Лекция Олега Ноговицина. Часть 2

Лекция, доклад
Дата: 
26.12.2014
Эстетика

ПРЕДЧУВСТВИЕ РЕЧИ: КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА». ЛЕКЦИЯ ОЛЕГА НОГОВИЦЫНА. ЧАСТЬ 2.

26.12.14 в 19=00.

 

АВТОР РАССМАТРИВАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРОЗУ КАК СВОЕОБРАЗНУЮ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ. ПИСАТЕЛЬ НЕ «ИЗОБРАЖАЕТ ЖИЗНЬ» (ЧТО БЫ ЭТО НИ ОЗНАЧАЛО), А ИССЛЕДУЕТ НАШИ СОБСТВЕННЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ И НЕ-БЫТИЯ. ОБ ЭТОМ И МНОГОМ ДРУГОМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ В ЛЕКЦИИ ОЛЕГА МИХАЙЛОВИЧА НОГОВИЦЫНА.

 

На лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

  • экзистенциальное значение неотвратимости судьбы
  • роль нечистой силы в художественном тексте (Гоголь, Кафка) 
  • мир «подполья» Достоевского
  • концепт спящего божества (Борхес)
  • ирония и юмор в поэтике Чехова

Что происходит, когда человек погружается в воображение, в мечту? Действительность внешнего пластического выражения сменяется действительностью внутреннего образа. Своего характера у такого рода персонажа не существует. Поэтому он и не является «типом»: произведение Гоголя не знакомит нас с характером поручика Пирогова, а выясняет способ его отношения к предшествующему ему тексту. Отношение это таково, что Пирогов и есть «текст».

Рядом с Пироговым в «Невском проспекте» выведен художник Пискарев. Пискарев — прямая противоположность Пирогову. Пискарев — мечтатель. Это означает, что текст существует для него как текст.

В то время как Пирогов сам есть мечта, Пискарев мечтает. Текст захватывает его своей данностью, как то, что есть, тогда как самого Пискарева нет. Текст есть перед ним. Гоголь ставит два способа «быть» рядом, поэтому он не смеется над ними, а скорее сострадает или мыслит.

Борхес находит путь как раз между двумя Гоголем обозначенными возможностями. Борхес начинает с метафоры. У Борхеса убийство совершается для того, чтобы имя убитого, появившись в газетах вместе с именем убийцы, позволило третьему лицу получить необходимое известие («Сад расходящихся тропок»). Таким образом, герой переходит из сферы действительности в сферу «смысла». Как только подмена значений произошла, герой оказывается «во власти» совершающегося, его поведение делается неотвратимым. Он думает, что долг побуждает его к этому, но никакой долг не побудит к убийству, вообще к любому действию, если прежде действие не потеряет своего настоящего значения; герой оказывается как бы во сне, его долг сродни забвению.

Художественный прием — предмет и вместе с тем метод изображения — у Борхеса и заключается в том, что действие (долг, страсть) — поскольку оно основано на метафоре — тождественно забвению. Действительность текста — это действительность метафоры (как во сне). Влюблен человек бывает не тогда, когда подыскивает сравнение, а когда видит в девушке «цветок».

Борхесу принадлежит идея бога-сновидца. Идея состоит в том, что не только мы, прибегая к «значениям», действуем, т.е. страстны и долженствуем, но и в то же время мы сами — чья-то метафора, чей-то сон и чья-то страсть.

«Сон» — казалось бы, неотвратимость, судьба. Но здесь-то и пробуждается страсть. Вавилоняне («Лотерея в Вавилоне») пробуждаются от жизни, т.е. непосредственности, к страсти и делают это самым простым способом: разыгрывают в кости обстоятельства жизни. Например, человеку выпадает «власть». Все, происходящее с ним в дальнейшем, оказывается «назначенным» — до тех пор, пока ему не выпадает другое, например, «смерть». Благодаря лотерее человек не «живет», а имеет дело с жизнью: если он существует, то он страстен.

Причина  страсти — в вовлеченности в судьбу. Греческие герои поэтому страстными не бывают никогда.  Узнавание, т.е. действительное узнавание, признание судьбы для них тождественно смерти. Герой не может «заглянуть в судьбу» он либо бежит от судьбы — и попадает в «текст», становится героем повествования; либо, встретившись с судьбой, умирает, произнеся нечто вроде пушкинского: «Так вот где…» Греческая трагедия точно описывает условия изображения: изображаемый персонаж не знает судьбы, не знает «значения», поэтому он сам есть «значение», или персонаж. Греки прекрасно понимают, что рядом с изображением, или «жизнью», существует смерть; иными словами, человек силится сознать себя как некую в себе сознательную действительность; но усилие признается греками невозможным, уничтожающим «действительность» человека… С точки зрения принципов поэтики выбор, существующий в греческой трагедии, можно выразить так: либо внешне-телесное, «повествовательное» изображение героя, представление его как абсолютно «другого»; либо полное отождествление героя, автора и зрителя (читателя) в самосознании героя, т.е. в смерти.

Об авторе:

Олег Михайлович Ноговицын, канд. филос. наук, доцент СПбГУ; автор книг «Ступени свободы», «Поэтика русской прозы».

 
 
 
 
 
 

Комментарии

Аватар пользователя Николай Мигашкин

Не согласен с пониманием сущности живого языка. В позитивистсих науках она рассматривается иначе. Это выдержка из Введения в книге " Позитивисткие науки способ преодоления кризиса в гуманизме" Н. В. Мигашкина

Мысль начинается с выделения типичного Целого качества. В этом случае она имеет самую большую скорость в мире, выделяя смыслы качества.  Так работает интуиция.  Человек испытывает в этих состояниях чувство вдохновения и уверенности в себе. Подчиняясь этому чувству ученые, поэты, писатели выполняют некий стратегический план и создают свои произведения. Такие стратегические планы необходимы нам в формировании будущего в жизни отдельного человека, организаций и даже государств. В менеджменте такой уровень управления считается искусством. В позитивистких науках это технологии.

   Стратегия смысла заложена в любом живом языке общения. Исторически формируясь через  деятельность, в нем аккумулировался только позитивный опыт и способы понимания законов окружающего мира, естественно-природной сущности человека. Живым языки общения делает тождество мышления, деятельности и бытия. Его естественно – природная сущность через понимание в обучении, справедливости в правовых и этических отношений, стоимости в экономических отношений и истины в теориях воспроизводит   естественно-историческую сущность человек а.

 Любые акты бытового общения или совместного сотрудничества имеет множество   противоречивых значений.  Но удивительным образом люди выходят на уровень понимания их смысла, отражающего новое качество позитивного сотрудничества. Так в процессе исторического развития благодаря живому языку формируется функциональная грамотность.

Научные термины, понятия, раскрывающие   технологические процессы для организации совместной деятельности, всегда требуют их однозначного восприятия . Для того чтобы сохранить общность понимания существует формальная логика и различные технические способы анализа, технологические карты исполнения деятельности. Это уровень профессиональной грамотности.

Любая научная, производственная или деятельность по обучению осуществляется с использованием десятков и сотен технологий, терминов из   различных сфер знаний. Если мы представим, что все они находятся в нашем сознании наподобие компьютерных файлов, то столкнемся с проблемами их интеграции в систему, в осуществление их выборки  и приоритетности при  осуществлении деятельности . К тому же, все компьютеры требуют совместимости своих программ. Но люди должны сохранять свою индивидуальность, которая в демократических странах защищается как  конституционное право.

Взаимосвязь функциональной и профессиональной грамотности реализуется в государственной политике как взаимосвязь образования и образованности. Образование связано с удовлетворением социального спроса в профессиональном росте и социальном статусе граждан.  Каждый этап, форма образовательного процесса содержит способ выполнения конкретной деятельности и дает право   на выполнение этой деятельности. Через сертифицирование и виды квалификации специалист получает от общества право на ответственное выполнение конкретных видов деятельности. Существуют многочисленные виды деятельности, которым человек обучается в процессе воспитания в семье, самостоятельно  и в различных социальных системах образования. Это делает процесс образования непрерывным.

Образованность формируется как право личности брать на себя ответственность, формировать стратегию в планировании и выполнении простых и сложных видов деятельности.  Образованность формируется в процессе усвоения и воспроизводства возможностей языковой культуры, которая выделяет сквозные  интеграционные междисциплинарные, межпредметные и  межнаучные связи  в видах деятельности. Образованность связана с духовной грамотностью личности   в установлении взаимосвязей в различных представлениях и видах деятельности.

 Сознательно мы анализируем только организацию достижения  одной цели деятельности. Но все другие виды  грамотности соприсутствуют в виде функций. Благодаря сквозным связям они входят в любой процесс умственной и практической деятельности. В процессе  проработки возможностей цели на первый план может выступать любая грамотность.

 В позитивистких науках  любое представление   тождественно деятельности, так как оно  формируется    через эффект понимания.  Представление, у которого наступил эффект понимания уходит в долговременную память. В содержании этой памяти через понимание осуществляется уже сквозная связь между другими типичными пониманиями Целого.   Более подробно эти закономерности описаны в  кратком курсе дидактики Мигашкин Н. В. «Организация обучения на основе дидактической единицы».

Стратегическое мышление - это способность человека формировать  цели будущего, которые исполнимы в этапах настоящего..

Что будет если человек за основу берет свершившийся факт, оценит его значение и на основе этого формирует свои цели? Он будет идти вперед спиной, не видя перспектив своего будущего. В свое притче Платон описывает таких людей, которые оценивают реалии своей жизни, по теням, которые реальность  отбрасывает на стены пещеры. Такая идеология обречена на мистификацию и  политизацию отдельного научного достижения или факта социальной жизни  для создания   «историй из будущего».  Такие «благие» стремления побуждают на «пустые затраты» и являются причиной появления глубоких кризисов и конфликтов. 

 

Практическое мышление формируется на  основе тождества со способом организации деятельности и привлечении средств из реальной действительности в настоящее время.  При такой технологии организации сознания успешный результат  достигается творчески.  Началом активности человека может начаться с выборки  имеющихся средств и материалов, их возможности использовать в деятельности, согласно соответствующего плана.  Главное в этом процессе соблюдать принципы тождества. В условиях поддержания этого принципа  мышление человека приобретает позитивную практичность. Это дорога к свободе творчества, раскрытию своих способностей и путь к успеху,  к новому уровню жизни и личностному росту.

В книге нет общих рекомендаций, нет предложений усвоить какую-то успешную логику, идеальное  планирование своего будущего. В ней предлагаются интеллектуальные технологии достижения цели на основе тождественности планирования, организации и контроля. А цели могут быть разными:

- кто-то хочет сделать успешную карьеру, создать свой бизнес или, прежде чем стать  Президентом свой страны, научиться руководить большим предприятием, политической жизнью района или области. С учетом индивидуальных способностей книга поможет выстроить свою стратегию ;

- кого-то влечет к себе мир науки. Принцип тождественности в фундаментальных, экспериментальных и прикладных науках сводит до минимума различие между теорией и практикой. Благодаря этому время внедрения сокращается и наука становится реальной производительной силой;

- воспитание детей является для родителей и общества благородной целью.  Забота по сохранению нашего будущего осуществляется в условиях многочисленных факторов негативного воздействия социальной среды. Изоляция от вредных для здоровья и сознания детей влияния не спасает, а создает дополнительные риски. Тождественность мышления, деятельности и бытия, практика позитивного мышления  является основой самосовершенствования и формирования  устойчивости представлений. Такая культура мышления позволяет ребенку с раннего детства  стать творцом своего будущего;

- многих привлекает спорт, возможности физического самосовершенствования. Успех на соревновании зависит от способностей спортсмена выйти на уровень слитности во времени тождественности мышления, деятельности и бытия. Именно эти технологии стали причиной появления новых рекордов в различных видах спорта. Эти состояния выводят человека на уровень воспроизводства своих глубинных ресурсов. Они не являются запредельными, потому что все действия выполняются на вдохновении и в последствии не вызывают Это духовная лень. Кому-то лень заниматься физкультурой и он создает рациональную концепцию, почему ему это не надо. Кто-то не любит математику или какой-то вид деятельности и он тоже создает рациональное обоснование такой позиции.

Смыслообразование, стратегия мышления по смыслам - это способ существования Разума. Смыслы не бывают маленькими или большими, вредными или полезными, их не бывает мало или много. В них действуют сквозные связи, организующие соподчинение и способность выстраивать пирамиду тактических целей согласно общей стратегии . Известен эффект, каждый новый иностранный язык усваивается быстрее. Языковое непонимание людей (Вавилон) находится в сфере субкультурных языков.

Живой язык способен к развитию и самоочищению. Наглядно его можно представить в виде модели атома Н. Бора. Ядром любого языка являются глаголы (делать).  Слова, имена существительные в соответствии со своими значениями для деятельности находятся на орбитах. Искусственные термины сохраняют свое значение до тех пор, пока участвуют в деятельности. Иностранные слова могут входить  в орбиту языка (туннельный эффект) и получать свой смысл до тех пор, пока используются в деятельности. 

Такая модель определяет и типологические особенности ментальности люди, сформированной в недрах языковой культуры. Германские языки   имеют дополнительные усиление деятельностного ядра, что формирует усиление  консервативности в ментальности. Иероглифичечкая письменность также усиливает деятельное начало в каждом иероглифе или пиктограмме. В славянских языках большее значение придается значениям, поэтому эти ментальности больше ориентируются на коммуникационные связи. Английские языки ориентируют сознание людей на аналитические возможности слов, что обусловило его использование в технических формах общения, торговле и бизнесе.

История становления языковых культур доказывает – все национальные языки  и ментальности полезны и необходимы.

  Позитивное мышление   вызывает положительные  чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой. Положительные эмоции влияют на психологическое здоровье, укрепляют иммунитет, повышают устойчивость к болезням.

  Мышление, которое начинается от выделенного факта, часто рождает ошибки, заблуждения и ввергают  человека в страдания.  Такая активность сознания  вызывает   у человека негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние. Чаще всего это происходит в условиях отсутствия какой-то деятельности. Наедине со своими мыслями. Поэтому не случайно, уже  больше десяти лет я принимаю участие в деятельности Челябинского городского общественного движения помощи онкобольным детям  «Искорка».  Председатель фонда Евгения Майрова как-то сказала, что иногда дети, даже шести лет, просят для чтения что-то сложное, со смыслом. Так появились аудиотексты «Плацебо» : «Тренировка воли во время тяжелой болезни, хронической усталости» ;  «Формирование настроя на выздоровление, преодоление неприятностей»; «Позитивный настрой для мамы больного ребенка». Их можно скачать с персонального сайта kamerton2.com.

 Впрочем смыслообразование необходимо постоянно, чтобы взглянуть на ситуацию и оценить себя в ней со стороны.

С уважением Николай Мигашкин

Аватар пользователя kosmonaft

- воспитание детей является для родителей и общества благородной целью.

Целью является воспитание детей или получение в результате воспитания воспитанных детей?

Что значит "забота по сохранению нашего будущего"?
Если будущего нет, то как можно сохранять то, чего нет? Я понимаю, что о детях говорят как о нашем будущем, но наше будущее - это не то, что сохраняется, а то, что создаётся.

Как может "Тождественность мышления, деятельности и бытия" быть основой самосовершенствования и формирования устойчивости представлений?
Разве тождественность мышления, деятельности и бытия является не результатом самосовершенствования?
 

Аватар пользователя Николай Мигашкин

Вы правы, тождество мышления , деятельности и бытия есть результат его достижения. Он фиксируется как достижение понимания и появление сквозных связей между качественными состояниями.

 Согласен и с проведением различия между воспитанием и воспитанностью. Воспитанность появляется при наличии единства образования, воспитания и профессионализации.  Воспитание отдельно от этих форм организации сводит все к морализированию.   Я послал в Минобр анализ организации образования (20 лист).  У нас в школах и ВУЗах получают образование без образованности.

Как видите будущее будущее зависит от людей, которые будут способны сохранять нормативность в воспитанности и образованности. Я между делом прописал основы нормативной психологии, нормативного психоанализа и менеджмента. Если интересны эти направления, то можете заглянуть на сайт kamerton2.com