Понятие вещь или заблуждения О.М.Ноговицына и его последователя И.Данилова.

Аватар пользователя Евгений Волков
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Сразу начну с выводов. Почему семинар, посвященный раскрытию понятия вещь, не получил своего развития в том смысле, что не дал базу для дальнейшего понимания поставленного вопроса. По сути все остались при своем мнении, при своем не правильном мнении. Я беру на себя смелость так жестко критиковать лишь по одной причине, что вижу слабости представленных мнений.

И.Данилова не устраивает классическое представление вещи как нечто, обладающее свойствами. Для современного уровня классической философии, хоть и глубоко спорное, но достаточно абстрактное представление.

Определение вещи О.М. Ноговицыным как соотношение двух и более свойств, отнесенных к одному месту более чем не продуманное, не в обиду Игорю будет сказано. Данное определение страдает не только отсутствием основного метода познания (отсутствием абстрактного представления изучаемого явления), но и привнесением в рассматриваемый вопрос метода фотографии, метода, исключающего всякую возможность познания, а значит не философского метода.

Докладчик не учитывает что все явления Бытия, так или иначе связаны с человеком в виде непосредственного его участия либо в форме наблюдения за явлением. Да и само представление докладчика о сущности явления показывает его непонимание, что есть явление. Например, докладчик ставит знак равенства между понятиями свойство и качество. К сожалению, в этом Игорь не одинок, практически вся классическая философия так же ставит подобное равенство. Но, ни кому, почему-то не приходит в голову, что эти определения могут существенно разниться. Если понятие свойство относится непосредственно к системе, к вещи, как ее трактует И. Данилов, исходит из самой системы, то понятие качество отражает взаимодействие свойства со свойством другой системы, по Данилову вещи, и направлено на другую систему. Как мы понимаем, нет качества в отрыве от качества другой системы (вещи). Людвиг фон Берталанфи ввел понятие пространственные границы системы. Впервые он определил в виде пространственных границ системы валентность химических элементов. Является ли валентность химического элемента качеством этого элемента? Ответ может быть только отрицательным, хотя понятие качество и пространственные границы имеют некоторое совпадение. Но поскольку качество есть ограниченность свойства системы, то есть ограниченность некоего одного конкретного свойства, а пространственные границы есть совокупность многих качеств явления, то понятно, что отличие между качеством и пространственными границами есть отличие между одним и множеством. Например, кому-то в голову может прийти мысль, что валентность есть какое-то единичное проявление качества химического элемента. Но это не так. Нам известно, что некоторые химические элементы имеют разную валентность при взаимодействии с различными элементами. Из этого факта следует, что валентность есть нечто неоднородное, состоящее из множества свойств, которые науке еще предстоит вскрывать. Но все эти знания не дают понимания исследователю без знаний о сущности явления. Это и было доказано И. Даниловым и О.М. Наговициным в раскрытии понятия вещь, хотя в ходе дискуссии кто-то из участников обращал на это внимание. Например, если взять стул то сам по себе он есть механическая система, как дело рук человеческих, состоящая из множества естественных систем (молекул, атомов и т.д). При чем эта механическая система постоянно участвует в создании других механических систем с разными явлениями. Например, человек использовал стул для сидения. Здесь мы видим явление механической системы: человек – стул (человек - субъект, стул – объект), направленное на облегчение действия наших мышц ног. Или человек наносит стулом удар по какому-то предмету. Мы видим иного рода явление одной и той же системы. То есть явление это одна из сторон проявление действия какой-либо системы. Напрашивается единственный вывод. Пора науке и философии отказаться от применения таких категорий, которые не отражают сущность рассматриваемых явлений системы.

Комментарии

Аватар пользователя Игорь Д.

Спасибо.

Аватар пользователя Евгений Волков

Игорь Д. пишет:

Спасибо.

 

Не понял, спасибо за что?

Аватар пользователя mitin_vm

Женя пишет: -

"Но, ни кому, почему-то не приходит в голову, что эти определения могут существенно разниться. Если понятие свойство относится непосредственно к системе, к вещи, как ее трактует И. Данилов, исходит из самой системы, то понятие качество отражает взаимодействие свойства со свойством другой системы, ..."

А я скажу почему это происходит. Уважаемый читатель, поменяйте местами слова, выделенные подчёркиванием и убедитесь сами, что ничего не изменилось в "доказательстве".
С чем я его и поздравляю.
Но всё можно простить из-за последнего предложения, в прямом и переносном смысле.
За это уважаю,

Вячеслав Митин

Аватар пользователя Евгений Волков

mitin_vm
пишет:

Женя пишет: -
"Но, ни кому, почему-то не приходит в голову, что эти определения могут существенно разниться. Если понятие свойство относится непосредственно к системе, к вещи, как ее трактует И. Данилов, исходит из самой системы, то понятие качество отражает взаимодействие свойства со свойством другой системы, ..."

А я скажу почему это происходит. Уважаемый читатель, поменяйте местами слова, выделенные подчёркиванием и убедитесь сами, что ничего не изменилось в "доказательстве".
С чем я его и поздравляю.
Но всё можно простить из-за последнего предложения, в прямом и переносном смысле.
За это уважаю,

Вячеслав Митин

 

Слава, не пора ли понять, что, не делая различий между качеством и свойством, не раскрывая пространственных границ системы и ее явлений, разобраться в сущности мироздания невозможно. Вы пытаетесь ввести что-то новое в методику познания, пытаетесь раскрыть категории и при этом, вместо «микроскопа, пользуетесь бутылочным стеклышком».
Обратите внимание на попытки Спинозы, Локка и многих других найти различие между этими категориями, а вам известно, что любая категория не может иметь множество названий и сущностей. Почему им не удалось найти существенную разницу в этих категориях? Да все от того, что не понимали сущность системы, чем и Вы страдаете вместе со многими другими философами. Обратите внимание с каким трудом в той же Википедии пытаются найти различия между свойством и качеством, но не находят все по той же причине, отсутствия знаний о системе. Не зная о ней по сути ничего, не понимая сущность системы, почему-то каждый, причисляющий себя к философии, убежден в полном знании этого вопроса, тогда как человечество, образно говоря, лишь нащупывает эти знания.

Аватар пользователя Владимир Першин

Волкову

Почему семинар, посвященный раскрытию понятия вещь, не получил своего развития в том смысле, что не дал базу для дальнейшего понимания поставленного вопроса. По сути все остались при своем мнении, при своем не правильном мнении. Я беру на себя смелость так жестко критиковать лишь по одной причине, что вижу слабости представленных мнений.

А как так получилось, что ни Вы, ни Данилов, ни Ноговицын не приняли участие в дискуссии о вещи, прошедшей более года назад? Соответствующая ветка сейчас реанимирована и там можно прочесть мнения и комментарии всех участников дискуссии. Чтобы семинар получил развитие, Вы, как мне представляется, можете высказать свое профессиональное мнение о каждом из мнений и комментариев в указанной ветке.

Аватар пользователя actuspurus

1. Вы не поняли смысловой стержень дискуссии. Ноговицын Олег Михайлович и Данилов Игорь действуют в рамках некоторой замкнутой концепции, в которой "вещь" понимается именно так. То, что есть другие подходы к концепции "вещь" они прекрасно знают.
2. Вопрос состоит только в том, могут ли они в рамках своей концепции отстоять такое понимание вещи. Это чисто логический вопрос. Вы надеюсь, математикам не станете говорить, что они неправильно понимают пространство - оно у них и многомерное, и искривленное (пространство в геометрии Римана), и специфически особое (скажем, пространство-время Миньковского или пространство в геометрии Лобачевского). Воспринимайте, данную концепцию "вещи" в этом ключе. ;))

Аватар пользователя Евгений Волков

actuspurus
пишет:

1. Вы не поняли смысловой стержень дискуссии. Ноговицын Олег Михайлович и Данилов Игорь действуют в рамках некоторой замкнутой концепции, в которой "вещь" понимается именно так. То, что есть другие подходы к концепции "вещь" они прекрасно знают.

 

В том то и дело, что исходя из всего высказанного на семинаре, ни Олег Михайлович Ноговицын, ни Игорь Юрьевич Данилов не понимают в полном объеме сущности поднятого ими вопроса. Вообще, Вы уважаемый, Булат Вы совершенно напрасно пытаетесь ввести какую либо тему в рамки представляемых Вами границ. Вы пишите о некой замкнутой концепции, но еще в мире не нашлось ни одной такой, которая бы оставалась в неких рамках, установленных исследователем (философом).На сайте Феномен,ру Иван Николаевич Шкуратов попытался было ввести сайт в рамки рассмотрения вопросов исключительно через Хайдеггера, но результат его и его сторонников философствования печален. Рамки были сломлены, а дискуссии сошли на нет. Вы пишите, что уважаемые оппоненты знают другие подходы. В рамках двух мировоззрений: все от бога, все от Абсолюта и материя как первооснова, вероятно, знают и знают неплохо. Но на базе мировоззрения, что первоосновы нет и быть не может по определению, что Абсолюта нет и быть не может по определению, что Бог, возможно, есть, но лишь как некая промежуточная во Вселенной в массе множества систем система, сама подверженная воздействию других систем, Вы, И.Данилов и О.М. Ноговицын не знаете. Вы даже не понимаете, судя по ответу Алле, как развивается мышление на базе третьего, действительно истинного мировоззрения, а оно развивается как любая другая система, хотя это мировоззрение не опровержимо.
Вы пишете Алле: «Самосохранение - это Ваша интерпретация частного опыта Вашей жизни. Именно поэтому это Ваша идея, под которую Вы подводите все остальное.
Потому что я вижу в жизни много другого - страсти ведущие к гибели, войны, ради славы и поживы, самопожертвование собой ради любви или добра и прочее. Уверяю Вас, страсть к наслаждению часто может быть сильнее инстинкта самосохранения. Инстинкт материнства сильнее самосохранения. Может Вы сами подумаете, или мне продолжать?
Вашу простую теорию я осмысливал, когда мне было наверное 14 лет. Просто с того времени я стал более взрослым, быть может, опытнее и умнее?».
Вы, уважаемый, Булат не видите, что под категорией самосохранение Алла по сути, даже не понимая этого, выражает право живой системы на свою жизнь. Вы путаете право человека на свою жизнь, и возникающие на базе этого права социальные права человека. Единственное, что Алла не понимает, это то, что социальные права могут существовать только во взаимосвязи с социальными правами других людей, взаимодействуя с ними по закону единства и борьбы противоположностей. Самостоятельно как право на жизнь существовать не могут.
Замкнутая концепция в философии это утопический, тупиковый путь познания. Но если Вы еще раз переосмыслите сам семинар, то увидите, что все участники пытаются выйти за установленные докладчиком рамки семинара.

actuspurus
Вопрос состоит только в том, могут ли они в рамках своей концепции отстоять такое понимание вещи. Это чисто логический вопрос. Вы надеюсь, математикам не станете говорить, что они неправильно понимают пространство - оно у них и многомерное, и искривленное (пространство в геометрии Римана), и специфически особое (скажем, пространство-время Миньковского или пространство в геометрии Лобачевского). Воспринимайте, данную концепцию "вещи" в этом ключе. ;))

 

Не только математикам, но и физикам говорю, что пространство и время не существует само по себе. Это глупость. И пространство, и время это различные проявление жизни системы. Легко доказывается опытным путем. Но прежде необходимо понять сущность системы, но не только. Без понимания, что Вы показали в этом ответе, родовой классификации систем не только с пространством и временем невозможно разобраться, но даже невозможно разобраться с понятием Вещь. Почему и возникают совершенно нереальное видение системы: (по Ноговицыну О.М. вещь) два свойства и место.
Может быть, я резко отвечаю, прошу извинить, но наука, а философия предтече науки как и драка, не терпит слюнтяйства, особенно в вопросе истинности мировоззрения.

Аватар пользователя actuspurus

1. Не знаю, стоит ли дискутировать по поводу самосохранения? Не бывает живых систем, которые руководствуются простым инстинктом/идеей самосохранения. Ведь самосохранение, А=А - это простое удержание системой своей идентичности, а система возникает не ради этого простого удержания себя, а ради чего-то другого. Иначе получаем нонсенс - смысл системы состоит в том, чтобы просто быть и оставаться тем же самым. Но факты показывают, что системы развиваются, а не стоят на месте. А развитие не объяснить простым самосохранением.
2. По поводу концепции "вещи".
Конечно, мы имеем право критиковать любую концепцию со своих позиций и даже математику, скажем в том, что от нее для нас мало пользы. Но при этом нельзя ссылаться, как мне кажется, на "вопрос истинности мировоззрения". Ведь не может быть одного для всех истинного мировоззрения. Скорее речь всегда идет о некотором многообразии равноправных точек зрения.
3. Концепция "вещи" Ноговицына-Данилова - это попытка выйти за рамки привычного нам понимания вещи как чего-то само собой разумеющегося и простого. Мы привыкли, что вещь есть нечто самодостаточное и простое. А быть может, следует еще раз обратить внимание на феноменологию этой конструкции "вещь". Она не самоочевидна. Ведь в опыте нам дано некоторое многообразие, внутри которого мы привычно обособляем вещь. Как это происходит? На каком основании нам ясно, что здесь все понятно? На основе повседневного опыта, где у нас нет никаких проблем с оперированием вещами? Но философия не может просто довериться повседневному опыту, она пытается и здесь вопрошать.
4. Новая концепция "вещи" пытается удержать "вещь" в ее контекстуальной данности среди множества других вещей и их свойств. Вещь всегда на фоне других вещей. И это обстоятельство должно быть отражено в самой концепции "вещи". Впервые на это обратил внимание Хайдеггер с его мировостью мира. Ведь согласно Хайдеггеру нет обособленных вещей, вырванных их контекста опыта. Вещи связаны с друг другом и в пределе с нашей способностью/неспособностью ими оперировать. Ноговицын к этой "контекстуальности" вещи подходит с другой стороны - со стороны того, что нет обособленных вещей, а есть всегда отношение вещей. Точно также как раньше указывал, что нет обособленных качеств, а всегда только отношение качеств. Так что его философствование о вещах - есть на деле реализация некоторой возможности продумывания реального бытования опыта нашего отношения к вещам.

Аватар пользователя Евгений Волков

actuspurus
пишет:

1. Не знаю, стоит ли дискутировать по поводу самосохранения? Не бывает живых систем, которые руководствуются простым инстинктом/идеей самосохранения.

 

Я, уважаемый Булат, придерживаюсь несколько иного мнения. Весь мир делится на живые и не живые системы, граница разделения которых лежат в сфере возможности любой системы или элемента системы иметь право выбора направления своего развития (движения). Есть такая возможность, живая система, нет, не живая. Например, случился ураган, человека понесло куда-то помимо его воли. В этот момент он не является живой системой, а лишь элементом не живой естественной системы. Но если он в этот момент сознательно уцепился за какой-то куст, дерево и не дает себя ветру унести куда-то, то естественно он в этот момент живая система. Надеюсь, Вы понимаете, что в мире нет ничего постоянного, кроме глупости (шутка), потому и человек как любая другая система за всю свою жизнь может быть разными системами и элементами систем, выступает в отношении других систем разными явлениями. Например, сегодня он станочник, а завтра депутат, сегодня он создает машины, а завтра становится кормом для червей и грибов. Выступая как живая система, человек инстинктивно отдергивает руку от удара тока или пламени, моргает в случае попадания в глаз соринки и т.д. Это все инстинкт самосохранения. При этом как элемент социальной системы человек практически моментально начинает осознавать себя в опасной ситуации. То есть имеет место и разумное мышление наряду с инстинктивным. На счет идеи самосохранения ничего не скажу, даже не представляю себе, что это такое.

actuspurus
Ведь самосохранение, А=А - это простое удержание системой своей идентичности, а система возникает не ради этого простого удержания себя, а ради чего-то другого. Иначе получаем нонсенс - смысл системы состоит в том, чтобы просто быть и оставаться тем же самым. Но факты показывают, что системы развиваются, а не стоят на месте. А развитие не объяснить простым самосохранением.

 

Правильно Вам показывают факты, все в мире развивается и только развивается. Иного понимания не может быть среди людей разумных. Но есть расхождения в понимании сущности развития. Именно в этом вопросе и застряло человечество, что показывает не понимание обществом сущности времени.
Развитие системы протекает в результате внутренней борьбы элементов системы, в которых так же идет внутренняя борьба, но и постоянного внешнего воздействия на систему. Если взять того же человека, то главным органом человека является клетка. Она родная и развивается и погибает, и вступает в взаимодействие с другими клетками человека, образуя его тело. Но на наши клетки действуют так же внешние силы: атмосферное давление, притяжение, ветер, тепло и холод, космические силы, воздействует общество в виде социальных правил и законов, традиций и морали и так далее.
Например, на Земле на человека действует все перечисленные факторы и даже более, но достаточно ему полететь в космос, как многие факторы на его клетки перестают действовать и клетка, не тратит свой ресурс на борьбу с некоторыми внешними воздействиями как на Земле. Оттого и время жизни клетки увеличивается. Те же опыты на Земле с приближением к скорости света увеличивают время жизни системы потому, что такая скорость преодолевает другие воздействия и тем самым позволяет увеличить время жизни системы. Правда для живой системы это не проходит, потому что под воздействием других фактором при таких скоростях живая система погибает. Вот Вам еще один ответ на то, что такое живая система.
В приведенном примере с ударом тока, инстинктивное мышление является предтече разумному мышлению. То есть этот пример дает все основания утверждать, что мышление как и все другое на земле имеет свойство развиваться как говориться по принципу от простого к сложному. Только этот принцип надо правильно понимать. От исследованной системы к неисследованной. Простых систем в природе не бывает. Все сложно. Но человек раскрывая одну сложность, она становится для него простой, стремится к пониманию другой не раскрытой системы в той же иерархической цепочке, пока что для него сложной и непонятной. И здесь тоже присутствует система поиска истины. От простого осознания явления, от одного явления к другому явлению системы, к познанию сущности системы, сущности ее явлений, если хотите к познанию феномена явления системы.

actuspurus
2. По поводу концепции "вещи".
Конечно, мы имеем право критиковать любую концепцию со своих позиций и даже математику, скажем в том, что от нее для нас мало пользы. Но при этом нельзя ссылаться, как мне кажется, на "вопрос истинности мировоззрения". Ведь не может быть одного для всех истинного мировоззрения. Скорее речь всегда идет о некотором многообразии равноправных точек зрения.

 

Не только не может быть одного мировоззрения, а оно просто обязано быть, так как это самым существенным образом сказывается развитие человечества. Вспомните о плоской Земле.
Равноправные точки зрения действительно имеют место быть, но не равноправное разнонаправленное мировоззрение. Например, создается самолет, пишется программа для развития экономики страны и т.д. Здесь мы просто обязаны иметь равноправные точки зрения. Но когда самолет построен и его скорость и маневренность увеличилась за счет конфигурации крыла, точки зрения уже перестают быть равноправными, потому что это конструкторское бюро завершило исследование одной из систем крыла. То же и в обществе. В СССР было много чего нехорошего. Но и много чего и передового. И вот выплеснули ребенка. Построили дикий капитализм. Какое могло быть равноправное мнение о ликвидации детских садиков и превращение их в частные дома? Но такое «равноправное» мнение появилось и садики ликвидировали. Или не возможность Вам устроиться преподавателем? Равноправное мнение, равноправные точки зрения? Но все это «равноправие» Вы ощущаете лишь чувственно, интуитивно. А вот Элементарная философия показывает причины и способы приведения к настоящему равноправию. Но для этого надо научить людей мыслить с позиции истинного мировоззрения – системности бытия и отрицания Абсолюта.

actuspurus
3. Концепция "вещи" Ноговицына-Данилова - это попытка выйти за рамки привычного нам понимания вещи как чего-то само собой разумеющегося и простого. Мы привыкли, что вещь есть нечто самодостаточное и простое. А быть может, следует еще раз обратить внимание на феноменологию этой конструкции "вещь". Она не самоочевидна. Ведь в опыте нам дано некоторое многообразие, внутри которого мы привычно обособляем вещь. Как это происходит? На каком основании нам ясно, что здесь все понятно? На основе повседневного опыта, где у нас нет никаких проблем с оперированием вещами? Но философия не может просто довериться повседневному опыту, она пытается и здесь вопрошать.

 

Применяя понятие вещь, мы вступаем в противоречие с нашим традиционным, экономическим, политическим мышлением. В первую очередь понятие вещь несет в себе смысл носителя стоимости, а правильнее права, воплощенного в стоимость. Понятие вещь обремененное стоимостью, уже не позволяет рассматривать такие вопросы как феномены рассматриваемой системы, родовую классификацию системы и другие вопросы, не дает переходя от абстрактного понимания исследуемой системы к ее конкретному проявлению в виде явлений. Может проверить это утверждение на любой системе.
Что такое повседневный опыт, на который Вы ссылаетесь. Это всего лишь осознание человеком окружающей действительности (явлений систем, с которыми человек сталкивается) без раскрытия сущности явлений, без раскрытия феноменов. Но когда человек развивает свой мышление от уровня осознания до уровня познания явления это уже не философия, а научная деятельность. Философы же могут лишь показать миру, предположить основные законы бытия, далее по ступеням идут различные науки. Попытки бессистемно вопрошать, не используя методы познания какие использует наука, а развитие науки определяется наличием методов познания, приводят лишь к глупейшим выводам, далеко не безвредным. Философия опирается на мировоззрение, а наука на философию. Путать местами эти три стадии познания мира себе дороже.

actuspurus
4. Новая концепция "вещи" пытается удержать "вещь" в ее контекстуальной данности среди множества других вещей и их свойств. Вещь всегда на фоне других вещей. И это обстоятельство должно быть отражено в самой концепции "вещи". Впервые на это обратил внимание Хайдеггер с его мировостью мира. Ведь согласно Хайдеггеру нет обособленных вещей, вырванных их контекста опыта. Вещи связаны с друг другом и в пределе с нашей способностью/неспособностью ими оперировать. Ноговицын к этой "контекстуальности" вещи подходит с другой стороны - со стороны того, что нет обособленных вещей, а есть всегда отношение вещей. Точно также как раньше указывал, что нет обособленных качеств, а всегда только отношение качеств. Так что его философствование о вещах - есть на деле реализация некоторой возможности продумывания реального бытования опыта нашего отношения к вещам.

 

Если бы Хайдеггер знал сущность системы, он никогда бы не использовал понятие вещь. Его рассуждения интуитивно идут в русле теории систем, но в целом раскрыть тему ему не удается все по той же причине. Тоже и Ноговицына О.М. видит, правильно видит отсутствие обособленности, правильно видит отношение качеств, но не видит системы. Отсюда не видит сущности системы, не видит перехода от абстрактного понимания к пониманию конкретных явлений.

Аватар пользователя Сергей Александров

Вещь всегда на фоне других вещей. И это обстоятельство должно быть отражено в самой концепции "вещи". Впервые на это обратил внимание Хайдеггер

А интересно, какая концепция появилась раньше: упомянутая Вами(вещь на фоне вещей) или фигура на фоне гештальтпсихологов?

Аватар пользователя Евгений Волков

Возражения С.Борчикову и А.Болдачеву.
Рассмотрим пример. На биллиардном столе три шара. Один игрок ударят первым шаром по второму шару. Второй игрок ударят третьим шаром по первым двух в момент столкновения первого и второго шаров. Не рассматривая для чистоты эксперимента самих игроков, мы видим следующее: при ударе первым шаром во второй, первый шар от удара приобрел некое движение, а второй оттолкнувшись от первого продолжает движение с несколько замедленной скоростью. Как мы понимаем, возникают векторы движения обоих шаров от 0 градусов до, например, 30 градусов. Если же в эти шары врежется третий шар в момент столкновения первых двух, то векторы движения первых двух шаров изменятся и будут иными. При этом мы видим, что шары пойдут по траектории совсем не той, которая бы могла возникнуть в случае если бы не было столкновения первых двух шаров. Это доказывает, что возникшие траектории первого и второго шаров сложились из векторов движения первого шара и третьего и второго шара и третьего, причем вектор движения третьего шара возник из взаимодействия вектора третьего шара и векторов первого и второго.
Этим примером доказывается следующее.
В мире нет ничего, что могло бы быть обособленным от всего остального и не находиться с чем-то или кем-то во взаимосвязи. Все находится во взаимосвязи как непосредственно, так и опосредованно через множества других систем. Этим доказывается то, что Абсолют, первооснова в мире не существуют уже по этой причине.
Если рассматривать столкновение первых двух шаров как систему взаимоотношений, то мы видим, что первых шар задал движение второму и поэтому в этой системе он ведущий элемент (субъект движения второго шара), а второй шар ведомый элемент (объект, получивший от субъекта направление движения). При этом мы видим, что изменилось движение первого шара под воздействием второго (пассивное сопротивление) как движение второго возникло из движения первого и пассивного сопротивления второго. Таким образом, любая форма движения: механическая, химическая, физическая, мысленная возникает из сложения движений субъекта системы и ее объекта. Это очень хорошо иллюстрируется возникновением новой системы при ударе третьим шаром.
Вывод. В мире нет ни чего, что могло бы вызвать движение лишь под воздействием только внутренних или только внешних сил. Любой движение есть сложение векторов движения, как в самой системе, так и внешнего движения, воздействующего на систему.
Это одна из Аксиом Бытия.
Уже на этом примере видно насколько ущербно применение понятия вещь для раскрытия сущности Бытия, насколько ущербно применение к системам понятия объект или применение понятия субъект, относя это понятие исключительно к человеку.
Пример с шарами можно справедливо отнести к движениям космических тел, движению песчинок во время бури, к развитию животного мира и тем более к человеческому сообществу, к развитию, как самого общества, так и к развитию государства. Главное всегда помнить о родовой классификации систем и сущности самой системы.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Вещь как система

Е.Волкову и Булату

Евгений Михайлович, если не считать Вашего отрицания Абсолюта, то в чем Вы мне возражаете, так и не понял. Я с юности абсолютный сторонник понятия Системы. Всегда об этом помню и никогда не забываю, даже когда занимаюсь внесистемной философией. Поэтому и на вещь смотрю как на системное образование. На удивление точно так, как описал Булат.

actuspurus пишет:

3. Концепция "вещи" Ноговицына-Данилова - это попытка выйти за рамки привычного нам понимания вещи как чего-то само собой разумеющегося и простого… А быть может, следует еще раз обратить внимание на феноменологию этой конструкции "вещь". Она не самоочевидна…
4. Новая концепция "вещи" пытается удержать "вещь" в ее контекстуальной данности среди множества других вещей и их свойств. Вещь всегда на фоне других вещей. И это обстоятельство должно быть отражено в самой концепции "вещи"… Ведь согласно Хайдеггеру нет обособленных вещей, вырванных их контекста опыта. Вещи связаны с друг другом и в пределе с нашей способностью/неспособностью ими оперировать. Ноговицын к этой "контекстуальности" вещи подходит с другой стороны - со стороны того, что нет обособленных вещей, а есть всегда отношение вещей. Точно также как раньше указывал, что нет обособленных качеств, а всегда только отношение качеств.

Об этом можно посмотреть в моей Системе категорий, в частности, здесь – http://philosophystorm.ru/sergei_borchikov/4681#comment-72584
Там я привожу приблизительно такую формулу:
В = Э + Л + (система Э + Л иных вещей)
где:
В – вещь,
Э – эйдос вещи,
Л – логос вещи.
Получается, отличие от концепции Ноговицына-Данилова в том, что они вещь сводят к системе отношений и качеств, а я к системе эйдосов и логосов (смыслов) комплекса вещей, включая и эйдосы и логосы их отношений и качеств, т.е. предлагаю более охватывающий концепт.