Как каббалу превращают в секту - отрывок из моего романа "Тантра-Каббала"

Аватар пользователя Kirlan Alexander
Систематизация и связи
Философское творчество
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

"...Максим перевернулся на спину и уставился в потолок.

- Есть такая музыкальная группа «Смысловые галлюцинации», - вспомнил он. - Название гениальное. Но подлинным мастером по созданию смысловых галлюцинаций является организатор секты каббалистов Михаэль Семенович Лайтман.

- За что вы назвали их сектой?

- Сейчас объясню, - пообещал Максим. – Итак, немного о Лайтмане. Естественный человеческий рефлекс самозащиты он обозвал страшным словом – эгоизм. И можно сказать, что на этом огородном пугале держится половина лайтма-каббалы. Когда на человека бросается собака – человек инстинктивно отскакивает. Поступает ли человек так из эгоизма, жалея тело собаке? Довольно бессмысленный вопрос для всех, кроме учеников Михаэля Лайтмана. Когда детенышу грозит опасность, самка защищает детеныша, рискуя жизнью. Но Лайтман даже материнский инстинкт тоже считает эгоизмом. А на робкие возражения – зачем называть эгоизмом, когда одно существо жертвует жизнью ради другого, следует стандартный ответ: «вот видите, как мало вы еще знаете об эгоизме». Приходите, дескать, позаниматься.

- Не понимаю, при чем здесь желания? – напомнила София.

- Лайтман говорит, что эгоизм – это желание получать для себя, - ответил Максим, - поэтому с эгоизмом надо беспощадно бороться, но как бы расширяя его. В действительности так и получается. С одной стороны ученики Лайтмана начинают вести себя крайне эгоистично по отношению к родным и близким. С другой стороны – лишаются всякого инстинкта самосохранения, тратя деньги и время на борьбу со своим эгоизмом под руководством профессора Лайтмана.

- Теперь понятно, - кивнула София.

- Только избавившись от смысловой галлюцинации можно заметить, что эгоизм – лишь один из рефлексов, которые надо контролировать. Спонтанная любовь причиняет не меньше вреда, чем животный эгоизм.

- Почему? – удивилась София.

- Разве редко люди убивали и вешались от любви? Или мало матерей, которые избаловали детей, превратив их в чудовища? Легко кричать: «я люблю тебя, ближний мой». Труднее сделать себя подарком, от которого невозможно отказаться. 

- Хорошо сказано, – улыбнулась София.

- Ключ к душевной гармонии в наличии верного понимания – когда наши рефлексы уместны, а когда нет. Человек – единственное существо, которое при отсутствии желаний будет действовать так, как считает правильным. Для животного, лишенного интеллекта, за пределами мира желаний жизни нет. А для человека – там начинается свободный мир чистого разума.  Лайтман мешает людям это понять и перестать быть животными..." (с)

Роман "Тантра-Каббала" 

http://philosophystorm.org/article/aleksandr-vladimirovich-kirlan-kak-ka...

 

Комментарии

Аватар пользователя fidel

Человек – единственное существо, которое при отсутствии желаний будет действовать так, как считает правильным

Но до этого у него возникнет намерение действовать "правильно", а это и есть желание.Разум не более чем вычислитель, сам он никаких намерений генеритть не в состоянии

Не могли бы привести текст критикуемого вами Лайтмана, Что за моразм - критиковать человека используя мнение литератора.

 

Аватар пользователя Kirlan Alexander

Активная сторона разума - воля. Воля - это способность действовать исходя из выводов разума, а не спонтанных желаний. У кого нет воли - того не спасают выводы разума. Спонтанные желания все равно победят. Поэтому воля специально тренируется в дзен-буддизме, в йоге (тапас), в христианском аскетизме, и во многих других мистических школах. Странно, что приходится это объяснять знатоку духовных практик.

Теперь о мнении литератора. У меня уже третья книга недавно вышла. Роман "Тантра-Каббала" - четвертая книга и мнение, соответственно, мое. Я давно знаю Михаэля Семеновича, его Международную Академию Каббалы, Бней Барух и людей, которые у него побывали. Но Вы можете тоже попробовать - это Ваш уровень. Материалы найдете в интернете. 

Аватар пользователя fidel

так что же вы не приведете текст самого Лайтмана ?

Боитесь демонстрировать свое убожество на его фоне ?

Аватар пользователя Kirlan Alexander

Забыл добавить, что наиболее сильную волю на востоке связывают с обретением сиддхов и просветлением. Тем более важно понимать – чем воля отличается от желания. 

Аватар пользователя fidel

способность действовать вопреки разуму это не воля :)))))))

Активная сторона разума - воля. Воля - это способность действовать исходя из выводов разума

сами придумали ? :))))))

Философский словарь

Воля

Воля— феномен саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на достижении последней. Будучи несводимым ни к предметной деятельности, ни ко вне-практическому сознанию, феномен В. является связующим звеном деятельностного акта, обеспечивающим единство субъектной его составляющей (желающий и целеполагающий субъект) и составляющей объективно-предметной (субъект целеполагающий и волящий), транслируя импульс потребности в импульс к действию. В акте В. субъект объективирует (посредством осознания потребности), легитимирует (на основе осуществления выбора) и санкционирует в качестве цели субъективное желание, конституирующееся в данном процессе как объективно реализуемая цель деятельности, выступающая, с одной стороны, результатом рефлексии над потребностью, с другой — прогностическим образом будущего продукта деятельности. В сфере В. происходит синтез идущего от желания "я хочу" и выводящего на операциональные шаги "я должен", что является актуальным как в случае концентрации усилий на достижении цели, так и в ситуации отказа от нее ради альтернативных ценностей (доминирование другой цели). Ядром волевого акта, таким образом, является осознание ценностного содержания и личной значимости сформулированной цели, ее соответствия или не соответствия личностным ценностным шкалам. В реальном функционировании сознания В. обеспечивает определенный баланс побудительных и тормозных функций, стимулируя одни и блокируя другие действия в зависимости от артикулированной субъектом цели. В структуру волевого акта входят принятие решения, предполагающее осуществление выбора в контексте борьбы мотивов и содержательно совпадающее с формулировкой цели, и мобилизация усилий на его реализации (по формулировке Джеймса, воплощением волевого акта является созидательное усилие "fiat" — "да будет"). Феномен В. фундирован индивидуальным когнитивным тезаурусом субъекта, артикулирующим объективную по содержанию информацию в свете ее субъективного смысла, и тесно связан с феноменом установки, т.е. предрасположенности субъекта к тому или иному комплексу действий, обусловливающей скорость реагирования на предъявляемую ситуацию (Л.Ланге), формирующей психологическое состояние готовности, детерминирующее степень и направленность активности различных психических процессов (Н. Ах), конституирующую комплексную "модификацию субъекта" как основу его целесообразной избирательной активности (Д.Узнадзе) или задающую субъективную ориентацию индивидов на те или иные социальные ценности (социальная психология и социология после У.Томаса и Ф.Знанецкого). Психологические концепции В. дифференцируются на автогенетические, трактующие В. как автохтонный феномен (В.Вундт, И.Линдворски), и гетерогенетические, возводящие В. в качестве вторичного продукта к чувственной сфере (Г.Эббингауз и др.) или в сфере мышления (Гербарт). Аналогично в историко-философской традиции отчетливо проявляются две тенденции трактовки феномена В.: с одной стороны В. интерпретируется как продукт внешней детерминации, природа которой понимается как физиологическая, психологическая, социальная или трансцендентная (в зависимости от общей направленности концепции); феномен В. в рамках данных философских теорий, как правило, не акцентируется и практически не выступает предметом специального философского рассмотрения. Второй вектор философской традиции связан в этом контексте с интерпретацией В. как финально автохтонного феномена, атрибутивной характеристикой которого выступает самодостаточная свобода (см. Свобода воли) и который определяет сущность бытия и формирует его, что задает в истории философии такую самостоятельную традицию, как волюнтаризм. В постмодернизме понятие В. переосмыслено в контексте общей постмодернистской установки на видение процессуальности как самоорганизации — вне внешнего принудительного причинения (см. Неодетерминизм), как пишет П. де Ман, "то, что Ницше, вслед за Шопенгауэром, называет "Волей", — это по-прежнему субъект, сознание, способное знать, что оно может и чего не может позволить, способное знать свое собственное воление. Способность самопредставления воли есть акт своеволия". В частности, в концепциях постмодернизма понятие В. используется для обозначения принципиально свободной и не ограниченной дискурсивными правилами субъективности, не конституируемой, однако, в качестве субъекта как такового и противостоящей традиционной интерпретации последнего ("номадические сингулярности" Делеза, например). Важным аспектом интерпретации В. в постмодернизме является характерное для постмодернистских авторов сопоставление феноменов музыки и В. (по Ницше, музыка есть "несдержанное излияние бессознательной воли") при исходной опоре на тотально принятое постмодернизмом положение Руссо о том, что дионисийская мудрость (а именно с ней сопрягается постмодернизмом феномен музыки как, в оценке П. де Мана, "чистой, нерепрезентативной") являет собой отсутствие всякого смысла (см. Пустой знак). Так, утверждение Шопенгауэра о том, что "музыка есть непосредственный образ Воли", по оценке Ф.Лаку-Лабарта, "так ни разу и не принято без оговорок, но и никогда по-настоящему не опровергнуто". В деконструктивистском контексте актуализируется идея Ницше о бесконечной семантической креативности В., процесс которой назван Ницше "художественной игрой, в которую Воля, в вечной полноте своей радости, играет сама с собою" (см. Деконструкция), — продуктом этой деконструктивной игры выступает своего рода "осадок значения, остающийся вне досягаемости собственной логики текста и заставляющий читателя погружаться в бесконечный процесс деконструкции" (П. де Ман). В качестве универсалии культуры В. аксиологически акцентируется в ряде национальных традиций, будучи осмысленной в качестве апофеоза свободы (см. традиционная русская "В. вольная", как снятие любых пространственных и нормативных границ — в отличие от понятой как результат рационально обоснованных ограничений свободы, либо в качестве не совпадающего со свободой феномена). В данном случае В. трактуется как имманентное человеку состояние в отличие от свободы как результата сознательного преодоления несвободы в сознательном целеполагающем усилии: русск. "отпустить на В." в значении "вернуть к исходному, временно нарушенному внешним вмешательством состоянию".

 

 

 

Аватар пользователя Kirlan Alexander

Анализировать психику надо так, чтобы ее понять. Повторяю: воля – это умение предпочитать выводы интеллекта спонтанным желаниям. Иногда то же самое называют намерением или силой намерения.

Человек опоздал на работу. Вечером сделал вывод – надо встать пораньше. Утром выключил будильник и опять проспал. Спонтанное утреннее желание спать оказалось сильнее намерения интеллекта. Причина – отсутствие воли. Человек решил бросить пить, поскольку понял, что это вредит здоровью. Вечером снова напился. Спонтанное желание выпить оказалось сильнее решения интеллекта. Причина опять в отсутствии воли.

Сущность воли - в управлении своим вниманием. У безвольного человека оно автоматически вовлекается в процесс наиболее активного участка мозга, то есть в спонтанное желание. Поэтому в Бхагавад-Гите, где внимание называют - манас, его сравнивают с бестолково скачущей обезьяной, которую надо укротить. Для тренировки воли в мистических традициях использовали приемы концентрации внимания – дзен, тапас, тантру.

Думаю, ничего непонятного или спорного в этом нет. Вы бы и сами это заметили, читая книги или просто медитируя, если бы постарались. 

Аватар пользователя fidel

Анализировать психику надо так, чтобы ее понять. Повторяю: воля – это умение предпочитать выводы интеллекта спонтанным желаниям. Иногда то же самое называют намерением или силой намерения.

почему именно интеллекта ? Откуда вы это взяли ?

То определение воли, что вы дали это ваш диагноз

 

 

 

Аватар пользователя Kirlan Alexander

Что значит «откуда взял»? Из реальной жизни. Есть важное качество психики, которое либо есть, либо нет. Значит, его надо заметить, назвать, исследовать и понять – как его развивать. Наилучшее русское название для нашей способности подчинять спонтанные эмоции решениям интеллекта – воля. Можно предложить другое слово, но смысл понятия не изменится.

Например, у Вас возникло желание меня оскорблять и высмеивать. Такова защитная реакция Вашей психики в ответ на разрушение моими текстами Ваших идеалов. Идеалы возникают подсознательно на основе того индивидуального опыта, который Вы получили. Мозг устроен так, что человек влюбляется в свои идеалы, отождествляет с ними себя и покушение на них воспринимает, как покушение на свою жизнь. Подробнее об этом в заметке – «механизм возникновения идеалов»:

http://philosophystorm.org/mekhanizm-vozniknoveniya-idealov-esteticheski...

Наблюдая за Вами, можно сделать разумный вывод – как не надо себя вести. 

Аватар пользователя kosmonaft

Активная сторона разума - воля. Воля - это способность действовать исходя из выводов разума, а не спонтанных желаний. У кого нет воли - того не спасают выводы разума.

Если баран с поразительной настойчивостью пытается пробить лбом ворота, то у барана воли нет, а есть спонтанное желание.
Если умный не идёт в гору, а желает идти в обход, то это является проявлением воли, так как он действует исходя из выводов разума.
Я правильно понял?
Если я понял правильно. то получается, что воля - это нечто, побуждающее человека избегать препятствий.
 

Аватар пользователя Kirlan Alexander

Лучше повторю своими словами. Есть запрограммированные реакции психики на внешние впечатления – эмоции, рефлексы, привычки. Я называю их спонтанно возникающими желаниями. При отсутствии в интеллекте иерархии желаний, автоматически реализуется то желание, сила которого больше. Но при наличии в интеллекте знания о последствиях удовлетворения наших желаний, возникает намерение сдерживать некоторые желания. Если человек способен на это, даже когда желание очень сильно – значит, человек обладает волей, его интеллект активен. Если не способен – его интеллект пассивен, и человек – игрушка в плену своих страстей. 

При этом надо признать, что выводы интеллекта могут быть и ошибочными. Например, религиозные фанатики - очень волевые люди. Но это уже проблема не слабости воли, а слабости интеллекта. 

 

Аватар пользователя kosmonaft

Ну вот...
Теперь получается, что воля - это не то, что стимулирует внутренние побуждения к действиям направленным на преодоление внешнего сдерживания, а то, что сдерживает внутренние побуждения к преодолению внешних ограничений.
Воля - это действие при отсутствии как внешних, так и внутренних ограничений, при этом совсем не важно есть эти ограничения или их нет, так как если ограничения не замечается, то они не ограничивают того, кто действует.
Как только появляются ограничения, нужно термин "воля" заменять термином "свобода".

 

Аватар пользователя Kirlan Alexander

Воля - не обязательно действие, а независимость интеллекта от животных желаний. Оттого и синонимом воли в русском языке является слово - свобода. То есть спонтанные желания и эмоции у человека остаются в качестве запасной сигнальной системы, но уже не главенствуют. 

Аватар пользователя kosmonaft

Воля - не обязательно действие, а независимость интеллекта от животных желаний.
 

Получается, что "воля народа", о которой так любят рассуждать "слуги народа", - это своего рода освобождение народа от его животных желаний путем делегирования их независимому от народа интеллекту, который управляет народом от имени его воли.
Типа, народ сам не знает чего он хочет и поэтому управлять сам собой не может...,))

Аватар пользователя Kirlan Alexander

На эту тему у меня небольшая заметка "две проблемы демократии и способы их решения":

http://philosophystorm.org/dve-problemy-demokratii-i-sposoby-ikh-resheniya

Вторая проблема как раз в том, о чем Вы сказали.