Из Нового завета: "
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
(Св. Евангелие от Иоанна 18:37,38)
если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:31,32)
Из БСЭ: ИСТИНА, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности.
Истина - познание сути вещей. Практика - критерий истины.
Я познал большинство истин религий, священных Писаний - Йога-сутры, Гиты, Нового завета. Мой опыт говорит о том, что алгоритм познания истины один и тот же, что в науке, религии, искусстве. Открытие в науке и в религии происходит одинаково. Для этого требуется:
1. Собственный опыт по данной тематике
2. Предыдущие знания по данной тематике
3. Развитая интуиция. Именно интуиции принадлежит ключевая роль в познании истины.
Чаще всего истина выражает закономерности, законы, процессы. Например, периодический закон, генетический код, древо познания добра и зла, блаженны нищие духом и т.д.
Правда и истина - разные вещи. Об этом в следующий раз.
Комментарии
Чтобы человеческая деятельность была успешной, она должна быть разумной, то есть опираться на достоверные знания о предмете, с которым человек работает, то есть на определенный набор "гносеологических истин"...
Но человек, как сознательное существо, может чувствовать себя "нормально"только в том случае, если и вся его жизнедеятельность в целом будет разумной, то есть исполненной "положительного смысла".
Реальная "земная жизнь" людей оснований для "рациональности" человеческого существования не дает. "Пришел ниоткуда, ушел в никуда."
Но человек не может нормально существовать в условиях такой "неопределенности". И он открывает Бога как гаранта рациональности. Сам Бог оказывается Истиной, опираясь на знание которой, человек может решить главный для себя вопрос.
С другой стороны, признавая существование Творца, всякое человеческое познание, через множество гносеологических истин приходит к познанию Бога - онтологической истины. Так происходит переход от гносеологии к онтологии.
"Я есть путь и истина, и жизнь..."
Ну да, так со мной и случилось.
Познание человеком мира - релятивистское. Происходит по схеме субъект-объект. Релятивизм, по определению, истинных знаний не дает. По той причине, что релятивизм, как отношение, ведет к бесконечному числу отношений, пределом которых и является познание истины. Поскольку истина - конечная цель субъект-объектных отношений, новое качество, которое можно достичь только в субъект-субъектных отношениях, то это значит, что человек должен воспринимать мир тоже как субъект, частью которого он является, сделать мир-субъект доминирующим в своем диалоге с ним, чтобы, растворившись в этом субъекте, отойти от релятивистского метода его изучения. А это и есть та свобода, которая упоминается в познании истины.
Практика- критерий истины, как в науке, так и в религии. Если вы открыли что-то новое, и применили знания и получили результаты, то значит вы имеете дело с истиной. Так открытие периодического закона элементов дало толчок развитию химии и химической промышленности, генетического кода - развитию генной инженерии и всей биологии в целом. Аналогично, в религии. Познание истин ведет к правильному духовному росту, практике, в конечном - к счастью и свободе.
Это значит только одно: вы движетесь в правильном направлении по пути познания истины. Повторяю: истина - это недостижимый предел.
........................
Кстати, о таблице Менделеева:
Сто лет назад английский учёный В.Тильден сформулировал некоторые замечания в адрес периодической системы химических элементов. В частности, он обратил внимание на тот факт, что “закон периодичности Менделеева применим к большому числу элементов, но, строго говоря, его система не вмещает всех элементов” (3 с. 86), и эти недостатки периодической системы сохраняются по сей день. Правда, в настоящее время о них мало кто вспоминает, и, несмотря на серьёзные изъяны современного учения о периодичности, мы постоянно слышим одни дифирамбы в его адрес. Более того, по причине существования культа личности Менделеева в химических науках, его периодическая система является неприкасаемым догматом, и на публикацию альтернативных таблиц повсеместно наложен негласный запрет. Если даже сейчас, в период нашей постперестроечной вседозволенности, обратиться в редакцию любого печатного издания с намерением опубликовать статью о законе Менделеева, то сходу будет получен отказ. Никто из редакторов даже не поинтересуется, что за материал вы им предлагаете, и заметьте, всё это происходит вопреки завету Менделеева, который считал, что ”…периодический закон ждёт не только новых приложений, но и усовершенствований…”.
Когда говорят: "вещам", тогда подразумевают только вещественные материальные объекты. Но познанию и пониманию доступны не только материальные явления. Поэтому более точно будет говорить: "Осознание Истин как знания и понимания СУТИ конкретных явлений, процессов и тенденций действительности."
Никакая практика не приводит животных и людей, не владеющих письменностью, к познанию огромного числа ИСТИН, существующих и действующих вне сферы непосредственного жизнеобеспечения и самосохранения.
Поэтому, практика может служить средством для подтверждения или опровержения предположений, теоретических утверждений и логических выводов, но существует огромное количество заинтересованных или не заинтересованных людей, которым принципиально не нужны никакие критерии и истины за пределами личной и корпоративной выгоды.
Тогда они начинают импровизировать с терминологией и заявлять о существовании несуществующего или о несуществовании существующего, как в случае с "Истиной".
Существует только один вариант соотношения сторон прямоугольных треугольников для всех разумных существ, всегда и везде. Это и есть частная - конкретная Истина. Взаимозависимость объёма, температуры и давления газов является тоже конкретной, но другой Истиной. Таких Истин - миллиарды.
Поэтому надо очень отстраниться от реальности, чтобы говорить о некой мифической Истине в единственном числе. Хотя в символической терминологии, где Дьявол = Ложь, а Бог = Истина, это возможно.
Ну да, истин много, как в науке, так и религии. Все законы Вселенной. Главный из них - Дхарма. Основной закон Вселенной - Конституция Бога.
Истина одна. Промежуточные результаты и выводы не могут быть истинными. Они лишь могут соответствовать истине, как некие точки на одной из множества различных траекторий гипотетического пути к истине. Пример: вершину горы можно покорить путем восхождения на нее по бесконечному количеству разнообразнейших маршрутов. Хотите - поднимаетесь по прямой, хотите - зигзагом, хотите - по спирали и т.д. И каждый шаг траектории движения к цели соответствует истине, поскольку ведет к истине, но не является истиной, потому что истина - на самом верху. Та же таблица Менделеева - не истина в последней инстанции, а соответствует истине при познании законов природы.
Зачастую человек создает в своих фантазиях ложную вершину и потом всю жизнь карабкается на нее.
Вы пишете об относительной и абсолютной истине. Об этом хорошо в БСЭ сказано. Статья Истина. Понятия эти, в общем-то методологические.
"Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания." Показывает все связи и соотношения.
Относительная - "И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. " - из бСЭ. Это сказано по отношению к науке. В религии все то же самое.
Я познал многие истины религии до уровня абсолютных.
Относительной истины нет. Есть соответствие, но не тождество. ссылка
Чем правда отличается от истины?
В русском языке как и в санскрите два слова – прамана-правда, изложенная в 7 сутре 1 книги Патанжали и основана на логике, на рациональном познании и выражает относительную истину, и истина-рита, изложенная в сутре 48-49, которая идет за пределы логики и рационального познания и выражает абсолютную истину. Истина основана на интуиции и ее трудно напрямую выразить средствами языка. Она выражается опосредовано, иносказательно путем мышления по аналогии: через притчи, мифы, сказки, загадки, метафоры, аллегории,былины. Интуиция есть результат глубокой медитации и развивается в результате духовной работы, практики. Правда – факт, истина – закономерность, закон, процесс - суть вещей.
Отсюда, многие истины с точки зрения логики являются ложью - загадки, идиомы, притчи, сказки, пословицы, поговорки.
О...какие люди, здравствуйте fed, и очень рад Вас видеть.
Здравствуйте.
Я тоже размышлял и об истине и о правде. И вот что меня получилось:
http://philosophystorm.ru/alla/5129 --- здесь истина как предикат, т.е. как явление.
http://philosophystorm.ru/alla/5048 --- а здесь правда и истина как существительные.
Думаю, у вас гениально получилось. Правда - факт. То, что есть на самом деле. Ложь - то, чего нет в объективной реальности. см. курс Логики.
Истина же выражается законами, закономерностями, процессами. Истина диалектична и математична.
Проблема в том, что факт факту рознь. В связи с тем что генетический код вырожденный, восприятие цвета, например зелени травы (факт), у разных субъектов разный и не известно чей факт истинный.
это проблема восприятия, а факт остается фактом. То, что существует.
"Я ЕСТЬ ИСТИНА"
-- То, истина одна,
Другие толпы, - первой отраженье.
Но что есть Я? -- координатор отношенья Себяки с миром твердости и вытесненья.
Насколько "Я" есть "ЕСТЬ" - настолько сила правды помноженная на силу "ЕСТЬ" нам, для отражения вещей экран являет, а если силы не хватает (обычно, даже,- как всегда) то отраженья четкости экран, отображенье заменяет нам.
Чуть вправо сдвиг - рациональность получаем, левее - восприимчивость лежит, а на обои - силы не хватает, И только тот, кто тонус поднимает, Себя до истины приподнимает, которая - прорыв и революция вложенья -- Сердце бывшее преметом - сосудом обернулось вдруг..
Первый шаг на пути познания истины - реализация определенных проектов - в производстве, науке, экономике, искусстве. Начните что-нибудь делать и вы столкнетесь с истиной. Попробуйте что-нибудь построить на мировом уровне.
В советской идеологии эта идея понималась и поэтому развивали производство, особенно наукоемкое. Без этого никуда. И воспитание и образование соответственное нужно.
Истина познается бесшагово, она уже есть, "вшита" -- "Я есть истина".
-- Вы, здесь говорите о "я" (маленькой) и соответственно - малом разуме.
Хотя и "Я" - тоже малый разум -- это только часть Большого или "в-миру-не-от-мира" -- "я-Я" -- на "мировом уровне" и на пространсве Себя.
Что толку выстроить огромную башню, которая тут же и посорит меня с моей природой? Да, для подменщика "Себя", вплоть до симулякра"Себя", это -- "бис-бис-бис".
Неужели Вы хотите затоптать младенца (человека нутрянного) напрочь, который и так брошен "в яслях", а вся "человечечья рать" занимается реализацией проекта--- неЧеловек есть высшее "в производстве, науке, экономике, искусстве" ?
-- В советской идеологии понимали, что это только одна, подготовительная часть для полного проекта "Человек", где вторая, главная часть -- культурная революция, которая есть революция внутренней интеллегентности (по Лотману), а не внешней (голой инженерио-наукости).
-- Сталкивался, и набивал). Мало что-то делать. Нужно еще делать по-умному.. А к умности Себя приходится пробиваться тяжелой работой -- к сожалению Обеспечением этой умности никто толком не занимался.
Образование и воспитание ведь на что-то ложится, а "подкладкой" мало того, что никто не занимается, ее еще и "гнобят".
Себязнание стоящее впереди знания об управлении и подчинении внешнего и есть ИСТИНА, в самой верхней озвучке --- вначале "Я ЕСТЬ", затем -- "Я ЕСТЬ В МИРЕ"
УМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В МИРЕ, подразумевает упокоение "голодного духа" достигаторства и деформации этого мира -- только нежное касание и соучастие друг в друге..
Истина - познанная суть вещей как результат познавания этой самой сути или истина - познавание сути вещей как процесс ?
Критерий истины - результат познания сути вещей, а практика - познавание сути вещей как процесс ?
Кстати, не подскажете, чем познание отличается от познавания ?
Если Вы познали большинство истин религий, то, думаю, Вы познали и то, что в религиях Истины принимаются на веру, а сами религии определяются тем, какие Истины предлагается принимать на веру, из чего можно сделать следующий вывод : Истина в религии - критерий религии ? Согласны ?
Не согласен. Критерий истины в религии - практика. Как и в науке. Своей практикой и других подтверждается истина. Моя практика тому пример.
Что касается принятия на веру, то тут с точностью наоборот. Сегодня религиозные истины не принимаются на веру, люди не следуют им, не верят, а все, что производят мошенники, все принимается. Некачественные продукты, вещи, книги, фильмы, пропаганда по телевизору, ложные идеалы и ценности - все это усваивается и воспроизводится. Бездуховность правит бал.
Вопрос такой, а за пять прошедших лет изменилось ли что-либо в вашем восприятии истины, в вашей практике и в вере?
Почему спрашиваю, вы же видите, что:
Возможно, и люди, и религиозные истины, да и мошенники подвержены каким-то изменениям? То есть, важен вектор перемен.
И второй вопрос. Если в вас самом вы замечаете изменения, то что именно сохраняется неизменным?
Фундаментальные истины практически не изменились. А так я ежедневно работаю с истинами, что свойственно любому исследователю, в любой науке. Последние 2,5 года я работаю с астрологией и постоянно познаю и открываю что-то новое.
В 2001 я написал свою первую книгу "Современная йога". Большинство положений из нее остались неизменными. Потом в 2008-09 я написал комментарии к Йога-сутрам Патанжали. Также здесь многое осталось неизменным. Хотя доработки есть. Всё как в любой науке.
меняются люди, меняется их понимание. Тут тоже как со всеми науками. Многое зависит от политики государства, от отношения и развития науки и искусства.
Спасибо. Отсюда выходит, что определений истины множество, ни одно не истинное, но приближения, ибо неизменная истина познается только через целостный опыт восприятия, а человеческое восприятие ограничено по природе, и нам открывается лишь изменчивая во времени истина.
Да, человеческое восприятие ограничено, но благодаря духовной практике, контакту души с Духом вы познаете абсолютные истины. Об этом притча о пещере Платона, Критика чистого разума Канта.
Истины священных Писаний неизменны, но понимание их дается лишь пророкам, просветленным йогам.
Для познания истины нужно три вещи:
1. Знание предшественников по данной теме
2. Личный опыт по данной теме
3. Развитая интуиция
Так делаются все открытия в науке, изобретения в технике, шедевры в искусстве, познание истин религии.
Ленин в Философских тетрадях хорошо сформулировал свою концепцию познания истины - "От простого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практике". Но не учел главного. Определяющим в познании истины является интуиция. Хотя он сам обладал ею. Интуиция невидима, но дает колоссальные результаты. Советская идеология частично исправила ошибку Ленина, включив интуицию в сферу познания.
С понятием истины тесно связано понятие Диалектической логики. Это познание логики процессов, закономерностей. В 20 веке философ Ясперс в своем труде Философия описал всю Диалектическую логику.
Первый том посвящен познанию окружающего мира, с чем мы сталкиваемся ежедневено. Ориентация в мире - так он назвал первый уровень Диалектической логики. Марксизм-ленинизм здесь также преуспел. Второй уровень - более абстрактный - просветление экзистенции. Это познание истин психологии, философии.
И третий, высший уровень - познание истин религии. Метафизическое постижение абсолютного бытия - так назвал Ясперс этот уровень. Марксизм-ленинизм этим почти не занимался.
Для познания истины не нужно три вещи:
1. Знание предшественников по данной теме
2. Личный опыт по данной теме
3. Развитая интуиция
Для выявления истины нужны: действие, воспринимающий действие субстрат, ощущение от следа на субстрате.
А вот для познания выявленной истины нужен прогностический аппарат: возможность предопределять появление следующей истины, возможность предопределения проявления действия на субстрат; плюс ПОНИМАНИЕ предопределения следующей истины.
ПОНИМАНИЕ предопределения следующей истины создаёт "понятие познания".
Для выявления истины нужно увидеть определенную закономерность процессов, фактов.
Это и в науке, в любой сфере деятельности, будь то медицина, агрономия, астрология, астрономия и т.д.
Да, это прогноз. Или "истина прогноза", прогноз порядка действий и появления их следов. Скажем, "истина алгоритма" и "истина реализации" алгоритма.
Но единичная истина - это акт оставления следа (неосознанная истина), и акт ощущения оставления/оставленного следа (истина ощущения феномена/ноумена).
fed-y: а на третьем высшем уровне марксизм базируется на таком: "Для Маркса одно важно, а именно - найти закон тех явлений, которые он исследует, и притом особенно важен закон изменения, развития этих явлений, перехода их из одной формы в другую, из одного порядка общественных отношений в другой" (см. работу Ленина "о друзьях народа"). А сам Маркс в этом плане предупредил о таком: "Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами (но чем прилично грешили в СССР - моё добавление). Но оно может смягчить и сократить муки родов" (см. Предисловие к первому изданию "Капитала" .