Обсуждение учебного процесса

Ваши предложения и вопросы, касающиеся проведения семинаров.

Комментарии

Аватар пользователя irina33

Скажите пожалуйста, Роман.

 Как Вы предполагаете, с какой скоростью будет идти семинар? Каждый может отвечать индивидуально, с той скоростью, которая удобна ему, или все же есть какие-то временные рамки. Вы уже дали свою точку зрения в ответ на перевый вопрос, но из 17 участников на вопросы отвечало не больше 4, если я не ошибаюсь. Есть ли какие-то ограничения по времени, или нет? Поскольку   у участников семинара могу быть другие дела, и не каждый имеет возможность выходить "в эфир" каждый день, поэтому хотелось бы услышать Ваши соображения на этот счет.

С уважением

Ирина

 

Аватар пользователя admin

Думаю, что темп буду задавать я, специально ждать мы никого не будем. Как только я опубликую собственные ответы на все заданные вопросы, мы возьмем следующий фрагмент.

Я пока так себе это представляю.

Готов обсудить другие предложения. 

Аватар пользователя Adso

Раз здесь зашла речь о сроках. Выскажу и своё мнение и  пожелание. Я уже извлек много полезного для себя, так как совершенно не был знаком с его текстами. Но всё же, не хотелось бы слишком углубляться в систему Фихте. Думаю, необходимы только основные положения и то, что пригодится при изучении последователей. Что дальше? Гегель велик, но его и так многие знают. Предлагаю его не трогать. Мне очень интересен обсуждавшийся Шопенгауэр и далее Ницше и феноменология

Предлагаю завершить Фихте за 2, максимум 3 недели. Чтобы удовлетворить разные запросы, для интересующихся глубиной логического анализа можно оставить ещё на некоторое время обсуждение (параллельное) наиболее важных моментов. Я сам люблю упражняться со сложными математическими и логическими построениями с детсва, но нужно двигаться дальше. Иначе многие могут заскучать.

Аватар пользователя Revan

"Знание и свет путь нам укажут"

Adso, вы есть единица.Вы мыслите своим Я. Оно у вас тоже одно. Как вы можете наверняка знать, что многие могут заскучать? Вы же не эти Многие, и ваша догадка есть только Ваша догадка. Думаю,что учителя и преподователи лучше знают свое дело, так что вполне благоразумно будет довериться их опыту. Плюс, чтоб в действительности не докучать людям лучше говорить всегда за себя=)ничего личного.

Аватар пользователя Adso

Да, я Вас понимаю. Это ваше право, делать то, что считаете нужным. Хотел бы только указать на один момент несоответствия. Даже в своей последней фразе я высказал исключительно своё мнение, не имея в виду никого лично. Так же замечу: не догадку, а мнение. Но в вашем отклике я как раз встретил несколько строк посвященных мне лично. И даже, как мне показалось (мог и ошибиться), рекомендации. Хотя обычно я не против, если мне кто-то что-то и посоветует. Опять же повторюсь, что я не в коей мере не старался Вас в чем-либо убедить - только мои личные соображения по поводу.

Обычно я стараюсь не отвечать на такие посты, но здесь отвечу, надеясь на взаимопонимание.

Аватар пользователя anderswerden

по-моему, 2-3 недели на Фихте - это очень мало. Теми темпами, как мы начали, нам еще работать и работать, - и это хорошо! В принципе, не понимаю, какой смысл пробегать по поверхости, толком не разобравшись. о чем собственно идет речь: мы же тут, надеюсь, не для экзамена учим. А дальше... Не знаю как Гегеля, но вот Шеллинга точно знают очень немногие, а между тем это не только интересно, но и, насколько я знаю, сегодня очень актуально. Впрочем, надо предоставить решать преподавателям - они люди в этом деле опытные... ;) 

Аватар пользователя admin

Вот уже сейчас меня мучают две дилеммы.

  1. Давать всех классиков или наиболее актуальных для сегодняшней философской мысли. Первое важно в особенности для тех, кто готовится в аспирантуру и желающих получить базовые знания, второе — для практикующих философов.
  2. Двигаться быстро или медленно. Работать быстро не все могут, мне и самому это трудно, но и растягивать тоже нельзя, иначе до современной философии никогда не доберемся.

Первая проблема решилась бы введением двух курсов — базового и углубленного. Для этого нужен преподаватель для базового, поскольку я, всё-таки, склоняюсь к углубленному.

Вторая проблема решается наверное только за счет постоянного усилия двигаться быстрее, т.е. не расслабляться. Всё-таки, кто не успевает вовремя отвечать, может прочитать комментарии других участников и разъяснения преподавателей. Главное, чтобы не возникла ситуация, когда на свои вопросы буду отвечать только я сам. Улыбка

Аватар пользователя Adso

Похоже, что моё предложение в целом не проходит. Но судя по откликам, тема затронута важная.

Как видно из сообщений, все меня ещё и не так поняли. Я не за поверхностное изучение. Я за глубину. Более того, мне интереснее было бы обсуждать один и тот же вопрос с точки зрения различных мыслителей и сравнивать их позиции. Я понимаю, что это ещё более усложнит учебный процесс и, судя по всему, даже с этими уточнениями вряд ли я найду единомышленников. 

А поскольку, как правило, любая философская мысль опирается на предшественников, то современная в каком-то смысле содержит в себе все предыдущие и этим мне наиболее интересна. Поэтому справедливо желание быстрее двигаться. Но я, конечно же не хотел бы чтобы при этом терялась глубина. Здесь я вижу, что Вы так же ищете варианты решения, и я постараюсь чем могу помочь. Как опцию могу ещё предложить следующее. Вы где-то говорили, что в теоретическом исследовании ошибкой является хронологическое изложение, может тогда в качестве  альтернативного способа взять сразу кого-то из современников и, изучая его, заодно возвращаться к его идейным учителям. 

Хотя опять же - я не настаиваю! Не воспринимайте, пожалуйста, моё мнение слишком серьезно, я не буду его никому навязывать. Здесь все люди взрослые и думаю вполне могут договариваться, даже если не во всём друг с другом согласны.

 

Аватар пользователя admin

Я принимаю во внимание все пожелания, но предпочитаю пока не торопиться и не устанавливать никаких жестких рамок. Всё-таки, мы только начали. Практика покажет как действовать дальше.

Аватар пользователя Adso

Да, именно так.

Я так понял что, в моём пассаже об упражнениях со сложными математическими и логическими построениями, можно было увидеть намек на оценку Вашего стиля. Это конечно не так, надеюсь, я объяснил, что имел в виду. Считаю подход с вопросами-ответами и их анализом очень плодотворным. Конечно, с одной стороны, вопросы несколько ограничивают мышление самой своей постановкой и Actuspurus здесь совершенно прав. Но если кому-то не нравится Ваши вопросы, он же может ставить и свои. Я сам люблю строгость и был бы только рад, если бы все философские труды строились по типу математики - аксиомы, определения, теоремы, следствия и доказательства. Улыбка Понимаю, что это не возможно, но именно такой стиль предполагает постоянное сомнение в любом доказательстве и необходимость глубокого анализа.

Аватар пользователя admin

Да, стиль имеет место быть. :) Не люблю расплывчатости и болтологии!

Аватар пользователя Adso

Да, ситуация у нас пока не устоявшаяся и потребует дальнейшего уточнения рамок и правил. Интересно, а возможна ли какая-нибудь программа курса, чтобы каждый имел возможность лучше подстраивать под неё свои личные планы. 

Аватар пользователя admin

Программа возможна и необходима, но она тоже находится в процессе становления и отработки. Как я в другом месте говорил, сходу я могу взяться за рассмотрение учений Платона, Аристотеля, неоплатоников, восточнохристианских мыслителей, Декарта, Спинозы, Лейбница, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Соловьева, Флоренского, Лосева, Франка, Гуссерля, Хайдеггера. Мы начали с Фихте, соответственно, дальше — по списку. Подозреваю, что русских философов придется пропустить, либо оставить на потом.

Я попытаюсь прикинуть, сколько на каждого необходимо занятий, но боюсь, это будет очень приблизительно. Нужно хотя бы один раз пройти курс, чтобы сориентироваться.

Возможно, Булат (actuspurus) представит свой список персоналий, по которым он мог бы провести семинары. Надеюсь, molbard по окончании сессии тоже присоединится к нам. Тогда можно будет говорить и о параллельных курсах.

Аватар пользователя cedrus

"Подозреваю, что русских философов придется пропустить, либо оставить на потом"

Я мог бы побыть руководителем семинара по русской философии. Я этой темой интересуюсь давно и есть идеи. Побыть в том смысле, что допускаю смену руководителей...

cedrus

Аватар пользователя admin

Да я и сам был бы не против :). По крайней мере, Лосева никому не уступлю :).  Просто подозреваю, что интерес к русским философам у публики меньше, чем к тому же Хайдеггеру. Буду рад опровержениям.

Аватар пользователя irina33

У меня обратная проблема - русские философы лучше усвоились, и я их могу читать сама. А вот немецких надо изучать вместе с преподавателем, и учиться читать.  Кстати, как вы относитесь  к тезису о том, что не зная оригинала, трудно понять адекватно, что же сосбвенно автор имеет в виду. В смысле, насколько удовлетворителен уровень перевода применительно к каждому из классиков (илив целом)?

Аватар пользователя admin

Дешевый понт. Cool У нас в универе вел семинары по феноменологии суперспец по Хайдеггеру, который в оригинале всё читал. И то он не выпендривался. Известно, что перевод Бибихина многие критикуют. Но он сразу сказал, что по нему можно работать.

Немецких классиков у нас толково переводили. 

Аватар пользователя irina33

Кто, если не секрет?

Аватар пользователя admin

Ставцев Сергей Николаевич

Его тексты: http://anthropology.ru/ru/texts/stavtsev/ 

Аватар пользователя cedrus

Кажется мое предложение не касалось лекций. Я, имел в виду, только семинар. Причем, научно-практический...

cedrus

Аватар пользователя cedrus

Что ж, дело хозяйское. Сайт Ваш. Было бы предложено.

cedrus

Аватар пользователя admin

Да я же не отказываюсь! Дойдем до русских философов — решим. Спасибо за предложение!

Аватар пользователя actuspurus

Dixi, Actuspurus

1. Я бы мог заняться анализом любого текста.  Лучше всего я знаю Канта, Гегеля, Гуссерля, Ницще. Остальные персоналии я изучаю по диагонали - в зависимости от необходимости.

2. Есть еще проблема времени. С определенного времени я больше размышляю сам, чем обращаюсь к авторитетам. В том режиме, который сейчас создался на семинаре, я мог бы взять какой-нибудь текст (любого философа) и вести по нему учеников, совместно с ними разбирая текст.

Аватар пользователя admin

ОК, давай обсудим здесь: http://philosophystorm.ru/discussion/220

Аватар пользователя Неокантианец

Adso: "взять сразу кого-то из современников и, изучая его, заодно возвращаться к его идейным учителям."

Если наш семинар будет склоняться к этому направлению, то мне кажется, что на роль такого современника как раз подошёл бы Ф.И. Гиренок, потому что его филосфия, насколько я могу судить, весьма конгениальна философии Фихте (в частности в плане солипсичности обоих).

 

Аватар пользователя Adso

Да, Гиренка обсудил бы с удовольствием. У него есть с чем поспорить, но его концепция уже-сознания требует очень серьезного отношения и анализа. Насколько я могу судить.

А в отошении солипсизма я бы в компанию к ним добавил и большую часть современной науки. Психологии, социологии и даже биологии. Да и потсмодернизм, конечно. Хотя и не считаю их взгляды солипсизмом.

Аватар пользователя Неокантианец

Комментарий перемещен сюда.

Аватар пользователя irina33

Мы что-то подобное делаем в нашем философском кружке - берем Рикера или Хайдеггера, и, натыкаясь на Канта или Фрейда - "раскручивали" назад.  Для понимания Рикера это оказалось полезно, но с классиками как был пробел в сознании, так он и остается - точнее, смутное воспонинание о проработанном учебнике "о философах" - без планомерной попытки самостоятельной работы с текстом .

Аватар пользователя Неокантианец

В ЖЖ мы на "ты", а здесь тоже будем на "ты"? не будет противоречить отношениям преподаватель-студент?

Аватар пользователя admin

Не будет, у нас же альтернативное учебное заведение. :) 

Аватар пользователя actuspurus

Dixi, Actuspurus
1. Мне кажется, что "историю мнений" различных философов можно причитать в различных учебниках. Для этого не нужны какие-то специальные курсы. Более сложная задача - научиться мыслить как философ. Это невозможно вычитать ни в каких учебниках. Для этого требуется собственные усилия мысли. Собственно, конкретные философские системы, например Фихте, с точки зрения такой задачи, есть способ каким можно показать, что значит мыслить. Размышление ученика над системой Фихте позволяет учителю корректировать его движение, как, например, в спорте учат основным движениям, характерным тем или иным видам. Учитель, как тренер, только направляет то, что ученик совершает самостоятельно. Мысли невозможно научить иначе, чем показав на конкретных примерах, КАК мыслят.
2. Если же человек умеет мыслить, философия становится для него родным домом, в котором он может ориентировать себя по своему желанию - читая тех или иных философов и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОНИМАЯ, о чем они писали.
3. Поэтому я солидаризируюсь с Романом в углубленном изучении философов. Более того, я считаю, что Роман даже спешит. Фихте следовало бы трактовать предложение за предложением с указанием возможного смысла и возможных проблем. Например, проблема первого основоположения, как мне кажется, достойна того, чтобы ее продумать во всех возможных смыслах, чтобы не осталось не одного способа каким бы можно было об этом мыслить. Это собственно и есть обучение, в моем понимании - продумывание всех возможных смыслов тезисов. После того, как такая работа проделана, можно пытаться понять, что имел в виду конкретно автор. (Если не следовать этой логике, то у учеников может создаться впечатление, что философия - это своего рода тайное знание, где нужно знать какие-то тайные ходы мысли или коды. На самом деле, философия - это итог размышления, но не простого, а тотального, при котором мыслять все, что только можно подумать о предмете).
4. Еще я призвал бы учеников не бояться ошибаться, говорить так, как на самом деле думаете, а не так, как Вас ориентируют те или иные привычки говорить. Иначе говоря, надо стараться мыслить, а не говорить, слова можно использовать любые, какие Вам ближе к уму, чтобы выразить саму мысль. Если же совсем ничего не понятно, значит надо пытаться поставить вопрос учителю, в каком месте возникает непонимание. На этом пути нельзя стыдиться того, что Ваше непонимание будет глупым или кому-то покажется смешным. Только на основе полного выяснения того, что Вы действительно понимаете, а в чем остается момент неясности можно вообще добиться каких-то результатов.

Аватар пользователя admin

Булат, я благодарен тебе за поддержку и рассчитываю на твои дополнительные разъяснения тех положений, которые я, возможно, освещаю в каком-то одном аспекте.

Участников же призываю обращать внимание на то, что говорят наши преподаватели (как вы уже заметили, преподаватели имеют такой бэйдж: ).

Очень сильно тормозит работу необходимость излагать свои мысли в письменной форме. Поэтому при непосредственном контакте можно было бы уделять внимание каждой мелочи в тексте, но в асинхронном онлайн-общении мы рискуем увязнуть. Тем более, что от сеанса к сеансу внимание постоянно отвлекается от текста и мысль ускользает.

Ну ладно, не будем заострять внимание на мелочах, как будто они представляют из себя большие проблемы. Главное — делать дело.

Аватар пользователя svetakochetkova

1. я за то чтобы давать всех классиков. А практикующие философы будут включаться там где им интересно.

2. я думаю, что месяца через два половина участников может отвалиться. Во всяком случае у нас так было в той школе и в конце концов осталось 3 человека.

3. Еще я предлагаю все таки как-то поощрять самых активных участников. Понятно что вы не можете отвечать всем.

Аватар пользователя admin
  1. Посмотрим.
  2. А Вы не сравнивайте! ;) Во всяком случае, это проблема отвалившихся.
  3. Как Вы предлагаете поощрять?
Аватар пользователя admin

Я вот придумал метод если не поощрения, то стимулирования участников. Неактивные участники выбывают из группы! Смех

Шутка. Пока.

 

Аватар пользователя Неокантианец

Ещё пожелание: представляется логичным и удобным, если бы
список тем на странице "Группа: Философские интернет-курсы" был
отсортирован не по дате создания темы, а по дате последнего комментария в ней.

P.S. Что-то я потерялся - была
тема, где были сообщения об обнаруженных недоработках и пожеланиях, а теперь я
её что-то не смог найти, поэтому и поместил сюда.

Аватар пользователя admin

На днях сделаю.

Аватар пользователя admin

На самом деле, похожая фича уже есть: слева в блоке "Уведомления группы" пункт "my group" / страница . Откроется список тем в группах, в которых ты участвуешь, в желаемом порядке.

Аватар пользователя Неокантианец

да, нормально.