Искусство ИСТИНЫ и\или Эстетика очарования

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Вчера участвовал в работе международной научной конференции, проходящей на философском факультете Санкт-Петербургского университета "Эстетика в ХХI веке: вызов традиции". С интересным докладом выступил Бенно Хюбнер - немецкий философ, прежде – профессор университета Сарагосы (Испания) . На русском языке помимо нескольких статей была издана книга «Произвольный этос и принудительность эстетики» (Минск, 2000), «Смысл в бессмысленное время» (Минск, 2006).

Краткие тезисы доклада Бенно Хюбнера:

"Там, где человека больше не очаровывают никакие ИСТИНЫ,

единственной истиной для него является ОЧАРОВАНИЕ.

По мнению Адорно, классическая эстетика и философия искусства не обладали пониманием искусства. Они не нуждались в нём, в отличие современного философствования об искусстве, поскольку искусство их времени было понятно самому себе. Посредством включения в господствовавшую метафизическую систему СМЫСЛА в художники должны были воплощать ИСТИНУ этой системы.

Ослаблению господства теологии, которое стало набирать силу со времени Просвещения, привело к тому, что искусство должно было быть обдумано заново. Теология, которая имела предпонимание искусства была свергнута с престола, и философия в качестве духовной власти взяла на себя право определять, что такое искусство или чем оно должно быть. То, что именно философии предстояло разработать предпонимание искусства лишило философов необходимости разбираться в искусстве.

Когда распадаются системы ИСТИНЫ, художник освобождается от диктата теолога, философа и идеолога и не должен держать ответ перед ними. Став автономным, он получает возможность самостоятельно решать, каким ИСТИНАМ, если вообще каким-то, служить. Философия больше не предшествует искусству.

В настоящий момент эстетика в качестве философской теории искусства находится в плачевном состоянии. Теории отстали от производства в сфере эстетического. Лучше, если художники сами вместе со своими произведениями поставляют свои теории и критерии, согласно которым они хотят быть поняты и оценены.

Различение искусства Истины и эстетики очарования – центральный аспект в современных дискуссиях по поводу искусства. Здесь кроется спор современного автономного человека с его опустошенным миром, над которым больше не возвышается метафизический СМЫСЛ. Автономия современного человека позволяет художнику проявлять себя так, как он хочет, а реципиенту – принимать те эстетические декларации, которые он желает принимать. Произвольность – ключевое слово, причём не только в эстетической сфере, но ив этико-экзистенциальной.

В современном искусстве ничто больше не понятно само по себе. Желание понять, открыть какую-то истину часто объясняется унаследованной от предшествующей традиции привычкой, которая заставляет видеть в произведении больше, чем в нём можно увидеть. Это отказ признать искусство в его исключительной, направленной на реципиента функции очаровывать.

В то же время очаровать, развлекать, шокировать опустошенное Я современного человека, вырвать его из его экзистенциальной чёрной дыры становится задачей многих художников. Однако сегодня искусство, чья лигитимация отчасти заключалась в его способности к провокации, часто оставляет нас в покое и мире".

Кто захочет прослушать аудиозапись доклада Бенно Хюбнера, может скачать аудиофайл в формате dvf по ссылке для cкачивания:

http://depositfiles.com/files/4403084

P.S. Тезисы других выступлений и аудиофайлы выложу завтра отдельным постом.