементов системы классификации (так дело обстояло с периодической таблицей химических элементов).

ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Предмет научной теории как совокупность качеств

Предмет научной теории представляется нами, как совокупность элементарных высказываний о нем. Каждое высказывание фиксирует некоторое качество предмета (его характеристику, параметр), то есть мы можем говорить, что предмет теории описывается набором качеств. Подразумевается, что качества предмета взаимозависимы, и ученые пытаются построить формальную систему качеств, устанавливая логические отношения между высказываниями о качествах. При этом часть качеств предмета может быть принята за исходные (постулируемые) из которых методом дедукции должны быть получены остальные качества.

(Замечу, что как совокупность качеств предмет может выступать лишь для научного познания, а не для других сфер социального познания: искусства, религии. Данное замечание приведено для констатации того, что научное познание принципиально не исчерпывает понимание предмета.)

Пространство качеств предмета

Качества предмета выявляются в его отношении к другим предметам. И поскольку количество таких отношений предмета бесконечно, то и количество его качеств не ограничено. Качества предмета не рядоположены, то есть не между всеми качествами предмета можно установить какую-либо связь. Качества, между которыми нельзя установить прямую зависимость, обычно выявляются относительно разных систем, в которые предмет входит в качестве элемента. Так, например, птица может рассматриваться и как физическое тело, имеющее массу, размер и т.д. и является предметом изучения физики (например, в расчетах параметров полета) или как живой организм характеризуемый продолжительностью жизни, скоростью размножения и т.д. Следовательно один и тот же предмет может описываться многими теориями, оперирующими различными наборами его качеств.

Всю совокупность качеств предмета я буду называть пространством качеств. Тогда о конкретной научной теории, оперирующей конечным множеством качеств, мы будем говорить, что она описывает предмет в некоторой ограниченной области его пространства качеств.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТЕОРИИ

Проблема истинности теории

Традиционно принято оценивать научные теории используя категорию «истинность». При этом рассматриваются два подхода: под истинностью понимается (1) утверждение логической строгости теории, и (2) ее соответствие эмпирическим данным. Однако, констатировать само понятие истинности (и логической, и эмпирической) мы рационально можем применять только к отдельным высказываниям: как в эксперименте, так и в логическом выводе делается заключение об истинности лишь единичного высказывания. То есть реально существует проблема переноса утверждений об истинности высказываний на теорию в целом.

Формальная (логическая) истинность теории

Наиболее однозначно оценивается истинность теории с позиции ее логической строгости. То есть с формальной стороны теория может считаться истинной, если она не содержит логических ошибок и все ее частные высказывания истины в системе этой теории. Однако, даже при полной логической строгости теории утверждение ее формальной истинности не является абсолютным. Для подтверждения этого тезиса возможно сослаться на теорему Геделя, которая в одной из формулировок констатирует, что в достаточно сложных формальных системах могут существовать высказывания, истинность или ложность которых доказать невозможно. То есть вполне допустима ситуация, когда высказывание, сформулированное в терминах теории не может быть логически ни подтверждено, ни опровергнуто в рамках этой теории. Поэтому определение формально истинностной теории можно было бы сделать так: формально истинной можно считать научную теорию, все выдвигаемые проверяемые частные высказывания которой являются логически истинными (то есть речь идет не о всех возможных высказываниях теории, а лишь о ее проверяемых прогнозах).

Эмпирическая истинность теории

Подтверждение проверяемых прогнозов теории, то есть совпадение частных высказываний теории с опытными данными является наиболее важным критерием оценки ее истинности. Но реально эмпирическая истинность может быть проверена лишь для отдельных высказываний, и, как я уже отмечал, существует проблема переноса истинности одного или нескольких прогнозов теории на всю теорию.

Достоверность вместо эмпирической истинности

Истинность – понятие квантованное, то есть может иметь лишь два значения – истинно и ложно. Такая квантованность вполне адекватно отражает соотношение отдельных высказываний в формально-логических системах. Однако при попытке применение понятия истинности к теориям в целом возникают проблемы. Например, приходиться констатировать, что одна теория может быть более истинна чем другая (при понимании, что они обе в большей или меньшей степени адекватно отображают предмет). Попытка же избежать этой некорректности приводит к еще менее вразумительным тезисам, например, что одна теория, описывающая предмет истинна, а все остальные ложны. Возникает серьезная проблема с констатацией истинности теории и при выявлении у нее эмпирически ложных высказываний. Становится ли она в этом случае автоматически ложной, или частично истиной? Описывает ли истинная теория предмет абсолютно полно и точно? А если нет, то в чем же ее истинность? С понятием истинности теории связан и такой миф, как приближение к истине, как к некоторой абсолютно истинной теории (о возможности такой поговорим позже).

Я предлагаю для оценки теории с позиции ее адекватности предмету, «правильности» его описания, использовать термин «достоверность». Применяя эту категорию мы можем более корректно обсуждать перечисленные проблемы. Так, вполне понятно, что теория может более или менее достоверно описывать предмет, что одна теория может быть более достоверной, чем другая, но при этом они вполне могут сосуществовать.

Достоверность теории и истинность ее высказываний

Основным критерием достоверности теории можно считать наличие у нее истинных проверяемых высказываний. При этом понятно, что наличие ложных высказываний не опровергает теорию (не делает ее ложной), а лишь снижает ее достоверность, ограничивает область ее применения. Так, ложность высказываний классической механики о телах двигающихся со скоростью близкой к скорости света, может, и представляет ее не истинной в традиционном понимании, но не делает ее недостоверной, а лишь устанавливает границы ее достоверности.

Отсутствие истинных высказываний сводит достоверность теории к нулю, но не абсолютно, так как никогда нельзя однозначно утверждать, что проверке подверглись все следствия теории. О высокой достоверности теории можно говорить в случае истинности всех выдвинутых ею на данный момент высказываний, касающихся ограниченной области фактов (несмотря на то, что за пределами этой области теория дает ложные высказывания). Но и в этом случае мы не можем говорить о полной достоверности теории, так как область применения теории очерчена в пространстве известных на данный момент качеств предмета, и при открытии новых явлений может возникнуть необходимость еще сузить границы применения теории. А также надо иметь ввиду, что проверка истинности конкретных высказываний производится при определенной погрешности измерений, и при увеличении точности приборов достоверность теории может снизится. И тогда будет поставлен вопрос о создании новой более достоверной (точной) теории, пусть даже и перекрывающей меньшую область фактических данных (меньшую область пространства качеств предмета).

Достоверность вместо правдоподобия

В качестве замены термина «истинность» предлагалось и понятие «правдоподобие». На мой взгляд использование его для оценки научных теорий не продуктивно. В обыденной речи мы используем слово «правдоподобно», говоря о высказывании, истинность или ложность которого еще не подтверждена, и мы делаем лишь предположение об этом на основе своего Понимания. То есть это некоторое априорное заключение, которое в дальнейшем может быть подтверждено или опровергнуто. Большая или меньшая степень правдоподобия характеризует не столько само высказывание, а нашу предварительную оценку его, большую или меньшую веру в его истинность. Именно поэтому понятие «правдоподобие» сложно использовать для объективного сравнения научных теорий. До проведения эмпирической проверки некоторый эксперт на основе своего Понимания предмета, а также косвенных принципов (например, красоты логических построений) может сделать свои предположения о степени правдоподобия той или иной теории. Но после проверки теорий мы вынуждены будем перейти от априорных оценочных суждений к конкретным сравнительным выводам, для чего уже не подходит термин «правдоподобие».

С другой стороны, использование термина «правдоподобие» подразумевает наличие некоторой объективной «правды» в нашем случае «правдивой теории», с которой надо в конечном итоге сравнить тестируемую теорию. Но как понятно, такой теории не существует и сделать объективное заключение о правдоподобии не возможно. Корректное однозначное сравнение мы можем делать только на уровне отдельных высказываний, а не на уровне теорий в целом.

Понятийная ценность теории

Как я уже отмечал, помимо предсказательной функции, то есть способности выдвигать проверяемые эмпирические высказывания, научная теория имеет понятийную ценность, определяемую направленностью теории на прирост (расширение, углубление и т.д.) индивидуального Понимания знакомящихся с ней людей. Именно анализ понятийной (содержательной) стороны теории часто является определяющим при выборе между несколькими теориями, имеющими одинаковые истинные эмпирические высказывания, хотя этот критерий и является во многом субъективным.

Несмотря на то, что с точки зрения практического применения научной теории как инструмента для получения новых высказываний о предмете, нам совершенно не важно ее понятийное содержание, важен лишь механизм логического (математического) вывода, без Понимания предмета и без соотношения его с новым Пониманием, которое дают новые теории, невозможно дальнейшее развитие науки. Именно рост индивидуального Понимания ученого в результате знакомства с теориями, имеющими бо’льшую понятийную ценность, дает ему возможность делать новые высказывания о предмете, строить новые его теории.

Научная эффективность теории

Помимо такой относительно объективной характеристики теории, каковой является достоверность, имеет смысл еще использовать во многом субъективное понятие научной эффективности теории. Эффективность теории во многом перекликается с ее понятийной значимостью, но оценивается не по степени воздействия ее на индивидуальное Понимание, а по ее влиянию на развитие науки, способности стимулировать создание новых теорий.

Научно-историческая ценность теории

Наше Понимание сформировано не только знанием последних научных достижений, общепринятой современной научной картиной мира, но и не в меньшей степени знанием всей истории науки, всех теорий, как реально внесших вклад в развитие познания, так и великих заблуждений. Ученый (или не ученый), отвергая все предшествующие знания или определенную теорию, не учитывает, что именно этому научному прошлому он обязан наличием своего нового Понимания. И не только этически корректнее, но и научно продуктивнее было бы рассматривать старые теории как необходимый элемент современного Понимания, как индивидуального, так и социального. И для признания научно-исторической ценности той или иной теории современное практическое использование ее не имеет решающего значения.

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. В общем хорошо написанный текст в духе Попперовского "социологического" позитивизма. Вообщем-то понятны наше с Вами взаимное непонимание - мы вообще говорим на разных языках, точнее - исходим из разных оснований.
2. Для Вас единицей всякого знания является высказывание. Системой высказываний является и теория и сами объекты мира. Такая редукция всего многообразия мира к некоторому единому основанию - языку - в духе аналитической философии (логического атомизма) вполне понятна. Благодаря такой редукции формально устранены - и этим особенно гордятся представители аналитической философии - все проблемы предшествующей философии. На деле, однако, при таком подходе проблемы философии просто вытеснены в другую сферу - например, как у Вас и у Поппера - в сферу индивидуального или социального Понимания. Собственно, это "страусиное" решение всех проблем - спрятать "голову в язык". Но вопросы все равно остаются - как ученый формирует свое личное Понимание, как вообще возможно его личное познание? И этот вопрос не праздный - собственно отсюда и начинается собственно философия, а не социология науки типа Вашей "интегральной эпистемологии".

Аватар пользователя boldachev

2 actuspurus

В общем хорошо написанный текст в духе Попперовского «социологического» позитивизма.

Поппер не имеет отношения ни к позитивизму (вы спутали его с постпозитивизмом, основателем которого он считается), ни тем более к "социологическому" (в его работах, в отличие от других эпистемологов XX века - скажем, Куна, Лакатоса - практически нет социологической составляющей, то есть анализа отношения научных теорий и научного сообщества).

Системой высказываний является и теория и сами объекты мира.

Пожалуйста цитату из текста подтверждающую тезис про объекты...

На деле, однако, при таком подходе проблемы философии просто вытеснены в другую сферу — например, как у Вас и у Поппера — в сферу индивидуального или социального Понимания.

Вам не кажется страной попытка искать в тексте "Индивидуальное понимание и научная теория" решение гносеологических проблем. С такой же претензией можно обратиться, скажем, и к кулинарной книге ;-)

...отсюда и начинается собственно философия, а не социология науки типа Вашей «интегральной эпистемологии».

1. А где вы прочитали в слово философия? Это действительно в чистом виде эпистемология, то есть не теория познания, анализирующая отношения субъект-объект (гносеология), а именно эпистемология - теория научного познания, занимающаяся отношением научная теория-объект.
2. И, пожалуйста, цитату из текста, подтверждающую, что это не эпистемология, а социология науки... (между этими дисциплинами волне однозначная и большая разница).

Аватар пользователя actuspurus

1. По поводу "объектов":

Предмет научной теории представляется нами, как совокупность элементарных высказываний о нем. Каждое высказывание фиксирует некоторое качество предмета (его характеристику, параметр), то есть мы можем говорить, что предмет теории описывается набором качеств.

Но возможно, "предмет" теории - не есть объект? Но если это так, то как понимать словосочетание "качество предмета"? Таким предметом, как выясняется ниже может быть у Вас "птица".
2. Насчеи "гносеологических проблем" полностью с Вами согласен, но именно с этой стороны и возникает собственно философский интересес Ваших проблем.
3. Если Вы не считаете эпистемологию философией, тогда нет никаких возражений относительно Ваших построений. Возможно между социологией науки и эпистемологией действительно есть существенная разница (об этом можно подумать), но то и другое не имеют отношение к философии. :)))
4. Выражением "социологический" позитивизм я иронизировал и по поводу Вашей позиции и позиции всех постпозитивистов, которые новым термином "решали" старые проблемы (если бы я написал "социологический постпозитивизм" то не получилось бы иронии). Я думаю, "социологическая" черта характерна для всех постпозитивистов. Теория трех миров, принцип эмерджентного развития науки, принцип "фаллибилизма" Поппера - все это, как мне представляется, уже не теория познания (философия), а социология науки или эпистемология. Собственно здесь не буду с Вами спорить, Поппера я знаю не слишком хорошо.

Аватар пользователя boldachev

1. Проблема на столько проста - в цитате следовало выделить первых три слова "предмет научной теории". Вот для нее-то, для теории, ее предмет и есть набор качеств, и для разных теорий разный наборы (см. ту же самую птицу). Вообще-то трудно представить себе человека, трактующего объекты как наборы высказываний. ;-) Тут вы погорячились...

2.

возникает собственно философский интересес Ваших проблем...

Я занимаюсь многими проблемами. А это возможно исключительно при четком представлении границ предмета анализа. Сами, наверное, сталкивались с ситуацией, когда при разговоре на любую тему человек повторяет лишь одну мысль, прицепляет один свой любимый концепт к любой области. Немного похоже и вы себя повели, стали оценивать текст вне заявленных в нем рамок. Отсюда и призывы к философии, утверждение, что проблема в другом. Другая проблема - в другом. А вопрос соотношения научных теорий и их предметов - это самостоятельная проблема.

3.

Если Вы не считаете эпистемологию философией, тогда нет никаких возражений относительно Ваших построений.

А их и так не должно быть... Возражения относительно любой системы могут быть выражены только в терминах и логике самой системы. Или в виде построения альтернативной ;-).. Эпистемология, конечно, философская дисциплина, но принципиально отличающаяся от гносеологии (со стороны которой у вас и были "возражения").

Возможно между социологией науки и эпистемологией действительно есть существенная разница (об этом можно подумать), но то и другое не имеют отношение к философии.

Социология науки - это все таки социология (отношения людей), а не философия. Другое дело, что эпистемология ХХ века сильно сдвинулась в сторону социологического аспекта (кстати именно Поппер активно выступал против такого сдвига).

4.

Я думаю, «социологическая» черта характерна для всех постпозитивистов.

Нет. Скажем попперовский вариант эволюционной эпистемологии не социологичен. Аналогично и его теория "трех миров" не имеет отношения к социологии. Вы, наверно, смешиваете включение в эпистемологию общесоциумных понятий (попперовского третьего мира, моих всеобщего знания и понимания) с привлечением научного сообщества (скажем, у Куна), что действительно можно оценивать как социологический элемент.

И вообще постпозитивизм тут ни при чем. Философия науки (эпистемлогия) как одной из сфер социума, не может быть построена лишь на отношении субъект-объект. Научное знание по своей природе, сути является социумным феноменом, а не индивидуальным. Но социумным не в смысле коллективным (тогда бы действительно была социология - обучение, научные сообщества, школы и т.д.), а имеющее социумную значимость и происхождение.

Так что мой текст предельно свободен от "социологии" (соотношение научного знания и коллективов ученых), с одной стороны, и гносеологии (отношение субъекта и объекта познания) - с другой. Но не потому, что этих проблем нет, а потому, что они другие, и для них нужны другие тексты.

все это, как мне представляется, уже не теория познания (философия), а социология науки или эпистемология.

Да-да-да - это не теория познания в ее классическом (гносеологическом) понимании, а эпистемология (как и кулинария), которая не то что уже теории познания, а просто занимается другим: взаимодействием такой социумной системы как наука и ее предмета - рационально познаваемой части Мира. Иногда сюда прицепляют и научное сообщество с его проблемами, тогда эпистемология действительно приобретает социологический оттенок, но он совершенно не является ее неотъемлемым атрибутом.

Аватар пользователя actuspurus

1. Воощем все разъяснилось, без недомолвок и недоразумений. :))))

Аватар пользователя boldachev

1. Да, да. Но осадок остался... :)))