Иерархия истории, содержание и историческое место современности[1]

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Философское творчество

 

1. Определение иерархии, система координат, принцип Л.Г. Моргана и основные элементы иерархии

2. Иерархия о сущности революции и эволюции

3. Схема и уровни иерархии

4. Эксплуататорская революция – ядро иерархии

5. Роль иерархии в понимании современности

 

1. Определение иерархии, система координат, принцип Л.Г. Моргана и основные элементы иерархии

Как нечто целое история людей состоит из частей, а её части из элементов – это простая аксиома любого объекта в понятии выражается как  соотношение всеобщего, особенного и единичного.[2]  На приведенной классификации уровней,  как в объекте, так и в самом понятии объекта основывается принцип иерархии: всеобщее отражает целое – первый уровень иерархии; особенное отражает части – второй уровень иерархии; единичное элементы частей – третий уровень иерархии.

Для конкретного анализа выделим в иерархии систему координат, вертикальную - содержательную и горизонтальную - хронологическую ось. По вертикальной, содержательной оси, согласно методологии системности, представим историю как иерархию систем, в которой структура более широкой системы определяет поведение структуры менее широкой системы[3]. С этой позиции иерархия определяется как  принцип управления сложными системами, в которых нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему уровню иерархии, как часть подчиняется - целому, явление - сущности.

По горизонтальной - хронологической  оси каждый уровень иерархии построен по принципу американского историка-этнографа Л. Г. Моргана, делившего любой исторический период на три части: низшую, среднюю и высшую стадию развития, обосновывая деление тремя вариантами соотношения нового и старого. На низшей стадии развития  старое преобладает над новым; на средней стадии развития – старое уравнивается в тенденциях с новым; высшая стадия развития та, где  новое преобладает над старым.

 

 

Скругленная прямоугольная выноска: Старое

Элементами иерархии являются:

  • Начало периода;
  • Конец периода;
  • Эволюционный период развития;
  • Революционный        период развития;
  • Высший уровень иерархии – метасистема  (целое по Гегелю):
  • Средний уровень иерархии – системоцентризм (части по Гегелю);
  • Низший уровень иерархии – предметоцентризм (элементы по Гегелю).

 

       Из анализа следует, что иерархия  устанавливает устойчивые взаимосвязи между элементами целостного исторического развития  социальной формы движения материи. Устойчивые взаимосвязи  устанавливаются не только по содержательной, вертикальной оси, которые позволяют определить сущность, историческую функцию каждой форме общества.  Устойчивые взаимосвязи общественных форм устанавливаются по горизонтальной оси, что позволяет определить историческое место формы в прогрессивном развитии. О прогрессивном развитии общества свидетельствует понятие исторической нормы. Нарастание разумного, логического начала в историческом развитии[4]. Таким образом, иерархия выступает не только как принцип управления сложными системами, но и как общеисторическая закономерность, устанавливающая взаимосвязи общественных форм по содержанию и по времени от начала и до конца традиционной[5] человеческой истории.

 

2. Иерархия о сущности революции и эволюции

Толкований революции и их названий множество, причём по названию  революции не всегда можно понять - что это за революция. Например: название «Февральской  революции 1917 года»  только указывает на время и больше  ни о чём не говорит, или название «Великая французская революция» - указывает место; «Великая Октябрьская социалистическая революция» - отражает время и отчасти содержание, сущность. Непосредственно понятия социализма в схеме иерархии нет, но есть понятие коммунистическая революция или посткапиталистическая революция[6]. Вольность в названиях революции вызывает необходимость обратиться к философии, отражающей наиболее общий подход и единое понимание не только революции, но и её названия. Революция должна измеряться и отражать не только  ось времени, но и содержательную ось.

Революции - это переходы между историческими периодами. Любая революция - переходный период, то есть переход по со­держанию (качеству) и период по времени. Революция получает название от того строя, который утверждает по содержанию.[7]

Определение понятия революции  означает определение её сущности (Аристотель). Иерархия истории  преодолевает  множественность мнений[8] и неразбериху в этом важнейшем понятии. Революция как переход по содержанию от прошлой формации к будущей предполагает их неполноту. Неполнота есть следствие переходности. Переходность есть причина неполноты. Неполнота прошлой формации означает, что её стали вытеснять элементы будущей формации. Неполнота будущей формации означает, что наряду с элементами нового существуют ещё и элементы старого общества. Неполнота означает, что старая формация становиться УЖЕ неполной, а новая формация ЕЩЁ неполной по причине их переходности. Таким образом, сущность любой революции в  НЕПОЛНОТЕ И ПЕРЕХОДНОСТИ. Сколько трагедий в истории было из-за непонимания  сущности революции. Взять современную Россию, непонимание того, что современность есть революция,  и её сущность в неполноте коммунизма и капитализма, породило сталинизм в ХХ веке и реставрацию капитализма в ХХI веке, и то и другое зигзаги истории. Непонимание сущности революции  в прошлом порождало непонимание В.И.Ленина  с военным коммунизмом и с НЭПом, то он ультралевый, то он ультраправый, то он якобы  изменил коренным образом свою точку зрения на социализм. Всё это  есть непонимание того, почему Ленин, написавший 55 томов о коммунизме, является автором  капиталистического НЭПа. Если непонимание  марксизма  со стороны  класса собственников (современной российской буржуазии) является естественным,  то со стороны сторонников марксизма это непонимание трагично (понятие социализма отсутствует), некоторые из них снова  по примеру Сталина превращают социализм в формацию.[9]

Если сущность революции в неполноте и переходности, то сущность эволюции противоположна - в полноте и непереходности. Формация развивается эволюционно, сохраняя свою форму, свою полноту. Полнота связана  с тем, что базис и надстройка общества, экономика и политика находятся в соответствии разной степени, в соответствии  в зависимости от этапа эволюции. Эволюционный процесс  осуществляется в рамках одной формации.  Сущность эволюции  в ПОЛНОТЕ и НЕПЕРЕХОДНОСТИ существующей и действующей формации.

 Аналогичный пример с Россией. Не правильно оценив исторический этап развития, правящая элита  пытается  российское общество превратить в формацию. Тем самым, осуществляя то забегание вперёд, то движение в прошлое, и то и другое есть насилие над историей, зигзаг  истории, трагедия общества. Сталинизм преждевременно превращает социализм, по сути, в  коммунистическую формацию.  Б. Н. Ельцин, реставрируя капитализм, сделал шаг не вперед, а назад в ХIХ  век.  Деформации российского общества, прежде всего, порождают и обостряют социальные проблемы, снижают уровень и качество жизни большинства россиян.

 

3. Схема и уровни иерархии

 

 

 

Первобытность

Классовое общество

Посткапитализм

дикость

вар-во

община

раб-й

феод-й

кап-й

ПК 1

ПК 2

ПК 3

                 

 

Схема иерархии истории проявилась в ускорении и симметрии истории (Б.ф. Поршнев, К.Маркс).

В иерархии  рассматриваем одну и ту же историю под разным углом зрения (основанием деления), выражаясь образно, рассматриваем историю в телескоп, невооруженным глазом и в микроскоп.

Первый уровень - самый масштабный (метасистема), где история оценивается как единое целое, без деления на конкретные периоды. В предисловии к разделу  данный уровень  иерархии оценили с позиции Б.Ф.Поршнева и В.И. Искрина. Б.Ф.Поршнев конкретизировал целостное понимание истории[10], определив следующие  взаимосвязанные атрибуты:  труд, разум, речь и коллективная жизнь. Борис Фёдорович открыл форму существования истории – ускорении.  Открытие ускорения получило статус общеисторического закона и критерия прогресса.

Оригинальная концепция социальной формы движения материи  в целом исследована В.И. Искриным [11].  Если оригинальность Б.Ф.Поршнева выражается в том, что он проанализировал историю с позиции внешнего развития, предыдущей формы – биологической, и, определив начало истории, определил всю историю в целом от начала до конца. Оригинальность В.И. Искрина другая, он определил человеческую историю с позиции вселенской истории. Такой подход открывает предназначение, функцию социальной формы в рамках вселенской истории (по аналогии с исторической функцией  общества). Такой философский подход позволяет не только определить историю как «логическую революцию» - переход от биологического к логическому, но и конкретнее объяснить тайну начала истории (разделение души и тела, биосоциальную сущность человека), а также объяснить тайну конца истории.   С позиции  вселенской истории начало и конец  человеческой истории, это начало и конец гигантской космической революции      - переходной  формы от биологической к логической форме.  

 Если раньше, начало и конец истории определялись  с позиции иерархии социальной формы как самые крупные, масштабные рево­люции, то исследования В. Искрина корректируют эти подходы.  Начало истории -  не революция, меняющая биологическую форму движения материи на социальную, а возникновение в лоне биологического, на определенном уровне его развития, разумного начала.  Далее в процессе развития согласно исторической норме разумное начало нарастает.     Конец истории - аналогичен началу, смена форм движения материи, когда социаль­ная форма меняется на более высокую форму по уровню организации (космическая форма существования человечества[12] и логическая по В.И. Искрину). Конец истории торжество разума над биологической природой человека, условно можно говорить о бессмертии на логическом этапе развития, в рамках вселенской истории.

Подводя итоги, по первому уровню иерархии  человеческой истории, остановимся  на двух группах выводов: внутреннее (концепция Б.Ф. Поршнева) и внешнее определение истории  (концепция В.И. Искрина). Сущностью истории,  по Б.Ф.Поршневу, является ускорение  как следствие  функционирования таких атрибутов как: труд, разум, речь, и коллективная жизнь.

Концепция В.И. Искрина  приводит к нетрадиционным взглядам. Для доказательства используем логический метод аналогии. Основой аналогии является то, что современность является мировой революцией в нашем понимании, а социальная форма движения есть определенная разновидность революции во вселенском масштабе.    Сущность истории в переходности и неполноте. Переходность от биологического к логическому означает неполноту первого и второго.  Степень переходности и неполноты отражается в исторической  норме[13]. Вселенская функция социальной формы фиксирует изменения (с ускорением)  логических атрибутов (труда, разума, речи и коллективной жизни). В итоге осуществляется логическая революция.

Первый уровень иерархии, целостная социальная форма движения, определяет социальный фон всего происходящего в человеческой истории, является сущностью первого порядка для более конкретных форм общественной организации. Первый уровень представляет собой сущностные абстракции высшего уровня по сравнению  со вторым и третьим уровнем иерархии.[14]

Второй уровень иерархии - это уровень системоцентризма, предпола­гающий деление истории по принципу классовости. По методу Л. Г. Моргана К.Маркс выделил три формации: первобытность, клас­совое общество и бесклассовое общество. Переходы между крупными формациями отражают две мировые революции (эксплуататорскую и посткапиталистическую).  Второй уровень иерархии - уровень марксистского анализа истории.

Однако  учебники  переполнены  другой классификацией «марксистского» деления истории, известная пятичленка: первобытное общество – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм. Все это у К.Маркса есть в большом объеме, но  такой выше приведенной последовательности нет. Пятичленка нарушает правила деления формальной логики. В частности, делить надо по одному основанию, в пятичленке два – классовые ценности и типы классовых отношений; деление должно быть непрерывным, а середине истории получается деление не по ближнему, а дальнему виду, что привело к логической ошибке - двум скачкам в делении. Получается, что пятичленка есть эклектика, то есть  начало и конец  от второго уровня иерархии, а середина (из трёх формаций) от  третьего уровня иерархии. Такая путаница ведёт к тому, что коммунизм начинают сравнивать не с классовой формацией, а её видом капитализмом. Такая подмена приводит к частичной потере основания сравнения, к принижению роли классового принципа в современности.

Такое отсутствие логической культуры за К. Марксом не наблюдалось, он не только  блестяще знал начальную формальную логику и написал Капитал по методу высшей диалектической логики. К. Маркс был лучший и не превзойдённый  логик, за всю историю человечества, и допустить элементарные логические ошибки в делении он просто не мог по своему уровню развития. К сожалению, по непонятным причинам, наше обществоведение присваивает не Сталину, а Марксу авторство пятичленки. 

Третий уровень иерархии - это уровень предметоцентризма, предполагающий более подробный анализ истории, где крупные формации второ­го уровня в очередной раз делятся по методу Л. Г. Моргана. В результате выделяется девять формаций и восемь революций. Третий уровень  нашел отражение в книгах по истории в такой последовательности: дикость, варварство, общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, далее начало  посткапиталистической революция в форме ленинского НЭПа и других революций  первой очереди.[15] Позитивная роль исторических законов заключается в том, что они являются оценочными критериями прогрессивного развития любой формы общества. Если оценивать развитие России с позиции исторических законов, то, начиная с 1924 года, Россия выпала из прогрессивного исторического развития.

4. Эксплуататорская революция – ядро иерархии

 

По логике революций  название революции определяется названием того общественного строя, который она утверждает.[16] Поэтому революцию, отражающую переход от первобытности к классовой формации, следовало бы назвать классовой. Определяющим в содержании  является сущность. Сущность классовых отношений в эксплуатации.[17] Определив классовую революцию эксплуататорской, указали на сущность, первопричину происходящих явлений действительности во второй формации К.Маркса.

Эксплуататорская революция является ядром иерархии по ряду оснований:

  • По хронологической оси эксплуататорская революция является центром происходящих изменений в истории по К.Марксу: доклассовая формация, классовая формация и последняя бесклассовая формация. При таком делении уже просматривается гегелевская триада, спираль в развитии – закон отрицания отрицания, что выразится в законе симметрии истории. Хронологическая ось символизирует  не только начало социальной формы (традиционной человеческой истории), но и её закономерный конец.
  • По содержательной оси эксплуататорская революция располагается на втором уровне иерархии, поэтому является носителем сущности формаций третьего уровня иерархии. Эксплуататорская революция  является основанием классификации  видов сущности: бесклассовая, классовая, и переходная. Бесклассовая сущность на низшей и высшей стадии развития. Классовая сущность на средней стадии развития. Первая переходная сущность при движении от доклассовой к классовой формации. Вторая переходная сущность при движении общества от классовой к бесклассовой формации.
  • Эксплуататорская революция является базисом, источником понимания основных исторических тенденций происходящих в современной социальной действительности. Основанием аналогии является один тип сущности.

          Приведённые аргументы важности эксплуататорской революции в понимании истории предполагают более подробный анализ содержания эксплуататорской революции. Эксплуататорскую революцию можно определить как переход от первичной  к  вторичной формации второго уровня иерархии, где на протяжении 1000 лет осуществлялся процесс одновременного становления классовых ценностей. Классовые ценности по форме противостоят общечеловеческим ценностям. Ценности  по содержанию  имеют один источник  - достижения мировой культуры. Известный теоретик государства и права С.С.Алексеев предложил под общечеловеческими ценностями понимать, те ценности, которые помогают человечеству выжить в данное историческое время. Такое расширенное толкование, включает  и все классовые  ценности в разряд общечеловеческих ценностей. Совершенно очевидно, что  любой класс признает  государство, право, демократию своими ценностями. Понятно, что данная логическая ошибка широкого определения общечеловеческих ценностей сделана  сознательно из политических соображений. Такое определение С.С. Алексеева есть часть правды, является очередным софизмом без последующего комментария  о форме общечеловеческих ценностей в классовом обществе.

       Общечеловеческие ценности  по содержанию приобретают классовую форму  в отношении определенного, главного классового интереса.

Классовые ценности – это те ценности, которые  используются как средство  реализации  своего главного  классового интереса.

Основные классовые ценности следующие[18]:

  1. Классы.
  2. Эксплуатация.
  3. Классовый интерес
  4. Государство.
  5. Право.
  6. Демократия.
  7. Диктатура.
    8        Частная собственность.
  1. Отчуждение.
  2. Социальный вопрос
  3.  Рынок и т.д.

Процесс становления всех классовых  ценностей[19] происходил одновременно. Фундаментальной классовой ценностью является государство. Возникновение государства объясняет все другие  классовые ценности. Данный процесс подробно рассмотрел Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[20]. В данной работе Ф.Энгельс ответил на вопросы: 1)почему и как  общество раскололось на классы; 2) почему раскол общества на классы неизбежно повлёк за собой возникновение государства.

Согласно материалистическому пониманию истории процесс становление классовых ценностей был закономерный, неизбежный результат развития экономики. По  Б.Ф. Поршневу причиной прогрессивного развития общества является количество и качество орудий труда. Совершенствование орудий труда вызвано разделением труда:

  • Первое крупное разделение труда – от земледелия отделилось скотоводство.
  • Второе крупное разделение труда – от земледелия  отделилось ремесло.
  • Третье крупное разделение труда – обособился класс купцов, только и занятых обменом.

Разделение труда и совершенствование орудий труда  привело к существенному росту производительности труда и производству избыточного продукта. Возникла возможность  отдельным семьям, старейшинам, военачальникам сосредоточить орудия труда, материальные ценности, запасы продуктов, а позже владеть обособленными участками земли. Возможность реализовалась в процессе обмена избыточного продукта в появлении имущественного неравенства. Общество раскололось на имущих и неимущих. Так возникла частная собственность как форма присвоения материальных благ. При частной собственности стало возможным получать прибавочный продукт путём эксплуатации – использования чужого труда, превращать пленных или неимущих в рабов или крепостных. Произошло деление людей на эксплуататоров и эксплуатируемых.  Так Ф.Энгельс отразил в своей известной работе процесс  раскола общества на классы.

На второй вопрос: почему возникновение государства вызвано расколом общества на классы, сжато ответил В.И.Ленин: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых  противоречий. Государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».[21]

Класс собственников обеспечивает себе высочайший уровень жизни за счет  эксплуатации другого класса. Эта реальность сформировала антагонизм классовых интересов. Для класса собственников  окружающий мир  воспринимается как лучший из миров, и  они стремятся сохранить и упрочить  своё господствующее положение не только  для себя, но всех своих потомков – это главный классовый интерес имущих.

Интерес класса неимущих противоположен. Эксплуатируемым не хватает средств для существования. Окружающий мир для них худший из миров и главный их классовый интерес – ликвидировать  угнетение, изменить своё положение в этом мире.

Родоплеменная организация жизни оказалась бессильной перед  непримиримостью классовых интересов. Общество в старой форме существовать не могло, нужен был специальный механизм регулирования антагонизма классов.  Этот механизм должен обладать мощной силой, могучей властью, чтобы осуществлять функцию организованного принуждения и насилия. Такой орган классового господства был создан, и его назвали ГОСУДАРСТВОМ.

По своей сущности государство – орган классовой власти. Ф.Энгельс писал: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становиться также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса».[22]

Таким образом, кратко содержание классовых ценностей сводиться к следующему:

  1. Классы – большие группы людей (или стран), одна из которых присваивает себе труд другой группы.
  2. Эксплуатация – присвоение чужого труда.
  3. Классовый интерес имущих – сохранить своё положение в этом мире.
  4. Классовый интерес неимущих – изменить своё положение в этом мире.
  5. Государство - политическая организация экономически господствующего класса.
  6. Право – система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.
  7. Демократия – власть тех, кто у власти (собственники) и участвует в управлении государством.
  8. Диктатура – применение демократической власти к тем, кто от управления государством отстранён (несобственники).
  9. Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и её результатов в самостоятельную, враждебную и господствующую над ними силу. Отчуждение выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктами труда, в эксплуатации и утрате человеческой сущности. Отчуждение является причина современной дегуманизации общественных отношений.
  10. Социальный вопрос – кризисное состояние социальной сферы (рост преступности, проституции, проблемы бедности, медицины, жилищная, продовольственная и т.д.), результат чрезмерной эксплуатации и обострения классового антагонизма
  11.  Рынок – сфера обращения, регулирующая производство после производства путем взаимодействия спроса и предложения, реализует преимущественно интересы собственников, высшего и среднего класса.
  12.  Частная собственность – историческая форма присвоения значительной доли материальных благ незначительной  частью общества.

       Проведённый анализ исторического места по оси времени и исторической функции по содержательной оси эксплуататорской революции является подготовительным материалом для  определения современности  с позиции закона иерархии истории.

5. Роль иерархии в понимании современности

 

В методологическом аспекте целостное понимание современности отвечает на два вопроса: что происходит в социальной действительности и как это происходит. Первый вопрос указывает на научную гипотезу, так как она следует из логики исторических законов. Ответ на второй вопрос является научным доказательством гипотезы и превращает гипотезу в теорию. Закон иерархии частично  раскрывает содержание первого вопроса. Полный ответ на  первый вопрос,  что есть современность, требует анализа   законов ускорения, мимолётности и симметрии истории. Оценка  современности с позиции одного закона является абстрактной и требует корректировки с позиции других законов, так как все законы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это утверждение  объясняет  почему, рассматривая современность с позиции иерархии, необходимо  делать ссылку на другие законы. Аналогичная ситуация и с другими законами.

Значение закона иерархии для понимания современности в следующем:

1. Так как иерархия отражает целостную структуру социальной формы движения материи – человеческой истории, то это целое определяет место и предназначение современности, как части исторического процесса. На втором уровне выделяются три формации К.Маркса,  эксплуататорская революция и посткапиталистическая революция, последняя отражает современный исторический процесс. Эти революции симметричны, обладают одинаковой сущностью. Совре­менность есть зеркальное отражение эксплуататорской револю­ции, что обосновывается законом симметрии истории. В первой революции возникают классовые ценности, а во второй они ис­чезают: классы, эксплуатация, государство, демократия, дикта­тура, право и др. Таким образом, современность по своему историческому месту выступает в роли посткапиталистической революции как переходном периоде, определяя этим все своё содержание и сущность.

2. Содержание и функция современности определяется историческим местом современности. Современность как посткапиталистическая революция есть переходное общество от последнего классового общества капитализма к бесклассовому обществу посткапитализму. Сущность любой революции, в том числе и современности в переходности и неполноте. Переходность современности  усложняет общество тем, что в этом обществе одновременно существуют противоречивые основы: старая – капиталистическая и новая – коммунистическая (по Марксу, если под коммунизмом понимать общечеловеческие ценности, противоположные классовым). Одновременное существование  противоположных основ отражает  неполноту старой и новой формацию.

     3. Две отличительные особенности современности от эксплуататорской революции:

  • время исчезновения классовых ценностей менее продолжительное,
    по сравнению со временем возникновения классовых ценностей,  так как действует ускорение истории; если возникновение классовых ценностей свершилось  приблизительно за 1000 лет, то время  исчезновения классовых ценностей  с учетом ускорения будет менее 1000 лет. Примем условно 700 – 800 лет, точнее  всё зависит от ускорения, к сожалению научного анализа количественной характеристики ускорения пока не существует. Б.Ф. Поршнев высказал мысль, что каждая последующая формация короче предыдущей формации в 3- 4 раза[23], по поводу революций ускорение не исследовано.
  • с учетом закона симметрии процессы имеют противопо­ложное направление, то есть, если в эксплуататорской революции шёл процесс становления  классовых ценностей, то в современности, в посткапиталистической революции идет обратный процесс изживания, исчезновения классовых ценностей.  
  1. Непонимание исторического места, функции  и особенностей современности  определяет драму российской истории, начиная с ХХ века. Сталинизм и новая «либеральная» России явились зигзагами истории, выпали из нормального исторического развития.

 

 

 

[1] Общеисторический закон иерархии  в российской общественной науке не отражается, является  нетрадиционным. Однако такой закон является  естественным для  философского мышления, следует  из диалектической логики, т.е. логики   системного, целостного видения действительности. Основные идеи иерархического анализа истории  обобщены В.И. Искриным - историком, психологом, известным преподавателем Санкт-Петербургского государственного технического университета.  Вам предлагается  авторская интерпретация  закономерности иерархии.

[2] Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие.- Самара: Парус, 1999 – 187.

[3] Рассмотрено подробно в работе В.П. Кузмина «Принцип системности  в теории и методологии  К.Маркса» М.1979.

 

[4] Искрин В.И. Новая психология.

[5] Традиционная  история определяется рамками социальной формы, за пределами которой наступает другая форма существования человечества , по  мнению В.И. Искрина – логическая (прим. автора).

[6]  Так как  коммунистическая терминология была фальсифицирована, искажена сталинизмом, возникла историческая необходимость в очередной  раз (третий), менять терминологию (прим. автора). Подробнее см. Форум: Философия современности/ Современность и марксизм http://filosofiasovr.mybb.ru/

[7] Название различных форм общества отражает сущность общества. Распространённое мнение некоторых «теоретиков»  отказаться от «измов» означает, что нужно отказаться  вообще от познания социальной реальности, от объяснения явлений действительности, от познания сущности, первопричин происходящего. Ничего нового в этой позиции новых «теоретиков» нет, это давно известный позитивизм. Подробнее  о критике позитивизма см.  Л.К. Науменко. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата: Наука 1968.

[8] Автор неоднократно выражал  своё  негативное отношение к плюрализму мнений (мнимых знаний), основываясь на авторитетной позиции  Гегеля по данному поводу (прим. автора)

[9] К примеру, книга Ацюковского В.А. «Основы коммунистической идеологии  и современность». Книга, блестящая по анализу практики, реальной российской действительности, но трагична по некоторым аспектам теории превращающей социализм в формацию, что очевидно является забеганием вперед нормальной истории и повторение сталинизма (прим. автора).

[10] Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.

[11] В.И. Искрин  Новая психология- СПб.: Б&К, 2001, 2-е изд.-222. ; В.Искрин  Диалектика полов. – СПб.,2001- 207с.

[12] См. «Русский космизм»  позицию Чижевского, Циолковского и Вернадского.

[13] Подробный анализ понятия исторической нормы см. В.И. Искрин  Новая психология- СПб.: Б&К, 2001, 2-е изд.-222.

[14] Деление по принципу Л.Г. Моргана может продолжаться  и дальше. Например сам Морган выделял в дикости: низшую стадию ( появление речи); среднюю стадию ( огонь, людоедство); высшую стадию (изобретение  лука и стрел). Но для  разумного анализа социальной реальности вполне достаточно  трёх уровней.  К примеру, Гегель использовал  два уровня  «триад»: тезис – антитезис – синтезис.; каждый член триады, в свою очередь, делился на свою триаду  (прим. авт.).

[15] Смотри следующую главу «Закон очередности революций» (прим.автора).

[16]  Обоснование названия революции в принятой системе координат, содержательной и хронологической оси ( параграф  2.1.1.)

[17] Обоснование тождества классов и эксплуатации  подробнее  в третьем разделе работы (3.2.)

[18] Дальнейшее содержание  предполагает повторение широко известных исторических фактов, что  вызвано необходимостью привлечь  внимание читателя  к современности, где  осуществляется  аналогичный процесс, но  в противоположном направлении. (прим. автора)

[19] Теория государства и права /Под ред. С.С.Алекеева. – М.: Юрид. Лит., 1985. – 480с./с. 26-30/

[20] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21

[21] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 7.

[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21 с. 171.

[23] Поршнев Б.Ф.О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., «Мысль», 1974.

Комментарии

Аватар пользователя ЛАС

По революции догма советского образования

( потребность в "иерархии истории") 

buch, 1 Март, 2021 - 20:59, ссылка

ЛАС, 28 Февраль, 2021 - 09:21, ссылка

1.

  Если называть социализм революцией, то революция это бурный краткосрочный процесс , резко меняющий саму сущность чего то . Если процесс идет медленно и мягко это эволюция.  

2.

  Думаю это ошибка объединять работников физического и умственного труда . У них мало общего, если оно вообще есть. Теория не должна втискивать в себя факты, если они в нее не вмещаются.

3.

  Да план атрибут социализма . И думаю многие по нему уже просто соскучились. В Китае до сих пор существует планирование ( хоть он нам вообще не образец для подражания)

4.

Да Хрущев зловещая фигура в истории . Все самое плохое , начинается с чего то на первый взгляд незначительного.

ЛАС

 1.

По революции догма советского образования. Не вы один так думаете. Сейчас определение революции выдал в новой публикации ФИЛОСОФИЯ КАК ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ. Там Сократ совершил гуманитарную революцию в философии.

Связывать революцию с "кратковременностью" ОШИБКА.

фЕВРАЛЬСКАЯ - 8 дней.

 РЕВОЛЮЦИЯ -Начало истории - 3 млн. лет.( Б.Ф.Поршнев)

  Здесь потребность в такой новинке марксизма как ИЕРАРХИЯ ИСТОРИИ, надо найти время и опубликовать, а то этих бзиков по революции и эволюции тьма. Хоть Маркс все разгреб  СУБСТАНЦИЕЙ И ЕЙ ДВУМЯ ЗАКОНАМИ.

Аватар пользователя ЛАС

там и по сущности  революции 

ЛАС, 3 Март, 2021 - 08:36, ссылка
buch, 1 Март, 2021 - 20:59, ссылка

Сергей , в иерархии есть все для понимания РЕВОЛОЛЮЦИИ,   переведу твой комментарий  по этой ссылке. Если что, обсудим, там и по сущности  революции (что соответствует без конкретизации и социализму) и по сущности эволюции.

http://philosophystorm.ru/ierarkhiya-istorii-soderzhanie-i-istorichesko...

Аватар пользователя Сергей-Нск

Обсуждать с автором такого рода тексты - занятие пустое. Автор, публикуя их здесь, считает их главами своей большущей работы (монографии, концепции, теории и т.д.). Не пересматривать же ему её всю только из-за того, что некий читатель восьмой главы второго тома вдруг заметил, что она (вся такая наукообразная) представляет собой лишь креативное сочинение креативного сочинителя, без единого определения каких-либо понятий (которыми автор оперирует), при этом полная законов, которые автор открыл.

Например: текст назван Иерархия истории, содержание и историческое место современности, а подзаголовки предполагают:

1. Определение иерархии, система координат, принцип Л.Г. Моргана и основные элементы иерархии

2. Иерархия о сущности революции и эволюции

3. Схема и уровни иерархии

Однако, никакого определения понятию ИЕРАРХИЯ у автора нет, а из формулировки второго подзаголовка  (как и самого заглавия текста) видно, что автор вообще не понимает смысл этого понятия и креативит из отдельных русских слов фразы, вообще не имеющие в русском языке смысла. 

Впрочем, как правило, таким авторам нет дела до того, будет ли кто вникать в эту писанину, им достаточно того, что писанина где-то мелькает, кто-то её перелистывает, где-то она фигурирует в качестве контента-наполнителя. Они даже комментируют эти тексты преимущественно сами.

Аватар пользователя ЛАС

 У Вас же отсутствует на уровне  разума понятие социализма и его сущность?

Сергей-Нск, 3 Март, 2021 - 14:06, ссылка

Обсуждать с автором такого рода тексты - занятие пустое. Автор, публикуя их здесь, считает их главами своей большущей работы (монографии, концепции, теории и т.д.). Не пересматривать же ему её всю только из-за того, что некий читатель восьмой главы второго тома вдруг заметил, что она (вся такая наукообразная) представляет собой лишь креативное сочинение креативного сочинителя, без единого определения каких-либо понятий (которыми автор оперирует), при этом полная законов, которые автор открыл.

Например: текст назван Иерархия истории, содержание и историческое место современности, а подзаголовки предполагают:

1. Определение иерархии, система координат, принцип Л.Г. Моргана и основные элементы иерархии

2. Иерархия о сущности революции и эволюции

3. Схема и уровни иерархии

Однако, никакого определения понятию ИЕРАРХИЯ у автора нет, а из формулировки второго подзаголовка  (как и самого заглавия текста) видно, что автор вообще не понимает смысл этого понятия и креативит из отдельных русских слов фразы, вообще не имеющие в русском языке смысла. 

Впрочем, как правило, таким авторам нет дела до того, будет ли кто вникать в эту писанину, им достаточно того, что писанина где-то мелькает, кто-то её перелистывает, где-то она фигурирует в качестве контента-наполнителя. Они даже комментируют эти тексты преимущественно сами.

 ЛАС:

Спасибо. что обратили внимание. Право каждого принимать, или не принимать публикацию.  Мой интерес СОЦИАЛИЗМ, актуальное общество современности. Поэтому я и копаю  все, что способствует пониманию  социализма. Понимание следует из разумного понятия, которое классики в цельном виде не оставили, поэтому ни у кого из левых этого понятия нет. Это означает , что нет понимания , что должно быть при социализме.

Необходимые моменты:.

 1. Классика марксизма;

2.Новое в марксизме (несколько десятков):

-общесторические законы.

-законы революции.

3. Метод диалектики по существу, а не для рассудка (диамат). Только этот метод позворяет осознать разумное (бесконечное понятие).

4. Ваши обвинения не принимаю. Для студентов  в курсе "Философия истории" все объясняю, для взрослого  человека не нужно писать. то. что есть в справочниках и словарях. А вот новые подходы к понятиям нужно озвучивать. Поэтому в той же иерархию делаю акцент на РЕВОЛЮЦИИ и СУЩНОСТИ РЕВОЛЮЦИИ, т.к. это относится к характеристике социализма.

 У Вас же отсутствует на уровне  разума понятие социализма и его сущность?