Гейдар Джемаль - о современном кризисе интеллекта

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

ГЕЙДАР ДЖЕМАЛЬ

философ, председатель Исламского комитета России, постоянный член Хартумской международной исламской конференции

«Современный кризис интеллекта и возможности его преодоления»

доклад на конференции «Дни Петербургской философии – 2007»

Санкт-Петербург 15 ноября 2007 года

"Если разговоры о кризисе интеллекта, кризисе науки, кризисе точного знания ещё не стали общим местом в современном западном дискурсе, то по крайней мере очень быстро общим местом становятся. Уже на протяжении восьмидесяти и более лет разговоры о кризисе идут с разной силой, с разными акцентировками. Но, пожалуй, начал эту тему в её всеобъемлющем характере Гуссерль, который впервые сформулировал проблему, что западная мысль не состоялась в своих сверхзадачах, которые полагались в том, чтобы создать универсальное сознание, универсальный метод, позволяющий интегрально решить все аспекты истины. Он назвал это кризисом смысла. И сегодня вслед за ним очень многие, прежде всего из постмодернистов, которые пришли на волне этого кризиса, и являются его экстериоризацией, говорят о кризисе смысла и даже апокалипсисе смысла.

Но что такое кризис? По крайней мере данный конкретный кризис как внутренняя проблема интеллекта, как внутренний сбой интеллекта. Кризис — это прежде всего ложная презумпция, лежащая в основе посылки, которая будучи незамеченной, потом как мина замедленного действия приводит к сбою, приводит к слому системы.

В данном случае Гуссерль попал философским пальцем в нервный узел проблемы, когда начал говорить о несостоявшемся прорыве к универсальному. Он попал в том смысле, что именно проблема универсального является форматом и описанием кризиса.

Что такое универсальное в данном случае? Когда мы говорим об универсуме, когда мы говорим об универсальном, мы попадаем в очень серьёзное метафизическое противоречие. Либо, с одной стороны, мы являемся свидетелями универсального, и тогда мы вне его, и тем самым мы ограничиваем его, и, таким образом, оно уже не универсальное. Либо же наоборот, мы утверждаем себя как часть универсального, но в этом случае, какое право часть имеет высказываться о целом? Как ни крути, сама постановка вопроса об универсальном или о том, что мы называем (с большой буквы) «Все» — это драматический вызов интеллекту, который с неизбежностью ведет к кризису.

Прежде всего, тема универсального неотделима от проблематики монизма как общей подкладки европейского философствования. Сквозь все превратности философских исканий от Платона до наших дней, общая подкладка в философском инстинкте мыслителя, воспитанного в духе эллинизма (а он воспитан в духе эллинизма, даже если творит в начале двадцатого столетия), это всё равно подкладка монизма, это монистический инстинкт; а монизм представляет собой более глубокую, более метафизическую постановку вопроса об универсальном.

С самого начала своей истории философия явилась не чем иным, как опусканием метафизики на землю. Если метафизический подход, подход высокого жречества на уровне Пифагора, Эмпедокла, это сведение конкретного к абсолютному, то философия с самых первых своих шагов, когда она оформилась именно как философия, была попыткой представить абсолютное в виде конкретного. И даже у Фалеса Милетского, даже у Анаксагора мы обнаруживаем всю ту же самую страсть сведения абсолюта с небес в непосредственно представимую конкретику. Поэтому философ, мыслящий в рамках этого посыла, стоит перед большой проблемой взаимоотношений субъекта и объекта. Субъект и объект в этом случае для него являются комплементарными аспектами абсолютного целого. И в тот момент, когда они сливаются, наступает состояние возвышенного познания истины.

Иными словами, фундамент европейской мысли это то, что сознание определяется как бытие. Это очень важная мысль. Именно здесь зарыта мина замедленного действия. Тождество бытия и сознания возвращает нас к проблеме: каким образом сознание может свидетельствовать бытие, если оно ему в конечном счете тождественно? Вся философская история Европы есть попытка сбалансировать и откорректировать эту внутреннюю драму монизма, эту зарытую внутри него проблематику.

Наиболее полно это представлено у трансцедентальных авторов, у раннего Шеллинга, который сразу же скатился на философию тождества, и мэтра диалектики Гегеля, ибо в его случае диалектический метод есть не что иное, как попытка выйти на свободу из ловушки тождества сознающего субъекта самому себе.

Но проблема в том, что абсолютная идея ни при каких обстоятельствах не превращается в экзистенциальное сознание свидетеля. Вы не можете начать с чистого универсального ничто, как исходного содержания абсолютной идеи, а кончить смертным человеком, который находится «здесь и теперь», и является зеркалом, предъявленным реальности. Потому что здесь есть барьер, который нельзя перешагнуть иначе, как совершив философский подлог.

Я хочу сказать, что этот аспект европейского мышления есть не что иное, как выявление внутренней парадигмы всей человеческой метафизики. Ибо, куда бы мы не пошли, куда бы не направили свой взор, мы найдём всюду монизм, монизм и один только монизм, начиная от дальневосточной традиции, от индуизма, и кончая друидами, ацтеками и так далее.

Исключение составляют совершенно уникальные традиции единобожия, традиции авраамических пророков, (да будет мир над ними всеми), которые осуществили революцию в метафизике, в самом понимании того, что такое сознание и что такое когнитивная способность человека.

Проблема универсализма, которая ставится всеми мыслящими носителями любой традиции в любой цивилизационной системе, это внутренняя воля, внутренняя необходимость выйти на ту подлинность, которую нельзя определить иначе, как «То, кроме чего ничего нет». Что есть то последнее, достигнув которого, мы можем пережить ощущение избыточности, не допускающей никакую параллельную реальность рядом, ничего кроме себя? Именно этот избыток и есть критерий подлинности. И я скажу больше: именно это есть критерий правды. Ибо истина есть констатация сущего, а правда — это долженствующее, то, что должно стать.

Вот здесь главная проблема. В тот момент, когда человек сознаёт бесконечность как предмет своего созерцания, он самим фактом этого созерцания выступает как ограничитель той «бесконечности», которую он отражает как свидетель.

Я не согласен с теми исследователями, философами, которые полагают, что опыт бесконечности — это единственный опыт, который нам недоступен. Нет. На самом деле человек испытывает опыт бесконечности очень рано, когда ему всего лишь несколько лет отроду, до того, как к нему придет ощущение драмы, боли, смерти, и так далее. Его способность смотреть, воспринимать и отражать мир уже закладывает в себя привкус неограниченной способности к отражению, неограниченной способности к перцепции. Причём в инстинкте этого взгляда на мир содержится интуиция, что потенциал перцепции больше чем то, что может быть отражено. Сила зеркала больше, чем то, что может попасть в фокус этого зеркала.

Потом, с приходом боли, с приходом ощущения бренности своего тела, эта интуиция уходит. Но она фундаментально встроена в сам акт свидетельствования. Акт свидетельствования есть нечто другое, чем интеллект. Потому что это экзистенциальное переживание той точки, которая находится внутри нас «здесь и теперь», в которой останавливается внешний мир.

В самой идее зеркала содержится этот момент. Он содержится в чёрной амальгаме с обратной стороны зеркала. Всё, что отражается в зеркале, отражается благодаря тому, что его обратная сторона является непроницаемой для света. Но эта чёрная амальгама никогда не бывает в самой системе рефлексии, то есть она никогда не выводится непосредственно вот в эту рефлексию, в отражение. Чёрная амальгама является скрытым необходимым условием отражения. Совершенно аналогично тому внутри человека тоже находится эта чёрная амальгама, некий фактор негативного апофатического присутствия в его сердце, о которое разбиваются волны внешнего наружного света, которые видны ему, которые несут ему впечатление о феноменологическом мире вокруг. И именно благодаря этому, в его личностному зеркале этот мир оживает. Потому что внутри него есть та точка, которая не тождественна ничему из того, что он способен увидеть, понять и почувствовать.

Авраамические пророки (мир им всем) сосредоточились именно на выявлении этого центра, формулируя дискурс об этой точке, которая не может быть выявлена в опыте, потому что она есть условие опыта. Она подобна чёрной амальгаме зеркала, благодаря которой зеркало отражает, но сама эта чёрная амальгама скрыта. Этого нет ни в одной традиции – языческой, консервативной, метафизической, традиции высшего жречества, духовно окормлявшего мир на протяжении всей его истории. Вы можете исследовать глубины эллинской философии, глубины дальневосточной традиции, можете пройти все шесть школ индуизма, но вы не найдёте там сосредоточенности на этой актуальной точке, которая есть точка оппозиции, ограничивающая безграничное «Всё» вокруг, благодаря которой это «Всё» оживает не как хаос, а как структура.

В языческой метафизике присутствуют очень сложные и правдоподобные построения об эманациях, о том, как делятся первичные элементы мироздания, создавая «объективное» и «субъективное», но там нет того главного, что отличает живого субъекта от искусственного интеллекта: точки абсолютного нетождества всему сущему, которая одновременно воплощает в себе предчувствие неотвратимой смерти, да, по сути, и есть сама эта предстоящая смерть. Искусственный интеллект, не имея сознания смерти, не знает, что он «жив». А то, что нам описывает философия санкхья или мистика даосов как архитектонику живого существа, на самом деле есть подробнейшее описание искусственного интеллекта.

Единственное, что делает нас отличными от искусственного интеллекта, единственное, что не позволяет никогда, ни при каких обстоятельствах низвести нас до статуса искусственного интеллекта, — это реальность смерти, финальности, которую мы непосредственно чувствуем внутри себя, и которая является условием нашей перцепции. Наша смертность и наша непосредственная экзистенциальная включённость в свидетельствование «здесь и теперь» есть одно и то же. Это и есть субъект. Но этот субъект не тождественен объекту и не является комплементарным, не является одной из половин «Магдебургских полушарий». Его — субъекта — как бы «нет», если «есть» всё остальное! То есть, бытие и сознание — это как день и ночь. Если бытие есть, то сознание — это диалектическая противоположность: его нет. Но благодаря этому «нет», в его зеркале существует бытие «для нас». Таким образом, нет и не может быть никакого онтологического монизма. Вместо этого есть интуитивное монотеистическое движение: переход от одной единицы к радикально и качественно другой. Если первая единица дается как исходное утверждение, то вторая единица существует рядом с ней как отсутствие. В тот момент, когда мы утверждаем «единицу», выражающую внеонтологическую субъектность, «единица» бытия, первичного Объекта становится призраком. Это динамика монотеистического перехода от абсолютного объекта к абсолютному субъекту выражена в аяте Корана: «В конце концов, не останется ничего, кроме лика Аллаха».

То, что я сейчас изложил в паре кратких тезисов, есть, конечно же, не философия. Это теология, теологический метод. Сегодня нужно поставить вопрос следующим образом: философия, две с половиной тысячи лет жившая Платоном, Аристотелем, неоплатониками и всеми теми, кто исповедовал идеи универсализма, монизма и тождества бытия и сознания, очевидно, исчерпала свой внутренний ресурс, что проявилось в виде постмодернизма. Нужно сделать шаг к совершенно новому — к методологии нетождества, к методологии субъекта, понятого не как онтологическая единица, а как фундаментальная оппозиция всякому наличному бытию, которая является условием когнитивного процесса. И возможно тогда теология откроет перед нами методологическую перспективу построения новых наук, в том числе, относящихся к естествознанию.

Завершая, я приведу простой пример. Кризис современной физики связан с тем, что физикам обязательно необходима объективная точка сборки мироздания. Им вынь да положь данное вне субъекта единство мира, то единственное и всеобщее силовое поле, которое должно оказаться основой всех остальных физических полей. Они не понимают простой вещи: единство мира в глазу смотрящего! Оно в сердце субъекта. Это подобно тому, как зритель переходит из театра в театр и смотрит разные спектакли на разных сценах, оставаясь самим собой.

Таким образом, смотрящий, будучи одним и тем же, играя на разных площадках физического мира, социального мира, исторического мира, духовного мира, является универсальной «точкой сборки» всех этих миров".

(текст доклада отредактирован Гейдаром Джемалем, и опубликован с его разрешения).

Связанные материалы Тип
мнение Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя kroopkin

А в чем кризис то?

Кризис универсалистского мира? Да. Опыт человечества показал, что универсалистский мета-рассказ неадекватен: даже бесчеловечные тоталитарные практики принуждения к единомыслию не справились с внедрением единообразия мысли...

Кризис рационализма? То, что многие считали и считают, что разум=универсализм, на основании чего Фуко вверг рацио в кризис еще не значит, что разумная жизнь невозможна без универсалистского метарассказа. Вот вам один из вариантов.

Кризис физики? Любимая тема неадекватов от философии... Нет, чтобы поизучать предмет, сравнить хотя бы количество производимой там новизны с другими отраслями человеческой деятельности...

Так и получается, что весь ор о кризисе основан лишь на крахе концепции универсальности. И в данном случае спасение универсальности предлагается искать на пути: "Аллах велик, и на все воля его..."

Вопрос: А нужна нам такая брякушка? Предыдущие варианты следования универсалистскому мифу хоть звали нас вперед, к прогрессу. Зачем нам нужна тоталитарность без прогресса? Любая романтизация архаики, превознесение средневековья, обычно оставляет за пределами дискурса факт, что при таком укладе нормально жить будут лишь не более 2% населения. Всем остальным предназначено быть лишь расходным материалом эпохи... И такое оно нам надо?

Так что как там принято у правоверных поступать с инакомыслящими? Побивать их камнями? Не попробовать ли действенность данного механизма на его апологетах?

Аватар пользователя Николай Кофырин

На мой взгляд, кризис в том, что надежда на интеллект (возможности разума) чрезмерна, и не всегда себя оправдывает. Всё-равно, интеллект - лишь инструмент, управляющий нашими инстинктами и нашим иррациональным "я". И часто оказывается, что это иррациональное берёт верх над рациональным, особенно когда разум не может справиться с возникающей проблемой. Лично я при столкновении доводов интуитивного и рационального, отдаю предпочтение интуитивному. Проще говоря: я вначале записываю то, что возникает во мне как "стихи", а потом уже пытаюсь понять, что же я такое записал. И это "откровение" выше того, что я могу достичь методом дедукции и индукци (в целом, логики). Разум, на мой взгляд, вторичен по сравнению с "сердцем" , и он должен знать своё место, не превращая человека в машину. Интеллект ограничен опытом и знаниями. И некоторые проблемы беспрецедентны, и требуют какого-то ещё и другого подхода, особенно что касается человеческой природы. Полагаю, что доводы древних о необходимости слушать своё "сердце", не так уже наивны, и на самом деле гораздо глубже, чем кажется обольщённому успехами своего рассудка современному человеку. Проблема, на мой взгляд, в том, что современный человек "задвинул" "сердце", полагаясь полностью лишь на свой рассудок. Интеллект - вот бог современного человека!

Аватар пользователя kroopkin

На мой взгляд, кризис в том, что надежда на интеллект (возможности разума) чрезмерна, и не всегда себя оправдывает. Всё-равно, интеллект — лишь инструмент,

Согласен полностью с данной формулировкой. И обращу Ваше внимание, что завышенность ожиданий обычно связана с неадекватностью в использовании инструмента. Ведь мы не ждем от молотока (инструмента по обращению с гвоздями) возможности не только забивать гвозди, но и выдирать гвозди, до тех пор пока не пристроим с молотку гвоздодер... Почему то мы, взяв молоток без гвоздодера, не кричим о кризисе в гвоздеобращении... И не пытаемся при этом забивать гвозди голыми руками, или микроскопами...

Так же и в картине с разумом. Обнаружив ситуацию, когда набор моделей мира неадекватен возникающим задачам - почему мы сразу начинаем ор о кризисе? Не потому ли, что ор и стенания легче "продаются"? Или что пугая народ человеку легче нарастить свой социальный капитал? Особенно в случае отсутствия в загашнике методов решения проблемы...

Интеллект ограничен опытом и знаниями. И некоторые проблемы беспрецедентны, и требуют какого-то ещё и другого подхода, особенно что касается человеческой природы.

Более того, обычно интеллект еще и честен, и четко обозначает пределы своей применимости в данных конкретных условиях. С другой стороны все проблемы, стоявшие перед человечеством, со временем нашли свои рациональные решения. И человечество не знает других решений, кроме рациональных. Почему имея эту информацию, мы продолжаем ор о кризисе разума?

Лично я при столкновении доводов интуитивного и рационального, отдаю предпочтение интуитивному. Проще говоря: я вначале записываю то, что возникает во мне как «стихи», а потом уже пытаюсь понять, что же я такое записал.

И заметьте, что отдавая должное иррацио в плане поставки гипотез, Вы все равно принимаете гипотезы лишь после их аппробации разумом...

Аватар пользователя Николай Кофырин

Мне представляется, что человеческая природа гораздо глубже и объёмнее, чем только человеческий разум (и то, как это ему представляется). Мне кажется, слово "кризис" в данном случае используется, чтобы показать, что разум не может помочь человеку разрешить все стоящие перед ним проблемы, и что часто решение во многом алогично. Так, экономисты выяснили, что человек часто поступает алогично-невыгодно для себя (хотя считалось, что человек всегда поступает с выгодой для себя). Многие сегодняшние кризисы вызываны именно кризисом рационального подхода к решению проблем, ставкой на технологии и технику. В связи с этим, мне кажется, происходит переоценка значения техники в жизни человека. Техника не сделает человека счастливее. Непосредственное восприятие мира и мироотношение часто не хуже, а лучше и продуктивнее, я уже не говорю соблазнительнее для людей. Люди устают от рацио, от необходимости думать и решать. Они хотят быть "как дети"! Не все проблемы можно решить с точки зрения рационального подхода. Иногда нужно поступать неразумно, нелогично, иррационально, и простить обидчика, - когда разум требует мести, а сердце прощения! Мне кажется, Джемаль имел в виду ту позабытую гармонию "сердца" и разума, о которой говорили древние. Разве вам не знакомо состояние, когда мысли проистекают из чувств, когда вы черпаете мысли в состоянии вдохновения, в этом иррациональном состоянии отстранённости, а уже потом пытается рационально его осмыслить (так было со всеми великими открытиями). Иногда требуется выключить сознание, поставить его "на ноль", чтобы ощутить нечто, недоступное интеллекту. Ведь интеллект это ведь как компьютер, он лишь обрабатывает то, что в него закладывают в соответствии с имеющейся программой. Об этом, мне кажется, и говорил Джемаль, приводя аналогию с зеркалом. Зеркало отражает больше, чем мы способны в нём увидеть! Таков, наверное, интеллект - он схватывает попадающее в фокус. Стихи ведь сочиняются не головой, а улавливаются сердцем! То есть, я хочу сказать, что разум наш весьма и весьма ограничен, и надо признать это, чтобы допустить существование реальности, недоступной разуму и нашим шести чувствам!

Аватар пользователя kroopkin

Мне представляется, что человеческая природа гораздо глубже и объёмнее, чем только человеческий разум (и то, как это ему представляется).

Это очевидно... А вот это

разум не может помочь человеку разрешить все стоящие перед ним проблемы,

- дурь... (Простите за резкость).

Каким образом алогичность некоторых поступков связана с невозможностью решения проблем разумом? И вообще, Вы знаете другой способ решения проблем? Именно РЕШЕНИЯ проблем, а не СОЗДАНИЯ оных...

То, что Вы говорите о важности иррационального в человеческой жизни НИКАК не пересекается с тем, что наличиствует какой-то кризис разума. И усталость людей от того, чтобы быть постоянно разумными только подтверждает тот факт, что люди ясно осознают, что каждое "включение" неразумности только добавляет на их задницу проблем ...

И Ваша гармония сердца и разума никак не связана с ограниченностью разума - она может быть связана лишь с ограниченностью модели мира в головах некоторых индивидов. Так пусть они расширят свое видение, и включат сердце в сферу разумного...

А статья Джемаля представляет собой обычную архаизаторскую атаку против разума... Причина, ИМХО, проста - неуемная жажда власти, вот он и пытается спасти универсалистский миф, позволяющий мечтать о мировой гегемонии. И спасает его с помощью древней формулы "Аллах велик, и на все воля его"...

Так что этот Ваш тезис:

То есть, я хочу сказать, что разум наш весьма и весьма ограничен, и надо признать это, чтобы допустить существование реальности, недоступной разуму и нашим шести чувствам!

во-первых, никак не связан с предыдущим рассуждением, а, во-вторых, в данном аспекте является лишь капитуляцией перед мировым "халифатом" (или, возможно, "фофудьей"). Чтож, это Ваш выбор...

Мой же выбор - Современность, с ее постоянной заботой об улучшении качества жизни людей. В конце концов люди никогда еще не жили лучше, чем они живут сейчас в западном мире. И сдаваться "халифату" или "фофудье" я готов лишь при одном условии - пусть предъявят хоть какие-нибудь достижения в производстве качества жизни... (А то эти уроды готовы лишь перераспределять данное качество в свою пользу, отнимая его у убогих с лицемерными причитаниями о защите их, убогих, от ужасов разума)...

Аватар пользователя Николай Кофырин

"Мой же выбор — Современность, с ее постоянной заботой об улучшении качества жизни людей. В конце концов люди никогда еще не жили лучше, чем они живут сейчас в западном мире. "
- Это "качество жизни" "золотого миллиарда", эксплуатирующего другие пять миллиардов ради поддержания своего и так высокого уровня жизни. Я против и перераспределения, и против эксплуатации, хотя это всегда было и будет, когда одни заставляют работать (прямо или косвенно через систему ценообразования) на себя других.
Мне кажется, что человек несколько переоценивает роль и значение интеллекта в своей жизни, и очевиден перекос в сторону рацио, о чём свидетельствует постепенная подмена слова "интеллигент" словом "интеллектуал" (смотри заметки с конференции "Дни Петербугской философии - 2007". Разум логичен и эгоистичен, спеленат аргументами и закован в рамки доказательств. Интеллект ограничен сам собой. А между тем, духовная жизнь идёт не от рацио, а от внешне невыгодности добрых дел. Мне кажется, некоторые "прозрения" (я уже не говорю об откровении), не являются результатом дедуктивных умозаключений. Интеллект лишь обрабатывает информацию. А вот берётся она откуда? Хотите сказать из накопленной информации? Но это чистая арифметика. Я, конечно, за разумность и объяснимость человеческих поступков, но замечаю за собой, что они не всегда логичны и не всегда разумны, и это мне нравится больше, чем линейность логики. Возможность поступать невыгодно, алогично, и при этом правильно, как раз и свидетельствует о том, что человек это не только интеллект, но и что-то большее!

Аватар пользователя kroopkin

Ну вот мы и дошли до базового набора мифов, лежащих в основе Вашего выбора...

Это «качество жизни» «золотого миллиарда», эксплуатирующего другие пять миллиардов ради поддержания своего и так высокого уровня жизни.

Т.е. Вы реально считаете, что если высадить на соседние необитаемые острова 100 голландцев и 100 африканцев, то через 10 лет мы найдем их деревни на сравнимом уровне развития?

Разум ... эгоистичен,

Не так далеко вверху на этой ветке мы договорились, что разум - это инструмент. Как инструмент может вдруг приобрести этические аттрибуты? ИМХО, только с помощью "шамана"...

Мне кажется, некоторые «прозрения» (я уже не говорю об откровении), не являются результатом дедуктивных умозаключений.

В этой фразе можете не использовать слово "кажется" - она верна и без нее... Однако без подготовительной работы разума "откровение" тоже не состоится...

Я, конечно, за ... объяснимость человеческих поступков, но замечаю за собой, что они не всегда ...

Расширьте Вашу модель восприятия, включите в нее случайность, и Вы придете к понятию риск и методам управления рисками - вполне себе рациональным технологиям, помогающим решать проблемы в условиях неопределенности...

***

У меня возникает ощущение, что Вы не читаете того, что я пишу... Какой-то у нас с Вами странный диалог...

Аватар пользователя Николай Кофырин

Я внимательно читаю ваши комментарии, но не хочу следовать в развиваемом вами направлении, комментировать комментарии.

Аватар пользователя cedrus

Здесь нас пока трое, а в ЖЖ у Вас может быть четверо. Я бы лучше там продолжил обсуждение.

Аватар пользователя actuspurus

1. Доклад интересный, но, к сожалению, не лишен некоторой логической небрежности. Я не стану разбираться с фактологией - кто и что говорил, сосредоточимся на внутреннем содержании доклада безотносительно внешних референций. Так изначально говорится о "кризисе интеллекта" в том смысле(Гуссерль), что

западная мысль не состоялась в своих сверхзадачах, которые полагались в том, чтобы создать универсальное сознание, универсальный метод [выделено мной], позволяющий интегрально решить все аспекты истины. Он назвал это кризисом смысла.

Но далее говорится уже о "несостоявшемся прорыве к универсальному" и, наконец, о "проблеме универсального". Эта подмена понятия еще очевиднее в следующей цитате:

Что такое универсальное в данном случае? Когда мы говорим об универсуме [выделено мной], когда мы говорим об универсальном, мы попадаем в очень серьёзное метафизическое противоречие. Либо, с одной стороны, мы являемся свидетелями универсального, и тогда мы вне его, и тем самым мы ограничиваем его, и, таким образом, оно уже не универсальное. Либо же наоборот, мы утверждаем себя как часть универсального, но в этом случае, какое право часть имеет высказываться о целом? Как ни крути, сама постановка вопроса об универсальном или о том, что мы называем (с большой буквы) «Все» — это драматический вызов интеллекту, который с неизбежностью ведет к кризису.

Очевидно, что универсальность сознания и методов - т.е. единство всех сознаний и методов для всех сознаний и всех наук - не тоже самое, что Универсум как Целое мира. Эта подмена тем очевиднее, что универасальность как характеристика сознания и методов не создает указанного противоречия - соотношения части (человека) и целого (Мира).
2. Далее, идет разговор о монизме в философии:

Прежде всего, тема универсального неотделима от проблематики монизма как общей подкладки европейского философствования.

и делается неочевидное заявление:

монизм представляет собой более глубокую, более метафизическую постановку вопроса об универсальном.

Здесь опять "универсальное" понимается в первом смысле - как характеристика сознания и методов. Если автор верно понимает термин "монизм" как единство мира, то как раз универсальность методов не отменяет многообразие мира - в том числе, и его дуализм, как бы его ни понимать - как соотношение трансцендентного и имманетного, мышления и протяжения и др. Вопрос об универсальности нашего сознания и методов есть вопрос унификации, а не вопрос монизма. Да, познающий сводит познаваемое на уровень познанного, но это никак не отменяет тот факт, что объект сам по себе остается неисчерпаемым, например, как Бог или Мир. Здесь у автора есть определенная недодуманность или игра терминами.
3. Автор справедливо сетует:

С самого начала своей истории философия явилась не чем иным, как опусканием метафизики на землю.

Действительно, философия и начинается с того, что отходят от простого представления о мире (мифологического, религиозного и др.) и пытаются его мыслить. Но автор считает, что

философия с самых первых своих шагов, когда она оформилась именно как философия, была попыткой представить абсолютное в виде конкретного[выделено мной].

Но что есть это "конкретное"? Если под "конкретным" понимать чувственное, то философия как мышление о мире есть скорее нечто как раз абстрактное. Если же "конкретное" понимать по Гегелевски - как содержательное в мышлении - то ведь иначе Бога, Абсолютное вообще никак нельзя определить. Ведь Абсолют, по крайней мере, нечто нечувственное, нечто только мыслимое. Но далее, кажется, наш автор склоняется в пользу "конкретного" как чувственного:

И даже у Фалеса Милетского, даже у Анаксагора мы обнаруживаем всю ту же самую страсть сведения абсолюта с небес в непосредственно представимую конкретику.

Но здесь философии бросают не заслуженное обвинение.
И далее, идет совсем несвязанный, как кажется, с этими рассуждениями вывод:

Поэтому философ, мыслящий в рамках этого посыла, стоит перед большой проблемой взаимоотношений субъекта и объекта. Субъект и объект в этом случае для него являются комплементарными аспектами абсолютного целого. И в тот момент, когда они сливаются, наступает состояние возвышенного познания истины.

.
Проблема соотношения субъекта и объекта в плане их дополнительности - эта проблема философии Нового времени (начиная с Канта), античность и средневековье об этой проблеме не знали. В античности, субъект и объект не противопоставлены и, следовательно, не дополнительны (комлементарны) друг к другу.
4. Далее, возникает резкий переход к другой проблеме:

Иными словами, фундамент европейской мысли это то, что сознание определяется как бытие.

А сознание разве не некий вид бытия? Видимо, автор хотел сказать, что "бытие определяется как сознание". Читаем далее:

Тождество бытия и сознания возвращает нас к проблеме: каким образом сознание может свидетельствовать бытие, если оно ему в конечном счете тождественно? Вся философская история Европы есть попытка сбалансировать и откорректировать эту внутреннюю драму монизма, эту зарытую внутри него проблематику.

Здесь опять неразбериха с терминами. Классической формулировкой является "тождество бытия и мышления", а не "тождество бытия и сознания", ведь как было указано автором в п.3 существует проблема соотношения субъекта и объекта, которые понимаются комплементарно, т.е. противопоставлены друг другу. Но сознание - это и есть субъект, точнее говоря, субъект определяется через рефлексию сознания (Декарт), и следовательно, противосмысленно говорить о "тождестве бытия и сознания". :)))
Друго дело мышление. "Тождество бытия и мышления" - это установление того факта, что мышление втягивает все в свое поле, все делает мыслимым. Мышление тотально, для него нет ничего внешнего - оно все делает мышлением. Именно поэтому, первый смысл понимания "тождества бытия и мышления" и состоит в том, что если бытие мыслится, то мышление не найдет в нем ничего, кроме мышления. Есть еще другие смыслы этого тождества - но это уже другой разговор.
Соответственно, поскольку сознание противоставлено миру (бытию) нет никакой проблемы того, что сознание может свидетельствовать о мире (бытии). Более того, эта противопоставленность, это различенность сознания и мира только и позволяет сознанию вообще свободно мыслить, относиться к миру, что-то о нем высказывать, понимать его и.т.д. Если бы сознание и бытие были бы тождественны, то сознание было бы полностью захвачено миром и не могло бы к нему вообще относиться - мыслить его, высказывать о нем свое мнение, различать себя и мир, себя и Бога, вообще знать Бога.(В такой захваченности миром, как полагают, находятся все животные).
5. Сославшись на неудачи философии тождества Шеллинга и Гегеля, читаем далее:

Но проблема в том, что абсолютная идея ни при каких обстоятельствах не превращается в экзистенциальное сознание свидетеля [выделено мной]. Вы не можете начать с чистого универсального ничто, как исходного содержания абсолютной идеи, а кончить смертным человеком, который находится «здесь и теперь», и является зеркалом, предъявленным реальности. Потому что здесь есть барьер, который нельзя перешагнуть иначе, как совершив философский подлог

.
Но это уже подлог автора в отношении философии, хотя бы того же Гегеля.
В выделенном мной фрагменте, философия сводится до расхожего мнения об идеализме - дескать, как в мою голову может вместиться мир? Абсолют на то и Абсолют, что не может быть чем-то конечным, например, "экзистенциальным сознанием свидетеля". Это же прописные истины. Против чего здесь выступает автор? Как кажется, проблема, которую автор затрагивает в другом - как соотносятся Абсолют и конечное сознание. Но эта проблема не решается на путях редукции Абсолюта к конечному. Это было бы уже черезчур даже для материалистов, для которых Абсолют - это материя.
6. Читаем далее:

Я хочу сказать, что этот аспект европейского мышления есть не что иное, как выявление внутренней парадигмы всей человеческой метафизики[выделенно мной]. Ибо, куда бы мы не пошли, куда бы не направили свой взор, мы найдём всюду монизм, монизм и один только монизм, начиная от дальневосточной традиции, от индуизма, и кончая друидами, ацтеками и так далее.

Здесь автору явно изменяет чувство меры и скромность. :)) Читаем сразу после этого:

Исключение составляют совершенно уникальные традиции единобожия, традиции авраамических пророков, (да будет мир над ними всеми), которые осуществили революцию в метафизике[выделено мной], в самом понимании того, что такое сознание и что такое когнитивная способность человека.

Это уже излишне тенденциозно. И как вообще понимать противоречие выделенных фрагментов в последних двух цитатах? В чем уникальность традиции единобожия? То, что Бог - один высказывали и хаемые автором философы, правда, в философских формулировках - Единое, Абсолют, Бытие. Здесь простая логика - не может быть два Бога, в противном случае, каждый из них не будет Богом, ибо будет ограничен другим Богом.
7. Читаем далее:

Проблема универсализма, которая ставится всеми мыслящими носителями любой традиции в любой цивилизационной системе, это внутренняя воля, внутренняя необходимость выйти на ту подлинность, которую нельзя определить иначе, как «То, кроме чего ничего нет». Что есть то последнее, достигнув которого, мы можем пережить ощущение избыточности, не допускающей никакую параллельную реальность рядом, ничего кроме себя? Именно этот избыток и есть критерий подлинности. И я скажу больше: именно это есть критерий правды. Ибо истина есть констатация сущего, а правда — это долженствующее, то, что должно стать.

Здесь автору удается подняться на уровень экзистенциальной философии. Вместо мышления - ощущения избыточности и внутренняя воля выйти к некоторой подлиннсоти. В общем стандартные ходы мысли - выйти за пределы мышления к его внешнему, которого нет. Автор, наконец, формулирует реальную старую философскую проблему:

Вот здесь главная проблема. В тот момент, когда человек сознаёт бесконечность как предмет своего созерцания, он самим фактом этого созерцания выступает как ограничитель той «бесконечности», которую он отражает как свидетель.

Но надеюсь, теперь он уже не считает, что тем самым бесконечное редуцируется к конечному, как это было ранее.
8. Рассуждение о зеркале - красивая метафора. Экзистенциальные размышления даются нашему автору лучше. Автор начал с кризиса интеллекта и вот в своих рассуждениях он дошел до банального противопоставления интеллекта - чувствам, перцепциям, которые бесконечны. А ведь казалось бы, что, наоборот, именно мышление бесконечно, ведь только для мышления существует Бог, Абсолют, Истина. И, наконец, автор доходит до главного:

Совершенно аналогично тому внутри человека тоже находится эта чёрная амальгама, некий фактор негативного апофатического присутствия в его сердце, о которое разбиваются волны внешнего наружного света, которые видны ему, которые несут ему впечатление о феноменологическом мире вокруг. И именно благодаря этому, в его личностному зеркале этот мир оживает. Потому что внутри него есть та точка, которая не тождественна ничему из того, что он способен увидеть, понять и почувствовать[выделено мной].

Эта вера в то, что в человеке есть некая таинственная "точка", о которой можно сказать бездну слов, но которая "не тождественна ничему из того, что он способен увидеть, понять и почувствовать" - есть вера мистика, а не философа. И все-таки автор не удерживается на уровне апофатического богословия и пишет далее:

Авраамические пророки (мир им всем) сосредоточились именно на выявлении этого центра, формулируя дискурс об этой точке, которая не может быть выявлена в опыте, потому что она есть условие опыта[выделено мной].

Как показывает практика, пренебрежение философией - никогда не проходит бесследно, поскольку философия - это не только исторические системы мысли, но прежде всего само мышление как оно есть, его возможные ходы мысли. Отрицающий мышление, интеллект - сам опирается, при этом, на интеллект и мышление - забавное противоречие всех мистических натур. :)))
9. Читаем далее:

Этого нет ни в одной традиции – языческой, консервативной, метафизической, традиции высшего жречества, духовно окормлявшего мир на протяжении всей его истории. Вы можете исследовать глубины эллинской философии, глубины дальневосточной традиции, можете пройти все шесть школ индуизма, но вы не найдёте там сосредоточенности на этой актуальной точке, которая есть точка оппозиции, ограничивающая безграничное «Всё» вокруг, благодаря которой это «Всё» оживает не как хаос, а как структура.

Боюсь, что автор начал повторяться и повторяться не в лучших своих проявлениях - здесь явно скромность изменяет нашему автору. О банальности выводов я уже не говорю.
10. Неожиданно в докладе возникает "искусственный интеллект", которому автор противопоставляет "живой":

там [в языческой метафизике] нет того главного, что отличает живого субъекта от искусственного интеллекта: точки абсолютного нетождества всему сущему, которая одновременно воплощает в себе предчувствие неотвратимой смерти, да, по сути, и есть сама эта предстоящая смерть. Искусственный интеллект, не имея сознания смерти, не знает, что он «жив». А то, что нам описывает философия санкхья или мистика даосов как архитектонику живого существа, на самом деле есть подробнейшее описание искусственного интеллекта.

Вообщем, можно сказать, что автору импонируют противопоставления, в данном случае "искусственного и живого", "тождества и нетождества". Интересна сама мысль - нетождество Абсолютного (все сущее) и конечного (т.е. смертного). Но это же, извините, трюизм.
11. Далее, автор торжественно заключает, все сводя в одну кучу - интеллект, смерть и перцепции:

Единственное, что делает нас отличными от искусственного интеллекта, единственное, что не позволяет никогда, ни при каких обстоятельствах низвести нас до статуса искусственного интеллекта, — это реальность смерти, финальности, которую мы непосредственно чувствуем внутри себя, и которая является условием нашей перцепции.

Под "искусственным интеллектом" автор, видимо, несколько неуклюже понимает разум как он прописан в классической немецкой философии. Это противопоставление разума (искусственный, вневременный и потому вечный порядок) и смерти (конечность) характерно вообще всем экзистенциалистам, начиная с Кьеркегора. Но как реальность смерти "является условием нашей перцепции" - остается загадкой. :))) Видимо, автор имел в виду, что перцепция, которая обусловлена знанием человека о своей смертности, становится особенной, так сказать, более экзистенциальной.
12. Я уже думал, что автор до вопросов, поставленных в начале доклада не дойдет, но он плавно закругляет и "решает" все поставленные им проблемы:

Наша смертность и наша непосредственная экзистенциальная включённость в свидетельствование «здесь и теперь» есть одно и то же. Это и есть субъект. Но этот субъект не тождественен объекту и не является комплементарным, не является одной из половин «Магдебургских полушарий». Его — субъекта — как бы «нет», если «есть» всё остальное! То есть, бытие и сознание — это как день и ночь. Если бытие есть, то сознание — это диалектическая противоположность: его нет. Но благодаря этому «нет», в его зеркале существует бытие «для нас». Таким образом, нет и не может быть никакого онтологического монизма.

Появился субъект "не тождественный объекту" (?!) Но субъект по определению противопоставлен объекту, что бы об этом не говорили о некомплиментарности. Таким образом, проблемы в философии не решают. Сравнивать отношение бытия и сознания "как день и ночь" - значит вообще не понимать исходной проблемы. Все проблема и состоит в том, что когда нет нашего сознания, то нет и нас, а значит нет и мира!(ведь автор сам понимает сознание как свидетельствование - если нет свидетеля, то нет и события). Сознание - это не психологическая способность, которая может быть, а может и не быть. В философии, сознание - это само условие бытия мира, способ каким он нам единственно доступен. В этом смысле, сознание не противоположно перцепции, а лежит в основе всякой перцепции, всякого чувства.
13. Но что же нам предлагается в качестве альтернативы монизму? Читаем далее:

Вместо этого есть интуитивное монотеистическое движение: переход от одной единицы к радикально и качественно другой. Если первая единица дается как исходное утверждение, то вторая единица существует рядом с ней как отсутствие. В тот момент, когда мы утверждаем «единицу», выражающую внеонтологическую субъектность, «единица» бытия, первичного Объекта становится призраком. Это динамика монотеистического перехода от абсолютного объекта к абсолютному субъекту выражена в аяте Корана: «В конце концов, не останется ничего, кроме лика Аллаха».

В общем обычная философская точка зрения. Проще говоря, это можно выразить так. Если сознание захвачено предметом, то для него есть только предмет, а не оно само. Чем больше захваченность, тем более сознание теряет самого себя. И наоборот, если сознание захвачено собой, рефлектирует себя, то оно теряет свой предмет.
14. И наконец, авторские выводы - теология вместо философии и даже как основание естественных наук. Смело и главное вовремя, так сказать, идя навстречу чаяниям народных масс. Но разве философия, в конце концов, это не таже самая теология? :))))

Аватар пользователя titir

западная мысль не состоялась в своих сверхзадачах, которые полагались в том, чтобы создать универсальное сознание, универсальный метод [выделено мной], позволяющий интегрально решить все аспекты истины. Он назвал это кризисом смысла.............
Я немного слабоват теоретически , возможно немного плаваю в терминологии, но хотелось бы немного дополнить вашу столь любопытную полемику одним малоизвестным фактом: в конце 60-х годов некая Линн http://www.jungland.ru/node/1461 сформулировала некую теорию о симбиозе человека с реликтовыми микроорганизмами (вирус), и тем самым высказала предположение что истинные эволюционные механизмы они гораздо древнее чем сама жизнь, теория американского генетика , микробиолога блестяще сочетается с моей теорией, согластно которой МИНИМАНЬНОЙ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ АНТРОПОСФЕРЫ является не человек (отдельно взятая особь) , а ГЕНОТИП (грубо эмпирически род, порода, родня, клан (родоплеменной)) мы отд. взятые особи вроде грибов на грибнице, на нас возложены ЭТИМ генотипом определённые функции : БОРЬБА ЗА УСПЕШНОСТЬ (статустность), Репродуктивная функция .
Я считаю, если бы Гуссель был знаком с этим текстом и разработками этой Линн он был бы менее скептичен в своих выводах. Васильев Григорий автор антропологического исследования ОТ ЭВОЛЮЦИИ К МОДИФИЦИРОВАНИЮ http://63.ru/forum/theme.html?id=223502&p=1