Метафизика Категорий

Аватар пользователя Олан Дуг
Систематизация и связи
Основания философии

В ходе дискуссии по предыдущему этюду прозвучало следующее суждение:

 Lemur:

Противоположности, без понимания их сути, в современной философии выполняют функции религиозной догмы!

Термин «Противоположность» - вот как дает ему определение Словарь Ушакова:

-противоположность,  1 что-нибудь противоположное другому по своим свойствам.

Их разделяла противоположность взглядов. Диалектика развития - в борьбе, во внутреннем единстве противоположностей.

 

Категориальной парой для этого термина я выбираю Термин "Совпадение".

За основу возьмем второе определение из словаря Ефремовой:

Совпадение:

- Одновременность явлений, событий и т.п.

- Сходство, общность, одинаковость.

- Соответствие, согласованность.

- Соединение, сочетание, совмещение.

- Совмещение при наложении (о геометрических фигурах, линиях).

 

В чем единство этих терминов? В рассмотрении качеств, свойств объектов.

В чем противоположность? В сходстве и различии этих качеств.

Но качества и свойства объектов, их сходство и различие синтезируются (определяются) Разумом (Сознанием) в процессе Созерцания!

Следовательно "единство противоположностей" не Феномен Бытия, а Ноумен Сознания, используемый рассудком для своих житейских нужд.

В Бытие противоположностей нет! Оно едино, цельно и неразрывно!

 

В таком случае есть смысл поговорить о синтезе противоположностей.

 Противоположности формирует Субъект во время своего созерцания Бытия, для определения "Качества" созерцаемого объекта.

Качество определяется путем сравнения положения двух "точек созерцания" на пересечении границы объекта  вектором «познания» (правую - левую, верхнюю - нижнюю, ближнюю - дальнюю, максимальную – минимальную, холодную – горячую, твердую – мягкую, громкую - тихую и т.д.)

 

Теперь обратимся к термину «Борьба».

Вновь используем словарь Ефремовой:

Борьба

  1. :
    1. Рукопашная схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
    2. Противоборство спортсменов во время состязаний.
    3. Военные действия, сражение.
  2. Вид спорта, заключающийся в единоборстве двух спортсменов по определенным правилам.
  3. :
    1. Физическое сопротивление кому-л., чему-л.
    2. перен. Усилия, деятельность, направленные на преодоление, искоренение чего- л.
  4. перен. Взаимодействие противоположных сторон, черт, тенденций, внутренне присущих всем явлениям и процессам природы, общества и мышления, являющееся источником их развития (в философии).
  5. перен. Столкновение противоположных общественных групп, направлений, течений, в котором каждая сторона старается одержать победу.
  6. перен. Столкновение противоречивых чувств, стремлений и т.п.
  7. Деятельность, направленная к достижению какой-л. цели.

Согласно представленной мной «Системы функциональности Слов» (Слово: Абракадабра, Имя, Термин, Категория)

В данном случае Слово «Борьба» - Имя (многозначно) – преображается в 10 Терминов.

Из них:

- 8 отражают деятельность СУБЪЕКТА на преодоление, достижение, противоборство, схватку и т.д. с кем-либо или чем-либо;

- 1 – отражает взаимодействие различных чувств СУБЪЕКТА;

- 1  (в переносном смысле) – отражает :

«Взаимодействие противоположных сторон, черт, тенденций, внутренне присущих всем явлениям и процессам природы, общества и мышления, являющееся источником их развития (в философии).»

 

Прошу обратить внимание на формулировку: «Борьба – это взаимодействие…»

 

Так как всё-таки следует читать основной закон Философии?

«Борьба и единство противоположностей?» или «Взаимодействие и единство противоположностей?»

 

А какой же это «Главный закон природы» если и борьба, и противоположности это продукт (Ноумены) сознания.

Я не могу назвать его даже «Одним из основных законов философии», так как это лишь «Закономерность» метода познания Бытия, и  его можно назвать Гносеологическим Законом «Единства противоположности».  (Термин «Борьба» считаю здесь неуместным, т.к. даже он (в единственном варианте) отражает не Борьбу, а «Взаимодействие».

 

Закон единства противоположностей  подразумевает, что любой субъект при любом созерцании любого объекта всегда формирует для представления объекта, как мысленной модели, систему противоположных точек зрения (на объект), обязательно строго попарно.

В этом и выражается суть закономерности познания Бытия.

В этом и заключена суть Категории, как инструмента Философа.