О законах вообще и о законах логики в частности

Аватар пользователя Дмитрий
Систематизация и связи
Основания философии

Все законы делятся на два типа: законы природы и законы человека. Законы природы - это положения, описывающие те или иные явления в природе. Данными законами занимаются естественные науки: физика, химия и т.д. Законы человека или законы человеческой воли суть правила, которые формулируются самим человеком и посредством которых человек регулирует свою собственную деятельность, поведение. Это государственные законы, законы морали, правила этикета, различные практические инструкции и т.д. Данные законы относятся к гуманитарным дисциплинам. 

В чем заключается разница между двумя этими типами законов? Естественные законы формулируются как утвердительные или отрицательные высказывания, которые описывают природные явления. Законы же человека выражаются в виде императивов, запретов (а так же правил, имеющих ограничительный характер) и в своих формулировках обычно содержат долженствование. Если законы природы описывают действительность, то законы человека предписывают человеку то, как он должен действовать. 

По каким критериям можно различить законы природы и законы человека? Судить об этом по наличию долженствования в формулировках - ненадежный способ, так кат формулировки могут быть разными: грубыми, некорректными, неточными и т.д. Самый верный способ, который я усматриваю: это возможность нарушения закона. Закон природы не терпит ошибок и не может быть нарушен. Если нарушается закон природы, то данный закон, тем самым, следует считать опровергнутым. Можно сказать, что законы природы фальсифицируемы. Законы же человека невозможно опровергнуть. Законы человека допускают ошибки, нарушения без ущерба для самих законов.

На мой взгляд, в этом заключается коренное различие между гуманитарными и естественными дисциплинами - в характере законов, которые они исследуют. Основным критериям отбора естественнонаучных теорий является практика. Об этом я писал здесь: http://philosophystorm.org/o-nauke-i-filosofii. Гуманитарная теория не может определяться практикой, скорее наоборот: практика может определяться гуманитарной теорией.

Возьмем для примера лингвистику. Существует огромное множество различных описаний многочисленных языков. У каждого языка свои грамматические, фонетические правила и т.д. А вот сколько-нибудь развитой и общепринятой теории языка не существует. Одни только гипотезы. Допускают ли грамматические правила ошибки? Конечно. Гуманитарные законы имеют нормативный характер и любое нарушение можно рассматривать как отклонение от нормы. Собственно, отклонение от нормы - основная причина, по которой изменяется язык, моральные устои, общественный уклад, культура вообще и т.д. Можно ли вообще создать теорию там, где законы постоянно меняются?

А как насчет логики? Это естественная или гуманитарная наука? Если бы законы логики были бы законами природы, то все люди мыслили бы всегда строго логично и без ошибок. Не берусь судить насколько люди в целом мыслят логично, но ошибки встречаются постоянно и часто. Известный закон классической логики - закон тождества в своей распространенной формулировке представляет собой императив: предмет рассуждения должен быть одним и тем же на протяжении всего рассуждения о нем. Закон противоречия - это запрет: нельзя утверждать и отрицать одно и то же в одном и том же отношении. Так-то, вообще говоря, можно, можно вообще мыслить как угодно, но классическая логика противоречия запрещает.

Неклассическая логика, конечно, развита гораздо лучше, она более строга, более точна, более логична и т.д. Это своего рода искусственный язык, который человек разрабатывает как более точный, строгий и эффективный инструмент по отношению к обычному языку.

Комментарии

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Возьмем для примера лингвистику. Существует огромное множество различных описаний многочисленных языков. У каждого языка свои грамматические, фонетические правила и т.д. А вот сколько-нибудь развитой и общепринятой теории языка не существует.

Вообще-то, существует. Просто, как и не существует в физике окончательного решения физического вопроса, так и в языкознании. Тут важно иметь в виду, что формулировка фундаментальных законов в физике касается, по сути, простейших явлений, типа, притяжения двух тел. И стоит только поместить между двумя телами третье, и закон становится на порядок(!) сложнее. Четвёртое и пятое  тело рядом с первыми тремя делает закон вообще трудно описуемым. И всё это несмотря на изначальные ДОПУЩЕНИЯ о равномерности распределения массы в теле, что позволяет оперировать с центрами масс, и других допущениях, связанных с движением тел, их вращением, и т.д.

Другой важной особенностью, которую вы не затронули, является смешивание понятий закон и закономерность. Выявленные закономерности не обязательно должны превращаться в законы, как это мы привыкли видеть в физике. В языках, которые являются стихийно возникающими системами выявлено очень много именно закономерностей (несмотря на стихийность формирования их как целостных систем). Например, у полинезийских народов (племён) в принципе не мог развиться язык, подобный, например, абхазско-адыгейскому, и наоборот. В смысле произношения - это противоположные языки. Так вот, есть теории, которые отвечают на вопрос почему этого не могло произойти. То есть, установлены закономерности того, как условия жизни народа (среда обитания), и как основные виды деятельности народа (земледельцы ли они, скотоводы или рыболовы, или собиратели...) влияют на образования наиболее эффективного языка для данных условий. Соответственно установлены и закономерности изменения языка при изменении условий жизни народа.

Таким образом, сравнивая установление закономерностей в физике, где гравитация четырёх тел уже выворачивает мозги наизнанку... сравнивая это со стихией изменения условий в рамках общества (народа) обитающего на огромной территории, когда одна часть уже давно перешла на иной образ жизни, а другая только начинает переходить + десятки других факторов... и как это отражается в языке - всё это намного сложнее взаимодействия трёх тел.

Итак, ваш вопрос "Можно ли вообще создать теорию там, где законы постоянно меняются?" надо уточнить  - можно ли выявить закономерности изменения в языке в зависимости от тех или иных изменений в состоянии общества? Ответ - можно и надо. И их выявляют. Постепенно. И в физике - тоже. В этом смысле особых различий нет.

Аватар пользователя Дмитрий

Конечно, исследования притяжения двух тел гораздо легче, чем трех, четырех, пяти и т.д. Чем больше факторов, тем сложнее. Но есть один фактор, который при добавлении его в систему, делает ее в принципе непредсказуемой. Этот фактор - человеческий. Если человеческая воля - фикция, то вся мораль, культура и проч. - иллюзия и заблуждение, а все строго подчинено и протекает в соответствии с законами природы, неважно можем ли мы их выявить, сформулировать или нет. Тогда можно сказать, что изменения внешних условий определяют изменения в речи и, вообще, в деятельности и поведении людей. Это позиция, которую можно отстаивать, но она мне не близка. Даже оказавшись в одних и тех же условиях разные люди могут повести себя по-разному, даже один человек может повести себя по-разному в схожих условиях. По моему мнению, даже если бы не было никаких изменений внешних условий, язык все равно бы изменялся, в первую очередь, в лексике. Источник этих изменений - сам человек, его воля, хотя, конечно, изменение внешних условий тоже способствует изменениям в языке, однако не внешние условия меняют язык, а сам человек. Почему в русском языке пропало двойственное число? Почему оно сохранилось в некоторых других славянских языках? Куда делся звательный падеж? Почему было четыре формы прошедшего времени глагола, а осталась одна?

Аватар пользователя VIK-Lug

Дмитрию: дык Гегель еще вона когда определил те законы, которые Вы обозначили гуманитарными, правовыми законами, а логику их действия на человека отразил таким образом: "В природе величайшей истиной является то, что вообще существует закон. В правовых же законах предписание имеет силу не потому, что оно существует, а каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию. Здесь, следовательно, возможна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть, между правом в себе и для себя сущим, остающимся неизменным и произвольным определением того, что есть право" (см. Философия права" и Предисловие к ней)