Виталий Виноградов. Методология указания

Информация
Год написания: 
2015
Систематизация и связи
Основания философии

На протяжении всей истории философия представляла собой один большой спор. Защитники конкурирующих позиций бились как рыцари на поединке, отстаивая свои идеи. Но, давая бесчисленные определения бесчисленному количеству терминов, от спорящих ускользала целая серия более важных вопросов: о чем же мы, собственно, говорим? что вообще значит говорить о чем-либо? что такое значение слова?

Принимая "значение" как термин очевидный, не требующий каких-либо дополнительных разъяснений, философы предпочитали тратить время на более увлекательные вещи - разработку своих запутанных систем и создание новых причудливых терминов. Значение продукты из творчества должны были иметь по умолчанию.

Остенсивная теория

Однако, значение - вещь крайне важная. По сути дела, оно основа любого знания. Все, о чем мы способны говорить, ограничено его природой, и без строгого понимания, что из себя представляет значение, мы обречены вечно говорить ни о чем. Мы спорим, строим теории и доказательства, не понимая, о чем идёт речь. Мы подобны слепым, идущим наугад в лингвистических дебрях в надежде, что очередная комбинация слов их к чему-нибудь да приведет.

Серьёзное внимание к вопросу значения возникло сравнительно недавно, со времён "лингвистического поворота". Когда стало ясно, насколько наше знание завязано на языке, невольно пришлось задуматься и о том, как этот язык связан с остальными вещами.

Прояснить, что такое значение была призвана его теория. Однако, бесчисленные попытки философов XX века её создать так ни к чему и не привели.

Наша попытка - остенсивная теория значения - основана на новом постулате: значение есть то, на что указывают. Сформулированный в максимально простой форме, он, тем не менее, требует подробного прояснения самого процесса указания.

Сразу оговорюсь, что я не претендую на абсолютную точность описываемой методологии. В некотором роде это лишь набросок полноценной теории и почва для дальнейшей дискуссии.

Основы указания

Итак, что мы понимаем под указанием? Указание - это определенного рода намеренное действие участника коммуникации. Посредством этого действия последний осуществляет связь произнесенного слова или выражения с его значением.

Под намерением в данном случае я понимаю, согласно Грайсу, желание участника коммуникации,  чтобы его оппонент, распознав это желание, начал полагать под произнесением такое же, как и он, значение. Под полаганием - намеренную последовательность действий вида: произнесение фразы «"х" значит» - указание на х. "Значит" - условное обозначение индивидуального для каждого языка служебного слова, отражающего намеренность полагания (для русского - "значит", "означает", "это").

Условно все значения или предметы, поддающиеся указанию, можно разделить на три класса - единичный предмет, звук и событие. Каждый из них требует своего способа указания.

Указание на единичный предмет

Под единичным предметом я понимаю неизменный статичный видимый участок окружающей действительности. В процессе указания на единичный предмет главным является “очертить” его контур.

Этой цели, с некоторыми исключениями, удовлетворяют три основных метода:

Очерчивание краем любого подручного предмета некоторой замкнутой области - контура предмета

Сдвигание предмета относительно неподвижного фона (при этом предмет, прилагающий силу для сдвигания, из рассмотрения исключается)

Окружение предмета однотонным фоном

Для абсолютной точности первые два пути требуют особого рода освещения и отсутствия отражающих свойств у обозначаемого предмета, потому что движение, которое происходит в обоих случаях, может накладывать изменения на сам визуальный облик предмета. Однако, в бытовых условиях точности этих способов вполне достаточно. При этом инструментом указания может стать все, что угодно - в этом процессе важен не сам инструмент, а способ его использования и очевидность того, что им орудует обозначающий участник коммуникации.

Большую точность указания способен обеспечить третий способ, но он и наиболее труден в исполнении, так как требует конструирования особой площадки либо применения инструментов графического редактирования.

В целом, эти три пути позволяют нам указать на любой единичный предмет, и, как следствие, придать значение любому слову или выражению, такой предмет обозначающему.

Указание на звук

С указанием на звук дело обстоит несколько сложнее, ведь последний представляет собой уже процесс, а не единичное явление.

Чтобы указать на звук нам по-прежнему важно отметить его границы. Для этого нам понадобятся два, так скажем, служебных звука, которые стали бы этими самыми границами.

На роль таких звуков отлично подходят слова, обозначающие визуальные явления "начала" и "конца". Но что это за явления? Их круг достаточно широк, но сейчас нам достаточно в качестве "начала" взять, к примеру, первый шаг бегуна на дорожке, "конца" - его последний шаг. Выбрав эти явления за точку отсчета мы можем приступить к обозначению звуков, ведь далее все просто - звук, заключенный между словами "начало" и "конец" и будет значением.

Таким образом, мы способны обозначить абсолютно любую последовательность звуков.

Указание на событие

Наиболее трудный момент - это указание на целые события, которые включают в себя как звуки, так и нестатичные изменяющиеся предметы. Чтобы выработать подходящий метод указания, нам придется объединить два предыдущих.

В бытовых условиях для указания на событие подойдёт метод очерчивания в сочетании с неподвижным фоном. Очертив предмет, мы наблюдаем за его изменениями на неподвижном фоне, и при необходимости отмечаем завершение или начало события одним из служебных слов.

Однако, метод очерчивания не обеспечивает достаточной точности, так как в быту статичный фон трудно достижим, и поэтому каждая новая ориентация предмета потребует повторения процесса очерчивания, иначе может возникнуть неопределённость, подобная куайновской.

Для максимальной точности гораздо лучше подойдут методы, основанные на применении однотонного фона. Любые изменения, происходящие с предметом, помещенным на однотонном статичном фоне и будут значением-событием. Остается только обозначить его границы. Для этого нам подойдут сигнальные слова из предыдущей главы, либо сам фон, в пограничных состояниях полностью заливающий предмет. Для применения такого метода, как и в случае с единичными предметами, не обойтись без современных технологий, в частности видео-съёмки и компьютерного редактирования.

Указание на указание

Закономерный вопрос, который может возникнуть у большинства: если указание задает значение, то чем задаётся само указание? Все довольно просто -  процесс указания может быть задан посредством самого себя. Иными словами, одним из трех вышеприведенных способов мы можем указать на процесс указания.

Таким образом, в нашей теории не остаётся непроясненных терминов и "априорных" постулатов. Каждое слово имеет свое значение.

Вывод

Только эти три типа действий способны задавать значение слов любого участника коммуникации. Там, где не было указания, нет и значения.

Наши возможности указания ограничивают и вещи, о которых мы способны говорить, а, следовательно, и наше познание. Подобно тому, как мы не можем идти дальше элементарных частиц в квантовой физике, мы не можем идти и дальше указания в процессе познания окружающего мира в целом.