объект сопротивления по Лакану

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 
"Лакан задается вопросом, почему сновидение, носитель желания, воспроизводит образ травмы?" - всё не совсем так, сновидение как не относящееся к субъективности не носитель желания, а коррелят реального. Например у чиновника как функции коррелят реального невозможен, так как функция не причастна единому Тела, и объект сопротивления [ОС] чиновника реализуется в образе травмы наяву, депутаты и реализуют его на TV, хотя казалось бы что им там делать. Служение отвлечённым от единого Тела ценностям меняет и человеческий образ чиновника, Путин в 2000 году и сейчас, это разные Путины. Почему Путин всё чаще и обращается к ценностям и трактовкам, для возгонки объекта сопротивления. "Тревога — это то, что не обманывает. Лакан" - тревога говорит за нереализованный объект сопротивления, и за нехватку места в полноте мира [единого Тела]: "Мир есть все то, что имеет место". Кастрация связана с объектом сопротивления которому нечем оппонировать по невозможности локализации в месте принимающей стихии Тела, отсутствующей у бесполого Тела в отличие от полового Тела, отсюда и тревога по не реализованному месту, и возгонка объекта сопротивления в преодолении оного. Публичный политик как функция находится во власти нереализованного объекта сопротивления, отсюда и неизбежная деградация [кастрация] по отправлении публичного рода деятельности, для чего при господстве безликого закона [либерал-фашизм] и практикуется ротация, не эффективная, Путин чиновник, и сразу освоился в нереализованном объекте сопротивления, в кастрации. Бесполая толпа - входящая, она универсальный объект сопротивления в кастрации бесполого Тела, политик в своей реакции может и прослезиться перед толпой, освобождая бесполое Тела от напряжения. Почему и об умершем например говорят, что приказал долго жить, он и входящий объект сопротивления. Платон же призывал в правители философа, только свободного гражданина, а не чиновника как функцию вовсе. Человек тем принципиально и отличается от животного, что убивает повсеместно жизнь не для того только чтобы есть и сладко жить, но чтобы реализовать и объект сопротивления в напряжении бесполого Тела.
 
Тревога — это то, что не обманывает. Лакан
Мир есть все то, что имеет место. Витгенштейн
Лакан задается вопросом, почему сновидение, носитель желания, воспроизводит образ травмы? Не потому ли, что часть Реального, остающаяся в плену принципа удовольствия, воспроизводится в реальности субъекта? Не для того ли, чтобы жизнь не могла превратиться в сон? Что заставляет отказаться от желания спать? С одной стороны, влечение, в страшных образах сновидения, изнанка представления, единственно доступное представительство, с другой – субъект, в автоматическом принуждении, следующий обходными путями, и выходящий на сцену, другую сцену. Эта встреча постоянно откладывается, встреча, результатом, которой каждый раз является отсутствие. «Вы зайдете, пока он не пришел? – Когда он придет, вас точно уже не будет» [2, с. 64].

Разминувшись с Реальным, субъект воспроизводит этот опыт в навязчивом повторении. Навязчивое повторение – экономия, окольный путь к встрече.
Опыт присутствия и отсутствия Кастрация
«Разве не знаем мы, что не ностальгия по материнской груди порождает тревогу, а ее неминуемость» [1, с. 69].
Конституирующее значение опыта нехватки обнаруживает Фрейд в парадигмальной сцене присутствия и отсутствия, сцене игры с катушкой. Тревога и бессилие, одновременно с надеждой и ожиданием охватывают маленького ребенка перед лицом потери – отсутствием матери. Как может пережить эту травму еще беспомощный малыш? Что можно этому противопоставить? Как преодолеть свою заброшенность?
Наблюдая за игрой своего внука, Фрейд пишет: «Прошло довольно много времени, прежде чем мне раскрылся смысл этого загадочного и постоянно повторяющегося действия» [6, с. 79]. Ответ таков – травма и попытка избыть, овладеть ею в навязчивом повторении, а единственный способ справиться с этим это рождение символа. Бросая катушку, ребенок сопровождает это действие возгласами For – Da, первые фонемы, которые различают противоположности прочь – сюда. Так ребенок вступает в язык. Первое различение, которое ведет к далеко-идущим последствиям, рождение собственно человеческого, рождение человека культуры.
Катушка маленькая и привычная, ее легко держать в руке, и вот она летит в дальний угол комнаты, под шкаф, под кровать. Она скрылась из виду, она отсутствует, но вместо, вместо нее появляется протяжное Fo-o-r. Слово убивает вещь, дотоле всецело властвующую, открывая путь к Wortvorstellung, открывая путь речи. Теперь есть и слово, и образ Dingvorstellung, и маленький объект, который можно как отбросить, так и подтянуть за веревку, если этого захочется. Путь к желанию открыт. Нехватка подразумевает желание, то, что минуту назад было безжалостно выброшено, вдруг становится желанным. Желание, которому предстоит долгий путь, хранящему память о маленькой игрушке, вмещавшейся в руке, дающей опору объекту.
Игра – это действие, которое помогает преодолеть тревогу. Но где-то внутри этого бесконечного прочь – сюда, есть сердцевина, момент нерешительности. В этот миг тревога сжимает сердце малыша в ожидании потери или в ожидании встречи с желанным. Где одно предстает как память о другом. Катушка, закатившаяся под диван, забытая до следующего дня и самим забвением дающая надежду на обретение вновь. Память, обернувшаяся утратой. Возвращение вытесненного, оно всегда теперь здесь рядом, но та ли это катушка? «Катушка хрупка, она на грани. В некотором смысле, она возвышенна. Ее энергетика колоссальна, но надежд на нее немного, ибо она в любой момент может погибнуть, она – которая мечется туда – сюда, как бьется сердце, как приливает волна» [7, с.61]. Объект и игра: «Обгра – это событие слова во взрыве хохота над вещью» [7, с. 60].
Обнаруживая собственное отражение в зеркале, малыш держится за руку Другого, удостоверившего сцену, сказавшего – ты есть. Измерение Другого становится местом, где субъекту предстоит сложиться, место языка.
«Событие слова» – вхождение субъекта в язык. Лакан в семинаре «Тревога» упоминает замечание Гегеля из «Феноменологии духа» о том, что язык – это работа, и только с помощью языка человек может переводить внутреннее во внешнее. Метафора вывернутой перчатки, но с некоторой оговоркой Лакана – вывернуть наизнанку удается не все. Артикуляция оставляет после себя остаток, не все может быть означено. Место этого остатка Лакан называет объектом (а), тот объект, о котором можно говорить, тревога не без объекта.
Тревога появляется тогда, когда на месте объекта (а) что-то появляется, когда нехватка заполняется, а единственный способ избежать этого – кастрация, позволяющая освободить место для появления Другого. Не быть нарциссически плененным, не исчезнуть в психозе подразумевает определенное место по отношению к Другому, разрешение Эдипова комплекса и вхождение субъекта в закон. Оральная кастрация предшествует и открывает возможность для других кастраций.
https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php… ФУНКЦИЯ ТРЕВОГИ В ТЕОРИИ ЛАКАНА

Аннотация: статья посвящена психоаналитическому прочтению функции тревоги. Следуя логике Фрейда и Лакана, функция тревоги связывается с радикальной «нехваткой», постулируемой открытием бессознательного. Автор рассматривает связь тревоги с измерением «другого» и конституирующим актом кастрации и того, как функция тревоги определяет процесс субъективации и объективации.

 

Связанные материалы Тип
бесполое Тела Левинаса Дмитрий Косой Запись
Путин и патриотизм Дмитрий Косой Запись
Деррида. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
холостяк Дмитрий Косой Запись
истина как согласие Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и информация. Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в политическом Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и мораль Дмитрий Косой Запись
философия как предмет Дмитрий Косой Запись
психолог о женщине Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и диалог Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления по Лакану. Дмитрий Косой Запись
женщина - это и профессия Дмитрий Косой Запись
Лакан как философ Дмитрий Косой Запись
Лакан. Объект желания Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Высоцкого Дмитрий Косой Запись