Дологические дисциплины: риторика, эристика, диалектика

Аватар пользователя mp_gratchev
Систематизация и связи
История философии
Диалектика
Логика

 

 

Диалектика как дологическая дисциплина

автор: М.П. Грачев

 
Диалектика - искусство и техника рассуждать. В доаристотелевской античности уже разрабатываются правила и принципы совместного рассуждения, аргументации применительно к различным практическим диалогам. Но дисциплины "логика" ещё нет.

Софистика как античная техника аргументации в диалоге. Диалог - и цель, и средство античного исследования основ и техники элементарной диалектической логики. Форма мысли "вопрос" у софистов является ключевым орудием диалога. Филигранно отточенный вопрос доводится ими до предельного совершенства. Ключевыми фигурами диалога становятся вопрошающий и отвечающий. Субъекты совместного рассуждения - это структурные элементы логической формы диалог. Аристотель же, опираясь на диалог, в своих логических исследованиях не фиксирует диалог как логическую форму. Из силлогизма диалог изгоняется.

Диалогическая природа противоречия. В исходной позиции противоречие - это речевой акт (противо-речие), предполагающий совместную коммуникативную деятельность собеседников (логических солиптистов). Высказывание одного актора (субъекта рассуждений и речи) противостоит чужому высказыванию. Друг другу противостоят две самостоятельные логические системы. Софисты с помощью техники наводящих вопросов пытаются внедрить вирус противоречия внешней логической системы во внутреннюю систему отвечающего и понуждают его согласиться с чужой речью как своей собственной.

Ценностный статус диалога как логической формы. Сократ стремится закрепить "ценностный статус диалога" в форме устной речи, содержанием которой является подвижная, меняющаяся диалектическая мысль, в общий поток которой погружаются собеседники. В письменной форме мысль стреноживается. Она становится сказанной мыслью, лишенной подвижности. Уже в литературном жанре диалога мысль морозится, а в монологической форме силлогизма от творческих потенций движения мысли и вовсе ничего не остается. Живой диалог как логическая форма связывает не только мысли в форме вопросов, утверждений, отрицаний, оценок и императивов, но и связывает сотрудничающие субъекты рассуждений, хотя бы и стоящих на различных целевых позициях.

Два контекста диалектики у Платона. Первый контекст диалектики у Платона логический: искусство рассуждения в форме вопросов и ответов. Это аспект элементарной диалектической логики. Второй контекст диалектики у Платона - это гносеология и онтология. Первый контекст ещё как-то наполнялся у средневековых схоластов. Эстафету подхватили современные исследователи аргументативной риторики, неформальной логики, прагма-диалектики и формальной диалектики.

Второй контекст у Платона наследовал Аристотель в своей метафизике. Снова был возрожден у Гегеля в спекулятивной логике, ядром которой был диалектический метод. Последний подхвачен марксистами и назван "диалектической логикой". Путаницу вносило повсеместное противопоставление диаматовской диалектической логики действительной логической дисциплине - формальной логике. Хотя первая была не более чем философской метафорой, за которой стояла никакая не логика, а диалектическая гносеология и онтология.

Солипсизм как дологическая предпосылка рассуждения. Как и всякое мировоззрение солипсизм несет в себе по меньшей мере три составляющие:

- онтологическую ("статусом существования обладает только мыслящий субъект, а все не совпадающие с ним объекты существуют только в его сознании" );
- гносеологическую (подлинными объектами восприятия, по Беркли, являются идеи воспринимающего); и
- логическую (вопрос об истинности мыслей и высказываний солипсиста).

Кроме того, речь может идти о практическом солипсизме, этическом и аксиологическом. Последние три формируют условия возможности рассуждения на его дологической ступени.

Что бы ни думал о себе солипсист, в эмпирической действительности ему приходится вступать во взаимодействие с другими членами коммуникативного сообщества. Преследуя свои интересы, солипсист не считается с интересами контрагентов. На этой почве возникает спор - предмет тщательного исследования софистов.
Спорщики - обычные индивиды, только загнанные волей обстоятельств в прокрустово ложе традиционной логики (логики естественного мышления). Уже софисты вырабатывают способы защиты и опровержения тезиса и антитезиса (позиций двух солипсистов). Но для софистов это всего лишь игра (берутся доказать и утверждение, и его отрицание). Что по характеристике Аристотеля является "мнимой мудростью" (См. Аристотель. Метафизика//Сочинения в четырех томах. Том 1. - М.: Мысль. - С. 123).

Если ввести критерий различения солипсиста и не солипсиста, то первый ориентирован на дефляционную истинность своих высказываний (всегда его высказывания истинны по умолчанию, поскольку истинны относительно себя самого), второй ориентирован на корреспондентную истинность (соответствие своих высказываний фактическому положению дел независимо от феноменов собственного мышления).

Позиции солипсизма закрепились в аристотелевской логике. Аристотелевская логика толкает индивида в объятья солипсизма, так как в случае возникновения противоречия с собеседником неискушенный индивид инстинктивно выбирает собственную правоту. Как возможен солипсизм в традиционной логике?

Дело в том, что аристотелевская логика отвлекается от субъекта рассуждений. А в эмпирической действительности они присутствуют со всей очевидностью. В этом состоит собственное противоречие аристотелевской модели естественного мышления. Противоречие снимается в элементарной диалектической логике как раз введением в структуру логики субъекта рассуждений как иррациональный компонент рациональной системы.

Строго говоря, в аристотелевской логике не может быть тезисов и антитезисов, а только аксиомы. Аксиомы, как известно, это истинные положения по умолчанию. Поэтому эмпирическому субъекту рассуждений в рамках аристотелевской логики не остается другого выхода, кроме как 'ложность' приписывать оппоненту, а 'истинность' себе любимому.

Солипсизм - вещь практическая. Когда вы вступаете в спор, то занимаете солиптическую позицию. А если это так, то свой вывод о солипсисте должны отнести и к себе. Со стороны, вы оцениваете заключения солипсиста "надуманными". Но свои-то заключения не хотите оценивать как надуманные? Начинаете искать выход из создавшейся ситуации. Приходите к мысли, что у собеседника наравне с вашей может быть своя правота. То есть, вступая в спор, следует очистить свое сознание от мысли, что собеседник заведомо заблуждается. Дать ему шанс доказать свою правоту. А себе - шанс логически опровергнуть собственный солипсизм.

Восточная диалектика. Упанишады. Упанишады - сидение у ног учителя. Центральный вопрос в Упанишадах природа человеческого "я" и её отношение с "космической целостностью бытия". Исследование вопроса ведется индийцами диалектическим методом, аналогичным сократовскому вопрошанию. Наблюдение над человеческой личностью служит отправной точкой всех последующих построений диалогического рассуждения. С самого начала находим в Упанишадах описания диспутов, происходивших при дворах царей, в центрах тогдашних городских цивилизаций. Эти диспуты сыграли немалую роль как в процессе становления философии, так и логики. Открытые публичные диспуты и философские дискуссии были широко распространенным явлением в общественной жизни Индии.

Начало цитирования:

РАЗДЕЛ ЯДЖНЯВАЛКЬИ


 

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

ПЕРВАЯ БРАХМАНА

1. (ссылка) Джанака, [царь] Видехи, совершил жертвоприношение со множеством даров [жрецам]. Там собрались брахманы из жителей Куру и Панчалы. И Джанака, [царь] Видехи, пожелал узнать, кто из этих брахманов самый ученый. Он заключил [в загоне] тысячу коров и к рогам каждой прикрепил десять пад [золота].

2. Он сказал им: "Почтенные брахманы, пусть мудрейший брахман среди вас уведет этих коров". Те брахманы не осмелились [сделать это]. Тогда Яджнявалкья сказал своему ученику: "Дорогой Самашравас, уведи их". Тот увел [коров]. Брахманы разгневались [и сказали]: "Как мог он объявить себя мудрейшим брахманом среди нас?" И был [там] Ашвала, хотар Джанаки, [царя] Видехи. Он спросил его: "Действительно ли ты, Яджнявалкья, мудрейший брахман среди нас?" Тот ответил: "Мы склоняемся перед мудрейшим брахманом, но и желаем иметь коров". Тогда хотар Ашвала начал спрашивать его.

3. "Яджнявалкья, – сказал он, – все это объято смертью, все подвержено смерти. Как может приносящий жертву полностью освободиться от объятий смерти?" [Яджнявалкья ответил]: "С помощью жреца хотара, огня, речи. Поистине, речь – хотар жертвы. Эта речь – то же, что и огонь; этот [огонь] – хотар, это – освобождение, это – полное освобождение".
...

ВОСЬМАЯ БРАХМАНА

1. Тогда Вачакнави сказала: "Почтенные брахманы, я задам ему два вопроса. Если он ответит мне, то, поистине, никто из вас не превзойдет его в споре о Брахмане". – "Спрашивай, Гарги".

Толкование Сатьей Саи Бабой Брихадараньяка-упанишады (ссылка). Джанака, царь Видехи, устроил праздничное жертвоприношение, раздавая в качестве даров огромные сокровища. На эту ягу собралось много брахманов из Куру-Панчалы. Царь приказал привести тысячу коров, украшенных золотыми браслетами и ожерельями. Он объявил, что их получит тот, кто поможет ему познать Брахмана. Многие брахманы, хотя и были великими знатоками своего дела, не решались предъявлять права на коров из-за боязни не справиться с задачей. Но Яджнавалкья был настолько уверен в своих знаниях; что велел ученикам отвести коров в свой ашрам! Остальные брахманы пришли в негодование от такой дерзости и принялись испытывать его опыт и ученость.

Первым вышел вперед и бросил вызов Яджнавалкье придворный жрец семьи Джанаки. На его вопросы мудрец дал ответы, проливающие свет на метод достижения Атмана, заключенного в пранах, путем соединения карма-йоги и бхакти-йоги. В процессе яджны голос ритвика (брахмана, поющего ведийские гимны) символизирует Агни, кала (время) выступает как символ Вайю (ветра), ум устроителя яджны – это Чандра (Луна). Таков способ, с помощью которого можно понять значение ритуала и освободиться от слабостей, присущих смертным. 

...Яджнавалкья опроверг доводы Гарги, ибо ее вопросы не могли быть разрешены с помощью изощренных уловок интеллекта, их можно решить только путем интуиции, развитой под руководством гуру. 

Упанишады: http://scriptures.ru/upanishads/brihadaranyaka.htm 
Конец цитирования.

--

Грачев Михаил Петрович.

Москва, 31 декабря 2022г. 

Комментарии

Аватар пользователя Victor_

   Диалектика есть логическое понятие сохранения некой целостности - отрицательного единства, непрерывно разрешающего свои противоречия в некой своей сфере существования.

   Солипсизм - это формальная система без противоречий, а диалектика - это реально-действительная система в системе (сфере существования) со своими противоречиями, которые по своей логике разрешаются во взаимодействии систем...

Аватар пользователя mp_gratchev

   Солипсизм - это формальная система без противоречий, а диалектика - это реально-действительная система в системе со своими противоречиями, которые разрешаются во взаимодействии систем.

Доводы рассматриваю, словесный мусор вычищаю.

Случай оппозиции в воззрениях солипсистов. У каждого солипсиста своя система взглядов на предмет общего интереса. Без противоречий. Но между собой они могут вступать в конфронтацию. 

Где конфронтация - там спор. Спорщики - обычные индивиды, только загнанные волей обстоятельств в прокрустово ложе традиционной логики (логики естественного мышления). Уже софисты вырабатывают способы защиты и опровержения тезиса и антитезиса (позиций двух солипсистов). Но для софистов это всего лишь игра (берутся доказать и утверждение, и его отрицание). Что по характеристике Аристотеля является "мнимой мудростью" (См. Аристотель. Метафизика//Сочинения в четырех томах. Том 1. - М.: Мысль. - С. 123).

Два таких солипсиста в диалоге образуют реально-действительную диалектическую систему, состоящую из тезиса и антитезиса. Она требует разрешения.

Разумеется, разрешение диалектико-логическими средствами. Путем аргументации и контраргументации.

Традиционная логика работает на солипсиста. Она служит теоретико-логическим основанием убеждения солипсиста в истинности его картины мира.

В самом деле, для солипсиста его тезис абсолютно истинный, а антитезис оппонента заведомо ложный, так как согласно закону противоречия Аристотеля не могут два взаимно исключающих утверждения вместе быть одновременно истинными. На том и стоим.

Казалось бы, позиции солиптических спорщиков непробиваемые. В рамках формальной логики каждый из них способен построить строго логический вывод на своих аксиомах. Только, уже посылки отвергаются оппонентом как ложные. Обмен доводами протекает в прокрустовом ложе суждений и строится по схеме многократно повторенных, зацикленных: "да - нет", "нет - да". Это совсем не способствует продуктивному разрешению проблемы.

По схеме ЭДЛ, выходящей за рамки утверждений и отрицаний, между тезисом и антитезисом выкладываются промежуточные звенья высказываний, состоящих из вопросов-оценок-императивов.

Такая схема обмена репликами сходящаяся и ведет к разрешению противоречия: продуктивной выработке устраивающему обоих решению или ... краху дискуссии. Отрицательный результат тоже результат.

 

Парность законов ТФЛ и ЭДЛ. В Элементарной диалектической логике применительно к совместному рассуждению действуют две группы законов традиционной логики:

Группа 1 (законы традиционной формальной логики).

- Закон абстрактного тождества;
- Закон запрещенного противоречия;
- Закон исключения третьего;
- Закон двойного отрицания;
- Закон достаточного основания.

Группа 2 (законы элементарной диалектической логики).

- Закон конкретного тождества;
- Закон разрешенного противоречия;
- Закон включения третьего;
- Закон отрицания отрицания;
- Закон исчерпывающего основания.

Законы ТФЛ (традиционной формальной логики) обязательны для собственных высказываний каждого из участников совместного рассуждения. Таким образом у Аристотеля находится своя экологическая ниша в ЭДЛ.

 

Застарелая путаница во взглядах на диалектическую логику. Нерешенность в классическом диамате следующих проблем,

- определение термина "диалектической логики";

- отрицает или нет ДЛ формальную логику (сдача диалектиками своих позиций на милость формальных логиков) ;

- сведение диалектического противоречия, минуя диалектико-логическое,  к гносеологическому и онтологическому;

- отказ диалектической логике в существовании в качестве  собственно логики.

На Бакрадзе я ссылаюсь как на противника существования особой логической дисциплины "Диалектическая логика". Его текст:

[Бакрадзе К.С.: "Не существует двух наук о формах и законах правильного мышления; существует одна наука - и эта наука логика или формальная логика... Диалектическая логика это не учение о формах и законах правильного последовательного мышления, а общая методология познания" (Бакрадзе К.С. "Логика", Тб. 1951, с.79-80).]

Плюс Швырев В.С.:

 "Оценивая в целом традицию, исходящую из идеи особой "Диалектической логики" и использующую сам этот термин с позиций современной философско-методологической мысли, следует признать неправомерность установок на разработку особой логической дисциплины Диалектической Логики - противостоящей формально-логической традиции (Швырев В.С. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова, издание 7-е // М. 2001, стр. 158) 

Каков смысл этих двух сентенции?

На вопрос "Что собой представляет диалектическая логика?", Бакрадзе отвечает: Нет вообще такой логической дисциплины "диалектическая логика". И нет её по той простой причине - что логика одна. И эта "одна": формальная логика.

Швырев, судя по ранее им сказанному в совместной с Таванцем статье, оказался чужим среди своих:

«процесс движения познания, возникновения новых форм и категорий мысли становится предметом логики только тогда, когда он рассматривается как процесс исторического развития человеческого познания, "субъектом" которого является не отдельный индивид, а человечество в целом. Но так понимаемый предмет логики есть уже не предмет не формальной, а диалектической логики, которая как раз и есть не что иное, как учение о познании (теория познания)», (Таванец П.В., Швырев В.С. Некоторые проблемы логики научного познания// Вопросы философии, 1962, N 10, С. 10-21).

Процесс развития мысли в ситуациях индивидуального познания, принятия решений, аргументации в коммуникативных актах - это диалектико-логический процесс. Исключать данные вещи из предмета диалектической логики никак нельзя. В противном случае, диалектическая логика растворяется в проблематике общей теории познания, что и демонстрируют П.В.Таванец и В.С. Швырев. То есть,  если и есть ДЛ, то это методология или философия. Только никак не логика.

А что такое диалектическая логика как  "самоделка" ЭДЛ? - Это та логическая дисциплина, которая вопреки мнению Бакрадзе существует во втором экземпляре - логической дисциплине, отрицаемой автором приведенной цитаты.

Так что, совершенно не напрасно я ссылаюсь на Бакрадзе. Мое мнение является антитезисом к его мнению. И между тезисом Бакрадзе и "самодельным" антитезисом Грачева устанавливается отношение противоречия. Это формулировка значимой проблемы.

Насколько прав Бакрадзе? Вся логика действительно формальна, поскольку исследует формы мысли и формы связи мыслей в рассуждении. Например, логическая форма "диалог", связывающая истинностные утверждения и отрицания с неистинностными вопросами, оценками и императивами.

Не вся логика формализована. На Западе в пику формализованной формальной логике разрабатывают "Informal Logic".

 

Подходы к логике императивов. 

Императив - это высказывание. Но не высказывание-суждение (основа истинностной логики индикативов*) и не высказывание-вопрос (логика интеррогативов**).

Императив - порождающая структура собственной логики с собственной характеристической оценкой предложений. Начало разработки логики императивов положено в середине ХХ века.

Каким оценочным значением охарактеризовать "императив". Удовлетворение, сатисфакция (logic of satisfaction). 

Например, императив: "Выйди вон!". Сатисфакция: вышел. - По-русски, это характеристическое значение императива ("удовлетворение" ) звучит как-то косноязычно. По-моему, выражением адекватной оценки императива может служить термин: "исполнен" (исполнимо) или "не исполнен" (не исполнимо). А именно, требуемое действие исполнено/не исполнено (исполнимо/не исполнимо). 

Большинство исследователей, которые в 40-е – 60-е годы XX века разрабатывали свои проекты логики императивов, были склонны видеть в императиве предложение, обладающее двусоставной структурой.

Ричард Хеар, представитель крайнего параллелизма (вероятно, речь идет о различении в утвердительном предложении содержания (или мысли, или смысла предложения) и утверждающей силы, заложенной в форме предложения и в его прагматических характеристиках («серьезности» и «положительности высказывания»). См. [Фреге 2000, 329]), определяет императив, как «предложение, которое говорит нам о том,чтобы мы выполнили некоторое действие». С его точки зрения, в каждом таком предложении существуют две части: та, которая выполняет описательную функцию (т.наз. descriptor), и та, которая указывает на наклонение (mood) всего предложения в целом (т.наз. dictor) [Hare 1949, 27].

Альберт Хофстедтер и Джон Мак - Кинси (авторы логики удовлетворения – logic of satisfaction – и представители умеренного параллелизма), следуя за Хеаром, предлагают рассматривать императивы – особые языковые выражения – как описательные предложения, снабженные оператором «Пусть будет так, что…» [Hofstadter, McKinsey 1939, 447].
При этом очевидно, что сохраняется идея двусоставной природы императивного предложения.

Альф Росс (которому принадлежит попытка создания логики императивов, неизоморфной классической логике, объединяющий результаты логики удовлетворения Хофстедтера и Мак - Кинси и оригинальную идею логики субъективной обоснованности) трактует императивы как особого рода предложения, цель которых состоит в выражении непосредственной потребности в некотором действии, а не в описании факта [Ross 1944, 33]. Следовательно, рассуждает Росс, императивное предложение должно содержать описание требуемого действия, во-первых, и «императивный фактор», во-вторых.
 
Энтони Кенни (логика удовлетворительности, logic of satisfactoriness) прямо говорит о том, что в своей трактовке императивных предложений он следует Хеару и Фреге (О методологических установках крайнего и умеренного параллелизма см. [Карпов 2013]) и различает: описательное содержание предложения и то, что указывает на наклонение предложения [Kenny 1966,67-68].

Таким образом, общим для всех четырех проектов логики императивов является такая трактовка императива (договоримся не делать принципиальных различий между выражениями «императив» и «императивное предложение»), в соответствии с которой:

 1. Императив признается предложением и, по-видимому, предложением именно естественного языка, а не какого-то специального языка - посредника, созданного для целей анализа.
 
2. Императив объявляется состоящим из описательной части, и части, отвечающей за наклонение, то есть за то, каким образом следует понимать описательную часть.
 
3. Обе части императивного предложения являются абстракциями, извлеченными из некоторого фрагмента естественного языка (неопределенного явным образом ни в одном из исследований).

____________

*) Индикатив - изъявительное наклонение (лат. modus indicativus) — одна из форм глагольной категории наклонения, представляющая процесс как реальный.

**) Интеррогатив (interrogative look [tone of voice]) — вопросительный /вопрошающий/ взгляд [-ая интонация]. - грам. вопросительный. an interrogative sentence [pronoun, adverb] — вопросительное предложение [местоимение, наречие].

--

Аватар пользователя buch

Вы что сговорились .... хорошие тексты писать ?  Пойду ка я  перекушу

Аватар пользователя mp_gratchev

Вы что сговорились .... хорошие тексты писать ?

Сарказм?

--

Аватар пользователя buch

Да нет , нормальный текст

Аватар пользователя mp_gratchev

Какие ответные соображения на "нормальный текст"?

--

Аватар пользователя buch

Читать было интересно . Соображений пока нет 

Аватар пользователя mp_gratchev

Ок.

--