о понимании души у Платона

Аватар пользователя chron
Систематизация и связи
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Хотя это не совсем верно, но, для упрощения изложения, далее мы не будем различать человека и его душу, человека и его разум, т.е. не будем говорить о понятии и развитии псюхе или нус в человеке. Мы будем говорить об обобщённом человеческом уровне существования. Понятия, используемые Платоном, не являются, конечно, только его изобретением, а соответствуют сложившимся в его эпоху мнениям. Эти мнения можно разделить на две основных группы, отличающихся пониманием дуализма человека. А именно, трактовкой к чему относится «вторая часть души», - к некому вне-человеческому, или к самой душе. В первом случае дуализм понимается как чистая божественная основа человека и её загрязнение внешней «инфекцией», напр., телом. Во втором случае дуализм видится как внутренний конфликт двух составляющих единой души. Но и при таком простом понимании разделения человеческого сознания, возникают несколько нюансов, которые можно обнаружить и у Платона.

О первом понимании дуализма Платон пишет в «Федоне»: «А пока мы живы, … как можно больше ограничим свою связь с телом и не будем заражены его природою, но сохраним себя в чистоте до той поры, пока сам бог нас не освободит. Очистившись таким образом и избавившись от безрассудства тела, мы, по всей вероятности, объединимся с другими, такими же, как и мы, [чистыми сущностями]»(1). Другими словами, настоящий человек чист, но получает в своей жизни загрязнение, требующее очищения для восстановления божественной чистоты.

В поздних работах Платон пишет о дуализме человека как о его равнозначных частях. В этом понимании дуализм проявляется как спор, распря двух составляющих человека. « …такой человек, пользуясь доброй славой, поскольку его считают справедливым, с помощью остатков порядочности насильно сдерживает другие свои дурные наклонности, хотя он и не убежден, что так будет лучше; он укрощает их не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дрожит за судьбу своего имущества» (2). Дурные наклонности человека здесь понимаются не как внешняя заражённость, а как ему свойственные качества.

Наконец, можно обнаружить у Платона и третий тип человека, сходный с предыдущим, но в котором его не-божественная часть имеет явно демоническую основу. «При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его рук бессмертное начало души и заключили в смертное тело, подарив все это тело душе вместо колесницы; но, кроме того, они приладили к нему еще один, смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц - дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам необходимости смертный род души»(3). Смертный род души, её смертное начало, при наличии божественного свидетельствует о радикальном, - бытие или ничто, - расщеплении человека.

Ещё один тип, четвёртый, души обнаруживаемый у Платона, видит человека как механическую игрушку, буратино. «представим себе, что мы, живые существа, - это чудесные куклы богов, сделанные ими либо для забавы, либо с какой- то серьезной целью: ведь это нам неизвестно; но мы знаем, что внутренние наши состояния, о которых мы говорили, точно шнурки или нити, тянут и влекут нас каждое в свою сторону и, так как они противоположны, увлекают нас к противоположным действиям, что и служит разграничением добродетели и порока» (4). Некая высшая сила, влекомая человеколюбием, исправляет человеческий род, подобно великому Врачу или искусному Ремесленнику. «Ведь любой врач, любой искусный ремесленник делает все ради целого, а не целое ради части и направляет все к общему благу. … Затем, так как душа соединяется то с одним телом, то с другим и испытывает всевозможные перемены как сама по себе, так и под влиянием других душ, то правителю этому подобно игроку в шашки не остается ничего другого, как перемещать характер, ставший лучшим, на лучшее место, а ставший худшим - на худшее, размещая их согласно тому, что им подобает, так, чтобы каждому достался соответствующий удел»(5).

О последнем понимании человека можно найти упоминание и в «Федре». Вот, что говорит Сократ: «Божественное неистовство, исходящее от четырех богов, мы разделили на четыре части: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвящение в таинства - к Дионису, творческое неистовство - к Музам, четвертую же часть - к Афродите и Эроту - и утверждали, что любовное неистовство всех лучше»(6). Т.е. всё, что-н.б. значимое в человеке принадлежит, или исходит от божественного даймона, а человек является лишь областью применения его сил.

Итак, при наличии различных четырёх типов души, Платон убеждён в её реинкарнации, т.е. в сохранении некой целостности при процедурах переодушевления, метемпсихоза. Однако при внимательном взгляде оказывается, что декларация такого единого не обязательна для выполнения трансформации. Изменению подлежит текущее состояние человека, которое может быть отлично от начального. Аналогично реинкарнации, в процедурах очищения удаляется некая часть души, при сохранении другой. Эта сохраняемая другая не обязательно должна иметь свойство неделимости, и эксклюзивно участвовать в метемпсихозе, иначе не объяснить появление повторного «загрязнения». Таким образом, в процедуре трансформации должны передаваться обе части, но в изменённом виде.

Немного сложнее является с ситуацией механической куклы, когда действительно отсутствует предмет трансформации. Данная ситуация разрешается, если, конечно, мы стремимся сохранить реальность человеческого Я, разрешается переносом человеческого в область вне существования куклы, - т.е. в те силы, которые её изменяют. Платон об этом не пишет, но логика рассмотрения приводит именно к этому.

Получается, что дуализм души - понятие искусственное.

---------------------------

ссылки

1. Федон, 67a, цит. по Платон т.2, с.26.

2. Государство, 554d, цит. по Платон т.3.1, с.401.

3. Тимей, 69d, цит. по Платон т.3.1, с.559.

4. Законы, 644de, цит. по Платон т.3.2, с.116.

5. Законы, 903cd, цит. по Платон т.3.2, с.430.

6. Федр, 265b, цит. по Платон т.2, с.209-210.

---------------------------

источники

Платон, т.2:

Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007.— 626 с.

Платон, т.3.1:

Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч.1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007.— 752 с.

Платон, т.3.2:

Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч.2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007.— 731 с.