О поисках истины

Аватар пользователя Nirvanus

Человек не ищет истины, он ищет подтверждения своих убеждений.

Комментарии

Аватар пользователя Антон Совет

ФШ.417: Повод

Сначала нужно «найти» эти убеждения. Чтобы потом искать им подтверждения. :)

Аватар пользователя Nirvanus

Вы кривите душой. Убеждения есть даже у семилетнего ребенка.

Аватар пользователя Антон Совет

А у младенца? :)

Аватар пользователя Nirvanus

Убеждения возникают на почве простого не критического принятия. Ребенок как губка вбирает в себя всю информацию, а во взрослом возрасте в основном защищает ее от как «здравый смысл». Конечно, есть механизмы позволяющие внушать человеку почти любую информацию, но это отдельный разговор..

Аватар пользователя Антон Совет

"Убеждения - это твердые, осознанные и обдуманные верования, выполняющие роль подсказок либо жизненного ориентира для человека.

Другие близкие понятия - установка, предубеждение, верование, конструкт.

Как и верование, убеждение - это интеллектуальный рефлекс человека, его фиксированная реакция на те или иные стороны жизни, но в отличие от верований и предубеждений, убеждение обдумано и имеет в своей основе осмысленное (связное, логическое) обоснование.

По крайней мере, считается, что настоящее убеждение адекватного человека должно быть именно таким".

http://www.psychologos.ru/articles/view/ubezhdeniya

Аватар пользователя Nirvanus

По крайней мере, считается, что настоящее убеждение адекватного человека должно быть именно таким".

Я так не считаю. Убеждения, даже если оно действительно верно, порождает конформность.

Аватар пользователя kosmonaft

А в результате подтверждения истинности убеждений появляются новые истины,требующие новых подтверждений...,))

Аватар пользователя Nirvanus

А в результате подтверждения истинности убеждений появляются новые истины,требующие новых подтверждений...,))

Да, действительно это имеет место быть. Но я о другом.

Аватар пользователя kosmonaft

Человек идёт тем или иным путём,в том числе и тогда,когда он вроде бы никуда и не идёт,и на своём пути ему тут и там попадаются некие истины.
Что требуется человеку,если он случайно натыкается на ту или иную истину?
Человеку требует подтверждение,что эта истина-истинна,и в том случае,если она истинна,соответствует ли она пути следования или не соответствует.
Если человек просто идёт,то истинные истины просто принимаются как промежуточные истины.
Если человек считает,что идёт путём,который он выбрал свободно и осознанно,то истинными считаются только те истины,которые не противоречат убеждениям на основании которых и был выбран этот путь.

Отправлено...,))

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, приветствую
Не совсем улавливаю Вашего противопоставления: не истины, а подтверждения
Ведь то, что требует подтверждения, есть нечто сомнительное, необоснованное, шаткое, неочевидное, нетвердое, вилами по воде писаное и т.д., т.е. в конце концов почему же это все и не считать "не истинным"?

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Не совсем улавливаю Вашего противопоставления: не истины, а подтверждения…

Человек ищет не столько обоснования для себя, сколько обоснования для оппонентов, поскольку сам он уже убежден, хотя и не всегда сознает это. Сомнения, по этому, появляются только когда человек видит, что есть люди для которых его «знание» вовсе не очевидно.

Так называемый «поиск истины» на самом деле есть лишь поиск аргументов, которые бы оправдали убеждения человека. Даже когда оппонент выкладывает более сильные аргументы, которые связаны с очевидными для обеих сторон знаниями, человеку не легко принять их. Эмоциональное состояние ухудшается, его чувства оскорблены..

Аватар пользователя Vladimirphizik

Даже когда нет аргументов и ты стоишь на перепутье ста дорог?
Это теперь называется "поиск подтверждения несуществующих аргументов", а не поиск истины? Оригинально, однако жжж...

Аватар пользователя Nirvanus

Даже когда нет аргументов и ты стоишь на перепутье ста дорог?

Нет человека без убеждений, без мировоззрения. Это, конечно, не означает, что человек не может искать ответы на некоторые вопросы, в которых он вообще не сведущ, но всегда на его пути камнем преткновения будут те знания, которые не вписываются в его картину мира.

Аватар пользователя philozan

Nirvanus пишет:

Человек не ищет истины, он ищет подтверждения своих убеждений.

Так поступает только законченный догматик.

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, благодарю за ответ.
Вы говорите: «Человек ищет не столько обоснования для себя, сколько обоснования для оппонентов, поскольку сам он уже убежден, хотя и не всегда сознает это. Сомнения, по этому, появляются только когда человек видит, что есть люди для которых его «знание» вовсе не очевидно.»
Так если наш человек убежденный в истинности своих убеждений (сколь угодно по неведомым ему причинам) ищет того, чтобы они остались истинными (или зеркально это означает, что он ищет того, чтобы его убеждения стали истинными для других), то значит он с необходимостью руководствуется каким-то представлением об истинности вообще? В противном случае как бы он вообще мог понимать «опасность» доказательств Другого для истинности своих убеждений и как бы он строил свою ему контраргументацию?
Но если истина это нечто отчего зависят его убеждения, а не наоборот, то значит отождествлять поиск истины только с защитой старых убеждений значит заведомо отрицать явную возможность обретать еще и новые убеждения, которые могут быть ничуть не меньше истинными.
Почему же Вы так ограничиваете истолкование «поиска истины»?

«Даже когда оппонент выкладывает более сильные аргументы, которые связаны с очевидными для обеих сторон знаниями, человеку не легко принять их. Эмоциональное состояние ухудшается, его чувства оскорблены…»
Получается, что основанием не искать новых истинных убеждений Вы находите в отрицательных эмоциях.
Т.е. если человеку очевидно, что его убеждения по факту не выдержали критики, то это значит он признал ошибочность своих убеждений, т.е. он признал, что он был немного глуп. И Вы хотите сказать, что он продолжает настаивать на своей глупости, потому что ему стало больно от того, что он оказался глуп, да еще и в глазах других?
С другой стороны. Но ведь ему же раскрыли глаза. Он теперь перестал быть глупым, т.е. он немного поумнел (отказавшись от ошибочных убеждений). Почему же человеку не испытывать в этом случае положительные эмоции?
Получается, что не ищет новых истинных убеждений не любой человек.
Как-то так. :о)

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Почему же Вы так ограничиваете истолкование «поиска истины»?

Этот вопрос имеет и другую сторону. Человек способен искать истину, если она никак не связана с неким его убеждениями, например, учёный, который проводит исследования поведения частиц при определенных условиях строит гипотезы только после получения результатов исследования..

Но я говорил немного не об этом. Человек не способен смотреть на аргументы своих оппонентом не предвзято, он всегда оценивает их таким образом, каким они вписываются в его картину мира. Когда такие аргументы вступают в противоречия с его взглядами, то вместо детального изучения их, он ищет опровержения или дополнительные доказательства своих позиций.

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, прежде чем понять, есть ли о чем тут мне поразмышлять (или просто согласиться с Вами), хотелось бы уточнить вот что.
Вы предложили исходный тезис как «ВСЕОБЩИЙ», или как «мол, БЫВАЕТ И ТАКОЕ»?
Согласитесь, одно дело сказать: всякий человек не ищет истину, а ищет только оправдание каким-то убеждениям, и другое дело сказать: бывает так на свете, что какой человек не ищет истину, а ищет только оправдание каким-то убеждениям.

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Это зависит не столько от человека как от условий. Я говорил только о тех условиях, когда убеждения человека вступают в противоречия с некими утверждениями другого человека. Так как это философский форум, то мой тезис относится прежде всего к философской полемике.

Если же перед человеком не стоит задача усомнится в своих представлениях о мире, а лишь изучить некое явление, то он способен смотреть на него белее менее адекватно.

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, Вы говорите: «Это зависит не столько от человека как от условий. Я говорил только о тех условиях, когда убеждения человека вступают в противоречия с некими утверждениями другого человека.»
Т.е. я буду прав если скажу, что человек не ищет истины, а ищет подтверждения своим убеждениям, при условии, если его убеждения вступают в противоречия с утверждениями другого человека?

Если прав то, теперь совмещаю со следующими Вашими словами: «Так как это философский форум, то мой тезис относится прежде всего к философской полемике
Получаю:
человек не ищет истинности своей философии, а ищет подтверждения своей философии, при условии, что его философия вступает в противоречие с философией другого.
Однако мой вопрос остается в силе.
Ведь одно дело считать это всеобщим тезисом и другое дело считать, что такое на свете встречается.
В каком же все-таки качестве Вы предлагаете нам этот тезис?

«Если же перед человеком не стоит задача усомнится в своих представлениях о мире, а лишь изучить некое явление, то он способен смотреть на него белее менее адекватно.»
Ну это-то да, только опять же: а адекватно чему?
Разве не своим философским убеждениям в том числе?
Если да, то тогда это утверждение в целом получит право быть или не быть только после ответа на мой вопрос выше.
Посудите сами.
Если исходный тезис – всеобщий, то тогда перед человеком никогда не стоит задача усомнится в своих представлениях о мире и, соответственно, любое сомнение в его объяснении какого-то явления у другого человека, автоматически будет им рассматриваться как "наезд" и на философские убеждения о мире. Верно?

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Ну Вы, видимо, всерьёз решили заняться этим вопросом. Как видите данная тема сложена лишь из одного тезиса и не это не спроста. Я не выводил его из долгих рационалистических раздумий, но получил его из опыта общения и самоанализа.

Теперь все же попробую ответить на Ваш основной вопрос. Я думаю это не частная, а общая проблема человеческой конформности.

Аватар пользователя ustas

Инь и Янь. Одни создают и укрепляют убеждения. Другие - их разрушают или изменяют.
В области знаиний/информации - как в животном мире - паразит прокалывает тело жертвы и вбрасывает яйца. Яйца размножаются и личинки поедают владельца.
В области сетей - аналогично - БотНетсети или вирусные сети. Коммунистические или Путинистические или Демократические или Христианские или Атеистические или еще какие сети...

Одни создают, другие удерживают - война без начала и без конца! Но ведь девушка ищет - того, кому хочет отдаться! Отдаться единственному или отдаваться за деньги - зависит от того какие "личинки" были отложены в ее голову!

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, Вы говорите: «Ну Вы, видимо, всерьёз решили заняться этим вопросом.»
В нашей беседе ровно настолько, насколько и Вы.

«Я думаю это не частная, а общая проблема человеческой конформности.»
В таком случае возвращаюсь к Вашему сообщению о том, что «Человек не способен смотреть на аргументы своих оппонентом не предвзято, он всегда оценивает их таким образом, каким они вписываются в его картину мира. Когда такие аргументы вступают в противоречия с его взглядами, то вместо детального изучения их, он ищет опровержения или дополнительные доказательства своих позиций.»
Хм...
Как можно найти опровержение какого-то аргумента, не осуществив его детального изучения? Как можно построить какое-то дополнительное доказательство в защиту, если не ясно как день, в чем заключается нападение? Мне кажется, Вы проходите мимо того, что чтобы оценить «вписывается» или «не вписывается» что-то в нашу картину мира, надо это что-то понимать.
Если это так, то в чем тогда состоит суть «предвзятости»?
Неужели в том, что мы получив новое знание, с помощью которого узрели ошибочность нашего старого, все же считаем, что ошибочно не наше старое знание, а то новое, с помощью которого мы узрели ошибочность старого? Судя по всему да. Т.к. в противном случае, если бы мы сразу узрели бы ошибочность предложенного знания (или аргумента), то мы и не защищались бы. Верно?

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Неужели в том, что мы получив новое знание, с помощью которого узрели ошибочность нашего старого, все же считаем, что ошибочно не наше старое знание, а то новое, с помощью которого мы узрели ошибочность старого?

Если знание не противоречить фундаментальным основам нашего мировоззрения, то мы можем его принять и с лёгкостью отбросить старые представления, но когда мы связали слишком много других знаний с неким знанием, то его уже заменить будет очень сложно.

Аватар пользователя Пермский

Приветствую Вас, Derus

Derus, 21 декабря, 2013 - 19:48
Если это так, то в чем тогда состоит суть «предвзятости»?
Неужели в том, что мы получив новое знание, с помощью которого узрели ошибочность нашего старого, все же считаем, что ошибочно не наше старое знание, а то новое, с помощью которого мы узрели ошибочность старого? Судя по всему да.

Вы спрессовали до предела поэтапность усвоения нового знания. Первый этап: "Этого не может быть" - предвзятость. Второй: "В этом что-то есть" - собственно новая проблемность. И третий: "это само собой разумеется" - усвоение знания. Новое знание интегрировалось со старым как естественное сочетание нового с сохранением (снятием) старого.

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, Вы говорите: «Если знание не противоречить фундаментальным основам нашего мировоззрения, то мы можем его принять и с лёгкостью отбросить старые представления»
Не-е-е…
Если новое знание, не противоречит нашим старым, то с чего вдруг Вы «с легкостью можете отбросить старые представления»?
Более того, даже минуя этот вопрос уже достаточно, чтобы на корню срубить Ваши сходный тезис. Как мне пока кажется. Ведь получается, что мы не всегда (а мы помним, что наш тезис - всеобщий) защищаем наши убеждения, коль даже можем их отбросить вовсе.

«но когда мы связали слишком много других знаний с неким знанием, то его уже заменить будет очень сложно»
«Сложность» отказа от старых убеждений не спасает Ваш общий тезис от НЕвсеобщности. Раз можно (легко ли, сложно ли), значит, можно.

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

«Сложность» отказа от старых убеждений не спасает Ваш общий тезис от НЕвсеобщности. Раз можно (легко ли, сложно ли), значит, можно.

Мой общий тезис не говорит о том, что нельзя. Доказывая свои убеждения можно найти истину, но тем не менее найти истину вовсе не значит избавится от конформности, ибо можно преобрести также и заблуждение.

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, Вы говорите: «Мой общий тезис не говорит о том, что нельзя. Доказывая свои убеждения можно найти истину, но тем не менее найти истину вовсе не значит избавится от конформности, ибо можно преобрести также и заблуждение.»
Хм….
Еще раз.
После допущения всеобщности нашего тезиса, наш тезис таков:
мы все не ищем истины, когда ищем истину, мы на самом деле ищем оправдания своим убеждениям.
Но вот простой вопрос: почему мы начинаем оправдываться?
Потому, что нам предъявляют противоречащие нашим убеждениям аргументы. Т.е. какие-то предложенные аргументы делают наши старые убеждения – ошибочными? Ведь если они не делают их ошибочными (не истинными), то мы можем либо пройти мимо них, либо дополнить ими свои старые убеждения.
Следовательно, мы хотим, чтобы наши убеждения были истинными, а не ошибочными. А значит, мы ищем истину, а не просто оправдываем свои убеждения, что противоречит исходному тезису.

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Хорошо. Возможно Вы ни когда в споре не ищете оправдания своим убеждениям, а смотрите на вещи объективно. Видимо только я так смотрю на вещи. Как говорится все люди разные, только я одинаковый..

Аватар пользователя Derus

Ну что Вы, Nirvanus...
Дело совсем не в этом.
А в том, как мне кажется, что этот тезис мыслимый как общий для всех - ложен.
Ну а то, что кто-то на белом свете ищет оправдания своим убеждениям с точки зрения истины, кто-то с точки зрения самосохранения, кто-то с точки зрения своего хорошего эмоционального настроения, кто-то с точки зрения моды эпохи и т.д. – это само собой…

С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Ну а то, что кто-то на белом свете ищет оправдания своим убеждениям с точки зрения истины..

Интересно кто на белом свете стоит на позициях истины, а посему занимает ее точку зрения =)

Аватар пользователя Derus

У Вас есть все шансы узнать это, как только Вы начнете искать истину.
С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Первый вариант Вашего комментария мне нравился больше ;)

Аватар пользователя Derus

:о)
Да пожалуйста (правда я уже не помню дословно): Видимо те, чьи убеждения остаются всеобщими, выдерживая нашу с Вами критику.

Благодарю за разговор.
До встреч.
С уважением. Derus

Аватар пользователя Nirvanus

Да пожалуйста (правда я уже не помню дословно):

Вы написали «как только Вы научитесь искать истину» =)

Видимо те, чьи убеждения остаются всеобщими, выдерживая нашу с Вами критику.

Надеюсь, что люди научатся искать истину, но я остаюсь на той позиции, что люди (по крайней мере в основном) ищут оправдания своим убеждениям.

Аватар пользователя Derus

П.С. «я остаюсь на той позиции, что люди (по крайней мере в основном) ищут оправдания своим убеждениям
Т.е. исходя из нашего разговора, Вы считаете, что людям защищающим свои убеждения в основном безразлично - ошибочны их убеждения или нет.
С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Нет не безразлично. Но поскольку они убеждены в чём либо, то соответственно принимают это за истину. А как можно опровергать очевидную истину? Птолимей настолько был уверен в геоцентрической системе, что математически ее обосновал (система эпициклов). Разве он истину искал? Нет, он искал обоснования своим убеждениям.

Аватар пользователя Derus

П.П.С. В таком случае либо Вы не поняли суть нашего разговора. Либо я не понял Вас.
Напоминаю.
Опровергать очевиднейшую истину также нелепо как и обосновывать ее.
Поэтому если человек обосновывает убеждение, значит, оно для него еще не истина. Если он его защищает, значит оно перестало быть для него истиной и т.д. (см. разговор)
С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Видимо мы не поняли друг друга. Разве то, что является для Вас очевидным и есть истина? Или то в чём Вы сомневаетесь уже по определению не может быть истинным? Не суть в том, что для Вас истинна, суть в том как Вы дошли до того, что приняли эту истину.

Если Вы религиозный человек и некто предоставляет Вам опровержение истинности Ваших верований, разве Вы будете искать их подтверждения? Скорее всего, Вы сначала будете пытаться опровергнуть это, а если и примите, то обставите все так, чтобы оно не противоречило Вашим убеждениям..

Аватар пользователя Derus

Ответ здесь.

Аватар пользователя Сергей Александров

Не плохой тезис, но у меня есть определённые сомнения по поводу его истинности. И знаете какое слово меня больше всего смущает ? "Своих"!
А своих ли убеждений я ищу подтверждение?
Что я имею в виду. Те убеждения , которые требуют подтверждений чаще всего являются чем-то прилетевшим нам снаружи, то что мы быстро не пережёвывая проглотили , в какой-то момент почувствовали несварение, метеоризм, всякие другие неудобства. И теперь нам надо что-то с этим делать. Мы думаем, что если мы найдём подтверждение этой не переваренной гадости, то она рассосётся, но это иллюзия.

Аватар пользователя Nirvanus

Вы вообще вывели разговор из своего русла. Когда будете спорить с кем либо, то подумайте о том ищите ли Вы истину, или подтверждение своих убеждений..

Аватар пользователя Derus

Nirvanus, Вы говорите: «Видимо мы не поняли друг друга
Эт-точно. Похоже рано я попрощался.

«Разве то, что является для Вас очевидным и есть истина? Или то в чём Вы сомневаетесь уже по определению не может быть истинным?»
Ну так и в каком же тогда смысле говорится о "подтверждении" в Вашем тезисе? Ведь это был мой первый вопрос.
Разве то, что Вы считаете для себя истинным - обязательно не очевидно, а то что Вы считаете ошибочным уже по определению не может быть сомнительным?

Итак наш тезис: «мы ищем на самом деле не истину, а ищем подтверждения своему убеждению»?
Давайте определимся.
Убеждение, о котором идет речь в тезисе, истина для нас?
Если ДА (а Вы сказали - да, см. ответ про Птолемея), то зачем искать подтверждение нашему убеждению, коль для нас ясно как день его истинность (независимо от того ошибаемся мы на самом деле или нет)?
Если НЕТ, т.е. нам ясно как день, что это не истина, то вот как раз в этом случае мы и хотим найти "подтверждение нашему убеждению", т.е. мы хотим, чтобы это убеждение, мнение, гипотеза, догадка, версия, понравившийся по смыслу набор слов и т.п. = стало для нас истиной. Правда, при этом, соответственно, мы входим в противоречие с первой частью тезиса.

«Если Вы религиозный человек и некто предоставляет Вам опровержение истинности Ваших верований, разве Вы будете искать их подтверждения?»
Хм…
Как только кто-то хочет сделать из своего предмета веры - предмет знания, так сразу он - "ищет истину".
Поэтому вновь повторюсь, что если мне будут предоставлены знания, с помощью которых я узрею ошибочность своих убеждений, то я откажусь от своих убеждений (если мне небезразлична их истинность или ошибочность). Если же мне предоставят знания, которые я пойму как ошибочные, то это не будут опровержения, и я спокойно прохожу мимо них.

«Скорее всего, Вы сначала будете пытаться опровергнуть это, а если и примите, то обставите все так, чтобы оно не противоречило Вашим убеждениям…»
Опровергать очевиднейшую для нас истину как Вы сказали – нелепо.
Поэтому если мне предоставят такие знания, с помощью которых мои убеждения станут с очевидностью ошибочными, то как же можно «обставить все так», чтобы сохранить свои отныне ошибочные убеждения? Это нелепо. Это значит, что мы узрев с помощью каких-то знаний ошибочность наших убеждений, все-таки будем считать ошибочными эти знания, с помощью которых мы поняли ошибочность наших убеждений. Нелепо. Но это возможно, если нам безразлична истинность или ложность наших убеждений. Но как Вы сказали, это людям (о которых идет речь в тезисе) не безразлично.
С ув. D

Аватар пользователя Nirvanus

Убеждение, о котором идет речь в тезисе, истина для нас?

Если ДА (а Вы сказали - да, см. ответ про Птолемея), то зачем искать подтверждение нашему убеждению, коль для нас ясно как день его истинность (независимо от того ошибаемся мы на самом деле или нет)?

Опять 25..

Человек не ищет непосредственные доказательства конкретного убеждения, например, Птолимей не искал доказательств геоцентрической системы, она для него была очевидна, но тем не менее он искал новые «знания» связанные с этими убеждениями (систему эпициклов).

Поэтому вновь повторюсь, что если мне будут предоставлены знания, с помощью которых я узрею ошибочность своих убеждений, то я откажусь от своих убеждений (если мне небезразлична их истинность или ошибочность)

Я и так виноват, что раздул этот диалог. Вообще мой тезис должен был вызвать вопрос у самого себя «насколько я объективен». Если у Вас такого вопроса не возникло, то возможно я ошибся и не все люди так предвзяты, а возможно Вы просто не честны с самим собой..

Как я говорил уже ранее этот тезис получен в результате опыта и самоанализа. Не рас вступая в спор я замечал, что оппонент безразличен к моим аргументам, он думает только о том как бы их быстрее опровергнуть. То же самое я замечал за собой — то что противоречит очевидным для меня вещам почти всегда отнимает у меня внимания не больше чем надоедливая муха..

Но иногда я останавливаюсь и думаю о том не предвзят ли я. Это помогает преодолеть себя и посмотреть на вещи, которые я так страстно желаю опровергнуть.. Мне это помогает.

Аватар пользователя Derus

Понято, Nirvanus.
Предлагаю считать, что мы достаточно прошлись по границам нашего взаимопонимания этого тезиса.
В целом остаюсь при том, что вполне естественно, когда кто-то любит какую-то свою истину больше, чем какую-нибудь истину другого. Однако эта любовь невозможна без стремления к истине вообще.

С ув. D