О писателях и поэтах

Аватар пользователя Марина Славянка
Систематизация и связи
Другое

Эти мои размышления в ответ на комментарий вдруг кому-то да пригодятся...

" Не стоит преувеличивать дарование поэтов,
порой прозу написать сложнее чем стихи..."

Олег Михайлишин  23.09.2020 23:41

Я говорила о настоящих поэтах.
А это ведь не только ритм, рифмы, и не только мелодия стиха,
но каждый звук, работающий на содержание, выраженное в словах
и не выраженное словах...
Но и это еще не всё.
Как и во всяком настоящем искусстве, в малой форме выражается МНОГОЕ.
Ну, в настоящей прозе это тоже есть. И мелодия, и айсберг (на поверхности только малая часть, а всё - под водой)глубокие мысли, глубокие чувства, не лежащие на поверхности, глубокая психология и философия и т д

Однако, стихотворение при этом имеет малую форму.
Потому это высший пилотаж в слове. Высечь такую квинтэссенцию не просто...
В песнях часто на первом месте композитор ставится, мол, это его песня.
Но настоящие стихи уже содержат мелодию, которая устремляется
от сознательного и подсознательного посыла поэта к композитору, к его подсознанию и сознанию.

У настоящих поэтов и прозаиков подсознание при творчестве работает фантастически сильно, так что хватает считывать этот  посыл на века, а автор может и сам не все поднять и понять из написанного им. Вот так-то бывает...

Так, например, Лев Толстой прилепил к своему роману "Война и мир" последнюю, публицистическую главу, а не художественную главу.
И эта глава показывает, что художник сам недопонимал, ВСЕГО САМОГО ВАЖНОГО И ВЕЛИКОГО, что высказано было его романом ,и что еще долго будут раскручивать потомки. Каждое внимательное прочтение этого романа дает вдумчивому читателю всё новое и новое.
А сам Толстой уже в старости, глядя на библиотеку своего собеседника, указал на полки со своими произведениями и сказал, что всё это надо бы пожечь, что ничего тут кроме честолюбия автора нет, пустое всё.

Человек по сути своей очень сложен.
Поэт порой тоже не осознаёт ,какой большой внутренний пласт души человеческой
он поднимает нагара.
Эту планку задал в поэзии еще Пушкин.
Просто, обычными словами нехудожественного текста невозможно пересказать,
ЧТО написано во многих его стихотворениях.
У поэтов, настоящих поэтов, не все стихи такие сильные.
Но у Пушкина их много, таких.... Чего стоят одни его "Маленькие трагедии"!...
Дальше, после Пушкина, тоже пошли настоящие поэты, не столь плодовитые на количество шедевров, но и у них есть свой, несравнимый ни с кем, высокий пласт
шедеврального художественного творчества.

Я не советую тут никому подражать - ни сильным поэтам, ни сильным прозаикам.
Надо нести в литературу СВОЮ СОБСТВЕННУЮ индивидуальность.
Но надо читать великие произведения, я имею в виду современные великие творения, и классиков, и перечитывать многократно 20 века Великих прозаиков, и поэтов, и наших.
Здесь время - не при чем, все идут в одном строю, делая одно общее дело для землян. И читать их надо нынешним пишущим, и очень добросовестно ,внимательно читать, и стараться понимать, думать над ними, чтобы ЗНАТЬ, какая планка поднята уже.

Я специально для этого веду здесь свой читательский "Маришкин конкурс продолжается" .
Это, конечно, моё личное мнение там высказано,
но я литературовед по образованию и очень искушенный читатель.
Я выдаю свой личный ориентир для читателей, где выстраиваю в едином строю по порядку художественной ценности и общественной значимости для нашей эпохи произведения, которые я прочитала или перечитала от начала 2020 года.
Читатели могут оспаривать и доказывать, где я ошибаюсь.
Это нормально, человеку свойственно ошибаться, и я, конечно, могу,
но я готова спорить и отстаивать свою точку зрения с доказательствами в руках. А если читатель докажет свою правоту,
то я изменю место в этом списке.
В списке и наши прозарушники. Они идут в едином строю и с классиками, и с самыми популярными нашими "звездами".
Я знаю, что, кроме меня, вряд ли кто наберется нахальства и смелости опубликовать такой вот "строй".
Однако автору интересно понять, чего хотя бы на мой откровенный взгляд, ну, хотя бы даже и одного никому неизвестного литератора, стоит его произведение в литературе, где он, в этом общем строю, с чем, с кем соизмеримо его творение...
Его, никому неизвестного талантливого автора, это может и вдохновлять.
А мало ли у нас, землян, невниманием загоняли в угол, обескровливали таланты???
Мало ли их вообще убивали, расстреливали, сжигали, гноили по тюрьмам или просто оставляли без куска хлеба очень талантливых?!

Вспоминаются строки Окуджавы:

"Что происходит с нами,
Когда мы видим сны?
Художник Пиросмани
Выходит из стены..

...
Он жизнь любил не скупо,
Как видно по всему,
Но не хватило супа
На всей Земле ему"

Так что  пусть даже маленькая поддержка их вдохновения будет
настоящим художникам слова хотя бы от меня.

Изо всех прозарушников и фабулян, которых я прочитала, выше всех, на мой взгляд, стоит повесть Михаила Сидоровича о взятии Рязани монголо-татарами "Звезда Чигирь Угорь". Ни один автор ,писавший на эту тему, ни один фильм на эту высоту близко не поднялся. Это-шедевр.

Марина Славянка

Комментарии

Аватар пользователя 000

Обычно гениальность это 1% таланта и 99 трудолюбия.

Надо нести в литературу СВОЮ СОБСТВЕННУЮ индивидуальность.

Большинство великих поэтов это жулики и аферисты, не оставляющие секреты своего творчестства.  Именно работа с формой основополагающее в написании того,  что удивляет, заставляет испытывать определённые эмоции.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

 Для того, чтобы оценивать что-либо, нет разницы что ,в том числе и худ. произведение , надо знать какому содержанию будет наилучшим образом соответствовать какая форма, но этого очень и очень мало. хотя все т.н. литераторы пытаются о чем то говорить именно в этом русле. НО ЕСТЬ САМОЕ ВАЖНОЕ - это не только соответствие формы и содержания, но и соответствие содержание и формы  аду или раю, гармонии или дисгармонии , вот тут то ЕДИНИЦЫ понимают. 

 Так вот только Толстой из русских , его именно поздние работы соответствовали Гармонии и не только из русских. Есть произведения улучшающие нашу природу, наши души , но некоторые нюансы не дотягивают до Гармонии и ее понимания.

 А что касается стихотворчества, то это уровень низшего астрального плана,

 С музыкой сложнее для меня. В педагогике Макаренко и только с детьми. В философии абсолютный уровень у Евангелий и Айванхова.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

 Вообще наше время -это время ломки стереотипов. у нас столько примеров , когда деятели т.н.  культуры проявляют всю суть , всю подноготную содержания их творчества , запах отвратный. Только Толстой оставил нам пример восхождения, воскресения. Все дело в том , что упомянутый запах никого не волнует, авторов в первую очередь, а это значит что содержание их творчества СВЯЗАНО с этим запахом, иначе психический диссонанс был бы явлен обществу.

 и именно поэтому Левина нет в Анной Каренине, нет Нехлюдова и Жана Вальжана. Те кто усыпил свою совесть , снял галочку в меню мышления в разделе совесть, очень выверенно ступают по жизни и идут тропами , где нет совести.  Кто то находит в этом умиление , но только потому что заложен нос.

Аватар пользователя Вернер

Какой ещё сраный Окуджава.

Актуально как никогда:

Александр Пушкин

Свободы сеятель пустынный

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

 

https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-svobody-seyatel-pustynnyj/

Стихи Пушкина о свободе

 

Аватар пользователя Марина Славянка

У обоих поэтов есть очень хорошие стихи...

Аватар пользователя Fray

всегда интересовал критерий качества литературного произведения. Возможен ли он?