Знание для масс

Аватар пользователя михель гофман
Систематизация и связи
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ И ИН­ФОР­МА­ЦИЯ ДЛЯ МАСС

«На­ша ци­ви­ли­за­ция хва­ста­ет­ся

рас­про­стра­не­ни­ем об­ра­зо­ван­но­сти и зна­ния, а рас­про­стра­ня­ет не­ве­же­ст­во и бес­по­мощ­ность».

Бер­нард Шоу

Об­ра­зо­ва­ние не толь­ко не­об­хо­ди­мость со­вре­мен­но­го вы­со­ко тех­ни­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ст­ва, об­ра­зо­ва­ние, в ус­ло­ви­ях мас­со­во­го об­ще­ст­ва, яв­ля­ет­ся сред­ст­вом кон­тро­ля, и это хо­ро­шо по­ни­ма­ли иму­щие клас­сы, в тот пе­ри­од ко­гда на­чи­на­лось соз­да­ние мас­со­во­го об­ще­ст­ва.

Так, Ген­ри Ли Хиг­гин­сон, ли­дер бос­тон­ской об­щи­ны в 80-ые го­ды XIX ве­ка, в пись­мах, при­зы­вав­ших к сбо­ру средств Гар­вард­ско­му уни­вер­си­те­ту сре­ди чле­нов выс­ше­го об­ще­ст­ва, убе­ж­дал: - «Дай­те всем об­ра­зо­ва­ние, и вы спа­сё­те се­бя, свои се­мьи и свои день­ги от раз­нуз­дан­ной тол­пы.»

Су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ная ми­фо­ло­гия, свя­зан­ная с об­ра­зо­ва­ни­ем – об­ра­зо­ва­ние рас­ши­ря­ет кру­го­зор, да­ёт воз­мож­ность вы­ра­бот­ки соб­ст­вен­но­го мне­ния, фор­ми­ру­ет пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка, при­об­ща­ет его ко все­му бо­гат­ст­ву зна­ния и куль­ту­ры. Но, ши­ро­ко раз­ветв­лён­ные сис­те­мы мас­со­во­го об­ра­зо­ва­ния ХХ ве­ка, по­ста­ви­ли на кон­вей­ер вы­пуск, по тер­ми­ну, за­пу­щен­но­му в упот­реб­ле­ние Сол­же­ни­цы­ным, “об­ра­зо­ван­щи­ны”, спе­циа­ли­стов, не знаю­щих ни­че­го кро­ме сво­его де­ла.

Наи­бо­лее точ­но це­ли об­ра­зо­ва­ния в мас­со­вом об­ще­ст­ве оп­ре­де­лил Ле­нин: - «Не­гра­мот­ный че­ло­век сто­ит вне по­ли­ти­ки, и по­это­му дол­жен вы­учить ал­фа­вит. Без это­го мы не мо­жем де­лать по­ли­ти­ку.»

На­сколь­ко серь­ёз­но боль­ше­ви­ки от­но­си­лись к об­ра­зо­ва­нию, го­во­рит, на­ча­тая в уже в 19-ом го­ду, «Борь­ба с без­гра­мот­но­стью». Дек­рет Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров от 26.12.1919: - «О ли­к­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти». Па­ра­граф № 8: «Ук­ло­няю­щие­ся ... при­вле­ка­ют­ся к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти.»

Пе­ред об­ра­зо­ва­ни­ем бы­ла по­став­ле­на за­да­ча, о ко­то­рой пи­сал Троц­кий ещё в 1917 го­ду: - «Че­ло­ве­че­ст­во по­ста­вит се­бе це­лью соз­дать бо­лее вы­со­кий об­ще­ст­вен­но-био­ло­ги­че­ский тип, ес­ли угод­но, сверх­че­ло­ве­ка.»

Со­вет­ский Со­юз, поль­зу­ясь по­мо­щью ан­га­жи­ро­ван­ной ин­тел­ли­ген­ции, “ин­же­не­ров че­ло­ве­че­ских душ”, за­кон­чил свои экс­пе­ри­мен­ты по вос­пи­та­нию Но­во­го Со­вет­ско­го Че­ло­ве­ка соз­да­ни­ем но­вым “об­ще­ст­вен­но-био­ло­ги­че­ско­го ти­па” – “Сов­ка”. Со­еди­нён­ные Шта­ты, бла­го­да­ря со­вер­шен­ным ме­то­ди­кам со­ци­аль­ной ин­же­не­рии, су­ме­ли соз­дать бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ную вер­сию но­вой по­ро­ды – “од­но­мер­но­го че­ло­ве­ка” или эко­но­ми­че­ско­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый во мно­гих ас­пек­тах вы­гля­дит на­мно­го при­вле­ка­тель­ней “сов­ка”. Но, ра­зу­ме­ет­ся, это со­всем не тот че­ло­век, о ко­то­ром меч­та­ла вся ми­ро­вая куль­ту­ра, но кто се­го­дня пом­нит идеа­лы ухо­дя­щей в да­лё­кое про­шлое гу­ма­ни­сти­че­ской эпо­хи.

Со­вре­мен­ный че­ло­век мыс­лит при­ви­ты­ми ему шко­лой, ин­сти­ту­том стан­дар­та­ми, и не под­вер­га­ет их со­мне­нию – за ни­ми сто­ит ав­то­ри­тет Зна­ния, ав­то­ри­тет Нау­ки и си­ла об­ще­ст­ва. Не­об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, хо­тя и ве­рит в аб­ст­рак­ции и ми­фы, ко­то­рые соз­да­ёт об­ще­ст­во, тем не ме­нее, ис­хо­дит из сво­его не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та, сле­ду­ет тра­ди­ци­ям пред­ше­ст­вую­щих по­ко­ле­ний, по­это­му та­ким че­ло­ве­ком труд­нее управ­лять.

Рань­ше счи­та­ли, что раб под­чи­ня­ет­ся хо­зяи­ну, по­ка он без­гра­мо­тен, по­ка он не по­ни­ма­ет при­ро­ды об­ще­ст­ва, ко­то­рая пре­вра­ти­ла его в ра­ба, но, да­же не по­ни­мая ме­ха­низ­ма об­ще­ст­ва, он все­гда стре­мил­ся стать сво­бод­ным.

Се­го­дня по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ра­бот­ни­ков в ин­ду­ст­ри­аль­ных стра­нах име­ют дос­та­точ­ный уро­вень об­ра­зо­ва­ния, что­бы по­ни­мать уро­вень сво­ей за­ви­си­мо­сти от сис­те­мы, уро­вень сво­ей не­сво­бо­ды, по­ни­мать, что они сво­бод­ны толь­ко в од­ной сво­ей ро­ли - вин­ти­ка сис­те­мы, но это по­ни­ма­ние не при­во­дит к со­про­тив­ле­нию, к по­пыт­кам из­ме­нить сис­те­му. А наи­бо­лее ин­фор­ми­ро­ван­ная часть на­се­ле­ния, ко­то­рая боль­ше, чем дру­гие, по­ни­ма­ет ме­ха­низм сис­те­мы, са­ма уча­ст­ву­ет в соз­да­нии кон­тро­ля над лю­бой фор­мой про­тес­та, так как по­лу­ча­ет та­кие при­ви­ле­гии, что го­то­ва под­чи­нять­ся глуб­же и бо­лее осоз­на­но, не­же­ли ос­нов­ная мас­са.

Мо­гут ли про­ти­во­сто­ять про­цес­су про­мы­ва­ния моз­гов бас­тио­ны зна­ния – уни­вер­си­те­ты? Уни­вер­си­те­ты счи­та­ют­ся рас­сад­ни­ка­ми нон-кон­фор­ми­ст­ской, поч­ти анар­хи­че­ской идео­ло­гии. Но ес­ли это так, то по­че­му мно­гие по­ко­ле­ния вы­пу­ск­ни­ков не пре­вра­ща­ют­ся в кри­ти­ков сис­те­мы, а при­хо­дя в неё в ка­че­ст­ве ра­бот­ни­ков, за­бы­ва­ют об ува­же­нии к ис­тин­но­му зна­нию и прав­де, ко­то­рое им при­ви­ва­ли в уни­вер­си­те­те. По-ви­ди­мо­му, са­мо по се­бе зна­ние, ко­то­рое по­лу­ча­ют сту­ден­ты в уни­вер­си­тет­ских “зам­ках из сло­но­вой кос­ти”, не вы­дер­жи­ва­ет прес­са ре­аль­ных фак­то­ров жиз­ни. По­сле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком “зна­ния” ста­но­вят­ся сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, а они об­ла­да­ют боль­шей спо­соб­но­стью убе­ж­де­ния, чем уни­вер­си­тет­ские про­фес­со­ра. Бли­стаю­щий эру­ди­ци­ей про­фес­сор име­ет низ­кий со­ци­аль­ный ста­тус, по­то­му что: - “Тот кто уме­ет - де­ла­ет, кто не уме­ет - учит.”

40% на­се­ле­ния стра­ны не зна­ет, кто был вра­гом США во вре­мя Вто­рой Ми­ро­вой вой­ны. 40% сту­ден­тов кол­лед­жей во вре­мя мас­со­вых оп­ро­сов не смог­ли най­ти на кар­те Япо­нию и 15% не смог­ли най­ти США. 60% сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов не по­ни­ма­ют ста­тьи в га­зе­те Нью-Йорк Таймс.

Ли­те­ра­тур­ный кри­тик Ос­вальд Вей­нер, ис­сле­дуя ко­мик­сы (ри­со­ван­ные кар­тин­ки с ри­сун­ка­ми – са­мый по­пу­ляр­ный вид чте­ния, и не толь­ко сре­ди мо­ло­дё­жи), от­ме­тил, что на­ли­чие ума у ге­ро­ев это­го жан­ра ста­вит пер­со­наж в раз­ряд от­ри­ца­тель­ных. На­ли­чие ин­тел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей вы­ше нор­мы, то есть вы­ше по­сред­ст­вен­но­сти, в гла­зах чи­та­те­ля – на­ру­ше­ние прин­ци­па все­об­ще­го ра­вен­ст­ва, как от­кло­не­ние от об­ще­при­ня­той нор­мы, как вы­зов, как пре­тен­зия быть луч­ше дру­гих.

Вся сис­те­ма жиз­ни вос­пи­ты­ва­ет не­при­язнь к ши­ро­те вос­при­ятия ми­ра, глу­би­не зна­ний, по­ни­ма­ния всей слож­но­сти об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, эти ка­че­ст­ва не толь­ко не име­ют цен­но­сти в об­ще­ст­вен­ном мне­нии, но и от­но­сят­ся к раз­ря­ду не­га­тив­ных, за­то прак­ти­че­ская ин­фор­ма­ция име­ет ог­ром­ную цен­ность, она - га­ран­тия жиз­нен­но­го ус­пе­ха.

В про­шлом глав­ной цен­но­стью счи­та­лось вла­де­ние зем­лёй, се­го­дня об­ла­да­ние ин­фор­ма­ци­ей. Не­да­ром два­дца­тый век на­зы­ва­ли ве­ком ин­фор­ма­ции. Ко­ли­че­ст­во ин­фор­ма­ции уве­ли­чи­ва­ет­ся с ка­ж­дым го­дом, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во га­зет, книг, жур­на­лов, те­ле­ви­зи­он­ных ка­на­лов, с не­ве­ро­ят­ной ско­ро­стью раз­ви­ва­ет­ся Ин­тер­нет. 40 лет на­зад аме­ри­кан­ское те­ле­ви­де­ние пред­ла­га­ло 4 ка­на­ла, се­го­дня бо­лее 500 ка­на­лов, 40 лет на­зад ко­ли­че­ст­во ра­дио­стан­ций бы­ло чуть боль­ше 2.000, се­го­дня бо­лее 10.000.

Вся раз­ветв­лён­ная ин­ду­ст­рия ин­фор­ма­ции - га­зе­ты, жур­на­лы, ки­но и те­ле­ви­де­ние при­над­ле­жит 23 кор­по­ра­ци­ям. Вско­ре их бу­дет де­сять. А ес­ли бу­дет при­нят за­ко­но­про­ект, вы­дви­ну­тый Фе­де­раль­ной ко­мис­си­ей ком­му­ни­ка­ций в 2003 го­ду, од­на кам­па­ния смо­жет вла­деть 95% всех те­ле­ви­зи­он­ных стан­ций стра­ны.

Ра­дио и те­ле­ви­зи­он­ные час­то­ты, на ко­то­рых ве­дут­ся пе­ре­да­чи, кон­тро­ли­ру­ют­ся го­су­дар­ст­вом, Фе­де­раль­ной ко­мис­си­ей ком­му­ни­ка­ций, и, сле­до­ва­тель­но, при­над­ле­жат пуб­ли­ке, долж­ны пред­став­лять ши­ро­кий спектр ин­те­ре­сов раз­лич­ных групп на­се­ле­ния и вы­ра­жать раз­но­об­раз­ные мне­ния. Но сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции при­над­ле­жат не­сколь­ким круп­ным кор­по­ра­ци­ям, ко­то­рые пред­став­ля­ют лишь спектр тем и мне­ний, со­от­вет­ст­вую­щий их за­да­чам, как ком­мер­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям, и взгля­дам за­каз­чи­ков – рек­ла­мо­да­те­лей.

Ком­па­нии, рек­ла­ми­рую­щие свои то­ва­ры на те­ле­ви­де­нии, а по­зво­лить се­бе это мо­гут толь­ко круп­ней­шие из них, по­лу­ча­ют го­су­дар­ст­вен­ные суб­си­дии (т.е. оп­ла­чи­ва­ют­ся об­ще­ст­вен­ны­ми день­га­ми) за раз­ме­ще­ние сво­ей рек­ла­мы. По­тре­би­тель пла­тит за то, что­бы кор­по­ра­ции мог­ли про­дать ему свои то­ва­ры и свою точ­ку зре­ния на мно­гие со­бы­тия.

Те­ле или ра­дио ка­нал, га­зе­та, жур­нал ни­ко­гда не по­мес­тят ин­фор­ма­цию, ко­то­рая про­ти­во­ре­чи­ла бы ин­те­ре­сам рек­ла­мо­да­те­ля - рек­ла­ма со­став­ля­ет ос­нов­ной ис­точ­ник до­хо­да всех средств масс-ме­диа. Об­ще­ст­вен­но­му мне­нию, без­ус­лов­но, есть ме­сто в сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, но, толь­ко в том слу­чае, ес­ли оно сов­па­да­ет с мне­ни­ем и ин­те­ре­са­ми кор­по­ра­ций. Как гла­сит ста­рая ис­ти­на: - «Сво­бо­да мне­ний га­ран­ти­ро­ва­на лишь тем, ко­му при­над­ле­жат сред­ст­ва пе­ре­да­чи мне­ний».

Масс-ме­диа соз­да­ёт свой соб­ст­вен­ный об­раз, как об­ще­ст­вен­но­го ин­сти­ту­та, за­да­ча ко­то­ро­го слу­жить об­ще­ст­вен­ным ин­те­ре­сам, пред­став­лять весь спектр мне­ний и взгля­дов. Но, да­же не­ис­ку­шён­но­му на­блю­да­те­лю вид­но, что, не­смот­ря на мно­го­чис­лен­ность ка­на­лов, со­бы­тия по­да­ют­ся в раз­ной ма­не­ре, но с оди­на­ко­вой, уни­фи­ци­ро­ван­ной по­зи­ции. Мне­ния, про­ти­во­ре­ча­щие при­ня­той ли­нии, не по­яв­ля­ют­ся ни на од­ном мас­со­вом ин­фор­ма­ци­он­ном ка­на­ле.

Де­мо­кра­ти­че­ская Аме­ри­ка, в от­ли­чии от стра­ны, опи­сан­ной Ору­эл­лом в “1984”, не пре­сле­ду­ет ина­ко­мыс­ля­щих, но, на ог­ром­ном рын­ке фак­тов и идей слыш­ны толь­ко го­ло­са тех, кто кри­чит гром­че дру­гих, а кри­чать гром­ко мо­гут толь­ко те, у ко­го в ру­ках уст­рой­ст­ва, уси­ли­ваю­щие их го­ло­са, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

Они и за­ни­ма­ют­ся вос­пи­та­ни­ем мне­ний, взгля­дов и вку­сов мас­со­вой ау­ди­то­рии. Ин­ду­ст­рия ин­фор­ма­ции при­учи­ла по­тре­би­те­ля пи­тать­ся без­вкус­ным син­те­ти­че­ским ин­фор­ма­ци­он­ным про­дук­том, ко­то­ры­ей­так­же, как и про­дук­ты пи­та­ния, про­шёл мно­го­сту­пен­ча­тый про­цесс об­ра­бот­ки. И по­тре­би­тель уже не в со­стоя­нии за­дать “не­пра­виль­ный” во­прос: - “А из че­го это сде­ла­но?”.

В мас­со­вом соз­на­нии су­ще­ст­ву­ют две ре­аль­но­сти - ре­аль­ность фак­тов жиз­ни и вир­ту­аль­ная ре­аль­ность, соз­да­вае­мая сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Они су­ще­ст­ву­ют па­рал­лель­но, ни­где не пе­ре­се­ка­ясь, и не про­ти­во­ре­ча друг дру­гу. Аме­ри­ка­нец мо­жет ве­рить или не ве­рить то­му, что он ви­дит на эк­ра­не те­ле­ви­зо­ра или чи­тать в га­зе­те. Это, в ко­неч­ном счё­те, ни­че­го не ме­ня­ет. Он по­лу­ча­ет толь­ко ту ин­фор­ма­цию, ко­то­рую ему пред­став­ля­ют масс-ме­диа. И масс-ме­диа ре­ша­ет, ка­кую ин­фор­ма­цию по­ста­вить в пер­вый ряд, а ка­кую - в де­ся­тый.

Тем не ме­нее, по­тре­би­тель счи­та­ет, что он пол­но­стью сво­бо­ден в сво­ём вы­бо­ре сре­ди ог­ром­но­го по­то­ка фак­тов, идей, ко­то­рые об­ру­ши­ва­ют на не­го сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, и, на их ос­но­ве, смо­жет вы­ра­бо­тать своё соб­ст­вен­ное мне­ние.

Так же, как ко­гда-то со­вет­ский че­ло­век, аме­ри­ка­нец не до­ве­ря­ет сред­ст­вам мас­со­вой ин­фор­ма­ции, тем не ме­нее, он зна­ет толь­ко то, что ему “по­ло­же­но знать”. Со­вет­ский че­ло­век осоз­на­вал своё бес­си­лие, как гра­ж­да­ни­на, тем не ме­нее, не­смот­ря на всё своё не­до­ве­рие к про­па­ган­де, не мог не при­ни­мать ми­фы, соз­да­вае­мые со­вет­ской вла­стью, дру­гих ка­на­лов ин­фор­ма­ции у не­го не бы­ло.

Аме­ри­ка­нец мо­жет кри­тич­но от­но­сить­ся к ми­фам, соз­да­вае­мым сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, тем не ме­нее, он их при­ни­ма­ет  – у не­го нет дос­ту­па к не­за­ви­си­мым от кор­по­ра­ций масс-ме­диа ис­точ­ни­кам.

То­та­ли­тар­ное об­ще­ст­во мо­жет при­ми­рить­ся с тем, что лю­ди го­во­рят од­но, а ду­ма­ют дру­гое, дос­та­точ­но то­го, что они под­чи­ня­ют­ся. В ус­ло­ви­ях де­мо­кра­тии все­гда су­ще­ст­ву­ет опас­ность то­го, что не­за­ви­си­мая мысль мо­жет пре­вра­тить­ся в си­лу в по­ли­ти­че­ской сфе­ре. По­это­му важ­но унич­то­жить опас­ность ещё в за­ро­ды­ше.

В то­та­ли­тар­ных об­ще­ст­вах лю­ди со­про­тив­ля­лись, не все­гда осоз­на­но, сис­те­ме идео­ло­ги­че­ско­го на­жи­ма. Аме­ри­ка же - стра­на де­мо­кра­ти­че­ская, она не ис­поль­зу­ет приё­мы гру­бой и от­кро­вен­но лжи­вой про­па­ган­ды, она вос­пи­ты­ва­ет ин­те­ре­сы, мне­ния и по­треб­но­сти, ис­поль­зуя со­вер­шен­ные фор­мы убе­ж­де­ния, и са­мые та­лант­ли­вые лин­гвис­ты, жур­на­ли­сты и сце­на­ри­сты ра­бо­та­ют имен­но в этой сфе­ре.

В пе­ри­од Ве­ли­кой Де­прес­сии сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции уде­ля­ли ог­ром­ное вни­ма­ние де­та­лям жиз­ни ган­г­сте­ра Дил­линд­же­ра. Го­во­ря о жиз­ни ве­ли­ко­го гра­би­те­ля, они уво­ди­ли пуб­ли­ку от опас­ной те­мы, при­чин эко­но­ми­че­ско­го кра­ха. Мил­лио­ны ли­ши­лись средств к су­ще­ст­во­ва­нию, но ма­ло кто по­ни­мал сис­те­му об­ма­на, про­ве­дён­но­го фи­нан­со­вой эли­той. Фи­гу­ра гра­би­те­ля-оди­ноч­ки за­сло­ни­ла со­бой фи­гу­ры тех, кто ог­ра­бил всё об­ще­ст­во.

От­кры­тая ложь не­эф­фек­тив­на – она вы­зы­ва­ет со­про­тив­ле­ние, по­это­му мас­со­вая куль­ту­ра ис­поль­зу­ет мяг­кие, ма­ло­за­мет­ные, те­ра­пев­ти­че­ские приё­мы, на­прав­ляю­щие чув­ст­ва, же­ла­ния, мыс­ли в не­об­хо­ди­мое рус­ло, она пред­став­ля­ет кра­соч­ный, мно­го­об­раз­ный, на­сы­щен­ный дей­ст­ви­ем и эмо­ция­ми мир, в ко­то­ром слож­ность и про­ти­во­ре­чи­вость жиз­ни вы­ра­жа­ет­ся эле­мен­тар­ны­ми фор­му­ла­ми, лег­ко вос­при­ни­мае­мы­ми людь­ми лю­бо­го об­ра­зо­ва­тель­но­го цен­за, и они за­кре­п­ля­ют­ся в мас­со­вом соз­на­нии бла­го­да­ря про­фес­сио­наль­но­му мас­тер­ст­ву соз­да­те­лей и впе­чат­ляю­щей эс­те­ти­ке.

В ус­ло­ви­ях де­мо­кра­тии не су­ще­ст­ву­ет го­су­дар­ст­вен­ной цен­зу­ры, пря­мая цен­зу­ра не эф­фек­тив­на, го­раз­до дей­ст­вен­нее са­мо­цен­зу­ра ра­бот­ни­ков ин­ду­ст­рии ин­фор­ма­ции. От­кло­не­ние от един­ст­вен­но вер­ной ли­нии на­ка­зы­ва­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из про­фес­сио­наль­но­го кру­га. По­пыт­ки пред­ста­вить своё мне­ние, про­ти­во­ре­ча­щее об­ще­при­ня­то­му, вос­при­ни­ма­ет­ся, как не­про­фес­сио­наль­ное по­ве­де­ние. Про­фес­сио­нал слу­жит за­каз­чи­ку и не дол­жен ку­сать ру­ку, ко­то­рая кор­мит.

В Со­вет­ской Рос­сии, по­дав­ляю­щая часть твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции бы­ла ис­тин­но про­фес­сио­наль­ной, она слу­жи­ла ре­жи­му, а своё мне­ние вы­ра­жа­ло на до­маш­ней кух­не, точ­но так­же, как это де­ла­ет аме­ри­кан­ская ин­тел­лек­ту­аль­ная эли­та, прав­да, её “кух­ней” яв­ля­ют­ся спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные из­да­ния для уз­кой груп­пы про­фес­сио­на­лов.

В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной де­мо­кра­тии спе­циа­ли­сты в сис­те­мах ин­фор­ма­ции не ра­бо­та­ют на го­су­дар­ст­во. Они не под­чи­ня­ют­ся “выс­шим ин­стан­ци­ям”, но их бла­го­по­лу­чие пол­но­стью за­ви­сит от уме­ния чув­ст­во­вать, в чём ну­ж­да­ют­ся те, кто об­ла­да­ет ре­аль­ной вла­стью. Для это­го не ну­жен при­каз, цен­зор, лишь чут­кая, к ат­мо­сфе­ре не­глас­ных тре­бо­ва­ний де­ла, са­мо­цен­зу­ра.

Тем не ме­нее, су­ще­ст­ву­ют не­за­ви­си­мые из­да­ния, су­ще­ст­ву­ют не­за­ви­си­мые мне­ния, но они где-то на да­лё­кой пе­ри­фе­рии, их нуж­но ис­кать. Сред­ний по­тре­би­тель же час­то не толь­ко не мо­жет, он и не хо­чет за­труд­нять се­бя по­ни­ма­ни­ем всей слож­но­сти ком­плекс­ных взаи­мо­свя­зей по­ли­ти­ки, эко­но­ми­ки и куль­ту­ры с про­бле­ма­ми его по­все­днев­ной жиз­ни. Он не же­ла­ет тра­тить свою энер­гию на что-ли­бо, что ле­жит вне его по­все­днев­ных дел. Ин­те­ре­сы по­став­щи­ков ин­фор­ма­ции и ин­те­ре­сы по­тре­би­те­лей ин­фор­ма­ции, та­ким об­ра­зом, смы­ка­ют­ся.

Да­же ес­ли кто-то чув­ст­ву­ет, что им ма­ни­пу­ли­ру­ют, что то, что ему пред­ла­га­ет­ся сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, ум­но под­стро­ен­ная ло­вуш­ка, что его убе­ж­да­ют сде­лать “пра­виль­ный вы­бор”, ко­то­рый, по су­ще­ст­ву, со­всем не в его ин­те­ре­сах, он впи­ты­ва­ет все те же ло­зун­ги и фор­му­лы, вы­гля­дя­щие чрез­вы­чай­но при­вле­ка­тель­но.

Но да­же ес­ли не толь­ко чув­ст­вом, но и соз­на­ни­ем он на­чи­на­ет со­мне­вать­ся в том, что он слы­шит и ви­дит, мыс­ли эти ос­та­ют­ся толь­ко в его го­ло­ве. Он вряд ли ре­шит­ся по­де­лить­ся к кем-то свои­ми кра­моль­ны­ми мыс­ля­ми, он бо­ит­ся быть не как все, впол­не воз­мож­но, что что-то не в по­ряд­ке с ним са­мим – все не мо­гут быть не­пра­вы.

«Прин­цип аме­ри­кан­ско­го ра­вен­ст­ва на­кла­ды­ва­ет за­прет на мне­ние, от­ли­чаю­щее­ся от об­ще­при­ня­то­го, он име­ет две тен­ден­ции, од­на дви­жет к при­ня­тию, дру­гая ве­дёт к от­ка­зу от соб­ст­вен­ных раз­мыш­ле­ний», - пи­сал То­к­виль в на­ча­ле XIX-го ве­ка

А так как в мас­со­вом об­ще­ст­ве ма­ло кто ре­ша­ет­ся всту­пать в кон­фликт с об­ще­при­ня­тым мне­ни­ем, за­щи­щая, по То­к­ви­лю, «не­про­ве­рен­ные ис­ти­ны», сред­ний че­ло­век «от­ка­зы­ва­ет­ся от ка­ких-ли­бо раз­мыш­ле­ний», и вы­ра­жа­ет “соб­ст­вен­ное мне­ние” сте­рео­тип­ным на­бо­ром об­ще­при­ня­тых кли­ше.

Че­рез 150 лет по­сле То­к­ви­ля ис­то­рик Гор Ви­дал: - «Ге­ний аме­ри­кан­ской по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры, на­чи­наю­щий свою ис­то­рию с от­цов-ос­но­ва­те­лей, су­мел соз­дать мощ­ную сис­те­му ма­ни­пу­ля­ции гра­ж­дан­ско­го мыш­ле­ния, по­зво­лив­шую убе­ж­дать лю­ей дей­ст­во­вать про­тив их соб­ст­вен­ных ин­те­ре­сов.»

Ма­ни­пу­ля­ция об­ще­ст­вен­ным мыш­ле­ни­ем по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лась и во вто­рой по­ло­ви­не ХХ ве­ка на­ча­ла при­об­ре­тать но­вые фор­мы, но­вые ме­то­ды. Тра­ди­ци­он­ная про­па­ган­да ма­ни­пу­ли­ро­ва­ла соз­на­ни­ем, но в по­стин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве она уже не об­ла­да­ет дос­та­точ­ной си­лой воз­дей­ст­вия.

«Что­бы до­бить­ся под­держ­ки пуб­ли­кой той или иной ини­циа­ти­вы, ис­хо­дя­щей от эко­но­ми­че­ской или по­ли­ти­че­ской эли­ты, не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать но­вую тех­ни­ку про­па­ган­ды»,-  го­во­рил по­ли­ти­че­ский обо­зре­ва­тель 40-ых – 50-ых го­дов про­шло­го ве­ка, Уол­тер Липп­ман.

Но­вая тех­ни­ка про­па­ган­ды, о ко­то­рой го­во­рил Липп­ман, тех­ни­ка ма­ни­пу­ля­ции под­соз­на­ни­ем, но но­виз­на её от­но­си­тель­на. Ма­ни­пу­ля­ция под­соз­на­ни­ем, прав­да без со­вре­мен­ной тех­ни­че­ской ба­зы, про­во­ди­лась на­ци­ст­ским Ми­ни­стер­ст­вом Про­па­ган­ды.

Не­мец­кий учё­ный, уче­ник Фрей­да, Эрнст Дих­тер, эмиг­ри­ро­вав­ший в США в 1938 го­ду, за­ни­мав­ший­ся пси­хо­ло­ги­ей рек­ла­мы: - «Ос­нов­ные приё­мы ма­ни­пу­ля­ции под­соз­на­ни­ем, ко­то­рые се­го­дня ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, бы­ли раз­ра­бо­та­ны гит­ле­ров­ской ма­ши­ной про­па­ган­ды. Гит­лер по­ни­мал, как ни­кто дру­гой, что са­мым мощ­ным ин­ст­ру­мен­том ма­ни­пу­ля­ции мас­са­ми яв­ля­ет­ся не вос­пи­та­ние ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния, а ма­ни­пу­ля­ция под­соз­на­ни­ем. Её и ис­поль­зо­ва­ла на­ци­ст­ская про­па­ган­да. Впо­след­ст­вии она по­лу­чи­ла на­уч­ное обос­но­ва­ние и ста­ла на­зы­вать­ся “Perception-altering technologies”, тех­но­ло­гия из­ме­не­ния вос­при­ятия, и се­го­дня уже не­важ­но, кто был соз­да­те­лем сис­те­мы про­мы­ва­ния моз­гов. Тер­мин “про­мы­ва­ние моз­гов” вы­зы­ва­ет не­при­ятие, тер­мин “perception-altering technologies” при­ни­ма­ет­ся бе­зо­го­во­роч­но, ибо ос­вя­щён ав­то­ри­те­том нау­ки.»

На­ци­ст­ская про­па­ган­да иг­ра­ла на скры­тых стра­хах, скры­тых на­де­ж­дах, бес­по­кой­ст­ве и раз­оча­ро­ва­нии еди­ной эт­ни­че­ски не­мец­кой на­ции. Аме­ри­кан­ские сред­ст­ва ин­фор­ма­ции об­ра­ща­ют­ся не к мас­сам, стра­на не пред­став­ля­ет со­бой еди­ное це­лое, это конг­ло­ме­рат мил­лио­нов ин­ди­ви­дов, по­это­му масс-ме­диа ис­поль­зу­ют раз­но­об­ра­зие ин­ди­ви­ду­аль­ных же­ла­ний, ил­лю­зий и стра­хов, су­ще­ст­вую­щих в раз­лич­ных сло­ях об­ще­ст­ва.

Ин­ду­ст­рия ин­фор­ма­ции ста­вит пе­ред со­бой од­ну за­да­чу - вы­пус­тить как мож­но боль­ше про­дук­тов, ин­фор­ма­ци­он­ных про­дук­тов. До­хо­ды про­из­вод­ст­ва за­ви­сят от объ­ё­ма вы­пу­щен­ных про­дук­тов, ка­че­ст­во же про­дук­та вто­ро­сте­пен­но, оно лишь долж­но от­ве­чать об­ще­при­ня­то­му стан­дар­ту. В кон­ку­рент­ной борь­бе вы­иг­ры­ва­ет не тот, кто по­став­ля­ет са­мый вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ный про­дукт, а тот, кто по­став­ля­ет боль­ше про­дук­тов на ры­нок ин­фор­ма­ции, так как по­тре­би­тель при­ни­ма­ет толь­ко стан­дарт­ный про­дукт в при­выч­ной упа­ков­ке, а ин­фор­ма­ци­он­ный про­дукт с но­вым и не­при­выч­ным со­дер­жа­ни­ем вы­зы­ва­ет на­сто­ро­жен­ность и не­до­ве­рие.

На чи­та­те­ля, зри­те­ля об­ру­ши­ва­ет­ся во­до­пад фак­тов, мне­ний и в этом во­до­па­де он те­ря­ет ори­ен­та­цию, пе­ре­ста­ёт по­ни­мать, что важ­но а что не­важ­но, не со­стоя­нии от­де­лить од­но от дру­го­го он пе­ре­ста­ёт реа­ги­ро­вать, т.е. за­да­вать во­про­сы.

Со­цио­лог А.Моль го­во­рит о том, что дей­ст­вен­ность про­па­ган­ды оп­ре­де­ля­ет­ся не столь­ко её пря­мым об­ра­ще­ни­ем к мас­сам, сколь­ко тем, что «мно­же­ст­во мел­ких на­прав­ляю­щих тем, идей, вы­страи­ва­ют ши­ро­кий фронт ата­ки в фор­ми­ро­ва­нии не­об­хо­ди­мо­го мне­ния, и эта так­ти­ка эф­фек­тив­нее пря­мо­го уда­ра. Кап­су­лы ин­фор­ма­ции на­прав­ля­ют об­ще­ст­вен­ное мне­ние в нуж­ное рус­ло, и они на­столь­ко ко­рот­ки, что сред­ний че­ло­век не в со­стоя­нии за­фик­си­ро­вать их соз­на­ни­ем.»

Все фак­ты, как пра­ви­ло, вер­ны, они тща­тель­но про­ве­ря­ют­ся, ин­фор­ма­ция дос­то­вер­на, но дос­то­вер­на так­же, как мо­жет быть дос­то­вер­ны сот­ни фо­то­гра­фий че­ло­ве­ка, где вид­ны от­дель­но его ли­цо, те­ло, ру­ки, паль­цы. Ка­ж­дая часть че­ло­ве­че­ско­го те­ла про­смат­ри­ва­ет­ся во всех мель­чай­ших под­роб­но­стях, из фо­то­гра­фий со­став­ля­ют­ся раз­но­об­раз­ные ком­би­на­ции, но порт­ре­та са­мо­го че­ло­ве­ка нет. Это взгляд че­рез мик­ро­скоп, а в мик­ро­ско­пе не вид­на кар­ти­на в це­лом, вид­ны толь­ко час­ти, де­та­ли, ато­мы ин­фор­ма­ции. Кро­ме то­го, ско­рость пе­ре­дач, ско­рость сме­ны од­них фак­тов, од­них тем на дру­гие, унич­то­жа­ет не толь­ко зна­чи­мость со­бы­тий, но и их смысл.

По­тре­би­тель не в со­стоя­нии пе­ре­ва­рить ог­ром­ную мас­су фак­тов и мне­ний и они вы­ва­ли­ва­ют­ся из его па­мя­ти, как из ды­ря­во­го ре­ше­та, для то­го что­бы на сле­дую­щий день за­пол­нить­ся оче­ред­ным ин­фор­ма­ци­он­ным му­со­ром.

По­тре­би­тель фак­тов по­па­да­ет в со­стоя­ние мен­таль­но­го сту­по­ра, пол­ной ане­сте­зии, он не в со­стоя­нии вы­стро­ить свою кон­цеп­цию, свой взгляд, бе­зо­го­во­роч­но при­ни­мая тот скры­тый смысл и зна­че­ние, ко­то­рые за­ло­же­ны в них соз­да­те­ля­ми ин­фор­ма­ци­он­ных про­грамм. А мне­ние, стер­жень, уже су­ще­ст­ву­ет - в от­бо­ре фак­тов, их по­сле­до­ва­тель­но­сти, их дли­тель­но­сти, в фор­ме по­да­чи. Смысл фак­тов осоз­на­ёт­ся, лишь ко­гда об­на­ру­жи­ва­ют­ся свя­зи ме­ж­ду ни­ми, ко­гда фак­ты ста­вят­ся в ло­ги­че­ский ряд, а этим ло­ги­че­ским ря­дом ма­ни­пу­ли­ру­ют по­став­щи­ки фак­тов. А по­тре­би­тель ин­фор­ма­ции не име­ет на­вы­ка к сис­тем­но­му под­хо­ду, у не­го нет стерж­ня, на ко­то­рые эти фак­ты мож­но бы­ло на­ни­зать, ор­га­ни­зо­вать, нет идей. Об­ла­да­ние фак­та­ми, их на­ко­п­ле­ние, их ко­ли­че­ст­во, пред­став­ля­ет­ся ему бо­лее, чем дос­та­точ­ным для по­ни­ма­ния.

На­зна­че­ние ин­фор­ма­ции, вы­пол­няю­щей со­ци­аль­ный за­каз, со­сто­ит в том, что­бы от­влечь вни­ма­ние от ре­аль­ных, глу­бин­ных ме­ха­низ­мов об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, и её воз­дей­ст­вие на­столь­ко эф­фек­тив­но, что, как пи­сал Ору­элл в 60-ые го­ды про­шло­го ве­ка: - «Сле­дую­щее по­ко­ле­ние уже не бу­дет ста­вить под со­мне­ние пра­виль­ность все­го про­ис­хо­дя­ще­го. Ат­мо­сфе­ра об­ще­ст­вен­ной жиз­ни бу­дет та­ко­ва, что не­воз­мож­но бу­дет да­же за­дать во­прос, пра­виль­но это или нет.»

Се­го­дня эта ат­мо­сфе­ра уже соз­да­на, во­про­сы за­да­вать не­ко­му, так как эко­но­ми­че­ская власть ано­ним­на, сис­те­му ни­кто кон­крет­но не пред­став­ля­ет, ни­кто не не­сёт пер­со­наль­ной от­вет­ст­вен­но­сти, ни­кто не об­ла­да­ет ре­шаю­щей вла­стью или выс­шим ав­то­ри­те­том. Сред­ний че­ло­век ви­дит власть толь­ко ко­гда она пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­на, он мо­жет про­тес­то­вать про­тив жес­то­ко­го бос­са, про­тив про­даж­но­го по­ли­ти­ка­на, но не про­тив сис­те­мы, ко­то­рая по­ро­ж­да­ет пло­хо­го бос­са или пло­хо­го по­ли­ти­ка­на. Аме­ри­ка­нец не про­тес­ту­ет про­тив сис­те­мы, он так­же, как ко­гда-то его со­вет­ский со­брат, про­тес­ту­ет про­тив “от­дель­ных не­дос­тат­ков” сис­те­мы.

Эко­но­ми­че­ская сис­те­ма вос­пи­ты­ва­ет кон­крет­ное мыш­ле­ние, вос­пи­ты­ва­ет ин­те­рес лишь к то­му, что мож­но ис­поль­зо­вать в прак­ти­ке жиз­ни, она оп­ре­де­ля­ет ин­фор­ми­ро­ван­ность че­ло­ве­ка ко­ли­че­ст­вом на­ко­п­лен­ных им фак­тов, но по мне­нию аме­ри­кан­ско­го со­цио­ло­га Сам­со­на Ле­о­на: - «Без ши­ро­ко­го взгля­да на жизнь, ко­то­рый при­хо­дит как ре­зуль­тат зна­ком­ст­ва с об­ще­че­ло­ве­че­ским зна­ни­ем, праг­ма­тик пе­ре­би­ра­ет фак­ты так­же, как че­ло­век, не знаю­щий пра­вил и трю­ков кар­точ­ной иг­ры, пе­ре­та­со­вы­ва­ет кар­ты в ко­ло­де, не по­ни­мая смыс­ла их со­че­та­ний.»

Комментарии

Аватар пользователя kosmonaft

Ну Да

Аватар пользователя Алла

kosmonaft пишет:

Ну Да

 

Чё, ну-да?
Этот Гофман поставил в один ряд фашизм, американскую (еврейскую) демократию и наш советский образ жизни. Видите ли, - технологии пропаганды у них у всех одни и те же. - Ну и что?
Качество пропаганды определяют не технологии, а её ЦЕЛИ.
А единство массового сознания без настойчивой пропаганды - невозможно.
---------------
И к тому же, если пропагандируется стремление к красоте и совершенству и в своих помыслах и поступках, то это не манипуляция массовым сознанием, а духовная деятельность.

Аватар пользователя kosmonaft

Этот Гофман поставил в один ряд фашизм, американскую (еврейскую) демократию и наш советский образ жизни.

Да Ну

Разве можно поставить в один ряд то,что принадлежит к совершенно разным рядам?

Качество пропаганды определяют не технологии, а её ЦЕЛИ.

Вот уж не думал,что пропаганда и воспитание-это одно и то же.

И к тому же, если пропагандируется стремление к красоте и совершенству и в своих помыслах и поступках, то это не манипуляция массовым сознанием, а духовная деятельность.

Ага...А без пропаганды массовое создание стремится к уродству и несовершенству...,))
Массовое сознание-это что за зверь такой?
Любая пропаганда-это зло,потому что она есть искажение действительности,навязываемое насильственными методами.
Человек должен видеть правду,только правду и ничего кроме правды,и правда эта должна быть полной,то есть не должна быть искажённой или односторонней.

Аватар пользователя mitin_vm

"Коsмоnаft" пишет

"Любая пропаганда-это зло, потому что она есть искажение действительности, навязываемое насильственными методами."

Я бы не смог сказать лучше. Снимаю шляпу.
Вячеслав Митин

Аватар пользователя Алла

mitin_vm пишет:

"Коsмоnаft" пишет
"Любая пропаганда-это зло, потому что она есть искажение действительности, навязываемое насильственными методами."

Я бы не смог сказать лучше. Снимаю шляпу.
Вячеслав Митин

 

Этим вы отрицаете всё написанное начиная с Пифагора, Платона, Аристотеля, ....,
Толстого, Достоевского, ..... - Ведь все они тоже пропагандисты красоты и совершенства своего времени.
Привет шляпам.

Аватар пользователя kosmonaft

Если утверждать,что красота-это красота,а совершенство-это совершенство,то это не пропаганда,а констатация факта.
Если показывать человеку красоту именно как красоту с разных сторон,приближая тем самым её к совершенству,то это не пропаганда,а правда,переходящая в истину.

Аватар пользователя Фристайл

Алла пишет:

kosmonaft пишет:

Ну Да

 

Чё, ну-да?
Этот Гофман поставил в один ряд фашизм, американскую (еврейскую) демократию и наш советский образ жизни.

 

В первый раз рассматривая вопрос о фашистской отмороженности на всю голову у слушательниц балетных курсов в окрестностях Алма-Аты, я исходил из предположения о случайной оговорке. Теперь вижу, что это - медицинский факт.
Никогда не радовался чужой умственной ущербности, но замечаю предельную корреляцию между крайне низким интеллектуальным уровнем особи и ее фашиствующим антисемитизмом.
И еще: не все сволочи - антисемиты, но все антисемиты - сволочи.

Аватар пользователя Алла

Фристайл пишет:

Алла пишет:

kosmonaft пишет:

Ну Да

 

Чё, ну-да?
Этот Гофман поставил в один ряд фашизм, американскую (еврейскую) демократию и наш советский образ жизни.

 

В первый раз рассматривая вопрос о фашистской отмороженности на всю голову у слушательниц балетных курсов в окрестностях Алма-Аты, я исходил из предположения о случайной оговорке. Теперь вижу, что это - медицинский факт.
Никогда не радовался чужой умственной ущербности, но замечаю предельную корреляцию между крайне низким интеллектуальным уровнем особи и ее фашиствующим антисемитизмом.
И еще: не все сволочи - антисемиты, но все антисемиты - сволочи.

 

Антисемитов никогда не было и нет.
Антисемитизм - это выдумка еврея, чтобы спрятать себя в общей массе семитов.
Семиты - это не только евреи, но и весь арабский мир.
И как быть с антисемитизмом, если самым ярым "антисемитом" явил себя семит?
А фашистской отмороженностью и без балетных курсов (т.е. сам по-себе) уверенно "страдает" только еврей.
См. здесь:
http://www.russview.ru/main/173-plani-shneersona.html

Аватар пользователя Совок.

Статья объективна и она о форме общества. С т.з. другой философской категории содержания, человек и общество,это идеологические субъекты,если абстрагироваться от их биологической сущности. Без общественного сознания,идеологии,которое должно быть одинаковым у всех индивидов существование человеческого общества и человека немыслимо. Это следует из истмата, истории идеологического насилия над биологическим субъектом приматом в результате чего индивид становится человеком,во всяком случае тем чем мы сегодня имеем. Религиозное насилие сделало из обезьяны человека. Религия умерла и дальнейшая судьба человека неизвестна,скорее всего то идеологическое насилие,которое доминирует в мире под именем западного,человеческим не является и ведёт человека к деградации обратно к чисто биологическому субъекту.

Аватар пользователя Карагандинец

На мой взгляд, это краткий пересказ работы Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием". Но правда тут автор как бы спрятал свои идеологические предпочтения за псевдо объективностью, благодаря которой умудрился смешать в всё в кучу и уравнять фашизи и коммунизм, увидев только технологию (инструмент), но забыв про ценности и цели. Но в наше время это известный приём и известна идеология тех, кто его применяет.

Аватар пользователя Пермский

Михель Гофман, спасибо за статью. Показали как подчиняет сегодня людей, формирует общественное мнение на Западе "Большой брат". Что-же, если в начале 70-х годов 20 века еще был шанс на протест американского народа против поползновений США на мировое господство (мощный протест против войны во Вьетнаме), то теперь прибирание к своим рукам, под свой контроль одной за другой стран Ближнего Востока и стран постсоветского пространства со стороны ТНК Запада ничем не ограничено со стороны народов Европы и США? "Большой брат" всемогущ и неуязвим?

Аватар пользователя Фристайл

михель гофман пишет:


Об­ра­зо­ва­ние не толь­ко не­об­хо­ди­мость со­вре­мен­но­го вы­со­ко тех­ни­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ст­ва, об­ра­зо­ва­ние, в ус­ло­ви­ях мас­со­во­го об­ще­ст­ва, яв­ля­ет­ся сред­ст­вом кон­тро­ля,

 

Михель!
Вы на весьма хорошем уровне затронули интересную тему.
Мне припомнился принцип, утверждающий, что для продвижения в какой-то области, надо ограничить себя в очень многом. Ваши мысли об образовании - иная форма изложения этого принципа.
Как понятно хорошее образование, это - хорошая система, настроенная на достижение запрограммированного результата.
Система - абстракция от массы подробностей, отсечение без обсуждения кем-то на практике проверенных неэффективных или неприемлемых по нерациональным критериям направлений (Фаина Раневская: Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально , либо ведет к ожирению).
В нашей торопливой цивилизации у середняков как правило не хватает желания, времени и мозгов задуматься над основами, середнякам надо поспевать соответствовать навязанным критериям.
Но ведь есть и оборотная сторона: вынужденность учителя соответствовать запросам обучаемых. Мне известен случай, когда вполне компетентный человек не пожелал становиться равом по причине того, что пришлось бы учить не столько первоосновам, а людским выдумкам (Его коронная фраза: Моше ходил по пустыне вовсе не в лапсердаке). То есть говорить вовсе не то, что думаешь, а что запрашивает тот, кто согласился содержать рава.
Но не стоит преувеличивать продуманность контроля через образование: у контролирующих мозги ведь тоже промыты тем же образованием,а различие между тюремщиком и заключенным заключается лишь в том, что заключенный сидит в тюрьме по принуждению и на определенный срок, а тюремщик - по собственной воле и на всю активную часть жизни.

михель гофман пишет:


Ген­ри Ли Хиг­гин­сон, ли­дер бос­тон­ской об­щи­ны в 80-ые го­ды XIX ве­ка, в пись­мах, при­зы­вав­ших к сбо­ру средств Гар­вард­ско­му уни­вер­си­те­ту сре­ди чле­нов выс­ше­го об­ще­ст­ва, убе­ж­дал: - «Дай­те всем об­ра­зо­ва­ние, и вы спа­сё­те се­бя, свои се­мьи и свои день­ги от раз­нуз­дан­ной тол­пы.»

 

И?
Вполне себе здравые мысли, довести до стаи диких обезьян сведения о том, что при сборе урожая с яблони целесообразнее бережно относиться к дереву, дабы иметь возможность на следующий год вновь воспользоваться ее урожаем.

михель гофман пишет:


Су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ная ми­фо­ло­гия, свя­зан­ная с об­ра­зо­ва­ни­ем – об­ра­зо­ва­ние рас­ши­ря­ет кру­го­зор, да­ёт воз­мож­ность вы­ра­бот­ки соб­ст­вен­но­го мне­ния, фор­ми­ру­ет пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка, при­об­ща­ет его ко все­му бо­гат­ст­ву зна­ния и куль­ту­ры. Но, ши­ро­ко раз­ветв­лён­ные сис­те­мы мас­со­во­го об­ра­зо­ва­ния ХХ ве­ка, по­ста­ви­ли на кон­вей­ер вы­пуск, по тер­ми­ну, за­пу­щен­но­му в упот­реб­ле­ние Сол­же­ни­цы­ным, “об­ра­зо­ван­щи­ны”, спе­циа­ли­стов, не знаю­щих ни­че­го кро­ме сво­его де­ла.

 

Образование - технологический процесс, не так ли?
Пошив одежды - также технологический процесс.
Лем утверждал, что цивилизация - сумма технологий.
Но где мы найдем столько талантливых портных, которые за приемлемые для потребителей деньги, смогли бы одевать их согласно их вкусам, с учетом особенностей фигуры каждого.
Отсюда, процесс шитья разбивается на регламентированные технологические операции, которые по силам выполнять вовсе не кутюрье, а низкоинтеллектуальному исполнителю.
Аналогично с образованием. В доинтернетовскую эпоху талантливых и думающих учителей на всех обучаемых хватить никак не могло. А образовывать все равно надо, ибо необразованные не в состоянии прокормить самих себя. Следовательно, образованщина - не только из-за чьей-то злой воли, но и из-за ограниченности ресурсов общества. Естественно, что подмастерье-учитель не способен в полной мере пробудить в ученике его собственное стремление к самостоятельному мышлению и познанию. Отсюда и народная мудрость, про интеллигента в третьем поколении. Ибо только достойные родители способны пробудить в ребенке все лучшее, развить его, а дело учителя - лишь помочь ребенку развиваться.
Довольно по-потребительски перекладывать всю тяжесть воспитания и образования на образовательные заведения, на инкубаторы.
Инкубаторы настроены на производство бройлеров, и требовать от них чего-то другого явно неумно.

михель гофман пишет:


Со­вре­мен­ный че­ло­век мыс­лит при­ви­ты­ми ему шко­лой, ин­сти­ту­том стан­дар­та­ми, и не под­вер­га­ет их со­мне­нию – за ни­ми сто­ит ав­то­ри­тет Зна­ния, ав­то­ри­тет Нау­ки и си­ла об­ще­ст­ва.

 

Но вот Вы подвергаете сомнению? И как же быть с Вашим образованием?
Следовательно, имеются и другие факторы, влияющие на процесс мышления, или я в Вашей оценке неправ?

михель гофман пишет:

Не­об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, хо­тя и ве­рит в аб­ст­рак­ции и ми­фы, ко­то­рые соз­да­ёт об­ще­ст­во, тем не ме­нее, ис­хо­дит из сво­его не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та, сле­ду­ет тра­ди­ци­ям пред­ше­ст­вую­щих по­ко­ле­ний, по­это­му та­ким че­ло­ве­ком труд­нее управ­лять.

 

Ну да.
имеет место замещение.
Если у человека нет рациональной основы мировоззрения, на ее месте оказывается иррациональная, в которую также встроена система манипуляции сознанием. Шахиды - наглядная иллюстрация к тезису о возможности гораздо более полного контроля над человеком недоразвитым.

михель гофман пишет:

Се­го­дня по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ра­бот­ни­ков в ин­ду­ст­ри­аль­ных стра­нах име­ют дос­та­точ­ный уро­вень об­ра­зо­ва­ния, что­бы по­ни­мать уро­вень сво­ей за­ви­си­мо­сти от сис­те­мы, уро­вень сво­ей не­сво­бо­ды, по­ни­мать, что они сво­бод­ны толь­ко в од­ной сво­ей ро­ли - вин­ти­ка сис­те­мы, но это по­ни­ма­ние не при­во­дит к со­про­тив­ле­нию, к по­пыт­кам из­ме­нить сис­те­му.

 

Видимо эта мысль недостаточно четко сформулирована.
Я осознаю, что завишу от системы. Я осознаю, что полностью независимы от системы только первобытно-общинные племена в экзотических странах. Я осознаю, что они зависимы по-своему, и скорее всего в гораздо большей степени, нежели я.
Я давно осознал, что в моей реальности существует определенный порог зависмости (в разы ниже, чем у основной массы), с которым я не считаю рациональным бороться, но прилагаю максимум усилий против любых попыток повышения этого порога.

михель гофман пишет:

А наи­бо­лее ин­фор­ми­ро­ван­ная часть на­се­ле­ния, ко­то­рая боль­ше, чем дру­гие, по­ни­ма­ет ме­ха­низм сис­те­мы, са­ма уча­ст­ву­ет в соз­да­нии кон­тро­ля над лю­бой фор­мой про­тес­та, так как по­лу­ча­ет та­кие при­ви­ле­гии, что го­то­ва под­чи­нять­ся глуб­же и бо­лее осоз­на­но, не­же­ли ос­нов­ная мас­са.

 

Видимо из сказанного выше следует, что я принадлежу к наи­бо­лее ин­фор­ми­ро­ван­ной части на­се­ле­ния, но не участвую в соз­да­нии кон­тро­ля над лю­бой фор­мой про­тес­та.

михель гофман пишет:

40% сту­ден­тов кол­лед­жей во вре­мя мас­со­вых оп­ро­сов не смог­ли най­ти на кар­те Япо­нию и 15% не смог­ли най­ти США. 60% сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов не по­ни­ма­ют ста­тьи в га­зе­те Нью-Йорк Таймс.

 

Может часть из опрошенных не знала английского?
Давно известно, что у американцев плохо с географией. Но судя по экономическим успехам, у них есть нечто, что лучше, чем у всех остальных.
Например, мне импонирует американская народная традиция время от времени постреливать в американских же президентов. Именно с этой традицией я связываю приверженность последних к либеральным и демократическим ценностям.

михель гофман пишет:

На­ци­ст­ская про­па­ган­да иг­ра­ла на скры­тых стра­хах, скры­тых на­де­ж­дах, бес­по­кой­ст­ве и раз­оча­ро­ва­нии еди­ной эт­ни­че­ски не­мец­кой на­ции. Аме­ри­кан­ские сред­ст­ва ин­фор­ма­ции об­ра­ща­ют­ся не к мас­сам, стра­на не пред­став­ля­ет со­бой еди­ное це­лое, это конг­ло­ме­рат мил­лио­нов ин­ди­ви­дов, по­это­му масс-ме­диа ис­поль­зу­ют раз­но­об­ра­зие ин­ди­ви­ду­аль­ных же­ла­ний, ил­лю­зий и стра­хов, су­ще­ст­вую­щих в раз­лич­ных сло­ях об­ще­ст­ва.
На чи­та­те­ля, зри­те­ля об­ру­ши­ва­ет­ся во­до­пад фак­тов, мне­ний и в этом во­до­па­де он те­ря­ет ори­ен­та­цию, пе­ре­ста­ёт по­ни­мать, что важ­но а что не­важ­но, не со­стоя­нии от­де­лить од­но от дру­го­го он пе­ре­ста­ёт реа­ги­ро­вать, т.е. за­да­вать во­про­сы.

 

Водопад фактов, мнений?
И что, американский водопад в десятки раз превышает российский?
И потом, многократно имел возможность смотреть CNN, Евроньюс, чисто европейские новостные каналы.
Так доложу Вам, что лично на мой вкус пожиже импортные водопады будут, ручейки просто.
Никто не может судить за другого по вопросу потери ориентации. За себя отвечаю: не терял.
Но у Вас есть своя правда.
СМИ эксплуатируют иррациональные инстинкты.
Взять хотя бы квасный патриотизм, которого в избытке было в репортажах с олимпиады. Уши вяли от заготовленных псевдопатриотических речевок.
И связка примитивна: ура, натурализованный накануне олимпиады кореец, завоевал под российским флагом 3 золотые медали, а другой такой же натурал - еще 2, из 11, значит слава нам, слава власти, коль она наша.
И ведь действует на основную массу!
Поэтому, примите поправку: промывка мозгов действует через темные инстинкты, страхи, стремление без забот по факту рождения принадлежать к успешному большинтсву.

Аватар пользователя vlopuhin

Фристайл, 3 марта, 2014 - 13:10.
Как понятно хорошее образование, это - хорошая система, настроенная на достижение запрограммированного результата.

Дословный перевод, как то сам напросился по дороге на работу:"Будем отлавливать профессоров, у которых не выветрился патриотизм, и под угрозой расправы заставлять читать лекции про Гарри Поттера." Результат гарантирован, лет через сто в каждом городе будет стоять памятник знаменитому герою. Или у Вас другая версия ?

Аватар пользователя Фристайл

vlopuhin пишет:


Фристайл, 3 марта, 2014 - 13:10.
Как понятно хорошее образование, это - хорошая система, настроенная на достижение запрограммированного результата.

Дословный перевод, как то сам напросился по дороге на работу:"Будем отлавливать профессоров, у которых не выветрился патриотизм, и под угрозой расправы заставлять читать лекции про Гарри Поттера." Результат гарантирован, лет через сто в каждом городе будет стоять памятник знаменитому герою. Или у Вас другая версия ?

 

Виктор Борисович!
Какую именно мысль вы возможно хотели выразить мне не понять.
Скажите, а была ли мысль?

Аватар пользователя vlopuhin

Просто набор слов...
Но меня зацепило вот это:

40% на­се­ле­ния стра­ны не зна­ет, кто был вра­гом США во вре­мя Вто­рой Ми­ро­вой вой­ны. 40% сту­ден­тов кол­лед­жей во вре­мя мас­со­вых оп­ро­сов не смог­ли най­ти на кар­те Япо­нию и 15% не смог­ли най­ти США. 60% сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов не по­ни­ма­ют ста­тьи в га­зе­те Нью-Йорк Таймс.

По Вашему это - "результат хорошей системы образования", или само собой так получилось ? Если результат системы, то кто его запрограммировал ?

Аватар пользователя Алла

vlopuhin пишет:

Просто набор слов...
Но меня зацепило вот это:

40% на­се­ле­ния стра­ны не зна­ет, кто был вра­гом США во вре­мя Вто­рой Ми­ро­вой вой­ны. 40% сту­ден­тов кол­лед­жей во вре­мя мас­со­вых оп­ро­сов не смог­ли най­ти на кар­те Япо­нию и 15% не смог­ли най­ти США. 60% сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов не по­ни­ма­ют ста­тьи в га­зе­те Нью-Йорк Таймс.

По Вашему это - "результат хорошей системы образования", или само собой так получилось ? Если результат системы, то кто его запрограммировал ?

 

Те же, кто через СМО навязывает сознанию гоев, что: "Всё есть мнения", и нет знаний. А мнения равноценны своей пустотой, тогда как знания и содержательны и иерархичны. Т.е. те, для которых хаос и бардак в среде гоев - есть питательная среда для собственного структурированного единства.

Аватар пользователя vlopuhin

Т.е. те, для которых хаос и бардак в среде гоев - есть питательная среда для собственного структурированного единства.

Мне кажется это было бы слишком просто, скорее хотели как лучше, а получилось то, что получилось, американцы не таки уж дураки, чтобы оболванивать самих себя. Смущает упование на некую систему, по моему не меньшую роль необходимо отводить учителям. Есть русская школа, надо полагать есть и американская, но почему она дала такой сбой при сильном американском патриотизме ? Судя по нынешним опросам молодых людей на улицах Российских городов, в России с этим делом не намного лучше.

Аватар пользователя Фристайл

vlopuhin пишет:


По Вашему это - "результат хорошей системы образования", или само собой так получилось ? Если результат системы, то кто его запрограммировал ?

 

Видимо Вы что-то не так прочли в моем комменте.
Я и не думал возводить широкоизвестное незнание американцами географии в ранг образовательного стандарта.
Но всякие книжки об американском образовании я все же почитываю.
И кажется догадываюсь о механизме Вашего "зацепа".
Дело в том,что у нас есть шаблон: должен быть общегосударственный образовательный стандарт. Хотя подозреваю, что далеко не все выпускники сельких или кавказских школ в России найдут на карте Японию.
А в США школы весьма разные по качеству образования. Но судя по тому, что граждане США получают львиную часть Нобелевских премий, а ряд американских университетов занимают верхние строчки мирового рейтинга ваша обеспокоенность образовательной судьбой населения США не в полной мере оправдана.
К тому же хотел бы напомнить, что численность испаноязычного населения в стране около 50 миллионов человек,афроамериканцев - 40 миллионов, численность нелегалов - 11-15 миллионов.
Видимо образовательный уровень этих 100 миллионов человек не уступает образовательному уровню коренных народов российского Севера.
Но еще хочу обратить внимание на соотношение образованности с одной стороны и практических навыков, знаний, способности самостоятельно решать творческие задачи, умения коллективно добиваться в производственной деятельности наилучших результатов - с другой стороны.
И тут вся спесь у человека разумного по поводу американских пробелов в географии должна улетучиться моментально.
Российское образование видит в студенте, ученике сосуд, который следует наполнить до краев всем тем, что в состоянии преподать имеющиеся в штате преподаватели, ибо так бесчеловечно выгонять на улицу вечно вчерашних. А вот о гуманизме в отношении студентов мало кто задумывается. Ибо их не спросясь пихают им абсолютно устаревшие сведения, никогда и нигде не востребованные беспредметные знания. У студентов и общества время, отведенное на образование, просто хищнически разворовывается.
На сайте своего вуза я вижу те же лица, что и 35 лет назад не были обезображены интеллектом и знаниями. А про нынешний катастрофический уровень преподавания причем в самых ведущих вузах страны я знаю из первых рук.
И вот такая благотворительность в отношении престарелых недоумков на кафедрах и в министерских кабинетах выходит для российского образования боком.

Аватар пользователя vlopuhin

Ибо их не спросясь пихают им абсолютно устаревшие сведения, никогда и нигде не востребованные беспредметные знания.

Бедные студенты! Так можно и теоретические основы электротехники (ТОЭ) назвать беспредметными знаниями. А миллиардера Прохорова академиком экономических наук (если такие науки существуют), не так давно он читал лекции московским школьникам про первый миллион. Я специально выдернул строки с процентами. По моему эта информация узкоспециализированная, и в случае публикования в СМИ предназначена, как Вы заметили выше, для промывания мозгов. Возможно взгляд через призму моих знаний не даёт полную картину действительности, но меня волнует развал преподавательских коллективов, коллективизм возведённый в ранг системы. Возьмём ФМШ при новосибирском университете. Это заслуга академика Лаврентьева, но это не всё. По моему глубокому убеждению вся соль в том, что в этом заведении есть именно коллектив преподавателей, который не заменить никакой системой, по крайней мере был. Теперь выпускники этого заведения читают лекции тем же американцам, уж точно не про Гарри Поттера, и дают ихним студентам, надо полагать, не невостребованные беспредметные знания. И ещё один момент. В нашей средней школе теперь введено расслоение. Вполне открыто продвигаются три школьных программы, для одарённых, для не очень, и для всех остальных. То есть дефицит преподавателей камуфлируется под некую спасительную систему.

Аватар пользователя Фристайл

Так можно и теоретические основы электротехники (ТОЭ) назвать беспредметными знаниями.

И я учил ТОЭ, судя по местам на городских олимпиадах, неплохо. Теперь хоть лампочки могу самостоятельно вкручивать ))).Но вы, коллега, можете к примеру понять актуальность изучения АВМ (аналоговые вычислительные машины), или подробного на целый семестр изучения элементной базы микросхем, устаревших к моменту изучения лет на 20. И это при том, что готовили из нас вообщем-то АСУшников (теперь и слова то такого нет, но думаю вы его понимаете), а в те годы никак не мог понять, зачем мне сверх всего толкают еще сопромат, да и черчением нас баловали. Короче как программисты, на выпуске мы были никакие, хотя по сути это и было наше реальное предназначение.
Но жизнь расставила все по местам, и по траектории ее движения стал профессионально разбираться в праве, экономике, строительном сопромате и технологиях.
Но смысл речей в том, что учили то нас вовсе не тому, что было реально надо по номинальной специальности, а пихали то, что могли. Вот так реально и не приобретя специальности, не почувствовав ее, мы выпорхнули со студенческой скамьи. С точки зрения заявленной цели - подготовке к инженерной работе по специальности, КПД моего формального образования, как у паровоза, хотя был выпущен с красным дипломом.
Такое высшее образование вызывает немедленную необходимость доучиваться.
Но если провести аналогию с курсами автовождения, то это образование равноценно обучению только процессу нажатия на педаль газа, и больше ничему.
Но ведь соль темы, поднятой ее автором не в этом, а как через псевдознания дурят массы.
И в связи с этим я подумал, что есть такой ход коммерческой мысли: напугать клиента, ввести его в состояние измененного сознания, внушая мысли о массе смертельных угроз для него, от которых он может защититься исключительно при помощи вот этого коммерсанта-пугача.
И еще я припомнил, что россияне своей жизнью воспитаны быть непугливыми, последними уезжать и первыми возвращаться на курорты, где происходят военные действия, цунами, орудуют акулы,...
Видимо есть различие в смысле уровня фобий, ценности в связи с этим человеческой жизни, в самых основах мировозрения и мировосприятия в России и на Западе.

Аватар пользователя Пермский

Фристайл в Ср, 2014-03-05 10:00
С точки зрения заявленной цели - подготовке к инженерной работе по специальности, КПД моего формального образования, как у паровоза, хотя был выпущен с красным дипломом.
Такое высшее образование вызывает немедленную необходимость доучиваться.

Видимо есть такая характеристика любой системы – устремленность к самосохранению независимо от интересов более широкой интегральной системы, куда она входит как будто подчиненной общим целям высшей интегральной системы. Замкнутость системы образования на себя в советское время очень остро высмеивал Аркадий Райкин: «Студенты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в школе. Молодые специалисты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в институте». Эту беспредельную оторванность обучения от нужд практики я познал не в школе и не в ВУЗе, а в армии. В учебке учили теории, которая абсолютно не была востребована в действующей армии. В системе организации промышленных предприятий, НИИ, КБ сходная ситуация в том плане, что каждое подразделение отнюдь не нацелено на максмальную эффективность в общей деятельности, в общих результатах предприятия, КБ, НИИ, а опять же актуален вопрос устремленности подразделений к раздуванию своей важности, выживаемости в структуре всей системы предприятия как единого организма за счет перетягивания общего одеяла на себя, что существенно снижает эффективность работы фирмы в целом. При жестком и умном руководителе показатели работы и критерии оценки эффективности подразделений четко и достаточно жестко привязываются к общим итогам работы фирмы.
Михаил Жванецкий: "В институте нам сказали — забудьте о том, чему вас учили в школе. На работе — забудьте о том, чему вас учили в институте"

Аватар пользователя deutsch

Уважаемый Александр Леонидович, Вы пишите: "Аркадий Райкин высмеивал: «Студенты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в школе. Молодые специалисты, забудьте как страшный сон, все чему вас учили в институте»." Да-да, помним: "Забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию". Это о том, что производство не готово к технологическому обновлению, а не то, что молодые специалисты плохи. Мы пускали сразу после института КамАЗ (до сих пор работает), на нашем объекте в ПТО было 100 инженеров, из них 80 до 30 лет. Точно знаю, организовала Совет Молодых Специалистов. Всё, чему меня учили в школе и ВУЗе пригодилось. Всех учили одинакого, а кого выучили, того выучили. Кроме того, у нас можно было при желании получить сразу вторую специальность, например, журналиста и фотокорреспондента (Должен же был кто-то в "Советское машиностроение" писать на инженерном уровне.) Я могу сравнивать с инженерами Форда(Кёльн)и некоторых фирм в Мюнхене. Действующий уровень просто катастрофа, они даже тригонометрию не знают, правда, на Форде сильны в английском (американском - фирменный язык). И ведь совсем не дураки, трезво оценивали свои знания. Всё было отдано на откуп американцам в Детройте, в Европе только под козырёк брали. А американцы присылали множество ошибок, на сборке обеспечивали кёльнских колег работой, т.е. проблемами. В Мюнхене с американцами не сталкивалась, там свои инженеры были посильнее, но в начале 2000-ных там было как на КамАЗе в 80-тых, только-только перешли на компы. Я это всё к тому пишу, что удалённость от продукта, от результата труда, снижает заинтересованность в его качестве. Остаётся заинтересованность в эквивалентах, не отражающих качество вложенного труда и необходимой для этого квалификации. Поэтому американцы вербовали советских спецов.

Аватар пользователя Фристайл

Видимо есть такая характеристика любой системы – устремленность к самосохранению независимо от интересов более широкой интегральной системы, куда она входит

Соглашусь.
Но применительно к этому тезису в образовании есть целый ворох проблем.
1)Подавляющее большинство студентов ничего не знают о реалиях избираемой профессии в частности, и о взрослой жизни вообще. Только единицы идут по стопам родителей, от которых только и можно узнать, что собственно стоит за трескотней рекламных буклетов, что для профессии важно, а что - пустая трата времени на жутко трудоемкие, но абсолютно бесполезные предметы.
Был у меня товарищ, продолживший династию проектантов мостов. Теперь и его мосты (ну не 100% его, но при участии) в Москве стоят.
Вот и я кое-что понявший в этой жизни вообще, и в бизнесе в частности, говорю наследникам:
- вот это - важно,
- это - очень важно,
- этому никто, кроме меня, вас не учит, но это - суперважно,
- это - забудь через минуту после сдачи.
Увы последнего, отстоя - 90%.
2)Студент, даже если бы и понимал, что же ему нужно, имеет очень мало возможностей выбирать реальные дисциплины и отказываться от бесполезных.
Читал, что в хороших университетах на Западе такое практикуется. Но ведь должны быть для этого какие-то независимые консультанты, которые невзирая на корпоративные интересы, исходя из реалий жизни и способностей студента, могли бы чего-то грамотно ему посоветовать. Но об этом можно только мечтать.
3) Бесполезные преподаватели и предметы просто вымерли бы, как класс, если бы получали вознаграждение не за факт чтения лекций, ведения семинаров, составление красивых отчетов, вылизывание задниц, а за посещаемость студентов, которые имеют право отказываться от предметов.
4) Мне вообще не нравятся в нынешних реалиях конкурсы в ВУЗы. Это приносит огромный вред образованию. Все старшие классы школьники вовсе не приобретают знания, нужные для жизни, а их натаскивают на сдачу экзаменов. Часть поступивших либо неспособны учиться, либо осознают, что поступили не туда.
Сейчас эпоха интернета. Аудитории не ограничены размерами помещений университетов. Надо изменить сам принцип послешкольного образования: оно должно строиться по индивидуальной программе, которая должна корректироваться каждый раз после сдачи/несдачи зачетов и экзаменов.
5) Образование должно быть платным, пусть и в кредит, просто исходя из принципа равенства студентов и нестудентов.Когда халявы нет, и родители, и студенты будут очень четко планировать, что именно и в каких объемах изучать, и сколько лет посвятить послешкольному образованию.

Аватар пользователя vlopuhin

Фристайл в Ср, 2014-03-05 10:00
В этом Вы правы, из меня так и не получился выдающийся геофизик, а программирование и паяльник пришлось осваивать практически самостоятельно (заочное обучение). Но я никого не виню и не жалею, хотя бы умею пользоваться нивелиром и теодолитом, и могу отличить кварц от стекла. Наоборот, мало учили и требовали. По моему никто умышленно дезинформацией не занимается (разумеется в рамках поднятой темы), то есть все так сложилось объективно, и частично Вы это подтверждаете, говоря о том, что американцы просто физически не могут дать всем своим гражданам равное образование. Но при этом Вы продолжаете настаивать (спасибо за разъяснения):

Но ведь соль темы, поднятой ее автором не в этом, а как через псевдознания дурят массы.

, вызывая огонь на кого-то суперумного, сидящего в кустах.
По этому вновь возникает вопрос Кто дурит ?
У меня есть два предположения:
- Как говорил мой преподаватель философии (по совместительству Истории КПСС), нафига мне такая ответственность, я рассказываю вам теорию революции, а среди вас может оказаться ещё один Ильич.
- Бизнес, зачем кому-то плодить себе конкурентов.
И я продолжаю настаивать, что все эти кто-то - люди, конкретные человеки. Одни представители власти, другие хотят разбогатеть, но не хотят шибко думать. При этом все они хотят быть хорошими, то есть вынуждены врать, иначе лишатся и власти и бизнеса.
Напугать клиента ? Мне кажется труднее удержать его в состоянии изменённого сознания, если только такое состояние для него не норма. Не получится один раз соврать и потом пользоваться плодами.
Территорией достоверной информации (не искаженной субъектами) могла бы стать большая наука. Но и туда лезут щупальца бизнеса, против чего и выступил своим поступком Григорий Перельман.
P.S. А вот с патриотизмом на олимпиаде, как мне кажется, Вы коллега погорячились. Во-первых, нигде не прописано, что в сборной России все спортсмены должны быть русскими. Во-вторых, я тоже не в восторге от бизнеса в спорте, но в рамках опять же темы не следует путать профессиональный спорт с физической культурой и зарядкой по утрам.

Аватар пользователя Фристайл

огонь на кого-то суперумного, сидящего в кустах.
По этому вновь возникает вопрос Кто дурит

Так и я про то ж.
Есть даже не теория, а фобия заговоров.
Автор темы, который увы больше в ней не проявляется, находится, если я правильно понял, где-то в этом русле.
Я же вижу более аморфную картинку.
Есть, конечно, целенаправленные дурильщики, работающие за счет могучих госбюджетов. Они сильны, обладают множеством неафишируемых ресурсов, но их клиентура - интеллектуальные середняки и ниже.
Подобное притягивает в этом случае подобное, собственная глупость, как скверная имунная система, выискивает и затягивает внутрь дурь.
Но главном образом система работает, как пушкинский самодур ("Признание"): "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!"
Для того, чтобы кого-то обдурить, требуется, как минимум тот, кто не противится иррациональному, не дружит с головой.
А аморфность заключается в том, что 99% дури, пропускаемой через себя дураком, нецеленаправлена и напрямую не вредит дураку. Дураки щедро деляться в своей среде дурью, купаются в ней, они справедливо полагают себя большинством, делая из этого дурацкий вывод о своей непоколебимой правоте исключительно по этому основанию.

А вот с патриотизмом на олимпиаде, как мне кажется, Вы коллега погорячились

Вот, вот!
Именно об этом я только что и писал.
Патриотизм изначально иррационален.
Объясняю на пальцах.
При СССР ведь был патриотизм? А як же! Требовалось: "Люблю Украину, Кавказские горы,..." Но сейчас у этих территорий имеются собственные лЮбцы, которые не потерпят вашей любви.
Следовательно, любовь к территории государства - глупость.
Но ведь человек - главная ценность, воскликнут некоторые, следовательно патриотизм = любовь своих соотечестников.
А як же!
Взять к примеру Чикатило и Эйнштейна.
Первый - соотечественник, второй - не сподобился.
И как вы думаете, кто мне симпатичнее?
И почему пигмей мне должен быть менее приятиен, чем алкаш под забором?
Следовательно, особая привязанность к гражданам с российскими паспортами - глупость.
А неглупость, когда я испытываю привязанность к единомышленникам, своей команде, своей родне. Только в этом случае мои чувства искренни.
А испытывать прилив патриотизма оттого, что некий кореец, специально натурализованный под олимпиаду, завоевал три олимпийских золота - удел, извините, тех самых, которыми манипулировали, манипулируют, и зароют, манипулируя.

Аватар пользователя vlopuhin

Фристайл в Чт, 2014-03-06 16:09.

Автор темы, который увы больше в ней не проявляется, находится, если я правильно понял, где-то в этом русле.

Похоже его Ваше мнение не интересует, он строчит новые страшилки в том же духе.

Аватар пользователя nikolaj

Все, что написал автор работы, это реальный факт! И всякий, способный самостоятельно думать человек, видит этот факт. Не видит только тот, кто находится в плену заблуждений, созданных современными идеологическими установками, как бы эти установки не назывались - коммунистические, капиталистические, религиозные, и бог его знает, сколько еще их есть! Я уже неоднократно говорил об том, что если все эти установки рассматривать с точки зрения взаимоотношений человек - общество, то, во всех этих установках, прекрасно видна полная зависимость каждого конкретного человека от общества. И ни одна, из всех существующих идеологических установок, даже не предусматривает постановку вопроса об уважении подлинной свободы каждого конкретного человека! Да по другому и быть не может! Потому, что о каком понимании подлинной свободы человека может идти речь, если никто не знает, что такое - общество, на каких принципах создается подлинное понятие коллектива, что представляет собой человеческий разум! Да и о каком понимании разума может идти речь, если вообще человечество не понимает - для каких целей, в процессе эволюции, появились мозги у живого существа?

    Современное представление о человеке, как о бездумном животном, который только и способен на то, чтобы выполнять чужие установки своего поведения в обществе, абсолютно без учета его мнения, угнетает любого, самостоятельно думающего, человека!
    И таких самостоятельно думающих людей появляется все больше и больше, которые начинают понимать, что настоящий кризис происходит в мозгах у людей, а не искусственный кризис в экономических отношениях.
    Говорят, что революции делают романтики, а её плодами пользуются мерзавцы!
    Да, это так и по другому быть не может, с существующими установками понятия - человек! И любой романтик, поднятый к власти свершившейся революцией, непременно станет мерзавцем, под воздействием существующих представлений о человеке! Потому, что по другому быть не может, в таком существующем понимании человека.
      Потребность в переосмыслении всех знаний, о самом человеке и человеческих взаимоотношениях, только усиливается, потому, что все существующие представления о человеке и человеческих взаимоотношениях уже перестают удовлетворять все большее и большее количество людей.
        И надо понимать, что самое трудное, в современных условиях - это понять, что все существующие знания о человеке и межчеловеческих взаимоотношениях ложны! Как это не прискорбно, но от этого факта никуда не скрыться!