От субстанции к субъекту

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология

имеется ли субъект "мышления", нет, "мышление" не имеет выхода, тогда как субъект имеет его, например в праве, или в "действии" а-социального порядка: бизнесе, ремесле, и прочей деятельности, и такого порядка философия уже не касается. Почему философы так упорно стремились обосновать "субъект", связано с типом мышления, которое было скорее рефлексией "сознания" в стремлении преодолеть "раздвоение", что и характерно для мыслящей "субстанции", которую условно обозначим "бесполым Тела" этих мыслителей, и которое необходимо имеет объект сопротивления в эффекте потери Тела Матери. Идеолог естественно рождался мыслителями и обосновывался ими, так как "идеолог" это пустышка начиненная инструментами влияния на толпу, и на которую всегда был спрос у авантюристов и искателей славы и признания, где разумеется и политики. "Человек получает значимость в качестве индивида, а не члена общества, провозглашается свобода и самодостаточность индивида." - это предложение показывает как мыслит автор, где "индивид" и человек разделены, хотя они вместе, но от этого разделения происходит "свобода", и это типичное архаичное мышление преподавателя из совка, и где нет мыслящей "субстанции", и таким с позволения сказать "мышлением" можно объяснить что угодно. Когда Путин что-то говорит, то можно подумать что политик мыслит, а на самом деле рефлексии предаётся, и понятно на что направлена она, если её могут слушать идиоты и чиновники особых поручений, и если рефлексия может формировать толпу, которая только и может поддерживать политика.

Уже в период поздней античной классики категория субстанции становится одной из первостепенных в ряду других философских дефиниций. В древнегреческой философии это понятие применимо в абсолютном смысле к природе, в относительном смысле к сущности-форме. В философии средних веков смещается акцент в использовании категории субстанции с понятия природы на понятие абсолютного существа. До 17 века понятие субстанции говорит об абстрактном всеобщем единстве, всеобщей основе, для которой мир вещей является ее акциденциями. Понятие субстанции становится визитной карточкой всего 17 века. Эпоха Декарта и Бэкона не мыслима без очевидного отношения всех ее представителей к понятию субстанции. Необходимость этого доказывается в исследовании тем, что субстанциализм, как результат предшествующего становления свободного антропоцентрического типа мышления, должен был стать сдерживающим принципом субъективного произвола познания, так как наряду с неограниченной возможностью определения мира согласно собственному представлению субъекта, с одной стороны, требуется самодостаточное, самотождественное гносеологическое основание и принцип этого определения; с другой стороны; содержание познаваемого реально существующего мира должно согласовываться с неизменной имманентной природой, формой, определяющей предметы, и принципом их единства, выводимым из самого этого мира. Метафизика 17 века пыталась вывести существование рациональной, умопостигаемой причины мира, логически необходимое, уповая единственно на мощь познающего разума и считая его критерием его же истинности. Все признаки достоверного, истинного знания выводились из мышления как ему же, мышлению, свойственные, так что истина оказывалась своим собственным критерием, а мысль - не только побуждающей к знанию, но и источником знания и мерилом его результатов. "Философ применяет cogito для построения своей онтологии как некое подобие рычага Архимеда". Объясняя мышление мыслящей сущностью, Декарт делает действие причиной, явление - сущностью, мышление - основой мышления и тем самым причиной самого себя. Та сущность, которая воспринимается как causa sui, как существующая сама по себе, есть лишь онтологическое, предметное выражение этого мышления, объясняющая мышление из самого себя, делающее мышление предикатом и субъектом. Субъект в новоевропейском значении - это субъект мысли, представляющий субъект, а понятие субстанции сближается с "объективным", хотя в метафизике Лейбница еще существенны оба значения. Античность ищет первичное, новое время ищет несомненное. Отныне, после Декарта, уже нельзя отречься от поиска последнего основания, условия возможности любых притязаний на значимость, cogito не отвержим, так как является условием возможности всякого отвержения. Оно есть абсолютная инстанция. Для рационализма метафизика - это система истин, построенная так, что в ее основание нельзя класть ни одну истину, выведенную вне этой системы. Если предметом делается абсолютное, ему должна соответствовать форма выражения этого содержания — достоверность. В рационализме 17 века (наиболее характерно в метафизике Лейбница) происходит снятие принципа причинности в идее "системности". Понять предмет означает вывести его через систему, а не через причинность. Принцип самодостаточности, возведенный в метафизике 17 века, в одно из основных определений реально существующей субстанции делает недоказуемым и излишним, с одной стороны, само существование мира, а с другой - само познавательное отношение к нему. Предикат же устойчивости постепенно перестает быть основным определением понятия субстанции. В метафизике Лейбница деятельный момент присущ мыслящей субстанции. Принцип относительной активности мышления приводит к субстанциальному атомизму. Возникающие в этом случае противоречия вынуждают Лейбница находить реальное абсолютное воплощение мыслящих сущностей в боге, в связи, с чем за монизм им пришлось "заплатить" всем остальным миром. Смена парадигмы в новое время привела к тому, что вещи стали объектами. А человек превратился в субъект. До Ренессанса человек не осознавал себя в качестве субъекта, «лежащего в основе». Лежащим в основе могли быть и вещи. Теперь мир вещей противопоставлен мышлению, а автором этого противопоставления является человек, который и определяет статус любой вещи в качестве его объекта. Человек является основанием, исходя из которого должно быть объяснено все сущее. Процесс превращения человека в субъект имел следствием возникновение отношения эксплуатации субъектом объекта, власть над объектом. Средством осуществления этой власти становится метод-орудие. Человек получает значимость в качестве индивида, а не члена общества, провозглашается свобода и самодостаточность индивида.

https://www.dissercat.com/content/ponyatie-substantsii-v-klassicheskoi-evropeiskoi-filosofii Понятие субстанции в классической европейской философии

Связанные материалы Тип
От субъекта к истории Дмитрий Косой Запись
От истории к культуре Дмитрий Косой Запись
От культуры к бессубъектности Дмитрий Косой Запись