как либералы спасали "свободу" в 19 веке

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

«Самое большее зло настолько же мало является чувственным, насколько мало и чувственность является проникнутой злом».
«Нравственное чувство возникает из нравственных суждений, оно есть их ближайшее действие на все представления, находящиеся налицо в сознании».
«Самонаблюдение, уже при самом схватывании фактов сознания, уродует их; оно вырывает эти факты из их необходимой связи и предает их беспорядочному обобщению, которое не останавливается до тех пор, пока не дойдет до высших родовых понятий — представливания, чувствования и желания; тут, при помощи ограничения (т. е. путем, обратным тому, который замечается в эмпирической науке), этим понятиям насколько оно подходит, подчиняется наблюдаемое разнородное. Если теперь к не научно образованным понятиям того, что в нас происходит, прибавляется предположение способностей, которыми мы владеем, то психология превращается в мифологию».
Иоганн Фридрих Гербарт

Гербарт безусловно сильный мыслитель, и особенно касательно обоснования "представления", но мода на свободу не остановила его изысканий в концепции воспитания, и которая необходимо опиралась на психологию. Проблема любого мыслителя это разделение внутреннего и внешнего мира, тогда как оно незаконное, если позиционировать себя внешне, то в праве если это возможно, а воспитание - это фикция, и если оно не в семье. Свобода личная только бывает, а значит она всегда закрытая от остальных, и не имеет отсюда никакого смысла. Почему раскручивали идею свободы, связано с идеями разделения внешнего и внутреннего миров, а идея свободы всегда вторичная от идеализма рассуждающих о ней, и Гербарт уже видно это заметил, но не учёл сам. "Философия — это обработка понятий" - ошибка, понятия всегда в детерминации, и никакого смысла в них нет, поэтому уголовный мир и политики действуют и мыслят понятиями, и если в идеологии иначе не получается. Взять простое понятие государство, его с чем угодно связать можно, так как его нет, это только образ чего-то, но для политика это важное понятие, если есть с чем сравнивать, а гражданское бытие для политика? ни о чём. Если государство есть, то не в правовом смысле [гражданском], а географически, и в понятийном если только. Защищают гражданский мир, а у политиков уже всё иначе, мир ещё невозможен, если не защитим государство. Правоверные либералы сначала наворуют достаточно средств, а потом сваливают в другие государства, и если их совесть чиста, то потому, что воровство их институциональное, но от этого оно не перестаёт быть таковым. Конечно каждый живёт как хочет, но надо же быть и гражданином, и не о государстве беспокоиться, а о праве, чтобы потом не удивляться очередному хаосу в головах граждан, которые со дня на день перебивались до того.

Основным объектом критики является для Гербарта концепт трансцендентальной свободы, который был раскрыт Кантом в «Критике практического разума», а затем подхвачен и развит Фихте в его ранний, Йенский период (который и является — по биографическим основаниям—единственным референтным пунктом для работ Гербарта). Кантовское понятие «свободы», столь воодушевившее Фихте, а вслед за ним и других немецких абсолютных идеалистов, предполагает, что мы как граждане «двух миров» — мира чувственно воспринимаемого и мира интеллигибельного — являемся свободными и морально действующими существами постольку, поскольку обладаем способностью не считаться с обязательным для познающего (теоретического) разума миром явлений каузально взаимосвязанной природы и при этом давать начало новой каузальной цепочке в акте свободного практического действия, согласованному с моральным законом. Этот момент, характеризующий у Канта практический разум, был усилен Фихте, согласно которому спонтанно действующее трансцендентальное Я оказывается источником не только нравственных поступков, но и полагает мир во всей совокупности его являющихся определений. Тем самым Фихте устраняет последний остаток «данности» («вещи саму по себе» в философии Канта), рассматривая мир как полностью полагаемый активностью свободно и спонтанно действующего трансцендентального Я. Однако такой взгляд на мораль, будучи проведен последовательно, полностью упраздняет практику и делает невозможным какую бы то ни было теорию педагогического, воспитательного воздействия, имеющего целью формирование нравственной силы характера (а именно это и является, согласно Гербарту, основной целью воспитания, что и следует из названия его основного педагогического сочинения). Во-первых, сама воспитательная практика является каузальным воздействием (только так может быть осмыслено понятие научной педагогики). Но это каузальное воздействие не может осмысленно иметь в виду цели, которые выходят за пределы доступных ей средств, или, как формулирует Гербарт: «нет никакой щелочки, через которую хотя бы малейшее дуновение трансцендентальной свободы может проникнуть в область воспитания». Или, говоря о психологии: «Трансцендентальная свобода, которую Кант, ради категорического императива (так как он не попал на правильное обоснование практической философии), пожелал признать необходимым членом символа веры, является в психологии совершеннейшим пришлецом». Во-вторых, ввиду абсолютного характера трансцендентальной свободы не имеет никакого смысла говорить о недостатках воспитания: «Те, которые принимают трансцендентальную свободу воли, должны, если не хотят грубым образом погрешить против последовательности, придать ей бесконечную величину силы против страстей, потому что слово «трансцендентальный» в этой связи, обозначает противоположность всей причинности природы; отсюда — против такой свободы совершенно ничего не могла бы сделать естественная сила страстей». Базовые конструктивные особенности философии Гербарта можно рассматривать как результат использования исторически доступных его философско-теоретических средств для решения неутешительного парадокса, которым оборачивается для педагогики концепция трансцендентальной свободы. Однако следует учитывать, что Гербарт движется не путем отбрасывания идеи трансцендентальной свободы и трансцендентального субъекта, а путем их воплощения в эмпирическом индивиде. Или, как формулирует сам Гербарт: «разум, которому он [человек—В. К.] повинуется, и желание, которое раздражает и обольщает его, в действительности находятся не вне его, но в нем, и сам он ничуть не третий наряду с теми двумя, но в этих двух заключается и действует его собственная душевная жизнь». ... речь идет о том, чтобы спасти программатику свободы, заявившую о себе в немецкой классической философии, переведя ее в плоскость педагогической деятельности. Как замечает в этой связи Матиас Хеш: «Гербарт исходит из определенных педагогических целей, которые на свой манер представляют собой попытку перенести программатику существования на основаниях свободы, заявленную Фихте, в плоскость культуры ввиду ее очевидного крушения на уровне индивида». http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/24/1212164288/Ger.. Виталий Куренной. Философско-педагогическая концепция Гербарта. Критика трансцендентальной свободы

https://geniusrevive.com/iogann-fridrih-gerbart-osnov.. Иоганн Фридрих Гербарт — Основатель педагогики

Связанные материалы Тип
Гербарт. Бесполое Тела как система Дмитрий Косой Запись
концепция человека Дмитрий Косой Запись
кризис брака Дмитрий Косой Запись