Ничто, не-сущее, небытие по Юрию Кузину

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
Онтология

Многое о ничто, не-сущем, небытии вы найдёте здесь... 

методология познания не верифицируемого и не фальсифицируемого https://clck.ru/SRvvD

Ничто как предмет мифологии https://clck.ru/VPkR9

Ничто как предмет литературы https://clck.ru/VPkVH

Ничто как поворот в греческой философии: Назад к Горгию! https://clck.ru/Ni3Qa

Ничто как мысль: запрет Парменида/своеволие Горгия (статья 1) https://clck.ru/VPkZq

Ничто как мысль: между Сциллой бытия и Харибдой ничто́ (статья 2) https://clck.ru/V99no

Ничто у Аристотеля https://clck.ru/iWbF7

Ничто у Декарта https://clck.ru/VSAFJ

Рабочий. Ничто у Хайдеггера https://clck.ru/q3DL4

Не-сущее как фантазм: случай гиперреализма https://clck.ru/rgLrx

Пред-и-пост-сущее как Абхава Вайшешики https://clck.ru/VPkrr

Онтологический анамнез не-сущего. Изнанкование https://clck.ru/VPm4w

Смерть на сносях. Что труднее зачать, выносить, изгнать – Не́что или Ничто́? https://clck.ru/VPmAs

Как выделить «ДНК бытия/ничто́» из опосредующих их сущего/не-сущего? (ТРАКТАТ) https://clck.ru/SRvvD

Отличие «бритвы Кузина» от лезвия Оккама...https://clck.ru/VVXSf

Почему тринокулярная онтология упразднит философию как род вопрошания... finis! https://clck.ru/arDsB

 

В И Д Е О  Л Е К Ц И И   

https://clck.ru/ULydU видео-лекция Юрия Кузина № 1 о ничто у Горгия 

https://clck.ru/ULwVr видео-лекция Юрия Кузина № 2 о ничто у Горгия

 

СМЕРТЬ НА СНОСЯХ (трактат об уме и не-сущем) 10-ть видео-лекций...
 
Лекция 1. Фобии https://clck.ru/XMXb5
Лекция 2. Запреты https://clck.ru/XMXf3
Лекция 3. Спекуляции https://clck.ru/XPGzX
Лекция 4. Казусы https://clck.ru/XTZdf
Лекция 5. Ничто: метод https://clck.ru/XVD8n
Лекция 6. Ничто: тринокулярная онтология https://clck.ru/XTKkt
Лекция 7. Ничто: тринокулярная гносеология https://clck.ru/XXFCp
Лекция 8. Ничто: тринокулярная теория истины https://clck.ru/XW3tw
Лекция 9. Ничто: тринокулярная теория субъекта https://clck.ru/XXiQu
Лекция 10. Ничто: тринокулярная этика https://clck.ru/XXwRw
 
 
Д о п о л н и т е л ь н о
__________________________________________
2021 — «Молитва Господня» — Литературный журнал «Москва», № 4, 2021//«Вопросы культурологии», № 4—5, 2021 https://clck.ru/VkRqJ
2021 — «7/7 (Семь смертных грехов/Семь слов с креста)» https://clck.ru/Yd692
И в более широком контексте о методологии схватывания не-сущего, небытия, ничто https://clck.ru/VhbzA
https://vk.com/video16520958_456239260
2022 — «Люцифериада», повесть (литературный журнал «МОСКВА», № 3, 2022 г., https://clck.ru/dX2yk
 

Таким образом, тождество бытия и мышления Парменида и тождество мышления и ничто́ Горгия, со-полагаемые нами, позволяют говорить о казусе Горгия/Парменида, в связи с чем бытие и небытие предстают в синтезе универсалии «Бытие–Ум–Небытие», где мышление не принадлежит сущему, не–сущему, обоюдному: оно на «кромке», оно притворно–сущее.

Обе статьи о Горгии не дескрипция (лат. describere — описывать), но род драмы, театра идей, даже психодрамы Морено, где травмированные идеи/образы, точнее субъекты, обитающие в них, могут быть вызваны из своего далека не с помощью магии, волхования, а в силу способности мысли как в капле крови содержать весь кровоток…

Стремясь дать дефиницию не–сущему, мы столкнулись с потребностью высадить целый лес негативных категорий. Следовательно, по–новому должен быть поставлен и основной вопрос философии: что труднее зачать, выносить, изгнать – не́что или ничто́?

Но поскольку категории конституируют существенное, а не–сущее (по Аристотелю) – фикция софистов, то применение онтологии, гносеологии и эпистемологии для нужд отрицания крайне проблематично. Ясно, что тому, что не–верифицируемо и не–фальсифицируемо не следует уповать на категориальный аппарат. Категории – плоды онтологии, а без бытия учение о сущем – фикция. Надеясь дать дефиницию небытию, сознание делает предметом беспредметность, но не как недостачу чего–либо, а как становление предметной сферы из ничего. Но понятие о не–сущем нельзя задать ни чувственным (феноменальным), не логическим (ноуменальным) определением предмета. Остаётся лишь надеяться на интуицию, откровение, религиозный и творческий экстаз, в которых сущность ничто́ явится уму и сердцу тем способом, о котором и понятия не имеют перцепция/апперцепция. Это явление чего–то из ничего и [есть] мышление, которое работает с бесформенностью, бессодержательностью, бессубстратностью, т.е. само неочевидно, и с большой долей вероятности есть притворно–сущее. Зная себя как «не–сущее», т.е. как безымянную и бессубстратную основу, чистую идею, мышление «есть» ничто́, продуцирующее и репродуцирующее формогенез. Мышление, наконец, есть свобода, повелевающая и обусловливающая [всё], – даже собственное рабство, когда гребец, прикованный к галере бытия/небытия, всё же волен посадить триеру на мель или изодрать о рифы.

И как тут не превратиться в тирана, бубнящего о «запрете Парменида» мыслить не–сущее как сущее? Как не поставить мышление в угол, удостоив «порки», чтобы, выплакавшись, своевольница мысль вернулась за парту с благоговейным ужасом в глазах перед тем, что «есть», и священной ненавистью к тому, чего «нет». Допуская, что мысль, не знающая «ремня», не сведуща в вопросах редукции, мы всё же рискнём дать дефиниции категорий негативной онтологии.

Не–сущее  то, что противоречит сущему, не–сущему, обоюдному тем, что отводит место и время для их бытийствования или ничтожения в будущее, в прошлое, но никогда не в сиюминутное, вход в которое сущему заказан. Не–сущее знает вещь, явление, предмет и даже ум, удостоверяющий наличие/отсутствие чего–либо. Зная о претензии сущего на бытие/небытие, оно налагает вето. Не–сущее – то единичное/конкретное, что прежде торило путь, но чему подрезали крылья на взлёте, что очутилось у разбитого корыта, но что еще не есть сознание утраты, как ничто́, чьи глаза всегда повёрнуты зрачками внутрь. В Софисте речь как раз и идёт о τὸ µηδαµῶς ὂν, никоим образом не сущим (237b), которое Платон, –  в отличие от Горгия, отводящего небытию лишь область рассудка и речи, – наделил референтом: его не–сущее субстантивировано и «онтологично». Важно и то, что небытие в Софисте присутствует не как антиномия бытию, но как иное, т.е. как один из «пяти главных родов». Ясно, что, открыв ящик Пандоры, Платон спровоцировал добрую дюжину негативных онтологий, и среди прочих во многом наивная в своей безыскусности попытка доказать существование ничто́, предпринятая советским историком античной философии А.Н.Чанышевым в его «Трактате о небытии» (Чанышев: 64) Вопросы философии. №10, 1990).

Небытие - есть провал бытия в–себя, в не–явленность, вплоть до негации, что вызвано потерей опоры, выбиванием из–под бытия основания. В результате коллапса, ни вещь, ни явление, ни предмет не представлены себе ни феноменально, ни ноуменально, что может быть следствием как запертого в–себе априоризма, так и парадигматической инфляции. Ясно, что для негативного субъекта, ставшего формой саморефлексии ничто́, сущего нет в той же степени в какой не–сущего нет для Dasein. Небытие – не-субстантивированное,  беспредикативное единство, содержащее в–себе под–основу для репликаций, но так и не отваживающееся на формогенез. При этом мышление, будучи притворно–сущим, извлекает из за–ничтойности идеи и образы. Они зачинаются, вынашиваются и изгоняются из узилища потенции, чтобы, побывав в головах, вернуть сторицей идеальные объекты в депозитарий. Но если по Платону ничто́ вправе рассчитывать на собственную онтологию и гносеологию, где всё ничтожит себя субстантивно, то по Горгию целесообразно говорить о ничто́, которое противоречит не бытию, а самому себе, - речь не идёт об отказе от бытия, не о пассивном безделье или праздношатании, а о деятельном отрицании. Ничто у Горгия фундирует без оглядки на бытие, оно суверенно, и в отличие от небытия, из–под которого выбита основа, само себя конституирует как бытие мысли о небытийствовании всеми формами сущего/не–сущего, включая и притворно–сущий ум.

Ничто́ - «не есть» субстанция небытия, не–сущего, инобытия. Ничто́ – «сознание» собственной никчемности. Войницкий: «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский... Я зарапортовался! Я с ума схожу...» (А.П.Чехов «Дядя Ваня»). Говоря иначе, ничто́ рефлектирующее небытие, пожелавшее навести справки о собственном ущербе. И, однако же, ничто́ – не «рамка» для этюда, написанного сущим, а возможность пейзажа стать пленером. Ничто́ не сущностится, т.е. не рыщет в поисках смысла самоотрицания в чтойности бытия. Для этого у ничто́ «есть» за–ничтойность. Ничто́ конституирует своё небытие, при котором ни о каком сущем и речи нет, включая и само–полагание в виде презумпций, предписаний или устремлений. Источник активности ничто́ – безосновность небытия, которая, говоря языком Хайдеггер, и приказывает тому, чего нет и никогда не будет, «в–себе–из–себя–стоять (in–sich–aus–sich–zhinausstehen)».

Ничто́ и «за» образуют «за–ничтойность», т.е. нечто, что лежит за тем, чего и так нет, некое отрицание–отрицания, как «за» и околица образуют [за околицу]. Ничто́, однако, отличает от небытия предельное онтологическое вопрошание о существе ничтожения. Другими словами, ничто́ – отрицательный субъект, который, будучи голосом вещей, услышанным нашим монокулярным умом, позволяет в акте со-положения образовывать бинокулярную субъктность и бинокулярную экзистенцию.  

Бытие и ничто́ взяты на постой сознанием, где соединяются в чистом узрении. Ничто́ не явлено реально (как вещь) или идеально (как предмет), оно присутствует/отсутствуя как ноумен без феномена. И о том, что невыразимое топчется за кулисой, ум догадывается по косвенным признакам, а вовсе не в результате редукции. Ясно, что форма ничто́ заперта изнутри на засовы априоризма, что об исчислении его предикатов не может быть и речи. Всё, что мы можем – швырнуть интуицию (самоотчёт о встрече с не–сущим) на хирургический стол, чтобы, сделав надрез, расширить распором грудину тайны.

Как «бытие (Sein)», не будучи «сущим (Seiendes)», т.е. тем или этим предметно–чувственного мира, не исчерпывается вычитанием эмпирических событий, так и ничто, не будучи не–сущим, т.е. суммой негаций, не стачивается до огрызка карандаша. Но всё ещё открыт вопрос об ассерции, которую ничто́ носит под сердцем как своё иное.

В результате ауто-дескрипции выработалась формула идеального объекта мысли/мышления: М(х)/М(∞), где М(х) — мысль, свёрнутая в моменте t 1 в точку Гилберта, в апейрон Анаксимандра, в абсолютный минимум Николая Кузанского, а М(∞) — мысль, развёрнутая в моменте t 2 в Универсум, в мышление, которое есть складчина актов и акторов, абсолютный максимумом Кузанца. Отныне всякое употребление этих понятий вне этой связки, т.е. порознь —анахронизм.

Таким образом, в монокулярных картинах мира, предполагающих наличие в центре системы отсчёта одного независимого наблюдателя, знание – плод моногамии, когда искомое добыто бытием, умом/нусом, небытием порознь, и каждый член гипотетической триады знает себя, и только себя, т.е. в отрыве от триединой универсалии Что-Ни-Что, а, следовательно, знает не доподлинно, а ущербно, как недо-понятие, пребывающее в затворе априоризма. Другое дело Тринокуляр (лат. trinocular). Здесь речь об опыте, добытом обоюдно, в складчину, в тринокулярном соглядатайстве, вопрошании/ответствовании. И в самом деле, в тринокуляре эпистема складывается из со-положения опыта бытия-ума/нуса-небытия, которые усматривают момент обоюдно путём сложения линз монокуляров в единую (компенсационную) линзу, избавляющую картину мира от аберраций, и дающую в соглядатайстве объём понятия, т.е., раскрывающих в моменте всеобщее, и во всеобщем – момент. 

И соглядатайство, т.е. соединение трёх монокуляров в одной собирающей линзе, устраняющей индивидуальные аберрации, образует рабочую поверхность трёх узрений/усмотрений, где точки зрения унифицируются в Едином Взгляде, где существенное сущности каждого члена триады Бытие-Ум/Нус-Небытие выступает посредством истины о Всеобщем как со-полагающем единстве моментов. Здесь налицо обоюдное видение и представление, т.е. опредмечивание того, что дано/взято порознь. Здесь Тринокуляр обретает себя в Мiре, посредством которого универсалия Что-Ни-Что редактирует своё внутреннее полагание, что, собственно, и есть мышление вещи-в-себе о вещи-в-себе и посредством вещи-в-себе. 

В Тринокуляре, который завершает дело философии, Ничто и Бытие, рассматриваемые, как члены триады Бытие-Ум/Нус-Небытие, со своего рода интеллигибельным в локусе [чтойности] для сущего, и [за-ничтойности] для не-сущего, образуют универсалию Что-Ни-Что, которая и раскидывает мозгами, не прибегая к дискурсу, отданному на откуп Уму/Нусу. Спросят: как же, всё-таки, кумекают и перекидываются словечками, соглядатайствуют, эти чистые сущие? Посредством каких субстратов? Замечу: в тринокуляре умничают не субъекты, не бытие и ничто, вдруг вышедшие из комы, чтобы посредством ума/сиделки навести справки о годах беспамятства, но умничает со-бытие, застигшее всех членов триады на пути в Дамаск, если обращение Савла в Павла, как метафору переноса (контр-переноса), здесь уместно употребить))) И со-бытие это недискурсионно, в нём ещё нет понятийного мышления, в нём субъекты полагания лишь тычут пальцами друг в друга, как гераклитианец Кратил, а обрезанные уста только робко вертят на кончике губ прото-речь.
 
Но что это за мышление без ноэмы и ноэзиса? Это род невербальной коммуникации, где мысль/мышление, как бинарный объект, сворачивающий идеальные размерности в точку Гилберта за момент t1, чтобы в t2 развернуть интеллигибельное в Универсум, в апейрон Анаксимандра, абсолютный максимум Николая Кузанского, оперирует не категориями Аристотеля, а тектоникой метафизических плит, флуктуациями в структуре каузации/казуации, редактурой сценария детерминизма/индетерминизма...
 
Другими словами, Бытие мыслит сущим; Ничто - не-сущим; Ум/Нус - экзистенцией. А, сложив в соглядатайстве моменты, мы получим обоюдный опыт, который не есть эпистема, не есть складирование плодов ума, не есть артефакты под стеклом, но есть бытие в истине.  Скажут: сомнительно желание автора, - вопреки бритве Оккама, - выдвинуть на место искомого (предельного) основания сущего универсалию Что-Ни-Что. Трудно принять триипостасность в качестве Единого, единосущного, если, разве что, речь не заходит о Боге, чьё бытие триипостасно по определению, и в той же степени, в какой и Тринокуляр, не верифицируемо и не фальсифицируемо. Но оставим в стороне прагматику. Выдвинув в качестве альтернативы жизненному миру (нем. Lebenswelt) Гуссерля, жизненному порыву (фр. élan vital) Бергсона и сиюбытному (нем.Dasein) Хайдеггера своё учение о тринокулярном мироустройстве (лат. trinocular), я ввожу поли-субъект-поли-субстрат Тринокуляр, чтобы дать предельно научное и объективное объяснение феномену мысли/мышления как акта, и как актора в одном лице, а именно, как Ничто.
 
Я выдвигаю гипотезу, что мыслит ни мозг, ни тело, ни страта, ни социум, ни искусственный интеллект, ни Вселенная панпсихистов/панлогистов, а Ничто как суверенная негация, ничтожащая не бытие, не ум/нус, ни обоюдное, а самоё-само-не-сущего, и при этом отрицающее себя, в-себе и посредством себя, вплоть до основания, которое и есть ассерция - негативный субъект Ничто, как его само-сознание или за-ничтойность. Следовательно, и плоды ума следует искать не в структуре нейронных сетей, не в "умных" электронах и белках, которым надоело наворачивать скучные орбиты вокруг ядра, или лихо съезжать по спиралям ДНК, и которые, вопреки каузации/казуации сверху вниз и снизу вверх, пускаются в гопак, кадриль, галоп, а то и вовсе переходят на балет с дюжиной фуэте, кабриолей, арабесок и дивертисментов))) Не проще ли признать, что во всех этих помочах, костылях и протезах, ум не нуждается. Ведь мысль само-тождественна и самочинна, ни от чего и ни от кого не зависит. И если и черпает силы для свободы воли, то скорее в Ничто́, а вовсе не в грубой (brute) эмерджентности, которую в полях, струнах и бранах ищут некоторые физикалисты и физицисты.
 
Наконец, я строю научную модель, при которой и орган мышления следует искать в Ничто. Ничто и мыслящий субъект. И интеллигибельное, как таковое. Это радикальное допущение, при всей своей кажущейся фантастичности, чрезвычайно плодотворно, поскольку решает трудную проблему сознания Д.Чалмерса и засыпает дёрном объяснительных теорий провал в объяснении Т.Нагеля.
 
Таким образом, Ничто и депозитарий, хранящий плоды ума, и соитие/утроба, где умопостижение и умопостигаемое зачинаются, вынашиваются и изгоняются из не-сущего в средостение, на кромку бытия и небытия. Отсюда и категорическое требование Бритвы Кузина оберегать целостность и hymen мысли/мышления, которые присутствуют/отсутствуя, оставаясь притворно-сущими и для Ничто и для Ума/Нуса, и для Бытия...
 
 

Комментарии

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ничто́ - «не есть» субстанция небытия, не–сущего, инобытия...

"Зачем так много слов, так много треска?!?"Ⓒ

К чему эта неловкая попытка отрицательно определить ничто? Ничто не есть то, ничто не есть это и т.д.

Чем не удовлетворяет положительное определение, вошедшее даже в википедию:

"Ничто — способ существования небытия."

Которое сразу вскрывает отношение ничто и небытия, снимая тем самым необходимость в мутных рассуждениях о рефлектирующем небытии, наделённым желанием познать собственную ущербность, или как там у Вас выкручено. 

 

Аватар пользователя Юрий Кузин

"Ничто — способ существования небытия."

         т.е. ничто "есть", оно существует, что нелепо, поскольку квантор существования или экзистенциальный квантификатор в данном случае приписывает бытие небытийствующему. А я толкую: ничто ничтожится, а не бытийствует, что не одно и то же? Этот парадокс прекрасно разобрал Горгий Леонтийский, к коему Вас и отсылаю)))

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

т.е. ничто "есть", оно существует, что нелепо,

От чего же нелепо-то? В ничто ничего не существует, но что мешает существовать самому ничто? Религия запрещает? 

Существование способов существования, пардон за тавтологичность, это особый вид существования, коренным образом отличающийся от существования предметного. Если Вы себе ничто мыслите, как некий предмет, тады да, тады ой. Но если мыслить его, как способ существования, то никаких проблем, способ существования может существовать, даже если этим способом не существует ничего. 

Аватар пользователя mp_gratchev

//т.е. ничто "есть", оно существует, что нелепо, поскольку квантор существования или экзистенциальный квантификатор в данном случае приписывает бытие небытийствующему//.

Ничто - это имя чего-то (имя нелепости, парадокса). Ничто - вещь, процесс, явление или способ существования?

Способ существования парадокса: противоречие. Парадокс - это не разрешенное логическое противоречие. Разрешенное противоречие парадокса = софизм.

Ничто = ничтожество. Ничтожество есть. Ничтожеством называем кого-то конкретного.

Следовательно, есть и Ничто.

--

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Поболтали...

Ничто - это имя чего-то (имя нелепости, парадокса). Ничто - вещь, процесс, явление или способ существования?

Я свой ответ Vadim'y Sakovich'y дал. У "Ничто" как минимум два пласта: обиходный и философский. Как слово (имя) Ничто - полная белиберда, парадокс, словоблудие. В философии же Ничто существует не как имя, а как трансценденталия.
Дал ответ и Юрий Кузин. И некоторые другие.
У Вас есть свой?
Правда, беда в том, что, даже если Вы дадите свой ответ, ни он, ни все другие ответы, ни здесь, ни в нескольких параллельных темах (того же Кузина, Андреева и др.), не стремятся к тому, чтобы дискуссия переросла в то, что написано на лозунге ФШ: "Философский штурм | Совместное философское творчество © 2006-2014".
Ничто, объективно будучи трансценденталией, т.е. все- и интер-интенциальной величиной, субъективно рефлексируется и остается на уровне словесного (именного) словоблудия.

Аватар пользователя Njkelfxb11

Небытие, ничто - возможно, и если оно возникнет, то ничего породить не может.
Время в значительной степени есть движение бытия к небытию.

Движение к небытию - Рок небытия.
Бог возник в борьбе с Роком небытия.

ДНК бытия (в рамках темы автора) - Принципы бытия - творческие принципы - Айнуры.
Одним из этих принципов является движение к небытию.

Единство воззрений о возникновения бытия и проблематика добра и зла.
https://author.today/work/137951

Четыре ключа бытия.
https://author.today/work/114076

 

 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Сколько дум приходит в голову, вернее, в Мысль( голова к думам не имеет никакого отношения- процесс мыслеобразования  мозгу несвойственен ).А думы в связи с Ничто - небытие. А когда это небытие- то было?Лао-Цзы  писал:Дао пусто, го благодаря ему, существует все, не переполняется.О, бездонное!»

«Маятник Фуко» - роман итальянского писателя, философа, профессора семиотики Болонского университета Умберто Эко. Впервые был опубликован на итальянском языке в 1988 году. Книга начинается с длинной цитаты на иврите из 7 страницы книги Филиппа Берг «Каббала: Учение о десяти просвещённых эманациях Рабби Ицхака Лурия с комментариями, достаточными для начинающего» том II, изданной в Иерусалиме в центре изучения Каббалы в 1973-ем году. В дословном переводе цитата звучит так:   «Когда Свет Бесконечности растянулся в форму прямой линии в Пустоте…он не сразу растянулся и вытянулся по нисходящей, конечно же он растянулся медленно – то есть, сначала Луч Света начал простираться и в самом начале его протяжения в тайну Луча он преобразовался и сформировался в совершенно круглое колесо.»  

   «Дао»,   нематериальная   энергия   (пока без движения), не было   Пусто; оно – накопитель чувств. Оно  само – живое, и все в нем - живое.  Чувства  зародились,  развивались,  расцветали и в пик  своего расцвета достигли уровня высоких духовных чувств.   В энергии   зародились духовные (для души) силы. Другими словами, зародилась  Душа  Вселенной.  Она как  живой организм   созрела, сформировалась и стала способна…  И  вот  только тогда в  ней   возникла Мысль – Мысль Вселенной (Божественная Мысль). Она (это Он)  тоже  зародился  естественно, спонтанно   открылся в  энергии.  Пусто никогда не было в том бытие, в котором родился человек и Вселенная. С противоположностей- Мысли и Сознания открылся  , именно открылся, Мир живой и способный все оживить. Бог родился в двух ипостасях- Мысль (Божественный разум и Душа его - высокие духовные чувства - обожествленное Дыхание.

Ничто - в наших головах, именно в головах. С уважением.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Ничто - в наших головах, именно в головах.

Головное головному рознь.
В голове может рождаться всякий бред, типа "я Наполеон" или "я Юлий Цезарь".
Могут рождаться всякие химеры, типа русалок, леших и домовых.
Могут рождаться произведения искусства, типа "Джоконды" и "Аппассионаты".
Могут рождаться понятия, типа треугольника или мнимого числа i.
Могут рождаться теории, типа теории коммунизма или теории относительности.
Могут рождаться трансценденталии, типа Сущего и Абсолюта.
Вы как Ничто квалифицируете?

Аватар пользователя buch

Небытие - есть провал бытия в–себя, в не–явленность, вплоть до негации, что вызвано потерей опоры, выбиванием из–под бытия основания. 

Сколько ни пытаюсь себе это представить , ничего не получается. Как бытие может провалиться в  себя ? Да что там бытие , я сам в себя провалиться не могу , все равно что то остается снаружи.

"«Ну, слава богу, никого нет, — произнес он, — теперь можно поглядеть». Он робко подошел к зеркалу и взглянул. «Черт знает что, какая дрянь! — произнес он, плюнувши. — Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!..» С досадою закусив губы, вышел он из кондитерской и решился, против своего обыкновения, не глядеть ни на кого и никому не улыбаться. Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома; в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета; дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! "

Аватар пользователя Юрий Кузин

Сколько ни пытаюсь себе это представить , ничего не получается. 

         есть способ "представить" - описан мной в трактате о Ничто, методологию которого рекомендую применить https://clck.ru/SRvvD 

Аватар пользователя buch

У меня эта ссылка не открывается . Так что воспользоваться Вашим удивительным рецептом не получится , к сожалению ( а может к счастью) .

Аватар пользователя Юрий Кузин

Наберите в Интернете в поисковой строке Как выделить ДНК бытия/ничто́ из опосредующих их сущего/не-сущего? и получите дюжину ссылок на различные ресурсы, где выложен текст)))

Аватар пользователя buch

Да собственно меня заинтересовал провал бытия в себя.  У Гегеля , Бытие и Ничто , так быстро переходят друг в друга , что в конце уже невозможно отличить одно от другого . А у Вас Бытие проваливается в себя . Но провалившись в себя , в себе и останешься .  Очень запутанное представление .

Аватар пользователя buch

Особенно любят современные философы заниматься Ничтом . И этому есть объективное объяснение , поскольку отсутствие каких либо ограничений , дает мощный толчок безудержному полету фантазии и необычным , красочным переживаниям . 

Но если попробовать подойти к этому вопросу рационально , то выясниться , что в объективной реальности Ничта нету . Там одни сплошные Нечты . Поскольку если бы Ничто там появилось - то сразу же и исчезло бы.  В субъективной реальности его тоже очень сложно обнаружить , поскольку всегда для этого нужно звать на помощь Нечту ( остаются только всякие кромки , невысказанности , потаенности и то что находится за углом ) . Остается только искать его во всеобщей реальности . Ноль в математике очень похож на Ничто , но к сожалению вполне конкретно участвует в операциях ( Нечта в степени Ничто дает вполне конкретное целое ) . Во Всеобщем Сознании мы пока не можем его искать,  потому что сами там не находимся. Остается логика . Там Ничто обосновалось вполне законным образом . Поскольку есть необходимость высказаться о том , что нельзя. То что нельзя и есть Ничто . Нельзя что бы Нечто исчезло . Для этого мы должны создать Ничто , что бы указать место куда нельзя Нечту деваться. Нельзя что бы Нечто появилось без помощи другого Нечто ( то есть мы должны указать то что не может быть причиной) . Нельзя что бы Нечта не обладала свойствами Нечты ( говорит о том , что Ничто не может обладать ни одним из этих свойств ) .

Таким хитрым образом , Ничто и просачивается в априорные принципы мышления, из трансцендентальных глубин Всеобщего Сознания. 

Аватар пользователя Юрий Кузин

Остается только искать его во всеобщей реальности .

         Так поступал М.Пруст - "Поиски" - это работа с утратой, т.е. с ничто...

Ноль в математике очень похож на Ничто

         Вы мыслите не-сущее как бытие, которое обнулилось, но ничто самоё-само, оно не антипод бытию, ни его недостача, ущербность...но и не инобытие (Платон). Ничто ничтожится по-своему - так, как ему заблагорассудится... Ничто увязывается с мышлением как его местопребывание и внутренняя форма... Ничто и мысль синонимы. 

Аватар пользователя buch

Лично с Прустом не знаком . У Платона ложь также является небытием . Да , Ничто можно мыслить как противоположность Нечто . Или как что то такое , что находится в Нечто , каким то другим способом . Или как что то самостоятельное ( надеюсь это не темная материя или темная энергия ) . Или как необходимый результат мышления . Или как то чему запрещено существовать . Я вижу , что Ничто проникает в мышление через логику . Но отождествлять мышление и Ничто я бы не стал.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Но отождествлять мышление и Ничто я бы не стал.

         если сознание не в не-сущем, то - в сущем, что недоказуемо, - отсюда и "трудная проблема сознания" Д.Чалмерса. Ваш узел нельзя распутать, но можно разрубить бритвой Кузина. http://philosophystorm.ru/otlichie-britvy-kuzina-ot-lezviya-okkama

Аватар пользователя buch

Чалмерс  сам , долгое время , придерживался позиции натуралистического дуализма . Вашей бритвой можно конечно, что угодно разрубить , но трудная проблема имеет натуралистическое решение при помощи клея bucha

Аватар пользователя mp_gratchev

// Ничта нету //

"Ничто" склоняется? Пальта нету.

--

Аватар пользователя Юрий Кузин

// Ничта нету //

    Типичная логическая ошибка - двойное отрицание (по Аристотелю). Читайте трактат Горгия о ничто, - там разобран парадокс лжеца/брадобрея задолго до Рассела.

    Мысль о Ничто́ беспредметна. Но когда предметом мысли становится беспредметность, у не-сущего появляется шанс. Такой шанс небытию дал Горгий Леонтийский - софист, чей трактат «О не-сущем, или О природе» дошёл до нас в парафразах Секста Эмпирика (Adv. Math. 7.65–87, DK 82 B3) и Псевдо-Аристотеля, или т.н. Анонима (De Melisso Xenophane Gorgia, V–VI). Ничего нет: ни сущего, ни не-сущего, ни обоюдного, утверждает Горгий (979а24).

    Своё «не-сущее» (τὸ μὴ ὂν εἶναι) софист противопоставляет «сущему» (τὸ ἐóν) Парменида, хотя текстологи убеждены, что целью пародии был Мелисс с его работой «О природе, или О сущем» (Περὶ φύσεως ἢ Περὶ τοῦ ὄντος), чьё название Леонтиец якобы отзеркалил в собственном трактате «О не-сущем, или О природе» (περὶ τοῦ μὴ ὄντος ἢ περὶ φύσεως) 

_________________________________________

Вольф М.Н., (2014) Софистика. Горгий Леонтийский: трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях: учеб. пособие / М. Н. Вольф; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск: РИЦ НГУ, С.112.

Аватар пользователя buch

Ничего нет: ни сущего, ни не-сущего, ни обоюдного, утверждает Горгий (979а24).

А как жить тогда на белом свете прикажите ? Пускай все таки натурфилософия будет надежным якорем , не дающим бурям ума унести нас в пучины прозрачного  Ничто .

Аватар пользователя Юрий Кузин

Горгий говорит о логических преобразованиях, а вы их применяете к реальности, что неправомерно.

Аватар пользователя buch

Но ведь реальность еще нигде не разошлась с логикой . 

Аватар пользователя buch

"Ничто" склоняется? Пальта нету.

Ну , Ничта далеко не Пальта . Почему мы должны их уравнивать ?

Аватар пользователя Юрий Кузин

Tractatum in Nihil (извлечения)

1. Ничего нет: ни сущего, ни не-сущего, ни обоюдного, ни того, что наличествует, ни того, что случается, ни того, что мыслится.

1.1. Ничего нет кроме удостоверенного. Но удостоверяемое не удостоверяется, в определённом смысле оно не удостоверяемо. Отсюда ничто постоянная, а не переменная функция. Но поскольку ничто, как уверяет язык, «есть», т.е. наличествует, а, следовательно, бытийствует как негация, ничтожащая себя, в-себе, и для-себя, то не-сущее не может не существовать. Следовательно, то, чего нет, не было и не будет, бытийствует, что нелепо. Парадокс снимается, когда квантор существования или экзистенциальный квантификатор «есть», наделяющий вещь субстантивностью, сам удостоверяется как ничто, т.е. как мысль. И в самом деле, обозначаемый символом логического оператора ∃ (англ. exist – существовать), он «растождествляет» понятие, видоизменяет внутреннюю форму слова, вносит сумятицу (хаос) в речевую норму. Возникает эффект, когда слово, стоящее плечо к плечу с квантором, обнаруживает «инаковость», точно что–то, томящееся внутри его формы, вытолкнуло наружу означаемое, о котором означающее и понятия не имело. Эта метаморфоза, ставящая на котурны метафизики служебную, казалось бы, часть речь, превращает язык в предложение с бесконечным числом существительных (Аристотель), прилагательных (Платон), глаголов (Витгенштейн), - так вот этот перенос (контр-перенос) возводит на подмостки и уводит за кулисы - бытие и небытие.

1.2. Логика Ничто/Бытия тождественна логике мысли.

1.3. Мысль - иллюзия, поэтому логическая структура иллюзии тождественна логической структуре мысли.

1.4. Сходная с мыслью иллюзия - киногения; в ней киномысль пребывает в-себе и для-себя. Поэтому логика иллюзиона (киногении) тождественна логике мышления.

1.4.1. Исследуя логическую структуру предложения в кино – поймём и идеальные объекты, их структуру, регионы, субстраты, субъекты, предикаты.

1.4.2. Зримость и однозначность предложений (пропозиций) в киногении делает бессмысленным большинство терминов метафизики, чьи означающие и означаемые в виду речевых аберраций сами нуждаются в уяснениях/доуяснениях. Скажем «Grip (job) - чёрный флажок на штативе, перекрывающий поток света на съёмочный объект, есть инстанция «редактора» в бессознательном, то, что регулирует давление события/факта на интенциональность, чтобы ни излишняя тень (недоэкспонирование), ни излишний свет (переэкспонирование) не лишали ум явления, которому не суждено стать предметом усмотрения/узрения.

1.4.3. Мысль как слепая, обретающаяся в Ничто, выстукивает палочкой (квалиа) спелёнатое Нечто.

1.5. Мысль обретается на кромке бытия/небытия, в средостении, - она бессубстратна, беспредикативна, беспредпосылочна.

1.5.1. Средостение - не место, не время, а со-бытие, позволяющее бытию бытийствовать, а ничто - ничтожиться. В со-бытии мысль фундирует себя пограничьем сущего и не-сущего. Не будучи каузативно/казуативно производным от бытия и ничто, мысль осуществляет функцию рефлексии для обоих. В со-бытии – то, что есть, случается как бытийствующее, то, чего нет - как небытийствующее, то, что удостоверяет - как удостоверяющее, т.е. мысль.

1.5.2. Мир не то, что Вы себе помыслили, не логически прояснённая форма предложения, опять же рождённого в логически-упорядоченном уме, знающем свой "метафизический шесток", выведенного за скобки, как "естественная установка", а то, что дано/взято обоюдно: бытием-умом-небытием, т.е. - триединой универсалией-предложением, которое уясняется (до-уясняется) сообща, а не порознь, - отсюда и предложенная мной презумпция "со-бытие" есть поли-субъект-поли-субстрата или поли-субстрат-поли-субъекта. Что до чистоты жанра, т.е. требования не втягивать в аналитическую философию не свойственную ей проблематику (сущее, не-сущее, бытие, небытие, субъект, объект), то нечем не могу помочь, - появление "Философских исследований" стало ответом на вторжение жизни и спонтанности в логически-выверенные конструкции "Трактата". Ведь чем занимался Витгенштейн, - он исчислял понятия, которыми оперирует бог. Если не видеть, как поступают аналитические философы, ничего предосудительного в признании математикой «существования неосязаемых объектов» (чисел), и готовности мириться с использованием квантора существования как для эмпирических (когнитивно осмысленных) предложений, так и для математических утверждений, то нет и противоречия в вопросе: «Существуют ли воображаемые объекты?» или «Существуют ли на самом деле возможные миры?» Мой ответ: существуют. Где? В средостении сущего и не-сущего, т.е. в уме, который, как квантор, увязывает две реальности: эмпирическую и модальную. Следовательно, и предмет онтологического доказательства реален в той мере, в какой правильно эксплицированы понятия ["существует"] и ["реальность"]. Если пределы применимости слова «существование» расширить, признав за не-эмпирическим опытом право на сущее (как в случае с числом), то отпадёт и большая часть упрёков в неверифицируемости и нефальсифицируемости Ничто.

1.5.3. Ланцеты – термины киногении для срезания жировых складок с ума, не способного дать дефиницию не-сущего, небытия, ничто.

1.6.1. Ничто невыразимо/непредставимо. И в самом деле, тому, что не–верифицируемо и не–фальсифицируемо не следует уповать на категориальный аппарат. Категории – плоды онтологии, а без бытия учение о сущем – фикция. Надеясь дать дефиницию небытию, сознание делает предметом беспредметность, но не как недостачу чего–либо, а как становление предметной сферы из ничего. Но понятие о не–сущем нельзя задать ни чувственным (феноменальным), не логическим (ноуменальным) определением предмета. Остаётся лишь надеяться на интуицию, откровение, религиозный и творческий экстаз, в которых сущность ничто́ явится уму и сердцу тем способом, о котором и понятия не имеют перцепция/апперцепция. Это явление чего–то из ничего и [есть] мышление, которое работает с бесформенностью, бессодержательностью, бессубстратностью, т.е. само неочевидно, и с большой долей вероятности есть притворно–сущее. Зная себя как «не–сущее», т.е. как безымянную и бессубстратную основу, чистую идею, мышление «есть» ничто́, продуцирующее и репродуцирующее формогенез. Мышление, наконец, есть свобода, повелевающая и обусловливающая [всё], – даже собственное рабство, когда гребец, прикованный к галере бытия/небытия, всё же волен посадить триеру на мель или изодрать о рифы.

1.6.2. Не–сущее – то, что противоречит сущему, не–сущему, обоюдному тем, что отводит место и время для их бытийствования или ничтожения в будущее, в прошлое, но никогда не в сиюминутное, вход в которое сущему заказан. Не–сущее знает вещь, явление, предмет и даже ум, удостоверяющий наличие/отсутствие чего–либо. Зная о претензии сущего на бытие/небытие, оно налагает вето. Не–сущее – то единичное/конкретное, что прежде торило путь, но чему подрезали крылья на взлёте, что очутилось у разбитого корыта, но что еще не есть сознание утраты, как ничто́, чьи глаза всегда повёрнуты зрачками внутрь. В Софисте речь как раз и идёт о τὸ µηδαµῶς ὂν, никоим образом не сущим (237b), которое Платон, – в отличие от Горгия, отводящего небытию лишь область рассудка и речи, – наделил референтом: его не–сущее субстантивировано и «онтологично». Важно и то, что небытие в Софисте присутствует не как антиномия бытию, но как иное, т.е. как один из «пяти главных родов». Ясно, что, открыв ящик Пандоры, Платон спровоцировал добрую дюжину негативных онтологий, и среди прочих во многом наивная в своей безыскусности попытка доказать существование ничто́, предпринятая советским историком античной философии А.Н.Чанышевым в его «Трактате о небытии» (Чанышев: 64) Вопросы философии. №10, 1990).

1.6.3. Небытие - провал бытия в–себя, в не–явленность, вплоть до негации, что вызвано потерей опоры, выбиванием из–под бытия основания. В результате коллапса, ни вещь, ни явление, ни предмет не представлены себе ни феноменально, ни ноуменально, что может быть следствием как запертого в–себе априоризма, так и парадигматической инфляции. Ясно, что для негативного субъекта, ставшего формой саморефлексии ничто́, сущего нет в той же степени в какой не–сущего нет для Dasein. Небытие – не-субстантивированное, беспредикативное единство, содержащее в–себе под–основу для репликаций, но так и не отваживающееся на формогенез. При этом мышление, будучи притворно–сущим, извлекает из за–ничтойности идеи и образы. Они зачинаются, вынашиваются и изгоняются из узилища потенции, чтобы, побывав в головах, вернуть сторицей идеальные объекты в депозитарий. Но если по Платону ничто́ вправе рассчитывать на собственную онтологию и гносеологию, где всё ничтожит себя субстантивно, то по Горгию целесообразно говорить о ничто́, которое противоречит не бытию, а самому себе, - речь не идёт об отказе от бытия, не о пассивном безделье или праздношатании, а о деятельном отрицании. Ничто у Горгия фундирует без оглядки на бытие, оно суверенно, и в отличие от небытия, из–под которого выбита основа, само себя конституирует как бытие мысли о небытийствовании всеми формами сущего/не–сущего, включая и притворно–сущий ум.

1.6.4. Ничто́ - «не есть» субстанция небытия, не–сущего, инобытия. Ничто́ – «сознание» собственной никчемности. Войницкий: «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский... Я зарапортовался! Я с ума схожу...» (А.П.Чехов «Дядя Ваня»). Говоря иначе, ничто́ рефлектирующее небытие, пожелавшее навести справки о собственном ущербе. И, однако же, ничто́ – не «рамка» для этюда, написанного сущим, а возможность пейзажа стать пленером. Ничто́ не сущностится, т.е. не рыщет в поисках смысла самоотрицания в чтойности бытия. Для этого у ничто́ «есть» за–ничтойность. Ничто́ конституирует своё небытие, при котором ни о каком сущем и речи нет, включая и само–полагание в виде презумпций, предписаний или устремлений. Источник активности ничто́ – безосновность небытия, которая, говоря языком Хайдеггер, и приказывает тому, чего нет и никогда не будет, «в–себе–из–себя–стоять (in–sich–aus–sich–zhinausstehen)».

1.6.5. Ничто́ и «за» образуют «за–ничтойность», т.е. нечто, что лежит за тем, чего и так нет, некое отрицание–отрицания, как «за» и околица образуют [за околицу]. Ничто́, однако, отличает от небытия предельное онтологическое вопрошание о существе ничтожения. Другими словами, ничто́ – отрицательный субъект, который, будучи голосом вещей, услышанным нашим монокулярным умом, позволяет в акте со-положения образовывать бинокулярную субъктность и бинокулярную экзистенцию.

1.6.6. Бытие и ничто́ взяты на постой сознанием, где соединяются в чистом узрении. Ничто́ не явлено реально (как вещь) или идеально (как предмет), оно присутствует/отсутствуя как ноумен без феномена. И о том, что невыразимое топчется за кулисой, ум догадывается по косвенным признакам, а вовсе не в результате редукции. Ясно, что форма ничто́ заперта изнутри на засовы априоризма, что об исчислении его предикатов не может быть и речи. Всё, что мы можем – швырнуть интуицию (самоотчёт о встрече с не–сущим) на хирургический стол, чтобы, сделав надрез, расширить распором грудину тайны. Как «бытие (Sein)», не будучи «сущим (Seiendes)», т.е. тем или этим предметно–чувственного мира, не исчерпывается вычитанием эмпирических событий, так и ничто, не будучи не–сущим, т.е. суммой негаций, не стачивается до огрызка карандаша. Но всё ещё открыт вопрос об ассерции, которую ничто́ носит под сердцем как своё иное.

1.6.7. Философию терзает дихотомия: мир объективен; сознание субъективно. Чтобы решить «трудную проблему сознания» (the hard problem of consciousness), киногения прежде показывает способы обнаружения реальности. Мир извлекается из-под спуда - квалиа; сознание – квалиа о квалиа. При этом местопребывание сознания – ничто. Ничто, однако, не «есть». Оно не род бытия и не инобытие. Ничто ничтожится так, как ему заблагорассудится, т.е. суверенно от бытия. Поэтому и бытие, и небытие, и ум соглядатайствуют, а опыт каждого, складываясь, образует тринокулярное вопрошание/ответствование, что отражено в предложениях, которые не нуждаются в до-уяснении.

2.1. Киногения состоит из дескрипций, прессупозиций и пропозиций.

2.2. Оптика/линзы – отшлифованные умения, навыки ума, выпестованное зрение, которое долго корпело за учебниками, протирало штаны за партами, чтобы, вооружившись, пропускать свет истины со всей толщей молекул воздуха, ворсинок, крылышек насекомых, сквозь слюду которых «Единоначальный Луч» (Псевдо-Дионисий Ареопагит) преломляется, прежде чем выхватить из дрёмы бытие. Эти линзы должны, оставаясь в пределах плоскости объектива, то приближать изображаемый объект к глазу наблюдателя, то - удалять, нарезая мир на планы (регионы бытия).

2.3. Всевидящее Око и кинообъектив тождественны: «Рыбий глаз» (35 мм, 50 мм, 75 мм, 120 мм, 240 мм, 500 мм), - степень близости субъекта к объекту познания; род этого бытия предполагает, что субъект недвижим, а бытие, ухваченное багром интенции, притягивается к ловцу, застывшему на берегу Леты/Cтикса. Радикальный случай такой познавательной стратегии – трансфокация (zoom), когда применён объектив с переменным фокусным расстоянием. Противоположный процесс – движение самого наблюдателя к обездвиженному объекту; вид такого познания называется тревелингом (traveling), когда наезд камеры, установленной на операторскую тележку или кран-стрелку, приближает ум к сущему, а - не наоборот. В случае с тревелингом субъект именует бытие, благоговейно взывая к его потаённости, надеясь на его само-раскрытие; в случае же трансфокации субъект выносит суждение о бытии, ставя себя над сущим, в позу дознавателя, выбивающего показания из бытия в одиночной камере. Нравственный посыл разный у обеих стратегий. Трансфокатор – гибкий и оперативный ум, жертвующий резкостью и чёткостью изображения, светосилой (способностью пропускать свет), чтобы выигрывать в быстроте смены планов и возможности манипулировать с сущим, безнаказанно обшаривать его карманы, самому оставаясь на удалённом расстоянии. При «наезде» же тележкой, когда камера движется по рельсам, а объектив статичен, возникает эффект медленного и плавного сворачивания пространства, а субъект робко приближается к сокровенному, - так герои «СТАЛКЕРА» Андрея Тарковского торили маршрут в «зону», устраивая биваки для само-рефлексии, молитв и фигур умолчания.

2.4. Четыре оптические линзы обеспечивают видение: 1) воздушная среда и объекты, погружённые в неё (прото-линза); 2) объектив киноаппарата; 3) глаз (как оптическая система); 4) мозг с его «сценой» и кино-фабрикой, где, видоизменяясь, претерпевая метаморфозы, видимое превращаются в увиденное, осмысленное, пережитое. Таким образом, эволюция света – маршрут, которым Вергилий и Данте проводят «Я» сквозь оптические среды к чистому узрению/уяснению.

3.1. «О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (Людвиг Витгенштейн). Этим фрагментом завершается «логико-философский трактат», но весь corpus текста, по сути, сводится к одному слову: молчи. Но о чём следует молчать? Что значат слова «о чём», «невозможно», «говорить», «следует», «молчать»? В какой степени это предписание, а в какой - констатация бессилия речи исчислить предикаты объекта (язык), так и не ставшего предметом (дискурс о невыразимом).

3.2. О чём невозможно сказать? Очевидно, о том, что не вертится на кончике языка, точнее – не взбирается ни на кончик языка, ни на кончик пера: о мышлении. И в самом деле, мысль – то, что нельзя объективировать, что всегда - прессупозиция, а не пропозиция. Идея Витгенштейна предельно ясна: невысказываемое/невыразимое не следует облекать в дискурс, но о нём следует мыслить, т.е. чтобы понять небытийствующее, то, что не обзавелось субстратами, cубъектами, предикатами, нужно небытийствовать самому, - пребывать в существе молчания, вопрошая об утаённом. Следует разговорить косноязычие (инкогерентность) речи, бухнувшейся в обморок перед глубиной пропасти, которую вырыл ум, разведя по обе стороны длительность и мысль. Высказывание о существе мысли «есть» мысль, которая, однако, не обнаруживает ни себя саму, ни свой предмет. Мысль о мысли не может быть помыслена по причине своего отсутствия и в мире, и в дискурсе. Надеясь, что, как слепой, выстукивающий улицу, он извлечёт из нечто, спелёнатое ничто, Витгенштейн признал неудачу. Его трактат – попытка хирурга, которому в его летний отпуск пришлось оперировать на ресторанном столике, превратить в ланцеты и зажимы столовое серебро. Но инструменты оказались не подходящими. И Витгенштейн отложил операцию. По словам Рассела философ: «многоречиво распинается о том, что не выразить в словах, тем самым намекая скептикам, что, вероятно, в доме, где обитают языки, существует какая-то потайная дверца, запасный выход» (What causes hesitation is the fact that, after all, Mr Wittgenstein manages to say a good deal about what cannot be said, thus suggesting to the sceptical reader that possibly there may be some loophole through a hierarchy of languages, or by some other exit) [13, p. 18]. 13. Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus / Introduction by Bertrand Russell. — London, 1922

Аватар пользователя esprit

Домыслы экзальтированного ума, спуститесь на землю и попробуйте понять полную объективность мира, в том числе духовного.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Спасибо, воспользуюсь Вашим советом

Аватар пользователя Whale

Спасибо, воспользуюсь Вашим советом

А, что, Юрий - может и правда, того? Спуститься на Землю, в прямом смысле? Устами, так сказать... глаголит истина. Как-то даже перекликается с "буйным" лосевским:

"Учебники читал, когда-то хотел сам быть астрономом, даже женился на астрономке. Но вот до сих пор никак не могу себя убедить, что земля движется и что неба никакого нет. Какие-то там маятники да отклонения чего-то куда-то, какие-то параллаксы… ... Тут вопрос о целой земле идет, а вы какие-то маятники качаете. А главное, все это как-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. То я был на земле, под родным небом, слушал о вселенной, «яже не подвижется»… А то вдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни «яже не подвижется». Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили". (А.Ф.Лосев. "Диалектика мифа")

Опять же, хайдеггеровская четверица земли и неба:

"Земля и небо, божества и смертные, сами собой единые друг с другом, взаимно принадлежат друг другу в односложности единой четверицы. Каждый из четверых по-своему зеркально отражает существо остальных. Каждый при этом по-своему зеркально отражается в свою собственную суть внутри одно-сложности четверых. Эта зеркальность — не отображение какого-то изображения. Зеркальность, освещая каждого из четверых, дает их собственному существу сбыться в простом вручении себя друг другу. В этой своей осуществляюще-высвечивающей зеркальности каждый из четырех играет на руку каждому из остальных. Осуществляюще-вручающая зеркальность отпускает каждого из четверых на свободу его собственной сути, но привязывает, свободных, к односложности их сущностной взаимопринадлежности". (М.Хайдеггер. "Вещь")

Квадрокуляр от герра Хайдеггера :)

Аватар пользователя Юрий Кузин

В этой своей осуществляюще-высвечивающей зеркальности каждый из четырех играет на руку каждому из остальных.

        Зеркала отражают то, что напротив, и уж точно умножают/дробят себя, если отражают друг друга, при этом никакого осуществления сути "другого" не происходит, -  вещам не пробиться сквозь амальгаму, и уж точно не осуществить-вручить зеркальность кому бы то ни было, или отпустить отзеркаленных на свободу. Зеркала не отпускают. Зеркала заперты на засовы априоризма))) Хайдеггер применяет аналогию, которая есть сходство двух предметов (групп предметов) в каких-либо свойствах или отношениях, - при этом нельзя упускать из виду, что умозаключения по аналогии более близки к индукции, чем к дедукции. Используем логику аналогии свойств и аналогии отношений. Пусть имеется отношение (iSн) и отношение (yS1e). Тождественно отношения S и S1, при этом [н] не аналогично [e], а [i] не аналогично [y]. В качестве примера аналогии отношений используют планетарную модель атома Резерфорда, которую учёный построил по аналогии отношения между Солнцем и планетами (модель), в одном случае, и атомным ядром и электронами (прототип) — в другом. Но зеркальность (как аналогия полноты) хромает, зеркала не ведут к диалогу, обмену, взаимовыручке (играть на руку постороннему). Не зеркалить следует, а со-работничать, со-творить, чего и близко нет в приведённом Вами фрагменте Хайдеггера.

Аватар пользователя Whale

Зеркала не отпускают. Зеркала заперты на засовы априоризма)))

Зеркала не отпускают и не впускают, тут я с вам согласен. Hо это же Хайдеггер, у него другие зеркала! Это зеркальность -

"...зеркальной игры едино-сложенности земли и неба, божеств и смертных миром  [ 35 ]  . Мир истинствует в мирении. Это значит: мирение мира ни объяснить через иное, ни обосновать из иного нельзя. Невозможность коренится не в том, что наше человеческое мышление к такому объяснению и обоснованию неспособно  [ 36 ]  . Необъяснимость мирения мира происходит оттого, что такие вещи, как причины и основания, мирению мира несоразмерны. Как только человеческое познание начинает требовать здесь объяснений, оно не поднимается над существом мира, а проваливается ниже существа мира. Человеческая потребность в объяснениях вообще не имеет отношения к одно-сложности мира. Единые четверо оказываются задушены в своем существе уже тогда, когда их представляют просто как четыре обособленных реалии, которые надо обосновать друг через друга и объяснить друг из друга".

Это "Все во всем" - Гераклита, или "Все имманнетно всему" - Лосского или по  Тютчеву:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши —
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

 

Возьмите любую вещь - в ней все! Земля и небо, люди и боги...

Аватар пользователя Юрий Кузин

Зеркала отражают то, что напротив, и уж точно умножают/дробят себя, если поставлены друг против друга. При этом никакого осуществления сути "другого" не происходит, - вещам не пробиться сквозь амальгаму, и уж точно не осуществить-вручить зеркальность кому бы то ни было, или отпустить отзеркаленных на свободу. Зеркала не отпускают. Зеркала заперты на засовы априоризма))) Аналогия, применённая Хайдеггером, есть сходство двух предметов (групп предметов) в каких-либо свойствах или отношениях, - при этом нельзя упускать из виду, что умозаключения по аналогии более близки к индукции, чем к дедукции. Используем логику аналогии свойств и аналогии отношений. Пусть имеется отношение (iSн) и отношение (yS1e). Тождественно отношения S и S1, при этом [н] не аналогично [e], а [i] не аналогично [y]. В качестве примера аналогии отношений используют планетарную модель атома Резерфорда, которую учёный построил по аналогии отношения между Солнцем и планетами (модель), в одном случае, и атомным ядром и электронами (прототип) — в другом. Но зеркальность (как аналогия полноты) хромает, зеркала не ведут к диалогу, обмену, взаимовыручке (играть на руку постороннему). Не возвращать постороннему его "чуждость" следует, а со-работничать, со-творить, со-мыслить, т.е. прирастать в "другом" собой, чтобы зачать, выносить и изгнать плод любви, - но подобного и днём с огнём не найдёшь в приведённом фрагменте Хайдеггера.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Друзья! Эти лекции родились в спорах и горячих дискуссиях с каждым из Вас))) Вы уже посмотрели их? Что Вы думаете о предмете лекций - ничто - и главном тезисе автора, противоречащим Пармениду, - МЫСЛЬ И НИЧТО ТОЖДЕСТВЕННЫ? Поделитесь своим мнением.

Юрий Кузин. Смерть на сносях. Трактат об уме и не-сущем (все видео-лекции на одной странице)

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Дуплексы трансценденталий

Уважаемый Юрий, коли просите, выскажу мое мнение.
Сразу оговорюсь, что лекции Ваши – весьма монументальный труд, поэтому пока прослушал их лишь фрагментарно и готов вернуться к любой их части, если наш диалог состоится и Вы будете давать ссылки с указанием минут.

Итак, я полностью поддерживаю Ваш творческий подвиг – исследовать одну из самых загадочных и запутанных проблематик философии – проблематику Ничто. Я не считаю ее надуманной и софистической. Для меня это обертоны, возникающие при осмыслении трех фундаментальных регионов мироздания – Сущего, Бытия и Сущности.
Поскольку фундаментальных регионов – три, то и негация у каждого своя:
у сущего – не-сущее,
у бытия – не-бытие,
у сущности – не-сущность.

Многие философы не различают этих дифференциаций, и для них Ничто представлено всеми тремя антиномиями скопом, через запятую: не-сущим, небытием, не-сущностью. Я не могу удовлетвориться подобной поверхностностью, поскольку знаю, что многие мыслители уже их различают. У того же Парменида находим два понятия, выражаемых рядами терминов с отрицательными частицами μη и ουκ:
– для не-сущего: μη εον, μη εοντα, ουκ εον, μηδεν (буквально «ни одна вещь»),
– для не-бытия: μη ειναι, ουκ ειναι, ουκ εστιν (буквально «не есть», «не бытийствующее»).
И поскольку у него бытие тождественно мысли и никак не сущей вещи, то и не-бытие отлично от не-сущего: не-бытие вполне может существовать, а не-сущее обладать бытием (не-бытие не может лишь быть, а не-сущее существовать).

Что же касается сущности, то ее антонимом (не-сущностью), с одной стороны, является эмпирия, которая прекрасно и существует, и бытийствует, с другой стороны – химера, ложная мысль, денотата которой точно нет ни в сущем, ни в бытии. Но как мысли химеры прекрасно существуют и еще как заполоняют человеческое мышление, так что с ними приходится бороться с помощью разных «критик чистого разума».
Вот этого аспекта Парменид не знал. Он не знал, что мысль может быть и не-существующе-не-бытийствующей, и тут Вы совершенно правы. Так же Парменид не знал еще категории сущности (это заслуга Аристотеля), а посему не мог предвидеть оппозиции «Ничто – Абсолют», открытой в Ареопагитиках.

Предварительные выводы.
Для меня категории «сущее», «бытие» и «сущность» являются трансценденталиями (см. «12 трансценденталий» – ссылка). Каждая из них образует двойной комплекс – дуплекс – с собственным негативным дополнением:
«сущее – ничто»,
«бытие  – небытие»,
«сущность – идеальная мысль».
Естественно характер задающей трансценденталии предается и на ее негативный обертон, поэтому я уже выше, в этой Вашей теме, еще три месяца назад, определил и вторичную категорию (Ничто) как трансценденталию (ссылка). Сейчас уточняю, тут мы имеем дело с тремя траснценденталийными дуплексами: но дуплексами со знаком «минус». Потому что есть и дуплексы со знаком «плюс». Например, пары «благо – добро», «сущность – истина» и т.п. образуют дуплексы со знаком «плюс». А пары «сущность – мысль», «Абсолют – ничто» амбивалентны, они могут выступать как со знаком плюс, так и со знаком минус (не-сущность, химера).

Таким образом, рассматриваемые Вами ничто-дуплексы, я определяю как трансценденталийные пары со знаком минус.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Прочитав Ваше мнение о моих лекциях, Сергей Катречко (Администратор Transcendental philosophy, Transscendentalphilosophie), написал: С.Борчиков - серьезный исследователь, с которым мы 2-3 года вели форму по кантовскому воображению (есть в сети). Его отзыв цене. Передавайте ему привет от меня. (жалко, что в нашей группе он перестал появляться).

Передаю привет)))

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Спасибо. Тоже ответил на ФБ. Жду ответов по существу.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Юрию Кузину
Поскольку ответа от Вас пока нет, то я перенес этот пост в мою тему (ссылка) и начал там далее развивать теорию трансценденталийных дуплексов, на которую Вы меня, без сомнения, сподвигли. 

Аватар пользователя Дилетант

Небытие - есть провал бытия в–себяНе–сущее  то, что противоречит сущему, не–сущему, обоюдному тем, что отводит место и время для их бытийствования

Как говорится, из "ничто" ничего и не будет. 
​Ваша "логика", Юрий, верна, на мой взгляд, но "наоборот". С точки зрения существования сущего, сущее обладает активностью, поэтому именно оно "отводит место и время" для "не-сущего". 

Небытие - есть провал бытия в–себя

Можно и так сказать. Бытие совершается мышлением с вещами посредством их "истины". Небытие - отсутствие свершения при отсутствии либо мышления, либо вещей, либо истин.

Ничто́ - «не есть» субстанция небытия, не–сущего, инобытия. Ничто́ – «сознание» собственной никчемности. Войницкий: «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский... Я зарапортовался! Я с ума схожу...» (А.П.Чехов «Дядя Ваня»).

Что-то Вы, Юрий, увидели. 
Однако, конкретное "ничто" - пустое место в бытии сущего, требующее заполнения.
Но Вы же пытаетесь мыслить с точки зрения "Ничто". Но там нет активности. Или "активность наоборот".
Вы, Что, имеющий активность, мыслите о Ничто, наделяя его своей активностью. 

Ничто́ и «за» образуют «за–ничтойность», т.е. нечто, что лежит за тем, чего и так нет

Ну, да. "За" конкретным "ничто", требующим заполнения, лежит иерархия Ничто, соответствующая иерархии Что.
"Верхушки" образуют пару Что и Ничто: сгущение и разрежение Субстанции Что. 

Особняком стоит иерархия осознания этих "двух" иерархий.

PS. 
Пример "конкретного ничто": отсутствующее колесо в автомобиле. Ясное дело, что пустое место "колесо" требует своего заполнения.
Но сам автомобиль не имеет активности "присвоить колесо", активность имеет человек, которому "надо", чтобы колесо установилось в автомобиль.

Парадокс в том, что если формализовать действия человека, и заменить активность человека на активность машины (робота), то колесо на автомобиль будет установлено.

А в чём парадокс? Парадокс в том, что "сознательное желание" человека, при формализации его действий, становится тождественным целеустремлённой активности робота (по установке колеса).
Но ведь я-то понимаю, что никакого желания и сознания у робота (машины) нет. Однако, опыт доказывает, что действия робота по целеустремлённости ровно такие же как и у меня, стало быть, робот обладает "моим сознанием"))).

Бихевиоризм, однако, рулит.