Гомогенность объектов. 2. Субстанция сверху как бог

Аватар пользователя Ян Ботер
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Субстанция сверху как бог

1. Эволюция понятия субстанции
  Поскольку философская традиция выводит единство бытия из его многообразия, конструирует модель такого единства на основе понимания бытия как множественного, дробного, такое единство может выступать исключительно как гомогенность объектов, как их принадлежность к одной и той же общности, а именно - к субстанции. Следовательно, построение философией удовлетворительной модели субстанции и будет показателем способности философии познания единства различённого в понятиях бытия. Для самой философии это также и вопрос чести - оправдания выделяемых на философию бюджетных средств и сохранения статус-кво для уже состоявшихся авторитетов в области философии.
  Если покопаться в материалах на тему субстанции, то может обнаружиться, что вопрос непростой и очень запутанный, так как понятие субстанции за века своего существования претерпело множество изменений. Первоначально под субстанцией понималось некое объединяющее мир вещей начало, которое лежит во основе всех вещей, но к ним несводимо. Также и каждая вещь могла обладать субстанцией, сходной с субстанциями некоторого общего целого. Постепенно понятие о субстанции трансформировалось в признание её в качестве аналога бытия, но обладающего некоторыми определёнными свойствами. Спиноза приписывал субстанции обладание как физическими атрибутами - пространством и временем, так и мышлением. Гегель вообще отождествил бытие и субстанцию, оговорив только одно условие субстанции - отрицательность как оппозицию всему мыслимому в бытии и как принцип самоутверждения бытия через переход от несобственного состояния дробности к единству, к единению с самим собой. Надо думать, такой процесс перехода мыслился Гегелем пусть и вполне поддающимся фиксации в понятиях, но не имеющим завершения.

2. Традиционное понятие субстанции
  Традиционно субстанция понималась философией как существенная сторона объекта в противоположность акциденции как несущественной его стороне. Распространяя эту логику на всё бытие, философия выводила под субстанцией всего мира объектов сферу субъекта и его главное следствие, его основную идейную меланому - некую высшую сущность в иерархии сущностей всех объектов мира вещей. Эта сущность может иметь много имён, но основное и самое древнее из них - бог (у Гегеля - всемирный дух, мировая идея, некий всеобщий безличный субъект, а в более поздних нейтральных философских системах - абсолют), порождающий мир объектов или саморазвёртывающийся в их многообразие. Такая сущность может быть познана через отсекание в мышлении всех его несущественных свойств и признаков, всей возможной изменчивости мира вещей и концентрации внимания субъекта исключительно на том, что существенно для всего бытия мира вещей. Бог по умолчанию, якобы, всемогущ и беспристрастен, а значит - воплощает все возможные черты подобия, сходства между объектами как связи между ними.
  Следовательно, акциденцией в этом случае будет считаться бытие, в котором нет подобия объектов друг другу или, лучше сказать, степень их подобия убывает пропорционально удалению объектов от породившей их причины. Также традиционно философия подразумевала под акциденцией всего бытия мир отдельных разрозненных явлений, посредством которых он является сознанию человека или субъекту в его обычных жизненных обстоятельствах. Следуя такой концепции субстанции, как философу, так и неискушённому в философии обывателю становится совсем нетрудно отделить мысли о вечном от мирской суеты и попытаться приобщиться к вечности через употребление форменных одежд, унифицированных фирменных жестов, лозунгов, песнопений, факельных шествий, показательных экзекуций неугодных, посмевших самовольно выделиться своим частным мнением из общей массы восторженных поклонников идолизированной социумом идеи некоего высшего существа как модели гомогенности окружающей человека среды.

3. Иерархия сущностей от низших к высшим
  Гегель ничего не поменял в этом подходе, лишь редуцировал бога к мировому духу и даже безликому обобщённому субъекту, постаравшись максимально упростить религиозную иерархическую логику, придав ей видимость светской научности через повторение мантр о необходимости образования, о приобщении к истине, о восхождении мышления от одних, абстрагированных от конечной цели, понятий к другим, наиболее конкретным, приближённым к ней, как о философском научном методе. В лице Гегеля философская традиция, опирающаяся на методологию работы с наиболее общими понятиями или идеями в противовес работе с понятиями о единичных вещах в частных науках и инженерных дисциплинах, а потому называющая себя идеализмом, получила своё окончательное завершение, но по сути - достигла своего интеллектуального потолка.
  Многие философы после Гегеля пытались свергнуть его с пьедестала или, по крайней мере, реформировать его учение, приспособив это учение к конкретным текущим человеческим нуждам, но ни один из них не смог очеловечить, индивидуализировать субъекта, рассуждая только о некоем усреднённом его аналоге или, что не лучше, о его отдельных проявлениях, качествах и наклонностях в духе натурфилософии: типа - труд, воля, разум, эго, то есть - обо всём, на чём только можно выстроить иерархию сущностей, от высших элитарных, до низших вырожденных.

4. Противопоставление уровней иерархии
  Казалось бы, вполне логичный подход, не противоречит обычным человеческим представлениям об иерархии различных уровней организации биосферы и социума, где существует строгая субординация между низшими и высшими уровнями. Даже сам Гегель позиционировал свою философскую концепцию как систему философии в противоположность любому несистематическому знанию о бытии и очень гордился этим. Для него термин "система" олицетворял обозначение высшего уровня организации элементов, из которых состоит бытие. Гегель мог бы при желании вообще создать теорию систем, но он был всего лишь писателем и не проявлял интереса к инженерному знанию.
  Гегелю было достаточно знать, что над элементами сверху стоит система, а элементы и подсистемы просто обязаны ей кланяться. Однако при ближайшем рассмотрении, применяя теорию систем, можно заметить, что бог, порождая объекты, порождает только элементы систем, но не способен образовать, создать сами системы. Понимание бога как сверхсистемы, как верхней границы субстанции исключает существование наряду с богом ещё каких-либо систем, обладающих высшим творческим потенциалом, кроме наличия элементов, составляющих бытие бога как сверхсистемы. В таком универсуме элементы творить не способны, будучи не в состоянии ни распасться, ни соединиться друг с другом, в условиях тотального дефицита систем они становятся изолированными друг от друга, а значит - не имеющими никакой, даже самой минимальной степени гомогенности по отношению друг к другу. В противном случае философии пришлось бы признать наличие неисчислимого множества множеств богов (духов, абсолютов), порождающих каждую локальную систему и её подсистемы, но не имеющих никакой общей для всех множеств сверхсистемы как универсальной взаимосвязи объектов. Но философия таким родом конструирования гомогенности не занимается.
  Тем не менее, можно сконструировать религию или подобную ей философскую концепцию из произвольно выбранных из окружающей человека действительности персонажей, реальных или предполагаемых, а также придумав для них что-то вроде сценической интриги, типа эпоса. Но это ничего изменить не может, так как законы развёртывания сюжета всё равно будут те же самые. Избежать противопоставления низших познавательных и реинкарнационных уровней высшим не удастся. Обязательно придётся назначить кого-то основным всемогущим и справедливым, а другого виновным, а потому гонимым. И эти иерархические уровни также не будут ничем связаны, никакой гомогенностью, кроме взаимной неприязни. Такова цена антропоморфного понимания гомогенности объектов - однородности бытия, поделенного сознанием посредством понятий на отдельные части и элементы.

5. Субстанция мира вещей и субстанция вещи
  Получается, субстанция отдельного локального объекта и субстанция всего мира вещей существенно отличаются друг от друга. Вещь может как входить в систему на правах элемента, так и сама являться системой для составляющих его элементов. Однако бог может быть только системой по отношению к другим системам как его элементам, но сам не может быть элементом никакой другой системы. Таким образом, модель бога как субстанции способна собрать в единое целое всё бытие мира вещей, кроме пары самого бога и сконструированного им единства. В этом случае уже само порождённое, образованное, сконструированное богом единство начинает играть роль сверхбога, субстанции, однородной как для бога, так и для всех порождённых им единств, теряясь, тем не менее, в силу своей перманентной незавершённости в темноте принципиального незнания о такого рода субстанции.
  Такая уж судьба у философии - плодить абстракции одна абстрактнее другой в условиях, когда этот литературный процесс некому остановить. Ни один из философов не решится сказать - всё, приехали, я есть система, чтобы его не затоптали за такую наглость, но будет смиренно сидеть и изобретать какое-то новое, ещё более изощрённое и более отдалённое единство мира вещей, которое, с одной стороны, обнимало бы вещи и делилось с ними подобием, а с другой, не мешало бы им самим образовывать всякого рода локальные альянсы и коалиции. Однако на двух стульях философу усидеть бывает сложно, особенно когда речь идёт о гомогенности объектов.

6. Противоположность сверхсистемы самой себе
  Бога как сверхсистему, как субстанцию всего мира вещей очень легко постулировать, здесь нет никакой философской ответственности. Сверхсистема будто бы есть, только пути к ней пусть ищут другие, сколько их жизни хватит. Но тогда подобная изолированная субстанция не может иметь никаких подобий во всём многообразии мира вещей, который будет выступать по отношению к ней лишь в качестве одного неограниченного набора акциденций и который получает возможность к саморазвёртыванию и саморазвитию только через через отступление от субстанции, через противостояние с ней. Такой странный поворот логики постулирования бога в качестве субстанции отражается в допущении в рамках любой значительной религии зеркальной противоположности бога - дьявола, сатаны, шайтана, как прямое запрещение произвольного трактования религиозных догматов разного рода отступниками и еретиками.
  По сути, современные религиозные конфликты до сих пор решают вопрос о гомогенности бытия в различных его интерпретациях, только уже современными военными средствами. И здесь продолжительность жизни каждого отдельного субъекта не играет никакой роли, значим только сам путь к богу, а точнее - критерий его прямизны. Только Кант уже давно решил этот вопрос, когда изобрёл "вещь-в-себе", самодостаточную и потому непознаваемую, отказавшись, таким образом, вообще от познаваемости единства множественного бытия или субстанции.

Комментарии

Аватар пользователя Диванный философф

Гегелю было достаточно знать, что над элементами сверху стоит система, а элементы и подсистемы просто обязаны ей кланяться. Однако при ближайшем рассмотрении, применяя теорию систем, можно заметить, что бог, порождая объекты, порождает только элементы систем, но не способен образовать, создать сами системы. Понимание бога как сверхсистемы, как верхней границы субстанции исключает существование наряду с богом ещё каких-либо систем, обладающих высшим творческим потенциалом, кроме наличия элементов, составляющих бытие бога как сверхсистемы. В таком универсуме элементы творить не способны, будучи не в состоянии ни распасться, ни соединиться друг с другом, в условиях тотального дефицита систем они становятся изолированными друг от друга, а значит - не имеющими никакой, даже самой минимальной степени гомогенности по отношению друг к другу. В противном случае философии пришлось бы признать наличие неисчислимого множества множеств богов (духов, абсолютов), порождающих каждую локальную систему и её подсистемы, но не имеющих никакой общей для всех множеств сверхсистемы как универсальной взаимосвязи объектов. Но философия таким родом конструирования гомогенности не занимается.

 Спасибо, интересно, познавательно, но поясните пожалуйста что вы имели в виду (выделенное курсивом) 

Аватар пользователя Ян Ботер

Диванный философф пишет:

 Спасибо, интересно, познавательно, но поясните пожалуйста что вы имели в виду (выделенное курсивом)

Я имел в виду - в противном случае получается ещё большая чушь. Либо одна сверхсубстанция и ни одной локальной. Либо все локальные, но ни одной универсальной. Не взять в одну руку одновременно и сиську, и письку. Тупик.

Аватар пользователя Диванный философф

Ну насколько нам известно в мире религии творческие силы есть не только у Бога, но и у человеков. Как бы уже в наличии двойственность творческих начал. Да и "духи озера" и пр."ангелы" как видите в религиозном сознании народов существуют. И есть у них целые "системы"

Аватар пользователя Ян Ботер

Давайте, Виталий, разберёмся. Я сказал - "порождают". Порождать это не обязательно "творить".  Здесь употреблено в смысле "образуют". А человек что творит (в смысле производит)? Всякие  безделушки сомнительной полезности, которые назавтра развалятся, извращённые идеи и средства уничтожения. Уже не подобно силам бога. Те же "пр."ангелы"" и вовсе двумерны, если их нарисовать. Сосед покрутит у виска и вызовет санитаров. Так религиозное сознание народов и отмирает, либо дробится на "целые системы"", подсистемы и далее по списку, пока опять санитары не остановят это дробление. С другой стороны, бог разве не порождение сознания народов? Конечно, он не Мирошка, но и его всемогущество ограничено фантазией человека, особенно в противопоставлении дьяволу.

В быту все эти резоны могут развлекать верующих. Но в философии рано или поздно встаёт вопрос о том, чтобы элиминировать либо бога (что атеисты и делают), либо множественность систем, так как вместе они начинают спорить и не могут ужиться. Как ни странно, представление о множественности систем в противопоставлении богу более живуче, что вы и продемонстрировали. Опять же, не обязательно это представление будет материалистическим. Мистиков разных толков в философии всегда хватало. Главное здесь - раздельность субстанции и акциденции, а также их противопоставление друг другу. Субстанция воплощает единство, акциденция - дробность. И одно с другим несовместимо. Получается - идеалистическая субстанция двойная, разделённая и антагонистичная, конфронтационная по отношению к самой себе. Единство вроде как заявлено, а указать его невозможно. Так как оно ускользает от сознания и логики, прячась за двойственностью.

Аватар пользователя Диванный философф

    Но в философии рано или поздно встаёт вопрос о том, чтобы элиминировать либо бога (что атеисты и делают), либо множественность систем, так как вместе они начинают спорить и не могут ужиться.

 

 Спасибо Ян, за разъяснения. Вот на счёт человека с его свободой воли и возможностью творить (в известных ограниченных приделах) не согласен. По моему это пока единственное разумное существо обладающее таким качеством (ну ещё может быть не ограниченый бог у верующих) . Это дорогого стоит. Как бы налицо "делегированные качества" (с усмешкой) Качества позволяющие творить и  создавать . А кто ещё обладает таким качеством в известном мире ? Никого кроме того же абсолюта - материи (да и то ограниченно и опосредованно через свои вещественные формы не осознанно не разумно, не обдуманно. Видите , даже у абсолюта - материи , нет таких творческих качеств ! Я так понимаю за всяким вами освещаемым вопросом стоит философская проблемма в приложении (например к аппарату прикладной философии  , что не даёт эта "множественность" сделать в философии ?) Я хотел бы здесь понять, в чём проблемма ?

   Ну вот видите эти две обобщающие идеальные (в смысле умственные ) категории у вас в мышлении пришли в непримиримые логические противоречия А если посмотреть на материю, то как она сама живёт с таким "противоречием" ? (или оно нам только кажется ?) И ведь живёт как то ?! Она единая  через многое. Противоречия разрешаются и в самой материи. Если за основу взять тот же единый абсолют- материю и её формы через которые она существует то вроде и противоречий множественности этих форм  в соотношении с единым быть не должно ? А если мы возьмём диамат, то и противоречия в материи заключают в себе источник её самодвижения (существования). Не нужно ли нам снять эти противоречия признав что множественность форм материи есть результат противоречий заключённый в ней самой ? И что множественность и единство находятся в диалектической связке ? Ведь каждая из этих категорий познаётся одна через другую ? Я так думаю, может я что то не понял ?  

Аватар пользователя Ян Ботер

Диванный философф пишет:

Вот на счёт человека с его свободой воли и возможностью творить (в известных ограниченных приделах) не согласен.

Вот именно, Виталий, в "известных ограниченных пределах". Тут не стоит также и преувеличивать. Хотя, "...на счёт человека с его свободой воли и возможностью творить..." у вас получился замечательный панегерик творчеству. Только я пишу здесь не о человеческом творчестве, не о творчестве вообще. Вы косо истолковали мой термин "порождают" и уехали в сторону от темы. Ладно бы мы поговорили по делу, но мы разошлись в оценках. Вы делаете акцент на позитивной, созидательной стороне творчества, я на негативной, разрушительной. Это всё потому, что само понятие "творчество" двойственно, двусмысленно. Именно по этой причине я предпочитаю не пользоваться многими привычными философскими понятиями. Такие двусмысленные понятия засоряют философский дискурс и делают его непроходимым, а споры вокруг них превращают дискуссию в поток, флуд. Серьёзный философ всегда будет стараться избежать этого, чтобы не терять времени даром на пустые разговоры.

Я так понимаю за всяким вами освещаемым вопросом стоит философская проблема в приложении (например к аппарату прикладной философии  , что не даёт эта "множественность" сделать в философии ?) Я хотел бы здесь понять, в чём проблема ?

Все философские проблемы, которые я освещаю, исходят из моей системы взглядов, тут вы правильно поняли, Виталий. Я занимаюсь единством бытия, а его множественность - это удел натурфилософии. Сама по себе множественность, в том числе и множественность локальных единств есть предмет изучения частных наук. Но в философии - это препятствие на пути к пониманию единства бытия как предмета философии, особенно в части онтологии. Что касается гносеологии, то тут сама идея единства внутри множественности или, лучше сказать, гомогенность, однородность мира объектов обычно бывает понята, сведена к двум разным методам истолкования, каждый из которых сам по себе неадекватен.

В философской традиции гносеология понимается как учение о познаваемости вещей или той же самой их множественности. У меня же гносеология - это познаваемость субстанции как гомогенности объектов. Я ищу их сходство, подобие их друг другу, а также способность субъекта отыскать такое подобие. Такая линия в философии тоже есть, чаще всего с неё философия и начинается, неизбежно раздваиваясь, чтобы отличить истинное учение от неистинного. У меня же акцент делается на единстве между двумя предложениями по субстанции, а не на выборе одного в ущерб другому.

А если посмотреть на материю, то как она сама живёт с таким "противоречием" ? (или оно нам только кажется ?)

Вот и вы, Виталий, предлагаете поменять шило на мыло. Относительно материи как субстанции у меня будет следующий материал, там я всё распишу. А проблем с материей нисколько не меньше, чем с богом или всемирным духом. Тут нечего обольщаться.

И что множественность и единство находятся в диалектической связке ? Ведь каждая из этих категорий познаётся одна через другую ?

Не думаю, что стоит говорить о диалектике раньше времени. Сначала надо разобрать гомогенность (1)объектов, (2)знания о них и (3)субъектов. Вполне можем обойтись и без упоминания о диалектике. У меня свой взгляд на диалектику. Это словесная эквилибристика. Чистка её от пустой демагогии и софистики потребует усилий и времени. А если мы здесь начнём выяснять что такое "диалектическая связка" и как эти две категории познаются одна через другую, то уйдём от темы очень далеко. Можем даже не вернуться.

Спасибо, Виталий, за уместные вопросы. Буду рад ответить, если что ещё придёт на ум. Спрашивайте, не стесняйтесь.

Аватар пользователя эфромсо

Субстанция воплощает единство, акциденция - дробность. И одно с другим несовместимо. Получается - идеалистическая субстанция двойная, разделённая и антагонистичная, конфронтационная по отношению к самой себе. Единство вроде как заявлено, а указать его невозможно. Так как оно ускользает от сознания и логики, прячась за двойственностью.

Напоминаю, что кроме всего прочего - есть на белом свете один(похоже, что и единственный) диалектик, живущий в объектной онтологии по закону единства безо всяких двойственностей, коими перенаселены "миры", сконструированные сапиенсами, руководствующимися разумом - источником делений и противопоставлений...

Аватар пользователя Ян Ботер

Дорогой друг Виктор. Испытал небольшое недоумение, прочитав ваши строки. Возникли вопросы. Если это ваше заявление есть в некотором смысле констатация некоего известного вам факта, то хотелось бы побольше информации в отношении его. Если это комплимент, то в философии вроде как и не принято говорить комплименты живущим, если только товарищ не преставился и могилка травой не обросла. А живой товарищ сочтёт, что вы ему льстите. Но если это лишь ваш личный взгляд на итоги мировой философской войны, то он, увы, односторонний.

В онтологии, да, единство превалирует "безо всяких двойственностей". Но в гносеологии царит бинарность. Проблема в том, чтобы эту бинарность зафиксировать, удержать в понятии, чтобы она, с одной стороны, не распалась дальше, и, с другой стороны, чтобы не растворилась в единстве. То есть, найти такую субстанцию, чтобы она была и двойственной, и единой в одно и то же время в одном и том же месте для всех без исключения объектов, была гомогенной сама самой себе. Это также для философа вопрос чести, его философской состоятельности.

Что же касается меня, то мой метод рассуждения, исследования, мышления как раз не исключает раздвоений и удвоений. Другое дело, что тут надо чуять, чувствовать нутром, что подлежит разъятию или удвоению, а что нет. А также обладать способностью делить неделимое и удваивать неудваимое. Когда в этом возникает острая необходимость. Тогда можно научиться мыслить единое в единстве с двойным. В реальной жизни чаще происходит наоборот - сапиенсы принимают единое за двойное, а двойное за единое, а потом удивляются, почему их никто не любит.

Почти то же самое в диалектике, Только здесь двойственность уже переходит в конфронтацию. В единстве противоположностей сапиенсы видят их борьбу, а в борьбе видят единство, выдавая одно за другое - белое за чёрное и наоборот. Задача философии здесь - интегрировать обе стороны друг в друга без ущерба для каждой из них. Особенно на уровне субличностей человека, чтобы он не повредился головой в своих усилиях примириться с самим собой. Я об этом ещё много буду писать.

Аватар пользователя эфромсо

ещё много буду писать

 Меня весьма радует Ваша благосклонность. Как единственный на планете диалектик  заверяю Вас в своей готовности к совместным усилиям по отделению "зерна" истины от "плевел" - всяческих кажимостей, которые Вы не можете не упомянуть в своих обстоятельных обзорах...