Инфо-семиотическая модель агреганости и иерархии.

Аватар пользователя kompletion
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Наконец сложилось главное рассуждение об удобстве глобально-категориального использования понятия - информация. У инфы есть одно основополагающее свойство, назовём его пока – агрегатность. Это вот, что такое. Чтобы информация проявилась, во всей своей целостности, нужны семь составляющих элементов. 1 – источник; 2 – сигнал; 3 – приёмник; 4 – интерпретация; 5 – память.

Есть ещё два скрытых. Это среда для источника и среда для памяти, которые, сливаясь образуют окружающую область завершения или область неопределённости. Только наличие всех этих элементов даёт информации проявиться полностью и составляет информационную ситуацию. Итак, у нас получился семиотический круг (от слова-числа семь, про знаки потом) с пятью «агрегатами» внутри. (Кстати семиотический круг - основа системности). Целостность такой системы проявляется в агрегатном взаимоопределении. Наличие шести элементов определяет седьмой. И наличие одного информирует о семи. У нас получилась простенькая модель, которую можно накладывать на любую интересующую нас область. И выявить тождественность.

Эта моделька является также основой иерархичности и принципа усложнения.

Например, для материалистического мировоззрение. 1(среда для источника) – Материя бытующая всегда; 2(источник) - материальная энергия; 3(сигнал) – материальное пространство; 4(приёмник) – время; 5(интерпретация) – сознание; 6(память) – информация, вторичная среда; 7(среда для памяти) – материя бытующая всегда.

Религиозное мировоззрение. (С позиции усреднённого условного христианства) Деление и терминология условны. Главное принцип!

1(среда для источника) – Бог отец; 2(источник) – Бог дух; 3(сигнал) – Бог слово; 4(приёмник) – Бог - человек; 5(интерпретация) – церковь; 6(память) –.вещи, книги, ритуалы, традиции 7(Среда для памяти) – материальный мир (Сатана или инерция материи)

Искусство. 1 - Культурная среда; 2 – творец; 3 – произведение, образ; 4 – зритель; 5 – переживание, наслаждение, катарсис; 6 – память, впечатление; 7 – культурная среда.

Живой биологический объект. 1 – вещественная среда; 2 – биологическая среда; 3 – зачатие, отделение; 4 – клетка, эмбрион: 5 – метаболизм, репродукция; 6 – смерть; 7 – вещественная среда.

Человек. 1 – социальная среда; 2 – зачатие; 3 – рождение; 4 – воспитание, обучение; 5 – социальные действия, (работа, служение и т.д.) репродукция; 6 – осмысление пути, участие в передаче навыков и знаний; 7 – смерть, переход в социальную среду.

И так – агрегатно, раскрываются все понятия. Накладывая информационную, семиотическую модель на понятие – мир, мы видим иерархичность и системность мироздания. На уровне вещества агрегатность подтверждается наличием агрегатных состояний вещества.

Принцип агрегатности создаёт возможность для развития и проявления разнообразия, как такового. Проявившиеся «стволовые» объекты, распределяются – инволюционируют, по агрегатным нишам, образуя - иерархический уровень, со своим понятием о стабильности – равновесии (в физической терминологии – аттрактор). То, что в физике называют притягивающим аттрактором, эволюционирует от уровня к уровню и проявляется разными способми.

Кстати семиотический круг это и есть модель распределённой системы.

Абстрагируясь от локальных уровневых понятий, мы можем описать инфо-семиотическую систему в виде некоторых абстрактных принципов существования-проявления информации. Далее выдержка из моей статьи «Инфология»:

1. «Первое это конечно принцип объективизации или организационности, выделение некоторого объекта, сущности, объектно-системно-объектное преобразование. Или проявление неоднородности. Если объект проявил себя, в каком либо виде, значит, он существует. Сама по себе объективизация случается или определяется, благодаря нижеследующим принципам.

2. Принцип множественности. Объектов много. Как минимум три. Даже такойобъект, как мироздание в своей совокупности является элементом системы НАБЛЮДАТЕЛЬ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ-МИРОЗДАНИЕ. Всякий единичный объект, рассматриваемый, как система содержит множество элементов. Всякий обнаруживаемый единичный объект является частью множества таких объектов или элементом системы.

3. Принцип качественности. Всякий существующий, обнаруживаемый, выделяемый, создаваемый объект обладает некоторыми внутренними качественными признаками или свойствами, хотя бы одним (он есть). (Например, центр тяжести физического тела. Мы знаем, что он есть, что он позиционируется с размерностями тела). Внутренние и внешние свойства объекта образуют смысловое ядро объекта, центром которого является точка объективизации или источник событийности объекта.

4. Потенциальность или внешняя сторона качеств объекта, позволяющая вступать объекту во взаимодействие с другими объектами

5. Событийность. Принцип, выявляющий область взаимодействия внешних качество бъектов. Эта область воспринимается и выделяется нашим сознанием, как категория – пространство, масштабируемость, иерархичность. В случае положительной событийности, а именно тенденции к возникновению устойчивой структурной связи между объектами, не ведущей к разрушению внутренней структуры объектов, эта область является образом будущей системы, образованной взаимодействующими объектами.

6. Относительность. Выявляет кибернетический характер всех взаимодействий, то есть изменение внутренних качеств объекта в результате его внешних взаимодействий с другими объектами. Выделяется нашим сознанием, как категории - время, цикличность, причинность, последовательность. В случае положительной событийности усиливается информационное насыщение образа нового объекта, в случае отрицательного, начинаются деструктивные процессы внутри данных объектов.

7. Инновационность. Объективизация нового объекта или системы устойчиво взаимодействующих данных объектов. В новом объекте система данных взаимодействующих объектов, как бы претерпевает сжатие (если оставаться в прежнем масштабе), а область взаимодействия данных объектов приобретает точечный характер и становится источником событийности нового объекта. Появляется новый уровень организации, событийности, возникает новое пространство взаимоотношений новых объектов.

Подобную схему, только уже динамического распределения этапов эволюции системы мы обнаружили в работе Александра Блинкова «Внутри хаоса» (11) Эти этапы он обозначил, как подъём, развитие, надлом, инерционный и мемориальный этап. С максимальным всплеском пассионарности предшествующим переломному моменту. По составленным автором графикам отчётливо видно, как энергия проходит волной по агрегатно-распределённым формам сознания. Энергия, или энергетическая форма информации, явно преобразуется всей системой в мемориальную форму информации, образуя культурные слои во всех возможных смыслах.

Реализация этих принципов представляет собой замкнутый паттерн первичной организации. Замкнутый, потому, что первый и седьмой это как бы одно и тоже, но на разных уровнях. Первый и седьмой принципы содержат внутри себя некоторую область завершения, которая является масштабным перепадом (скачком) к образованию нового пространства взаимодействия и нового масштаба наблюдений этого взаимодействия»

Инфо-семиотический системный подход к осмыслению мира проиллюстрирован здесь. http://kompletion.narod.ru/shema11.gif