Бесконечное стремление к свободе как смысл жизни человека

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Прежде, чем мы убедимся, что свободы нет, а есть бесконечное к ней стремление, попрошу вас задаться вопросом "бесконечен ли Мир?". Я для себя решил отвечать на любой вопрос, избегая дилеммы, то есть объединяя две "противоположности" вместе в один ответ. Кто-то, отвечая на данный вопрос ставит по разные стороны баррикад две противоположности: "Мир конечен" и "Мир бесконечен". Но можно объединить два "несовместимых" утверждения в одно. А именно: "Мир для человека бесконечен до его смерти, со смертью Мир для данного человека заканчивается". Это говорит о том, что человек при жизни никогда не постигент Мир полностью.

Теперь зададимся вопросом, что такое свобода. Википедия:

  • Свобо?да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

То есть, если человек делает выбор согласно со своими убеждениями, опираясь на свои чувства, а не на природные, скажем, факторы, значит он делает свободный выбор. Но ведь все факторы одинаково влияют на выбор человека! И природные, и социальные и прочие и прочие!

Значит, всё упирается в слово "непосредственно". То есть, к примеру, характер человека влияет на выбор посредственно, а "второстепенные" факторы непосредственно.

Но ведь "второстепенный" и "невторостепенный" это тоже видение человека. Второстепенен для человека тот фактор, который незамечен им. Пример: какие-то люди стараются влиять на ваш выбор посредством угроз. Этот фактор, конечно, замечен вами. Замечен он потому, что влияет на ваш выбор "посредственно". Но если бы эти люди никогда не появились в вашей жизни, и не старались бы влиять на ваш выбор, это тоже стало бы причиной к принятию того или иного решения. Но влияние на ваш выбор этого фактора вы бы назвали "непосредственным", так как он остался вами незамечен.

Итак, если отбросить человеческое восприятие факторов, как "посредственных" и "непосредственных", то все факторы становятся одинаково значимыми. Но тогда они перестают делиться на "второстепенные" и "невторостепенные". Все факторы одинаково значимы.

Но в чём тогда подвох? Если все факторы одинаковы, их существует бесконечное множество, и учесть каждый фактор при выборе человек не может, зачем тогда вести речь о свободе?

Вот в чём дело. Мы условились считать, что все факторы равны, а значит любой фактор, даже абсолютно неизвестный человеку, относится к нему ровно также как его характер, предрассудки, знания, эстетические пристрастия и т.д. То есть, всё в этом Мире есть свойство человека, и натренировать любое из них можно также как характер, и прочие ощутимые нами свойства. Слово "ощутимые" здесь используется в узком смысле, ибо ощутимо всё, но на разных уровнях восприятия. Так вот, человек считает свой выбор свободным тогда, когда учитывает все насущные для него в данный момент факторы. И он довольствуется этим, ибо его не беспокоит то, что на его выбор влиял какой-то неизвестный ему фактор.

Ещё пример. Когда человек не мог предсказывать погоду, она могла испортить его планы. То есть повлиять "посредственно" на выбор человека идти куда-то или не идти. Погода - фактор, конечно же, всем известный и всеми принятый, а значит "посредственный" для человека. Человек не мог считать свой выбор свободным, ибо знал, что природа может всё решить за него. Но, когда появилась возможность предугадывать погоду, человек приобрёл навык избегать влияния "посредственного" в его понимании фактора. Сегодня человек может твёрдо решить отправиться на природу в такой-то день (на основании прогноза погоды), и не опасаться, что природа ограничит его выбор.

Если ещё есть какие-то недоразумения по поводу свободы выбора, то последний пример должен помочь разобраться окончательно.

Жеребьёвка. Человек тянет руку в корзину с одинаковыми шарами. Он может вытащить любой. Здесь ничего видимо не мешает человеку сделать тот выбор, который ему нравится. Пусть это будет беспричинный выбор (так как все шары одинаковы), зато на выбор человека ничего не влияет. Казалось бы, пример как нельзя лучше показывает свободу человека при выборе. Да человеку и саму кажется, будто он осуществил свободный, хотя и беспричинный выбор.

Но загвоздка в том, что человек не учёл таких факторов как рефлексия, предрассудки, подсознательные импульсы, психология (возьму шарик со дна, ибо сам я из низших слоёв общества) и прочее и прочее. Однако, с учётом, что в данной ситуации не один из этих факторов не является для человека насущным, он уверен, что осуществил свободный выбор, он достиг для себя свободы. Но, представим, что этот человек приходит домой, берёт в руки книгу по психологии, и понимает, что его выбор не был свободным. Он опять начинает стремиться к свободе.

Подведём промежуточный итог. Человек делает выбор:

- на основании неизвестных ему или ненасущных для него факторов. Выбор кажется ему свободным.

- на основании известных ему факторов. Выбор кажется ему свободным.

- осознвая, что что-то повлияло на его выбор. Выбор не кажется свободным.

Вывод: как только фактор становится известным человеку, и человек осознаёт, что делает выбор на основании этого фактора, но ему кажется, что этот фактор не укладывается с другими известными ему факторами на основании которых он делает выбор, он стремится овладеть этим фактором с целью делать такой выбор, в котором данный фактор не будет противоречить другим факторам, являющимся основанием для выбора. Всё это с точки зрения человека.

И если Мир бесконечен, и в нём существует бесконечное множество факторов, то стремление к свободе, то есть к овладению факторами, идёт о конца жизни.

Получается, что стремление к свободе начинается (возобновляется) с того момента, когда человек признаёт какой-либо фактор как основу своего выбора, и понимает, что этот фактор идёт против других, признанных им факторов.

Вообще, убеждение, что ты сделал осознанный выбор возможно на основании ограниченных представлений о Мире, и оно рушится в двух случаях: если человек принимает за основу бесконечность Мира, и если он признаёт новый, требующий освоения фактор.

Де-факто любой выбор свободен, ибо все бесконечные факторы одинаково относятся к человеку, являясь его свойствами То есть, если выбор на основании своих чувств свободен, то и выбор на основании прочих бесконечных факторов свободен. Де-юре человек не считает выбор свободным, если какой-то фактор не укладывается в систему прочих факторов с точки зрения их толкования человеком. Это де-юре и помогает человеку жить, давая ему чувствоваать всю свою значимость.

Теперь мы можем соединить два утверждения "выбор свободен" и "выбор не свободен" в одно: выбор свободен, потому что все факторы - это свойства человека, но он не свободен для человека, так как он хочет влиять на какой-либо фактор более благоприятно согласно своей системе ценностей. Вот сегодня человек не может выбрать пол ребёнку, но всеми своими действиями он так или иначе влияет на то, какой пол будет у его ребёнка. Но этот выбор человек не назовёт свободным, пока не овладеет этими действиями, и не будет с ними взаимодействовать так, как ему более выгодно.

Я думаю, что на этом можно закончить, и перейти к "эпилогу". Данный труд имел целью показать читателям, что выбор человека свободен, но, стремящийся всё сделать более для себя осознанным, человек всегда стремится к своей недостижимой, но более осознанной свободе. Но это была не единственная цель данного труда. Косвенно, его целью было продемонстрировать - насколько беспомощна дилемма при решении вопроса, и как важно соединить две кажущиеся "противоположности". Была у труда и другая цель.

Дело в том, что всё человеком делается на основании чего-то (что тоже было здесь продемонстрировано). Так вот, в данном труде с самого начала я не искал ответа на вопрос о свободе в условии "противоположностей". Поставив целью показать безграничность человеческого знания, я видел этот труд как основание для того, чтобы взяться за ум, и оказался вынужден соеденить два утверждения о свободе в одно. Таким образом, ещё одна цель труда была показать, что кто больше знает, тот ближе к свободе. Кто-то может не верить в сверхспособности человека, но тот, кто верит в них, то есть знает о них, ближе к свободе.

Я не ставил целью, но показал, что этот Мир вечен! Что не может быть ни "Конца света", ни Апокалипсиса, способного прервать жизнь в этом Мире.

Данный труд подарил надежду, что когда-нибудь человек научится со стопроцентной вероятностью определять всё то, что может нанести ему ущерб (в узком смысле). Например, если сегодня человек погибает а автокатастрофе, то он не считает, что свободно выбрал смерть, то есть это не свободный для него выбор. Но в будущем мы сможем сделать этот выбор погибать/не погибать в автокатастрофе свободным, ибо научимся предсказывать подобные происшествия (овладеем данным фактором).

Резюме:

  • Наш Мир бесконечен во всех своих гранях и проявлениях, поэтому всё в этом Мире - правда.
  • Факторы, являющиеся основанием при принятии решения, бесконечны, и неизвестные человеку факторы также связаны с ним, как известные и насущные.
  • Человек никогда не постигент себя всего, и поэтому никогда не будет иметь основания назвать себя в практическом смысле свободным.
  • Человек стремится к свободе до бесконечности, до смерти в узком смысле.
  • Свободнее человек чувствует себя тогда, когда овладевает признанным, как основательный, фактором.
  • Главная цель этого труда состояла в том, чтобы максимально пойти на благо человеку, а не помочь ему решить неразрешимую дилемму.
  • Этому помогло объединение двух кажущихся "противоположностей" вместе.
  • Данный труд показал, что Мир будет существовать вечно, и что в нём возможно абсолютно всё.

.

Комментарии

Аватар пользователя Доген

д-f. Кто связывает вас? Кто надел на вас наручники?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

д-Доген, не могли бы вы конкретнее выразить, что вы имеете в виду? Или вы не прочитали полностью?

Аватар пользователя Доген

fatalist пишет:

д-Доген, не могли бы вы конкретнее выразить, что вы имеете в виду? Или вы не прочитали полностью?

 

д-f. Каждый человек изначально свободен. И потому стремление человека к тому, что у него уже есть - иллюзия.

Человек может стремиться к изменению своего существования, он свободен выбирать цели, свобода выбора = это и есть изначальная свобода.

прочитал полностью, особенно понравилось про Мир и правду.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

д-f. Каждый человек изначально свободен. И потому стремление человека к тому, что у него уже есть - иллюзия.

Человек может стремиться к изменению своего существования, он свободен выбирать цели, свобода выбора = это и есть изначальная свобода.

прочитал полностью, особенно понравилось про Мир и правду.

Спасибо, я понял Вас. Свобода есть, и я упоминал об этом, но в начале я написал, что её нет. И то и то верно. Свобода есть, и она бесконечна, но она недостижима для ограниченного человеческого восприятия. Поэтому не один человек ещё не прожил жизнь, чувствуя себя абсолютно свободным. Поэтому мы и стремимся к ней бесконечно.
Кстати, свобода цели тоже основывается на превалирующих гранях той СЦ, которая нами руководит. А постичь все грани этой СЦ нам не по силам.

Аватар пользователя Доген

fatalist пишет:


д-f. Каждый человек изначально свободен. И потому стремление человека к тому, что у него уже есть - иллюзия.

Человек может стремиться к изменению своего существования, он свободен выбирать цели, свобода выбора = это и есть изначальная свобода.

прочитал полностью, особенно понравилось про Мир и правду.

Спасибо, я понял Вас. Свобода есть, и я упоминал об этом, но в начале я написал, что её нет. И то и то верно. Свобода есть, и она бесконечна, но она недостижима для ограниченного человеческого восприятия. Поэтому не один человек ещё не прожил жизнь, чувствуя себя абсолютно свободным. Поэтому мы и стремимся к ней бесконечно.
Кстати, свобода цели тоже основывается на превалирующих гранях той СЦ, которая нами руководит. А постичь все грани этой СЦ нам не по силам.

 

д-f/ Видно пора "разделить" изначальную Свободу на свободы внешнюю и внутреннюю. Вы говорите о вечном стремлении к внешней свободе, утверждая недостижимость всех граней СЦ.

Пожалуйста,назовите пять известных вам граней СЦ.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Доген, все проблемы от того, что мы разделяем ))) А вы думаете "изначально" была другая свобода? Или всё же мы узнали о ней, как о "другой" по той причине, что она воспринималась иначе?
Для какого-нибудь абстрактного Адама убийство воспринималось как должное и нормальное. Он сказал - раньше всё было нормально. А для Вас - нормально, это когда нет убийств. Вывод - раньше не было убийств. Понимаете к чему я?
---
О СЦ
Встал с той ноги:
1 - Взаимопомощь
2 - Открытость
3 - Бескорыстие
4 - Доверие
5 - Любовь
...
4 567 - Грубость

Встал с будуна:
1 - Наглость
2 - Грубость
3 - Высокомерие
4 - Неприятие
5 - Лживость
...
349 - Взаимопомощь

Аватар пользователя Доген

дf. Проблема не в том что мы разделяем Единое, а в том что разделив мы забываем о Едином, и начинаем философствовать о частях как-буд-то о Едином. :)))

Вы назвали не грани СЦ, а состояния системы "ум-тело".

Я ожидал от вас примерно таких граней СЦ - "несвобода" жить: в мескольких домах одновременно, жить под землёй, под водой и в воздухе, в Кремле, в космосе, "несвобода" одеть словами интуицию ...

Если не "забивать" себе голову, ощущение изначальной свободы так же естественно для человека, как и сердцебиение, дыхание, мышление, любовь ...

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Что-то вы, дружище, всё запутали своими космосами )))
Хорошо. Взбрело мне в голову жить в космосе. Я могу "достичь" свободы двумя способами:
1. Изменить СЦ, поняв, что я не могу этого сделать. Я избавлюсь от этой мысли, и "стану свободным".
2. Я сам буду меняться пока не достигну цели. Буду приспосабливать такие факторы как физическая подготовка, выносливость, материальная готовность, и в конце концов поселюсь там жить.
Но вот что интересно, мой друг - в первом случае тот факт, что я отказал себе выдвинет на первые роли в моей СЦ желание ни перед чем не отступать, и теперь тот факт, что я отказал себе в полёте в космос, будет противоречить новым превалирующим граням моей СЦ.
Во втором случае факт, что пойдя на поводу желаний, я потерял всех близких, выдвинет новую ценность на горизонт моих представлений о свободе - близость родных людей. И тогда я снова не свободен!

Возможно вы правы - и есть какая-то "изначальная" свобода, и если не забивать себе голову, то...
Просто мой подход мне кажется практически полезным и, возможно, уникальным. Но главное, что написанное мною может послужить основанием для перемен в жизни. А для чего основанием может послужить фраза "Если не "забивать" себе голову, ощущение изначальной свободы так же естественно для человека, как и сердцебиение, дыхание, мышление, любовь ..."?
Мне кажется, мы оба по своему правы )))

Аватар пользователя Доген

fatalist пишет:

Что-то вы, дружище, всё запутали своими космосами )))
Хорошо. Мне кажется, мы оба по своему правы )))

 

д-f.А мне кажется, что мы оба по своему не правы. :)))

Мудрецы всех времён и народов приходили к Единому, дружище. доген.

Аватар пользователя Виктор

fatalist

Резюме:
Наш Мир бесконечен во всех своих гранях и проявлениях...

Эйнштейн был далеко не дурак и утверждал, что бесконечна только человеческая глупость.

Человек никогда не постигнет себя всего

Сократ тоже вроде не был дураком и утверждал "познай самого себя и познаешь весь мир".

Вопрос, кто дурак? Видимо Эйнштейн и Сократ, а не автор темы... :))))

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Интересно получается - на роль дурака претендуют все и каждый, кроме автора комментария ;)))
Мы каждый день "познаём весь мир", пока не открываем новую его грань, а их бесконечно много.

Аватар пользователя Виктор

пока не открываем новую его грань, а их бесконечно много.

Познать грань мира, это совсем не означает познать мир как одно единое. Грани мира познает ученый, а философ познает мир в целом. А насчет дураков.. так ведь и автор комментариев не Бог, а только его подобие, тварь божья. :)) Это к тому, что мнение автора комментария вы можете как принять к сведению, так и не принимать, автору на ваше решение грубо говоря наплевать.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Познать грань мира, это совсем не означает познать мир как одно единое.

А человеку в суматохе жизни порой кажется, что как раз это и значит. Не даром я взял фразу в ковычки.

Грани мира познает ученый, а философ познает мир в целом.

И философ и учёный - люди. Если кто-то философ, это не значит, что он способен познать Мир в целом.

Аватар пользователя Виктор

Если кто-то философ, это не значит, что он способен познать Мир в целом.

Тот и философ, кто познал мир в целом. А остальные... только на пути к философии.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Доген, а теперь главное: вы встали "с будуна" в вас превалирует желание грубить, но вы не смогли сделать это какому-то качку, потому что он тупо сильнее вас.
Вопрос: вы чувствуете себя свободным?

Аватар пользователя Доген

fatalist пишет:

Доген, а теперь главное: вы встали "с будуна" в вас превалирует желание грубить, но вы не смогли сделать это какому-то качку, потому что он тупо сильнее вас.
Вопрос: вы чувствуете себя свободным?

 

д-f. Конечно же чувствую себя свободным и не только потому что у меня есть выбор -грубить-негрубить, но и потому что я мудрый (без ложной сромности) и знаю, что можно прекрасно жить и с желанием, в противовес заблуждению, что желания обязаны реализовываться мгновенно. А воще вы молодчина - заставили извиниться Виктора, мне это не удовалось :)))

Аватар пользователя fatalist-nigilist

д-f. Конечно же чувствую себя свободным и не только потому что у меня есть выбор -грубить-негрубить, но и потому что я мудрый (без ложной сромности) и знаю, что можно прекрасно жить и с желанием, в противовес заблуждению, что желания обязаны реализовываться мгновенно.

Я вчера, кстати, думал об этом. Если ваше качество (боязнь получить от качка) не состыкуется с вашей СЦ (грубить всем подряд), то можно либо изменить качество, либо расширить СЦ, либо отстраниться от этого "качка". Вы в вашем сценарии расширили систему ценностей. Вам не кажется, что это и есть стремление к свободе? ;)))

А воще вы молодчина - заставили извиниться Виктора, мне это не удовалось :)))

Не очень похоже на извинение ))) Но главное - внутреннее осознание ;)

Аватар пользователя Доген

fatalist пишет:


д-f. Конечно же чувствую себя свободным и не только потому что у меня есть выбор -грубить-негрубить, но и потому что я мудрый (без ложной сромности) и знаю, что можно прекрасно жить и с желанием, в противовес заблуждению, что желания обязаны реализовываться мгновенно.

Я вчера, кстати, думал об этом. Если ваше качество (боязнь получить от качка) не состыкуется с вашей СЦ (грубить всем подряд), то можно либо изменить качество, либо расширить СЦ, либо отстраниться от этого "качка". Вы в вашем сценарии расширили систему ценностей. Вам не кажется, что это и есть стремление к свободе? ;)))

А воще вы молодчина - заставили извиниться Виктора, мне это не удовалось :)))

Не очень похоже на извинение ))) Но главное - внутреннее осознание ;)

 

д-f. Нет, дружище, не кажется. Это и есть сама свобода. Стремиться к свободе можно лишь когда вас конкретно "посадили под замок", всё остальное - Свобода, брат, Свобода!

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Доген, ну хорошо. А разве ваша СЦ не может посадить вас под замок и сказать: "делай так!"? А потом вы осознаете, что ваша СЦ в тот момент повернулась к вам "неправильными" гранями, и куда денется ваша свобода? )))

Аватар пользователя Доген

fatalist пишет:

Доген, ну хорошо. А разве ваша СЦ не может посадить вас под замок и сказать: "делай так!"? А потом вы осознаете, что ваша СЦ в тот момент повернулась к вам "неправильными" гранями, и куда денется ваша св
обода? )))

&nb

сейчас я думаю о сейчас ...:)))