Философия (По мотивам "Метафизики" Аристотеля)

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Онтология

ФИЛОСОФИЯ

(По мотивам "Метафизики" Аристотеля)

 

1. СУЩЕЕ. БЫТИЕ

 

1. Что есть бытие

1. Что такое бытие, сущее, этот мир, о котором можно думать, иметь в виду, говорить, делать, создавать?

2. Что такое этот предмет мысли и действия?

3. Этот предмет - сущее, сущность, суть бытия, то, что есть.

4. Сущее, мыслимое, бытие, то, что есть, - это понятие (понятие - "материя" - то, из чего создаётся и состоит всё, весь мир).

5. Понятие ("материя") - само-субъектно-объектная внешняя реальность, существующая зависимо от человека как Само-Субъекта, его само-субъектного (человеческого) сознания, создаваемая и изображаемая им.

 

2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

1. Причины и сущности

1. Существуют нематериальные, самостоятельные причины, сверхчувственные неподвижные и вечные (постоянные) сущности, которые находятся над всем материальным миром, физическими, материальными, подвижными, изменчивыми "чувственными сущностями".

2. Метафизические сущности, превосходящие физические, - сверхчувственные, обособленные, вечные, неподвижные. Это и есть истинное бытие, сущность, суть мира. Предметы метафизики - неизменные, вечные.

3. Первая философия, метафизика, технология мышления - умение (наука) наиболее само-субъектная. Владеть этим умением (наукой) может только Само-Субъект. Предмет этого умения (науки) - само-субъектные предметы.

4. Само-субъектное умение (наука) - "теология", учение о Само-Субъекте.

5. Сверхчувственные, вечные (постоянные), неподвижные сущности, нематериальные причины - связаны с Само-Субъектом.

6. Предмет философии, метафизики, технологии мышления - Само-Субъект и его мышление.

 

2. Бытие и мышление

1. Предмет само-субъектной технологии мышления (философии) - высшие причины и первые начала всего сущего как сущего, сущее вообще, сущее как таковое.

2. Бытие тождественно мышлению.

3. Мышление - это и есть бытие.

4. Формы бытия - это формы мышления.

 

3. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЕ. ОСНОВНОЙ ЗАКОН БЫТИЯ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

 

1. Противоположности

1. Противоположности не могут быть присущи одному существу, одной сущности, находиться в одном и том же [бытии].

2. Противоположности одновременно не могут быть началом всех вещей, вообще каким-либо началом.

 

2. Различие, противолежащее, противоположность и противоречие

1. Противоположное возможно там, где есть сущностное различие. Наиболее законченное, сущностное различие - противолежащее, это - род. Виды противолежащего - противоположность и противоречие.

2. Противоположное - это то, что в пределах одного рода наиболее отстоит друг от друга. Между противоположностями возможно среднее.

3. В случае противоречия среднего между сторонами нет. Отсутствие одной стороны противоречия влечёт за собой присутствие другой. Нечто может быть или таким, или другим, среднего между ними быть не может.

4. Число может быть или чётным, или нечётным, без чего-то среднего в этом роде (противоречивое). Человек может быть ни плохим, ни хорошим, а средним в этом роде (противоположное).

5. Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были одновременно истинными в отношении одного и того же. Поэтому противоположные качества (свойства) не могут находиться в одном и том же предмете (объекте).

6. Раз мышление и бытие тождественны, одно и то же, то противоположные высказывания - это высказывания о действительных (объектных) свойствах самих предметов (объектов). Непротиворечивая логика мышления - это и есть непротиворечивая онтология бытия, сущего.

 

3. Основной закон бытия

1. Законы мышления - это законы бытия. Мышление - это и есть бытие, сущность, суть бытия. Предмет и мысль о нём, его понятие - одно и то же.

2. Противолежащее не может быть присуще одному и тому же в одном отношении (и там, где в противолежащем есть среднее, - противоположности, и там, где среднего нет, - противоречие).

3. Невозможно чему-то одновременно существовать и не существовать.

4. Невозможно одновременное существование и несуществование чего-то в чём-то.

5. Онтология (умение, наука о сущем, бытии) и логика (умение, наука о мышлении) - одно и то же. Мышление - есть бытие. Бытие - есть мышление.

6. Противоположности никогда не могут совпасть. Они могут быть присущи одному и тому же, но в разных смыслах и отношениях.

 

4. Бытие и небытие

1. Бытие - есть, оно существует.

2. Небытия - нет, оно не существует.

3. Небытие - есть несуществующее. Но это не значит, что небытие есть, и небытие есть бытие. Это значит, что небытию присуще несуществование.

4. Суждение о небытии означает, что небытие в каком-то смысле есть, но не в том смысле, в каком есть бытие. Несущее есть только в том смысле, что оно есть несущее.

 

4. СУЩЕЕ И СУЩНОСТЬ

 

1. Умопостигаемая суть

1. Всякое единичное имеет свою суть, постигаемую умом, а не чувствами, что является предметом умения (науки).

2. Умопостигаемая суть (сущность) - вечна (постоянна), неизменна, неподвижна.

3. Совокупность умопостигаемых сущностей - высший, сверхчувственный уровень бытия с предельным количеством бытия, предельной полнотой бытия. Низшие сущности - чувственных, единичных вещей, вещей природы - имеют меньшее количество бытия, обладают неполнотой, ущербностью бытия.

4. Эти оба уровня бытия (сущностей) - высший и низший - не внешний по отношению к природе, а уровни сущностей явлений и вещей самой природы.

 

2. Сущность

1. Сущность - ключ к сущему.

2. Сущность - субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также всеобщее.

3. Сущность - суть бытия, общее, род, [лежащий в основе] субстрат.

4. Шесть значений (элементов) сущности: 1) субстрат; 2) суть бытия; 3) состоящее из сути бытия и субстрата; 4) всеобщее; 5) общее; 6) род.

 

3. Два критерия сущности

1.  Два критерия сущности: 1) мыслимость, создаваемость (познаваемость) в понятии; 2) способность к отдельному существованию.

2. [Проблематичная] задача: найти такую сущность, которая бы была способна к самостоятельному существованию (само-субъектной, сущностью Само-Субъекта) и была бы создаваема (познаваема) в понятии (создаваема в понятии, понятием Само-Субъекта, само-субъектным понятием).

 

4. Субстрат

1. Субстрат (подлежащее) логически - это то, о чём сказывается всё остальное, когда уже он сам не сказывается о другом (больше ни о чём другом).

2. Субстрат (подлежащее) онтологически - то, что лежит в основе [всего] двояким образом, или как отдельная вещь, или как материя (понятие) для [будущей] осуществлённости.

3. То, что состоит из сути бытия и субстрата, есть единичная вещь.

4. Субстрат - есть материя (материал; понятие).

5. Материя (материал; понятие) - не есть [сама по себе] сущность, она не создаваема (не познаваема) в понятии.

6. Единичная вещь, хоть и субстрат, но всё равно не сущность, или не сущность высшего порядка, уровня. Единичная вещь не выразима в понятии (единичному нельзя дать определение), а также является составным целым. Единичная вещь состоит из сути бытия и субстрата, а составное позже его частей.

 

5. Род, общее и всеобщее

1. Род - это общее.

2. Общее не может быть сущностью, потому что общее не существует без единичного.

3. Всеобщее - тоже не может быть сущностью. Всеобщее тоже не имеет самостоятельного существования, оно относится ко многому, без которого не существует.

4. Ни всеобщее, ни общее, ни род - не есть сущность.

 

6. Категории

1. Вершина всеобщего - категории, наиболее общие роды высказываний (мышления), далее не сводимые друг к другу и не обобщаемые.

2. Группы категорий: 1) сущность (что есть вещь); 2) качество (какова эта вещь); 3) количество (как велика эта вещь); 4) отношение (в каком отношении эта вещь); 5) действие (что делает эта вещь); 6) страдание (какое испытывает воздействие эта вещь).

3. Только одна категория - сущности - означает то, что способно к отдельному, самостоятельному существованию.

4. Остальные 9 категорий обобщают то, что самостоятельно не существует, а существует как присущее тому, что обобщено в категории сущности, или сути вещи.

5. Качество, количество, отношение - не существуют от природы, сами по себе, не отделяясь от сущности. Все другие определения высказываются о сущности.

6. Кроме сущности, ничто не может существовать отдельно. Кроме сущности, никакие категории нельзя считать реальностями.

7. Сущность, суть бытия - единственная самостоятельная категория.

8. [Категории] сущности - ничто не противоположно.

 

5. ЧЕТЫРЕ ПЕРВОНАЧАЛА

 

1. Реальное существование

1. Настоящей (подлинной) сущностью является категория сущности, или сути бытия, сущность любой вещи.

2. Реально существует только то, что обозначается (подпадает) категорией сущности.

3. Роды существуют только в видах.

4. Сущность - суть бытия вещи.

 

2. Формальная причина (первая)

1. Суть бытия вещи (смысл) - это форма вещи, первая сущность вещи.

2. Форма, суть бытия, первая сущность - одно и то же (синонимы).

3. Форма - не всякое общее начало, а минимально общее, соответствующее самостоятельно существующим вещам, поскольку они - существительные.

4. Суть бытия и сама вещь - одно и то же (основным образом, не в конкретных деталях).

5. Суть бытия - сущность отдельной вещи.

6. Сущность вещи - это последнее видовое отличие и определение вещи.

7. Определение вещи - это формулировка, состоящая из видовых отличий, даже из последнего из них.

8. Суть бытия вещи не будет находиться ни в чём, что не есть вид рода.

9. Форма как суть бытия вещи - этот тот или иной вид определённого рода.

10. Вид обладает самостоятельной сущностью. Вид отрывается от индивидов и становится вечной и неизменной формой - [метафизической] сущностью, которая и есть предмет науки (умения; философии).

11. Общее - это не часть, сторона, сущность отдельного. Отдельное - вторичное по отношению к общему.

12. Форма - посередине между отдельным и родовым, существующим благодаря видовому.

13. Форма - не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего её нет.

14. Форма - суть бытия в главном, основном смысле. В основном смысле суть бытия есть только у сущностей.

15. Форм столько, сколько низших видов, далее уже не распадающихся ни на какие другие виды.

16. Виды - вечные и неизменные сущности. Форму [вещей] никто не создаёт и не производит. Формы существуют сами по себе, а внесённые в материю они как бы творят вещи.

17. В материю (понятие) форму вносит Само-Субъект, он формирует материю (понятие).

18. Каждая отдельная чувственная сущность (вещь) - есть [нечто] составное, она слагается из активной формы и пассивной материи (понятия), восприемницы формы.

 

3. Материя (понятие). Материальная причина (вторая)

1. Материя не может быть сущностью.

2. Материя (понятие) - сырой, необработанный материал [, из которого можно что-то сделать в будущем].

3. Материя - бесформенное и неопределённое вещество, никак не определённое ни по существу, ни по количеству, ни по каким-либо иным свойствам [, которым обычно определяется сущность].

4. Материя (понятие) - то, из сего вещь состоит, из чего вещь [пассивно] возникает.

5. Материя имеет свою суть бытия в той мере, в которой она оформлена, в той же мере эта материя определима и создаваема (познаваема).

6. Первая материя (понятие) - несоздаваема (непознаваема).

7. Материя - пассивна, безжизненна, сама не способна из себя ничего породить.

8. Материя - вечна (постоянна). Материя и форма (понятие и смысл) - два совечных (одинаково постоянных) начала.

9. Всё, что существует в природе, состоит из материи и формы (понятия и смысла).

10. Без материи (понятия) не может быть природы и вещей.

11. Вещь - составное целое, состоящее из субстрата-материи и сути бытия - формы (субстрата-понятия и сути бытия - смысла).

12. Вещь как индивидуальная сущность вторична по отношению к первичной материи и форме (первичному понятию и смыслу).

13. Вещь возникает в результате внесения формы в материю (смысла в понятие).

14. Материя (понятие) - соучастник формы (смысла) в вещах.

 

4. Возможность и действительность

1. Форма (смысл) как суть вещи, её сущность - общее. Материя (понятие) - материал, в котором это общее неоднократно запечатлено (воплощено, реализовано).

2. Данное отношение формы и материи (смысла и понятия) - динамическое, действенное как возможность ("дюнамис") и действительность ("энергейа").

3. Понятия (категории) возможности и действительности позволяют представлять (формировать) отношение формы и материи (смысла и понятия) в движении.

4. Носитель возможности - материя (понятие). Оформляясь (осмысляясь), материя (понятие) переходит из состояния возможности в состояние действительности.

5. Материя (понятие) - это возможность, потому что в дальнейшем она может получить форму (смысл). Когда материя (понятие) существует в действительности, то она уже определена через форму, формой (смыслом).

6. Полная действительность - это не действительность вещи.

7. Полная действительность - это действительность формы (смысла). В форме нет примеси возможности (быть или не быть), которая вещи придаёт материя. Форма (смысл) полностью действительна.

8. Любая вещь - относительна. Вещь действительна лишь в той мере, в которой обладает сутью (сущностью; смыслом).

9. Действительность - всегда впереди возможности. Форма (смысл) - первее материи (понятия).

10. Материя, оформляясь и становясь действительностью, утрачивает все другие, альтернативные возможности стать иной, которые у неё были до её оформления формой.

11. Понятие возможности делает мир технологичным (диалектичным).

12. Вещи не содержат в себе противоположности и противоречия.

13. Однако возможность содержит в себе нереализованные противоположности. Но в осуществлении противоположности уже нет.

14. Возможность - форма (одна из форм) существования относительного бытия.

15. Материя может обладать формой, но может быть и лишена её, оставаясь ещё первоматерией.

16. Если материя (понятие) обладает какой-то конкретной формой (смыслом), то в это же время она лишена всех остальных форм.

17. Лишённость форм (смысла) - это и есть небытие. Таким относительным небытием является вся материя. А первая материя лишена бытия (формы, смысла) полностью, тотально.

18. Технология (диалектика) возможности и действительности позволяет определить в общем виде движение (вообще изменение). Движение - осуществление в действительности возможного, поскольку (насколько) это - возможно.

 

5. Энтелехия и телеология. Целевая причина (третья)

1. "Энтелехия" - это осуществление, реализация.

2. Все процессы, имеющие смысл (осмысленные), - целенаправленны, обладают потенциальной завершённостью. Это происходит везде и со всем - тотально, всеобще.

3. Обусловленность целью (через цель) - и среди поступков, определяемых мышлением, мыслью, и среди вещей, возникающих как бы естественным путём.

4. Энтелехия - осуществление, реализация целенаправленного процесса.

5. Цель всего - это стремление всего к своему благу.

6. Всякая возможность стремится реализовать себя во всей полноте.

7. Всякая потенция (потенциальность) стремится не только к своему благу как к конкретной цели, но и к благу вообще, к всеобщему благу.

8. Третья причина, первоначало всего сущего - цель, то, ради чего стремление (в будущем), самоосуществление, самореализация блага.

 

6. Движущая причина (четвёртая)

1. Четвёртое первоначало (причина) всего сущего - движущая причина.

2. Изменение чего-то во что-то всегда происходит благодаря действию (воздействию) чего-то [третьего, внешнего по отношению к первым двум].

3. Движущееся приводится в действие чем-то другим, движущим, внешним по отношению к этому им движимому.

4. Движение не самопроизвольно, не является само-движением.

5. Материя (понятие) - пассивна. Форма (сущность, смысл) - активна.

6. Сущность и форма - это деятельность (действие).

7. Деятельность (действие) имеет высший источник в высшей сущности, высшей форме - в перводвигателе, в Само-Субъекте.

8. Изменение вызывается первым двигателем - Само-Субъектом. Изменению подвергается материя (понятие). Изменение приводит к форме (смыслу).

 

7. Четыре первоначала, или высшие причины [всего]

1. Причины всего сущего: 1) сущность, суть бытия (форма; смысл); 2) материя (материал; понятие) и лежащий в основе субстрат; 3) то, откуда идёт начало движения (движущая причина); 4) то, ради чего [существует всё] и благо (благо есть цель всякого возникновения и движения).

2. Суть бытия (сущность; смысл) - основание, почему вещь именно такова, как она есть. Это основание как причина и начало вещи.

3. Причина в одном смысле - материал (понятие), входящий в состав вещи, из которого вещь [пассивно] возникает. Причина в другом смысле - форма (смысл) и образец, суть бытия. Далее причина - источник, откуда берёт своё первое начало изменение [или успокоение]. Ещё причина - цель, то, ради чего [в будущем].

4. Любая вещь [, явление, процесс] всегда обладает всеми четырьмя причинами.

5. В деятельности (практике) человека присутствуют все четыре причины всего сущего.

6. Всё мироздание - подобно человеческой деятельности. Это - философско-идеалистический антропоморфизм (само-субъектизм).

7. Не считая главного закона бытия - невозможности одновременного бытия и небытия в отношении одного и того же, - во всём сущем есть четыре первоначала: 1) материальная (понятийная) причина ("Из чего это?"); 2) формальная (смысловая) причина ("Что это есть?"); 3) движущая (действующая) причина ("Откуда начало движения (действия)?"); 4) целевая причина ("Ради чего (в будущем)?").

8. Все четыре причины всего сущего - вечные (постоянные).

9. Материальная (понятийная) причина несводима к остальным.

10. Формальная (смысловая), движущая и целевая причины - сводимы к одной.

11. Четыре причины состоят из двух групп: 1) материальной (понятийной) причины; 2) формально-движуще-целевой причины (само-субъектно-смысловой).

 

6. "ТЕОЛОГИЯ" (УЧЕНИЕ О САМО-СУБЪЕКТЕ)

1. Формально-движуще-целевая причина в целом - это человек как Само-Субъект.

2. Первая философия - это "теология", учение о Само-Субъекте.

3. Как формальная (смысловая) причина Само-Субъект - вместилище всех сверхприродных, отличных (обособленных) от материи (понятия), неподвижных, сверхчувственных, т.е. метафизических сущностей.

4. Как вместилище метафизических сущностей сам Само-Субъект есть некоторая сущность, вечная (постоянная), неподвижная и отделённая от чувственных вещей.

5. Само-Субъект как движущая причина - перводвигатель, а сам он неподвижный (всё, что движется, приводится в движение чем-то иным и внешним).

6. Как возможен Само-Субъект как неподвижный двигатель? Само-Субъект движет (действует) как предмет желания [, воли] и предмет мысли - они движут (побуждают), сами не находясь в движении. Само-Субъект также движет как предмет любви, стремления.

7. Само-Субъект движет и как целевая причина. Движущая причина становится целевой.

8. Стремление к Само-Субъекту как к цели, предмету желания [, воли], мысли, любви не уводит от мира. Любить Само-Субъекта - значит любить самого себя и достигать осуществления, реализации (энтелехии) самого себя в своей [внешней] деятельности. Это означает полную реализацию потенции [в действительности].

9. Само-Субъект как форма (смысл), перводвигатель и цель полностью лишён материи (материала; понятия).

10. Материя (материал; понятие) вносит начало возможности, потенциальности. Поэтому нематериальный Само-Субъект - это чистая действительность и осуществлённость, осмыслённость, реализованность (энтелехия), высшая реальность.

11. Само-Субъект отделён от индивидуального мира, обособлен от жизни людей, не вникает в частности. Но в то же время Само-Субъект хоть и отделён от мира, обособлен от жизни, но находится при всём этом, вникает во всё, в т.ч. во все частности, при этом оставаясь всегда вне этого всего.

12. Мир отдельного, мир единичных, индивидуальных, чувственных сущностей - недостойный непосредственный предмет для Само-Субъекта.

13. Само-Субъект - неизменен и совершенен, потому что всякое изменения для него было бы изменением к худшему.

14. Само-Субъект - философско-практический, мыслительно-деятельный, постоянно действующий Само-Субъект.

15. Само-Субъект - это активное, действующее мышление, непосредственно не совпадающее с миром, обособленное от него.

16. Само-Субъект - есть живое существо, ему присуща жизнь. Жизнь Само-Субъекта - это деятельность его ума (разума), само-субъектное мышление, а также его желания и воли к осуществлению, реализации себя во вне, в мире.

17. Само-субъект - есть непосредственно чистый деятельный (действующий) ум, разум, самодовлеющее, само на себе замкнутое мышление. Но при этом опосредованно мышление Само-Субъекта выходит во вне его, создавая внешне-реальный само-субъектный мир, мир объектный, созданный Само-Субъектом.

18. Само-Субъект также мыслит сам себя, его мысль есть мышление о мышлении (рефлексия и саморефлексия).

19. Поскольку в Само-Субъекте, раз в нём нет материи (материала; понятия), предмет мысли и мысль о предмете - одно и то же, они полностью совпадают.

20. Само-Субъект - духовный (умный, мысле-действующий) Абсолют [в своём роде]. В Само-Субъекте совпадают субъект и объект.

21. Мысля и реализуя сам себя, Само-Субъект мыслит и реализует самое само-субъектное и самое ценное.

22. Само-Субъект непосредственно не мыслит природу, он замкнут на самом себе. Но в то же время опосредованно Само-Субъект мыслит всё, а его интерес простирается во вне самого себя - во всё и на всё, в т.ч. на природу.

23. Само-Субъект - это совершенный и правильный логик, философ и деятель.

24. В Само-Субъекте человек (философ, деятель) становится само-субъектным, сам себя делает само-субъектным, делает само-субъектным своё мышление и деятельность, благодаря которому возможно мыслящее мировоззрение и осмысленная практика - философия, технология мышления и его реализация во внешней деятельности.

--

© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==