Ещё раз о логической (диалектической) противоречивости истины

Аватар пользователя Олег Суворов
Систематизация и связи
Гносеология
Диалектика
Логика

ЕЩЁ РАЗ О ЛОГИЧЕСКОЙ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ)
ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ИСТИНЫ

Вопрос об истине всегда был и остается весьма дискуссионным. Разнообразие концепций здесь давно стало соразмерным количеству авторов, так или иначе обращающихся к этой проблеме. Анализировать существующее тут многообразие взглядов не имеет смысла, поскольку за их вербальной неоднозначностью, на самом деле, скрывается одно и то же ошибочное представление, согласно которому истина когерентна исключительно объективности. При этом фактическая неразрывность последней с субъективностью либо просто игнорируется и, таким образом, элиминируется из содержания истины, либо, если сделать этого в полной мере не удается, объясняется, как правило, некорректностью или неполнотой познавательной ситуации. Однако такой подход (к сожалению, весьма распространенный) не согласуется с основным вопросом философии, определяющим гносеологическую предметность как объектно-субъектное отношение, из которого, следовательно, может быть извлечено только противоречивое знание. То есть, знание, которое по самой природе своего происхождения неизбежно диалектично, являясь единством противоположностей – объективного и субъективного.

Безусловно, задача познания всегда заключается в том, чтобы добытые знания максимально соответствовали объективной действительности. Однако сама действительность (не только в целом, но в каждом отдельно взятом объекте) бесконечна, и, стало быть, бесконечен также и процесс её познания. Ввиду этого истина суть не просто процесс, а процесс бесконечный, что неизбежно накладывает на любое знание печать относительности, сводящейся, в конечном счете, к относительности к субъекту, к его ограниченным, т.е. конечным, гносеологическим возможностям. Между прочим, относительностью именно к субъекту, и это нетрудно показать, являются все известные формы естественнонаучной относительности – к скорости, к системе отсчета, к прибору и т.д.

Разумеется, истина, понимаемая только как бесконечность, предельно абстрактна. Но ведь таков (предельно абстрактен) сам предмет – объективная реальность. Восхождение от абстрактного к конкретному здесь напрямую связано с ограничением (конечностью) познавательной задачи, параметры которой задаются не только объектом, но и субъектом. Отсюда истина, опять-таки с неизбежностью определяется как противоречие, как бесконечная конечность, или конечная бесконечность.

Что касается связи с внешним миром, то любая истина, в известной мере, конечно же, объективна и в этой же мере – абсолютна.. С учетом же выше указанной неотъемлемости момента субъективности в любом познавательном результате, истина, с этой стороны, определяется как субъективированная объективность (объективированная субъективность), или, что тоже, относительная абсолютность (абсолютная относительность).

Логический анализ истины, разумеется, был бы не полным без уточнения роли практики. Принятое в диамате определение последней, как основы познания и критерия истины, хотя и не вызывает принципиального возражения, однако требует существенной корректировки, а именно: включения в этот критерий субъективной составляющей. Без этого практика, понимаемая только как объект, абстрактна, или созерцательна, на что, кстати, указывал и Маркс в первом тезисе о Фейербахе. К сожалению, высказанная там мысль классика в официальном диамате была похерена и заменена упрощенной ленинской трактовкой практики, автоматически вытекающей из его объективистского догматизма. В этом вопросе Ленин, по существу, перепутал причину и следствие, утверждая, что истинность тех или иных положений науки определяется не тем, что они приносят успех в опыте, практической деятельности (точка зрения эмпириокритицизма, прагматизма), а их абстрактным соответствием (неизвестно откуда взявшемся) объективной реальности. Между тем, очевидно, что соответствие мысли объекту может проявляться, выявляться и доказываться (проверяться) как раз только в опыте, через опыт, через положительные результаты практической (субъективной) деятельности.

Правда, иногда Ленин, вопреки слепой приверженности к материализму, довольно близко подходил к осознанию неразрывности в познании объективного и субъективного, бесконечного и конечного. Например: «Логика есть учение о познании. Есть теория познания…Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей полностью… , он может лишь приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы; научную картину мира и т.д. и т.п.» (Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. Собр. Соч., т.29 с.163-164). И ещё: «Идея (читай, познание человека) есть совпадение (согласие) понятия и объективности («общее»). Это – во-1х. Во-2х, идея есть отношение для себя сущей (= якобы самостоятельной) субъективности (= человека) к отличной (от этой идеи) объективности… Субъективность есть стремление уничтожить это отделение (идеи от объекта)…
Идея имеет в себе и сильнейшее противоречие, покой (для мышления человека) состоит в твердости и уверенности, с которой он вечно создает (это противоречие мысли с объектом) и вечно преодолевает его… Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (там же, с.177).

Приведенные соображения вполне корректно отнести и к практике, ибо она так же неотделима от субъективности, являясь, в сущности, высшей формой объектно-субъектного отношения, или, что одно и то же, диалектической противоречивости. Это позволяет утверждать, что абсолютно объективного критерия истины не может быть в принципе. На любом знании неотвратимо лежит печать относительности к субъекту, и ни какая практика не в состоянии устранить данное обстоятельство.

В общественно-политической сфере это просто очевидно: здесь вообще повсюду царит субъективизм, обусловленный интересами государств, классов, социальных групп и кланов. Не является тут исключением и общественно-историческая наука, апологетическую сущность которой нет необходимости доказывать.

Сложнее дело обстоит в естествознании, где практика и эксперимент, казалось бы, не должны быть отягощены никакой субъективностью. Однако это не так. И в этой области всё, в последнем счете, подчинено объектно-субъектной диалектике. Я уже обращал внимание на то, что все известные формы естественнонаучной относительности сводятся к субъектной относительности. Кроме того, естественные науки, как и общественные, так же не свободны от позиций определенных школ и направлений, от авторитаризма и прочих форм субъективности, что отмечалось уже в «идолах» Ф,Бэкона.

О.Суворов.

.

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Силаев

  Ув. Олег, для философа  невозможность различать истину + профессиональная  непригодность, как для музыканта отсутствие музыкального слуха.  

   ЕС

Аватар пользователя Олег Суворов

Ув. Евгений, нельзя ли прояснить и конкретизировать этот тезис?

Аватар пользователя Евгений Силаев

  Вот  цитата.  

 

 

   "В 1931 году австриец Курт Гёдель сконструировал истинное арифметическое высказывание, которое, как он доказал, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то есть нельзя вывести дедуктивным путем из аксиом арифметики ни само это высказывание, ни его отрицание. Уже одного этого примера было бы достаточно, чтобы разрушить восходящее к Лейбницу и Декарту мнение, будто множество выводимых формул совпадает с множеством истинных формул. Но оставалась надежда, что выводимость лишь на немного меньше истинности, что недоказуемыми являются только экзотические формулы гёделевского типа, в которых зашифрованы утверждения, относящиеся к самим этим формулам. Но через пять лет был получен значительно более сильный результат — польский математик Тарский доказал, что само понятие истинности логически невыразимо. Это означает, что посылать дедуктивный метод на поиски истины — то же самое, что сказать ему: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Теорема Тарского, включающая в себя теорему Гёделя как частное следствие, наталкивает на мысль, что различие между истинностью и выводимостью довольно значительно. Но установить, насколько оно велико, удалось только сравнительно недавно, после многолетней совместной работы математиков многих стран, регулярно обменивавшихся промежуточными результатами. Все математические формулы были вначале разбиты на классы сложности, причем таким образом, что они расширялись, то есть в каждом следующем классе имелись не только все формулы предыдущего класса, но и некоторые новые. Значит, тут при поднятии верхней границы сложности количество формул реально возрастает. Затем было показано, что множество выводимых формул целиком содержится в нулевом классе. И, наконец, доказано, что множество истинных формул не помещаются даже в тот предельный класс, который получается при стремлении показателя сложности к бесконечности. Известный математик Ю. Манин так прокомментировал эту ситуацию- «Выводимость находится на нижней ступеньке бесконечной лестницы, а истинность располагается где-то над всей лестницей». В общем, расстояние от выводимости до истинности настолько громадно, что, говоря в целом, ролью строгой логики в деле познания можно просто пренебречь. Похоже, она нужна лишь для придания результату общепонятной и убедительной формы, а механизм получения результата совсем иной. Недаром от математиков нередко можно услышать фразу: сначала я понял, что эта теорема верна, а потом начал думать, как бы ее доказать".

 В.Н. Тростников / Научна ли научная картина мира?/

 

Аватар пользователя Олег Суворов

Ув. Евгений, мне кажется приведенная выдержка лишь дополнительно подтверждает  противоречивость истины, т.е. её объектно-субъектный характер. 

Аватар пользователя Евгений Силаев

  Если истина противоречива, то нет мышления, нет науки, нет философии ...  нет человека. 

 

Аватар пользователя Олег Суворов

Вы выразили позицию формальной логики. Я же выражал позицию диалектической логики.

В этом, как говорят в Одессе, есть большая разница.

Аватар пользователя Евгений Силаев

  Спасибо, понятно.

Аватар пользователя VIK-Lug

Олегу Суворову: ну как эта объектно-субъектная разница отражается в процессах обеспечения жизни людей в капиталистических условиях, то это можно увидеть у Маркса в Разделе 4 "Товарный фетишизм и его тайна" - в Гл.1 в Т.1 "Капитала", см. на http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-01.html#c1.4 .

Аватар пользователя mp_gratchev

/«Логика есть учение о познании (1) ...Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту (2)» (там же, с.177)/.

Из посылок (1) и (2) следует, что логика есть учение о вечном, бесконечном приближении мышления к объекту. Вывод спорный из-за сомнительности посылки (1), ибо логика, в первую очередь, это учение о правильных рассуждениях в процессе познания, а не о самом познании. Это первое соображение о противоречии в истине.

--

Аватар пользователя Олег Суворов

​Вывод спорный из-за сомнительности посылки (1), ибо логика... это учение о правильных рассуждениях в процессе познания, а не о самом познании

 Вывод может быть спорным лишь с позиции формальной логики, которой Вы до сих пор и придерживаетесь даже тогда, когда используете словосочетание "диалектическая логика".

Аватар пользователя mp_gratchev

С позиций формальной логики вывод может быть либо истинный, либо ложный. А спорный - означает, что возможны два взаимно исключающих взгляда. И каждый считает, что именно за ним истина.

А это уже ситуация диалектическая, которая требует разрешения противоречия в динамике совместного рассуждения по поднятому вопросу.

Мой довод такой, логика - это теория правильных рассуждений в процессе познания, а не учение о самом познании. По существу этот довод Вами не рассмотрен.
--

Аватар пользователя Олег Суворов

​"С позиции формальной логики вывод может быть либо истинный, либо ложный"

Это что-то новенькое... Мне всегда думалось, что, в соответствии с законом противоречия формальной логики, вывод может быть только один -- либо истинный, либо ложный.

В остальном же Вы просто по-прежнему зациклены на этимологии древнего значения  "диалектика" -- вести полемику, в споре рождается истина и т.д. И не хотите понять, что как ни крути это значение,, оно никогда не выйдет за пределы формальной логики. Здесь требуется прорыв гегелевского масштаба, и Ленин, в сущности, совершил этот прорыв, заявив, что не нужно трёх слов -- диалектика, логика и теория познания -- это одно и то же.

Аватар пользователя mp_gratchev

/в соответствии с законом противоречия формальной логики, вывод может быть только один -- либо истинный, либо ложный./

Верно. "либо истинный, либо ложный".
Разве мною сказано что-то другое?

/В остальном же Вы просто по-прежнему зациклены на этимологии древнего значения  "диалектика" -- вести полемику, в споре рождается истина и т.д. И не хотите понять, что как ни крути это значение,, оно никогда не выйдет за пределы формальной логики. Здесь требуется прорыв гегелевского масштаба, и Ленин, в сущности, совершил этот прорыв, заявив, что не нужно трёх слов -- диалектика, логика и теория познания -- это одно и то же./

Мы с Вами расходимся по двум темам:
1. Логика.
2. Диалектика.

По пункту 1.

Моя позиция: Логика, она о рассуждениях по поводу чего-либо.
Ваша позиция: Неверно, что логика о рассуждениях.

По пункту 2.

Моя позиция: В обычных рассуждениях есть диалектика.

Ваша позиция: Неверно, что в рассуждениях есть диалектика.
--

Аватар пользователя Олег Суворов

​Разве мною сказано что-то другое?

Да, в вашем контексте заложен другой смысл, а именно, что формальная логика, якобы, допускает одновременно два противоречащих суждения -- истинное и ложное. Судя по всему, это просто неточность выражения, однако, что сказано, то сказано, и я не мог не обратить внимание.

Что касается наших расхождений, то тут Вы опять всё сводите к формализму. Формальная логика -- это действительно логика рассуждений, и я полностью с этим согласен. Но у меня-то речь идёт о диалектической логике, которая принципиально не является логикой суждений, а представляет собой логику науки, содержанием которой являются отнюдь не правила взаимосвязи посылок и вывода из них, а взаимоотношение объективного и субъективного, отображаемого  и отраженного, т.е. закономерности самого процесса познания.

 

 

Аватар пользователя mp_gratchev

 

Формальная логика -- это действительно логика рассуждений, и я полностью с этим согласен. Но у меня-то речь идёт о диалектической логике, которая принципиально не является логикой суждений 

Скажите, пожалуйста. На каком основании заключаете, что диалектическая логика не может быть логикой рассуждений и, тем более, принципиально?

--

Аватар пользователя Олег Суворов

На том основании, М.П., что соотношение суждений и выводов из них, т.е. сфера силлогизмом, оторванная от реального процесса познания (диалектической логики), является исключительно предметом формальной логики. 

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 3 Декабрь, 2016 - 13:55, ссылка

На том основании, М.П., что соотношение суждений и выводов из них, т.е. сфера силлогизмом, оторванная от реального процесса познания (диалектической логики), является исключительно предметом формальной логики. 

Логикой называют соотношение суждений и выводов из них, а также соотношение суждений и вопросов, оценок и императивов. Всё это, как Вы справедливо утверждаете, оторвано от реального процесса познания.

Реальный процесс познания - это предмет гносеологии  (гносеология - теория познания). Поэтому скорее "диалектическая гносеология", а не логика.

Причём здесь диалектическая логика? Зачем Вам теорию познания называть вторым именем - диалектической логикой, когда у теории познания есть своё название "гносеология"? Довольно уже того, что гносеологию путают с эпистемологией. Или путаница и смешивание несовместимого - это необходимый компонент реального процесса познания?

--

Аватар пользователя Фристайл

знание, которое по самой природе своего происхождения неизбежно диалектично, являясь единством противоположностей – объективного и субъективного.

сама действительность (не только в целом, но в каждом отдельно взятом объекте) бесконечна, и, стало быть, бесконечен также и процесс её познания. Ввиду этого истина суть не просто процесс, а процесс бесконечный, что неизбежно накладывает на любое знание печать относительности, сводящейся, в конечном счете, к относительности к субъекту, к его ограниченным, т.е. конечным, гносеологическим возможностям.

Разумеется, истина, понимаемая только как бесконечность, предельно абстрактна. Но ведь таков (предельно абстрактен) сам предмет – объективная реальность.

Сложнее дело обстоит в естествознании, где практика и эксперимент, казалось бы, не должны быть отягощены никакой субъективностью. Однако это не так. И в этой области всё, в последнем счете, подчинено объектно-субъектной диалектике.

Какие данные, добытые естественными науками, дали вам возможность утверждать, что действительность бесконечна? 

Впрочем, могу подбросить дровишек в ваш костерчик, т.к. любой научный эксперимент имеет свой план, исследователь априорно предполагает набор значащих физических величин и их диапазон, подлежащий фиксации, измерению, подбирая соответствующие научные приборы. Кроме того, при обработке результатов научного эксперимента, исследователь руководствуется какой-то априорной концепцией, и с ее позиций и интерпретирует полученные экспериментальные данные. Например, всем физикам известно, что скорость света в вакууме - константа, поэтому все полученные результаты обрабатываются именно под влиянием этого,  то есть выводится некое среднее арифметическое из полученных нетождественных результатов, которое и называется измеренной скоростью света. Между тем, полученный результат можно интерпретировать совсем по другому, в то смысле, что скорость света в вакууме  находится в  узком диапазоне, распределяясь симметрично относительно т.н. измеренной скорости света. такая интерпретация - с позиций физиков ересь, но она с объективной точки зрения не менее правомерна, чем общепринятая. Но коль такая интерпретация имеет не меньше прав на существование, то вполне допустимо ее развить, выдвинув гипотезу, что на самом деле скорость света в вакууме - не константа, а переменная, причем в виду отсутствия  физических законов, ограничивающих такой диапазон скорости света какими-то рамками, вполне можно предположить, что эта скорость может принимать любые значения вообще. А факт установленного в эксперименте диапазона значений скорости света в вакууме  можно интерпретировать как ограничения  возможностей самого экспериментатора существовать, как биологический организм, при значениях скорости света за пределами экспериментально установленного диапазона.

Следовательно, субъективность в естествознании может возникать и из-за физической невозможности Человека существовать при иных физических условиях.

 

Аватар пользователя Олег Суворов

​Какие данные, добытые естественными науками, дали вам возможность утверждать, что действительность бесконечна?

Хороший вопрос! Можно было бы ответить, не прибегая ни к каким научным данным, по-гегелевски просто: мир нигде не заколочен досками. Однако и любое научное доказательство бесконечности существующей действительности будет не лучше, поскольку на нём неизбежно будет лежать печать субъективности, т.е. конечности,-- в том смысле, что нельзя объять необъятного.

Аватар пользователя Фристайл

И где же хороший ответ?surprise Какая-то мутная отписка про заколоченного досками Гегеля на ответ вообще не тянет. К тому же утверждали про бесконечность именно вы, а за ответом почему-то посылаете к Гегелю. Не солидно.

Аватар пользователя Олег Суворов

Без комментариев.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Ввиду этого истина суть не просто процесс, а процесс бесконечный, что неизбежно накладывает на любое знание печать относительности, сводящейся, в конечном счете, к относительности к субъекту, к его ограниченным, т.е. конечным, гносеологическим возможностям. Между прочим, относительностью именно к субъекту, и это нетрудно показать, являются все известные формы естественнонаучной относительности – к скорости, к системе отсчета, к прибору и т.д.

Тема очень важная. Но "отцы" и "классики" диалектики только дают подсказки. Надо копать глубже с учетом накопленного знания и проблем как в фундаментальном знании (математика, физика, космология), так и в самой философии, прежде всего онтологии и философии сознания (т.н. "трудная проблема сознания" по Чалмерсу).

Верно, ключевое слово "процесс" плюс необходима более глубокая диалектика в духе Кузанца - "совпадение противоположностей".

"Истина должна быть нарисована и предъявлена "неограниченному кругу" зрителей." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике").

Проблема истины есть проблема обоснования математики ("фундаментального знания). С "формулами" до нее не докопаешься. Формула есть всегда "вырезка" из бытия Универсума как целостного порождающего процесса. 

Путь поиска решение проблемы обоснования дал С.К.Черепанов в статье "Обоснование математики: новый взгляд на проблему": «Приходится констатировать, что в концептуальном плане данная проблема, по существу, не осмыслена» и «...эти программы были неадекватными по своему замыслу.»  С.К.Черепанов ставит вопрос: «как возможно обоснование математики?» и задает курс ее решения:

«...построить модель регулярного процесса, который не может зациклиться и все время приводит к возникновению нового и нового.»  (статья есть в сети но. уже к сожалению,  без рисунков).

Но С.К.Черепанов так и не вышел на сущностный символ, репрезентирующий диалектико- онтологический базис знания - рамку, каркас, основание. С его "числовым" подходом к решению проблемы нельзя согласиться. Здесь проблема филососфки обоснованной "Общей теории чисел". Такой сейчас нет.

См. В.Рогожин "Обоснование математики - вечная проблема?" 

http://philosophystorm.ru/vladimir_rogozhin/4843

"Онтологический базис знания: рамка, каркас, основание"

 http://philosophystorm.ru/ontologicheskii-bazis-znaniya-ramka-karkas-osnovanie

Там же и узреете нарисованный символ "онтологического базиса знания" и его наименование (но нарисовать Вы должны его сами).

 П.А. Флоренский о символе:  “...органически живое единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого” / Флоренский П.А. Эмпирея и Эмпирия // Оправдание космоса. СПб. РХГИ. 1994.

 

Аватар пользователя Владимир Рогожин

В дополнение и развитие важной темы и Ваших исследований.

Уважаемый Олег! Из Вашей работы "Диалектика как логика и теория познания"

К сожалению, исторически сложилось так, что неудача Гегеля и его последователей в  построении категориальной системы диалектического метода со временем стала оцениваться как следствие некорректности  самой гегелевской задачи, будто бы не имеющей позитивного решения. Весьма странно, что такой точки зрения придерживаются  не только отдельные специалисты, что, в общем-то, допустимо и объяснимо в науке,  но, повторюсь, такова сегодня позиция  наших главных философских центров. 

Согласен, очень важный вывод. Но главное, в чем причина неудачи Гегеля?

Конечно, свой прожект Гегель изложил довольно сложно, а порой так, что понять творца новой логики решительно невозможно. Это осознавал и сам Гегель, ввиду чего готов был  сколько угодно совершенствовать тексты своих произведений, если бы располагал для этого необходимым временем. Однако никакие лингвистические недочёты не могут и не должны заслонять безусловную рациональность гегелевского замысла. 

Я где встречал в текстах, что Гегель пытался нарисовать и обосновать сущностно свою "триаду", но не получилось. Вы где-то встречали описание этих поисков в конце жизни Гегеля?

Как известно, важнейшее значение Гегель придавал началу Логики, тому, с чего следует начинать   диалектический метод, ибо интуитивно осознавал, что от этого во многом зависит то, насколько форма новой логики будет адекватна её содержанию.  К сожалению, именно в этом вопросе Гегель допустил роковую ошибку, начав с бытия, представленное им как  лишённое каких бы то ни было определений, т.е. как чистое бытие, или ничто.

Здесь согласен с Вами. Проблема в том, что Егор Федорович, при всем уважении, "вогнал" все в понятия. Его система не конструктивная. Поэтому и математики и физики обходят ее стороной...

 

Приходится просто удивляться, как ум такого калибра вообще мог предположить, что  ничто  каким-то образом может порождать некое нечто, и, более того, объявить этот чудо-переход становлением?  Разумеется,  нет никакой необходимости доказывать, что из  «ничто» может возникнуть только то же самое, тем не менее интересно проследить ход мысли великого философа, приведший его к столь, очевидно, нелепому началу.

С Вами согласен.

 

Задача эта не из лёгких, поскольку обоснование Гегелем чистого бытия как начала  логического процесса представляет собой одно из наиболее тёмных мест его творений. И всё же в этом обосновании есть рациональное зерно. Оно заключается в том, что бытие, или ничто, и в самом деле отвечает  началу, если последнее трактовать предельно абстрактно, точнее, внесубъектно, т.е. как ещё  не ставшее предметом познания, а, стало быть, ещё никак не различенное, не конкретизированное субъектом познания. И тогда Гегель, вслед за Кантом, безусловно, прав: если объекты рассматриваются вне субъектной деятельности, то они, естественно, предстают перед нами    непознанными «вещами в себе». А это гносеологически и есть ничто, или, что одно и то же, абстрактное тождество всего сущего самое себе. Иными словами,  бытие постольку суть ничто, поскольку оно представляет собой никак не определённую объектную реальность.  

Здесь, я полагаю, коренная обосновательная онто-гносеологическая ошибка:

 бытие постольку суть ничто, поскольку оно представляет собой никак не определённую объектную реальность.

Понятие ничто необходимо раскрыть более конкретно и конструктивно. Во времена Гегеля не было еще тех проблем, которые стояли перед современной физикой , космологией, математикой. Необходимо искать онто-гносеологический "ступор".

 

С этим же связана и другая сторона некорректности начала гегелевской системы. Гегелю казалось (впоследствии эту же  ошибку повторил и Маркс), что из одного, самого простейшего, понятия можно, используя законы диалектики (единство противоположностей и отрицание отрицания), категориально эксплицировать весь диалектический Метод, всю Логику. Однако вывод научной системы только из одного, исходного понятия по существу означает отказ от диалектики, поскольку аксиоматика вообще  не выходит за рамки формальной логики, и сама по себе манипуляция  диалектическими триадами здесь ничего не меняет.

Здесь не согласен. Есть такое предльно конструктивное понятие и аксиома из Традиции- суперэкстркмальная онтологическая Аксиома " В Начале Был Логос... / Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος...", где Логос понимается как "Закон законов" или "метазакон". Кстати Ли Смолин в своей работе "Возрожденное время" говорит именно о "метазаконе". Кстати в словаре древне-греческого Дворецкого "логос" имеет 34 гнезда значений.

 

Однако вернемся к  диалектическому Методу. Сформулированная мною исходно-базовая структура диалектики (тождество – различие – единство) имеет то важное значение, что в ней  познание приобретает форму развития, и, таким образом, мы получаем единый процесс – развивающееся познание, которое только и может претендовать на логико-диалектическую предметность.

Согласен, но понятий мало. чтобы "схватить" предметность и конкретность диалектики матушки Природы.

Именно упрощённое представление о диалектическом противоречии лежит в основе отождествления его  с формально-логической противоречивостью. Всё дело именно в том, что отношение объектного и субъектного, непосредственного и опосредованного, как отношение противоположностей, это отнюдь не формально-логическое противоречие, типа  «А суть Б» и «А не суть Б», т.е. не противоречие языка науки, а такое противоречие познания, без которого истину производящее познание попросту невозможно. То есть диалектическое противоречие по существу и есть форма истины. Поэтому  триада «тезис – антитезис – синтез», обобщённо выражающая диалектику, в логико-гносеологическом аспекте означает триаду    «объектное – субъектное – истинное». И так обстоит дело с любой диалектической антиномией, если она адекватно разрешается в собственном синтезе, выступающем тут как универсальная форма истины. То есть, истина по самой своей природе суть противоречие, есть единство противоположностей, объективированная субъектность, или, что то же, субъективированная объектность.  Следовательно, все нападки на «диалектику» по поводу того, что она якобы зиждется на противоречиях формально-логического характера, к действительной диалектике, как логике и теории познания, не имеют никакого отношения.

Согласен. Глубокий и конструктивный вывод.

 

Реализация такой возможности, кроме того, тесно связана с ещё одним важным гносеологическим императивом: истина, как форма объектно-субъектного отношения, одновременно конечна и бесконечна. То есть, освоение объектного посредством субъектного есть, в сущности, не что иное, как освоение бесконечного посредством конечного....

Правда, в одном пункте  Гегель тут, безусловно,  прав, а именно в том, что в понятии потенциально действительно  содержится вся диалектика, причём  именно потому, что оно (понятие)  суть универсальная форма объектно-субъектного отношения.  Но из этого следует, что эксплицировать диалектическую логику надо не из понятия как такового, а из его внутренней гносеологической структуры, как раз и обеспечивающей субъектное освоение объектного, т.е. действительную диалектику процесса познания...

Именно поэтому здесь  требуется не само понятие, а такая его гносеолологическая структура, которая бы в предельно краткой и в то же время в предельно общей форме выражала не только суть познания, но и его развитие. 

Отличный вывод. Но нужно понятие, а точнее первопонятие. а на его основе конструируется сущностная (онтогносеологическая) структура.

 

В максимально сжатом виде такую логику способны выразить, как уже отмечалось, лишь три категории, связанные законом отрицание отрицания, -- тождество, различие, единство. Конкретно говоря,  диалектическая логика в том и состоит, что тождество переходит в различие, а затем как бы возвращается к себе на более высоком уровне – в форме единства этих противоположностей, или, что одно и то же, в форме их взаимной, или общей, истины.

Но конструирование сущностной протоструктуры требует конкретизации на каждом шагу. Три категории - это только одна из важных сторон 9шагов) метода онтологического конструирования протоструктуры.

 

Когда во взаимосвязи причины и следствия фиксируется устойчивый и повторяющийся характер, она традиционно определяется как закон. Таким образом, имеем заключительную триаду этого раздела диалектической логики: причина >< следствие ~ закон.

Здесь не согласен с учетом предшествующих триад и  выводов. Здесь у Вас цепочка триад и только на третьей триаде проявляется ключевой концепт для онто-гносеологического конструирования - "закон". Я полагаю, что это ошибка еще сохраняющегося "линейного" мышления и недостаточная критичность к наследию Гегеля. ваги рассуждения, самые первые уже подразумевают законосообразность. вспомним диалектику "логоса и эйдоса" у Лосева. Эйдос надо вводить на первом этапе рассуждений. Т.е. эйдос логоса ="закона законов".

 исторический спор основателей современной физики, с одной стороны, А.Эйнштейна и его единомышленников, а с другой – Н.Бора и других представителей копенгагенской школы, есть все основания считать спором метафизиков,  абсолютизирующих одну из противоположных сторон логико-диалектической связи. Конкретно говоря, сторонники Эйнштейна абсолютизируют определённость, и на этой основе подлинно истинными признают только однозначные законы, тогда как их оппоненты, напротив, абсолютизируют неопределённость, принимая за истину лишь статистические закономерности. 

Гносеологические корни указанных односторонностей обусловлены, прежде всего, пренебрежением диалектикой, точнее, основанной на ней диалектической логикой, которая, в отличии от формальной логики, допускает противоположные утверждения об одном и том же, с тем чтобы синтезировать их в конкретную истину.

Согласен полностью.

 

Гегель допускал явную тавтологию, полагая меру синтезом количества и качества, ибо мера и есть не что иное, как количество. Словом, не мера, а именно особенное есть количественное качество, или качественное количество.

Здесь не согласен. Мера есть качественное количество. Оно требует сущностной конкретизации. Какое количество только и может быть  качественным ("нести" в себе качество)?- "Три" и только "три".

 

Кстати заметить, что величайшие философы прошлого, без всякого исключения, оказывались непоследовательными как раз в плане основного гносеологического отношения. Возможно, в этой связи Гегель обращал внимание на то, что  людям вообще свойственна метафизическая склонность упрямо держаться лишь одной из противоположных точек зрения на тот или иной предмет, вместо того чтобы синтезировать их, т.е. решить вопрос диалектически, и тем самым приблизиться к истине.  

Именно так обстоит дело с материализмом и идеализмом, поскольку их противоположность (на самом-то деле) отнюдь не формально-логическая,  а диалектическая. А это означает, что основные философские направления не только отрицают, но и дополняют друг друга, образуя такое единство, в рамках которого как раз и возможно совпадение диалектики, логики и теории познания.

Согласен. Очень важный вывод.

 

истина, в самом общем смысле, есть данная нам, в ощущениях или  понятиях, действительность.

Абстрактный характер такой интерпретации истины изначально не мог удовлетворить ни  науку,  ни тем более философию,  представленную Гегелем, для которого данный вопрос имел принципиальное значение: восхождение от абстрактного к конкретному  составляло квинтэссенцию его метода. Гегель, несомненно, понимал, что обогащение абстрактного конкретным невозможно без субъективации объектного. Однако  он  не сумел раскрыть этого процесса категориально, а потому вынужден был просто декларировать: богатейшее есть одновременно и самое субъективное.

Иными словами, Гегелю не удалось решить данное противоречие, т.е. адекватно синтезировать противоположность абстрактного и конкретного, и тем самым найти для этого синтеза истинно сущее понятие. Между тем это достаточно очевидно.

Я полагаю, что определение истины должно быть более объемным (как эйдос), всеобъемлющим (понятийно), диалектическим (структурным).

Истина, как результат познавательного процесса, генетически противоречива, ибо  является синтетическим продуктом объектно-субъектного отношения. Ввиду этого объективность, вопреки сложившемуся мнению, принципиально  не может являться единственным признаком истинности, которая, вместе с тем, всегда относительна к субъекту. По этой же причине и практика как критерий истины отнюдь не абсолютна, на ней всегда лежит печать прагматического интереса, обусловленного тем же субъектом. В этой связи обоснованно утверждать, что абсолютного критерия истинности не существует вообще. 

Этот вывод - результат исключения эйдоса из диалектики.

 

 

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Олегу Суворову: но тот же Гегель, раскрывая в "Философии права" суть такого ничто как право (и которое однозначно не может быть трансформировано в некое нечто), так отразил процесс "развивающегося познания" - "Теории противопоставляют себя существующему и претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми. Поэтому теперь возникает особая потребность познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права. Поскольку мысль возвысилась до существенной формы, надо стремиться понять и право как мысль. Может показаться, что понимание права как мысли открывает путь к случайным мнениям, однако истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета. Понятие предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником.Так же дело обстоит и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно, лишь правильное мышление есть знание и познание предмета и поэтому наше мышление должно быть научным". Ну и где по Вашему в вышеприведенном имеется ошибка Гегеля при определении процесса "развивающегося познания" и, в частности, сути предмета права?   

Аватар пользователя Олег Суворов

Не понял. Что Вам конкретно не нравится? Процитируйте.

Аватар пользователя VIK-Lug

Олегу Суворову: в плане того, как у Гегеля в "Философии права" отражен процесс поиска сущности понятия (в частности, предмета права).   

Аватар пользователя Олег Суворов

Я же не касался этого вопроса. По существу, вполне согласен с Гегелем.

Аватар пользователя Олег Суворов

Владимир, Вы затронули целый ряд важных вопросов, по которым, конечно же, существуют разные точки зрения, и это естественно. Вместе с этим, я весьма признателен Вам за столь скрупулезный разбор моей статьи. При ближайшем просмотре у меня возникло лишь одно, но принципиальное возражение. С моей точки зрения, которая, как мне представляется, совпадает с гегелевской, диалектика, вместе с основанной на ней диалектической логикой, когерентна исключительно процессу познания. То есть, я сторонник гносеологического подхода к диалектике и, соответственно, противник экстраполяции её на объективную реальность. Словом, я против онтологического подхода к этой проблеме. Для меня бытие, взятое само по себе, пустая абстракция, кантовская "вещь в себе", конкретизация которой возможна лишь через её отношение к субъекту познания. При этом познание всё же идёт от субъекта, от его сознания, как активной стороне, к материи, а не наоборот. Этим я вовсе не хочу сказать, что сознание первично, но я не могу принять и противоположного решения этого вопроса, потому что основные гносеологические противоположности находятся в состоянии взаимодействия, в котором вопрос о "первичности-вторичности" просто бессмыслен.

 

Аватар пользователя Владимир Рогожин

я сторонник гносеологического подхода к диалектике и, соответственно, противник экстраполяции её на объективную реальность. Словом, я против онтологического подхода к этой проблеме. 

Олег! Проблемы в естествознании - физика, математика, космология (на них я указал в параллельной Вашей июльской теме), а также в глобальном социуме (тотальный "кризис понимания" в фундаментальной науке и обществе) подталкивают "мать всех наук", Философию рассматривать в целом современный кризис как онто-гносео-аксиологический кризис познания.

Кстати, в другой  теме  "НЕРАЗРЫВНОСТЬ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ОНТОЛОГИЗМА И ГНОСЕОЛОГИЗМА" Вы делаете такой примирительный вывод:

0

Таким образом, неразрывность материи и сознания, объекта и субъекта имеет своим следствием и неразрывность онтологического и гносеологического подходов к самой философской предметности. То есть, с одной стороны, чистая онтология (без гносеологии) абстрактна и неизбежно вырождается либо в околонаучные рассуждения о формах и строении материи, либо в синергетические прожекты о самоорганизации последней.

С другой стороны, чистая гносеология, в отрыве от онтологии, тривиально беспредметна, поскольку в этом случае объектом познания оказывается лишь само мышление.

 Остается добавить аксиологию, чтобы был абсолютно целостный подход для преодоления кризиса понимания в науке и обществе.

Аватар пользователя Олег Суворов

Владимир, согласен.

Аватар пользователя bravoseven

Владимир Ильич,

Понятие ничто необходимо раскрыть

 Этого сделать не получится, потому что "ничто" не имеет денотата. Всякое раскрытие будет недоказуемым голословным мнением, не более того.

 Вот структуру самого понятия как такового раскрыть не мешало бы. А то Гегель взял готовое классическое представление о диалектике и дальше раскрывать его структуру не стал.

 Впрочем ему этого и не надо было, потому что он ограничился движением понятия от общего до объективного. Но мышление - это не только восхождение от абстрактного к конкретному в одном и том же понятии, но в основном переход от одного понятия к другому. Нам же важно не то, что тигр всамделишный, а то, чего теперь делать-то.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

"Ничто" в моей системе - состояние абсолютного (безусловного) покоя материи, или "линейное" состояние материи. Репрезентант - "декартов ящик".

Аватар пользователя VIK-Lug

Владимиру Рогожину: ну и чем тогда по Вашему является существенная форма мысли о праве (или правовых законов, которые по Гегелю "от людей")? И которую Гегель считал необходимо познавать через познание понятия предмета, а не мнения о нем?

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Конструктивная мысль должна "плясать от печки". У "права" и Природы одно первоначало "В Начале был Логос..." / Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος...", где "логос" - "закон законов", "первозакон". "метазакон".

Аватар пользователя bravoseven

"Ничто" в моей системе

 Это интересно, но я говорил о системе Гегеля. Не думаю, что он догадывался о вашей, потому что у него нету ничто декартова ящика.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Так Егор Федорович поэтому, к сожалению, так и не смог нарисовать свою диалектическую "триаду"...

"Истина должна быть нарисована и предъявлена "неограниченному кругу" зрителей" (А.Зенкин "Научная конттреволюция в математике")

Аватар пользователя bravoseven

 Да нет. Триаду "общее - частное - единичное" он довольно ясно нарисовал с помощью субстанции и акциденций.

 Но, помнится, диалектической триадой вы называли у Гегеля "бытие - ничто - становление". Но это же и есть тот самый рисунок образования понятия в метафизических терминах. Какого ещё полотна вы от него ждали? Знал бы он нейрофизиологию, нарисовал бы в терминах нейрон, аксон и дендриты. Ну не знал, что ж тут поделаешь.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Да нет. Триаду "общее - частное - единичное" он довольно ясно нарисовал с помощью субстанции и акциденций.

И где же рисунок - простой детский рисунок. Опять шифрование бытия...

Кстати, у меня как у энергетика, "субстанция" сразу ассоциируется с "подстанцией" . А какова же конструкция "станции"7 Так где же простой детский рисунок "О-Ч-Е" у Егора Федоровича?

Но, помнится, диалектической триадой вы называли у Гегеля "бытие - ничто - становление". Но это же и есть тот самый рисунок образования понятия в метафизических терминах. Какого ещё полотна вы от него ждали? Знал бы он нейрофизиологию, нарисовал бы в терминах нейрон, аксон и дендриты. Ну не знал, что ж тут поделаешь.

Опять в терминах - шифрование бытия. Преодолеть тотальный кризис понимания - дать базисный эдос бытия (образ-идею), символ. Гегель не смог его нарисовать и сущностно обосновать.

Проблема и у нейрофизиологов - они требуют у философов новую парадигму познания - К.В.Анохин: Когнитивные вычисления на основе нейронных гиперсетей 

https://www.youtube.com/watch?v=EXAzpc5XEiA

Аватар пользователя bravoseven

И где же рисунок - простой детский рисунок.

 У Гегеля субстанция обнимает собой акциденции. Таким образом она может быть качественно разной - общей, частной или единичной, - в зависимости от сиюминутной своей акциденции. Ну а для детей: "Николай" - понятие общее, "Николай Васильевич" - частное, "Николай Васильевич Гоголь" - единичное. Но вообще-то Гегель писал не для детей.

А какова же конструкция "станции"?

 Субстанция - это сущность соединённая с бытиём. У Гегеля вроде так. А вы как прочли? Ну или приведите пример шифрования, чтобы я понял ваши трудности.

 Концепцию нейронных сетей я не считаю продуктивной, поэтому смотреть Анохина, извините, не буду.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Субстанция - это сущность соединённая с бытиём. У Гегеля вроде так. А вы как прочли? Ну или приведите пример шифрования, чтобы я понял ваши трудности.

У меня трудностей уже нет. Трудности у Чалмерса ("трудная проблема сознания"). Я преодолел "сверхтрудности" и  свою модель первоначала Универсума как порождающего процесса нарисовал и сущностно обосновал (метод онтологического конструирования).

Естественно трудности с рисунком были у Гегеля - у него не было той информации, которой теперь владеем мы, благодаря углублению науки в материю. Но наука уперлась" - в понимание материи, природы фундаментальных констант, информации, времени, сознания.

Теперь же я прошу и Вас представить в эйдосе (символе) "эту сущность соединенную с бытием." "Истина должна быть нарисована..." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике").

Очень жаль,что не посмотрели Анохина.

Аватар пользователя Один

"Истина должна быть нарисована..." (А.Зенкин "Научная ..

Володя, передайте А.Зенкину - он понятие об истине не имеет. И (просьба у меня такая), по факту его ответа, своими словами уже - пропишите его ответ тут. Ок?!

Аватар пользователя bravoseven

Владимир Ильич,

 Посмотрел. Спасибо, что настояли. Я почему-то решил, что это какой-то другой Анохин. Этот толковый, вы правы.

 Но всё же моего отрицательного отношения к нейронным сетям он не развеял.
Во-первых, он апеллирует к бредовой теории Хомского.
Во-вторых, хвастает объяснением комбинаторного взрыва, которого логика всеми силами бежит, а он наоборот объясняет.
В-третьих, у него действуют не нейроны, а агрегаты. Это как действия людей объяснять действиями наций. Я привык наоборот. В общем, понятийных кружев у докладчика в избытке. Правда, рисунки тоже есть. Но дела они не спасают.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Но всё же моего отрицательного отношения к нейронным сетям он не развеял.

Важно, что он указал на проблемы. которые стоят перед нейронаукой и поставил задачу перед философией о необходимости новой парадигмы для решения стоящих не только перед нейронаукой проблем. 

Аватар пользователя bravoseven

проблемы. которые стоят 

Да, эта часть возражений не вызывает. Полезный обзор положения дел в когнитивной отрасли.

Аватар пользователя bravoseven

Владимир Ильич,

 Извините, за Анохиным пропустил эту вашу просьбу:

Теперь же я прошу и Вас представить в эйдосе (символе) "эту сущность соединенную с бытием." 

 Сущность - то, что не меняется и поэтому не существует само по себе. Бытие - существование. Субстанция - сущность в одной из форм существования.

 Например, человек - это наша сущность. Самого по себе человека не бывает, по крайней мере Диоген не нашёл. А мы с вами уже субстанции получаемся.

 Так же и с понятием. Самого по себе его не бывает, потому что мысль, если верить Пармениду, всегда о чём-то. А соединённое с этим чем-то, логическое понятие соответствует метафизической субстанции.

 Как думаете, примет такой рисунок Зенкин или ему маслом надо?

Аватар пользователя VIK-Lug

bravoseven-y: но по Гегелю истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета. 
 

Аватар пользователя bravoseven

Виктор, 

истинная мысль не есть мнение ..., а понятие

 Истина от мнения отличается логическим содержанием. Истина от мнения не отличается логической формой. Понятие - это логическая форма. Вы противопоставляете форму (понятие) содержанию (истине). Это как противопоставить круглое кислому. Давайте форму сравнивать с формой, а содержание с содержанием. Тогда наша беседа будет захватывающе интересна не только нам с вами.

Аватар пользователя VIK-Lug

bravoseven-y: но ведь Гегель ведет речь не о форме и о содержании некого предмета, а о такой существенной форме, как истинная мысль. 
 

Аватар пользователя bravoseven

Виктор,

о такой существенной форме, как истинная мысль

 Ещё раз. Истина - это не форма. Формы мысли: понятие, суждение, умозаключение и метод. Истина - это содержание.

формальное, чтобы стать истинным, должно иметь в нем самом некоторое содержание (Гегель. Наука логики. О понятии вообще. 1812 г.)

 Прежде обсуждения книжки хорошо бы её прочесть.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Так же и с понятием. Самого по себе его не бывает, потому что мысль, если верить Пармениду, всегда о чём-то. А соединённое с этим чем-то, логическое понятие соответствует метафизической субстанции.

 Как думаете, примет такой рисунок Зенкин или ему маслом надо?

 

Вот опять  философский "грех" с "бородой" - вогнать мысль в понятие. Логос" и "эйдос" должны работать вместе, помогая друг другу. "С чем-то" - есть эйдос. И выведите за скобки "субстанцию". Тут должна работать остро отточенная "бритва Оккама" - не плодить сущности без необходимости.

Александр Александрович Зенкин ((09.07.1937 - 22.02.2006) такое представление", я полагаю, не одобрил бы. http://www.raai.org/about/persons/zenkin/

 

Аватар пользователя bravoseven

Владимир Ильич,

опять  философский "грех" с "бородой" - вогнать мысль в понятие

 Это не грех. Это азы. И. Кант. Логика. 1800 г.: "Познание посредством понятий есть мышление (cognitio discursiva)".

И выведите за скобки "субстанцию".

 Её Гегель ввёл. Мне выводить не по чину. Это только докторам по кафедре химической технологии позволено, потому что из всех специалистов лишь они одни не подобны флюсу (К. Прутков. Плоды раздумья. 1851 г.) То есть, бесподобны.

Аватар пользователя Нау Шам

Квантовая механика намекает, что любая локализованная, оформленная, мыслимая и наблюдаемая "истина" есть вероятностный выбор наблюдателя, и не только не может точно отображать полную, но принципиально недоступную сознанию реальность, но и вообще, это зависит от настройки системы наблюдения. Если раньше считалось, что это вопрос точности оформления, осмысления, то КМ говорит - это принципиально невозможно. Одни условия наблюдения - получишь корпускулярное представление об истине, другие - волновые представления. Как-то так. :)
 

Аватар пользователя jura12

Слово истина имеет несколько значений

истина в значении закона как повторяемого эксперимента

истина в значении откровенного знания подтвердить которое невозможно ввиду того что оно получено через откровение. А поскольку все люди разные то проверить никак нельзя. Если не можем подтвердить то откуда мы знаем что оно истинно? Оно истинно только для его получившего. Для других это вера.

Более этого ничего не вижу.

Аватар пользователя Олег Суворов

Истина в любом виде и значении, в конечном счете, относительна к субъекту. Поэтому вполне корректно определить относительность к субъекту как всеобщий гносеологический принцип.

Аватар пользователя jura12

Перед началом дискуссии чтоб решить задачу строим условия:
1. надо определить цель
2. должен быть одинаковый понятийный аппарат
3. относительно чего строим измерения.

иначе бесконечные блуждания в метафизике

Аватар пользователя Олег Суворов

Флаг Вам в руки. Вперед!

Аватар пользователя jura12

Истина в любом виде и значении, в конечном счете, относительна к субъекту

я решил эту задачу. но с точки зрения реальности, а не философии. поэтому от публикации на этом форуме воздержусь иначе получается офтопик.

Аватар пользователя fed

Олег Суворов: Что касается связи с внешним миром, то любая истина, в известной мере, конечно же, объективна и в этой же мере – абсолютна..

Да, истина объективна и она отражает сущность вещи. Истина отражает законы, закономерности, процессы. 

Примеры истин - периодический закон, генетический код, блаженны нищие духом, древо познания добра и зла и т.д.

Истину нельзя познать без интуиции. Она является определяющей в познании истины.

Истина делится на относительную и абсолютную. Об этом хорошо сказано в БСЭ,

Аватар пользователя Олег Суворов

​Истина делится на относительную и абсолютную

Федя, истина не делится, она едина в своей внутренней противоречивости, содержит в себе одновременно и момент абсолютности (объективности), и момент относительности (субъективности).  

Аватар пользователя fed

Олег Суворов^истина не делится, она едина в своей внутренней противоречивости

Ну да, сама по себе истина абсолютна. Но для познающего она разделяется методологически на относительную и абсолютную.  Относительная - часть истины, когда кое-что стало известно, но не всё. Абсолютная - когда познана окончательно, со всеми связями и отношениями и проверена практикой. Пример классический - Периодический закон элементов. Менделеев ведь не сразу его познал. Если вы делали открытия в науке, то понять не трудно.

Аналогичный процесс и в религии. Мой пример: В процессе познания истины древа познания добра и зла мне было ясно, что такое познание зла. Но добро никак не вписывалось. И лишь потом я дошел окончательно до полной, абсолютной истины. То, что имел Моисей ввиду в Бытии Библии.

Что вы подразумеваете под внутренней противоречивостью? Примеры.

Аватар пользователя Олег Суворов

Именно то, что сказал: истина одновременно и абсолютна (объективна), и относительна (субъективна). Разве это для Вас не противоречие?

Аватар пользователя fed

Ну да. Противоречие имеется в познании истины. О чем указал Кант и истина "за семью печатями" из Откровения Иоанна. Это хорошо на форуме видно. Истину нельзя познать рационально - чистым разумом. Также имеется 7 препятствий на пути познания истины. 7 печатей.

Сама же истина не имеет противоречий. Все истины есть части одной целой Истины. Все научные законы подчиняются Основному закону Вселенной - Дхарме.