Принципы разумного человека. Мотивация к мудрой жизни от Сенеки.

Аватар пользователя Patch
Систематизация и связи
Этика

Хочу представить вам замечательный текст Сенеки, который описывает мудрую жизнь человека, как желательно жить. Мы сделали ролик на этот текст:

 

 

 

Дай себе такие обеты: "Я изменюсь в лице, увидав смерть, не больше, чем услыхав о ней. Я заставлю свое шаткое тело подчиняться духу, скольких бы трудов и страданий это ни стоило. Я стану презирать богатство, которое у меня есть, и не пожелаю того, которого у меня нет; не огорчусь, если оно будет лежать в другом доме, не обрадуюсь, если заблещет вокруг меня. Я не стану переживать из-за капризов фортуны, приходит ли она ко мне или уходит. Я стану смотреть на все земли как на мои собственные, и на мои как на принадлежащие всем. Я стану жить так, будто знаю, что рожден для других, и возблагодарю природу вещей за это: ибо каким способом она могла бы лучше позаботиться о моих интересах? Одного меня она даровала всем, а всех – мне одному. 

Имение свое я не стану ни стеречь с чрезмерной скаредностью, ни мотать направо и налево. Я стану считать, что полнее всего обладаю тем, что с умом подарил другому. Я не стану отмеривать свои благодеяния ни поштучно, ни на вес, меряя их лишь степенью моего уважения к получателю; вспомоществование достойному я никогда не сочту чрезмерным. Я не стану делать ничего ради мнения окружающих, но лишь ради собственной совести; о чем знаю я один, я стану делать так, будто на меня смотрит толпа народа. 

Есть и пить я буду для того, чтобы удовлетворить естественные желания, а не для того, чтобы то набивать, то освобождать брюхо. Приятный друзьям, кроткий и обходительный с врагами, я всегда буду идти навстречу людям, не заставляя себя упрашивать, и всегда исполню честную просьбу. Я буду знать, что моя отчизна – мир, мои покровители – боги, стоящие надо мной и вокруг меня, оценивающие дела мои и речи. В любой миг, когда природа потребует вернуть ей мое дыхание (spiritum) или мой собственный разум отпустит его к ней, я уйду, подтвердив под присягой, что всю жизнь любил чистую совесть и достойные занятия, что никогда ни в чем не ущемил ничьей свободы, и менее всего своей собственной". 

Тот, кто пообещает себе сделать это, кто действительно пожелает и попытается так поступать – тот на верном пути к богам; даже если ему не удастся пройти этот путь до конца то все ж он погиб, на великий отважившись подвиг...

Текст взят из трактата «О блаженной жизни» древнеримского философа Луция Аннея Сенеки (перевод с латинского и комментарии Т. Ю. Бородай):  https://royallib.com/book/seneka_lutsiy/o_blagennoy_gizni.html

Как вам текст?

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

К сожалению не могу разделить вашего восторга об этом тексте Сенеки. Вряд ли человек может не дорожить жизнью, что по первому требованию природы согласится из нее уйти, а не побежит к врачу, чтобы свое здоровье поправить. Цена мудрости Сенеки определяется его жизнью. В жизни он не следовал своим философским воззрениям.

Аватар пользователя Patch

По крайней мере в вопросах богатства следовал. Когда он покинул государственный пост, то оставил всё свое богатство.

А по хорошему, я так понял, что очень многие, не следовали тому, о чём говорят. Про Карнеги тоже писали. Тем не менее, многие ценят его книги, и кому-то вроде они помогли. Просто они задают очень высокую планку.

Аватар пользователя Софокл

Мудрость нужна человеку для внутреннего употребления, для того чтобы самому ей следовать. Когда человек пишет умные трактаты для других, а не для себя, тогда он занимается профанацией мудрости, решает мелкие проблемы собственной жизни: гонится за призрачным счастьем славы, богатства , почета... Ничего вечного такая позиция не даст.

Высока планка мудрости не в глубокомыслии, как считают очень многие, а в том что человек обретает единство с этим миром. Человек начинает ощущать свою неразрывную связь с мирозданием, свою уместность в нем. Человек обретает душевное спокойствие, уверенность в собственных силах. Чтобы достичь такого внутреннего состояния ни один трактат Сенеки не поможет. Все написанное останется внешним, хоть и убедительным на словах, но так и не вошедшим в плоть и кровь. Все советы это лишь возможные подсказки, которые могут помочь, а могут и нет.

Высокая планка мудрости не в разумности трактатов, а в том что человек ощутит свое сопричастность миру, ощутит не при чтении книг, а в своих действиях (бездействиях).

Сенека больше знал "как правильно", но так и не вкусил плодов своего знания. Когда читаешь его , понимаешь, что вся сумма его советов так и не соединяется в единство слова и дела, не образует внутренней целостности, не исполнена внутренней убежденностью. Его рекомендации напоминают инструкцию: делай это так, а то эдак...., но самого источника, благодаря которому инструкция превращается в твою жизнь у Сенеки не найти... увы.
 

Аватар пользователя Евгений Волков

Спросите про мудрость у Болдачева.

Аватар пользователя Софокл

Я живу свою собственную жизнь и для Болдачева в ней места нет. Пусть интересуются мнением Болдачева те, кто не в состоянии сделать жизнь своей.
 

Аватар пользователя nikolaj

Здравствуйте, уважаемый Стас!

Давно с Вами не дискутировали. Вот и повод для этого подходящий - тема, представленная Алексеем (Patch

Вот Вы сказали - 

Мудрость нужна человеку для внутреннего употребления, для того чтобы самому ей следовать.

 То есть мудрость - это пища для внутреннего употребления?

И ни какого общественного значения, это понятие не имеет?   

Поясню более глубже мой вопрос. 

По Вашему, если это пища для внутреннего употребления, то получается, что мудрость - это не совет всем людям, как надо строить свои отношения между собой, а просто совет конкретному человеку, как лучше приспособится к отношениям с другими людьми, чтобы получить наибольший личный эффект от этих отношений.

Так ли это?   

Хотя, читая дальше Ваши строки, я вижу полное противоречие Ваших же представлений о понятии слова - мудрость.

С одной стороны, я вижу, что Вы убеждены в том, что мудрость - это пища для души конкретного человека, а с другой стороны - замечаю, что у Вас наступает противоречие с Вашим же таким убеждением.

Вот пример - 

 Высокая планка мудрости не в разумности трактатов, а в том что человек ощутит свое сопричастность миру, ощутит не при чтении книг, а в своих действиях (бездействиях).

Вы пишите - в своих действиях!

Но каким это образом действия человека, могут принести пользу этому человеку,  если

эти действия полностью противоречат существующим общественным отношениям?

Значит, что? Это уже не мудрость, если такая мудрость не приносит пользу никому - ни себе, ни людям!   

Так что, уважаемый Стас, вначале надо все-таки определиться с понятием слова - мудрость прежде, чем его употреблять! 

Аватар пользователя Софокл

Здравствуйте, Николай.

Знаете я как-то не соскучился по дискуссиям с вами. Каждый понимает ровно столько, сколько может понять. Вы ищите у меня противоречия, нестыковки и тому подобное. Это ваше право. Современная философская мысль давно пытается мимикрировать под науку. Чего она только не придумала в погоне за общезначимостью, универсальностью, доказательностью и тому подобными штучками-дрючками(((

У вас, Николай, извечная коллизия: общее-особенное, коллективное-индивидуальное... и т.п.В общем-то в этом вас винить даже рука не поднимается. Ваши понимания-непонимания следствия наукообразного рационального мышления.... Философия столько всего напридумывала за время своего существования, что даже не отдает отчет какие ляпы она изобрела, а самое главное, силой своего рационального мышления убедила в этом человечество.

Да, мудрость для меня совет не обществу, а конкретному человеку, ведь живет не общество, а человек. Если нет  меня, нет вас то и общества нет.... Общество возникает когда вы или я или кто-то другой хочет прожить свою жизнь. Это отправной пункт для возникновения общественных отношений, но никак не наоборот. Взгляд на общество возможен только через ваши собственные глаза. А если вас на этом свете нет, то вы не сможете посмотреть на общество, да и не нужно оно будет несуществующему ВАМ. Для того чтобы меня понять, надо понять каково отношение между всеобщим и индивидуальным , личным.

Мне хотелось бы узнать у любого, кто возьмется со мной обсуждать данный вопрос, что в человеке личного, индивидуального? В данном обсуждении не важно как мы можем по разному понимать индивидуальное, личное. Самое главное в моем вопросе заключается в том, что образует человека? Разве человека образует что-то особенное, индивидуальное, отличное и личное?

Что самое личное, интимное у человека? Его особенности? Разрез глаз или черты характера? Разве такие подробности делают человека именно тем кто он есть? Нет. Человек это проявление жизни, некоего всеобщего, универсального, единственного начала. Именно жизненность, жизнь есть самое личное и самое дорогое для человека. А почему жизнь есть самое сокровенное, самое дорогое, самое личное для человека? Потому что жизнь предлагает человеку само реализоваться, проявить свой бытийный потенциал. Но ведь точно жизненный потенциал заключается не в том, какие у человека цвет кожи, длина волос или специфика характера.

Жизнь человека проявляется через действие. В действии человек соединяется с миром. Правда это соединение осуществляется не в марксистском смысле. Жизнь, бытие интересны тем, что несмотря на то что оно всеобщи, единственны, они для своего продолжения, воспроизводства требуют личной заинтересованности, требуют чтобы всеобщее дело было сделано как твое собственное личное дело с полной отдачей всех имеющихся сил, на пределе возможностей, через не могу....

Ваша этика марксизма чужда мне тем, что не знает этого момента, а предлагает положиться на действие посредством человека-марионетки неких безличных "социальных" законов, которые в силу своей "объективности" и сами не знают что они творят....

Для меня человек это личность которая манифестирует бытие. Человек изначально есть проявление всеобщности бытия. Отсюда внутреннее стремление человека к общности с миром, к единству с ним. Жизнь ценна действием и оценкой этого действия "во имя жизни".... Все личное укладывается в эту всеобщую формулу воспроизводства жизни. И эта формула и есть самое сокровенное , самое личное у человека.

Впрочем, Николай, я не претендую на то, что вы меня когда нибудь поймете. И меня не заботит поняли ли вы меня или нет.

 

 

Аватар пользователя Феано

Стас, безусловно, мудрость нужна для внутреннего употребления. И Сенека на протяжении всей своей жизни шёл к Ней и достиг Её владений.

Человек обретает душевное спокойствие, уверенность в собственных силах.

А что в этой замечательной и поучительной биографии, по-вашему, не соответствует мудрому образу жизни философа?

ЛУЦИЙ СЕНЕКА (4 до н. э. - 65 н. э.)

Сенека Луций Анней (Младший) родился около 4 г. до н. э. в Кордубе (ныне Кордова, Испания) в семье философа Сенеки Старшего. Став взрослым, приехал в Рим и включился в активную политическую деятельность, умудряясь изучать параллельно философию и литературу. Будучи избранным в сенат, стал признанным лидером оппозиции, решительно и последовательно выступал против деспотизма Тиберия, Калигулы, Клавдия I и особенно Нерона. При Клавдии I Сенека был изгнан из Рима. Находился в ссылке восемь лет.

Вернувшись в Рим, с 49 по 54 г. состоял при будущем императоре Нероне воспитателем, что позволило ему с 54 г. — даты вступления его воспитанника на трон — стать одним из руководителей внутренней и внешней политики государстве. По философским взглядом Сенека был близок к стоицизму. Своим идеалом считал мудреца духовно независимого, в том числе и от людских страстей, являющего собой пример для подражания.

Известно, что его перу принадлежат 12 небольших трактатов, в том числе важнейшие из них «О провидении», «О гневе», «О спокойствии духа», «О твердости мудреца», а также три больших трактата: «О милосердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы».
Сенека написал девять трагедий на мифологические сюжеты, среди которых известны всему миру «Эдип», «Медея», «Федра», «Агамемнон». Эти произведения оказали большое влияние на европейскую драматургию XVI—XVIII вв.
В 65 г., верный своим принципам, Сенека стал участником дворцового заговора против полубезумного Нерона, который возглавил сенатор Пизоном. Заговор был раскрыт, а его главные участники преданы смерти. Сенеке Нерон лично повелел покончить с собою, и Сенека без колебаний исполнил приказ.

Ограничься в вещах, приучайся желать
То, чего у тебя никому не отнять!
 

Сенека достиг именно такого уровня мудрой жизни - целостности телесности-духа-души, когда жизнь земная, судьба мыслителя, его труды и дела, оказались завершёнными и предназначение великого мыслителя выполненным. При этом его последние годы можно назвать настоящим подвигом духа, ввиду стойко переносимого им тяжкого недуга, преодолеваемого неустанным трудом мысли, творческой деятельности, адресованной будущим поколениям.

Аватар пользователя Дилетант

"Я изменюсь в лице, увидав смерть, не больше, чем услыхав о ней. Я заставлю свое шаткое тело подчиняться духу, скольких бы трудов и страданий это ни стоило. Я стану презирать богатство, которое у меня есть, и не пожелаю того, которого у меня нет; не огорчусь, если оно будет лежать в другом доме, не обрадуюсь, если заблещет вокруг меня. Я не стану переживать из-за капризов фортуны, приходит ли она ко мне или уходит. Я стану смотреть на все земли как на мои собственные, и на мои как на принадлежащие всем. Я стану жить так, будто знаю, что рожден для других, и возблагодарю природу вещей за это: ибо каким способом она могла бы лучше позаботиться о моих интересах? Одного меня она даровала всем, а всех – мне одному.  ..."

Очень похоже, что это написано после того, как побывал одной ногой ЗА гранью. Это описание того состояния.
Но когда шагнул обратно, то оказывается, что всё "нажитое" по-прежнему нужно. Надо кушать, делать, платить налоги... Короче - жить. И никто за тебя этого делать не будет - у каждого своя жизнь, а у всех - тоже своя "всего".

Так или иначе, но всё живущее стремится , хоть и очень неохотно к этой грани, в переходе через которую наблюдается всё высказанное.
Потому что, перейдя за Грань, всё действительное будет твоим, но вот "взять" его не получится, а потому оно будет "общим", для всех, кто может действовать, то есть - для ВСЕХ живущих.

Аватар пользователя Фристайл

Текст с изложением принципов? Но ведь это же мысль, изречённая вслух. пытаться к себе применить ложь? Пытаться натянуть на себя сброшенную змеёй шкуру? Называть сие принципами разумного человека, разумно ли? И по-другому быть разумным никак нельзя? 

Если сравнивать ситуацию для человека, у которого вообще нет идей о разумной жизни, и тут новая ситуация - попалась в руки неглупая книжка, да ещё он её поизучал. Конечно, это плюс. Да что говорить, лет в 17-22 я и сам рвался впитывать что-то аналогичное. Потом повзрослел, восклицательный знак на глазах  сгорбился и стал вопросительным. Афористичные рекомендации уже навивают скуку, коль есть понимание, что к каждой цитате нужна собственная записная тетрадь с толкованиями: когда, при каких условиях, а когда следовать подобному просто вредно.

Короче, записные мудрости - не руководство к действию, а массажёр мозга в определённом недозрелом состоянии.

Аватар пользователя Галия

Честно бы написали: "а мне лично слабо следовать подобным принципам".))

Аватар пользователя Patch

К Фристайлу и ко всем остальным: просьба разборки здесь не устраивать, пишите их у себя в личке, и провоцировать, подкалывать тоже не нужно, пожалуйста (это к Галии, наверное). Только спокойная, философская дисскуссия. 

Спасибо!

Аватар пользователя Владимир К

Patch, 18 Август, 2018 - 19:35

Как вам текст?

Для лицемеров, пособие.

Аватар пользователя Софокл

Для лицемеров, пособие.

Не соглашусь. Мнение Сенеки - мнение ищущего, еще не нашедшего, но желающего найти. То есть никакого злого, корыстного смысла его трактат не несет. Он ни кого не хочет ввести в заблуждение, правда сам еще в пути...

Аватар пользователя Владимир К

Софокл, 24 Август, 2018 - 07:24, ссылка

Для лицемеров, пособие.

Не соглашусь. Мнение Сенеки - мнение ищущего, еще не нашедшего, но желающего найти. То есть никакого злого, корыстного смысла его трактат не несет. Он ни кого не хочет ввести в заблуждение, правда сам еще в пути...

Какие только оправдания лицемеры для себя не выдумывают ("ищущий", блин), когда их что-то "поджаривает" изнутри. Но без послесмертного продолжения они себя не мыслят. А как лицемеры могут утверждать себя в веках? Уж непременно так, в виде поучительства, назидания потомкам.

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил.

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука...

Вообще, та эпоха была эпохой ничем не прикрытого грабительства. Все эти прославляемые одиссеи совершали не просто походы, а грабительские походы. С нашими днями есть параллель. Воры тоже утверждают своё лицемерие, например, тем, что сооружают грандиозные монументы на могилах воров в законе.

Аватар пользователя Софокл

Владимир, зря вы так... Я вам просто скажу: посмертная слава это слава после смерти и живущий никакой пользы для себя из нее не извлечет, ведь он даже о ней не узнает... так что даже  его самолюбие  не потешится.
 

Аватар пользователя Владимир К

Софокл, 24 Август, 2018 - 16:05, ссылка

Владимир, зря вы так... Я вам просто скажу: посмертная слава это слава после смерти и живущий никакой пользы для себя из нее не извлечет, ведь он даже о ней не узнает... так что даже  его самолюбие  не потешится.

По факту

Вы наплевали на своё имя, данное вам родителями, значит и на них малость наплевали, наплевали на имя, под которым у вас прошло детство, юность, молодость, запав на имя Софокл, и присвоив его себе. И нам ничего не остаётся, как воспринимать вас под этим именем. Но всё ли движение материи вашего тела в этом отношении зависело только от вас? Очевидно, нет. Причину такого движения материи вашего тела обусловил еще Софокл, движением материи своего тела... в течение всей своей жизни... не наплевавший на имя, данное ему при рождении. Но можно просто сказать, его душа оседлала вашу податливую душу. И конечно, конечно, в своём профайле вы отметили философов, -

Авторитетные философы

Аристотель, Августин, Гераклит.

- которые душевно ближе Софоклу.

 

 

Определённо-то я вам возразить не могу, но вот такое движение материи наличествует.

Аватар пользователя Софокл

Владимир, когда человек эмоционален это хорошо. Это свидетельство того, что он еще жив.
 

Аватар пользователя Владимир К

Пёсик-то (не живой) на вашем аватаре тоже, наверное, какую-то эмоцию выражает. Не без этого.

Аватар пользователя Софокл

Эмоции переплетены с идеями. На аватарке человеческие руки из живых цветок собрали собачку... По моим представлениям хороший человек это садовник. Я думаю, что мои представления не столь ценны, чтобы удостоиться обсуждения.

Фото  сделано на голландской выставке цветов. Мне оно нравится своим символизмом.
 

Аватар пользователя Владимир К

Софокл, 25 Август, 2018 - 09:58, ссылка

Эмоции переплетены с идеями...

Или вот, у Пушкина, стихи:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
        Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.

Какое у Пушкина здесь выражается поползновение? Очевидно, здесь выражается уверенность в том, что он будет вечно над поэтами - славен среди поэтов. А поэты над обществом. Общество тогда состояло большей частью из неграмотных людей, но судьбы вершили грамотные. И вот схема, над обществом поэты, а над ними Пушкин, а потому и над всем обществом Пушкин. Вечно! В СССР оно так и "вырисовывалось". И расхожая истина есть: "Пушкин - наше всё". Но эта схема имеет принципиальный изъян, поэтому не совсем работающая. Но в какой-то мере она работает по сей день. И что бы этой схеме не работать при таком обстоятельстве - "Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка".

Аватар пользователя Софокл

Интересные у вас ассоциации. За версту видно творческого человека))))

Аватар пользователя Владимир К

На что-нибудь стоящее ответил бы. А так, скучно. Ладно, пока.

Аватар пользователя Дилетант

Владимир К, 25 Август, 2018 - 10:58, ссылка
Какое у Пушкина здесь выражается поползновение? Очевидно, здесь выражается уверенность в том, что он будет вечно над поэтами - славен среди поэтов.

Очевидность - несомненно. Но философия - это ещё и не-очевидность. Пушкин более философ. 
С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит
 ...

Аватар пользователя Владимир К

Дилетант, 25 Август, 2018 - 11:30, ссылка

...И опершися на гранит ...

Опора нормальная.

Аватар пользователя Дилетант

Какую-то вечность простоит. Первые скрижали недолго продержались.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Софокл, 24 Август, 2018 - 16:05, ссылка

Владимир, зря вы так... Я вам просто скажу: посмертная слава это слава после смерти и живущий никакой пользы для себя из нее не извлечет

Как-то в интернете на вопрос "Чего боишься больше всего?" видел офигенный ответ: "Умереть во сне без трусов".

Образец мудрости большинства.

Аватар пользователя 77

Владимир К, 24 Август, 2018 - 11:19, ссылка

Вообще, та эпоха была эпохой ничем не прикрытого грабительства. Все эти прославляемые одиссеи совершали не просто походы, а грабительские походы. С нашими днями есть параллель. Воры тоже утверждают своё лицемерие, например, тем, что сооружают грандиозные монументы на могилах воров в законе.

 Точно. Читнешь славный скальдический эпос, веками вдохновляющий потомков, а там стяжательство, грабежи и дележ награбленного. Пирушки, интрижки, потасовки, вот такие героические деяния богов ) 

Аватар пользователя Владимир К

77, 24 Август, 2018 - 18:14, ссылка

Еще и бесправие женщины, лицемерное отношение к женщине. Аж до 20 века. Это вкупе с их "мотивациями к мудрой жизни".

Аватар пользователя Derus

Текст взят из трактата «О блаженной жизни» древнегреческого философа Луция Аннея Сенеки

Ну какой же древнегреческий, когда древнеримский.

Аватар пользователя Patch

Спасибо за поправку. 

Аватар пользователя Vladimirphizik

Дай Бог, чтобы хотя бы 10% народонаселения мира в годы своего преклонного возраста могли подписаться под каждым словом Сенеки. "Ибо много званых, но мало избранных".

Аватар пользователя А.Саган

Замечательное понимание Мудрости, которое  и не снилось современным филосОфам, не способным выйти за рамки своего тела и своей жизни.

Респект Автору!

Аватар пользователя Евгений Силаев

  Спасибо, Алексей, за интересную цитату. 

   Думаю, что идеальных людей нет, но в своём творчестве человек способен стать сверхчеловеком, как говорил Ницше. А тот, кто не стремится стать сверх человеком рискует потерять и человеческий образ. 

     Сенека прав указывая на важнейшие аспекты человеческой жизни, которые образуют её разумность. 

  Думаю, что в этой цитате  есть о чём поразмышлять. 

   ЕС