Гегель и естествознание /36/ (Кеплер или Ньютон)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Продолжим исследовать физико-философский спор между школой Ньютона, которая считает, что «фундамент» классической физики движения - закон всемирного тяготения, и школой Кеплера, которая опирается на принципы свободного движения. В чем же заключается коренное различие взглядов? По версии Гегеля, различие наблюдается в противоположности взглядов на физические величины в сфере движения.

Впервые научная логика на примере кеплеровой физики орбитального движения предлагает взглянуть на процессы движения через призму единства противоположностей. Это «новая земля» для теории физики. В этом случае физическая величина обнаруживает свою полярную сущность, которая требует наличия двух измерений. Рассмотрим эту труднейшую тему более подробно.

О принципе измерения полярности

У Гегеля в «Науке логики» в разделе о «Количестве» находим, что величина проявляет свою полярность в «двойственности» (то, что она и экстенсивная, и интенсивная величина). Так, масса как вес есть экстенсивная величина, поскольку она составляет некоторую численность фунтов, центнеров и т. д., и она же интенсивная величина, поскольку оказывает некоторое давление, выраженное через степень. То, что оказывает эту степень давления, способно сдвинуть с места некоторую численность фунтов и т. д. и этим измеряет свою величину. Опыт подсказывает, что по ходу дальнейшего исследования процессов движения с темой измерения придется столкнуться еще не раз.

Предмет спора

Теперь вспомним конкретный предмет спора между научными школами. «Ньютоново доказательство кеплеровского закона, - говорит Гегель, - приводит к коническому сечению вообще, между тем как основное положение, которое должно быть доказано, состоит именно в том, что орбитой обращающегося тела является не круг или какое-нибудь коническое сечение, а только эллипс». «В решении вопроса о сравнительных заслугах Кеплера и Ньютона все зависит от того, дал ли последний доказательство того, что орбита планет представляет собой эллипс. Такого доказательства он в действительности не дал». ЭФН. Параграф 270.

Концепции Гегеля и научной логики

В научной логике круг понимают как орбиту, соответствующую простому равномерному движению. Круг представляет собой возвращающуюся в себя линию, в которой все радиусы равны между собой, т. е. он вполне определен радиусом (одним определением). Для характеристики же свободного движения, в котором пространственные и временные определения дифференцируются и вступают друг с другом в некое качественное отношение, требуется уже наличие двух определений.

Данный факт говорит о том, что форма возвращающейся в себя орбиты свободного движения представляет собой по существу эллипс, который обладает двумя константами, большой и малой осью. В этом состоит первый из законов Кеплера. В круге дуга или угол, заключенные между двумя радиусами, независимы от них. В эллипсе же дуга по существу является функцией радиуса-вектора.

Концепции электрического тока и движения

Здесь будем опираться на философское заключение, полагающее, что все в природе подобно. В качестве аналога свободного движения возьмем для исследования нелинейные цепи (НЦ) электрического движения. Нелинейными электрическими цепями являются цепи, содержащие нелинейные элементы (НЭ), параметры которых зависят от тока и напряжения (двух полярных определений как и в случае со свободным движением).

Расчет НЦ сводится к нахождению токов и напряжений на участках цепи с помощью вольт-амперных характеристик (ВАХ). Одна из важнейших задач анализа НЦ заключается в определении рабочих точек (РТ) цепи, которые находятся на ВАХах нелинейных элементов. Для этого используются графические и численные методы. Заметим, что для измерения параметров применяется амперметр и вольтметр (два прибора), которые не мешают друг другу в измерении. Почему?

Что такое электрический ток и напряжение?

Ток - это базовое понятие в физике электрического движения. Напомним, что в научной логике Гегеля движение выражается единством непрерывности и точечности (времени и пространства). В этом случае движение тока будет носить точечный, импульсный и квантовый характер, а величина тока будет характеризоваться интенсивностью. Другими словами, интенсивность здесь выражена точечностью, а экстенсивность, характеризующая напряжение, - непрерывностью.

Краткий вывод заключается в том, что при такой философской концепции «уходят» из теории физики принцип неопределенности и изъяны (макроприбор влияет на микрообъекты и т. д.) в измерении «двойственных» параметров.

Итак, электричество как движение работает «по Кеплеру». Как же будет выглядеть процесс движения в механике?

Принципы измерения и движения в механике

В России перед сочинской олимпиадой анонсировалось строительство двух санно-бобслейных трасс (в Сочи и в Подмосковье). Анализ показывает, что в Сочи проект профиля трассы был выполнен «по Кеплеру» (исполнители - немцы), а в Подмосковье проект профиля спортивного объекта был выполнен «по Ньютону» (исполнители - российские механики). В Сочи успешно прошла олимпиада, а в Подмосковье профессиональные спортсмены боятся спускаться по трассе из-за опасного профиля спортивного сооружения. В чем же здесь дело?

А дело в том, что в проекте профиля трассы «по Ньютону» отсутствует измерение интенсивной составляющей движения по трассе. Физика Ньютона измерение этой величины в механике вообще не предусматривает. Это равносильно такому случаю, при котором в электрических процессах исключили бы как измерение тока, так и наличие амперметра. Как же ведется расчет профиля трассы «по Кеплеру»?

Трение в механике - аналог тока в электричестве

Трение - это хронический удар (выражен точечностью), удар (толчок) - это мгновенное трение. Когда спортивный снаряд спускается по трассе, то его полозья испытывают трение (хронический удар) о желоб. Как ток в электричестве, так и точечность трения в механике необходимо измерять. Для этого на корпус спортивного снаряда устанавливается акселерометр (аналог амперметра), который путем точечного сканирования измеряет интенсивность (динамическую составляющую) движения. Зная все параметры спуска, путем графики и исчисления находят номинальные рабочие зоны в каждой точке трассы, а по этим рабочим зонам и точкам можно проектировать и сам рабочий профиль трассы.

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Принцип источника

Продолжим исследовать причины неудач российских механиков при проектировании профиля санно-бобслейной трассы в Подмосковье. После аттестации трассы и по истечении некоторого срока эксплуатации спортивного сооружения спортсмены отмечали следующее: «Трасса в Подмосковье функционирует уже несколько лет, но мы и пробовать не хотим на ней тренироваться. Она просто неправильная, входы и выходы из виражей на этой трассе все квадратные, неудобные. Так никто не строит, а наши решили почему-то так построить. Там можно только какие-то детские соревнования проводить».

Ранее уже упоминались некоторые ошибки и погрешности, допущенные проектировщиками из-за несовершенства физической теории Ньютона. Базовой ошибкой ньютоновой физики является отказ ее от Научной логики (философии), которая дополняет теорию движения качественными показателями (величины в физике суть законы, имеющие в основе качественную природу). Рассмотрим для примера понятие «сущность». Сущность является базовым понятием физического закона. Физики же считают сущность «бестолковым» понятием. лишенным точности, необходимой в точных науках. Исследуем тему подробнее.

Необходимый шаг вперед, сделанный Научной логикой, заключается в изменении исходного пункта в науке, - в переходе от категории бытия к категории становления. Таким образом, становление это «первое» единство (синтез) противоположных определений, единство бытия и небытия (ничто), которое в диалектике движения трактуется как единство начала и конца. Такое единство противоположностей и является «первым» принципом (сущностью) любой формы движения. Все есть становление.

Моменты становления: возникновение (начало) и исчезновение (конец). Движение есть единство точечности и непрерывности (времени и пространства). Становление формируется в точечности (в точке, на границе) движения в форме толчка. Условием толчка (физической работы, энергии) является качественное изменение, перемена формы движения. Качественное изменение движения на границе характеризуется в физике законом превращения энергии/движения. Двигаться означает быть в данном месте (точке) - это возникновение, и в то же время не быть в нем - это исчезновение (тела) с этого места. Движение есть противоречие, которое характеризуется одновременно бытием (да) и небытием (нет) тела в данном месте как по факту, так и по определению. Это основы в философии.

Краткое резюме. Итак, сделан первый шаг на пути к познанию источника движения и его характеристик. Напомним, что источник тяготения Ньютон не считал возможным обсуждать, не имея на этот счет достаточного количества фактов («Гипотез не измышляю!»). Но наступило время, когда инновационные технологии потребовали согласованных действий как источника силы, так и его потребителя. На примере санно-бобслейной трассы в Подмосковье видна несогласованность источника с «приемником». Для согласования параметров приходится уменьшать эффективность трассы и понижать старт с максимальной высоты до минимального, «детского» спуска».

Путь познания источника лежит через познание принципов начала движения, которые изложены в Научной логике. В «Философии природы» Гегеля в параграфе под названием «Толчок» находим следующее: «Две точки сливаются в единую точку, и в то время, когда они есть в одном, они также не есть в одном. Движение и состоит именно в том, что тело находится в одном месте и одновременно в другом месте». Таким образом, принципы действия толчка (источника) совпадают с принципами начала и становления.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Принцип точечности в сущности движения

История физики и ее логики показывает, что для здравого человеческого рассудка наиболее трудным оказалось понятие сущности движения. В новейшей истории в Научной логике движение как понятие высказывается в виде единства противоположностей, в виде полярности, в виде противоречия, в виде единства точечности и непрерывности. Здесь, в свою очередь, наиболее трудным для усвоения в физике движения оказалось уже понятие принципа точечности.

По версии Научной логики, тела существуют в движении только как точки. Отталкиванием и тяжестью определяются только пространственные взаимоотношения точек, которые при контакте (на границе) сливаются в единую точку. Крайности в этой единой точке (на границе) одновременно сходятся (притяжение) и расходятся (отталкивание). Другими словами, с одной стороны границы наблюдается точка схождения тел, с другой же стороны границы процесс движения наблюдается как точка расхождения тел.

Ньютонова же физика смотрит на процесс движения только со одной стороны, со стороны притяжения. В Научной логике фаза притяжения рассматривается как оборачиваемая (возвращаемая) часть движения, где происходит не затрата энергии, а ее освобождение. В этой фазе природа «отдыхает». При одностороннем взгляде на систему движения через фазу притяжения («оборачку») создается ложный, перевернутый образ всего движения. Движение «кажется» через закон всемирного тяготения, а кажимость (обманчивое отражение) есть сущность в одной из ее сторон. Вернемся к точечности.

Речь пойдет о мгновенной скорости. В ньютоновой физике мгновенной скоростью называется (граница, точка) предел, к которому стремится отношение изменения координаты точки к интервалу времени, за которое это изменение произошло, если интервал времени стремится к нулю. В математике это выражение принято обозначать dx/dt, которое называется производной координаты по времени. Но операция является математически абсолютно правильной только тогда, когда в точке dx/dt = 0/0. То есть дельта t = 0 по определению, а не стремится к нулю. В точечности (мгновенности) происходит изменение качества без всякого изменения количества (скорость отсутствует), что и выражено уравнением dx/dt = 0/0.

Итак, что в действиях ньютоновой физики можем наблюдать? А можем наблюдать путаницу в операциях с конечными и бесконечными величинами. Любая скорость - это конечная величина. В точечности же «сила» ускорения имеет характер бесконечной величины. По версии Научной логики, «исчисление бесконечного требует таких приемов, которые физика Ньютона должна отвергать, оперируя конечными величинами, и в то же время она обращается со своими бесконечными величинами как с конечными определенными количествами и хочет применять к первым те же приемы, которые применяются к последним». Это одна из основных ошибок ньютоновой физики, где стараются подменить бесконечную величину конечной величиной.

Резюме. Скорость есть производная от степени ускорения (бесконечной величины), а не наоборот.

Аватар пользователя bravoseven

 Движение - акциденция, предикат. В нём не может быть сущности по определению. Сущность есть только в субстанции, в вещи. Субстанция - это сущность, соединённая с движением. Поэтому либо сущность, либо движение. Но ни одного из них нет внутри другого. Ваша "сущность движения" то же, что пресловутый "круглый квадрат". Понимаете?

Аватар пользователя ZVS

Здравствуйте.

Движение - акциденция, предикат. В нём не может быть сущности по определению.Сущность есть только в субстанции, в вещи.

Вещь всё же следует (в данном случае, как минимум) понимать не как некий отдельный предмет, лежащий например на столе. wink  На уровне предельного обобщения любых  движений(акциденций,предикатов) любых предметов, Движение (как таковое,то что оно есть само по себе), совпадает с собственной сущностью. Иначе, Движение(высшая абстракция) воообще  не может быть рассмотрено, и  все законы движения в физике перестают быть всеобщими, в частности. А метафизика вообще теряет предмет рассмотрения(умозрения)-сущность, поскольку, на разных уровнях обобщения, любая из них может быть представлена акциденцией.

P.S. Использование понятия вещь, для передачи смыслов предельных обобщений(высших абстракций) просто несколько неподходяще.

Аватар пользователя bravoseven

Привет, Лев.

Движение ... совпадает с собственной сущностью.

Интересная мысль. Но если так, то при чём здесь Гегель? 

Иначе, Движение (высшая абстракция) воообще не может быть рассмотрено

А оно и не высшая абстракция, потому что его само по себе никак представить нельзя. Как мысль, если верить Пармениду, всегда о чём-то, так и движение всегда чего-то.

- Скорость?
- Ага!
- Чего "ага"?
- А чего "скорость"?

Аватар пользователя ZVS

 при чём здесь Гегель? 

Ничего такого про Гегеля я не говорил. 

 оно и не высшая абстракция, потому что его само по себе никак представить нельзя. Как мысль, если верить Пармениду, всегда о чём-то, так и движение всегда чего-то.

А что, кому-то доступно представление(в образе,картинке) высших абстракций? Покажите мне этого человека..(С) И  Парменид никак не противоречит  вышесказанному(мной). Частная мысль  всегда мысль. А то, что позволяет определить нечто как мысль, независимо от её содержания, и есть мысль ака высшая абстракция - сущность. Если бы не существовала общность понятия, позволяющая например идентифицировать человека как гражданина, безотносительно его фамилии, или пола, и пр. то   гражданин бы был только один, конкретный. На которого указали. Вот он. А все прочие, мутные личности непонятного происхождения..sad Как и переменная  Х в конкретике всегда некое число. Что не отменяет существование переменной.

Аватар пользователя bravoseven

про Гегеля я не говорил

 Эта тема объявлена автором как "Гегель и естествознание". Если обсуждать естествознание не в логике Гегеля, а обсуждать естествознание в другой логике, то автор обидится и перестанет с нами разговаривать. А то и матом обругает в сердцах.

Аватар пользователя Victor

leonidkrasilnikov, 13 Апрель, 2017 - 20:36, ссылка

Речь пойдет о мгновенной скорости. В ньютоновой физике мгновенной скоростью называется (граница, точка) предел, к которому стремится отношение изменения координаты точки к интервалу времени, за которое это изменение произошло, если интервал времени стремится к нулю. В математике это выражение принято обозначать dx/dt, которое называется производной координаты по времени. Но операция является математически абсолютно правильной только тогда, когда в точке dx/dt = 0/0. То есть дельта t = 0 по определению, а не стремится к нулю. В точечности (мгновенности) происходит изменение качества без всякого изменения количества (скорость отсутствует), что и выражено уравнением dx/dt = 0/0.

Какая-то каша, далекая от здравого и научного смысла. Никто еще и никогда не использовал дифференциал отдельно "сам по себе". Либо это производная какого-то порядка, либо интеграл. Да, иногда пишут dS, dE, намекая на знак и т.п., но не исчисляют! Это требование онтологии, а не спекуляций Гегеля! 

Слово "мгновенная" означает в математическом смысле предел. Причем здесь качество и количество? Вы, Леонид, хотите меру пристроить из гегелевской триады: качество - количество - мера? Это еще никому не удалось в онтологическом смысле и вам тоже! Так как у Гегеля спекулятивная философия (искусственная)! Она к онтологии, к сущему x, t, dx/dt  никакого отношения не имеет.

Резюме. Скорость есть производная от степени ускорения (бесконечной величины), а не наоборот.

Как по мне - это ахинея, не имеющая никакого физического смысла!

***
Но заметка интересна в том смысле, что ставит вопрос о приоритете относительности, когда начинают рассуждать о пределах, в основе которых лежит бесконечный процесс. Что за этим стоит в философском плане? Мне представляется - это некая легитимность ставящая преграду на пути постижения субстанции (абсолюта), таких как x, t. Поэтому я не использую Абсолют... он  в онтологии бессмыслен! ("Эйдос есть смысл", Лосев)

ИМХО!!!

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Роль понятия в физике

Известно, что, разработав метод математического исследования природы, Ньютон повлиял на все последующее развитие физики, и с тех пор все основные законы ньютоновой физики формулировались и формулируются на математическом языке, а язык философии остался не у дел.

Но в истории науки известен и тот факт, что через много лет после Ньютона в философской среде приобрела хождение «Наука логики» Гегеля, где язык математики в физике естествознания считался «мертвым», односторонним языком. Для «оживления» же такого языка необходимы были философские преобразования. Такие преобразования и были начаты Гегелем и продолжены Научной логикой. В чем их суть?

Главная претензия философии к математике состояла в том, что этой науке не удалось посредством «понятия» обосновать правомерность применения математического бесконечного. В Научной логике «понятие» определяется как единство бытия и сущности. В физике естествознания это определение выражается через единство непосредственного явления (бытия) и физического закона (сущности). Таким образом, в науке процесс познания («понятия») стремится в физическом явлении обнаружить и открыть закон (сущность) этого явления. Рассмотрим такой процесс подробнее.

Вначале диалектика занялась движением, но движение - это не только перемена места (так думает ньютонова физика); оно является и изменением качества. Инновационное значение философских преобразований в физике и составляет внедрение качественного характера физических величин и введение в понятие движения фазы качественного изменения (закон превращения движения) как деятельного начала («первотолчка»). Качественная же определенность величин принадлежит по своему существу к степенным определениям, к интенсивным величинам, которые принадлежат границе (пределу, точечности).

Итак, фактически качественная величина, интенсивность (удар, толчок), степень и есть граница (предел, точечность). Отсюда, следующее значение философских преобразований состоит в ведении точечности в «формулу» движения. Таким образом, движение как «понятие» есть единство точечности и непрерывности (времени и пространства). Теория точечности (удара, толчка) и есть теория пределов в математике.

Резюме из Научной логики: «Специфика дифференциального исчисления заключается в том, что оно оперирует качественными формами величин. И все задачи и их решения, ради которых применяется дифференциальное исчисление, показывает, что интерес в них состоит единственно лишь в рассмотрении степенных определений, как таковых».