объект сопротивления по Монтеню

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

не трудности, а препятствия важны бесполому в освобождении Тела от напряжения социального, над чем и работают как диалектики, так и любовники в части поддержания либидо или сублимации в определённом служении Телу, мысль Сенеки верно передаёт ощущение [объекта сопротивления]: "Никакое благо не может доставить нам столько же удовольствия, как то, к потере которого мы приготовились", где точно передан и временной характер объекта сопротивления, и его подчинённую бесполому Тела функцию. Трудность же возникает от возгонки объекта сопротивления по устремлённости бесполого вверх, отсюда временный характер ОС и потребность замены, если не всякий уровень трудности доставляет удовольствие. При возникновении эффекта потери Тела Матери в Римской империи объект сопротивления стал видоизменяться в сторону от неразличимости во внешнем Тела к индивидуальному характеру восприятия его во внутреннем как едином Тела, от "Пришел, увидел, победил. Цезаря" и "Ни одно благо не может быть больше или меньше другого блага. Хрисиппа", до "Кто видел настоящее, тот уже видел всё. Марка Аврелия".

Нет ни одного положения, которому не противостояло бы противоречащее ему, говорит наиболее мудрая часть философов. Недавно я вспомнил замечательные слова одного древнего мыслителя (Сенека), которые он приводит, дабы подчеркнуть свое презрение к смерти: "Никакое благо не может доставить нам столько же удовольствия, как то, к потере которого мы приготовились". In aequo est dolor amissae rei, et timor amittendae. "Страшиться потерять какую-нибудь вещь – все равно что горевать о ее утрате" (лат.), говорит тот же мыслитель, желая доказать, что наслаждение жизнью не может доставить нам истинной радости, если мы страшимся расстаться с нею. Мне кажется, что следовало бы сказать совершенно обратное, а именно: мы держимся за это благо с тем большей цепкостью и ценим его тем выше, чем мы неувереннее в нем и чем сильнее страшимся лишиться его. Ведь вполне очевидно, что подобно тому как огонь, войдя в соприкосновение с холодом, становится ярче, так и наша воля, сталкиваясь с препятствиями, закаляется и оттачивается: Si nunquam Danaen habuisset aenea turris, Non esset Danae de Iove facta parens, Если бы Даная не была заточена в медную башню, она не родила бы Юпитеру сына (лат.), и что нет, естественно, ничего столь противоположного нашему вкусу, как пресыщение удовольствиями, и ничего столь для него привлекательного, как то, что редко и малодоступно: omnium rerum voluptas ipso quo debet fugare periculo crescit. "Всякое удовольствие усиливается от той самой опасности, которая может нас лишить его" (лат.). Galla, nega; satiatur amor, nisi gaudia torquent. Галла, откажи мне: ведь если к радости не примешивается страдание, наступает пресыщение любовью (лат.).
Желая оградить супругов от охлаждения любовного пыла, Ликург повелел спартанцам посещать своих жен не иначе, как только тайком, и, найди их кто-нибудь вместе, это повлекло бы за собой такой же позор, как если бы то были люди, не связанные брачными узами. Трудности в отыскании надежного места для встреч, опасность быть застигнутыми врасплох, страх перед ожидающим назавтра позором, et languor, et silentium, Et latere petitus imo spiritus, ... и томность, и молчание, и вздох из глубины души (лат.), это-то и создает острую приправу.
Сколько сладострастных забав порождается весьма скромными и пристойными рассуждениями о делах любви.
Сладострастие любит даже усиливать себя посредством боли; оно гораздо острее, когда обжигает и сдирает кожу. Куртизанка Флора рассказывала, что она никогда не спала с Помпеем без того, чтобы не оставить на его теле следов своих укусов:
Они неистово сжимают в объятиях предмет своих вожделений,
и, причиняя телу боль, нередко впиваются зубами в губы,
тайное жало заставляет их терзать то,
чем и вызвано их неистовство (лат.).
Так же обстоит дело и со всем другим: трудность придает вещам цену. Тот, кто живет в провинции Анкона, охотнее дает обет совершить паломничество к святому Иакову Компостельскому, а жители Галисии – к богоматери Лоретской; в Льеже высоко ценят луккские целебные воды, а в Тоскане – целебные воды в Спа; в фехтовальной школе, находящейся в Риме, почти вовсе не увидишь жителей этого города, но зато там сколько угодно французов. И великий Катон, уподобляясь в этом всем нам, был пресыщен своею женою до полного отвращения к ней, пока она принадлежала ему, и начал жаждать ее, когда ею стал обладать другой.
Я удалил с конского завода и отправил в табун старого жеребца, который, даже ощущая близ себя запах кобыл, оставался бессильным; доступность удовлетворения похоти вызвала в нем пресыщение своими кобылами. Совсем иначе обстоит дело с чужими, и при виде любой из них, появляющейся близ его пастбища, он разражается неистовым ржанием и загорается столь же бешеным пылом, как прежде.
Наши желания презирают и отвергают все находящееся в нашем распоряжении; они гонятся лишь за тем, чего нет: Transvolat in medio posita, et fugientia captat. Он пренебрегает тем, что доступно, и гонится за тем, что от него ускользает (лат.). Запретить нам что-либо, значит придать ему в наших глазах заманчивость: nisi tu servare puellam Incipis, incipiet desinere esse mea, Если ты перестанешь стеречь свою дочь, она тотчас же перестанет быть моею (лат.); предоставить же его сразу, значит заронить в нас к нему презрение. И отсутствие, и обилие действуют на нас одинаково: Tibi quod superest, mihi quod delit, dolet, Ты жалуешься на обилие, я – на скудость (лат.). И желание, и обладание в равной мере тягостны нам. Целомудрие любовниц несносно; но чрезмерная доступность и уступчивость их, говоря по правде, еще несноснее. Это оттого, что досада и раздражение возникают из высокой оценки того, что вызывает наше желание, ибо она обостряет и распаляет любовь; однако обладание вдосталь порождает в нас холодность, и страсть становится вялой, притупленной, усталой, дремлющей: Si qua volet regnare diu, contemnat amantem, Если кто хочет надолго сохранить свою власть над возлюбленным, пусть презирает его (лат.). ... contemnite, amantes, Sic hodie veniet si qua negavit heri, Влюбленные, высказывайте презрение, и та, что вчера отвергла вас, сегодня будет сама навязываться (лат.).
Чего ради Поппея вздумала прятать под маской свою красоту, если не для того, чтобы придать ей в глазах любовников еще большую цену? Почему женщины скрывают до самых пят те прелести, которые каждая хотела бы показать и которые каждый желал бы увидеть? Почему под столькими покровами, наброшенными один на другой, таят они те части своего тела, которые главным образом и являются предметом наших желаний, а следовательно и их собственных? И для чего служат те бастионы, которые наши дамы начали с недавнего времени воздвигать на своих бедрах, если не для того, чтобы дразнить наши вожделения и, отдаляя нас от себя, привлекать к себе? Et fugit ad salices, et sе cupit ante videri, Убегает к ветлам, но жаждет, чтобы я раньше ее увидел (лат.). Interdum tunica duxit opera moram, Нередко закрытая туника привлекает внимание (лат.).
К чему эти уловки девического стыда, эта неприступная холодность, это строгое выражение в глазах и на всем лице, это подчеркнутое неведение тех вещей, которые они знают лучше нас с вами, будто бы обучающих их всему этому, если не для того, чтобы разжечь в нас желание победить, преодолеть, разметать все эти церемонии и преграды, мешающие удовлетворению нашей страсти? Ибо не только наслаждение, но и гордое сознание, что ты соблазнил и заставил безумствовать эту робкую нежность и ребячливую стыдливость, обуздал и подчинил своему любовному экстазу холодную и чопорную бесстрастность, одержал верх над скромностью, целомудрием, сдержанностью, – в этом, по общему мнению, для мужчины и в самом деле великая слава; и тот, кто советует женщинам отказаться от всего этого, совершает предательство и по отношению к ним, и по отношению к себе самому. Нужно верить, что сердце женщины трепещет от ужаса, что наши слова оскорбляют ее чистый слух, что она ненавидит нас за то, что мы произносим их, и уступает лишь нашему грубому натиску, склоняясь перед насилием. Красота, сколь бы могущественной она ни была, не в состоянии без этого восполнения заставить поклоняться себе. Взгляните на Италию, где такое обилие ищущей покупателя красоты, и притом красоты исключительной; взгляните, к скольким уловкам и вспомогательным средствам приходится ей там прибегать, чтобы придать себе привлекательность! И все же, что бы она ни делала, – поскольку она продажна и доступна для всех, – ей не удается воспламенять и захватывать. Вообще – и это относится также и к добродетели из двух равноценных деяний мы считаем более прекрасным сопряженное с большими трудностями и большей опасностью.

Божественный промысел преднамеренно допустил, чтобы святая церковь его была раздираема столькими треволнениями и бурями. Он сделал это затем, чтобы разбудить этой встряскою благочестивые души и вывести их из той праздности и сонливости, в которые их погрузило столь длительное спокойствие. И если положить на одну из двух чаш весов потери, понесенные нами в лице многих заблудших, а на другую – выгоду от того, что мы вновь стали дышать полной грудью и, взбудораженные этой борьбой, обрели наше былое рвение и душевные силы, то, право, не знаю, не перевесит ли польза вреда.

Полностью устранив возможность развода, мы думали укрепить этим брачные узы; но, затянув узы, налагаемые на нас принуждением, мы в той же мере ослабили и обесценили узы, налагаемые доброй волей и чувством. В древнем Риме, напротив, средством, поддерживавшим устойчивость браков, долгое время пребывавших незыблемыми и глубоко почитаемыми, была неограниченная свобода их расторжения для каждого выразившего такое желание; поскольку у римлян существовала опасность потерять своих жен, они окружали их большей заботой, нежели мы, и, несмотря на полнейшую возможность развода, за пятьсот с лишним лет здесь не нашлось никого, кто бы ею воспользовался: Quod licet, ingratum est; quod non licet acrius urit, "Дозволенное не привлекает, недозволенное распаляет сильнее" (лат.).
http://psylib.org.ua/books/monte01/txt072.htm О том, что трудности распаляют наши желания. Монтень

Из диалогов:
- Дмитрий, интересно ! Только дочитать даже до половины времени нет ! Могли бы изложить тезисно ? Или акцентировать основную мысль ?
- основная мысль этого текста в том, что не любовь половая движет человечеством, как всегда думалось многими мыслителями и писателями начиная с Эпохи Возрождения (предыдущие эпохи не знали половой любви), а любовь случайная, связанная с объектом сопротивления, необходимым бесполому Телу для снятия напряжения социального. В половом Тела происходит это иначе, стихиями полового Тела, где имеется внутренний конфликт, и незачем уже иметь объект сопротивления во внешнем Тела
.
- Вот теперь понял ! Вы оппонируете Фрейду и , в какой-то степени Шекспиру, Веласкесу и др. Фрейда может морально уничтожить любой современный студент. А любовь, связанная с сопротивлением - это которая маньяками движет ? чтобы понять, нужно время, а в целом заслуживает внимания.
- про Чикатило у меня есть нарцисс - http://philosophystorm.org/nartsiss-0, есть и объект сопротивления Гамлета - http://philosophystorm.org/obekt-soprotivleniya-gamleta. А Фрейда завела в тупик идея либидо, он представил её основанием сексуального, тогда как либидо относится к бесполому Тела
.
- А либидо бесполого тела - это влечения к чему ?... Фрейд всего-лишь обобщил статистику своих пациентов, которые не были вполне адекватны...и социальной позиции и сексуальной...
- либидо это влечение к биополу, что не половое ещё, а инстинкт биологический, который и у животных присутствует. Половое надо понимать как внутреннее Тела, а не как внешнее, видовое.
- Я может что-то пропустил...Биопол - это Ваш термин или общепринятый ?
- насчёт терминов не могу знать, я неуч, самостоятельно мыслящий, и привык вещи называть своими именами, а как бы вы предложили называть объект человеческого под ножом хирурга?
- Наверное, активная биомасса
- вот и неправильно, он усыплён, и далеко не активен, а биопол при нём, и никуда не исчезает вплоть до могилы.
- Извините ! Если сердце бьется, кровь льется, значит активен. Хотя, частично соглашусь, активность - понятие относительное. И должно иметь как количественные, так и качественные градации..
И совсем непонятно. Биопол при нем. Это что - качество, признак, свойство ?
- единое значит не представляете, а читали Плотина?
Биопол это свойство Тела, объекта человеческого, а либидо уже качество бесполого Тела, его природной составляющей. Ведь не называете же женский биопол сукой, а мужской кобелём. Например качество можно ухудшить или улучшить, а свойство нет. Некоторые мужчины хотят женщину в части либидо, а некоторые нет, значит что они сделали с качеством (либидо) Тела? ухудшили. Здесь не имеется ввиду ориентация половая разумеется, гей хочет мужчину.

Связанные материалы Тип
Фрейд о женщине и либидо Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и логика Дмитрий Косой Запись
дуализм Мамардашвили Дмитрий Косой Запись
дуализм как проблема Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Бальзака Дмитрий Косой Запись
"Иванов" Чехова Дмитрий Косой Запись
цинизм Дмитрий Косой Запись
любящим Путина Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Ульянова Дмитрий Косой Запись
философия как предмет Дмитрий Косой Запись