Что первично - материя или сознание ?

Аватар пользователя So1o_
Систематизация и связи
История философии

Комментарии

Аватар пользователя buch

Сознание

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?

Аватар пользователя Whale

Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?

1. Себя

2. Свои представления

3. Представленность своих представлений

Аватар пользователя ЛАС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ: ФИХТЕ И МАРКС  

Whale, 5 Ноябрь, 2021 - 00:22, ссылка

Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?

1. Себя

2. Свои представления

Здесь поднимается проблема  теоретического и практического сознания.

 Суть  в том, что если нет отношения сознания к себе, то нет и ничего существующего.

Отражения в "чистой доске" не существует, это не стекло, а измененное зеркало , тогда будет отражение ( теоретическое сознание). Теоретическое  сознание - познающее предмет   как отражение.

Самосознание  фиксирует то, что на каком уровне сознание познало себя, то на этом же уровне познается содержание  предмета. Т.е. содержание меняется в зависимости от формы  мышления (далеко не только представления - религия). Это и есть изменяющее содержание  практическое сознание.

 Сегодня это разбирали:

ЛАС, 5 Ноябрь, 2021 - 11:24, ссылка

ЛАС, 5 Ноябрь, 2021 - 11:14, ссылка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ: ФИХТЕ И МАРКС 

Виталий Иванов, 4 Ноябрь, 2021 - 22:34, ссылка

Разум дан человеку для того, чтобы изменять этот мир в лучшую сторону.
...

ЛАС

 Хотя  понятие  разума у вас очень неясное (логическая ошибка), но с термином "применительное" можно условно согласится.

 Повторяя философию Фихте, столкнулся с удивительной связью с позицией К. Маркса.

 

5) 11-й тезис Маркса о Фейербахе, перефразируем: если теоретический разум  объяснял мир, то практический разум направлен на изменение, переделку этого мира  (ЛЕС 1, 413 с) .
"11
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".

Печатается по тексту Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 3, стр. 1—4

 Теоретический и практический разум  это уже глубокая философия., но что это  - у вас есть понимание?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Добрый день , всем. Верно: чтобы говорить о чем- то, необходимо знать, что это. С уважением.

Аватар пользователя buch

Vadim Sakovich, 4 Ноябрь, 2021 - 21:47, ссылка

Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?

Осознает количества и качества , а также феноменально переживает их . Просто представьте , что есть некое сознание не привязанное к конкретному телу .

Аватар пользователя Михаил ПП

Vadim Sakovich, 4 Ноябрь, 2021 - 21:47, ссылка

_Если сознание первично, то что оно тогда осознаёт?_

""Само""(соло)-дурь(психа)...))

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Вся философия до Маркса была идеалистична. Представляете все эти придурки утверждали что сознание первично. Называть по фамилиям?

Аватар пользователя Михаил ПП

_Вся философия до Маркса была идеалистична. Представляете все эти придурки утверждали что сознание первично. Называть по фамилиям?_

Нет так!))

Вся псевдофилософия со времён "грекопадения" ("после Парменида") была идеалистична (мнимое мнений), и Маркса в том числе, ибо он свою "тео"Ерию "высосал из... "своего сознания")) (мне-ни-Я)), подменив Бытие (Жизнь=... мудру) ощущаемым (физическим) ничтожным - "последним следствием всех следствий". Бытие, по сути, было подменено битием!)) 

Маркс был и истовым адептом "тео"Ерии Дарвина" - учения о... случайности (= бессмысленности) всего живого и "сознания" в том числе. Если люди проповедуют случайность (бессмысленность), то откуда у них может появиться хоть одна мысль - не путать оную с мнением мнимого, которое может более бесконечным, чем видимая "Вселенная"! 

Аватар пользователя Корнак7

Виталий Андрияш, 6 Ноябрь, 2021 - 19:17, ссылка

Вся философия до Маркса была идеалистична. Представляете все эти придурки утверждали что сознание первично. Называть по фамилиям?

всё зависит от системы отсчета

лично для меня моё сознание первично, а мир вторичен

для какого-то другого сознания, функционирующего другим способом, всё может выглядеть по-другому

Аватар пользователя PRAV
Аватар пользователя Марченко

Первично материя. Сознание в полном наборе качеств появилось примерно 250 млн. лет назад.

Аватар пользователя Simeon

Сознание обусловлено процессами, происходящими в материи, и само является процессом. Противопоставлять материю происходящему в ней процессу - нонсенс.

Аватар пользователя Whale

Сознание обусловлено процессами, происходящими в материи

А кстати, что такое "процесс"?

Аватар пользователя нематериалист

Материя - подпорченный продукт сознания. Здесь, один адепт материализма винил всех физиков в продажности, поскольку они так и не предъявили ему материю, а сам он ее так и не нашел, потому что, искал продукт сознания, за пределами сознания, если вообще искал.

 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

А вам не приходило в голову что материя и сознание есть одно и тоже? Кто не согласен найдите хоть одно различие между ними.

Аватар пользователя Skachok

А вам не приходило в голову что материя и сознание есть одно и тоже?

Не пали контору))) А то еще им в голову придет что имманентное и трансцендентное тоже тождественно.

Аватар пользователя fed

Виталий Андрияш,: материя и сознание есть одно и тоже?

Нет, конечно. Сознание - качество Духа, материя - производное от них.

Аватар пользователя Skachok

Скорее всего первично не сознание и не материя, а нейтральная субстанция. Сознание и материя - это лишь проявления этой нейтральной субстанции, которая не носит ни физического, ни ментального характера. Это называется нейтральный монизм. А вот что это за субстанция неизвестно. Одни говорят что это энергия, другие что это форма, а третьи просто тупо называют эту нейтральную субстанцию Богом. Как думаете что это за нейтральная субстанция?

Аватар пользователя fed

Для 21 века это не такой трудный вопрос. Современная философия, искусство дают однозначный ответ - Дух, сознание первично, материя вторична. Бытие влияет на сознание, на развитие человека, воспитание, но не определяет его. Мир вокруг определяется вашей душой, что у вас внутри, каков ваш уровень сознания, ваша карма, задатки, самскары (инстинкты и чувства).

Материя служит Духу.

Было время, когда материи не было, и времени не было. Вселенная образуется и разрушается. Дух же вечен и бесконечен.

Аватар пользователя Корнак7

сознание\психика "впаяны" в мир и разделять их не стоит

первичность?

время создано сознанием, время - способ существования сознания

нет никакой первичности-вторичности, если время порождение сознания

вне сознания времени нет, некому констатировать перемены

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Друзья вы как большевики, выдвигаете лозунги без всякого обоснования. Надоели голословные утверждения, а где логические обоснования? Нейтральная субстанция, кто ее видел? Кто ее обосновал теоретически?

Аватар пользователя Вернер

ФШ топчется на граблях в вопросе сознания, идеального и материи.

Если говорить о первичности, то никакого сознания в смысле знаний и мышления, как мы их знаем, быть не могло на стадии образования звёзды с планетами из газовой туманности. Панпсихизм или psi-фактор с неизбежностью должен быть в этой туманности в порядке каузальной замкнутости и сродства с сознанием, возникающим из psi-фактора у человека одетого.

Может уже хватит тупить про сознание у газовой туманности, состоящей из водорода?    

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Какая туманноссть, это сказки нашего сознания и не больше. Так вы скажете мы ее видим. А где видим, в своем сознании. А что за пределами сознания? И есть ли предел этому сознанию?

Аватар пользователя Вернер

Мы видим вещи там где они есть. Можете посмотреть на стул, подойти к тому месту где он виден, потрогать, сесть и застрелиться. 

Аватар пользователя Skachok

Нейтральная субстанция, кто ее видел?

Если мы допускаем, что нейтральная субстанция это форма, то мы ее видим каждый день. Вы видели или можете себе представить чистую неоформленную материю? Также и с сознанием, все ментальные ощущения и интенции всегда тем или иным образом оформлены.

Кто ее обосновал теоретически?

У Бертрана Рассела и отдаленно у Спинозы есть "обоснования" нейтральной субстанции. Вообще по хорошему логические "обоснования" формы, т.е. по сути оформление формы уже заранее обречено быть бессмысленным. Логические "обоснования" нейтральной субстанции, будь хоть это форма или что либо еще, это все равно что строить жилой многоэтажный дом из пластика, вместо кирпича. Толку от таких "обоснований" будет ноль. Разве что эффект внушаемости, видимость "истины в последней инстанции" добавит. Спинозе в этом плане удалось создать в своей "Этике" эффект внушаемости своими "доказательствами".

Аватар пользователя fed

Корнак7,: нет никакой первичности-вторичности,

Вселенная же возникла.

Аватар пользователя Palex

Первична материя

В материи появился Хронос, поддерживающий идею времени

В материи появилась идея атома

Благодаря идее атома начали появляться атомы

 

Аватар пользователя Palex

ВложениеРазмер
Сложность материального 211.45 КБ
Аватар пользователя Palex

ВложениеРазмер
Сложность абстрактного 207.81 КБ
Аватар пользователя Михайло

So1o_, 4 Ноябрь, 2021 - 15:59

Что первично - материя или сознание ?

Они существуют совместно, поскольку "сознание" - неотъемлемое свойство материи  

Поскольку материя вечносуща, то такм же является и её свойство/"сознание".

Аватар пользователя fed

Дух первичен, материя вторична. Материя служит Духу. Сознание первично, так как оно из Духа. Бытие влияет на сознание, но не определяет его.

Примеров из жизни, из искусства, науки миллионы.