ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДОВЕРИЯ

Нет ничего дороже доверия. Его невозможно купить. Раз обманув, лишаешься доверия навсегда.

Можно ли верить политикам? – А что ещё остаётся?! – Политики не обманывают доверие народа, это народ позволяет себя «обманывать»!

Доверие – это жизненная необходимость или ещё один ресурс для обмана?

Доверие можно определить как ожидание честности во взаимодействии с партнёром, – считает Мария Мацкевич из института социологии Российской Академии наук. – Доверие как ожидаемый результат. Можно выделить «вертикальное» доверие (доверие к институтам государственной власти) и «горизонтальное» доверие (доверие внутри определённого сообщества). Горизонтальное доверие формировалось как адаптация и выживание, а вертикальное доверие насаждалось сверху.

Выделяют также личное и безличное доверие. Безличное доверие у нас не работает, зато работает личное доверие. В России нет доверия к институтам государственной власти, зато высокий показатель доверия к конкретной персоне. Это в целом соответствует особенностям нашей ментальности: вера в «доброго царя» и его «плохих генералов».

На Западе, наоборот, более развито доверие институциональное, и менее личное. На Западе доверие формируется как рациональная ценность, возникающая при рациональной оценке взаимодействия. Проще говоря: доверять гораздо выгоднее, чем не доверять и проверять; а обманывать себе дороже.

В России основа доверия другая, чем на Западе. В России доверие является не рациональным актом, не ожиданием ответной честности, а скорее актом приверженности к социальной общности. В Москве наименьший тип доверия к незнакомцам, почти как у жителей поселения сельского типа. Наивысший уровень доверия к незнакомцам в Санкт-Петербурге. Наименьшее доверие встречается у людей с невысоким уровнем образования, а также в сферах госучреждений. Результаты соцопросов свидетельствуют: успешен тот, кто доверяет незнакомым людям.

В России без личного доверия создание крупных предприятий невозможно. Поэтому возникает связь бизнеса с государством. А от этого возникают и политические амбиции крупного бизнеса.

Бизнес требует рационального типа доверия (доверяешь партнёру, предполагая, что обманывать тебя ему просто не выгодно). Успех американского капитализма вызван, в частности, протестантской трудовой этикой, пропагандирующей доверие. В протестантизме трудовая этика переходит в экономику, а экономическое процветание есть показатель успеха, спасения в Боге.

Лично я считаю, что доверие рождается из Веры! Социальные нормы поведения в обществе формируются на основе традиций, которые, в свою очередь, проистекают из религиозных представлений и верований. Смею предположить, что наше взаимное недоверие обусловлено характером нашей веры. Главный постулат лютеранства в том, что человек оценивается по его вере. А у нас даже не по делам, как у католиков, а, смею сказать, по намерениям: когда важно не то, что человек сделал или не сделал, а что хотел сделать. В России верят не словам, и не делам, а намерениям, точнее, обещаниям. Поэтому, наверное, родилась фраза «нашему народу сколько не обещай, ему всё мало».

Возможно на Западе, доверять выгоднее, чем не доверять. У нас же всем известны поговорки: «доверяй, но проверяй»; «хочешь потерять друга, дай ему в долг».

Смею предположить, что доверие существует при устоявшейся системе отношений и в стабильных обществах. В нестабильных обществах, да ещё в нестабильных ситуациях, доверие самоубийственно. Для примера можно вспомнить «МММ». Да и сейчас финансовые пирамиды лопаются как мыльные пузыри при попустительстве государства.

Возникает естественный вопрос: доверие – это жизненная необходимость или ресурс для обмана?

Человеку присуще и доверие и недоверие одновременно. Неоднократно приходится слышать: почему ты такой доверчивый, нельзя доверять людям, верят людям только дураки, «все мужчины – обманщики!»

Жизнь научила меня: верить можно всем, доверять — никому. Периодически на улице приходится сталкиваться с людьми (часто весьма симпатичными женщинами), которые просят дать денег на дорогу, чтобы доехать до дома, потому что «лежала на сохранении, обворовали...» Я верю людям, а потому предлагаю помочь приобрести билет, заплатить за маршрутку, купить жетон в метро. Но они почему-то отказываются и просят наличные. Наличные я не даю.

Без доверия жить просто невозможно. И доверять людям более эффективная стратегия, чем не доверять. Но и доверять, значит почти искушать человека, подталкивая его к обману.

Нас принуждают верить, очевидно, чтобы обмануть. Доверие рассматривается как ресурс для манипуляций. Вынужденное доверие свойственно тоталитарному обществу!

Власть держится на доверии граждан. Правитель, который этого не понимает, рано или поздно будет сметён. При всём недоверии к рекламе, она выполняет важную функцию – обеспечивает спрос. Ведь если не будут покупать, экономика потребления развалится.

Вот говорят, что демократия основана на доверии, и является воплощением доверия граждан. Упрёки, что в России будто бы нет демократии, на самом деле связаны с различным представлением о демократии. Для одних – это «постановочная демократия», для других – «манипулятивная демократия», для третьих – «управляемая демократия».

Вся современная экономика строится на доверии. Это и системы самообслуживания, и всевозможные кредиты. Современная финансовая система базируется ныне не на силе принуждения, а на доверии граждан к государству. Стоит только бизнесменам и инвесторам перестать доверять государственной власти, так сразу же начнётся отток капитала.

Меня умиляет недоумение властителей, которые одной рукой печатают деньги, а другой борются с инфляцией. Инфляция прекрасное средство заставить людей работать, способ интенсификации труда. При инфляции деньги обесцениваются, накопления тоже. Инфляция – способ современной эксплуатации: сколько ни работай, сколько не повышают зарплату, она никогда не превысит роста цен. Платят ровно столько, чтобы рабы могли работать. Это современное «экономическое рабство», где очередное повышение зарплат и пенсий лишь «поправка на инфляцию».

Низкая стоимость рабочей силы делает привлекательным инвестиции в расчёте на сверхприбыли. Высокий уровень жизни делает это не привлекательным. Потому-то у нас и строят заводы западные компании, ведь в США и Европе высокая стоимость рабочей силы, и соответственно высокий уровень жизни. Поэтому не ждите, что уровень жизни будет такой же, как в США и Западной Европе. Основная цель – сохранить социальную структуру общества и систему порядка, где «каждому – своё», где все работают и получают необходимое для выживания вознаграждение.

Всё до противности просто: каждый стремится к денежной выгоде, а все ухищрения имеют только одну цель – заработать! Часто приходится слышать: почему мало платят мужчинам? Потому что государство не имеет возможности отпустить женщин в семью и платить мужчине на содержание женщины. Поэтому необходимый для проживания семьи заработок платят не одному мужчине, а разделяют на двух работников – мужа и жену. Выгода очевидна!

Кризис перепроизводства виден невооружённым глазом. Денег сейчас в мире напечатано гораздо больше, чем обеспечено товарами. Держится вся эта финансовая пирамида на силе. Кто самый сильный, тот и печатает деньги, а кто печатает деньги, тот и управляет миром. В своё время США уже лишились «золотого стандарта» – «золотой доллар» был отменён. Де Голлю правительство США обменяло доллары на золото. Нам, я думаю, не поменяют.

В конце концов, ценно лишь то, что способно воздействовать на людей и управлять ими!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

P.S. Мининформсвязи РФ впервые официально обязало все телекоммуникационные компании, а также интернет-провайдеров, предоставить возможность ФСБ проводить неограниченное и неконтролируемое прослушивание телефонов и снятие информации. Конституция России допускает это только на основании судебного решения. Операторы признают, что документ фиксирует отношения, уже сложившиеся у них со спецслужбами. Но раньше эти отношения регулировались полузасекреченными инструкциями силовых органов, сообщает "Коммерсант".

Приказ N 9 "Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий" датирован 16 января 2008 года. Действует он с 1 февраля, но был опубликован в минувшую пятницу. В нем говорится, что оператор должен дать чекистам или милиционерам техническую возможность, не выходя из офисов, читать переписку подозреваемых, а также прослушивать их переговоры.

Техника СОРМ (средства оперативно-розыскной деятельности) внедряется уже много лет. Но ранее установка систем прослушки регулировалась ведомственными инструкциями, фактически засекреченными. Но и в них прямо нигде не было прописано, что ФСБ получает неконтролируемый доступ.

Как отмечает "Коммерсант", комплект оборудования для крупного интернет-провайдера стоит около 15 тысяч долларов. На оснащение коммутатора сотовой компании требуется около 100 тысяч долларов. Новый приказ, подписанный министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом, распространяется на 16 видов услуг связи, в лицензионных условиях на которые указано на обязанность оператора обеспечить реализацию "проведения оперативно-розыскных мероприятий", отмечает "Фонтанка.ru".

Они должны установить специальное оборудование, подключаемое и управляемое с удаленного пульта. Этот пульт устанавливается в органах ФСБ и, согласно вводимым требованиям, позволяет определять: кто и кому передает сообщение (телефонный вызов, электронное письмо, SMS и т.д.), снимать саму информацию с канала связи (т.е. прослушивать или копировать текст), а также определять местонахождение абонента (для сотовой связи).

Также с удаленного пульта спецслужбы получают доступ к базе данных абонентов и биллинговой системе – информации о расчетах и звонках. Эти сведения для ФСБ телекоммуникационная компания обязана хранить три года. Кроме того, каждый оператор обязан выделить специальное технологическое помещение, в котором и будет размещаться оборудование СОРМ. Даже работники самой компании могут входить в эти комнаты только с разрешения представителя уполномоченного органа.

Из приказа следует, что выбирать объект контроля находящиеся за удаленным пультом сотрудники ФСБ будут без ведома и согласия оператора связи. То есть телефонная компания или провайдер не может даже отвечать за факт прослушивания или снятия информации с канала передачи данных.