Автор: M. Bruk
15.08.2012 06:15
Русскоязычные евреи долго приучались к тому, что религия — это устаревшая форма бытия. Впоследствии многие евреи увлеклись дальневосточными духовными направлениями — изучали мантры, занимались йогой, медитацией и др. И часто у еврея дома можно встретить набор йоговских или буддистских принадлежностей и символов, но не обнаружить ни тфилина, ни талита, ни мезузы. «Травматическое» прошлое привело к отторжению своего или восприятию его как неактуального.
Но… как говорится, «let my people know» — во многом пренебрежение к своему происходит от незнания и (или) от нежелания знать.
Рассмотрим два наиболее важных элемента еврейского духовного бытия. Талит и тфилин — это не только элементы формальной молитвы. Если мы прочтем книги великого средневекового каббалиста р. Абулафии (доступны их переводы на английский язык), то мы увидим, что он предлагает проводить духовно-медитативные практики в талите и тфилине.
Прольем свет на то, какие духовные аспекты сокрыты в этих еврейских предметах.
В каббале есть два понятия: «ор пними» (внутренний свет) и «ор макиф» (окружающий снаружи свет). Эти два понятия связаны с присутствием Вс-вышнего в нашей жизни в двух разных аспектах. Вс-вышний находится внутри любых объектов и одновременно находится вокруг, «окружая» все объекты. Когда мистик надевает талит, он представляет себе, что его окружает и окутывает Б-жественный Свет.
Это не автоматический процесс, иначе каждый надевший на себя в синагоге талит сразу бы почувствовал присутствие Творца. Такое ощущение от талита требует от нас веры и практики. Если человек не верит в Б-га, то и талит «ответит взаимностью» и останется простым куском ткани. Но даже если человек верит во Вс-вышнего, необходимо в своих мыслях (на иврите — в каване) иметь в виду, что наш талит представляет «окружающий нас свет».
Для освоения такого подхода нужна практика и опыт. Наше сознание и подсознание должно научиться представлять себе это мистическое измерение талита. И тогда талит станет нашим важным ресурсом.
Итак, если мы хотим медитировать на связь со Вс-вышним или на присутствие Вс-вышнего в нашей жизни, мы можем воспользоваться талитом как мощным инструментом.
Еще одним важным ресурсом является тфилин. В двух кожаных коробочках находятся маленькие свитки с фрагментами текста Торы. Они обладают особой святостью и духовностью.
Головной тфилин может влиять на наше сознание. Ручной работает в двух «измерениях». Он помещается на руке, но одновременно находится рядом с областью сердца. Когда мы сосредотачиваемся на том, что мы «соприкасаемся» с источниками связи с Высшей духовностью через тфилин — это возвышает наши мысли и эмоции.
Существуют и более «локальные» моменты в наших отношениях с этими ресурсами.
В «походном» состоянии тфилин находятся в коробочках. Перед молитвой мы раскрываем коробочки, чтобы вынуть тфилин из них. В момент открытия коробочек мы можем сделать интересное действие. В жизни большинство людей чувствуют себя «закрытыми» (зажатыми, заблокированными). Это особенно актуально по отношению к духовным мирам. Нам непросто раскрыться и убрать свои «зажимы» и блоки.
Процедура с коробочками тфилин может помочь нам в этом процессе. Мы можем, раскрывая коробочку головного тфилина, представлять, что в этот момент раскрытия наше сознание также «распахивается» и «впускает» Б-га и его свет в нашу жизнь. Раскрывая «ручной» тфилин, мы можем «дать команду» нашим эмоциям раскрыться и «разжаться». Эта короткая медитация с тфилином очень поможет нам молиться (или медитировать) более эффективно.
Услышав от меня об этой идее, Борис Гулько предложил еще одну медитацию. После молитвы мы складываем тфилин в обратном порядке и закрываем коробочки. Во время молитвы мы можем удостоиться важных состояний и ощущений, которые потом могут «рассеяться» во время суеты будней. И когда мы закрываем коробочки, мы можем представить себе, что мы как бы «запечатываем» это состояние, сохраняя его и защищая от рассеяния («прячем в коробочку»).
Итак, талит создает для нас внешнее — окружающее нас — ощущение Б-жественного присутствия, а тфилин активирует в нашем сознании и в нашем эмоциональном мире ощущение внутреннего Б-жественного присутствия.
Вся наша традиция наполнена глубинными смыслами, и, осваивая их, мы развиваемся духовно и наполняем нашу жизнь особым смыслом.
Комментарии
1. Эта процедура открытия и закрытия сознания (как открытия и закрытия коробочки) перед Богом являет собой странное отношение к Богу, к которому есть только один путь - через молитву. В остальное время - другие дела. Жизнь по расписанию. Так сказать: "Богу - Богово, а человеку - человеческое".
2. Но есть другая, конечно, нееврейская традиция понимания взаимоотношения с Богом. Бог всегда с нами: поскольку мы в сознании - мы в Боге, ведь Бог и есть Всеобщее сознание, Дух.
Сознание и есть свет. Этот свет и внутри нас и вовне нас - он пронизывает все, мы от него не можем укрыться, "закрывая коробочку".
3. Но почему в еврействе такое "странное" отношение к Богу? Потому что Бог для них грозное, требовательное существо (Господин), перед лицом которого нелегко находиться, страшно стоять. Эту преграду между Богом и Человеком символизирует Завеса храма, разделение мира на "Святая святых" (куда может входить только первосвященник в особые дни) и остальное пространство. Но в христианстве завеса храма разорвалась снизу доверху. Не надо в этом видет чудо, исторический факт. Это факт метафорический - Бог соединился с человеком, между ними нет преград и границ, нет размеживания. Олицетворением этого является Иисус Христос как Богочеловек.
4. Именно в силу этой непереходимой границы между Богом и человеком в иудаизме отношение Бога и человека строится на прагматических основаниях: Я - тебе, ты - мне. И весь ритуал должен не Бога огородить от человека, а самого человека от Бога.