Истина и справедливость.

Аватар пользователя nikolaj
Систематизация и связи
Социальная философия
ВложениеРазмер
istina_i_spravedlivost.docx81.41 КБ
Связанные материалы Тип
Справедливость и истина Дмитрий Косой Запись
Христианство и язычество Дмитрий Косой Запись
справедливость и закон Дмитрий Косой Запись
президент и император Дмитрий Косой Запись
социальное государство как фикция Дмитрий Косой Запись
вера и закон Дмитрий Косой Запись
справедливость как идея воплощения Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

Перекопировал текст Н.М.Кожевникова в свой комментарий для чтения.

 Спустись на землю человек!

Истина и справедливость.    

 Начать работу под таким девизом меня подтолкнул интернет.  Да, да, именно интернет!  Потому, что в интернете сегодня  видна массовая заинтересованность людей в поиске понимания истины и справедливости. И уже через интернет начинает формироваться современное мировоззрение человека. Нет, я не принижаю значение влияния философских рассуждений великих исторических личностей на умы и мировоззрения человечества. Но, прежде эти рассуждения охватывали лишь умы локальных групп населения и не оказывали столь масштабного воздействия на человечество в целом. И к тому были объективные причины.      
Основная масса людей не интересовалась  философией.  Дискуссии же, на тему истины и справедливости, проводились только в довольно узких кругах просвещенной либеральной интеллигенции во все времена. Для остальной же части населения, представляющими собою практически всю человеческую цивилизацию, потребности в поисках понимания истины и справедливости нужды не было.            
Их знания строились не на философских рассуждениях, а на религиозных верованиях, принимая характер фанатичной убежденности в правоте своего мировоззрения.
Это мировоззрение строилось, да и до сих пор строится, на религиозных постулатах  понятий истины и справедливости. К примеру, выражения: – «Бог терпел и нам велел»;  «Богу – богово, а кесарю - кесарево»;  «мы терпим за грехи наши»; « Бог есть истина!», показывают отношение подавляющей части населения к понятию справедливости и истины.
Особенно примечателен, в этом плане, религиозный постулат, объясняющий причину возникновения несправедливости в отношениях между людьми.  Этот постулат  гласит, что несправедливость возникла вследствие грехопадения Адама и Евы, и единственный путь в рай предусматривал только через терпение и возврат к богу.
Однако любому терпению есть предел, поэтому и возникали бунты людей.
Но и в этом случае  господствовало мнение, что причиной отсутствия справедливых отношений между людьми были не сами существующие общественные отношения, о существовании которых понятия никто не имел, а нахождение у власти личностей, не следовавших этим заветам, то есть, причиной всех бед считалось несовершенство самого человека.
И в этом смысле господствовало мнение (да, что там говорить – господствует до сих пор), что раз сам человек несовершенен, то надо, чтобы у власти были просвещенные люди. И потому, согласно этому мнению, всеобщая справедливость  наступит тогда, когда у власти будут находиться просвещенные и справедливые люди.

Достаточно привести в пример трактат Платона « О государстве», в котором философ высказал мысль, как нужно строить идеальное государство.
Ну да, конечно, помечтать можно, но вот задумывался ли Платон над тем, а каким это образом несовершенный человек, станет совершенен и справедлив, находясь у власти?  
Что, совершенствование человека возлагается на  него самого?
Наверное, Платон полагал, что совесть человека зависит от количества приобретенных им знаний? 

И действительно, даже сегодня многие люди полагают, что нравственность человека зависит от величины приобретенных им знаний.
Но разве от наличия знаний зависит нравственность в человеке?
Но, что тогда, в этом случае, нравственность человека? Если даже отождествлять понятие нравственности  с понятием справедливости, то и тогда понять – «что есть что?» - невозможно!  
Поэтому, в условиях непонимания, на каких критериях должны базироваться отношения между людьми, чтобы они были справедливыми, говорить о нравственности человека нет смысла.  А сам Платон не дает определение понятию справедливости, которое  стало бы общепринятым.
И что, получается, достаточно громогласно закричать – «Я самый знающий и справедливый, поэтому мне должна принадлежать власть, которая будет самой справедливой», – и люди должны верить этому?  Но удивительно, люди действительно верят этим словам и в наше время, и это при том положении, когда люди сами до сих пор не знают, что такое справедливость.
Как же велика сила влияния сформированного мировоззрения на человека, что даже остановиться и подумать –  «Так ли это на самом деле?» - у него нет сил.  Получается, в умах  людей, понятие справедливости тождественно понятию совести у людей, находящихся у власти, которое в свою очередь эквивалентно величине их знаний.                                                                                                                                               
Удивительно, но за тысячелетия исторического существования человечества такое отношение к пониманию справедливости не изменилось! 
До современного  дня люди интерпретируют понятие справедливости только в совесть человека и верят в хорошего барина – «Вот приедет барин, барин нас рассудит!», или в современной интерпретации - «Надо выбрать хорошего человека во власть, тогда все будет хорошо».  
Однако, как не велики знания, приобретаемые человеком, справедливость так и не наступает!                                                                                                                  
Вот основоположники коммунистического мировоззрения увидели решение  проблемы, в отношениях между людьми,  только в ликвидации частной собственности. Как будто собственность виновата во всех бедах человечества, а не само понимание у людей понятия власти! 
Примечательна в этом плане работа Ф. Энгельса  «Происхождение семьи, частной собственности и государства».  Примечателен этот труд в том плане, что он является фундаментальным камнем в понимании марксистами причин возникновения проблем в отношениях между людьми.
По Платону, условием построения справедливых отношений между людьми должно быть наличие соответствующих знаний  у тех, кому принадлежит власть. И в этом он был прав, но ведь знаний о причине возникновении несовершенных отношений между людьми нет. 
И в этих условиях, марксисты увидели камень преткновения в частной собственности и попытались объяснить это в вышеназванной работе, причем под влиянием уже сложившихся собственных убеждений, которые не позволили им заметить нестыковку многих, собранными ими же, фактов, но вот взяться за само понятие – государство, даже и мысли не было. 
Вера в идеальное государство от Платона перекочевала к К. Марксу и  Ф. Энгельсу, ни на йоту  не изменившись в своей главной идее.  
Мечтали как?  Мол, ликвидируем частную собственность, причину всех бед  и тогда к власти придут те, кому собственность не принадлежит, и все само собой станет на свои места, наступит всеобщая  справедливость, счастье, братство.
Не получилось! И опять обвиняют личность, а не саму ошибку в определении причин возникновения несправедливых отношений между людьми.                                                                                                                                                                Однако, как бы кто не мечтал о построении идеального государства, время  расставляет все на свои места.  
Время и опыт – единственное мерило правоты или не правоты всех умозаключений человека.  Жаль только, что  за претворение в жизнь нереальных идей одних, отдают свои жизни миллионы других. 
Хотя понятно, что понять, какая идея верна в достижении своей цели, а какая нет, очень трудно!  Потому, что человек не может  размышлять о том, что он не знает, а получать по крупицам знания из колоссального объема косвенной информации, тем более, если эта информация еще и разбросана по времени, дано далеко не каждому.              
И к этому есть свои объективные и субъективные причины. Заострю внимание на этой формулировке.
Человек не может размышлять над той информацией, которую он не получил из источников своего бытия.
А вот фантазировать, то есть создавать свою информацию, которая, как бы, удачно замещает отсутствующую  объективную информацию в цепочке своих логических умозаключений, да еще потом и фанатично верить в свою, придуманную информацию, он мастер.                                                                                                                                           
Вот мы рассматриваем вопрос понимания понятий истины и справедливости.        
В чем же состоит сложность в определении этих понятий и почему их выставили на обсуждение в единой теме?
Ведь на первый взгляд эти понятия, судя по своему назначению, совершенно разные.  Если говорить о понятии слова истина, то это, казалось бы, относиться к утверждению незыблемых основ какого-то факта, какой-то точке опоры в познаниях человека, а понятие справедливости, так это вообще относится к понятиям отношений между людьми.
Но это только на первый взгляд. А фактически, эти понятия объединяет желание современного человека увидеть в этих понятиях сущность бытия самого человека и величие его разума, и не меньше!
Но возможно ли это, увидеть за понятиями слов смысл существования самого человека? Посильно ли выразить, в понятии одного слова, целый мир знаний о сущности самого человека, то есть, посильно ли выразить в одном понятии, всю совокупность знаний о том, что есть человек?  
Конечно, нет! Но понять это трудно, так как современное мировоззрение, по вопросу, что есть человек, само еще не определилось.
И в этом заложен весь казус вопроса, знаний нет, а знать очень хочется и тогда выходит на первый план не поиск понимания сущности человека, а поиск предположений – что есть истина и справедливость, как будто за этими понятиями скрыто понимание сущности самого человека.
Однако, в этом случае, телега поставлена впереди лошади, ведь в действительности на должное определение понятий истины и справедливости как раз и влияет непонимание современным человеком понятия сущности самого человека. Влияет непонимание происхождения у человека его высокого разума, непонимание значения понятия коллектив в жизни каждого конкретного человека, а тем более непонимание влияния этого понятия на качество его жизни.  
Это непонимание, да если прибавить к этому непониманию еще и  сложившееся мировоззрение (то есть, устойчивое мнение, что это есть только так, а не иначе), вот и получится вся сложность в определении этих понятий.                                                                                                      
Дополнительная сложность при определении этих понятий состоит еще и том, что люди, вроде бы задумывающиеся над этими понятиями,  сами не понимают, какой  смысл  они желают увидеть в этих понятиях, то есть, какую информацию они желают получить от этих понятий!
И такое видение ситуации возникло не на пустом месте!  
Внимательно вдумайтесь  в высказывания неординарных личностей человечества по поводу поиска хотя бы той же истины.
Вот, к примеру, мысли Н. Рериха. Он полагал, что стремление к «познанию тончайших энергий» является не мистицизмом, а поиском истины.
Зададимся вопросом. Что понимает сам Н. Рерих под понятием слова – истина? Ответа нет. И как тогда можно понять его, что же он ищет?
В этих условиях можно строить только предположения, о его понимании истины. Однако от самих таких предположений веет мистицизмом.
 Допустим, что Н. Рерих нашел свою «истину»  и что, все, он стал бы понимать все на свете?  
Истина это, что ключик от ларчика, в котором содержатся все знания бытия?
Но, так как напрямую познать, что есть истина, не получается (так как, слишком велики запросы в понимании такой истины)  и Н. Рерих это сам чувствует, то через познание «тончайших энергий», это получается возможно. Однако очень странно относить поиск  знаний в понимании разума и сущности человека к «тончайшим энергиям».  
Как можно осмысление человеческим разумом причин своего происхождения относить к понятию энергия?
Поэтому и возникает вопрос к Н. Рериху и к тем, у кого с ним мысли подобны. 
Так прежде, чем высказывать свои мысли, в поиске познания истины, скажите же на милость, что вы понимаете, что вы подразумеваете, что вы имеете в виду, когда произносите слово – Истина?  В ответ или набор фраз, которые сами вызывают еще большие вопросы, или молчание!                                                                                                                                            
В этом смысле, более понятен хотя бы мотив  к определению понятия  истины,   высказанные Иисусом из Назарета - «И познайте Истину, и истина сделает вас свободными».
Еще раньше об этом же говорил Платон – «всеми силами души надо стремиться к истине».
Когда  задумываешься над этими фразами, возникают в уме только одни вопросы.
Если понимать  познание истины, как познание знаний, то тогда получается - И познайте Знания, и знания сделают вас свободными! 
В этом смысле истина это – знания и тогда все становится на свои места, по крайней мере, понятно, в этой интерпретации, что есть истина.
А если это не так, тогда, что есть истина?   
Может быть истиной, возвещенной Иисусом, надо считать заповедь – «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Пусть это высказано в форме аллегории, но хотя бы понятно в каком направлении надо понимать, в этой интерпретации, истину.  
Значит, по этому высказыванию получается, если человек создан по образу и подобию Бога, он и должен стремиться к подобию Бога, и в этом есть Истина!
Но опять же и в таком понимании слово истина означает стремление к знаниям о сущности человека, стремление к знаниям о человеческой природе и его предназначению.
Но ведь это как раз то,  с чего мы  и начали разговор об истине и справедливости!  Это потребность в знаниях  о сущности человека! 
Но ведь получение знаний о сущности человека это же есть цель в познании  самого человека. Однако, при чем здесь слово – истина?
А если познание понятия истины это цель в познании сущности человека, то так и надо прямо понимать это слово. Зачем же наводить тень на плетень аллегорией?
Ведь люди применяют слова для того, чтобы понимать друг друга, а не для того, чтобы не понимать друг друга! 
И только по этому, каждое слово должно иметь свое, конкретное понятие, чтобы люди понимали, о чем идет речь, а не строили свои догадки!                                                                                                                                              
Еще большее удивление вызывает применение слова истина, не зная его значения, в  повседневном обиходе. 
Вот, к примеру, фраза Э. Квинта – «Истинный друг познается в беде». 
А почему не настоящий или хотя бы действительный друг?
Что, применение словосочетания – истинный друг, уместнее, в данном выражении, чем настоящий друг? 
А вот еще более запутанное выражение Гегеля – «Истина состоит в соответствии объективности понятию, а не в соответствии внешних предметов; последнее лишь правильное представление, которое я, данное лицо, составляю себе».
При этом под термином «понятие» Гегель понимает объективную природу вещей, а не результат их логического осмысления. А теперь попробуй, сообрази, что такое истина по Гегелю, если его логическое осмысление не соответствует объективности этого понятия.
Для наглядности Гегелевского красноречия, вот вам пример его высказывания:  - «Плохой человек есть неистинный человек, то есть человек, который не ведет себя согласно своему понятию или назначению».  Вот уж где ребус, ну, впрямь как в сказке: - пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что!
Как можно, не давая определение понятию - предназначение человека, можно судить об его истинности или не истинности, тем более, если по его же Гегелевскому объяснению, объективность вещей не может быть логически осмыслена! 
А когда еще и говорят, что вы не так это поняли, все, для меня, после фразы – не так поняли, все объяснения пустой звук!  
Как же так можно выражать свои конкретные мысли вслух, если иной человек может не так понять, о чем говорит говорящий?  Это что, желание показать себя умнее собеседника?                   
Воистину  высокомерие человека не знает границ если, даже в разговоре со своим собеседником, появляется желание показать свое превосходство.
Так и хочется крикнуть – Человек, в конце концов, опустись на землю, прекрати витать в облаках  и мнить себя созданием сверхъестественным, если у тебя по воле случая, при существующих общественных отношениях, просто знаний чуть больше!  Надо ведь понимать, что ты такой же, как и все другие люди! И если кто-то обладает большими знаниями, чем его собеседник, то нужно просто излагать свои  мысли в такой доступной форме, чтобы каждый собеседник понимал, о чем идет речь!
В противном случае, не заводи разговор вообще.
Если сам не можешь четко и просто понять свою же мысль, то, как же может тебя понять твой собеседник, вынужденный строить свои догадки, свои предположения о смысле твоей мысли!  
Поэтому, когда говоришь, каждое слово должно иметь свое конкретное понятие, доступное в понимании даже самому необразованному человеку.
И слово истина не должно быть исключением из этого правила. 
Ведь, в конце концов, знания на то и знания, чтобы приносить пользу всем, а не избранным, которые, к тому же и сами не понимают значение многих слов или сами путаются в объяснении понятий этих слов!
Как мы учим азбуке своих детей – «Мама мыла раму», и ребенку понятно, что мама моет раму, а не пол.
А становясь, вроде бы, взрослыми, поступаем все наоборот.
К примеру, высказывание того же К. Маркса  – «Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека».
Читая, это высказывание, так и хочется  воскликнуть – «Карл, ну если Вы не знаете, что такое истина, так, что же Вы ищете там, более того, Вы - атеист, но тем самым указываете на существование в груди человека его души»!  Воистину уста человека неисповедимы!                                                                                                       Ну и все же, если спуститься на землю. Так, что же такое истина и без всяких мистификаций и аллегорий?
Прежде отбросим всякое желание, в  понимании понятия слова истина, использовать подмену понятиями других слов, а то и целых областей знаний, таких как  сущность человека,  разум человека, сущность его отношений с другими людьми.
Нет смысла видеть в слове истина палочку - выручалочку в объяснении тех фактов, которые требуют еще должного познания. И нет ничего крамольного в признании того факта, что человек еще не обладает достаточными знаниями во многих областях познания окружающего мира!
Спустись на землю человек, не мни себя всезнающим и не заменяй собственными вымыслами объективные факты бытия!
И какой смысл произносить слово, в понятии которого люди еще не определились?  Ведь, в этом случае, все равно не понятно, о чем идет речь и требуется ненужное домысливание в понимании смыслового значения произносимых фраз. Просто хотите показать себя – я умнее собеседника, в надежде, что собеседник просто смолчит, чтобы не выглядеть глупее вас? Смысл? В противном случае, мы никогда друг друга не поймем, что вы хотите своей фразой сказать.
То есть, не создавайте условий, когда я не сумею, не только понять, какую полезную информацию я могу от вас получить, но и даже понять, о чем вы говорите.                                                                                                                                               Поэтому, давайте будем придерживаться одного хорошего правила в определении понятия любого слова. 
А это правило таково – каждое произносимое слово должно нести свою конкретную информацию, причем доступную в  образном понимании, чтобы любой человек, услышавший это слово, мог легко  понять, о чем идет речь.
Нельзя вводить в понятия слов такую информацию, которую необходимо еще самому человеку домысливать, о чем идет речь.
Тем более нельзя вводить в понятия слов, такой объем информации, который человек просто не в состоянии   быстро обработать.                                                             Да, к пониманию слова истина у нас  особые требования. И в этом нет большого секрета. Так уж устроена психика человека, что очень хочется видеть хоть в чем-то незыблемость, постоянство, какую - то твердость, опору.  Поэтому и такие высокие требования к слову  - истина.
Что же мы желаем понять, услышав это слово?  
Прежде всего, мы хотим видеть под этим словом утверждение, которое утверждает это незыблемое, неопровержимое, всегда и во всем.
Да, очень хочется, но надо принять к своему сведению, что в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво.  Постоянно только то, что существует в коротком миге своего существования. Вот за этот миг и надо держаться, и в этом весь смысл существования человека, если он желает оставить после себя какой-то след.
Поэтому, когда человек произносит в своем словосочетании – это истина, то это должно означать только то, что мы хотим тем самым сказать, что данный факт не может быть подвергнут сомнению.
Да, но каким образом мы можем подвергнуть сомнению любое высказывание, что это истинно? Конечно же, только во время своего опыта и практики.
Об этом как раз и говорит, к примеру, А. Эйнштейн – «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом».
А вот высказывание  Т. Кампанеллы – «Критерием истины является опыт». То есть, чтобы понять, что есть истина, мы обязательно обращаемся именно к опыту и практике человека.                                                                                                                                                        
Однако в этом есть один любопытный подвох. Как раз обращение к этому самому опыту со временем и не дает нам возможность видеть незыблемость  во многих, казалось бы, неопровержимых ранее утверждений, при применении этого самого опыта в понимании истинности высказывания.
И действительно, применение только одного опыта человека не может быть принято в качестве критерия при определении понятия слова – истина, потому, что с течением времени может оказаться, что сам прошлый опыт человека может быть несовершенен!  Получается, что вторым критерием, при определении понятия истины, должно является само понятие - время.
И еще одно обстоятельство необходимо учитывать при определении понятия истины.  Это необходимость учитывать то обстоятельство, в какой точке пространства используется опыт и практика человека. 
Ведь в разных пространственных координатах могут получаться и разные результаты в применении одного и того же опыта. Допустим, один и тот же опыт на Земле и на Луне может дать совершенно разные результаты.  
Вот теперь получается, что при определении понятия истины необходимо учитывать три критерия – опыт и практику человека, время и точку пространства. 
Да, но ведь критерий времени сам по себе не может быть понятием постоянным! Мы само время замечаем только тогда, когда замечаем, что все течет, все изменяется.
И использование в понятии слова истина, критериев с разной составляющей, противоречит самому понятию постоянства. Ведь человеку очень хочется, чтобы понятие истины было незыблемым!  И как же быть!
А очень просто. Истина  и будет незыблема, но только в конкретное время! Поэтому в сочетании всех этих требований даем определение понятию – истина.                        

Истина – утверждение, отвечающее опыту и практике любого человека в заданной точке координат пространства  и времени.                                               
 С определением  понятия слова - справедливость, дело обстоит намного сложнее и проще.
Проще потому, что когда знаешь сущность человека и происхождение его разума, то дать определение понятию справедливости не составляет большого труда!   Но в том то и дело, что устроители конкурса выставили непостижимую  задачу  в объяснении понятия справедливости.  
Ведь, чтобы дать определение понятию справедливость в отношениях между людьми, это не просто дать формулировку самого понятия. Сама по себе формулировка такого понятия не даст полного понимания сущности понятия.
Потому, что за пониманием подлинной справедливости, в отношениях между людьми,  находится совершенно иная система знаний о происхождении и сущности человека, чем та, которая сегодня существует. А как можно в небольшой работе  изложить целое мировоззрение о происхождении и сущности человека, тем более что это мировоззрение не является еще даже публичным?  
Хотя, если бы такое мировоззрение было бы публичным, вопрос о понимании справедливости никто не задавал бы.  
Ну как можно говорить о справедливости, без точного знания понятия свободы человека, а  знание понятия  свободы, без точного знания понятия коллективный разум?
Вот уж где к месту высказывание Иисуса из Назарета – «И познайте истину, и истина сделает вас свободными». 
Действительно, только подлинные знания человеческой сущности способны, в первую очередь, понять само понимание подлинной свободы и справедливости, а потом и на практике воплотить эти понятия в жизнь. 
Да разве только эти понятия, а ведь и к таким понятиям как  общество, государство требуется совершенно другое понимание.  Существующие понятия этих слов только дезориентируют разум человека.
Однако действительность  постоянно расставляет все на свои места и это несоответствие понятий слов и действительности только озлобляет человека, что отражается на его взаимоотношениях с другими людьми. Ведь когда говоришь одно, а понимаешь совершенно другое, чем то, что понимает собеседник и получается, что люди, в лучшем случае, могут заблуждаться в намерениях друг друга, или вообще не понимать друг друга.
В итоге получается, человеческая практика не соответствует словесным намерениям, отсюда и проблемы человеческих взаимоотношений.
Ведь понятия слов это - единая система понятий,  в которой понимание одного понятия слова вытекает из понимания понятия другого слова. А от точности отражений в понятиях слов действительности, зависит как раз отношение человека к человеку.
Мы общаемся друг с другом как? Только при помощи своей речи!
И если в эту речь вставляем слова, которые неправильно отражают действительность, то тогда и происходит непонимание друг друга или понимают каждый по-своему. Вот вам и начало построения несовершенных отношений между людьми.                                                                                                           
Горько видеть, что люди даже не понимают того факта, что связующим звеном всех этих понятий, отражающих отношения между людьми, должно быть осознание всеми значения влияния каждой конкретной личности на  качество жизни всех других людей!
Игнорирование значимости даже одного человека, обязательно скажется неблагоприятным фактором на судьбе другого человека и с этого начинается понимание справедливости. Потому, что от правильности переданной информации зависит судьба всей человеческой цивилизации!                                                                                                                                                                   
Поэтому, за неимением возможности, постараюсь изложить хотя бы концепцию понятия справедливости.   
 Прежде, чем говорить о справедливости в отношениях между людьми, необходимо понимать, что человек, как человек, без общества, без коллектива существовать не может!
 Это только кажется, что я могу обойтись без всех, а на самом деле все обстоит как раз наоборот.
Раньше была такая судебная практика, человека заключали  на длительный срок в одиночную камеру. Сейчас эта практика признана, во всем мире, как изощренная пытка, по отношении к человеку. Но этот опыт наглядно показал, что может случиться с человеком, в длительной изоляции от общества людей.
А раз это так, то есть человек не может существовать, как человек, вне общества ему подобных, значит надо понимать человека в обществе, как  составляющую клетку единого организма.
 Общество это как раз и есть единый организм,  в целом состоящий из отдельных клеток. Не будет этих клеток, то есть человека, не будет и самого организма, то есть общества. 
А раз это так, то значит от качества взаимоотношений между человеком и обществом, зависит жизнеспособность всего общественного организма.  
Это только внешне кажется, что жизнеспособность всего организма не зависит от состояния одной клетки, которую, вроде бы, вообще можно игнорировать, как это и делается в современном обществе.  Но в том то и дело, что если возникают проблемы в жизнеспособности даже у одной клетки, значит, есть нарушения во взаимосвязи между самим организмом, то есть обществом, и  конкретной клеткой, то есть отдельным человеком.
А если есть нарушения во взаимосвязи даже с одной клеткой, то это нарушение является уже системным, потому, что не может быть в единой системе организма, состоящий как раз из этих самых клеток, отдельных взаимоотношений. А  если такие отдельные взаимосвязи существуют, то это означает, что такой организм болен  в целом.
Но, к большому сожалению, больной организм  обращает внимание  на свое заболевание только тогда, когда уже заболевают тысячи, а тем более, миллионы клеток, но тогда наступает время браться за голову, потому, что бунт тысяч клеток не позволяет уже игнорировать проблему взаимосвязей.  И тогда начинается поиск решения проблем, но уже решение возможно только при помощи хирургических методов!                                                                                                                                          
Это предыстория, однако, которая наглядно показывает, что не может быть здоровым организм, с нездоровыми взаимоотношениями даже с одной клеткой, то есть, общество не может нормально существовать, если в нем существуют ненормальные отношения между людьми, спровоцированные ненормальным управлением организации общества. 
И вот здесь мы приблизились к пониманию нашего вопроса о понятии справедливости.  
Мы видим, пусть в  аллегории, но наглядно, что важнейшим показателем здоровья человеческого  общества, а в нашем случае фактически государства, является качество во взаимоотношениях  между государством  и каждым конкретным человеком. 
Да, но качество взаимоотношений  зависит именно от качества управления взаимосвязями, то есть от порядка осуществления властных команд. 
Вот как раз в порядке осуществления властных команд и находится корень понятия справедливости.
Однако в этом случае присутствует совершенно иное понимание понятия - управление человеческим обществом, которое разительно отличается от существующего понятия.                                                                                                                  
И еще одно замечание. Без понимания, что человек это не клетка, это не винтик,  а это отдельный, самодостаточный организм, обладающий к тому же собственным достоинством, то есть, осознающий значение собственного – я,  невозможно признать иное понимание понятие  –  человеческое общество.
Ведь именно такое понимание человека, накладывает свой, особый отпечаток на характер взаимоотношений между ним и остальными людьми, вместе образующие понятие - общество.
Осознание личной значимости человека и его значимости в существовании всего общества, являются слагаемыми в успехе понимании понятия справедливости. Эти те два понятия, которые сегодня не укладывается в современное мировоззрение человеческой  цивилизации.
Ведь признание обществом (если быть точнее – государством, так как именно государство, а не общество, определяет сегодня политику взаимоотношений с каждым человеком) значимости каждого человека, должно быть не на словах, а на деле.
А вот как это – признание на деле, об этом никто не задумывается!  
И поэтому  современное государство относится к человеку, как к своей собственности, которой государство указывает, по каким правилам этой собственности жить, а не  как к свободной, самодостаточной личности. 
Определяющим мотивом такого осознания, должно являться именно осознание всеми того факта, что понятие – общество, это не какое-то абстрактное понятие, а  объединенных единой целью таких же самодостаточных личностей, как конкретная личность.
И только при таком понимании, что каждый человек это самодостаточная личность и именно его мнение является решающим в диалоге человек – общество, и только тогда будет понимание подлинной справедливости, по отношению к каждому конкретному человеку!  
Повторим. Осознанное понимание необходимости совместного существования отдельных личностей и является источником понимания понятия справедливости.
Само понятие – справедливость, подразумевает, что правила взаимоотношений между отдельными личностями,  должны строиться не в указании личности со стороны, какие правила его поведения обязаны быть, в отношениях с другими личностями, а в непосредственном участии каждой личности в формировании правил его поведения, при его отношениях с другими личностями.
Формирование таких правил должны создаваться по таким же правилам, по каким формируются взаимоотношения между суверенными государствами, не использующих в своих отношениях диктат силы или иных личных привилегий.
Существующее же сегодня правило, в указании личности со стороны, как ему жить в обществе, уже является несправедливым, по отношению к каждой, конкретной личности, то есть, этом правилом уже игнорируется само понятие – личность человека.
Понимание справедливости будет подлинным только тогда, когда каждый человек осознанно, подчеркиваю, осознанно примет правила его взаимоотношений с другими личностями, которые он лично будет считать справедливыми и скажет: - Да, это справедливо!
Но это возможно лишь только тогда, когда он сам, лично примет участие в формировании правил его поведения в отношениях с другими людьми. Понимание подлинной справедливости выражено в тезисе: - Справедливо только то, что я считаю справедливым, когда я знаю, что относиться нужно к людям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне!                                                                                                                                                                
Без слов понятно, что все это возможно не только при  условии осознанного понимания личностью необходимости своего существования в обществе себе подобных, но и своего понимания важности в нахождении консенсуса в отношениях с другими людьми.
А вот такого понимания, а главное осознание каждой личностью своей необходимости в существовании всего общества как раз и нет в современном мире.
Начать же формировать у личности  понимание своей значимости и понимания значимости других людей, в качестве его жизни, даже и мысли ни у кого нет!  Современное формирование уважения к окружающим, в подрастающем поколении, это совершенно не то формирование, которое должно быть  при осознанном понимании личностью необходимости его существования в обществе. Как можно сформировать уважение к окружающим, если личность, прежде всего, сама не чувствует уважение к себе. 
Да, что там говорить, люди  сегодня не умеют общаться друг с другом, слышать друг друга, понимать друг друга, а в слагаемом результате, уважать друг друга! 
Признается только диктат власти, диктат силы. И поэтому, в условиях признания диктата силы, власти над человеком, поступки самого человека очевидны.
Как с ним, так и он с другими!                                                                                                                                      
Я еще раз подчеркиваю, понимание подлинной справедливости возможно только в рамках совершенно иного мировоззрения понятий общество и человек.
Да о чем говорить, о какой справедливости можно вообще мечтать, если возможно, в рамках существующего мировоззрения, появление на свет Человека, просто от людской похоти, а не от полностью осознанного понимания своей взаимной ответственности за появление на свет нового разумного Человека.
Где же, в этом случае, разум человека?
А уж понимание солидарной ответственности общества, за появление новой жизни в этих условиях, вообще понятие непостижимое при наших условиях отношения к человеку. В рамках понимания подлинной справедливости это ведь нонсенс!
Да разве только это? А сколько еще других нонсенсов, при понимании подлинной справедливости,  в жизни современного сообщества людей не сосчитать!                                                                                                                              
Ведь справедливость - это равные отношения между людьми, возникающие в условиях понимания подлинной свободы человека и отношений к каждому человеку, как к личности, имеющей решающее значение в жизнедеятельности всего общества и каждого конкретного человека.  
Да, но о таких отношениях между людьми, в современных условиях, можно только мечтать и естественно, можно только мечтать о подлинной справедливости.

Аватар пользователя Полина

можно только мечтать о подлинной справедливости.

Несправедливость в обществе - это остаточные проявления  эволюционного отбора.

Общество пытается бороться с разного рода несправедливостями,  но доводить эту борьбу до абсурда, думаю, не стоит. Ведь если законодательно оформить "всеобщую справедливость", то человечество развернет вектор движения от стремления к совершенству на судебные разборки.

Без несправедливости нет движения в обществе. Будем все сидеть в "справедливом болоте".

Аватар пользователя nikolaj

Я ожидал любые комментарии, но подобное тому, что сказала Полина, я такого и представить себе не мог!
Однажды мне довелось беседовать с одним, вроде как с человеком, имеющим высшее образование. Речь зашла о наших детях.  Этот человек меня убеждал, что дети должны пройти ту же школу жизни, что и их родители. Чтобы дети так же прошли те же невзгоды, те же трудности, те же неприятности в жизни, что и их родители, чтобы иметь свой опыт в жизни! Я задал вопрос этому человеку - А зачем тогда нужны родители, чтобы только кормить и поить? Ну и чем такие родители отличаются от животных? 

Полина! Сказать, что несправедливость в обществе - это остаточные проявления эволюционного отбора,  значит считать справедливым фашистскую идеологию! Потому, что я не могу понять - отбор чего или кого? Кто должен остаться, а кто должен отсеяться в результате "эволюционного отбора"!  А не случится ли так, что эволюция жизни быстрее ликвидирует само понятие - человек! С такими взглядами как у Вас, Полина, я уверен, это произойдет быстрее, чем произойдет эволюционный отбор среди людей!

Нет, такие мысли продиктованы какими-то другими мотивами.  Видно жить за счет труда других - это настолько сладко, что хочется, чтобы это время протянулось как можно дольше, чтобы и детям Полины еще досталось так пожить.  И всего-то надобно, наводить тень на плетень, то есть держать людей в неведении, кто же в действительности виновен в том, что они не могут себе позволить спокойно и с достоинством жить, не думая, что завтра могут остаться без работы, что на их жизнь и здоровье никто не посягнёт, что их жизнь может зависеть от какого-то чинуши, что их дети должны прятаться от свиста пуль и разрывов бомб. Всего-то нужно, чтобы ложь должна всегда побеждать правду!

Аватар пользователя Полина

 А зачем тогда нужны родители, чтобы только кормить и поить? Ну и чем такие родители отличаются от животных? 

В жизни я тоже хочу чтобы детям было получше, но то бытийное мышление, а не философское. Философия пытается вскрыть коренные причины  несправедливости, а следователи пусть ищут конкретных виноватых. А дети - если их оградишь от одних неприятностей, так они мигом найдут другие. А если уж совсем постараться, то внуков таких стерильных можно получить, что "воевать без туалетной бумаги" не смогут. 

То что я прихожу к такому выводу (несправедливость - движитель эволюции общества), вовсе не означает, что он мне нравиться. Но надо быть объективным, а не пристрастным, а то мы уподобимся, тем философам которые постулируют только ту истину, которая дарит одно удовольствие и надежду на сладкое будущее.

 Видно жить за счет труда других - это настолько сладко, что хочется, чтобы это время протянулось как можно дольше, чтобы и детям Полины еще досталось так пожить. 

Не совсем поняла, почему у вас сложилось мнение о том, что я живу за счет других?

 Как раз все с точностью до наоборот.

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемая Полина! Вот опять Вы говорите о задачах философии, как об абсолютно отрешенной от реальности сферы человеческой деятельности!

Поэтому Вы и пишите - 

Философия пытается вскрыть коренные причины  несправедливости, а следователи пусть ищут конкретных виноватых.

Да, что же это такое Полина! Неужели так трудно понять, что несправедливость в отношениях между людьми - это не завезенная из других миров зараза, а конкретное проявление непонимания человеком, причин существования несправедливости в отношениях между людьми! А причин без фактора, создающих эти причины, не бывает! 

И как может философия вскрыть коренные причины существования несправедливости в отношениях между людьми, если она не понимает фактор, создающий эту несправедливость? 

Дыма без огня Полина, не бывает! Вот поэтому настоящая философия и должна быть следователем причины огня - кто поджег и кем поддерживается этот огонь!  

Аватар пользователя Полина

Неужели так трудно понять, что несправедливость в отношениях между людьми - это не завезенная из других миров зараза, а конкретное проявление непонимания человеком, причин существования несправедливости в отношениях между людьми! А причин без фактора, создающих эти причины, не бывает! 

Отбор, который лежит в основе эволюции, по сути, очень несправедлив. Общество пытается реализовать другую схему отбора - по справедливости, но пока не очень получается. Но вектор задан. Хотя все идет как обычно - привилегиями пользуется сильный. В человеческом обществе добавился еще один нюанс - сильный и наглый.

Николай, вы часто ведете диалог с менторских позиций преподавателя, задаете вопросы при этом сами на них не отвечаете. Так нечестно.

Аватар пользователя kosmonaft

Отбор, который лежит в основе эволюции, по сути, очень несправедлив.

Отбор справедлив.
Если биологическое тело плохо приспособлено к биологической жизни,то оно не жизнеспособно не потому что ему нужно выживать,но и потому.что оно с большей долей вероятности даст такое же нежизнеспособное потомство.
Железная логика....,))

Если говорить о человеке,то человек-это не только ценный мех,но и....тьфу.
Человек-это не разумная материя (индивид),а материализованный разум (личность).

И отбор в человеческом обществе должен осуществляться не по качеству материи.а по качеству разума.
А разум можно развивать.
И поэтому человеческое общество справедливее общества биологического.
Если человеческое общество основано на принципах биологического отбора,то это общество нечеловеческое.
Человеку в этом этом обществе места просто нет.
Человека вытолкнули на задворки и объявили маргиналом.

 

Аватар пользователя Полина

Если биологическое тело плохо приспособлено к биологической жизни,то оно не жизнеспособно не потому что ему нужно выживать,но и потому.что оно с большей долей вероятности даст такое же нежизнеспособное потомство.
Железная логика....,))

Логика-то железная, да только объясните это тому, кто не должен выживать.

И отбор в человеческом обществе должен осуществляться не по качеству материи.а по качеству разума.
А разум можно развивать.

У каждого разума - свои возможности. И в этом вопросе есть предел совершенству - это насчет развития разума. Его, конечно, можно развивать в ущерб эмоциональной сфере, но это уже опять будет нечеловеческое общество. 

Аватар пользователя kosmonaft

Логика-то железная, да только объясните это тому, кто не должен выживать.

Речь в данном случае идёт о выживании биологического тела,а биологическое тело,как единица биологической жизни,не может задаваться вопросом "кто должен выживать,а кто не должен".
Биологическое тело просто стремится выжить.
Разными способами.

Я не понимаю как можно развивать разум в ущерб эмоциональной сфере,если эмоциональная сфера является одним из элементов развития разума,и развитие которой так же зависит от развития разума.

Наверное я подобрал не очень точное слово,и говорить нужно не просто о разуме,а о том.на основании чего можно судить о степени разумности,но другие слова мне показались ещё более неточными....,))

 

Аватар пользователя Полина

Я не понимаю как можно развивать разум в ущерб эмоциональной сфере,если эмоциональная сфера является одним из элементов развития разума,и развитие которой так же зависит от развития разума.

Разум - это то, что думает, эмоции - это то, что чувствует, если вы очень эмоциональны, вам просто не хватит энергии на эксплуатацию вашего разума. 

Аватар пользователя kosmonaft

Эмоции-это внешнее выражение (проявление) чувств,но это не чувства.
Разве нельзя испытывать чувства,но не проявлять их посредством эмоций,а получать от них чисто интеллектуальное наслаждение,которое можно назвать "тихой радостью"?

Что такое эмоции?
Тело что-то хочет,получает желаемое и радуется.Если желаемое телом не получается,то оно плачет с помощью глаз и рвёт на себе волосы....,))
Разве тело не может быть умным?

Разум-это не рассудок,а скорее соотношение рассудка и чувств,но не буду вводить новых понятий и попробую воспользоваться тем,что уже есть.
Если эмоции как голос тела превалируют на разумом,то голос разума заглушается голосом тела и человек действует не как человек разумный,а как человек совсем неразумный,если о человек как о теле,обладающим или наделённым разумом,такое вообще можно сказать.Человек начинает действовать как элемент биологического мира и автоматически подпадает под действие законов,сформулированных Дарвином.

А любовь?
Посредством чего человек любит?
У человека имеется в запасе что-то третье или он любит всем собой?
Каким органом вырабатывается "энергия любви"?

 

А справедливость?

 

Аватар пользователя Lehrer плюс

Ведь справедливость - это равные отношения между людьми, возникающие в условиях понимания подлинной свободы человека и отношений к каждому человеку, как к личности, имеющей решающее значение в жизнедеятельности всего общества и каждого конкретного человека.  
Да, но о таких отношениях между людьми, в современных условиях, можно только мечтать и естественно, можно только мечтать о подлинной справедливости.

=====================================

 

баланс справедливости в системе общество государство соответствует критерию равенства прироста накоплений собственников средств производства и не собственников

 

1. В Н Лебедев.
ГАРМОНИЗМ (от слова гармония) это общественный строй не капитализм и не социализм, о противоположностях, противоречиях и о общественно экономических формациях. Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета. 2011
ISBN 978-5--7422-3169-1
http://www.lebedev-v-n.narod.ru/pages/9/91.html.

 

В Н Лебедев Начала новой политэкономии. Издательство Политехнического университета СПБ ISBN 978-7422-4424-0 , 2014г

Аватар пользователя nikolaj

В. Н. Лебедев! Вы высказали очень оригинальную мысль -

баланс справедливости в системе общество государство соответствует критерию равенства прироста накоплений собственников средств производства и не собственников

и можно было бы Вашу эту мысль принять за факт, но есть одно маленькое - НО! 

Вот если Вы потрудитесь ответить на вопрос - В каком случае формируется понятие - общество, когда человек добровольно и вполне осознанно является членом общества или когда он в нем находится вынужденно,под воздействием внешних, то есть независимых от сознания человека?

И второй вопрос. Я хотел бы знать, что Вы понимаете под понятием - государство?

А пока эти два понятия точно не определены, Ваша оригинальная мысль тонет в болоте предрассудков!

Лебедев В.Н., Вы хоть сами понимаете, о чем Вы говорите? Как это -

 баланс справедливости в системе общество государство соответствует критерию равенства прироста накоплений собственников средств производства и не собственников

Это что? Когда накопления 5% собственников будут равны накоплениям 95% не собственников - наступит справедливость? Хотя, если даже предположить, что накопления 50% собственников будут равны накоплениям 50% не собственников, то тогда, в этих условиях, какой смысл быть собственником? 

 

Аватар пользователя Дмитрий Косой

истина и справедливость связаны через субъект права, что правовое, а не философское. А истина права в философии права, в не в философии вообще.

Аватар пользователя nikolaj

Уважаемая Полина! Мой метод ведения диалога построен на моём желании подтолкнуть собеседника к его собственным поискам решения поднимаемых вопросов. Поэтому говорить, что я веду с собеседником диалог не честно - это не соответствует действительности. Может Вы знаете какой-либо другой способ заочного донесения знаний от одного собеседника к другому? Мало ли, что я знаю, ведь для меня важнее, что бы меня поняли! Ведь интернет - диалог это даже не институтская кафедра, здесь вот именно преподавательский тон не пройдет. На интернет-форуме все равны. Здесь не может быть заранее расставленных точек, кто учитель, а кто ученик. Это в только в школе или в институте работает человеческий фактор учителя! А здесь? И как, допустим Вы, сможете доказать своему собеседнику, что Ваши знания соответствуют действительности, а его нет, и при этом не превратить диалог в простую болтовню?  Выявить это можно только методом наводящих вопросов!

Взять к примеру меня и Вас. Как мне объяснить, что Ваш уровень знаний не соответствует моему, ведь в заочном диалоге мы равны?

Конечно, если собеседник на интернет-форуме присутствует только как на развлекательном мероприятии и ему просто необходимо с кем-то поговорить, а таких, к огромному сожалению, большинство, то ни о каком познавательном диалоге и речь идти не может!  Вот лично у Вас какая цель нахождения на сайте - познать еще Вами непознанное или просто поболтать? 

Если все таки Вы на философском форуме хотите узнать что-то новое для себя, а я исхожу только из такого Вашего желания, то уж разрешите мне указать на пробелы в Ваших знаниях. 

Полина, да и все другие любители познаний, запомните - человек отличается от иных животных только одним фактором - наличием у него более высокого развитого мышления, которое позволяет ему задумываться над теми условиями, в которых он живет! Вот эта его способность размышлять над своим бытием - это и есть та грань, тот рубеж, та граница различия между животным и человеком разумным. Способен ли человек размышлять над своим бытием, значит он действительно - человек разумный, а не способен, тут уж из песни слов не выкинешь - он говорящее животное!

Поэтому Полина, говорить об естественном отборе, что он несправедлив - не верно. Естественный отбор не может быть, как правильно заметил "космонавт", справедливым или не справедливым, потому, что у естественного отбора, на то он и есть отбор, совсем другая задача - выявлять жизнеспособность или не жизнеспособность того или иного живого вида и никакого отношения, к человеческому понятию - справедливость, естественный отбор не имеет!

Я повторю! Понятие - справедливость, так же как и понятия - нравственность и свобода, это только чистые понятия человека разумного! И этих понятий в реальном мире не существует, кроме как только в духовном мире человеческих отношений друг к другу! 

Однако, если уж люди задумываются над этими понятиями, то они значит выходят из их собственных размышлений над своим бытием, а не навязываются кем-то сверху условий их жизни.      

Аватар пользователя Полина

у естественного отбора, на то он и есть отбор, совсем другая задача - выявлять жизнеспособность или не жизнеспособность того или иного живого вида и никакого отношения, к человеческому понятию - справедливость, естественный отбор не имеет!

Получается, что если отбор в отношении вида - то это эволюция, а если отбор в отношении личности - это несправедливость с фашистским оттенком. 

Вывод из вашего поста: Если мы осознаем себя личностями, то в отношении нас действует несправедливость, а если не осознаем, а просто существуем как вид (человек разумный), то в отношении нас вполне справедлив отбор по жизнеспособности? 

Насчет ваших вопросов, которыми вы  прощупываете знания собеседника, то это как раз отношения преподавателя и ученика. Но здесь я имею право не отвечать на ваши вопросы, так как считаю свои наработки достойными лучшей участи, чем преждевременно замылить их в интернете до полной потери авторства. Опубликуюсь, тогда и поговорим. 

Аватар пользователя nikolaj

Получается, что если отбор в отношении вида - то это эволюция, а если отбор в отношении личности - это несправедливость с фашистским оттенком.     

А Вам лично Полина и отвечать не надо. Ваши высказывания говорят об уровне Ваших знаний сами за себя!  

К сведению философствующих - эволюционный отбор происходит не путем насилия одного вида над другим и тем более не насилием одной особи над другой особью одного и того же вида, а происходит только в следствии способности самого вида приспособляться к изменениям в окружающей среде. Сможет какой- либо вид приспособиться к возникшим изменениям в окружающей среде - значит данный вид жизнеспособный, не сможет - исчезает! 

Существование же насилия, как стремление подчинить себе другую особь, в живом мире - до этого может додуматься только человек, который понял силу и власть союза людей над необъединенных, в такой союз, других людей! 

А отбор в отношении личности, то есть "дурак" должен подчиняться "умному" - так это дело временное! История человеческих отношений как раз и говорит о том, что "дуракам" со временем также приходит на ум заставить "умных" стать на их место! Только вот где просматривается здесь разум? Велик ли нужен разум подчинить себе путем насаждения страха и насилия одних людей другим?

Да и еще одно замечание. Как я уже неоднократно говорил, многие философствующие употребляют некоторые слова, абсолютно не понимая их значения! Так у нас и Полина!

Уважаемая Полина, прежде, чем употреблять выражение - человек разумный, потрудитесь в начале дать разъяснение понятию - разум! Вот тогда и поговорим об -

  а просто существуем как вид (человек разумный), то в отношении нас вполне справедлив отбор по жизнеспособности? 

тем более об отборе по жизнеспособности. Хотя, я заранее сдаюсь, так как не понимаю, как это может быть - отбор по жизнеспособности по отношению к человеку?  Это как - хочешь жить, когда на тебя направленно дуло автомата, так значит ты - жизнеспособен, а не хочешь - значит ты не жизнеспособен?

 

Аватар пользователя Филоверум

Николай, я вот через Яндекс наткнулся на Ваше сочинение "Истина и справедливость".

Прочитал, ответов нет. Не по истине, не по справедливости. Зачем вы переиначиваете определения древних, если эти определения даны уже ясно и точно?

Истина - это знания, соответствующие действительности (реальности).

Справедливость - это соответствие деяния и воздаяния.

Зачем Вы сужаете понятия? Так Вы проблему не решите никогда. Большие проблемы решаются наиболее общей мыслью, охватывающей максимальное количество феноменов.

И если бы Вы смогли понять самое общее, то увидели бы все ответы на свои вопросы в самом заголовке "Истина и справедливость".

Истина, реальность и справедливость - это есть одно. Справедливость является природным и самым фундаментальным законом любого бытия живых существ. Материальное устройство вообще можно не рассматривать. Везде, где есть живые существа, справедливость является фундаментом. Без справедливости жизнь не может возникнуть. Где нет справедливости, там нет жизни.

Справедливость постулируется наличием живого сознания.

Аватар пользователя Доген

в этом безумном мире истина соответствует справедливости, а справедливость - истине.

Аватар пользователя Филоверум

Доген, всё верно Вы сказали за исключением одного - "безумном". Замените это слово на слово "совершенном" и можете это преподносить как то, что Вы нашли пресловутый "философский камень". И вот я думаю, что это самое подходящее название для моей книги, которую мне, наверное, не дадут написать. Это знание пробьётся само. Надо будет лишь корректировать движение.