Отчуждение личного бытия: вчерашняя и завтрашняя модели

Аватар пользователя cedrus
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

В доинформационном обществе человек был вынужден отдавать часть своего внешнего физического времени рынку труда, для того, чтобы поддержать существование себя и своей семьи. Это прошлое общество, диккенсовские ужасы которого могут показаться патриархальной идиллией на фоне того, что готовит нам будущее, не посягало на внутреннее время человека. Ни мастера-надсмотрщика, ни капиталиста не интересовало, что проносится в голове пролетария, стоящего свою смену у станка или конвейера. Не заботила капиталистов и их прислужников также и то, что переживал эксплуатируемый в глубине собственной души. Потребовалось явление тоталитарного социума (замятинское «Мы», оруэлловский «1984-й»), чтобы поставить под серьезный вопрос право человека контролировать содержание собственного «я». Тоталитаризм оправдывал вторжение в душу — информационную перестройку личности, осуществлявшуюся еще архаичными прямолинейными способами — общим интересом, необходимостью нести повинность во имя общего дела. Бесспорно, это была уже явная тирания. Ведь принципиальная сущность тирании именно в том, что человека принуждают оставить свое дело и заниматься чужим. Это может происходить либо в результате прямого принуждения, как, например, при феодализме (барщина), либо же когда не менее феодальное по сути отчуждение в пользу «Системы» мотивируется идеологически. Люди приносят на алтарь отчуждения в пользу «Системы» всю свою жизнь, искренне забывая о своем частном интересе. Но эта тирания при всей ее информационной обеспеченности и вторжении в душу является еще «мягким» вариантом. Подлинный гнет начинается с того момента, когда «Система» не нуждается больше в идеологии, чтобы психологически мотивировать отчуждение во имя «общего». Ей достаточно силы только одной информации, не сопряженной ни с какими экзистенциальными побудительными мотивами, ни с какой этикой, чтобы заставить человека отдавать ей оба вида принадлежащего ему времени. Информационный человек жертвует «Системе» не только внешнее, жизненное время, которое, разумеется, конечно и невосполнимо; он также отдает и внутреннее время в виде душевной занятости абсолютно посторонним виртуальным пространством. При этом он не получает даже той жалкой отдачи, которую имели его деды в виде идеологической интерпретации, способной, по крайней мере, утешать суперэго. Нет, полностью пассивный человек-терминал лишается суперэго и получает в обмен на это право сублимировать свое бессознательное в виртуальных игровых выплесках. Разобщенный и атомизированный, он превращается в пустую оболочку, содержание которой высосано информационным потоком.

http://www.kontrudar.ru/material.php?id=260

Связанные материалы Тип
отчуждение как фикция Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя cedrus

Как будто не его тема. Мне нравится оригинальность и острота мышления автора, но здесь он вывернул все наизнанку. Вот он хитрый восточный человек, прочитавший молитву в виде описания текущего дня. Образец философии здравого смысла без самого здравого смысла. Слишком уверовал в собственные откровения. Зазнался. Не привожу конкретной критики, так как все уж очень очивидно. К чему спрашивается написана эта статья?