Управлять - значит, исправлять, то есть ставить всех на свои места.
Конфуций сказал: «Я не видел, чтобы люди любили добро так же, как красоту».
Конфуций мало говорил о материальных интересах, судьбе (предопределении) и человеколюбии.
Учитель говорил: «Я умел много, так как не был испытан на службе»
В древности люди учились для себя, а в наше время учатся для других.
«Благородный муж не сосуд [инструмент]». Конфуций.
Учителю были чужды четыре недостатка: склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие.
Учитель говорил: Знающий не сомневается, Человечный не тревожится, Смелый не боится.
Учитель сказал: Есть ли у меня какие-либо знания? Их нет. Но когда селяне просят у меня совета, я, не имея никакого представления об их деле, выясняю только, где его начало и конец, и больше ничего не объясняю.
Что знаешь - то и есть знание, а что не знаешь, то и есть незнание.
Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки.
Учитель сказал: «С человеком, с которым можно вместе учиться, нельзя вместе стремиться к достижению правильного пути. С человеком, с которым можно вместе стремиться к достижению правильного пути, нельзя вместе утвердиться [на этом пути]. С человеком, с которым можно вместе утвердиться [на правильном пути], нельзя вместе действовать сообразно обстоятельствам».
Конфуций сказал: «Хуэй (Янь-юань) — не помощник мне; во всех моих речах он находил удовольствие».
Когда Янь Юань умер, ученики решили устроить ему пышные похороны. Учитель им сказал: — Этого делать нельзя. Но они устроили ему пышные похороны. Учитель сказал: — Хуэй на меня смотрел как на отца, а я не смог отнестись к нему как к сыну. В этом не моя вина, а ваша, дети!
Цзи Лу спросил о служении душам и духам. Учитель ответил: — Еще не можешь служить людям, как же сможешь служить духам? Цзи Лу опять спросил: — Осмелюсь спросить: что есть смерть?
Учитель отвечал: — Еще не знаешь что такое жизнь, откуда узнаешь, что такое смерть?
Благородный муж ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый человек ищет их в других.
Благородный муж не рекомендует людей из-за их хороших слов и не отвергает хороших слов из-за людей, то есть потому, что они были сказаны людьми нехорошими.
Благородный муж умеет жить в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных, чтобы вступить с ними в сговор.
Благородный муж ни с чем ни «за» и ничему не «против». Он заодно лишь с долгом.
В (уделе) Чэнь (у него) прекратился провиант, следовавшие (за ним, т. е. свита) заболели (от голода и) не могли подняться. Цзы-лу, огорченный (раздосадованный), явившись (к Конфуцию), сказал: «Благородный муж разве также подвергается крайности?» Философ сказал: «Благородный (то) муж (и может только быть) действительно в крайности, (потому что) подлый человек — он расплывается (на все отваживается)».
Философ сказал: «Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости. Человеколюбивый находит спокойствие в любви, а мудрый находит в ней выгоду».
Учитель сказал: — Благородный муж думает о Дэ (возвышенном), маленький человек думает о земном (низменном). Благородный муж печется о законе, маленький человек мечтает о милостях.
Благородный муж находит суть в долге, маленький человек ищет суть в выгоде.
Учитель сказал: — Стремление действовать только из выгоды множит злобу.
Конфуций сказал (своему ученику Цзэн-цзы): «Шэнь! Мое учение заключается в одном (слове)». Цзэн-цзы отвечал: «Да». По выходе Конфуция, (другие) ученики его спросили: «Что это значит?» Цзэн-цзы сказал: «Ученье Философа все состоит в (преподании) преданности и готовности».
Мудрый человек знает, что отдалённое от нас на самом деле близко. Он знает, откуда всё идёт.
Конфуций подразделял людей на три категории: обозначаемые терминами «цзюнь-цзы», «жэнь» и «сяо жэнь». «Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» — новые понятия, неизвестные ранее широко в древнекитайской философии. Именно они на долгие столетия определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры китайской нации. Цзюнь-цзы («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жэнь» («человек») использовался для обозначения как человека вообще, так и обычных людей. «Сяо жэнь» — это маленький (ничтожный), а иногда — подлый человек, руководствующийся прежде всего «выгодой». Требования Конфуция к цзюнь-цзы: он должен обладать такими чертами, как справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам, безумным и т. п. Благородный муж никогда не успокаивается на достигнутом, а постоянно занимается самоусовершенствованием в надежде постичь Дао — Путь. Но представления о моральных достоинствах цзюнь-цзы будут неполны, если не будет ничего сказано о таком важнейшем понятии учения Конфуция, как «жэнь». Благородный муж, лишенный жэнь, уже не цзюнь-цзы. Конфуций говорил: «Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он носить столь высокое имя?» Принято переводить понятие «жэнь» как «человеколюбие», «гуманность», «добродетель». (человечность - склонный к человеческому, единому Тела)
http://platonanet.org.ua/…/filosofskij_s…/konfucij/1-1-0-216
http://www.lunyu.ru/4/10