Виталий Иванов. Мысли о вечном

Информация
Год написания: 
1992
Виталий Иванов. “Мысли о вечном. Свой путь России.” Философские эссе, афоризмы. - СПб, 1992.- 32с.
Систематизация и связи
Этика

* * *

Люди могут создать бесчисленное множество самых разнообразных философских и религиозных систем. Но истинную ценность имеют лишь те, которые помогают жить человеку и служат развитию мира.

* * *

Нет правды и нет силы в той мысли, которая не освящена чувством. Не срезонирует она в другом человеке, не вызовет в нем ответного чувства и мысли, не подвигнет на великое дело.

Почему "красота спасет мир..."

"Красота спасет мир", - сказал Достоевский и задал загадку. Но нет аксиомы, которой не хотелось бы найти доказательства. Почему, собственно, красота? Я попробую дать ответ: красота внутренне присуща живому и вообще всему жизненному, начиная от атома и кончая вселенной, и мы не можем противиться тому, что глубоко заложено в нас бесконечной историей мира, ведь мы - его часть.

С возрастанием мощи цивилизации усиливается стремление человека к развитию, но и стремление к хаосу - тоже. Сколько мы уничтожили; сколько создали! И то, что может перевесить и перевешивает чашу весов, на одной стороне которых тяга к развитию, а на другой - к хаосу, это: красота. Она спасет мир! Потому что в хаосе разрушаемой природы, в однобокой, бездушно-механической цивилизации нет красоты. Без красоты же нет жизни. И, может быть, вообще никакое развитие невозможно вне красоты, включая и неживую материю. Что некрасиво – не жизненно, не дает своего продолжения; все, что некрасиво - тупик. Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности пути развития, данный человеку природою.

Красотою проверяется новое. Если оно красиво, значит необходимо и должно, и будет жить. Недаром во всем живущем заложены внутренняя потребность прекрасного и подсознательные критерии его от рождения. Красота - естественность жизни, здоровость ее, знак верности эволюции. Все, что некрасиво, - болезнь и смерть. И смерть не отдельного организма, являющаяся неизбежной необходимостью, а смерть многих в результате вырождения значительных участков природы, цивилизации.

Независимо от способа создания нашего мира - создал ли его бог или случай - никто не может отрицать, что красота живет в мире, как единственно возможная его форма. Не будет ее, не будет и мира. И человечество, желающее распространяться и господствовать во Вселенной, не может не считаться с законами мироздания, выстроенного до него!

О совершенном

Окончательного совершенства не существует, как не существует предела у бесконечного. Есть совершенство относительное - некоторых объектов или явлений к объектам или явлениям, отстоящим от первых в пространстве и времени на конечные величины. Что-то может быть совершеннее только по отношению к чему-то. Состояние вещей не может замереть в неподвижности - ни в совершенстве, ни в несовершенстве своем. И, если положить, что развитие бесконечно, что же, относить тогда совершенное тоже в бесконечность и вечность? Нет, мир наш совершенен и несовершенен всегда! Никакое поколение, ни один человек не удалены бесконечно от совершенного; думать так - слишком грустно и, конечно, неправильно. Каждый может идти по пути совершенства, далее все и далее, постоянно искать и находить новое; но разве будет он совершенным в час своей смерти?

Всю свою жизнь мы движемся к совершенному и бежим от него. И чем менее используем мы данные нам природой возможности, тем более несовершенным представляется нам этот мир.

И именно потому, что мир представляется нам несовершенным, мы желаем его изменять, что и приводит к развитию мира. Людям свойственно быть недовольными существующим порядком вещей, начиная от невкусной еды или грязи на улицах и кончая общественным строем или отсутствием возможности слетать на другую звезду. Чем более развит человек, тем больше видит он недостатков в себе и в окружающем его мире, тем сильнее его желание исправить их, тем активнее он их исправляет. Человек - движитель развития мира, а не наблюдатель независящего от него совершенства или несовершенства. Неудовлетворенность - высшее мироощущение человека, позволившее ему подняться над всею природою.

Нет совершенного в статике. Совершенно то, что движется к совершенству, представление о котором непрерывным образом развивается!

Необходимое зло

Зло "господствует" на Земле потому лишь, что добро обычно не замечают. Люди интересуются больше злом, чем добром, находя его, часто бессознательно для себя, более значимым для выживания. Но так ли это? Не есть ли зло - лишь отсутствие необходимого для жизни добра? Отсутствие привычного сразу заметно, а когда оно есть, его не замечаешь. Добро - привычный и необходимый для жизни порядок вещей; зло - нарушение этого порядка. Преодоление зла - путь к добру, восстановлению нормальных условий существования.

Но есть и другой путь - приспособления к злу. Организм привыкает, приспосабливается к новым, первоначально для него опасным условиям, и потом, иногда, уже даже не может без этих условий существовать. Тогда исходное зло становится вдруг добром, а отсутствие этого зла - злом. В приспособлении к злу, преодолении зла, ограничении и контролируемом использовании его на благо человека - путь развития, расширение диапазонов среды (все более сложная среда), пригодных и необходимых для существования все более сложных структур.

 

Второю причиною кажущегося господства зла является тот факт, что каждый мысленно собирает и примеряет зло, распределенное между всеми, на себя одного. На самом деле, относительно среднего человека, зла гораздо меньше добра, добро превалирует и стратегически побеждает. Это очевидно, потому хотя бы, что большинство людей доживает до старости и умирает более-менее естественной смертью.

Самые добропорядочные и благополучные люди в разговорах, книгах и фильмах между темами зла и добра предпочитают темы о зле, потому что касание зла волнует гораздо больше любого добра. Ощущение опасности по силе и остроте ни с чем не сравнимо. И это понятно, потому что в организме задействованы все резервы. Оно ни с чем не сравнимо по наслаждению. Мы наслаждаемся, когда органы наши работают, и именно теми органами, которые находятся в работающем состоянии. Конечно, далеко не все желают испытать зло в реальности, но даже последний трус и лентяй вряд ли откажет себе в удовольствии испытать его понарошку, как играющее на нервах, но безопасное зрелище или чтиво.

И все же грустно, когда никто или почти никто не хочет (не может?) замечать многочисленные примеры добра; но каждый выискивает зло, чтобы обратить на него внимание всех, отчего создается ложное впечатление, что мы живем среди максимы зла.

Зло - это тренинг. Чем изощреннее, разнообразнее зло, тем в лучшей физической и духовной форме находится человек. Конечно, если зло не переступает грань максимальных потенциальных возможностей человечества или конкретно данного общества, иначе - упадок, смерть. Тогда зло не бодрит, не развивает, но высасывает в борьбе с ним все силы, или сразу бьет наповал.

Зло мобилизует. В наиболее экстремальных ситуациях люди раскрывают те возможности, которых никто даже не подозревал в них. Недаром в переломные времена, смуты и революции появляется так много гениев.

Зло остается в памяти, так как оно всегда вызывает сильные ощущения; добро же почти всегда дает ощущения слабые или же даже несет с собой полное отсутствие ощущений, потому оно запоминается много реже. Нет, конечно, запоминается и добро. Но… Лишь потому что, линия жизни нашей отклонена от идеальной прямой оптимальных условий существования, и добро - праздник. И запоминаем мы лишь необыкновенные для нас праздники, а праздник всей нашей жизни многие принимают за "серые будни", "насмешку", "цепь невыносимых страданий, физических и духовных"... Надо ли объяснять, насколько это не отвечает действительному положению дел, что это – неправильное субъективное восприятие ленивого, недоразвитого сознания?

Утрируя, можно даже сказать, что абсолютное отсутствие зла, идеальные для человека условия - это полное отсутствие раздражителей, а значит, и ощущений. Нечто типа нирваны. Именно поэтому все впечатления от добра, если они уж не слишком редки, сливаются у человека в одно. Для многих, увы, все добрые дела скучны и похожи одно на другое. А зло для человека невдумчивого - почти всегда оригинально. Но это не потому, что объективно оно более разнообразное, но потому, что сильнее его воздействие и от этого виднее нюансы. Что будет, если для человечества и для каждого человека исчезнет зло в том смысле, в каком мы все его понимаем? Ведь люди трактуют зло, как зло относительно них. Другое понимание зла и добра, увы, пока редко встречается. Ответ очевиден: человечество быстро выродится.

Наверное, поэтому, когда нет внешнего по отношению к человечеству зла, люди сами его изобретают и производят, как будто специально усердствуя в обманах и убийствах друг друга.

В этом, возможно, проявляется объективная необходимость и неизбежность зла вообще в мире и среди человечества в частности. Здесь, видимо, срабатывает внутренне присущий сложным формам материи закон самосохранения за счет поддержания активной своей составляющей в надлежащей "спортивной форме".

Полное отсутствие зла означает отсутствие необходимости борьбы за существование. И не только в крайней форме войны, но и как конкуренции в идеях, экономике, искусстве и прочем.

Без зла, очевидно, невозможно существование ни человечества, ни природы, ни жизни. Т.е. полное отсутствие зла, может быть, - наибольшее зло.

Так правильно ли наше понимание зла? Что, если зло, как мы его понимаем, не зло для нас, но добро - добро в глобальном, стратегическом смысле? Верна ли вообще наша точка отсчета добра и зла, когда мы в центр Вселенной ставим себя, человека и человечество?

О счастье и о страдании

Многие думают, что тяжело умирать; но жить – намного труднее...

Великие идеи доставляют великие радости развитому уму, но, в той же мере, доставляют они и страдания; первое из них - одиночество.

Чем больше человек развивает собственное сознание, особенно, если он делает это в каком-нибудь новом, неведомом направлении, чем сильнее отрывается от остальных, тем все более он страдает, и страдания его тем мучительнее. Потому что, разбираясь в себе, он все яснее видит несовершенство внутреннего своего идеального мира. Но это второе, не главное, здесь можно работать и исправлять. Первое, главное, это - отличие от других, отличие свое от несовершенного мира вокруг; несовершенство внешнего мира даже по отношению к созданию своему несовершенному, т.е. именно, даже по отношению к несовершенству собственного сознания.

Неодолимая - ясно видно, что неодолимая! - пропасть лежит между красотою задуманного, мыслимого, строящегося храма внутреннего своего мира и обычностью, обыденностью мира сущего, среднего человека, тем паче - убогостью, нищетою, глупостью и от всего этого злобою человека наинижайшего. А все это - среднее и наинижайшее - и составляет большинство на земле.

 

Страдание, в высшем, конечно, понимании этого слова, т.е. не физическое страдание, когда тебе прищемили палец или болит зуб, страдание духовное - есть осознание закономерности вечного существования в мире зла и добра, неизбежности того низкого, что ты видишь вокруг, и необходимости бытия в этом мире, который ты просто обязан - улучшить…

Лишь глупец надеется развивать себя, избегая страданий и неудач. Новое приходит только при освоении неизвестного, которое набивает нам шишки, физические и духовные.

Способности человека равно делятся между плюсом и минусом. Умеренная жизнь рождает умеренные мысли и чувства.

Чем больше получает человек счастья, тем сильнее внутри себя он ощущает страдание. Потому как страдание - наша плата за счастье.

Сколь многие веруют и желают веровать в сказки! А счастливы - только те, кто их сочиняет.

Тот, кто совершил много зла в прошлом, никогда не может быть вполне счастлив. Но если он будет строить правильно будущее, все же и у него будут минуты настоящего счастья. И в печали есть радость, и в страдании искреннем - наслаждение!

Истинные ощущения возможны только при правильном направлении движения в будущее. Неверное направление дает искажения мыслей и ощущений. Чем не правильнее направление из прошлого в будущее, чем дальше оно от созидания мира, а следовательно, и от нашего саморазвития, совершенствования; тем далее будут наши мысли и ощущения от истины объективной, тем хуже сможем мы ощущать ни с чем несравнимую полноту бытия; и тем полнее будет владеть нами иллюзия. Нам даже не дано будет знать мимо чего мы проходим!

Там, где люди на пути истинном, - меньше погибает младенцев.

Христос страдал более всех. Но не только на кресте и, может быть, даже менее всего на кресте, а страдал Он в течение всей своей жизни. Именно поэтому Он более всех был человеком и более всех - Богом. Но Он не смог пронести свой груз до естественного конца.

Жертва не в смерти, не в прекращающей страдания смерти не выдержавшего ноши слабого, жертва - в мучительной жизни.

Потому что жить - больно! Больно!!.. Среди сумасшедшего несовершенства этого мира, который мы можем улучшить лишь на малую толику, пройти всю жизнь до конца, творя в меру сил своих лучшее, наталкиваясь повсюду почти на равнодушие и непонимание ближних, которым, если дано страдать менее, то и менее дано видеть. Не только бренную грязь и несовершенство, но и бессмертную красоту вечного мира!

Живи! Живи, мучаясь!..

По мукам своим обретаем мы счастье. Кто не знает труда и страданий, никогда не испытает радости достижений, полноты бытия. Лишь тот, кто много и глубоко страдал, может ощутить в полной мере и счастье. Те же, кто, не выдержав, уходят из жизни, - слабы. Они не смогли достичь счастья, потому что, на пути к нему испугались соразмерной ему силы страданий.

Будем! Будем, сколько возможно. И нам – воздастся! И счастья - за труд и подвиг и, конечно же, горя - за неудачи, ошибки. В этом вся жизнь наша. Страдая и находя счастье, мы создаем ее сами.

Страдание более всего личностно. Только через него мы осознаем себя в мире как личности, и, одновременно, через него мы постигаем и всеединство.

Не избегать страданий, а через собственное страдание возвыситься до ощущения страданий целого мира. Тогда перестать замечать свои и помогать всем и всему - вот Путь человека, который становится прекраснейшим лицом Бога.

Не стройте стен и перегородок, ограждающих вас от людей. Для великого духа не существует границ. Если вам знакомо то, что непонятно другим, пусть вам будет понятно то, что знакомо всем. Иначе, чем вы будете отличаться от тех, кто судит, не ведая?.. Живите среди людей; в этом - уважение себя, благодарность и подвиг.

О добре и зле

Среди людей нет зла абсолютного, как нет абсолютного зла нигде во вселенной. Любое зло ограничено в пространстве, времени и в числе субъектов, по отношению к которым оно является таковым.

Добро и зло вечны. Вранья не должно быть - вот к чему надо стремиться!

Все страдания и зло на земле от лжи. Человек делает добро миру и сам добивается счастья, только будучи искренним…

Исчезновение "зла" относительно нас адекватно исчезновению и "добра". Абсолютное уничтожение зла - абсолютное зло.

Не столько ли вокруг нас "бесовского", сколько "божественного"? "Силы добра и зла" уравновешивают друг друга повсюду, может быть, только вместе и сохраняя наш мир в некоем подобии статус-кво.

И только там, где в результате последовательного длинного ряда случайностей, "побеждает" добро или зло, соответственно, происходит развитие или разрушение мира.

Только разум способен направлять случайные течения зла и добра, сознательно руководить процессом мировой эволюции, оберегая лучшее от катастрофы. Сами по себе "силы добра и зла" бессознательны и бессмысленны.

Если и побеждает кто в мире, то это не зло, не добро - побеждает Разум, осознающий себя и свое назначение. Он не должен стремиться уничтожить зло вообще, но бороться с крайними неуправляемыми его проявлениями.

О любви

Ничего нет прекраснее здорового, умного, талантливого человека, так как человек - субъект (объект, имеющий "я") наивысшей формы и содержания из всего созданного материей.

Поэтому неудивительно, что нет ничего выше любви одного человека к другому, как любви наивысшего к наивысшему. И в этом чувстве, в таком его понимании - а оно, думаю, недалеко от истинного - нет разницы между любовью двух человек одного или разного пола.

К этому прекрасному чувству может добавиться еще и чувство эротическое. Оно подарено нам природой как триумфальное наслаждение тела. Которое, конечно, нормально – отвратительно оно только тогда, когда мы сами себе его таковым представляем. По собственному ли нездоровью или же недомыслию, или по уверению других нездоровых людей, глупцов или лгунов.

В любви между людьми разного пола к двум этим чувствам обычно прибавляется еще и радость родителей - радость продолжения рода, которая представляет собою не всегда осознанную надежду естественного бессмертия.

Эти три любви: к прекрасному - любовь к более совершенным, чем прочие формам, эрос и воплощенная вера в бессмертие, вместе - все счастье, которое могут взаимно ощутить люди. В разных своих сочетаниях они присутствуют у каждого человека, являя собою конкретную любовь его.

Любовью иногда называют еще желание власти, желание обладания. Но желать власти можно над многим, неодушевленным и одушевленным. В том числе, конечно, над женщиной. Тем более, что здесь власть получить легче, чем над многим другим, так как желание это может быть обоюдным. Но разве это любовь?

Прекрасным владеть нельзя. Такая "власть" эфемерна. С прекрасным можно быть рядом. Получать от него, если способен понять, и дарить ему, если есть что прибавить. Лишь любовь к прекрасному - любовь истинная. Она выявляет достойных. И равных.

В любви человек касается вечного. Через любовь, зачиная детей своих, творя акт созидания, мы прикасаемся к создаваемой из поколения в поколение, протянутой через миллионы и миллиарды лет бессмертной ленте наипрекраснейшего, что есть во Вселенной. Вот почему, любя, мы ощущаем волнение ни с чем не сравнимое, ведь в любви мы физически, материально, а не идеально соединяемся с вечным.

На самом деле, мы живем среди вечного каждый миг нашей жизни, только редко сие понимаем. И когда Христос говорил о любви, Он, думаю, и имел в виду именно распространение этого ощущения причастности к вечному на всю жизнь человека – не только на счастливое общение с женщиной, а на каждый миг нашего бытия. Не простого существования, а непрерывного созидания в общении с вечным - всем тем, что вокруг нас.

Любовь - лучшая сторона жизни, а жизнь – подаренная возможность для творчества. И величайшее счастье творить вместе с человеком, которого больше всего в этой жизни полюбишь. Это значит - творить вместе с самым совершенным по нашему внутреннему ощущению существом.

Любить мир отвлеченно нельзя. Это - обман себя и других. Любовь проверяется действием. Но попробуйте-ка всех любить действенно - что вам все скажут на это?!

Проповедь безоглядной любви к ближнему искусственна. Такая любовь ничего не имеет общего с реальностью и сколько-нибудь вероятной возможностью подобной реальности. Она преступна, потому что, требуя от человека невозможного, заставляет его лгать. Но нет ничего подлее обмана в любви!

О свободе

Государственная власть, установленные правила жизни, общее состояние экономики - все это, как погода, которая может быть плохою или хорошей. На нее практически невозможно влиять. Но ее нельзя не учитывать. Однако разве свобода человека ассоциируется с тем, какая сегодня погода на улице?

Если зима и холодно, мы - "совершенно свободно" – надеваем пальто, включаем отопление; когда жарко - мы раздеваемся.

Погода, действующая власть, экономика, устройство атома – это некоторые из бесчисленного количества необходимостей, среди которых каждое "я" строит свободу свою. Для того чтобы суметь изобрести и предложить новые необходимости.

В компьютере детали расположены не свободно (не случайно), но необходимо, таким образом, чтобы имелись условия его работы - новых возможностей материи проявить себя. Умение пользоваться компьютером открывает новые горизонты свободы деятельности и творчества. Но эта свобода зависит не только от умения работать на нем человека, но и от наличия самого компьютера. Если человек не имеет возможности купить компьютер, результат умения - только то, что несвобода его увеличивается. Если человек разобьет молотком свой компьютер, он освободится от него; и это – проявление освобождения духа от власти конкретной вещи, от наличия определенного материального окружения. Однако тем самым он лишает себя тех возможностей, которые компьютер предоставляет в проявлении способностей личности.

Так что есть свобода, как не ограничение разумом стихийных желаний случайного, ради целенаправленного совершения все более сложной деятельности во все более сложной среде?

Свободен тот, кто не ищет власти, вступающей в противоречие со своими объектами, ни над другими, ни над собою и естественно проявляет то, что подсказывают ему разум и сердце.

Общество может ограничивать человека. Но никто не может сделать человека свободным, кроме него самого.

Никто разумный никогда не считал свободным себя в полной мере. Свобода - светоч, стремясь к которому, все время видим его в удалении. На высших ступенях развития она становится все желаннее, но отодвигается еще далее. Хотя кажется в размерах своих неизменной. Свобода - вечно растущий и все удаляющийся идеал.

Свободный человек свободен, прежде всего, от иллюзий.

Разве свобода в том, чтобы владеть всем и всеми? Она в том, чтобы распоряжаться собою, достигая необходимого среди сущих и создаваемых нами, новых необходимостей.

Никогда не обретет желанного несвободный. Свободный имеет все. Освободимся от желания чужой несвободы, и мы станем свободными!

По-настоящему свободным можно быть только в мире, где ограничения соразмерны друг с другом и с нашими собственными возможностями.

Нет границ даже и у камней. Придумывает их человек. Только конечный разум видит границы. Но если одни охраняют их, другие их назначают, а третьи - перешагивают через любые границы!..

Насколько можем мы быть свободными в рамках того, что понятно нам? Вот корень вопроса!

От осознания необходимости самоограничений, невозможности реализации всего мыслимого происходит бесконечная человеческая тоска. Пример - полет птицы, который можно себе мыслить, но нельзя в полной мере реализовать.

Свобода - это не отсутствие желаний, но минимизация зависимости от чужих мнений.

Свобода и ложь несовместимы. Ложь - явленная зависимость от другого.

Нет таких ситуаций, в которых нельзя сделать еще хоть что-нибудь. Кто знает все собственные возможности? Самым большим ограничением "я" является не внешний к нам мир, но внутренний.

Разорвем цепи свои - и станем свободными. Тогда мы найдем возможности новые, неведомые нам раньше. И то, что казалось препятствием неодолимым, окажется пугалом для ребенка, стеной из бумаги, тонкою лужей воды, которую можно перейти, не промочив даже сандалий...

Все объединяет собою и притягивает всех "я", достигшее наивысшей свободы!

Что такое общественная собственность

Организм - это тело, сознание и душа или, по-иному, инстанция, "я". Неживое тело - то же, что организм без души. Например, магнитная лента. Она материальна, на ней может быть или не быть записано что-нибудь идеальное; но у нее нет "я".

Если считать, что душа (или инстанция) - собственник, а тело - собственность; т.е. организм - собственность, несущая в себе собственника, или собственник, являющийся сам своей собственностью; что тогда есть тело неживое, т.е. тело без души? - Это тело, не имеющее внутри себя собственника, духовно пустое тело, без "я". Собственностью оно может быть только извне. В то время как живое тело - собственность, несущая в себе собственника, - собственность изнутри. Одновременно она может быть и собственностью извне.

Любое тело одновременно может быть собственностью многих, но только собственностью разного рода. Так и происходит всегда, т.к. любое материальное структурное образование - промежуточная матрешка, вне и внутри которой неизвестное ей число матрешек больших и меньших. Так вкладываются одно в другое и отношения между иерархическими структурами, собственностями и собственниками.

Теоретически одно тело может быть одновременно собственностью нескольких индивидов и на одном иерархическом уровне собственности. Именно тогда это тело - общественная собственность. По сути, это почти то же, что и тело, имеющее как бы несколько равноправных душ (инстанций). Ведь, когда душа внутри тела, она руководит изнутри; а когда душа или воля извне - она руководит, пользуется своею собственностью извне. Формально, в плане владения и распоряжения, какая разница - внутри хозяин или во вне, главное он - хозяин!

Теперь представьте себе, что в одном теле сразу сидит несколько хозяев. - Вот вам общественная собственность!

О богатых и бедных

В "борьбе за социальную справедливость", "защите униженных и оскорбленных" есть что-то воистину унижающее человеческое достоинство, что-то искусственное, ненастоящее. Возможно ли что-то подобное в свободном мире природы? До чего же дошел царь ее, человек! За него нужно бороться, ему надобно помогать как немощному, ущербному, несмышленому!

Свое достоинство каждый может защитить только сам. Разве сильный, свободно мыслящий человек будет сетовать на несправедливость к нему общества? Он будет делать то, что считает необходимым и возможным для себя в этом обществе.

Надо беспокоиться не о бедных и обездоленных, а о том, чтобы не было лжи в мире, а была б искренность и свободное развитие сильных, дееспособных людей. Не будет лжи - не будет и бедности. Если же наворовавший без меры отдаст малую толику, как "акт милосердия" бедному, - разве от этого станет менее бедных? Разве здесь корень и в этом спасение? Надо лечить причину, а не одевать розовые очки на следствие.

Не лгите себе что вы бедны оттого, что кто-то богат. Думать так - все равно что злиться на то, что ты глуп, и винить в этом умных. Вы хотите, чтобы умнее вас людей не было?

Лучше быть нищим у храма, чем богачом средь пустыни и ужаса.

Умные и богатые живут в будущем.

Путь

Природа в своем отрочестве была, конечно, неопытна и неловка, и, в этом смысле, со стороны могла кому-то казаться ужасной. Так же, как ныне нам представляется сплошной цепью ошибок, переполнивших океан пролитой крови, история человеческой цивилизации. Природа не вписывалась в выстраданную за миллиарды лет, качественно относительно неизменную к темпам ее развития, устоявшуюся красоту неорганического мира. Теперь мы говорим о совершенстве природы в смысле некоторой ее как бы законченности по сравнению со стремительной цивилизацией человека. Но не идем ли мы через ошибки людей и народов, через кровь, ненависть, грязь и мерзость к новому совершенству - человеческому, совершенству на новом уровне? И мы достигнем его!

Но, когда мы его почти что достигнем, изнутри цивилизации, как ранее она сама из природы, явится нечто новое - столь же ужасное в своей неопытности, несуразности, недоделанности, точно так же желающее своего стремительного развития, совершенствования, несмотря на окружающий его мир - т.е. уже и человечество. Как ранее человечество вырастало, игнорируя и убивая природу, пока не поняло, что мир, природа и цивилизация, это - одно. Человечество и природа достигнут гармонии. А новое нечто будет противостоять им, считая себя высшим смыслом всего. Именно по причине своей юной неопытности и необходимости самоутвердиться, найти себя и свое место в мире, который, как оно будет считать, враждебен ему. И мир действительно будет враждебен!

Затем, постепенно, наступит гармония природы, человека (цивилизации) и этого третьего, неизвестного нам сегодня. Тогда родится четвертое, и все повторится с начала. И так будет - без конца! Каждый раз устоявшаяся, проверенная временем красота будет бороться с новым народившимся ужасом, вбирая, перерабатывая, приручая его. А новое будет бороться со старым, завоевывая место себе. Пока все опять не найдут некое компромиссное общее, которое и назовут все прекрасным, прекрасным на новом уровне. Именно потому, что оно устроит всех. Опять же - почти что всех!..

О красоте

Красота - гармония внутреннего идеального мира с воспринимаемым, гармония разума со Вселенной, природою, цивилизацией.

Мы тянемся к красоте, прекрасным объектам или явлениям, как к наиболее удачным, жизнеспособным формам, найденным материей. Таким образом несовершенные формы неосознанно желают принять формы более совершенные.

Красота, как наиболее удачная форма, принятая материей, обещает бессмертие, наглядно собою являя нам его возможность осуществленную.

Красота дает радость соприкосновения с вечным. Она говорит нам: "И вы можете быть вечны. Лишь будьте естественны, не лгите и не вредите себе... Тогда даже смерть ваша будет легка, а жизнь - лучшей частью жизни Вселенной!"

Все части единого мира, имеющие свое "я", несут равную ответственность перед сущим.

Если мы хотим, чтобы мир был прекрасен, мы сами стремиться должны к совершенному. Потому как мир наш един, но он состоит из взаимосвязанных в единстве частей. И для того, чтобы было прекрасно Целое, должна стать прекрасною каждая осознавшая себя часть его.

Мир - наш! Мы в нем хозяева вместе со всеми, в которых есть "я".

Мир - это мы. Но мы – только часть его бесчисленных "я"!

О познании и развитии

Бесконечная вселенная непогрешима. Но каждой отдельной части ее дано ошибаться, искать и, может быть, находить Истину. Такими частями являются, например: атом, человек, система звезды или Вселенная, пределы которой очерчивает объединяющий ее Разум. Только вселенная непогрешима.

Непогрешимо то, что вечно и не имеет границ.

Самые разные религии и философии нацеливают людей на познание мира. Но почему же только познание?! Разве более не нужно развития? И кто же будет осуществлять его дальше?

"Я не знаю иного наслаждения, как познавать." (Петрарка)

Но познание и творчество - две равные ценности, причем вместе они дополняют и непрерывно углубляют друг друга и получаемое наслаждение.

Развитие заключается не в том, что исчезают "зло" и "тьма" и остается "свет" и "добро", и не в том, что исчезают "плохие" чувства и мысли и остаются только "хорошие"; но в том, что становится разнообразнее все, даже белое и черное множит оттенки и смыслы, и все время появляется новое. Новое добро и новое зло, невообразимые, невозможные ранее чувства, мысли и вещи, объекты и связи материальные и идеальные.

Переход от хаотического движения материальных образований, участков материи друг относительно друга ко все более сложным, многообразным, упорядоченным, детализированным его формам и далее, к движению сознательному во все больших масштабах: планета, звезда, галактика, Вселенная – это развитие.

Абсолютное знание об объекте - знание, позволяющее разложить данный объект до субстанции и из нее создать его снова.

Только ограниченные натуры могут считать, что они достигли истины абсолютной. Но там, где им видится истина, они достигают предела, возможного для себя. Пространство познания и развития не имеет границ!

В мире не так много нового, сколько непознанного и тайного для каждого конкретного человека.

Вселенная (с маленькой буквы) непрерывна, едина и бесконечна; и бог един и вездесущ. Никто не знает, что вселенная представляет из себя целиком, в своей совокупности; и никто не может сказать что такое есть бог, потому как часть не может знать целого. То же и с основаниями вселенной и бога - никто не знает и никогда не узнает их основания, потому как часть не может знать основания целого, а следовательно, и основания себя.

О чем это говорит нам? Разве не о том, что бог и вселенная это одно?

Знание и умение

Может быть, важно не знать, а мочь? Знание и умение - отнюдь не одно и то же. Можно уметь и не знать "как". А можно знать многое - думать, что знаешь, - и не мочь ничего.

Возрастание наших знаний относительно и условно - как конечное можно сравнивать с бесконечным? Достоверность их ограничивается избирательным нашим опытом, происходящим в рамках необходимого. Кто скажет, как много мы знаем на самом деле, каждый человек в отдельности и все человечество? - Мудрецы говорят: почти ничего. Может быть, и не суть в этом знании? Кто помнит о тех, кто знал много? В истории остаются те, кто что-то необыкновенное смог, оставил свой след.

Не является ли история мира, природы, цивилизации не накоплением знания, как привыкли мы думать, а совершенствованием умения? Это совсем другой взгляд. Кто может отрицать нарастание умения природы, а потом человека в течение эволюции?

То же можно предположить и по отношению к неживой материи во Вселенной до появления жизни. Может быть, развитие заключается в возрастании умения у материи самоорганизовываться во все более сложные и оптимальные структуры? Самоорганизовываясь, знает ли материя, как она это делает?

Что в новых знаниях, которые каждый раз, с прошествием некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." На это отвечу я: лишь умение никогда не доставляет разочарования человеку! Потому что, чем больше мы узнаем, тем все более понимаем, как мало известно нам. И, наоборот, новое умение, приобретенный навык, открывшаяся способность что-либо мочь приносят пользу, доставляют удовольствие человеку, даже без знания "как".

Конечно же, это не означает, что знания бесполезны. Всему свое место. Умения первичны, знания же вторичны. Они развились как продолжение умений, на базе их, как новый их уровень, необходимый банк данных. Невозможно каждому перепробовать все умения натурально и уметь все. Но каждый может, просмотрев знания, научиться выбранному умению. Важно не отрывать одно от другого.

Одни верят в то, что они узнают сами, и ищут узнать еще; другие же знают лишь то, во что учат их верить, и знать не хотят ничего больше. Сколь много последних!

О жизни и смерти

Человек ценит жизнь свою ровно настолько, насколько задействованы его внутренние возможности. По цене жизни своей он оценивает и все окружающее. И правильно оценивает в той мере, насколько привык быть дееспособным, принимать жизненно важные решения самостоятельно.

Человеческая жизнь не так мала - она ровно на одного человека.

Каждое "я" считает себя смыслом Вселенной.

На весах истории разум одного перевешивает неразумие миллиардов.

Тяжело жить со знанием. Но как умирать, не оставив его?!..

Напрасно те, кому не дано ощущать, ищут смысл там, где воплощено великое Чувство!

Птицы поют - кого они славят? Они благодарят за то, что призваны в этот мир. Хотя и им суждено умереть..

Не слишком ли многого мы хотим? Нам дана жизнь, но этого кажется нам уже мало. Мы желаем бессмертия. Но бессмертие просто так не дается. К нему прикасается только тот, кто осознает бесконечную ценность данного ему вместе со всеми.

На чужую жизнь посягают те, кто не достоин своей.

Во мне стадо мое.

Кто разделяет, тот смертен.

Достоин жребия своего тот, кто не поверил себе: он – никто.

Только всею жизнью своею, но, конечно, не смертью, и пребывая среди людей, а не где-то вдали от них,- можно "спасать", "искупать грехи" и "благодетельствовать" человечество.

Сила и мощь не там, где люди верят в одного Бога, а там, где они верят друг в друга.

О смысле жизни

У всего есть свой смысл. Смысл есть в жизни каждого человека. Но он - не для нас, не относительно нас, и не может быть открыт нами полностью. Смысл любой части – в функционировании, движении и развитии Целого; через изменение этого Целого, развитие его изменяется и развивается и органическая его часть. Изменяя мир, мы изменяем себя; изменяя себя - меняем весь мир. И, так как только у человека есть разум, только человек может делать это разумно.

Сознательное развитие мира - наше назначение во Вселенной.

Все, что смертно, не имеет смысла относительно себя самое. Но все, что рождается в мире, имеет смысл во вселенной.

Не ищите смысл своей жизни для себя как обособленного от всего индивида - такого смысла никогда найти не удастся. То, что нам дано "я", не должно вводить в заблуждение, приводящее к безрассудству гордыни. "Я" - только один из бесконечного количества сущих и возможных атрибутов материи.

Наше "я" ищет для себя смысл. Весь смысл - в вопросе его, в котором содержится и ответ. Неоспоримым фактом вопроса индивид выделяет себя из Вселенной, ища цель и смысл для себя. Тем самым он выявляет свое назначение: спрашивать и отвечать, отвечать, чтобы снова спрашивать; и так – без конца! В бесконечной вселенной процесс познания и развития может быть бесконечным! В этом заинтересован сам индивид и Вселенная, породившая индивида.

Человеческая жизнь имеет смысл не для отдельного человека, а для Вселенной, и до тех пор, пока человек оправдывает в ней свое назначение.

Не заботься об имени, но о деле своем, оставь – и останешься!

О гениальности

Гений - как звезда. То, что он один среди пустоты и камней и другие звезды так далеко от него, не означает, что он не будет светить. Он освещает все, пока жив. И даже после смерти его свет живет вечно, распространяясь все далее!..

Разум, исключительный по возможностям в сравнении со своими собратьями, несет перед всем, что его создало, исключительную ответственность!

О творческом начале

Мы настолько обленились и отвыкли сами мыслить и чувствовать, что предпочитаем читать книги и смотреть телевизор, т.е. жить чужою, кем-то уже прожитой жизнью, а не делать свою. Мы боимся? Мы не способны? Кто же мы - мертвяки?

Как мертвецы, высовывающиеся из замшелых могил, чтобы подглядывать за живыми, смотрим мы из наших убогих убежищ в окна книг, телевизоров, радио, чтобы бесконечную скуку и пустоту, которые уже само естество наше, разнообразить, украсить жизнью чужою или, пусть хоть чужим, вымыслом... Мы не способны сами не только активно жить, но даже пассивно, просто фантазировать что-нибудь.

Где же подлинное? В этом замкнутом круговороте неизвестно кем и когда прожитых жизней, к которым с течением времени прибавляется так мало нового, мы - пресытившиеся своей ролью артисты, пересказывающие друг другу давным-давно поставленный, кажется, на вечные времена нехитрый спектакль, и мы же - равнодушные его зрители. Как мало людей пытаются изменить старый сценарий! Как мало тех, кто ищет себя, кто находит! И в неживой, и в живой материи так мало воистину творческого!

Тем не менее, иного, кроме как нас самих и того, что нас окружает, нам не дано. Рассчитывать мы можем только на собственное творчество, творческое начало в мире находить лишь через себя. Все, что вокруг нас, - среда, в которой мы себя проявляем. И если мы сами будем мертвыми, все вокруг нас будет мертвое. Если же мы будем жить своей жизнью, весь мир для нас будет живой. Своим творчеством для себя мы оживляем весь мир! Чем менее мы творим, тем менее ощущаем жизнь и творчество мира. Что может узреть в этом мире камень, неодушевленное тело? Растения и животные в какой-то мере уже творят, и, соответственно, в этой же мере они осознают окружающий мир. Они сами его создают, осознавая его в меру собственных творческих потенций. И глубже, далее, многообразнее, сложнее всех видит мир человек творческий!

Поэтому человеку обыкновенному, безынициативному жизнь представляется скучным театром марионеток. Для гения и творца Вселенная и все, что в ней есть, и, конечно же, прежде всего, человек каждый - бесконечный и драгоценный мир, открытый к познанию и сотворчеству.

Свои цели всегда истинны, чужие же - ложны. Найти свои цели - вот в чем задача каждого "я".

Мечта

У каждого человека есть Мечта, которой он и отличается от окружающих. Это его любимая идея, вершина развития внутреннего его мира; то, для осуществления чего в мире внешнем готов он употребить все свои силы, задействовать все данные ему от природы способности и приобретенные в жизни умения. Мечта - это любимое детище, она глубоко индивидуальна, а следовательно, максимально для данного человека, отличает его от других людей, всего уже существующего, максимально может дополнить, развить, улучшить, украсить уже существующее. Мечта - концентрация потенциальных возможностей, квинтэссенция личности; то, что в случае воплощения в жизнь оставит наибольший и лучший след во Вселенной.

Что, если раскрепостить эти потенциалы, не только не мешать, но, наоборот, помогать их реализации настолько, насколько вообще это осуществимо в конкретных условиях? Не навязывать человеку образ мыслей, идеологию, веру, профессию, рабочее место и т.д., и т.п., а, наоборот, идти от инициативы, от "я", личности, всячески помогать ей реализоваться, а не запрещать, учить и командовать.

К чему это может привести?

1. К счастью человека, который реализует свою Мечту. Ведь процесс реализации в жизнь Мечты и есть счастье.

2. Общество получит максимум того, на что способен каждый человек от рождения. Потому как никто никогда не будет трудиться так, как он будет трудиться, воплощая свою Мечту.

 3. Максимально возможное развитие получит Вселенная, т.к. главным творческим началом ее ныне становится человек. Реализуя свою Мечту, мы исполняем заданную нам миром и Богом Миссию.

Определение Мечты и ее осуществление - исторически значимое выражение личности.

* * *

Что такое философия? Древние говорили: она - любовь к мудрости. Но что же есть мудрость? Может быть, философия любви? А что тогда такое любовь? Разве она не естественная мудрость природы и не философия лучших, прозревающих истинные цели Всевышнего и сознательно исполняющих их делом и словом, продолжая вечный, никогда не прекращающийся Акт Созидания?

Так все ставится на места свои ищущим Разумом череды смертных людей, постепенно открывающих и создающих себя, Вселенную, Бога...

* * *

Не удивительно ли сознавать, что мы можем дать миру вечность, направляя его?!..