Основы Каббалы / 35 / Статья Бааль Сулама "600 тысяч душ" / 2011 08 21

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

Из искр возгорится пламя

Изначально в мироздании создано только одно творение – Адам, или общая душа. Под разбиением души на 600 тысяч частей подразумевается разделение одного общего желания на множество частных эгоистических. Каждый человек включает в себя полную конструкцию этой души – ведь духовное не делится на части.

 

Добрый день нашим товарищам, ученикам и друзьям во всем мире. Сегодня мы изучаем статью «Шестьсот тысяч душ». Рядом со мной Павел Ярославский, который с удовольствием примет ваши вопросы и отсортирует по темам для обсуждения и ответа. Прошу посылать вопросы, которые вы подготовили заранее или которые возникнут в процессе урока. Эта статья очень короткая, так что у нас останется много времени для вопросов и ответов.

«Шестьсот тысяч душ» – это одна из статей Бааль Сулама, написанных в виде маленьких вспомогательных статей и оформляющих его основополагающие произведения «Предисловие к Учению о Десяти Сфирот», четыре предисловия к Книге Зоар, предисловие к книге «Древо Жизни», и основные статьи: «Дарование Каббалы», «Поручительство», «Мир в Мире», «Мир». В этих статьях излагается основная методика: как человек, в меру своего исправления постигает скрытую от него его органами чувств часть мироздания.

Мы скрываем это сами от себя, поскольку не можем работать в полную мощь со своими желаниями, свойствами, задатками. А как раскрыть все эти зачаточные, внутренние, скрытые возможности, как развить все заложенное в нас, чтобы получать информацию, энергию, наполнение из скрытой части мироздания в мере нашего раскрытия, объясняет наука каббала. Поэтому она и называется наукой о получении.

Раскрытие постигается в мере соответствия, так же, как и в обычном мире, ведь и сегодня мы постигаем мир на основании тех же законов. Согласно своим свойствам я улавливаю в окружающем мире определенную картину, она ощущается в моих пяти органах чувств, передается в желания и обрабатывается с помощью разума, который является лишь вспомогательным инструментом.

Но самое главное – это свойства, которые управляют моими пятью органами чувств. Я могу исправить себя так, что мое восприятие расширится до появления способности ощущать скрытую часть природы.

И это не та скрытая от меня сегодня часть природы, которую можно изучать в обычных свойствах, расширив их за счет созданных человеком всевозможных инструментов и приборов: микроскопов, телескопов или радаров. Речь идет о постижении иного уровня существования, иного измерения, в которое можно войти, если начать приподниматься над эгоизмом в альтруистические свойства.

Сегодня мир воспринимается нами в свойствах, направленных исключительно на поглощение. А воспринимая его не только в свойствах получения, но и в свойствах отдачи, мы обнаружим не возмущенный нами, огромный, богатый мир, огромное количество сил, свойств и возможностей. К этому имеются все предпосылки.

В нас находится зародыш следующего высшего состояния, Высшего мира, который называется «точкой в сердце». Сегодня он начинает проявляться всё больше, чаще и настоятельней, поскольку, практически, достигнута реализация эгоизма, когда не видно возможности еще что-либо получить.

Мы сделали очень большой круг. В первый раз этот огромный и всепоглощающий эгоизм проявился 3700 лет назад в Древнем Вавилоне. Древневавилонское население, в тот период олицетворявшее собой все человечество, обнаружило себя в подобном нашему жутком состоянии – в кризисе полного взаимного непонимания.

Выражаясь иносказательным языком люди, перестали понимать друг друга, поскольку у них появилось множество языков. Благодаря эгоизму, один перестал понимать другого, говоря как будто на ином языке. Один хотел одно, другой – другое, третий – третье, и они не могли связать вместе свои желания, мечты и цели. Каждый тянул в свою сторону. Это называется «Вавилонским столпотворением» или «Вавилонским смешением».

Люди думали, что этот эгоизм, который ощущался как неприятие друг друга, поможет им.

В древневавилонских источниках сказано, что до этого все жили как одна семья, мирно, не требуя ничего особенного, в рамках нормального обычного существования. Упоминалось даже о том, что их рацион был довольно скудным: вода и вино были для них напитками, а из еды они обходились ржаным хлебом, вяленой рыбой, чесноком и луком. Таково было питание, им было достаточно этого, и они спокойно жили до тех пор, пока в них вдруг не взорвался эгоизм.

Они обнаружили, что обязаны подняться до неба, и даже выше неба, выше облаков, решив стать выше и больше природы и завоевать весь мир. Но в итоге разбрелись по разным уголкам планеты – одни на запад, другие на восток.

Это очень хорошо описывается у Иосифа Флавия, у РАМБАМа — великого философа 12-го века. Об этом говорится в книге «Великий комментарий», которая написана примерно в период Древнего Вавилона.

Таким образом первый раз в истории человечества возник глобальный и интегральный кризис, хотя он и был относительно местного масштаба. С одной стороны люди обнаружили свое совершенное взаимодействие и взаимозависимость, а с другой стороны — полное нежелание этому следовать. И тогда они приняли решение разойтись, им больше ничего не оставалось.

Только один из них – Авраам – утверждал, что им надо, наоборот, подняться над эгоизмом, исправить себя, и вопреки эгоизму соединиться всем вместе. Какой смысл разбредаться? Поднявшись над эгоизмом, можно выстроить иную «башню до Неба», начать постигать совершено новое мироздание, которое сегодня скрыто от нас.

Авраам начал его постигать. Он был великим ученым и жрецом того поколения. А поскольку тогда вся наука была уделом жрецов, он был очень уважаемым человеком.

В тот период в Древнем Вавилоне царствовал царь Нимрод, который, естественно, был еще большим эгоистом, чем все остальные. И он воспротивился методике Авраама, хотя до этого они совместно работали с народом и над собой. Авраам занимался идеологией, а Нимрод управлением.

Авраам понял, что есть совершено другой путь – использовать эгоизм не сам по себе, а косвенно, поднимаясь над ним, вопреки ему соединяться, сохраняя свое единство, единение между собой, единение с природой…

Быть в гомеостазисе, в равновесии с окружающим миром – это главная цель человека. Тогда он сможет проникнуть совершенно в иные структуры мироздания, выше своего эгоизма.

Когда Авраам начал проповедовать это, Нимрод сразу же распознал в нем своего противника, ведь его цель была иной – чтобы все работали в полную силу эгоизма, а он, как правитель, получал бы от этого свои плоды.

В возникшей ситуации противоборства Аврааму ничего не оставалось, как уйти из Вавилона. И он ушел оттуда, увлекая за собой несколько тысяч человек.

Кабалистические источники указывали, что в конце 20-го века человечество придет к состоянию, подобному состоянию Древнего Вавилона. И сегодня это происходит. Мы разбросаны по всему земному шару, но пребываем абсолютно в том же состоянии, как в Древнем Вавилоне.

Эгоизм достиг максимума своего развития, мы обнаружили, что уже построили «башню до неба», и она разваливается. Сегодняшний кризис показывает, что всё рушится, нам никуда больше не разойтись, мы все глобально и интегрально связаны вместе, и нет никакого другого выхода, кроме как начать подниматься над эгоизмом.

Так или иначе, мы всё равно придем к этому. Результатом попыток каким-то образом навести порядок с помощью эгоизма, будут войны, кризисы, большие разборки. Но в конечном итоге, сколько бы нас после этого не осталось, мы должны будем прийти к равновесию с окружающей средой, то есть овладеем не только своим эгоизмом, но и построим над ним свое следующее состояние.

Это состояние является духовным – в противоположность эгоистическому состоянию, которое называется материальным. Но все это условные названия.

Постепенно мы начинаем строить себя над эгоизмом, вопреки разделению, отторжению и взаимной ненависти. Мы задумываемся над тем, как создать гармоничное общество. Даже только начав строить эту гармонию, мы будем ощущать какие-то ходы, ранее совершенно не раскрываемые нами. Это ходы, сквозь которые можно пройти абсолютно в иную область мира через свойства отдачи, взаимности, сотрудничества и поручительства.

В этих новых свойствах, которые строятся над эгоизмом, благодаря ему с одной стороны, и ему в противоположность с другой, мы начнем постигать новый, обратный нашему и находящийся вне нас мир, то есть вне того, что попадает в наш эгоизм. Он находится в том, что мы ощущаем, когда выходим из него, строя себя над ним. И это состояние называется духовным миром.

Человечество всё равно должно будет прийти к этому состоянию. В каждом из нас существует «точка в сердце» – зачаток будущего свойства отдачи, который можно развить. А о том, как её развивать и правильно реализовывать, говорит наука каббала – наука о получении, о раскрытии следующего уровня нашего существования.

Раскрывая его, человек раскрывает вечность и совершенство, поскольку не ограничен ни своим эгоистическим животным телом, в котором ощущает сегодняшнее существование, ни тем, сколько может получить, накопить, захватить в соревновании с остальными, ведь в свойстве отдачи нет никаких соревнований.

В свойстве отдачи он может реализовывать себя совершенно свободно от остальных, поэтому оно бесконечно, безгранично и вечно. Оно дает человеку такое ощущение вечного существования, что даже если его тело (ощущение в эгоистическом свойстве) умирает, человек не чувствует себя умирающим, поскольку ассоциировался со свойством отдачи и через него начинает ощущать мир.

Так что впереди у нас действительно очень интересные, глубокие и особенные постижения, ведущие к подобию Творцу – к тому совершенству, вечности и гармонии, в котором существует Высшая сила природы.

Об этом немного говорит статья «Шестьсот тысяч душ».

Сказано, что всего существует 600 тысяч душ, и каждая душа делится еще на множество искр. Но как это понять – ведь духовное не делится на части, и изначально не было создано ничего, кроме одной души, которая называется Адам?

Изначально создано только одно творение, называемое «душа». Неважно, как оно называется. Может быть, нас путает это слово «душа», мы приписываем ему какие-то свои прежние понимания, понятия, определения, которые, в принципе, не верны. Но всё-таки название остается названием. А то, что люди к этому названию приписали в течение своей истории, надо постепенно исправлять.

Хотя исправление на все наши понятия и определения постепенное и мучительное, но в итоге оно дает правильный путь к раскрытию нового мира. Наши ошибки являются опорными точками, возвышаясь над которыми, и давая правильные определения знакомым словам, мы строим Высший мир, его схему в правильном виде – абсолютно точно над нашим миром.

Создано всего лишь одно желание, одно творение, одна душа, называемая Адам – от слова подобный (эдомэ), потому что творение должно достичь подобия Творцу.

В каждом человеке эта душа присутствует вся полностью, а не какая-то ее часть, хотя она разделилась на 600 тысяч частей, и каждая часть разделилась еще на множество искр.

Очень трудно понять, как это вообще может быть, ведь на земле существует, допустим, семь миллиардов людей. Когда-то нас было семь миллионов, семь тысяч, или, возможно, даже один человек… Ранее из обезьян постепенно начали проявляться люди – следующее состояние человечества.

В итоге существует всего лишь одна духовная конструкция. А каждая ее часть, хотя и делится на множество частей, но все они вместе, вся эта система, называемая Адам, находятся абсолютно в каждом из нас! И при этом один не мешает другому.

Ведь духовное не делится и не рассекается на части, как это свойственно материальному. А на 600 тысяч частей и множество искр душа разделяется эгоизмом человека. Вначале эгоистическое тело выталкивает и отдаляет от себя свет души. Но если посредством изучения каббалы тело исправляется…

Под телом имеется в виду желание. Если это желание эгоистическое, то оно противоположно Высшему свету и наполнению, поэтому он удаляется от нас. Но если мы начинаем исправлять это желание, то свет постепенно входит в нас. Постепенно – значит в мере исправления.

Исправление происходит порционно. Искры постепенно исправляются на свойство отдачи. А потом происходит исправление тех частей, в которых находятся 600 тысяч искр, пока они все вместе не соберутся в одну единую и гармоничную систему под названием духовное тело.

Поэтому, относительно моего тела, есть два состояния:

1. Человек, который чувствует свою частную душу и не понимает, что она общая душа для всего человечества.

В начале продвижения в каббале есть такое состояние, когда у человека присутствует ощущение своего «я», других людей, его товарищей, соратников в пути и света, Творца, чего-то высшего. Но он ощущает себя существующим отдельно от остальных.

И это на самом деле, – говорит Бааль Сулам, – большой порок, который приводит ко всему разделению. Чувствуя себя абсолютно отделенными друг от друга, мы не чувствуем души, а только тела, находящиеся перед нами. Они являются передо мной неким заслоняющим экраном, помехой, через который я не чувствую другие души, которые являются интегральной частью моей души.

Следующее состояние:

2. когда человеку по-настоящему еще не светит свет, общая душа человечества во всю свою силу, а только частично – то есть в мере его исправления и единения с душами.

Начиная работу над собой, я понимаю, что хотя все остальные и находятся передо мной — все эти семь миллиардов тел, но на самом деле проблема не в телах. Тело – это животное состояние, а мы находимся в состоянии выше тел.

Так же как природа развивалась по ступеням неживой, растительной, животной и человеческой, так сейчас мы начинаем осваивать ступень, которая называется Человек (Адам), подобный Творцу, подобный Высшей силе по свойству отдачи. В мере развития свойства отдачи я поднимаюсь на следующий уровень эволюции: от неживого, растительного и животного – к человеческому.

Этот уровень сегодня в нашем мире отсутствует. Мы просто высокоразвитые обезьяны, потому что ничем кроме повышенного развития эгоизма от них не отличаемся.

Когда мы сможем себя кардинально изменить, подняться, вытащив из своего животного тела эту духовную составляющую и развить ее, тогда существование в духовном состоянии, которое мы в себе разовьем, будет называться состоянием «человек». В этом и заключается отличие от животных. А сегодня мы занимаемся тем, чем обычно занимаются животные – пытаемся себя максимально удовлетворить.

На пути своего духовного развития сначала надо вытащить из себя точку в сердце, то есть зародыш Высшего состояния, который заложен в каждом из нас. Без нее мы оставались бы практически животными, не ощущая ни сегодняшнего кризиса, ни вообще каких-либо изменений. Нам было бы хорошо или плохо в нашем мире, но мы никуда не гнались бы, и в нас ничего не развивалось бы. Потому что всё, что развивается в нас над животными, развивается благодаря точке в сердце, которая начала свое развитие десятки тысяч лет назад. Она всё время гонит нас вперед, устремляя эгоизм не к развитию уровня животных, а к состоянию по-настоящему противоположному духовному миру.

Животные в течение своей жизни не развиваются. После рождения в течение нескольких дней любое животное, будь то теленок или котенок, уже практически может себя самостоятельно обеспечивать. Он знает, что находится вокруг, инстинктивно не нанесет себе вреда, знает, что для него лучше, и максимально обеспечивает себя всем необходимым.

А человек создан таким, что начинает развиваться с нуля, не способен сделать ничего без посторонней помощи. И пока завершит свой путь развития для входа в мир, который мы развили эгоистически, проходит несколько десятков лет.

Надо понимать, что всё это развитие обусловлено нашим окончательным состоянием. Точка в сердце развивает вокруг себя эгоизм вплоть до состояния, в котором мы пребываем в нашем поколении, ощущая невозможность далее в нем оставаться. Эта точка требует выхода, ощущая никчемность, безысходность, наркотики, депрессии, террор. Мы ищем, мечемся, не зная, что делать, выдумываем для себя мнимые цели, стараемся хоть как-то заболтать, затуманить свой разум, поменьше думая о смысле существования. Ведь если задумываться о нем серьезно, то человек не видит смысла, считая, что зря родился и существует.

Такое переходное состояние, в котором мы пребываем, на самом деле очень интенсивно и эффективно призывает нас к развитию. Мы должны действительно ответить на вопрос «для чего мы живем?».

Общий кризис наблюдается во всех областях человеческой деятельности: в науке, технике, искусстве, воспитании, образовании, семейной жизни, кризис коснулся отношений человека с миром, человека самого с собой; в конце концов, самое главное – это кризис экологический и экономический. Эти кризисы нас так закрывают, что мы обнаруживаем себя в угрожающем для своего существования положении.

Поэтому люди не хотят рожать. Они вообще не чувствуют никакой взаимной зависимости друг от друга и не желают этого. Человек, поскольку уже существует, стремится себя обеспечить и максимально комфортно прожить, подавляя этим вопрос о смысле жизни.

Вот здесь и проявляется точка в сердце, которая не дает покоя, развив весь наш эгоизм до его глобального максимума. Она увлекает человека к осознанию, что его противостояние всем остальным угрожающе и ведет к неизбежной войне с ними. Здесь уже практически не остается никакого другого выхода, как начинать думать об изменении своей природы, иначе мы будем просто поедать друг друга.

Приходя к такому решению, человек раскрывает науку каббала, то есть совершенно иную систему взаимоотношений, взглядов, общений.

Об этом догадались те несколько тысяч человек еще в Древнем Вавилоне, которые получили методику исправления и подъема над своим эгоизмом в совершенно иной мир, в иное ощущение мира. Все мироздание, себя и свою жизнь они воспринимали не внутри себя, интровертно, а экстравертно, то есть выходом из себя, начав инверсно использовать свой эгоизм, поднимаясь над ним, не уничтожая, а наоборот, используя, как помощника, но как говорится «от противного».

Когда человек начинает таким образом над собой работать, то обнаруживает вокруг подобных себе людей, как в свое время и в Древнем Вавилоне обнаружилось несколько тысяч таких человек из всего древневавилонского человечества, которое составляло примерно, около 3 миллионов людей.

Люди в такой группе начинают соединяться между собой, практически это соединение происходит между точками в сердце. В этой совокупности точек в сердце они начинают ощущать иное состояние, которое называется «Высший мир» – мир вечной, совершенной гармонии, которая не подвластна ничему земному.

Человек может жить, может умирать – это неважно, главное – чтобы он достиг состояния ощущения себя в этой Высшей гармонии. Значит, он прошел этап перехода от человека нашего мира, в общем-то, развитой обезьяны, к человеку духовному, к Адаму.

И тогда его постижение будет основано на соединении со всеми искрами, с точками в сердце, чтобы затем все их соединить в 600 тысяч частей, которые соединятся уже в одно целое – в одну общую душу.

Это каждый должен сделать независимо от других. Один другому совершенно не мешает, работая в своей плоскости, исходя из своей точки в сердце, отдельной и совершенно индивидуальной. Тогда в каждом из нас во всю свою силу засветит общая душа как в Адаме при его сотворении.

Мы приходим к этому вопреки эгоизму через поиски, страдания, трудности, огромную историю в миллиарды лет, возвышаясь по духовным ступеням. И поэтому постигаем свое первоначальное состояние уже во много раз более явным. Сказано, что это в 620 раз больше, но это не число и не какой-то коэффициент, это огромный просто бесконечный Высший свет – то, что мы в состоянии постичь. Потому что весь наш эгоизм, все наши поиски, все наши усилия, в итоге аккумулируются в нас. И в этом огромном новом желании выйти из себя, отдать, распространить, мы получаем бесконечный свет, поскольку и желание, таким образом, становится бесконечным.

Отсюда, – пишет Бааль Сулам, – есть три периода духовного роста человека:

1. Это искра души, которая то вспыхивает, то гаснет.

Вспыхивает и гаснет – соответствует нашим подъемам и падениям. Мы устремляемся вперед, желая чего-то достичь, а потом уходим в себя, закрываемся, впадая в полусонное состояние. А затем снова бодрое состояние, огромная энергия, постижение, все горит, все светит, ты видишь, что тебе навстречу что-то приближается, ты к этому устремляешься. Но бывают и обратные состояния, когда ничего не хочется – просто закрыть глаза, ничего не чувствуя. Поэтому искра души так и называется, что подобно искре, то вспыхивает, то гаснет.

Важно понимать, что необходимо работать и с состояниями, когда она возгорается, и с состояниями, когда она затухает, оба эти состояния одинаково благи. Каждое из них надо просто правильно принять, обработать в себе, в своих желаниях, в своих намерениях, в своих мыслях, и устремить к постижению.

И тогда даже те состояния, которые как бы угасают, превратятся во вспышки. Потому что вопреки этим угасающим состояниям падения, именно в них можно вобрать в себя все остальные искры. А потом, когда мы будем вспыхивать, то будем это делать все вместе.

У меня плохое состояние, я падаю, нахожусь в депрессии, в бессилии, во мне нет каких-то побуждений, устремлений. Но если именно в этом состоянии я пытаюсь приблизиться к другим, обнять, каким-то образом прислониться к ним, принять от них помощь, то я как бы вбираю в себя их внутренний духовный потенциал и живу за их счет. И это хорошо, это верно.

Так и человек в нашем мире, если он немощный, больной, то ему помогает окружающее общество.

А затем, когда я набираюсь от них сил, постепенно поднимаюсь, начинаю чувствовать перед собой увлекающий меня Высший свет, то с обретенными от них силами иду вперед. Тогда во мне работает не просто одна моя искра, во мне работает огромное количество искр, которые я вобрал от остальных в состоянии падения, и в состоянии подъема они возгораются во мне. Таким образом я вспыхиваю намного ярче, вплоть до того, что из этих вспышек во мне постепенно возникает свет.

Так и говорится: «Копейка к копейке – складывается огромный счет». Благодаря маленьким и большим усилиям в человеке создается огромный сосуд, то есть образуется постоянное большое желание, где уже может существовать свет.

Это первое состояние. А второе состояние из трех периодов роста человека, говорит Бааль Сулам, это:

2. Частная душа - когда он ощущает себя, как часть из 600 тысяч душ, то есть как (часть общей души), которая остается с ним постоянно, но пока еще не избавилась от своего эгоистического порока. То есть он не в состоянии принять общую душу и чувствует себя отделенным от нее, что вызывает в нем огромные страдания любви.

Страдания любви возникают, когда человек осознает существование огромных постижений, огромных просторов, вечности и бесконечности. И хотя к этому у него уже возникло желание, но поскольку пока не достиг этого состояния, он страдает. Эти страдания называются «страданиями любви».

Похоже на любовные муки, когда, зная, что предстоит свидание с любимым человеком, с товарищем, мы предчувствуем радость. И хотя такие состояния еще не реализованы в нас, они уже несут свою сладость.

А потом приближается он к совершенству, то есть к таинству общей души, (таинству – потому что она была ранее скрыта от него), так как полностью исправилось его эгоистическое желание и больше не служит ограничением и преградой, позволяя ему слиться с общностью всего человечества.

Сливаясь со всеми остальными, он обретает общую душу, и она становится частной, как бы его личной. Но эта частная душа на самом деле общая душа, когда, не мешая друг другу, все души взаимодействуют, прилегая, как клетки в организме.

Никоим образом одна клетка не является соперницей другой, каждая участвует в общей работе организма. И поэтому, помогая друг другу, они образуют общий организм, который поддерживает свое существование, и тогда каждый орган, каждая часть практически наслаждается тем, что принадлежит этому общему организму.

И получается, будто бы два раза есть по 600 тысяч душ: исправленная душа и душа человечества. Но на самом деле, нет ничего, кроме одной души, как выясняется по мере исправления каждой души, которая очищается от своего эгоизма.

То есть, у меня нет двух душ – своей, которую я воспринял, и еще одной души, которую воспринимают все. Это всё – одно единственное желание, одна единая система.

Поэтому, чтобы подготовить души, притянули к ним, к каждой душе, всю высшую неделимую душу мира Ацилут. И если осталась хоть в ком-то из нас неисправленная душа, то не достает ее света во всех душах человечества.

И поэтому все обнаруживают еще и духовную зависимость друг от друга, и реализуют себя до полного наполнения всеми Высшим светом.

И затем идет третье состояние:

Каждая душа, исправляясь, притягивает весь свет общей души, и этим вызывает исправление душ всего поколения.

В той мере, в которой в этом общем органе, являясь его здоровой частью, я пытаюсь через правильную систему взаимоотношений максимально возбудить все остальные части, органы, клетки (частные души) этого огромного органа, называемого Адам, в этой мере я помогаю им исправиться.

И в этом смысл сказанного, что одна исправленная душа равноценна 600 тысячам душам, потому что она полностью вкладывает себя в исправление всех остальных душ, таким образом мы приходим к состоянию абсолютного взаимного поручительства, которое является целью творения.

Ведущий: Вадим из Ровно: «Как Авраам смог постичь все мироздание, если оно постигается в объединении над эгоизмом? Ведь все разбрелись, ему не с кем было объединяться».

М. Лайтман: До Авраама, кстати говоря, это постиг самый первый человек, постигнувший всё мироздание и вообще раскрывший эту науку постижения скрытой от нас части природы. Его звали Адам. Он жил 5771 год тому назад. И наше летоисчисление ведется от него.

Как повествует придание, ему было около 37 лет, когда он раскрыл смысл существования человека. И хотя до и после него были люди, его называют Первым Человеком (Адам Ришон), потому что он первым постиг Высшее состояние, выход в следующее состояние, выход на уровень Адам - человека, подобного Творцу по обретенному им свойству отдачи.

После Адама было еще 20 поколений каббалистов, которые описываются в Библии, как, например, Ноах – это 10-е поколение от Адама, Авраам – это 20-е поколение от Адама. Так что были люди, которые постигали и до Авраама.

Но чем Авраам был специфичен, чем он был особенный?

Он существовал в момент кризиса, поэтому смог описать смысл этого кризиса, его причину и цель, к которой он должен привести. И если бы не всевозможные обстоятельства, то, вполне вероятно, что он совершил бы полное исправление всего тогдашнего человечества.

Но поскольку этого не произошло, то уже было сказано, что мы дойдем до нашего времени, и в наше время это произойдет.

Каким образом люди постигают Высший мир без методики?

Адам и все постигающие, то есть так называемые каббалисты до Авраама, и Авраам в том числе, постигали это из своих раздумий, из своих мыслей. Мы должны понять, что те люди были намного ближе к природе, их эгоизм был намного меньше, чем у нас, поэтому такое было возможно. Эта методика работала так, что человек начинал непосредственно ощущать возможность выхода в Высший мир, что и происходило в 20-и поколениях от Адама до Авраама.

После этого, поскольку эгоизм в человечестве скачкообразно вырос, потребовалась уже иная методика. Авраам ее разработал, изложив в своей «Книге Создания», и обучал этому тех вавилонян, которые ушли вместе с ним.

В принципе, мы все – вавилоняне. Сегодня происходит то же самое, и мы повторяем тот же Древний Вавилон, находясь абсолютно в таком же состоянии, только, намного большего масштаба, и когда нам уже некуда деваться, некуда больше отдаляться друг от друга.

Сегодняшняя коммуникация, взаимосвязь сделали из нас тех же древних вавилонян, которые замкнуты в одном пространстве, ненавидят друг друга и не знают, что делать самим с собой и со всем тем, что наделали, выстроив огромную Вавилонскую башню.

К сожалению, состояние такое, что понять и осознать свою обязанность достичь следующего Высшего уровня можно только путем войны или путем распространения каббалы, другого выхода нет.

Существует и следующий этап развития человечества.

От Адама до Авраама и от Авраама до начала нашей эры то же человечество, или группа Авраама, постигала Высший мир через методику, работающую в группе между ними, но естественным путем. Для них это было естественно – эгоизм тогда был маленьким.

Затем, когда эгоизм снова скачкообразно возрос 2000 лет назад (так называемый момент крушения Храма), группа Авраама снова упала в эгоизм, в котором постоянно пребывало всё остальное человечество.

А он продолжал расти до настоящего уровня, поэтому сегодня необходима цельная методика. Для этого раскрывается наука каббала, без которой не найти правильный путь. Хотя раньше это возможно было даже естественным путем.

Зоар говорит об этих трех этапах как о раскрытии одной системы десяти сфирот одной души, где ХАБАД, ХАГАТ, НЭХИ – это три уровня души. ХАБАД – это 2000 первых лет.

2000 первых лет исчисляются, начиная от Адама Ришон, когда можно было непосредственно постигать Высший мир.

2000 вторых лет – когда постижение происходило уже в группе, но еще без каббалистической методики.

И третьи 2000 лет – настоящее время, которое мы переживаем, находясь на самом последнем этапе. Это двести лет из последних двух тысяч лет, когда постижение возможно в группе с помощью методики. Поэтому Книга Зоар раскрылась, и, занимаясь по ней, занимаясь вообще каббалой и реализуя ее, мы можем это сделать.

Ведущий: Юрий из Заречного: «Чем методика Авраама могла помешать Нимроду настолько, что Авраам был вынужден уйти из страны?»

М. Лайтман: Нимрод видел, что с помощью развития эгоизма он царствует, его подданные развиваются, что-то делают, строят, открывают, то есть, идет прямое эгоистическое развитие.

Чем же это плохо? Будем развиваться технологически, общественно и так далее. Я от этого, как царь, естественно стану богаче, выше, круче – Нимрод известен в истории, как очень большой эгоист.

Авраам же предлагал совершенно иную методику: все работают на отдачу, нет ни маленьких, ни больших, абсолютное равенство и единение в одно единое целое. Но это совершенно противоположно эгоизму, который олицетворял Нимрод как правитель.

Ведущий: «Для чего Бааль Сулам написал эту статью? Что нам с товарищами в группе делать с этой статьей?» – спрашивает Александр из Тольятти.

М. Лайтман: Во-первых, понимать, что каждый из нас – это частичка одной души. С одной стороны.

С другой стороны, хотя сегодня я – это частичка одной души, но двигаясь правильно вперед на соединение с остальными, я становлюсь обладателем всей этой души.

Подобно этому каждый орган нашего тела, соединяясь правильно со всем остальным телом, живет вместе с ним и у него есть жизнь. Но если он не соединяется правильно, то ни у него самого, ни у всего тела нет жизни.

Статья говорит о том, что мы все являемся частью общей души, и существует только одна общая душа. В нашем сегодняшнем положении есть два состояния – падение и подъем, и три состояния, по которым мы должны пройти, исправляясь и постигая Высший мир.

Я уверен, что эта статья находится у нас в интернете. Вы можете ее сами внимательно прочитать, – я читал из нее совсем немного, в основном, пересказывая.

Ведущий: Лаванда из Хорватии: «Как я могу узнать о своей роли во всей системе?»

М. Лайтман: Она у всех одинаковая. Какая разница, грубо говоря – я почка, печень, селезенка, часть кожного покрова или сустав?

Тело совершенно, замкнуто, гармонично, но если в нем отсутствует какая-либо часть, то это практически зачеркивает всю гармонию и совершенство. Поэтому каждый из нас, какой бы маленькой частью он ни был, является важным, как все остальные. То есть клетка мозга или клетка пятки абсолютно равнозначны. Потому что если из конструкции, которая совершенна, как аналоговая система, вытащить элемент, нарушится работа всей системы.

Ведущий: Вопрос с Украины: «Что делать с состоянием одиночества, когда ты никому не нужен?»

М. Лайтман: Ты нужен всем остальным, потому что без тебя не будет достигнуто совершенство и полное исправление. Поэтому тебе только кажется, что ты никому не нужен. Начинай интенсивно соединяться с остальными, принимать участие в распространении, в совместных действиях, у тебя появится новая жизнь, и ты увидишь в ней смысл.

Ведущий: Сергей из Владивостока: «Что представляет собой эгоизм в окончательной стадии исправления?»

М. Лайтман: Эгоизм в окончательной стадии исправления представляет собой Вавилонскую башню, над которой мы поднимаемся и достигаем неба. Это настоящий, развёрнутый в полный свой рост эгоизм, благодаря которому мы поднимаемся.

Ведущий: Вопрос из Герцлии: «Почему сейчас существуют 7 миллиардов человек? Как это количество изменится вместе с исправлением?»

М. Лайтман: Это зависит от нас.

Если мы будем правильно исправляться, то это количество может увеличиваться, и нам будет легче двигаться в лучшую сторону.

Если мы будем противиться исправлению, то разразится третья и даже четвёртая мировая война. И тогда огромные страдания вместе с войнами истребят подавляющее большинство человечества. Останутся тысячи или десятки тысяч, но в них будут скоплены, аккумулированы такие тяжелые страдания, которые вынудят их приподняться над своим эгоизмом.

Поэтому, сколько людей будет в мире, и каким образом это произойдёт в дальнейшем, зависит только от нас. Если в прошлом, до конца 20 века мы развивались под давлением эгоизма, он всё время развивался, толкая вперёд, то сегодня это развитие закончилось, и всё зависит от того, насколько мы будем связываться между собой и соответствовать глобальной и интегральной природе.

Наше несоответствие ей называется «кризисом», а если мы будем приближаться к соответствию ей, то начнем исправлять этот кризис.

И хотя эгоизм будет проявлять себя еще больше, но мы будем над ним подниматься. Таков желательный путь развития.

Ведущий: Вопрос Алексея из Украины, из Харькова: «Как мне почувствовать, ощутить духовное состояние моего товарища по виртуальной группе?»

М. Лайтман: Ты не можешь этого почувствовать до тех пор, пока не поднялся до уровня, где находятся все души твоих товарищей. Только тогда ты сможешь это сделать, не иначе.

Исходя из этого, мы должны понять, что мир входит в постоянный непрекращающийся кризис, где есть падения и подъёмы, как и на нашем духовном пути. Та искра, которая то вспыхивает, то гаснет, так и будет проявляться в мире.

Поэтому надо понимать, что только распространение в мире, когда мы привлекаем всё большее и большее количество точек в сердце, начинаем сплачиваться и соединяться, даст нам ускоренное развитие вперёд, чтобы в минимальном соединении между собой начать раскрывать следующий уровень своего существования, следующее измерение.

Желаю вам всего этого, и надеюсь, что в ближайшее время это реализуется в нас. И тогда уже не будет таких вопросов: «Для чего я существую, если никому не нужен?» Мы увидим совершеннейшую природу и себя совершенными в ней. А время, пространство, перемещение и вообще всё то, что нас ограничивает в этом мире, просто исчезнет.

Удачи нам во всем этом. Будьте здоровы.